Беспрерывное разрушение, видимое в природе, есть не иное что, как беспрерывное круговращение вещества и беспрерывное изменение внешней формы бытия; b) многие животные в продолжении зимы находятся в совершенном бездействии, а при наступлении весны оживают; семя, брошенное в землю, истлевает, чтобы дать плод. Природа для внимательного ума есть громогласнейшая провозвестница воскресения. II Необходимо по правосудию Божию. Часто добродетельные страждут в продолжение своего земного существования, а нечестивые блаженствуют. А как правосудие Божие должно каждому воздать по делам, и сии дела совершаются душею не без участия тела, то необходимо должна быть другая жизнь, где каждый с телом получит праведное вознаграждение. III Предъизображено опытами, совершившимися и сомнению не подлежащими. Иисус Христос ( Лк.7:13,14 ) воскресил сына вдовицы Наинской, ( Мк.5 ) дщерь Иаирову, ( Ин.11:43,44 ) Лазаря. Ап. Петр ( Деян.9:40 ) воскресил Тавифу, Ап. Павел ( Деян.20 ) – отрока Евтиха, Пр. Илия ( 3Цар.7 ) – сына Сарептской вдовицы. IV Действительно будет некогда всеобщее, – что доказывается ясными свидетельствами Св. Писания: а) Спаситель ( Ин.5:25–29 ) так о сем говорит: Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас сына Божия, и услышавше оживут. Якоже бо Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе и область даде ему и суд творити, яко Сын человечь есть, не дивитеся сему яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут, сотворшии благая, в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда. Иисус Христос Сам положил основание нашему воскресению. Он воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор.15:20 ). Яко аз живу, вещает Он, и вы живи будете ( Ин.14:19 ). b) Церкви Ветхозаветной известно было учение о воскресении мертвых. Ап. Павел ( Евр.11:17–19 ) веру в воскресение мертвых приписывает Аврааму. Верою приведе Авраам Исаака искушаем, и единородного приношаше обетования приемый, к немуже глаголано бысть, яко о Исааце наресется тебе семя, помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог, темже того и в притчи прият (во образ сего и получил его), т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

14.01.2024 Рождественский подарок священноисповедника Афанасия (Сахарова). 08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог? 01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее 14.12.2023 Мученик Иоанн Емельянов. «Я не должен никому делать зла...» 10.12.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Средство духовно выпрямиться. 08.12.2023 Священномученик Илия Громогласов. Даже Бог не может спасти нас без нас.   29.11.2023 Восемь дней в солдатской теплушке. 27.11.2023 Лучший подарок – редкие книги для библиотек и общественников. 17.11.2023 Священномученик Неофит Любимов. Долг существа разумного. 16.11.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. О Божественной литургии. 31.10.2023 День памяти жертв политических репрессий. 27.10.2023 30-летие обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского , отметили в храме, построенном на месте, где были обретены мощи святого. 14.10.2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы и в день рождения священноисповедника Романа Медведя. 13.10.2023 Священномученик Димитрий Троицкий. Под Твою милость прибегаем. 07.10.2023 Епископ Вениамин (Воскресенский). О церковном пении. 03.10.2023 Священномученик Константин Твердислов. Жить надо бодро и мужественно . 27.09.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Никогда не истощающаяся сила. 24.09.2023 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Программа жизни . 12.09.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Беседа в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. 07.09.2023 Опубликован Библиографический указатель печатных трудов архимандрита Дамаскина (Орловского) , доктора исторических наук, научного руководителя Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " .

http://fond.ru/foto

10) (φ ν) Посему, Кифа, узнав собеседующих из того, что высказали они, отвечал Гоподу, и говорит (Ему): «Хорошо, Человеколюбче, быть нам здесь всегда, и если хочешь, скажи – мы сотворим отдельные сени (σκηνς) Тебе, Моисею и Илии, рабам Твоим». Но в то время, как он говорит это, – свыше осенило их светлое облако, показывающее блистание невещественное, чистое, Отчее сияние. 11) (Μεγλως) Сильно устрашило учеников (Христовых) не одно только сие страшное явление, но притом еще и глас, прозвучавший так громогласно, (что) они, наклонив к низу главы свои, падают на землю. Ибо как прежде на Иордан, так и ныне Отец возвестил о Сыне (Своем): «Сей есть Сын Мой; Его», говорит Он, «Слушайте; ибо в Нем Мое благоволение». Итак, все (теперь) скажите: Иисус есть Отчее сияние. 12) (ρτε) Обратите внимание, возлюбленные, на ясное, (поучительное содержание сего) чуда. Ибо, как скоро пришел глас, то Илия (сделался) невидим, и вместе с Моисеем они скрылись; а остался один Христос, дабы слышанное ими (учениками Христовыми) провозвещение Отца не показалось для них сомнительным. Когда они были все три вместе, Он не объяснил, для чего это было; но для них было ясно и понятно Отчее сияние. 13) (Ραδα) Скорое и ясное было понятие Петра, (как это видно из того), что объясняет сам он; было также разумение и (у других) святых учеников; ибо не малое было различие между Господом славы стоящим и ими, как рабами Его, собеседующими со Владыкою всех. Он послал свет и все просветил: они же были осияваемы, едва перенося (μλις βλποντες), ужасаясь, и прославляя Отчее сияние. 14) (Φωτς) Когда столь великий свет и Божественный глас в то время поразил их, как сказал я не задолго перед сим, то ученики моляся, с наклоненными к низу главами, закрывали лица (свои). А после того, как это уже окончилось, Творец всего возбуждает их и восстановляет, говоря (к ним) кротким гласом: «Встаньте, други мои, и о сем умолчите, до тех пор, пока увидите (воскресшим) из мертвых (Меня), Отчее сияние». 15) ( τς μτρου χαρς) О,безмерна была радость, какую получили (сии) мудрые ученики Господа! И они сошли вместе с Ним с горы, поспешая благовестить (о сем) и прочим (своим соученикам). