Коллектив авторов Скачать epub pdf Мученик Иоанн Влах (Валах) Румынский † 12 мая 1662 Прославлен Румынской Православной Церковью Имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1956 г. Память празднуется 29 апреля/12 мая (преставление) Святой мученик Иоанн Валах (“Румын”) был родом из Валашской области Олтении. В то время Валахией правил Господарь Михня Водэ (1658–1659). Турки часто грабили и опустошали румынские земли. Однажды Михня Водэ решил перебить всех турок, находившихся в пределах Валахии, и тем самым отомстить им за учиненные в его стране беззакония и грабежи. Собрав свое войско, Михня исполнил свое заветное желание, так что в Валахии не остался в живых ни один турок, а успевшие спастись бегством поселились за Дунаем. Узнав о таком поступке своего вассала, разгневанный турецкий султан поднялся войною на Валашское господарство. В неравной битве Михня Водэ стал отступать и в конце концов, убедившись в своем поражении, тайно удалился в горы Ардяла. В результате османы опустошили всю страну и увели в плен около 50000 румын, среди которых был и пятнадцатилетний Иоанн, о котором пишет в своих повествованиях о мучениках некий чиновник Константинопольского Патриархата Иоанн Кариофил. Молодой румын был красивым и умным, глубоко верующим.Турки разделили между собой узников. Иоанн попал в руки одного жестокого и любодейного воина. Помимо тяжелой дороги, голода, усталости пленные претерпевали избиения и всякого рода надругательства. Будучи принуждаем турком к содомскому греху, блаженный Иоанн воспротивился, исповедуя, что является христианином и ненавидит нечистые похоти язычников. Исполнившись ненависти, турок хотел применить насилие, однако, молодой христианин, утвержденный ревностью по Христе, ударил нечестивца, который тотчас скончался. Соратники убиенного, схватив Иоанна, надели на него железные оковы, в которых Иоанну пришлось добираться до Константинополя несколько месяцев. В Константинополе турки отдали юного исповедника в рабство жене убиенного им воина. Эта женщина, пленившись красотой Иоанна, соблазняла его и склоняла к принятию ислама , убеждая отречься от веры во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой мученик Иоанн Влах Святой Иоанн родился в XVII веке в Валахии и происходил из богатой благородной семьи. Он был захвачен турками, когда они завоевали его страну после восстания воеводы Михны (1662). Его купил воин, привязал к дереву и подверг крайнему поруганию. Угнетенный стыдом и болью, Иоанн убил своего истязателя, когда тот спал. Его обнаружили другие воины и отвезли в Константинополь, где он предстал перед визирем. Визирь отдал его жене погибшего солдата, сказав, что она может делать с ним что хочет. Очарованная наружностью 15-летнего юноши, женщина предложила ему на ней жениться при условии, что он примет ислам. В ответ Иоанн перекрестился и призвал имя Иисуса Христа. Его бросили в тюрьму и много дней подвергали ужасным истязаниям. Бесстыдная женщина несколько раз приходила и снова повторяла свое предложение. Но верный раб Христов и исповедник целомудрия доблестно сопротивлялся всем нападкам как боли, так и сладострастия. Тогда визирь приказал городскому префекту казнить его. Святого Иоанна повесили 12 мая 1662 (или 1665) года в Константинополе. Он торжественно присоединился к лику святых. