(Раич; † 18.07.1659, Бурса (Пруса), Турция), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.), патриарх Печский (1648-1655). Вероятно, происходил из семьи серб. землевладельцев, владевших с. Штитково на р. Тисовице в обл. Стари-Влах или живших в нем. В 1719 г. проживавший там его внук кн. Авраам из рода («племени») Раичей дал вкладную в построенную Г. в этом селе ц. Благовещения ( Записи. 2. С. 53. 2367). До избрания в 1643 г. митрополитом Нови-Пазарским и Рашским был митрополитом Смедеревским. В 1644 г. на свои средства обновил мон-рь Ковиле , в к-ром нек-рое время проживал, построил в нем кельи и ветряную мельницу, возвратил обители утраченные ранее и приобрел новые земли (Там же. 1. С. 352. 1389). В нач. 1648 г. избран Печским патриархом, при вступлении на престол заплатил тур. султану Мехмед-аге налог 100 тыс. акчи. Став патриархом, Г. построил «от основания» ц. Благовещения в с. Штиткове, куда 1 нояб. 1656 г. отправил из Москвы печатную Триодь Цветную (Там же. 3. С. 173. 5680). Г., используя ослабление Османской империи после войны с Венецией, старался облегчить положение Печской Патриархии в условиях османского ига, для чего в 1649 г. посетил Стамбул. В этой поездке, возможно в пределах лишь своей епархии, Г. сопровождал митр. Коласайский (Кратовский, Кюстендильский) Михаил (Боичич) , к-рый в записях на рукописном Октоихе (НБКМ, 193) сообщает о поездке и обвиняет Г. в корыстолюбии: патриарх взял с него за поставление 19 тыс. аспр и часто вымогал дорогие подарки (Там же. 4. С. 158. 6852-6855; Ангелов Б. Ст. Руско-южнослав. книжовни връзки. София, 1980. С. 16-17). В 1650-1651 гг. объехал серб. епархии для поддержки паствы. В 1652 г. встретился с Павлином Демским, членом католич. Конгрегации по распространению веры, и Франом Стоимировичем, католич. епископом Призрена, через к-рых просил помощи у Рима. Обсуждал с ними вопрос о заключении унии, но соглашение не было достигнуто. Для сбора средств на выплаты тур. казне ездил на родину, в Стари-Влах. В нач. 1653 г. отправился в Москву за милостыней, но его не пустили в страну, т. к. не прошло еще 7 лет после последнего посещения Москвы представителем Печской Патриархии, положенных по соглашению. Он остановился у воеводы Матея Басараба в Тырговиште, содействовал его примирению с гетманом Богданом Хмельницким.

http://pravenc.ru/text/161337.html

В противовес этим утверждениям, которые в те времена разделяли многие, правительство Бориса Годунова утверждало, что Лжедимитрий - это беглый монах Гришка Отрепьев. Однако в последнее тоже трудно поверить. В момент похода на Москву в 1604 году современники описывают Лжедимитрия как молодого человека, которому едва перевалило за двадцать. А реальный Отрепьев был лет на десять его старше. За Димитрием Самозванцем стояли Польша и католическая церковь. Но даже там многие не верили в подлинность «чудом спасшегося» сына Ивана Грозного. Человек, называвший себя царевичем Димитрием, так объяснял польским партнерам свое спасение: «Вместо меня в Угличе убили другого мальчика». Эта версия сохранилась в нескольких вариантах. Римскому папе Клименту VIII в год своего похода на Москву он писал: «Убегая от тирана и уходя от смерти, от которой еще в детстве избавил меня Господь Бог дивным своим промыслом, я сначала проживал в самом Московском государстве до известного времени между монахами». А Марине Мнишек, на которой женился, расцвечивал свое приключение романтическими подробностями. Уже в пересказе самой Марины, сохранившемся в ее дневнике, этот вариант выглядит так: «Был при царевиче там же некий доктор, родом влах. Он, узнав об этой измене, предотвратил ее немедленно таким образом. Нашел ребенка, похожего на царевича, взял его в покои и велел ему всегда с царевичем разговаривать и даже спать в одной постели. Когда тот ребенок засыпал, доктор, не говоря никому, перекладывал царевича на другую кровать. И так он все это с ними долгое время проделывал. В результате, когда изменники вознамерились исполнить свой замысел и ворвались в покои, найдя там царевичеву спальню, они удушили другого ребенка, находившегося в постели, и тело унесли. После чего распространилось известие об убийстве царевича, и начался большой мятеж. Как только об этом стало известно, сразу послали за изменниками в погоню, несколько десятков их убили и тело отняли. Тем временем тот влах, видя, как нерадив был в своих делах Федор, старший брат, и то, что всею землею владел он, конюший. Борис решил, что хоть не теперь, однако когда-нибудь это дитя ожидает смерть от руки предателя. Взял он его тайно и уехал с ним к самому Ледовитому морю и там его скрывал, выдавая за обыкновенного ребенка, не объявляя ему ничего до своей смерти. Потом перед смертью советовал ребенку, чтобы тот не открывался никому, пока не достигнет совершеннолетия, и чтобы стал чернецом. Что по совету его царевич исполнил и жил в монастырях».

