Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святые из МГУ: истории 20 студентов и преподавателей, которых причислили к лику святых 6 мин., 24.01.2020 25 января — День студента и престольный праздник в Домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ. В этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна утвердила проект об учреждении Московского Университета, который стал домом для многих выдающихся людей. Среди его студентов и преподавателей были люди, которые впоследствии были причислены Церковью к лику святых. О них — в нашем материале. 1. Мученик Михаил Новоселов (1864–1938), окончил МГУ в 1886 году Тюремное фото. 1929 Бывший «толстовец». Издавал духовно-просветительские брошюры и богословские книги, за что его избрали почетным членом Московской духовной академии. После революции 1917 года активно участвовал в церковной жизни, открыто назвал себя «недругом» советской власти из-за ее богоборческого характера. Арестован в 1929 году и через 9 лет тюрем приговорен к расстрелу за «контрреволюционную деятельность». Михаил Новоселов — слева, справа — отец Павел Флоренский 2. Священномученик Владимир Амбарцумов (1892–1937), учился в МГУ в 1911–1913 и в 1914–1917 годах Студенческая фотография Член христианского студенческого кружка, который в 1924 году запретила советская власть. Продолжил занятия нелегально, а в 1927 году стал священником. После декларации митрополита Сергия (Страгородского) об отношении к советской власти ушел за штат и работал в НИИ птицеводства, а затем в Институте климатологии. Тайно служил на квартирах духовных чад. Арестован и расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне. 3. Священномученик Сергий Мечёв (1892–1942), окончил МГУ в 1917 году Сергий Мечёв, 1907 Сын святого Алексия Мечёва. Во время Первой мировой войны был санитаром-добровольцем в Красном Кресте. В 1919 году стал священником, окормлял студентов и интеллигенцию. Арестован в 1929 году, после освобождения работал фельдшером , служил литургии на квартирах. Расстрелян за «создание подпольных церквей» и «организацию антисоветских элементов для активной борьбы с Советской властью». 4. Священномученик Илия Громогласов (1869–1937), преподавал в университете с 1916 по 1921 год

http://foma.ru/svyatyie-iz-mgu-istorii-2...