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 25 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дрогба 19 декабря 2012, 18:45 Святой Влаха (св. Барсег) — философ и врач, родился в Себастии в армянской семье. Родители его придерживались язычества, но он стал истым христианином, вел жизнь благочестивую, за что и был избран епископом Себастийским. При Диоклетиане был до смерти замучен. Это-то я знал. Но не знал, что в католичестве он считается покровителем врачей и ветеринаров, строителей и штукатуров, диких животных и крупного рогатого скота (то есть явился прямым предтечей св. Франциска, в честь которого назван Сан-Франциско), ткачей и резчиков по камню, дубильщиков и скорняков... Молясь святому Влаха, избавляются от болей шеи и болезни горла... Св. Барсег в России — св. Власий, в Италии — Сан-Бьяджо, в Испании — Сан-Блас, в Англии — Сейнт-Блез, в Германии — св. Бласиуса, в Болгарии — Свети Влас... Сколько топонимов существует на карте во славу св. Барсега!.. Но самое большое количество приходится на Панаму, где есть залив св. Бласа, остров св. Бласа, пик св. Бласа... Добавьте сюда еще и лечебный суп из морских продуктов — суп св. Влаха. Реликвии этого святого находятся в Майнце и Любеке, Триере и Кельне, Милане и Риме... В своей книге Марко Поло указал место, где святой принял мученическую смерть. Но почему Дубровник — самый южный хорватский город — выбрал своим покровителем именно армянина-святого? Артемий 25 мая 2012, 20:08 Я тоже так хочу. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53770.html

3) В 1889 году поручено было рассмотрение и исправление Христианского Месяцеслова с краткими историческими сказаниями о всех святых с дополнительными статьями. Этот месяцеслов, по рассмотрении, печатается Московскою Синодальною типографиею. При пересмотре означенных месяцесловов и лицевых святцев естественно был неоднократный пересмотр и Полного моего Месяцеслова Востока и усмотрены места, требующие исправления. Некоторые недостатки Полного Месяцеслова Востока усмотрены разными лицами и указаны или в печати, или в письмах. Особенную благодарность считаю долгом воздать ростовскому жителю Н. А. Байдалову, который проштудировал мой Месяцеслов в частностях и в письмах указал не мало мест, требующих пересмотра и исправления. Но были некоторыми указаны и такие недостатки, которых на самом деле нет, например, два довольно компетентных лица усмотрели неполноту Месяцеслова в том, что в нем нет румынских святых. Поэтому я просил в 1898 г. Его Высокопреосвященство Иосифа митрополита примаса Румынии сообщить мне сведения о румынских святых. Он сообщил мне, что «румыны имеют многих праведников, которые скончались в надежде воскресения и жизни вечной и жизнь которых угодна Господу нашему и вообще известна; но эти праведники, не будучи канонизованы Церковию, не вписаны в число святых нашей св. Церкви, кроме одного, имя которого Иоанн Румын или Влах, который нашею Церковию вписан под 12 мая. Говорят, что сей святой Иоанн был замучен в Константинополе турками. По мнению одних этот святой родился в Бухаресте, по мнению других – в Крайове. Во всяком случае это – румынский национальный святой. Впрочем в Румынии есть св. мощи св. мучеников или праведников, но не румынских, а другой народности», и за тем перечислены мощи святых. Но эти святые и самый Иоанн Влах 12-го мая (сей по синаксарю Никодима) внесены были в первое издание нашего Полного Месяцеслова Востока. Впрочем о мощах общепризнанных некоторых святых скажется во II томе Месяцеслова по указанию Господина Примаса Иосифа. Итак, первая цель вторичного издания Полного Месяцеслова Востока есть исправление оказавшихся в нем от разных причин неправильностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иероним Стридонский , блж. 306 Иисус Навин, ветх. 111 Иисус, сын Сирахов, ветх. 114 Иисус Христос (Jesus Christ) 17, 43, 53, 192, 193, 197, 198, 200, 223, 265, 289, 297, 309, 336, 350, 373, 374, 1034, 1089, 1091, 1102, 1104–1107, 1224, 1547, 1584, 1599, 1632, 1639, 1651, 1661, 1676, 1775, 1779, 1781, 1792, 1909, 1917, 1972, 1986, 2021, 2037, 2062, 2127, 2128, 2131, 2184, 2217, 2218, 2271, 2301, 2312, 2327, 2343–2346, 2349, 2352, 2404, 25092520, 2542, 2748, 2987, 3002 Иларий Пиктавийский , (свт.) 431 Иларион, митр. Киевский, Печерский, свт. 307 Иларион (Алфеев) , еп. Венский и Австрийский 314–316, 332, 351, 352, 372–374, 408, 437, 460, 463, 477, 478, 516, 579, 1157, 1396, 1577, 1733,1967, 2071, 2131, 2805 Иларион (ван Эпенхайзен), мон. 1401 Иларион (Лежайский), архим. 