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/05/...

Монахи скита имели великую нужду в воде, как для личного пользования, так и для сада. Попросив в Великой Лавре позволение провести воду от источника Кир Исаии к скиту, они не получили на это благословение. Но Бог, увидев терпение смеренных монахов, послал облако саранчи на сельскохозяйственные культуры в угодьях Лавры. Зря молились лаврские монахи и окропляли сады освящённой водой - саранча уничтожала всё на своём пути. Тогда один из них сказал: Отцы, то что мы видим– это гнев Божий, наказывающий нас за то, что не даём воды отцу Иустину-духовнику, который является и нашим духовником и который имеет великую нужду в воде в своём скиту. Услышав эти слова, наместник Лавры позвал отца Иустина помолиться. Преподобный Иустин, освятив воду, окропил ею угодья, и по его молитвам вся саранча сбежала. Увидев это чудо, лаврские отцы сказали: Воистину отец Иустин Влах является святым человеком! С того дня отцы румынского скита получили разрешение провести воду в скит от источника, называвшегося Кир Исаия. В 1821 году, во время греческого восстания, Афон был оккупирован турецкими войскамит, которые свирепствовали и грабили святогорские обители. Ворвались они и в Продром. В соборе мусульмане увидели образ Иоанна Предтечи, сурово взиравшего на них. Вместо покаяния они начали палить по иконе из ружей, но пули, не причиняя иконе вреда, отлетали в стороны и поражали стрелявших. Те в ужасе бежали. После 1820 года преподобный игумен Иустин, видя ужасные разрушения, причиненные войной между греками и тургами, удалился в затвор в пещеру, оставив на посту игуменом вместо себя иеромонаха Патапия. Там, в уединении, иеросхимонах Иустин подвизался более двадцати лет строгим подвигом, в посте, в бодрствовании и в непрестанной Иисусовой молитве, по образу древних преподобных. Многие греческие и румынские монахи, видя святость его жизни, избрали его своим духовником. Так подвизался преподобный Иустин до 1845 года. Потом, отдав своим ученикам последнее духовное лобзание, мирно отошёл ко Господу в возрасте 75 лет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=287...