В Серафимовском храме особо почитается священномученик Илия Громогласов. Он был расстрелян и погребен в общей могиле на Волынском кладбище в 1937 году. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством Ольги Рубановой. За Литургией были вознесены прошения и прочитана молитва о мире и об Отечестве.  На заупокойной ектении были помянуты расстрелянные и похороненные на Волынском кладбище, а также «все, во дни лихолетья безвинно убиенные, страдания и истязания претерпевшие, в изгнании и заключении горькую смерть принявшие, чьи имена известны лишь Господу». Во время пения Херувимской песни на Литургии митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. После отпуста глава митрополии обратился ко всем со словом. По окончании Литургии была совершена панихида по расстрелянным и похороненным на Волынском кладбище, а также по всем жертвам репрессий. Затем митрополит Амвросий с духовенством совершил литию у места погребения убиенных и пропел величание новомученикам и исповедникам Церкви Русской.  В тот же день в Казанской церкви с. Медное IV Тверского благочиния настоятель храма священник Владимир Кадочников совершил панихиду об упокоении во дни лихолетья безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, а также об убиенных и погребенных в те годы в Медном. Заупокойные богослужения прошли и в других храмах и обителях Тверской епархии . В 2003 году, когда Русская Православная Церковь отмечала столетний юбилей прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, было получено благословение на строительство храма в честь этого святого в районе Волынского кладбища г. Твери. Волынское кладбище стало основным местом погребения усопших жителей Заволжского посада на рубеже XVII-XVIII столетий и было приписано к приходу храма Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне не сохранившегося).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Вместе с ним – святой Лаврентий; Святой Павел всем Послание читает, А святой Лука – священное Евангелие, Держит крест святой царь Константин, А рипиды все в руках у стратилатов. Со свечей идет Мария огневидная, Ладан зажигает громовержец Илия, Бессребреники миром помазуют, А Креститель Иоанн водой кропит. Херувимы воспевают песнь хвалебную, А Царь славы на престоле восседает,. Ликом Своим небо светло озаряет; одесную Пресвятая Богоматерь, Духоносною порфирой украшенная. Святой Савва придерживает жезл, А народа – множество несметное: Больше его, чем звезд на небосводе. Перемешаны святые вкупе с Ангелами, И неведомо, кто кого краше. Брат Блажо Томкович из Йёленка близ Данилов–града: «Я из тех Томковичей, что упоминаются в «Женитьбе Тодора из Задара», а именно: Семь братьев, семь Томковичей, Семь лютых змей из–под камня. Вот уже три года, как я посещаю Охридские святыни – во дни монастырских престольных праздников. Гостил я там у кумовьев, начиная с охридского епископа и кончая простыми рыбаками, селянами и монахами. [И] стал очевидцем очень многих чудес, о коих немало был и наслышан. Удивительные там люди. Настоящий и чистый народ старосербский. Видел я и задушбины короля Владимира, и короля Стефана Слепого [Дечанского], царя Душана и других сербских вельмож. И от этого очень сильно полюбил Сербство и Православие. А уж как приятно было мне прочитать в Белграде завещание великого митрополита Михаила, золотыми словами выгравированное на его погребальной плите: «Любите сербство, любите Православие». Этим все сказано, это моя программа, а вижу, что и ваша. Умилилась душа моя ныне на этом соборе. И сожалею, что такого движения нет у нас в Черногории. И потому прошу вас – придите к нам. Ибо тьма вошла в души нашей молодежи и грозные тучи сгущаются над Черной Горой. Спасение для нас – только в вере. Заклинаю вас святым Василием Острожским, придите к нам». Брат Райо из Великой Планы: «Лишь благодаря явленным Божиим чудесам многие из нас вернулись к вере и вступили в это движение. Один мой сосед не ладил со своим дядей, отнявшим у него лучшее зерновое поле. Пылая яростью от такой несправедливости, решил он убить своего родственника. Взял ружье и стал поджидасть дядю у дороги. Ночь была ясной. Встал он в тени дерева, и когда дядя подошел, то вскинул ружье и уже собрался нажать на курок, как вдруг услышал подобный громовому раскату голос: «Не убий!» Весь затрясся он, думая, что дядя услышал этот зов и сейчас его заметит. Но тот ничего не услышал и продолжил идти размеренным шагом. Опять мой сосед прицелился, чтобы стрелять, – и снова услышал то же громогласное предостережение: «Не убий! Не убий!» Дядя и после этого не изменил своей походки, так как, очевидно, ничего не слышал. А моего соседа охватил такой трепет, что рука у него ослабела и ружье упало на землю. «Тогда, – сказал он, – пришло мне на ум, что это Божий глас, Божие предупреждение». С той поры благодаря сему событию в душе этого человека наступил полный перелом…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Читаем в книгах пророческих, что Дух Божий во время сотворения земли ношашеся верху воды 14 – носился над водами и давал благоплодную силу воде, чтобы в ней умножались разные рыбы и животные. Тут мы видим над водами силу Божию, хотя не слышим гласа Божия. Опять начитываем, что пророк Моисей ударил жезлом по морю и оно расступилось, и евреи прошли через море, как по сухому пути. Что здесь видим? – Видим силу Божию в жезле или в палке: человек без воли Божией не может заставить море расступиться, разделиться; одно слово всемогущего Бога, одна сила Божия это может сделать. Впрочем, почему же самую силу Божию не признать за голос Божий? Моисей бросил древо в горькие воды реки Мерры, и они стали сладкими. Кто повелел это сделать? – Бог . Не явно ли, что Моисей слышал голос Божий, а евреи только увидели или, лучше, вкушением воды познали благодатную, всемогущую, чудодейственную руку Божию? Не дивно ли было и то, что Моисей, по повелению Божию, ударил в скалу и, извел воду, чтобы народ Божий утолил жажду? Опять видим чудо над рекой Иорданом – да не одно, а много чудес. Нееман, Сирский военачальник, погрузился в воды Иордана, и проказа сошла с него. Евреи перешли через Иордан, и Иордан река расступилась перед ними. Пророки Илия и Елисей и патриарх Иаков тоже перешли эту реку, расступившуюся перед ними. Дивное дело! вода слушает голоса пророков и расступается; здесь та же сила Божия действовала. Наконец, видим чудо и в росе Гедеона, павшей на руно, и в излиянии воды на жертвенник пророком Илией: не явно ли, что вода по гласу пророка являла чудеса? Наконец, величайшее чудо было совершено с водами тогда, когда Христос Господь Своим крещением освятил воду Иордана и когда громогласно раздался глас Отца небесного над водой: Сей есть Сын Мой возлюбленный – Того послушайте 15 . Так и теперь, по молитвам священника и всей церкви сила Божия является, и глас Господень, хотя неслышимо, но действительно раздается над водами; потому, что благодатная сила Божия от крещения Господня и доселе осталась в водах, и вода остается навсегда неповрежденной. Не есть ли это глас Божий, тихомолчно переходящий из века в век. От нас только требуется одна вера во всемогущество Божие. Сей водой могут исцеляться больные и омываться все нечистоты душевные и телесные. Станем же и мы благоговейно сохранять и употреблять сию святыню. Благодать Божия на все полезна 16 – и особенно полезна к нашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

