Во имя Отца и Сына и Св.Духа. Аминь. Ныне, братья мои, читано было Евангелие о чудесном насыщении пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Повторим эту историю о чуде понятным для всех языком. После того, как Господь услышал об отсечении главы Крестителя Иоанна, Он удалился один в пустынное место. Как видно далее, Господь наш шел помолиться в уединении Отцу Своему Небесному и молитвой облегчить сердце Свое, стесненное скорбью о насильственной смерти великого Пророка и Предтечи Своего. Ах, братья, и Господу не чужды были скорби, и скорби великие, смертельные, как Сам Он говорил перед Своими страданиями: «прискорбна есть душа моя до смерти» ( Мф.26:38 ; Мк.14:34 ). Так, Он шел в пустыню, чтобы излить в молитве перед Отцом Своим Небесным скорбь Свою – по друге Своем Иоанне Крестителе. Но оставит ли народ великого Чудотворца и сладкоречивейшего Учителя? И вот народ пошел за Ним из городов пешком; многое множество идет за Ним. Видит Господь толпы идущего за Ним народа, сжаливается над ним, и, обратившись, исцеляет больных, которые у них были. Но народ не отстает от Господа, а все идет дальше и дальше от своих селений. Стал уже вечер. Подходят к Спасителю ученики Его и говорят: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе хлеба. «Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил, и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» ( Мф.14:13–21 ). Когда я прочитал, братья, это Евангелие, мне пришли на память весьма многие примеры, как Святые Божии человеки, живя на земле, не усумлевались никогда и из малого своего достояния питать алчущих и как Господь чудесно умножал им хлебы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Возьмем в пример писания апостолов и богоносных отцов наших. Апостолы жили до нас за 1800 лет с лишком. Но их писания научают, утешают, руководят в христианской вере и жизни людей всего света, как сказано: «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Рим. 10:18 ). Они научают людей всех веков и будут светом для мира, солью земли до скончания века. Читая или слушая Слово Божие, проповеданное апостолами, мы, живые люди, получаем новую, лучшую, благодатную жизнь душам своим, хотя сами они умерли и давно не поучают нас видимо в телах своих. Что же это значит? То, что они в Боге всегда живы, и когда читаем или слушаем их писания, мы беседуем как бы лицом к лицу с ними самими, с их душами, которые всегда близки к нам в Боге. Так, о святом Иоанне Златоусте известно, что когда он читал писания святого апостола Павла и занимался их истолкованием, то сам святой апостол Павел беседовал с ним и открывал ему истинный смысл своих посланий. Преподобные и богоносные отцы Церкви, жившие за много лет до нас и оставившие нам свои молитвы, песнопения, целое богослужение, разные правила и постановления церковные, доселе вместе с нами молятся, воспевают Триединого Бога, священнодействуя с нами невидимо, управляют нашей духовной жизнью, нашими церковными празднествами. А что еще сказать об их писаниях? Как много духовной пользы, света, силы, покоя, сладости, жизни приносят они душам нашим! Какую жизнь вливают они в души наши – они, по-видимому, отжившие и более как бы не существующие! О, они живут и по смерти! – и как слово их не умирает, так и тем более души их, породившие такое слово, также не умирают. Если слово их бессмертно, то, конечно же, и душа – источник слова. Докажу еще бессмертие души тем, что Христос Господь Бог и Человек, воскресший из мертвых, положил Своим воскресением начало нашему блаженному воскресению. Этот пример всего яснее и сильнее говорит о бессмертии нашей души. Господь наш Иисус Христос и по человеческому естеству Своему, нераздельно соединившемуся с Божеством, живет после Воскресения из мертвых во веки веков: «и был мертв, и се, жив во веки веков» ( Откр. 1:18 ), – говорит Сам Он. Но Он воспринял на Себя человечество для нас, а не для Себя, и все, что ни делал, делал для того, чтобы дать нам образ, то есть научить нас, показать пример, на деле явить, что ожидает нас в будущем. Итак, если Он был мертв и теперь жив во веки веков, то и мы по смерти будем жить во веки веков. В самом деле жив во веки веков, Он, по Его собственным словам, с нами «во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 18. День отца Иоанна 1 В жизнеописаниях святых или праведных людей нередко бывают выделены в самостоятельные главы некоторые виды их подвижничества, как- то: затвор, постничество и другие. В большинстве книг об отце Иоанне Кронштадтском можно встретить главу: «День отца Иоанна». Выделение этой темы в отдельную главу глубоко оправдано, так как самое повседневное распределение времени в течение большей части священнической жизни его является как бы особым видом подвижничества. Правда, каждый почти человек посвящает большую часть своего времени труду и заботам, и нередко это приближается к настоящему подвигу, но все же это делается, чаще всего, в личных интересах. Кроме того, как бы ни мал был их досуг, большинство людей пользуется им по своему желанию. У отца Иоанна своего досуга, в сущности, не было, а время трудов