780 Иларион Оптинский (Пономарев), иеросхим., прп. 1251 Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский, сщмч. 1320, 1321 Илия II (Шиолашвили), католикос-патриарх всея Грузии 938 Иловайская-Альберти И. А. 2748 Ильин В. Н. 414, 1521, 1875 Ильин И. А. 2860, 3184 Ильминский Н. И. 73 Ильц А., прот. 2761 Иникова С. А. 1812 Иннокентий (Борисов) , архиеп. Херсонский и Таврический, 793–795 Иннокентий (Попов-Вениаминов), митр. Московский и Коломенский, свт. 757, 758, 783, 784, 1246, 1305, 1306 Иннокентий (Павлов), игум. 49, 59, 91, 108, 249, 255, 654, 665, 945, 1075, 1584, 2803,2911 Иннокентий (Просвирнин) , архим. 796, 1298, 1353, 1358, 2228, 2837, 2846 Иннокентий (Смирнов) , еп. Пензенский, свт. 1254 Иннокентий (Суханов), архим. 799 Иоанн, свящ. 1285 Иоанн XXIII, папа Римский 1830 Иоанн Богослов, ап. и евангелист 59, 104, 170, 176, 179, 200, 209212, 214, 227, 378, 453, 941, 1910, 2059, 2361, 2362 Иоанн (Вендланд) , митр. Ярославский и Ростовский 1302, 2151 Иоанн Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Иоанн Вишенский, инок 2951 Иоанн Влах Румынский, св. мч. 1249 Иоанн Восторгов , прот., сщмч. 860, 1322 Иоанн Дамаскин , прп. 308, 309, 431а, 2254, 2271 Иоанн (Ермаков), игум. 1057 Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский 460, 1402, 1 462, 1476, 1477, 1497, 1551, 1552, 1733

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

44. Святогробский метох с храмом св. Георгия на Фанаре, который до 1843 г. служил и приходскою церковью, взамен разоренного храма св. Георгия Пирга; внутри храма находится агиасма св. Мины. В метохе живет представитель иерусалимского патриарха. 45. Другой святогробский метох с храмом св. Георгия находится в Неохории; и здесь есть агиасма св. Иоанна Усекновенного (το ποεφαλιστο) в прибрежной местности Календер. 46. Метох Синайского) монастыря с храмом св. Иоанна Предтечи в пределах прихода Балина в квартале Балата, построенным в 1855 г. В храме есть византийская (1083 г.) икона Откровения Иоанна Богослова. Метоху принадлежать и две агиасмы: св. Мины и св. Иоанна Предтечи. 47. Храм Богоматери в Влах-серае, где в конце XVII в. находилась вселенская патриархия; ныне храм составляет метох пелопоннисского монастыря Μγα Σπλαιον. 48. Храм св. Харалампия в больнице в Балукли, где сосредоточены греческие благотворительные учреждения. 49. Храм свв. Бессребренников Косьмы и Дамиана в орфанотрофии Балукли. Таков состав Константинопольской архиепископии в отношении приходов и храмов. В начале 1912 года во всех приходских храмах Константинопольской архиепископии вместе с агиасмами было 114 священников и 42 диакона. Кроме того, в четырех приходах столицы настоятелями (ο ρχιερατις προστμενοι) состояли титулярные епископы или хорепископы, а именно: Христофор Книти, с титулом ставропольского, в Ставродромии, Иоанн, с титулом константийского, в Галате при храме Христа Спасителя, Мелиссин Христодул, с титулом памфильского, в Татавлах, и Геннадий, с титулом скопельского, в Контоскалии. Затем, преосвященный Леонтий, епископ феодоропольский, состоял настоятелем храма в Балукли, а в октябре 1913 г. был избран и титулярный епископ нисский, преосв. Паисий, хорепископ прихода Дживали. К 1-му января 1914 года в 45 приходах Константинопольской архиепископии было 120 епископов и священников, из них 6 епископов и 39 иереев состояли настоятелями приходов и 26 иереев исполняли обязанности духовников. Из указанного состава духовных лиц 14 человек получили образование в богословской школе на острове Халки, 5 – на богословском факультете Афинского университета, 1 – в богословской школе Креста в Иерусалиме и 8 окончили курс в гимназиях. 