Во время краткого правления венецианцев на Пелопоннесе (1685-1715) проведитор Дж. С. Джанни 17 авг. 1705 г. увез чудотворную икону из М.-С., но вернул ее на следующий день в обитель, после того как внезапно умерла его жена Антонина. Когда в 1715 г. турки изгнали венецианцев из Коринфа, Богоматерь чудесным образом известила об этом проигум. М.-С. Григория и велела ему отправить к победителям посольство, чтобы избежать репрессий, что те и сделали. Статус и владения М.-С. подтверждались в 1741, 1786, 1792, 1798 гг. С XVIII в. монастырь владел подворьем в Смирне - Гелекраси. В 1769 и 1784 гг. хрисовулы валашских господарей закрепили за М.-С. подаренный ему монастырь Успения Пресв. Богородицы (Влах-Серай) в К-поле. В 1786 г. М.-С. приобрел в качестве подворья мон-рь вмч. Димитрия Солунского на о-ве Андигони (Принцевы о-ва). Видимо, большая часть братии проживала на подворьях, потому что в 1715 г. тур. военачальник, прибывший в М.-С. с приказом покарать насельников за поддержку кефалинийских пиратов, застал там только иеромонахов Софрония и Парфения. Военачальник велел отсечь им головы, но меч чудесным образом распался на куски, и турки оставили насельников в покое. Через 50 лет верноподданнические настроения насельников М.-С. сильно изменились. Во время антитур. восстания на Пелопоннесе (1770) монахи во главе с игум. Захарией активно поддержали участников боевых действий. Тогда в обители подвизалось более 100 монахов. В то же время насельники оказали помощь мирным тур. жителям Калавриты, изгнанным из города, хотя сами остались без средств. М.-С. чудом не пострадал в ходе последовавших репрессий, но были разорены мн. его подворья и убиты нек-рые из проживавших там монахов. К 1796 г. число иноков в М.-С. почти удвоилось, о чем можно судить по записи о владениях и сельскохозяйственной продукции мон-ря в Cod. 93 из Геннадиевской б-ки в Афинах. Среди членов тайного «Дружеского общества» (Филики этерия), готовившего национально-освободительное восстание 1821-1829 гг., были постриженики М.-С. (Герман (Пападопулос или Зафиропулос), митр. Христианупольский, протосинкелл архим. Амвросий (Франдзис), Иона, еп. Дамальский, монахи Неофит и Пафнутий (Рувалисы)) и представители мон-ря (игумены Иона (Канеллопулос) и Парфений (Баланос), скевофилакс Григорий и др.). Подворья Влах-Серай и вмч. Георгия Победоносца «ту Карипи» на Принцевых о-вах служили местами собраний этеристов. Проигум. Герасим (Торолос) из М.-С. с 40 монахами участвовал в сражении при Левиди (14 апр. 1821). Он отличился храбростью и в битве при Акрате (7-19 янв. 1823), одними из главных участников которой были проигум. Дамаскин и 50 монахов-мегаспилеотов.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

Многие монахи монастыря были вовлечены в деятельность греческой революционной организации Филики Этерия. Монастырь стал одним из центров подготовки восстания. Примеру Мега Спилео последовали и другие монастыри Пелопоннеса. Фотакос (Хрисантопулос, Фотиос) гетерист и участник Освободительной войны а впоследствии мемуарист писал о монахах Мега Спилео: «…они знали о Этерии и были знакомы с гетеристами и в силу этого действовали как её апостолы (…). Все они и те что путешествовали и те что оставались в монастыре были способны поднять целый мир, что они и сделали на Пелопоннесе, где они распространили сигнал восстания, подготовили всё и сами подготовились…..». Этим вклад Мега Спилео в подготовке Греческой революции не ограничивается. Два его подворья в Константинополе, Влах-Серай и монастырь Святого Георгия Кариписа на Принцевых островах, стали местом сбора гетеристов на стадии подготовки вооружённого восстания. В 1818 году Скуфас, Николаос, один из трёх первых организаторов Этерии, избрал подворье Святого Георгия явкой Общества. C началом вооружённого выступления гетеристов Александра Ипсиланти в Молдово-Валахии, по всей Османской империи прокатилась волна погромов и резни православного греческого населения. 22 апреля 1821 года турки повесили в Константинополе патриарха Григория. В тот же день подворье Влах-Серай было сожжено турками. Чуть позже, 29 мая, его святые отцы были убиты. Выжил только один монах Ион Макригенис, который принёс печальную новость в Мега Спилео. С началом восстания многие монахи монастыря приняли непосредственное участие в военных действиях. Так историк Н.