было всецело посвящено другим. Но это не означает, что он был лишен свободы. Нет, внутренне он был, конечно, свободнее многих, потому что жил по призванию, исполнял то, к чему был призван свыше, творил не свою, а Божию волю. Кроме того, он не был обременен обычными для большинства людей заботами о том, что есть, что пить, во что одеться. Эта забота была снята с него. Если это так, то, может быть, кто спросит: где же здесь подвижничество? На это надо ответить, что христианский подвиг не есть вовсе стремление обнаруживать свою человеческую силу или выносливость, ставить рекорды – это было бы спортом (имеющим свою относительную ценность), и не есть стремление мучить себя – это было бы изуверством. Не есть он также и погоня за счастьем, хотя бы и самым высоким. Подвиг христианина – это неустанное приготовление себя к восприятию вдохновения любви, вдохновения Духа Святого, а когда оно дано, то неуклонное исполнение внушенного свыше. И при всех обстоятельствах это – непоколебимое усилие творить волю Божию. Если этот подвиг не есть погоня за счастьем, то он всегда есть стремление к настоящей, подлинной и полной жизни, а в ней и с нею, если только она зачалась и растет, христианин обретает и свет, и блаженство неомраченной любви, в которой – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

И выходили к нему все жители страны иудейской и иерусалимляне и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои 534 . Далее описывается образ жизни Иоанна, его возвышенный, божественный характер, его совершенное беспристрастие ко всему, чем прельщаемся, к чему страстно прилепляемся мы грешные; – говорится, что он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду – из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед, т. е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. А проповедовал Он народу вот что: идет за мною Сильнейший меня, у Котораго я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым 535 . Вот все Евангелие нынешнего воскресного дня. Вникнем, да порассудим о нем для общей нашей душевной пользы и обратим внимание на предсказания двух пророков о Иоанне Предтече, – что они о нем предсказали, о должности его в царстве Христовом. Он, – говорят они, – приготовит путь Господу, будет громко вопиять к народу: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; так он и сделал, так и готовил народ к принятию Господа. Слова весьма важные, надо их выразуметь, растолковать хорошенько, чтобы понять их смысл и делать по ним дело. Смысл их такой: Я, Предтеча Христов, проповедую всем вам, великим и малым, людям всякого звания и состояния, пола и возраста, – вот пришел на землю Царь небесный, Сын Божий единородный, Христос Бог, во всем уподобившийся нам по человечеству, кроме только греха, коему Он ни мало не причастен; пришел Он для спасения каждого из нас, и к каждому хочет войти в дом душевный, в сердце, где должен быть Ему престол, как Царю нашему и Богу; но вы, люди, не готовы принять Его по грехам своим, по нечистотам своим душевным: у иного путь в сердце загражден невежеством или неверием; у другого злобой, завистью, гордостью; у этого – корыстолюбием, скупостью, жестокосердием к ближним и не милосердием; у другого – сладострастием и блудной нечистотой; у иного – невоздержанием, пьянством, сквернословием; иному – неправильная, затуманенная страстями, предрассудками ложная ученость препятствует уверовать и принять Господа искренним сердцем, – ученость, о которой сказано Богом через пророка: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну 536 ; иному зрелища, игры препятствуют принять в свой душевный дом Господа, потому что иные люди пристрастились к ним и у них нет места в сердце для небесного Посетителя и Спасителя душ наших; вообще разные страсти и суеты житейские сильно препятствуют нам принять к себе и водворить у себя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

(Игумения Таисия. Автобиографиче­ские записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским . М.: Отчий дом, 2007. С. 80.) 195 С пристани «Борки» мы поехали на пароходе к Рыбинску и вниз по Волге на далекую Каму, куда приглашали Батюшку. – В 1908 г. отец Иоанн путешествовал по Волге и Каме на пароходе «Талант», принадлежавшем елабужским купцам Стахеевым. 1 июля отец Иоанн совершил Литургию в имении Стахеевых «Святой ключ» (Котлин. 1908. 149, 3 июля). 197 Все таковые ответы и указания я помню, и записаны они у меня для памяти, а объявить их для всех, тем более в печати, я не решаюсь. – Авт. 198 …к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту... – Владыка Феогност (Лебедев; 1829–1903) – архиепископ Новгородский и Старорусский с ноября 1892 г.; с августа 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий. 199 Печатается по изданиям: Таисия, игумения Леушинского монастыря. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Таисия, игумения. Пре­бывание отца протоиерея Иоанна Сергиева в Леушинской обители в 1899 году//Русский паломник. 1899. 35; Таисия, игумения. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909; Беседа отца протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игумении Таисии. СПб., 1909; Таисия, игумения. Светлой памяти доброго Крон­штадтского пастыря//Кронштадтский пастырь. Б/г, 18. 205 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства. 206 Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. 207