13-го февраля 1914 г. епископ памфильский Мелиссин был избран на маронийскую митрополичью кафедру, а настоятелем прихода в Татавлах патриарх Герман назначил олимпского епископа Апостола, состоявшего помощником- епископом священной митрополии Халкидона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Константин не сумел поднять весь народ и объединить его для защиты столицы. Из сравнительно богатой Мореи братья Палеологи не прислали помощи; взялось за оружие несколько сот храбрых критян, привезших в столицу хлеб и вино. Константин имел основания полагаться больше на латинян, чем даже на столичных греков. Как бы ни было велико число эмигрировавших в Грецию и даже на Запад, в столицу укрылось население пригородов. Числа жителей в год осады не знаем, цифра 200 000 представляется преувеличенной. Но когда Константин приказал Франзи переписать всех греков, способных носить оружие, включая даже монахов, то оказалось всего 4973 человека, и царь только простонал, услышав эту цифру. Очевидно и для нас, что многие уклонились от призыва к оружию. Боеспособных греков, пожелавших защищать родной город, оказалось лишь в 2 раза больше, чем пришлых латинян, волонтеров и наемников. Для защиты сухопутных и морских стен требовалось в 10 раз больше людей, чем те тысячи, которыми располагал Константин. Не грекам, но латинянам Константин поручает важнейшие пункты обороны. Греческая милиция была хуже вооружена и не могла идти в сравнение с латинскими наемниками и экипажами латинских, хотя бы купеческих, судов. Все-таки останавливает внимание, что охрана Влахернского дворца была поручена кардиналу Исидору и венецианцам: первому со стороны Золотого Рога, до Фанара, вторым – с суши. Исидор имел под своим начальством отряд генуэзцев, укрепил свой участок на личные средства и принимал в обороне деятельное участие, а о греческих архиереях мы не слышим. По другим известиям, Исидор защищал Акрополь, у св. Димитрия. Венецианцами командовали их баил Минотто и адмирал Тревизан, прибывший вместе с Исидором и нанятый на царскую службу. Венецианские матросы даже вырыли ров перед стеною Ираклия, защищавшей нижнюю часть Влахернского квартала. Рядом с Влахернами менее важный участок по Золотому Рогу защищал начальник царского флота Лука Нотара со своими людьми; второстепенными начальниками участков были греки Алексей Дисипат, Иоанн Влах, Феод.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Собор состоялся в патриаршем храме, который был посвящен Богородице Утешительнице (τς Παραμυϑας или Θεραπεας) 64 . Эта церковь была построена около 1578 года, в доме же, при котором она находилась, жили чиновники Молдавского господарства. Господарь Петр Рарес в 1580 г. посвятил этот дом патриаршей церкви Всеблаженной с тем условием, чтобы ему предоставлено было право пользоваться здесь помещением и беспрепятственно жить, когда он будет приезжать в Константинополь. Это условие было подтверждено и грамотой патриархии Митрофана от января 1580 г. Поэтому протосинкелл Никифор и водворил патриархию при храме Влах-серая, когда должен был оставить кириархальный и соборный храм