В 1997 году архиепископ Фаддей (Успенский) причислен к лику святых как новомученик. В сентябре 1999 года протоиерей Илия (Громогласов) канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии. В августе 2000 года на Архиерейском юбилейном соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедальников для общецерковного почитания… Христос рождается Христос рождается. Пред Ним Склонись душою умиленной И в Том, Кто ангелами чтим, Почти Властителя Вселенной. Христос рождается. Свой сон, Как пастухи во тьме полночной Прервав, иди туда, где Он Лежит, как Агнец непорочный. Христос рождается. К стопам Его склонись душою мирной, Подобно древним мудрецам, Со златом, ладаном и смирной. Христос рождается. Души Смирив заботу и тревогу, Ему воспеть ты поспеши Хваленье «Слава в вышних Богу». Стихи из ссылки С Тобою я сердцем в Кадашах В стране суровой и глухой Не раз с глубокою тоской Я вспоминал далекий край – Души моей заветный рай – Москву священную, и там Прекрасный, дивный Божий храм, Богослуженья чинный ход И многочисленный народ. Могучий всенародный хор, Повязки белые сестер, Пред алтарем ряды детей, – Весь милый облик Кадашей. И, уносясь душою вдаль, Я умножал мою печаль Заботой днем и в час ночной О тех, кто разлучен со мной, О тех, кого лишился я… Моя духовная семья… Куда б ни бросил злобный рок Меня, на запад иль восток, И где бы ни пришлось мне быть, Тебя могу ли я забыть, Зарытый в северных снегах, С тобой я сердцем – в Кадашах. Да, я с тобой. И знаю я: Мои и дети, и друзья С любовью помнят обо мне В далекой милой стороне. Не разорвать сердечных уз. Любовью спаянный союз Лишь больше крепнет под бедой. Пройдут суровой чередой Дни испытанья – и в ответ На твой призыв, на твой привет Вернусь я снова в Кадаши. Вот будет праздник для души! Поздравительный гимн о. диякону В. П. Ш. Сослужитель и друг, в день твоих именин Ты, сердечным приветам внимая Тех, кто близок тебе, к ним прибавь и один Из Сургутского дальнего края. В этот день торжества Кадашевской семьи