Спилиадис упоминает участие 40 монахов из Мега Спилео, которых возглавлял проигумен (помощник игумена) Герасим (Торолос) в сражении при Левиди 14 апреля 1821 года. Монахи Мега Спилео принимали участие в уничтожении остатков армии Драмали-паши в сражении при Акрате 7-19 января 1823 года. В этом сражении кроме проигумена Герасима и его монахов принял участие проигумен Дамаскин, прибывший во главе 50 монахов. Историография отмечает имена ряда монахов отличившихся в сражении. Мега Спилео стал известен туркам как сильная база стратегического значения для восставших. Кроме этого в монастыре нашли убежище тысячи беженцев включая более 500 знатных семей Пелопоннеса. Монастырь внёс огромный материальный вклад в Освободительную войну. Монахи не раздумывая продавали серебряные священные сосуды и расплавляли любые медные предметы включая дверные ручки для производства боеприпасов.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

О том, как победители отнеслись к побежденным, «еретикам-Грекам» в Константинополе, дошли до нас свидетельства и самих Греков, и латинян. Даже папа Иннокентий III говорил, что «Латиняне не щадили ни веры, ни пола, ни возраста»; совершались всякого рода насилия, грабежи, поругание святыни. Никита Хониат , описывая ужасы при взятии города, говорит, что мусульмане, взявшие Иерусалим в 1187 году, поступали гораздо умереннее и человеколюбивее. Папа, порицавший необузданность и варварство Латинян, выказанные при взятии города, изъявил однакож и радость о том, что греческая церковь , наконец, «подчиняется» ему, хотя об этом подчинении православная церковь нисколько и ничем не высказалась тогда. Православные христиане частью бежали пред лицом гонителей, частью выжидали дальнейших событий и молча признали политическую власть латинян, покоривших себе весь Балканский полуостров до самого Адрианополя, исключая нынешней Албании (древнего Эпира), где утвердилась одна ветвь императорского дома Ангелов, и части Фессалии, где сохранил независимость так-называемый «Великий Влах 21 ». Некоторые приморские места в малой Азии, например, Халкидон и Никомидия, также подпали власти крестоносцев, – впрочем на короткое время; в 1224 году Никейский император совершенно изгнал Латинян из Азии. Папа, считавший себя верховным главою церкви с правами божественными и человеческими, то есть, гражданскими, не стеснялся сам, не стеснял и духовенство свое всеми мерами укреплять латинство в завоеванных областях, сравнивая греческую церковь с Самариею, а свой престольный город с Иерусалимом, и призывая всех западных христиан по возможности споспешествовать утверждению новой латинской империи на берегах Босфора и римской веры. В Риме так рассуждали: «Упорные схизматики (то есть, Греки), чада церкви, издавна возмутившиеся против нее, заслуживают наказания. Если страх оружия нашего заставит их возвратиться к своему долгу, то прекрасно; если же нет, то нужно истребить их и населить страну католиками 22 ». Будь у Латинян возможность, не очутись они сами в неблагоприятных обстоятельствах, Греков, без сомнения, постигла бы участь Албигойцев в начале XIII века, или Мавров XVI; но все-таки Латиняне делали все, что могли, для олатинения православного Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В 1810 году в трущобах и церкви скита содержится «73 дома, 100 мужчин, 139 женщин, всего 239 человек. Настенная церковь, покровитель св. Висарион, при всех полна. У него два священника: 1. Читул син [его сын] Раду син Тома [...], рукоположен епископом Врацким хир Софронием [...], с иерейским билетом митрополита Досифея, не позднее 1807 г. Ноем. 16, на так называемой церкви, где она и сейчас находится». Статус меток Сариндара сохранялся до 1843 г. В кельях старого скита функционировала Центральная семинария митрополичьей церкви Унгро-Влах, перенесенная в 1842 г. из Антимского монастыря, где находилась также школа «жрецов, священников и грамматики». После переходного периода Сариндар постепенно сократил свою связь со скитом. После секуляризации монашеских состояний, в 1875 году, церковь вместе со своими владениями перешла в управление города Бухареста, став, как и многие монастыри, миротровой церковью. Планировка улиц 1872, 1885, 1891 и 1893 годов, неоднократное обустройство парка Чишмиджиу, экспроприации и выкупы, посредством которых бывшие посольства стали владельцами участков земли, некогда принадлежавших скиту, создали круг давления, который постепенно затянут вокруг старого озера. В 1880 году было решено снести старую церковь и полуразрушенные кельи и построить церковь в другом стиле, на створе в восьми метрах от вновь проложенного бульвара. Доклад, представленный министру культов и народного просвещения Г.