Паммакаристы. Новая же патриархия называлась и церковью Богородицы «воеводы Петра» 65 . Но остается неизвестным, как патриарх Иеремия II израсходовал одну тысячу рублей, пожалованную ему царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной «на сооружение церковное» 66 , и какие именно постройки он произвел в патриархии, когда она помещалась во Влах-серае или «в доме Влаха». По-видимому, патриарх предполагал построить в Константинополе особый храм, как Великую церковь , воспользовавшись пожертвованиями благочестивого русского царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины 67 , но последовавшая в 1595 г. кончина патриарха прекратила его заботы и труды о вселенской патриархии. И этот патриарх «бедных о Христе» (πατριρχης τν το Χριστο πεντων), равно и его преемники, вместе с архонтами и чинами патриаршего двора, оставались в скромном «центре православия» во Влах-серае одиннадцать лет 68 . В 1597 г., когда вселенским престолом управлял местоблюститель Мелетий Пига, в Ксилопорте продавались два монастыря – св. Димитрия и Богородицы Балина. Мелетий купил их и устроил в монастыре св. Димитрия патриархию, куда в том же году и перенес из Влах-серая священные предметы и одежды, канцелярию и официальные кодексы. В Ксилопорте водворились и патриаршие чиновники 69 . Но помещение в Ксилопорте было мало для патриархии и неудобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

святитель Григорий Киевский (Цамблак) (1364/5–1419/20) святитель Григорий Киевский (Цамблак) Первый митрополит Киевский Западнорусской митрополии Константинопольского патриархата, дипломат, писатель, проповедник, агиограф, гимнограф, представитель тырновской книжной школы. Биография Время рождения Григория точно не известно, предполагают, что он родился в 1364 г. Вообще русская духовная литература о Григорий Цамблаке далеко не разработана и вопрос об его жизни и литературной деятельности не только не разрешен, но в некоторых случаях еще больше запутан. Но не только в России, даже в Румынии, несмотря на то, что с именем Григорий там связаны немаловажные моменты истории этого народа, местные источники также сбивчивы и очень многие явления жизни Григория основаны только на предположениях. По русским летописям Цамблак был родом болгарин, по румынским же источникам, как это пытается доказать епископ Мельхиседек, румын. Такая разноголосица происходит от различного объяснения слов: сам и влах, т. е. чистый, истый влах и семи-влах, т.е. «полувлах». Во всяком случае Гр. принадлежал к знатному роду, представители которого были известны в XIV в. под прозвищем Цамблаков, Семивлахов и пр. Первоначальное свое образование Григорий получил в Тернове у патриархия Евфимия; здесь же предполагают и было место рождения его. Дальнейшее воспитание Григория получил в Константинополе и очевидно учился хорошо, т.к. его дядя, митрополит Киприан, предсказывал ему известное будущее. Здесь же он докончил свое образование и, очевидно, посетил Афон, о пребывании на котором можно судить по его четвертому слову: «аз вем горы Афоньския». В 1401 г. Григорий был послан Константинопольским патриархом в Молдавию на должность учителя и «пресвитера великой церкви Молдавской, то есть, соборной в Сучаве» (тогдашняя столица княжества). Затем был в Сербии игуменом Пантократовой обители в Дечах и еще игуменом какой-то Плинаирской обители, неизвестно где находящейся. Проф. Шевырев полагает, что Цамблак выражался символически, когда говорил об обители Плинаирской (несущей в воздухе); другие же исследователи относят это игуменство Григория ко времени пребывания его в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kievs...