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Такой чуткий взгляд и во всякой мертвой догме увидит мерзость запустения, даже если и примет она формы «религии». В шикарных «храмах» может быть мерзость запустения, а искатели Иного Бытия могут обретаться на помойке; ибо поклонники Иного Бытия — как сказал один из них — «сор для мира, безумие для конформно думающих и соблазн для конформно верующих»: панки, как Иезекииль, делающие лепешки из дерьма, как Симеон, буйствующие в храме, как Василий, разбивающие иконы: ибо «чудотворная» икона есть икона сатаны; как Илия, Мюнцер, Ленин — великие борцы с жрецами и владыками во имя торжества Иного Бытия. Ибо Иное Бытие есть революционное буйство, восторг бунта, разрушение бытия здешнего — Вавилона, коему суждено пасть вместе с его князьями и купцами. «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем. Мировой пожар в крови, Господи благослови!» и хоть незримый никому, но знаем, что впереди красноармейцев идёт Христос; и знаем, что поэт Революции, богоборец — «в самом обыкновенном Евангелии тринадцатый апостол» Его. Так один — тихий мистик, другой — трибун громогласный — об одном пророчествуют. А вот другой собрат их, мистагог: «Любовью ненавидящей Огонь омоет мир. Ты, чающий, ты, видящий, Разбей, убей кумир!» Примеры, впрочем, бесчисленны. Дело, однако, в том что подобные мысли у Жижека (желаем здесь ошибиться) — «словеса с перцем»: Сатана как князь мира сего и есть тотальность данности, часто принимаемый за «Бога», а истинный Бог — неотмирная благодать, уничтожающая век сей — и в этом качестве, кажущаяся сынам века сего — «Сатаной». Разве подлинный сатанизм — это не «капитализм — единственная религия, отрицающая Искупление», как говорил марксистский теолог Беньямин? — ибо наша таинство — шопинг — отрицает священное, наш миф —«свободный» рынок — отрицает веру, наши духовные упражнения — тренинги — отрицают трансцензус, наша соборность — частный интерес — отрицает общность. Разве не догадывались столь многие — Гюисманс например — что подлинная религиозная природа современности — уничтожившая подлинное христиаство, восславившая позитивизм, атеизм — сатанизм? Сатанизм и мещанство тождествены: то что в феномене — мещанство, то в ноумене — сатанизм.

http://blog.predanie.ru/article/monstruo...

Принятый в феврале 1922 г. декрет об изъятии церковных ценностей практически отстранял Церковь от участия в организации и сдачи ценностей в пользу голодающих, запрещал замену драгоценных предметов, имеющих богослужебное употребление, равноценным количеством золота и серебра. Действия властей вызывали крайнее недоумение Патриарха Тихона, в письме М.И.Калинину от 25 февраля 1922 года он призвал власть отказаться от такого решения, чреватого непредсказуемыми последствиями 23 . Власть понимала, что именно Патриарх как глава Церкви является главным препятствием для разгрома церковной организации. Поэтому главный удар был направлен против Патриарха. ГПУ внимательно наблюдало за деятельностью Патриарха и его окружения. Так, на совещании в ГПУ 8 марта 1922 года говорилось: «…аппарат духовенства, возглавляемый Тихоном, разворачивает все шире и шире свою работу» 24 . Все действия духовенства, осуждавшего изъятие, фиксировались в информационных сводках ГПУ. Они составлялись в Информационном отделе и в 6-м отделении СО ГПУ. В «Информационном докладе по вопросу об изъятии церковных ценностей», подготовленном уполномоченным 6-го отделения Московского губернского отдела ГПУ за 4 и 5 марта 1922 г., говорилось о проповеди епископа Илариона 25 . Эта информация легла в основу специального сообщения, направленного из ГПУ в ЦК РКП (б) специально для В.И.Ленина: «4-го марта в церкви Сергия (Ульяновская улица) во время всенощной епископом Иларионом была произнесена проповедь по вопросу об изъятия церковных ценностей в пользу голодающих. Проповедь носила явно выраженную тенденцию создать враждебное настроение среди религиозных масс против изъятия ценностей» 26 . В сводке, направленной начальнику Секретного отделения ГПУ Т.П.Самсонову, сообщалось о проведенном 28 февраля собрании благочинных города Москвы под председательством митрополита Никандра (Феноменова), на котором он призвал «быть на страже» 27 . В деле Патриарха Тихона имеется «Список лиц подлежащих изъятию по шестому отделению», куда входили ближайшие помощники Патриарха: епископ Иларион (Троицкий) , а также митрополит Никандр (Феноменов), келейник Патриарха Яков Полозов, священник Илия Громогласов , протоиерей Александр Хотовицкий, протопресвитер Николай Любимов. В этом же документе содержатся и мотивы ареста. Так, митрополит Никандр обвинялся в «организации нелегальных собраний духовенства и будированию на этих собраниях масс с целью выступления против властей», епископ Иларион обвинялся в «организации диспутов на религиозные темы с целью дискредитировать Соввласть» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