Г. Точилеску и художник Т. Аман выразил сожаление по поводу того, что «из-за виноватого равнодушия столица Румынии потеряла еще одно здание, которое добавляло ее монументальному облику [...] небольшую церковь, характерную по форме и впечатляющую своей простотой». Снос церкви Скит Мэгуряну в Бухаресте убеждает министра культов В.А. Урекии разработать «Законопроект о сохранении национальных памятников». Новая церковь была построена между 1881 и 1884 годами с «одобрения мэрии», с заботой Епитропии и вкладом верующих, по планам мастера Думитраке Николау, строителями были инженеры Марку Хехт и Б. Янковичи. Стоимость работ составила 29 158 леев. Согласно надписи у входа, новый святой покровитель Святой мученик и целитель Пантелимона был добавлен к посвящению храма: «Во славу Почитаемого в Троице и по благословению Святейшего Митрополита Предстоятеля Калиника Миклеску, сей святой храм воздвигнут во второй раз при покровительстве святителей Виссариона и Целителя Пантелеимона. Основа восстановления была заложена в 1881 году, когда Румыния провозгласила себя независимой и королевством, а ее лордом Каролом I, ее первым королем. И закончилось это в 1884 году благожелательным содействием общины и неутомимой настойчивостью эпитропов, священников Кристаке Михэеску, Константина Анхелеску и Киву Джордже. Содержание этого святого места в значительной степени связано с его первым жертвователем, а принадлежащее ему место было пожертвовано покойной благотворительной Аникой Вэкэреску, урожденной Бэбеану. Пусть это будет легкая пыль».

http://sobory.ru/article/?object=58139

В списке 1683 г. отмечены и села Терапья и Буюк-дере, без наименования приходских храмов, причем Патераки, также указавший обе эти местности, отметил, что церковь второго села была посвящена св. Параскеве. Павел же Алеппский сообщил, что в первом селе было 120 домов христиан, а местный храм был устроен во имя св. Георгия 169 . Но de jure оба эти села еще с 1655 г. были подчинены Дерконской митрополии, в силу особого патриаршего и синодального определения. Список начала XVIII в. отметил и село Неохори, известное только Патераки, причем последний назвал лишь один местный храм – св. Георгия 170 , а в первом списке названы церкви – св. Николая, Богородицы и Святогробский метох св. Георгия. В последующее время в Неохории сохранились два прихода – св. Николая и Богоматери. А затем, в списке в начале XVIII в. имеются и другие дополнения. Так, здесь названы – метох св. Георгия на Фанаре, принадлежащий святогробцам, известный, впрочем, как Коробейникову, у которого он носит наименование «Катакузину-магаледа» 171 , так и Патераки, у которого он выступает с именем св. Георгия οδτης 172 , и Панагия Влах-серая, служившая раньше патриархией, известная Смиту («τς Παναγας prope aedis Principis») и Дюканжу [«Deiparae in Saraio Walachiae»]. И далее, – «была (τον), – говорит каталог начала XVIII в., – и малая церковь Панагии Палеолога» 26). Эта церковь отмечается у Павла Алеппского 173 и у Смита [ " τς Παναγας, В. Virginis, quae ob distinctionem μιρ dicta prope Patriarchium»). Она находилась между Фанаром и Валата 174 . То обстоятельство, что эта «малая» Панагия не была отмечена в списках Коробейникова, Патераки и других, может объясняться незначительными размерами храма и его разорением от неоднократно происходивших в городе пожаров. Любопытно также отметить, что у Смита указана церковь св. Никиты «proge aedis principis Walachiae». Здесь нужно разуметь и ныне существующую агиасму св. Никиты недалеко от храма Богородицы Егрикапи, где еще в византийскую эпоху находился храм св. Никиты 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Уже при преемнике Магомета II, султане Баязиде II, со стороны турецкого правительства было предпринято гонение, на патриарха Нифонта и клириков патриархии, патриарший престол долгое время фактически оставался без предстоятеля, а в великой патриаршей церкви были конфискованы