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иоанне Кронштадтском. В своём дневнике, а следовательно, и в душе, он постоянно настаивает, чтобы мы мыслили Бога, Богородицу, святых не " где-то далеко " , а вот именно близко... Бог ближе, чем душа к телу... И такое представление - а оно истинное - придавало бы нашей вере, а потом и молитве, необыкновенную живость... Бог " тут " - через это делался как бы более " живым " для меня, более реальным... А это, в свою очередь, тотчас отражается и на всех переживаниях души: молитва становится живее как бы говориться " во уши " Господу, превращается в " беседу " с Ним или в горячую неотступную мольбу... Человек как бы хватается за " руку " Божию или, как евангельская кровоточивая, - за ризу Господню... В этом смысле мне представляется весьма образным и сильным жизненным фактом тот сон-действительность, который видел праотец Иаков около потока Иавок. Выпишу. " И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев (Сей Некто, т.е. Бог), что не одолевает его (не может оторваться от Иакова), коснулся состава бедра его... И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря, Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня... И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл (Вид Божий.); ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы (потомки Иакова-Израиля) не едят жилы, которые на составе бедра " (Быт. 32, 24-32). Много смыслов в этом видении. А один из них позволительно усмотреть в необыкновенной неотступности и действительности молитвы Иакова: " не отпускают " Бога от себя. В Новом Завете Сам Спаситель высказал ту же мысль в притче о неотступной вдовице, которая " не давала покоя " судье, прося его защитить её от соперника. Сказал эту притчу Господь потому, " что должно всегда молиться и не унывать " . И " Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит (по Своим премудрым и полезным нам планам) защищать их? " (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

Испытайте добросовестно каждый себя самого относительно своих ежедневных попечений, забот и пристрастий и скажите по совести: о душе ли бессмертной вы больше печетесь, о ее ли исправ­лении и спасении и исполнении Божиих заповедей, или больше о плоти и ее излишних требованиях и прихотях? Отчего пьянство и распутство господствуют в людях? Отчего лихорадочная страсть к наживе и обогащению до забвения о Боге, о душе? Не в пустых ли заботах и суетах наичаще проходит жизнь ваша? К Творцу ли прилепляются верою, молитвою, покаянием, любовью сердца ваши или только к тварям? К вечным ли благам или только к временным? Испытайте себя: по вере ли вы живете или без веры, только – по плоти? Никто не может служить двум господам, – говорит Господь в нынешнем Евангелии, – ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне 388 , то есть богатству и плоти своей многострастной, ее похотям и страстям. Почему? Потому что душа наша есть дух, существо простое, – и разделение, двоякость, укло­нение в лукавство есть болезнь и пагуба ее. Например: ты стоишь в храме и думаешь о своих прибытках, процентах или об устройстве дома, или о мести ближнему, об обиде его; ты чрез то отпадаешь от Бога и служишь врагу, который учит тебя пренебрегать Богом и спасением души и служить ему, делать ему угодное. Не заботьтесь, – то есть чрезмерно, говорит Господь, – что нам есть? или что пить? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам 389 . Господь говорит о горячей, беспокойной, суетливой заботе людей только о теле и о пренебрежении потребностями духовными, покаянием, исправле­нием, любовью к Богу и к ближнему, молитвою, милос­тынею и прочим. Жизнь людей, вследствие сердечной греховной слепоты их, идет превратно, так сказать, наизнанку, или вверх ногами: прежде всего и везде стоят на первом плане телесные потребности и заботы, и в самой сильной степени, а уже потом слегка – некоторая забота, и то по временам, о душе, хотя для забот и работ для тела Бог дал человеку шесть дней в неделе, а для Бога и души день седьмой и другие праздники. А от этой превратности в заботах и вся жизнь духовная идет неправильно, или совсем не идет правильно, а душа закосневает во всяких грехах и часто совсем погибает, как, например, у пьяниц, развратных, корыстолюбивых, жестокосердых и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, не вера, – как наше, человеческое еще, настроение или наше усилие, а Божия благодать, – как дар божественный, посылаемый не только за веру, но непременно и за святость жизни. Поэтому можно сказать и так, как мы говорили: причина влияния о.Иоанна была в его святости; а святость – от Духа Святого; и наоборот: Дух Святой пребывал в о.Иоанне за его святость, за исполнение заповедей. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое»; и наоборот: «Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам... и мы придем к Нему, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:21 и 23). «Я во Отце, и Отец во Мне... Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин.14:10 ). Конечно, можно сказать и так: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». Но почему? Не за свою лишь веру, а – говорит непосредственно затем Господь – «потому что Я к Отцу Моему иду». А это для чего? «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век». Вот цель дела Христова: послать Духа Святого ( Ин.14:12 и 16). И Он творит и чудеса. Потому чудеса всегда почитались и как признак святости, а не одной лишь веры, хотя бы и пламенной. Вот где «секрет» влияния о.Иоанна. Заключение «7 июня мы оставили Кронштадт. Прощаясь с нами, он сказал нам: «Извините меня, что я не имел возможности пригласить вас к себе и угостить вас как странников. Вот вам от меня на гостинцы». При этом он сунул что-то одному из товарищей. Когда мы посмотрели после, в этом «что-то» было 300 рублей. Нашим благожеланиям дорогому батюшке, при прощании с ним, казалось, не было конца. Приняв от него благословение в последний раз, мы отправились восвояси... Все мы возвращались домой радостные, сияющие, удовлетворенные. Нашим разговорам не было конца всю дорогу. О некоторых событиях вспоминали в сотый раз. Кронштадт уже находился далеко за нами...» «Итак, теперь для меня стало ясно все. Мои сомнения все разрешены. Ясен был весь жизненный путь от начала до конца. Не ясно было только одно: как я пройду его? От знания до дела – весьма далеко...»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Итак, скажу с апостолом Павлом: Любовь наша к другу да будет непритворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою будущих нетленных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах ближнего принимай­те участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуй­те смиренным; не мечтайте о себе; не воздавайте никому злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. 377 Аминь». После Литургии все гости были приглашены к отцу архиман­дриту на обед и едва успели отдохнуть, как в 6 часов началась все­нощ­­ная в нижнем, во имя Рождества Христова храме: она соверша­лась также среди церкви, перед столом с напрестольной утварью, целым собором священнослужащих. В условные 8 часов утра 15 июня раздался торжественный благовест к освящению; все поспешили на его призыв. Народу собралась такая масса, что не только была полна вся обширная церковь и паперть, но и на улице стояли толпы народа. Сегодня освящение совершал сам отец Иоанн с участием шести священников. Не выразить словами, с каким он вниманием, радостью и глубоким благоговением совершал чин освящения храма; эти чувства так и светились во всей его наруж­ности. Он весь был сосредоточен в действии. Тщательно омыв своими руками престол и приколотив гвоздями верхнюю его кипарисовую доску, он полил его благовониями и, отерев, обра­тился к народу и стал читать в Царских вратах коленопрек­лонен­но молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда просишь о чем Господа, сейчас же созерцай и подающую тебе дары свои благостную и премудрую Его десницу, которая от преизбытка Божия всем всё подала и подает, и сомневаться в том, получишь или нет просимое, считай безумием, подобным тому, в котором некто сказал сердцем своим: «нет Бога» [ Пс. 13, 1; 52, 2 ]. Так, прося помощи какого-либо доброго и щедрого человека, мы заранее представлем его подающую руку, ибо земные благодетели по подобию всеблагого Отца их бывают благи и щедры и подают то, чего просим, тотчас после прошения нашего, как сказано: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф. 7, 9 – 11 ]. Когда ощутишь в сердце своем томительные капризы сердца касательно какого-нибудь предемета веры, тогда знай, что враг в сердце твоем и посмевается над твоим невежеством, твоею слабостию и непостоянством в вере, и сейчас же искренно осуди свое безрассудство, свою слепоту, свое греховное непостоянство в вере и свою неблагодарность к Богу за прежний свет сердца и за прежние благодеяния душе твоей от того предмета веры, который сердце твое по слепому упрямству отвергает или в который не верует так, как прежде веровало, – и помилует Владыка, пройдет томление и станет легко. О, враг! Он хочет, чтобы и в вере всё было по его лжи. О причащении. Не знаю, как в Петре весь Господь, и в Павле весь Господь, и в Иоанне, и в Иакове, и в Филиппе, и в прочих апостолах, однако ж верно, что во всех их Господь, и Павел говорит, что не он живет, а живет в нем Христос [ Гал. 2, 20 ]; да если бы и Петра или прочих апостолов спросить: кто в вас живет? – то и они сказали бы, что в нас живет тот же Христос. Вот так и в каждой частице Тела Господня и Крови Господней живет весь Христос, хотя не знаю, как и Василий, и Матфей, и Иоанн, и Феодор, и Мария, и Екатерина, и Анна, и Анастасия, и все приступающие к Чаше принимают в себя всецелого Христа, Его Тело и Кровь с Божеством и человечеством. Слова сии дух и истина. Ей, аминь. Смотри в изложении] веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010