Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни Источник В данной статье рассматриваются аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) на основании его писем к дочери Поликсении, которая была монахиней Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни. В статье описывается, какие советы святитель Иннокентий (Вениаминов) давал дочери по борьбе со страстями и овладению добродетелями. Статья дает хорошее представление о взглядах святителя Иннокентия в отношении аскетики и монашества. В данной статье рассматриваются отношения святителя Иннокентия (Вениаминова) с дочерью Прасковьей Ивановной Вениаминовой, которая приняла постриг с именем Поликсения и подвизалась монахиней в Борисовском Тихвинском монастыре. Данную тему рассматривал известный историк протоиерей Леонид Константинов в статье «Потомки святителя Иннокентия Московского (их связь с Белгородчиной)» из книги «Живое слово». В ней приведены три письма к дочери без попытки их анализа, а всего существует семь писем в I томе «Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», пять писем во II томе и одно письмо в III томе – всего тринадцать писем. Как известно, у будущего святителя было семеро детей, двое из которых умерло. Сыновья после смерти его жены Е.И. Шариной – Гавриил и Иннокентий – были определены в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Впоследствии Гавриил стал священником и главным помощником святителя. Что касается Иннокентия, то о нем святитель в одном из писем упоминает, что тот находится в тюрьме и деньги давать ему опасно с.414]. Трое дочерей – Екатерина, Ольга и Прасковья – воспитывались в Санкт-Петербургском Доме Трудолюбия на иждивении их императорских высочеств государей Великих князей с.276]. Екатерина Ивановна Вениаминова вышла замуж за будущего священника Илью Петелина. Ольга Ивановна Вениаминова вышла замуж за сына пресвитера Н.В. Музовского – духовника императора Николая I с. 400], и лишь Прасковья Ивановна Вениаминова пожелала уйти в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Биробиджанская и Кульдурская епархия 28 травня 2010 р. 18:15 Православие на современной территории Еврейской автономной области насаждалось апостольскими трудами свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Его миссионерское рвение простиралось и на народы, жившие по Амуру (гольды) и даже за границей с Китаем. 10 апреля 1853 г. он назначил миссионером на Амур своего сына — священника Гавриила Вениаминова. Целью назначения было обустроить православную миссию на Амуре и тем самым содействовать скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией. Приамурские миссионеры содействовали открытию в стойбищах коренных жителей не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа и церковно-приходских, обучение в которых велось на родном языке. Близко принимавший к сердцу интересы Родины, свт. Иннокентий проявил большую заботу о благоприятном для России разрешении Амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Свт. Иннокентий был вдохновителем и ближайшим сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. Содействие святителя присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска был назван город Благовещенск. В 1857 г. Благовещенск стал кафедральным городом, где пребывал святитель. Отсюда он совершал частые путешествия по Амуру, помогая обустраивать церковную жизнь. Для переселившихся на Амур казаков Православие было фундаментом всей их жизни. Были и свои казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы. Казаки Амурского казачьего войска особенно почитали Албазинскую икону Божией Матери как свою защитницу и покровительницу. Обживая амурские земли, казаки строили часовни, а в окружных станицах — и церкви. Возводились станичные храмы самими казаками. В 1890 г. император Александр III принял решение основать Сибирскую железную дорогу, что способствовало возведению новых храмов на железнодорожных станциях и в возникших на Транссибирской железнодорожной магистрали поселках.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211258...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина) , позже у еп. Вениамина (Новицкого) . В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ. С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» . С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита. Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/468751.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь Святого Апостола Павла Святитель Иннокентий — первый в русском богословии написал историко-художественное изложение евангельский событий. В этом же жанре написана и «Жизнь святого апостола Павла». Святитель Иннокентий Херсонский. Жизнь Святого Апостола Павла Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1 Кор. 4, 16) Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение… в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. (1 Тим. 1, 12–16) Жизнь в иудействе Павел (в переводе с латинского — малый, меньший), до обращения в христианство — Савл ( вожделенный), один из величайших учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего мира, произошел от иудейских родителей, из рода Израилева, колена Вениаминова (Флп. 3, 5). Многие из Отцов Церкви со свойственной им духовной проницательностью находили в некоторых местах Ветхого Завета (особенно в 28 стихе 67 псалма) предсказания о происхождении Павла от этого колена. Выражение: Еврей от Евреев , употребленное Павлом в Послании к Филиппийцам (Флп. 3, 5), чтобы указать свое происхождение, означает такого человека, между предками которого не было ни одного не обрезанного по обряду Моисееву — преимущество, стоившее того во времена Апостола, когда многие из иудеев происходили от язычников, обратившихся в иудейство, или даже сами были некогда язычниками. Значительное образование, для получения которого Павел был намеренно послан в Иерусалим, знакомство в юных летах с первыми лицами в иудейской столице, утонченные общежительные познания, следы которых весьма часто встречаются в его посланиях (см.: Флм.: 1 Кор. 10, 6; 2 Кор. 11, 1, 6; 12, 11), заставляют думать, что он произошел не из низкого, по крайней мере не из бедного, сословия. Время рождения Павла, при всех попытках установить его, до сих пор остается неопределенным. Вероятно только, что оно недалеко отстоит от времени Рождества Христова. Известно, что отечеством Павла был Тарс (см.: Деян. 9, 11; 21, 39; 22, 3) — главный город Киликии, лежавшей у Средиземного моря и составлявшей одну из цветущих областей Римской империи. Блаженный Иероним Стридонский сообщает, что родители Павловы переселились в Тарс из иудейского города Гискала после того, как тот был взят и опустошен римлянами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Пн Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям (от 15.10.2018) 15 жовтня 2018 р. 23:17 Состав Межсоборного присутствия на 2018-2022 годы по комиссиям  утвержден  решением Священного Синода от 15 октября 2018 года ( журнал 80 ).   Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви — секретарь 3. митрополит Виленский и Литовский Иннокентий 4. митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин 5. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан 6. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви 7. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 8. архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии 9. архиепископ Нежинский и Прилукский Климент, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви 10. архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 11. епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата 12. епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии 13. епископ Уссурийский Иннокентий 14. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 15. епископ Домодедовский Иоанн, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря 16. епископ Петергофский Серафим, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 17. епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии 18. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии 19. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5303448...

При начале возобновления Валаамский монастырь не имел своей самостоятельности и был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю, по участию архимандрита сего монастыря Иринарха в обновлении Валаама. С 1720 Валаам получил самостоятельное существование, управляясь сперва строителями, из коих первым встречается Савва, а потом – игуменами, в каковое звание первым произведен строитель Ефрем, в 1757 году. С тех пор Валаамский монастырь ненарушимо хранит сей образ иноческого правления, хотя сами Венценосцы предлагали возвести Валаамскую обитель на степень архимандрии. Так Государь Император Александр в бытность свою на Валааме, изъявлял готовность учредить в Валаамском монастыре архимандрию: старцы, по любви к простоте, просили его утвердить здесь навсегда игуменство. Тогда, как бы в замен непринятой по глубине смирения архимандрии, Государь пожаловал в монастырь, в 1820 году, украшенный брильянтами наперсный крест для всегдашнего ношения его настоятелями обители при священнослужениях 85 . Самый монастырь, по Высочайшему повелению 2 апреля 1822 г., возведен был в первый класс, по уважению древнего его существования и благоустройства, с тем, чтобы обитель Валаамская сохраняла принятые ею общежительныя правила и настоятелями ея были бы всегда игумены. Сверх того, постановлено было, чтобы игумены избираемы были из Валаамских братий. Это было так. Живо помня труды блаженного о. Назария и высоко ценя достоинство общежительного устройства Валаамской обители, игумен Иннокентий желал утвердить навсегда это прекрасное устройство на Валааме, и с этою целию просил высокопреосвященного митрополита Михаила исходатайствовать от Святейшего Синода дозволение, чтобы в настоятели Валаамского монастыря были избираемы непременно лица из подвижнейшей братии здешней обители. Хотя указ о таком избрании последовал в монастырь еще в 1799 году от преосвященного митрополита Гавриила, но старец, опасаясь, может быть, чтобы благодетельное предписание святителя как-нибудь по времени не пришло в забвение, просил подтверждения его от Святейшего Синода. Вследствие его прошения, по представлению владыки, Святейший Синод утвердил, чтобы настоятели в Валаамский монастырь, в случай вакансии, были определяемы навсегда из тамошних монашествующих достойные и способные к содержанию в непоколебимости общежительного устава; о чём дано было знать монастырю указом С.