(Раич; † 18.07.1659, Бурса (Пруса), Турция), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.), патриарх Печский (1648-1655). Вероятно, происходил из семьи серб. землевладельцев, владевших с. Штитково на р. Тисовице в обл. Стари-Влах или живших в нем. В 1719 г. проживавший там его внук кн. Авраам из рода («племени») Раичей дал вкладную в построенную Г. в этом селе ц. Благовещения ( Записи. 2. С. 53. 2367). До избрания в 1643 г. митрополитом Нови-Пазарским и Рашским был митрополитом Смедеревским. В 1644 г. на свои средства обновил мон-рь Ковиле , в к-ром нек-рое время проживал, построил в нем кельи и ветряную мельницу, возвратил обители утраченные ранее и приобрел новые земли (Там же. 1. С. 352. 1389). В нач. 1648 г. избран Печским патриархом, при вступлении на престол заплатил тур. султану Мехмед-аге налог 100 тыс. акчи. Став патриархом, Г. построил «от основания» ц. Благовещения в с. Штиткове, куда 1 нояб. 1656 г. отправил из Москвы печатную Триодь Цветную (Там же. 3. С. 173. 5680). Г., используя ослабление Османской империи после войны с Венецией, старался облегчить положение Печской Патриархии в условиях османского ига, для чего в 1649 г. посетил Стамбул. В этой поездке, возможно в пределах лишь своей епархии, Г. сопровождал митр. Коласайский (Кратовский, Кюстендильский) Михаил (Боичич) , к-рый в записях на рукописном Октоихе (НБКМ, 193) сообщает о поездке и обвиняет Г. в корыстолюбии: патриарх взял с него за поставление 19 тыс. аспр и часто вымогал дорогие подарки (Там же. 4. С. 158. 6852-6855; Ангелов Б. Ст. Руско-южнослав. книжовни връзки. София, 1980. С. 16-17). В 1650-1651 гг. объехал серб. епархии для поддержки паствы. В 1652 г. встретился с Павлином Демским, членом католич. Конгрегации по распространению веры, и Франом Стоимировичем, католич. епископом Призрена, через к-рых просил помощи у Рима. Обсуждал с ними вопрос о заключении унии, но соглашение не было достигнуто. Для сбора средств на выплаты тур. казне ездил на родину, в Стари-Влах. В нач. 1653 г. отправился в Москву за милостыней, но его не пустили в страну, т. к. не прошло еще 7 лет после последнего посещения Москвы представителем Печской Патриархии, положенных по соглашению. Он остановился у воеводы Матея Басараба в Тырговиште, содействовал его примирению с гетманом Богданом Хмельницким.

http://pravenc.ru/text/161337.html

Многие монахи монастыря были вовлечены в деятельность греческой революционной организации Филики Этерия. Монастырь стал одним из центров подготовки восстания. Примеру Мега Спилео последовали и другие монастыри Пелопоннеса. Фотакос (Хрисантопулос, Фотиос) гетерист и участник Освободительной войны а впоследствии мемуарист писал о монахах Мега Спилео: «…они знали о Этерии и были знакомы с гетеристами и в силу этого действовали как её апостолы (…). Все они и те что путешествовали и те что оставались в монастыре были способны поднять целый мир, что они и сделали на Пелопоннесе, где они распространили сигнал восстания, подготовили всё и сами подготовились…..». Этим вклад Мега Спилео в подготовке Греческой революции не ограничивается. Два его подворья в Константинополе, Влах-Серай и монастырь Святого Георгия Кариписа на Принцевых островах, стали местом сбора гетеристов на стадии подготовки вооружённого восстания. В 1818 году Скуфас, Николаос, один из трёх первых организаторов Этерии, избрал подворье Святого Георгия явкой Общества. C началом вооружённого выступления гетеристов Александра Ипсиланти в Молдово-Валахии, по всей Османской империи прокатилась волна погромов и резни православного греческого населения. 22 апреля 1821 года турки повесили в Константинополе патриарха Григория. В тот же день подворье Влах-Серай было сожжено турками. Чуть позже, 29 мая, его святые отцы были убиты. Выжил только один монах Ион Макригенис, который принёс печальную новость в Мега Спилео. С началом восстания многие монахи монастыря приняли непосредственное участие в военных действиях. Так историк Н.Спилиадис упоминает участие 40 монахов из Мега Спилео, которых возглавлял проигумен (помощник игумена) Герасим (Торолос) в сражении при Левиди 14 апреля 1821 года. Монахи Мега Спилео принимали участие в уничтожении остатков армии Драмали-паши в сражении при Акрате 7-19 января 1823 года. В этом сражении кроме проигумена Герасима и его монахов принял участие проигумен Дамаскин, прибывший во главе 50 монахов. Историография отмечает имена ряда монахов отличившихся в сражении. Мега Спилео стал известен туркам как сильная база стратегического значения для восставших. Кроме этого в монастыре нашли убежище тысячи беженцев включая более 500 знатных семей Пелопоннеса. Монастырь внёс огромный материальный вклад в Освободительную войну. Монахи не раздумывая продавали серебряные священные сосуды и расплавляли любые медные предметы включая дверные ручки для производства боеприпасов.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010