евангелия с украшениями, серебряные кадильницы, иконы с украшениями, различные священные покрывала, серебряные посохи и многие другие священные предметы 57 . При патриархе Дионисии II, по распоряжению столичного паши, был снять с колокольни [πνω ες τ αμπανριον] 58 храма Паммакаристы большой крест, который был далеко виден и с суши и с моря и по которому каждый христианин узнавал патриархию «и когда его сняли, была великая печаль среди христиан» 59 . И в последующее время, особенно при патриархе Иеремии I (с 1520 г.), патриархии неоднократно угрожала опасность полного разорения, на ряду с другими константинопольскими храмами 60 . Наконец, в 1586 г., когда вселенский патриарх Иеремия II находился в изгнании на Родосе, турецким правительством был отнят у греков и храм Богородицы Всеблаженной со всеми при нем зданиями и обращен в мечеть 61 . Третьей резиденцией константинопольских патриархов служила бедная церковь Влах-серае. т. е. при доме господарей Валахии 62 , находившемся около нынешнего Святогробского метода на Фанаре. Весною 1586 г. архидиакон Никифор, протосинвелл патриарха Иеремии, вынужден был перенести сюда из прежней патриархии книги, свв. иконы и мощи, кодексы и официальные грамоты, а также и патриарший трон. Патриарх Иеремия, освободившись из изгнания, и жил «в доме Влахов» (ες τ σπτια τν Βλχων). Здесь в мае 1590 г. был созван собор, при участии патриархов – Иеремии II, Иоакима антиохийского и Софрония иерусалимского и многих иерархов и архонтов Константинопольской церкви, – и состоялось определение об учреждении патриаршества в России 63 . Здесь же 12-го февраля 1593 г. был устроен «великий» и «целосовершенный» собор, при участии патриархов Иеремии II, Мелетия Пига александрийского и Софрония иерусалимского и архиереев вселенского патриархата, и вновь была составлена «уложенная грамота» о русском патриаршестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

После этого у о. Амвросия кушать было нечего; но потом взяли его в Лавру послужить туркам, как хорошо знающего по-турецки. Там служащие носили белые фартуки, почему их не трогали. О старцах прежнего времени о. Амвросий сказал: – Когда я приехал на Св. Гору, тогда застал здесь поистине старцев и по самому виду, а особенно по их духовной опытности. Бывало, мы взглянуть на лице их не смели; а если взглянешь, то невольно смежишь глаза от сияющей в них благодати, и согбенно поникнув долу, проходили мимо их. Слово их было сильное, и поселяло благоговейное к ним уважение и страх растворенный любовью. Старец о. Амвросий скончался 24 февраля 1871 года. Говорил до последнего и причащался часто. В последний день пришедший иеромонах нашел его остывшим и лежащим с закрытыми глазами, почему сочли его мертвым; но иеромонах, наклонясь, сказал на ухо старцу: – Открой уста! – и о. Амвросий открыл, и его причастили; но лишь проглотил, закрыл опять глаза, и душа его отлетела ко Господу. Старец о. Виссарион – куцо-влах († 1884) Родился о. Виссарион в 1809 году. На Афон прибыл в 1834 году вместе с родным братом, впоследствии духовник о. Зосима, живший на Катунаках, и поступил в Дионисиатский монастырь, где чрез 3 года получил постриг. Тут он жил 20 лет, а потом, по примеру брата, ушел на безмолвие и жил в разных пещерах. Однажды он поселился в сырой пещере, вроде свода, сделанного в земле для небольшого ключа, текущего из горы вверху Катунак; а когда Лавра узнала об этом, то распорядилась выгнать его, выставляя причину, что козлы и быки пугаются и не могут подходить к водопою, устроенному при пещере, завидев там человека. Потом он жил пониже Ксенофского скита в логе, а когда и оттуда прогнал его монастырь, то выпросил себе место между скитами св. Анной и Новым Скитом в камнях, где и слепил себе калибочку. Родом о. Виссарион куцо-влах; ростом был весьма высокого, постоянный наряд его был: на низенькую камилавку, в роде скуфейки, накидывал прехуденькую, коротенькую намётку, – короткий, ветхий подрясник, а сверх его куртка с остатком удержавшихся овчинок, привезенная им из мира давным-давно, и которую он не скидал и летом. – Келья его самая маленькая. Рукоделием он был портной, но шил мало. Главное занятие его состояло в чтении, размышлении и умно-сердечной молитве. Знание им Священного и отеческих писаний было обширное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010