«Спаси тебя Бог , дитя мое...» И довольно звучно поцелует. Любил он громогласно лобызаться. А я, по правде, этого не жаловал обычая. Стою где-нибудь в сторонке. «Владыко, благословите шестопсалмие почитать». «Ступай, ступай с Богом. Бог тебя благословит, фрателле. (Так, кажется, по-румынски или молдовански.) Читают кафизмы, и чтец где-нибудь соврет в ударении. Владыка заметит и жалостно закивает головой. Значит, недоволен. Запели канон. Идет служба св. пророку Илии. Канон читает наш второй регент, студент моего курса, бывший один год в Киевской Академии, голосистый, музыкант, уставщик и спортсмен, к тому же без лести преданный почитатель владыки Гавриила до благоговения, милый Леня Маслич. (Он погиб в каком-то альпинистском предприятии уже во время войны в Австрии.) Его почему-то еп. Гавриил называл «Лампад Ливериевич». Действительно, по какому-то метафизическому смыслу именования он был именно не Леонид Иванович, а Лампад Ливериевич. «Это кто читает? Лампад Ливериевич?.. Аты знаешь, дитя мое, какое самое замечательное песнопение в сегодняшней службе? Знаешь, или нет?» Недоумеваю, но владыка вдруг делается серьезным: «Во время службы не надо разговаривать». Помолчали некоторое время, я стараюсь напрячь внимание, сообразить, что в особенности замечательно для литургического облика огненного пророка Ильи. Владыко не выдерживает зарока не разговаривать и, поманив пальцем, заставляет нагнуться к нему и вполголоса начинает объяснять: «Запомни: в девятой песне канона замечательный есть тропарь. – И тут же наизусть цитирует: – «Почто Илия жесток человек еси, Израиля прегрешения терпети не можети, взыди ты ко мне, да аз доле сниду...» Я много думал под влиянием этого замечания владыки, поразился глубиной этого христологического тропаря и даже когда-то потом написал статью об этом под заглавием «Второй Предтеча пришествия Христова» в одном сербском епархиальном журнале, не помню теперь в каком. Действительно, замечательная мысль в связи со всем обликом грозного, огненного и нетерпимого пророка. На смену ему, не только грех , но и грешника уничтожающему, идет «глас хлада тонка», страдающий за грешники и им сострадающий Христос Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право EPISCOPALIS AUDENTIA [лат. судебное слушание у епископа, «епископский суд»], комплекс судебных полномочий епископа и институт епископского суда по гражданским делам, сложившийся в I-III вв. и официально признанный государством в Римской и ранней Византийской империи (IV-VI вв.) ЕПИСКОПИЯ устаревшее в наст. время комплексное понятие, обозначавшее область юрисдикции отдельного епископа ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие, используемое в политико-правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ИЕРАРХИЯ в церковной лексике слово употребляется в следующих основных значениях: небесная И., церковная И. ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц

http://pravenc.ru/rubrics/122820_4.html

После двух противоцерковных процессов, закончившихся казнями, 27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы «пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть». На скамью подсудимых посадили 105 священнослужителей и мирян. Среди главных обвиняемых были благочинный протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов , смотритель этого же храма Лев Евгеньевич Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании 6 декабря впоследствии зловеще знаменитый прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова , игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), А.Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения. Обвиняемым была предоставлена возможность сказать последнее слово. В своем последнем слове отец Александр прежде всего попытался снискать у суда снисхождения и милости к своим собратьям: «Прошу обратить внимание на тех, которые были у меня на собрании; одни из них – старики, а другие – совсем молодые и ни в чем не виновные. Собрание у меня было самое обыкновенное, оно не являлось контрреволюционным и не имело характера темного заговора». 228 Приговор революционного трибунала оказался более мягким, чем кровожадные приговоры, вынесенные на прежних процессах по делам об изъятии церковных ценностей. Главные обвиняемые – игумения Вера (Побединская), протоиерей Сергий Успенский и протоиерей Александр Хотовицкий – были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет, конфискации имущества и поражению в правах на 5 лет. После возвращения святого Патриарха Тихона к церковному управлению и ряда его заявлений о лояльности государственной власти многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и рядовых мирян, осужденных трибуналами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра. После освобождения он не имел штатного места ни в одном из приходов и служил по приглашению в разных московских церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010