-Петербургской Духовной Консистории от 23 июля 1818 года за Настоятели Валаамской обители в это время были следующия лица: архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх (1718), возобновитесь Валаамской обители после разорения Шведами в 1611 году; строители: иеромонах Савва (1720 г.), иеромонах Иосиф Шаров (1723 г.), иеромонах Тихон (1724 г.), игумены: Ефрем (17541782 г.), Назарий (17821801 г.), Иннокентий (1801 г.), Ионафан, Варлаам и Вениамин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская Америка сибирского священника Я прошёл, чтобы лично прочувствовать, себя убедить, что Русская Америка — это моя Америка. 20 ноября, 2014 Я прошёл, чтобы лично прочувствовать, себя убедить, что Русская Америка — это моя Америка. Отец Евгений пошёл по пути святителя Иннокентия. Настоятель иркутского храма во имя Архангела Михаила священник Евгений Старцев в прошлом году совершил крестный ход на Аляску на парусной лодке «Святитель Иннокентий» с чудотворной иконой и мощами святого митрополита Иннокентия (Вениаминова). Это уже второе подобное путешествие сибирского священника. В 2011 году на той же лодке он совершал крестный ход к Командорским островам. Эти маршруты совпадают с миссионерскими экспедициями апостола Сибири и Америки святителя Иннокентия в XIX веке. — Как вам всё удаётся, отец Евгений: и храмы восстанавливать, и экспедиции совершать на Халхин-Гол, в Чечню, и крестные ходы в Русскую Америку? Может быть, гены помогают? — Я не могу сказать, что у меня какие-то предки особые. Обычные люди. Но сказывалось, конечно, что Сибирь — это место, где сформировался особый этнос. Здесь не было никогда крепостного права. Здесь не было никогда коленопреклонённого почитания начальства. Значили больше какие-то личные отношения, человеческие качества. На войне эти качества, безусловно, проявились. И потом, когда надо было выживать здесь. И это пробивается в нас иногда. Ведь если на войне твои чада духовные, то как можно спать здесь в жизни сытой? Или если на Халхин-Голе погибали твои предки, ты должен там крест поставить и помолиться. А святитель Иннокентий, наш величайший из миссионеров, можно сказать, первый после апостолов… Он, по сути дела, чуть ли не пешком добрался до Америки, и через несколько лет из враждебных племён империя получила дружественные племена, крещёные. Только потому до сих пор эта территория называется Русская Америка, что люди помнят, что несут в своих жилах русскую христианскую кровь. Когда я там был, разговаривал с одним из вождей племени. Мы, говорит, когда соберёмся, то не сравниваем, у кого какой достаток, а вспоминаем, у кого сколько русской крови. Это я и на Ситке слышал, и на Кадьяке.

http://pravmir.ru/russkaya-amerika-sibir...

Свято-Никольский храм (Вилюйск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 1800 году в Вилюйске был построен Никольский деревянный собор . Его постигла та же участь, что и большинство храмов в России. Новый Свято-Никольский храм был сооружен на рубеже 20 и 21 века. 7 октября 2013 года состоялось историческое событие - великое освящение воссозданного Никольского храма. Расположен в начале улицы Мира, недалеко от краеведческого музея. Содержание История [ править править код ] Расцвет православия в Якутии неразрывно связан с именем Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского (1797–1879). С 1853 по 1860 гг. владыка Иннокентий проживал в Якутске и «по праву считается одним из самых крупных деятелей сибирской культуры: ученый-языковед с мировым именем, этнограф, выдающийся богослов и педагог, неутомимый проповедник. Более сорока лет он занимался миссионерской деятельностью на Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Чукотке, Камчатке, на Амуре и Дальнем Востоке, в Якутии». Не оставил своим попечением святитель Иннокентий и вилюйскую землю, впервые приехав сюда с проповедью зимой 1854 г. Именно с этого времени в Якутии повсеместно начали созидать храмы, при которых впоследствии организовывались церковно-приходские школы. Эти учебные заведения не только укрепляли православную культуру, но и способствовали распространять среди местного населения элементарную грамотность. Основными направлениями деятельности Русской Православной Церкви в вопросе христианизации народов Якутии в этот период становятся просветительская, переводческая и духовно-учебная. «В 1869 г. был издан императорский Указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии». Получив высокий статус второго кафедрального города якутских архиереев, Вилюйск продолжил развитие уже как мощный духовно-просветительский и культурный центр региона. К началу ХХ века в Вилюйском благочинии насчитывалось более 30 храмов и часовен, 3 из которых находились на территории самого города. Это Никольская церковь, с учреждением епархии в 1870 году получившая чин собора, Иннокентьевская кладбищенская церковь и Новониколаевский собор. Иннокентьевскую церковь построили в 1892 году на городском кладбище и в ней горожане молились о упокоении почивших сродников и друзей. Пятиглавый, деревянный, светлый и просторный храм созидался как дань памяти тем славным вилюйчанам, трудами которых приумножались слава и богатство родного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Ситка. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Собор Святого Михаила Архангела — православный храм в городе Ситка (Аляска). Уникальный памятник российского присутствия на Аляске. Является кафедральным храмом епархии Ситки, Анкориджа и Аляски Православной церкви в Америке. Здание храма в 1962 году внесено в Национальный реестр исторических мест США. При обустройстве Новоархангельска А.А. Баранов предполагал создать здесь альтернативу Кадьякской православной миссии. Он просил, чтобы для выстроенной часовни была доставлена самая лучшая церковная утварь. Тогда же он просил для новой миссии священника. В 1813 году практически вся утварь, предназначенная для Новоархангельской часовни, была утрачена при крушении российского судна «Нева» у берега острова Баранова. Некоторые предметы были спасены; среди них была икона Архангела Михаила в серебряном окладе. Три года спустя, в 1816 году, в Новоархангельск прибыл первый священник — Александр Соколов. В 1834 году Русско-американская компания построила взамен старой обветшавшей часовни новую, освящённую также во имя святого Михаила Архангела. Постройка нового храма совпала с прибытием в Новоархангельск нового священника, отца Иоанна Вениаминова. В 1840 году, с возведением отца Иоанна, принявшего монашеский постриг с именем Иннокентий, во епископа Камчатского, Курильского и Алеутских островов, Новоархангельск стал одним из епархиальных центров. В первый же год епископства Иннокентия он начал проектировать в Новоархангельске собор для новой епархии. Три года спустя, в 1844 году состоялась закладка храма. 20 ноября 1848 года собор Святого Михаила Архангела был освящён. Он был построен на средства, предоставленные Русско-американской компанией. Колокола были отлиты на местных литейных заводах, а епископ Иннокентий вручную собрал часы, которые были помещены в колокольню. С самого начала своего существования собор Святого Михаила стал культурным центром, распространившим своё влияние до реки Юкон и острова Атка на Алеутских островах. В 1841 году при соборе была учреждена Духовная семинария, прежде всего для будущих священнослужителей из местных жителей. Многие из выпускников впоследствии также поступили на работу в Русско-американскую компанию. Тогда же была основана начальная и средняя школа с приютом. Школа была закрыта только в 1906 году, а семинария, с переводом архиепископа Иннокентия в Благовещенск, в 1858 году была также перенесена туда. Школы были размещены в здании, которое теперь известно как Дом Епископа, или Российский Приют.

http://sobory.ru/article/?object=36190

Скачать epub pdf Статья священника Димитрия Сафонова, кандидата исторических наук, кандидата богословия, секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, клирика храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – выдающийся церковный историк, археограф и источниковед, замечательный пастырь – последний год своей жизни провел в Новоспасской обители . Здесь он преставился ко Господу 25 лет назад в день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля 1994 года. Здесь он и был похоронен. Память его очень почитается в обители. Этот выдающийся подвижник церковной науки сегодня является примером служения Церкви для очень многих православных людей. Важнейшее значение приобретает дальнейшее изучение его жизненного пути и наследия. Архив архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , находившийся в Новоспасском монастыре, был безвозмездно передан в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки в 1996 году тогдашним наместником обители епископом Орехово-Зуевским (впоследствии – архиепископом Костромским и Галичским) Алексием (Фроловым) (1947–2013) 1 . Важнейшим и еще не изученным источником о жизни и трудах архимандрита Иннокентия (Просвирнина) является его личное дело, хранящееся в архиве Московской духовной академии. Обзору этого ценнейшего источника и посвящена статья. В деле имеются документы, характеризующие жизнь о. Иннокентия с момента рождения до 1986 года. Первым хронологическим документом является подлинник свидетельства о рождении А. Просвирнина. Он родился 5 мая 1940 года в Омске в семье Ивана Демьяновича и Марии Михайловны (урожденной Карповой) Просвирниных. Своим ранним церковным воспитанием будущий архимандрит был обязан матери. В своей автобиографии он писал о том, что в детстве он был чудесно исцелен от косноязычия 2 . Мать начала водить его на службы в кафедральный собор г. Омска в раннем детстве, здесь он ощутил «какое-то необъяснимое тяготение к Алтарю» 3 . В феврале 1950 г. он упросил мать отвести его к правящему архиерею архиепископу Ювеналию (Килину) 4 с просьбой взять его прислужником. Вскоре Толя Просвирнин стал старшим иподиаконом, оставаясь им до поступления в семинарию. С лета 1957 года, по окончании средней школы, он стал готовиться к поступлению в МДС под духовным руководством архиепископа Вениамина (Новицкого) 5 , иподиаконом которого был.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010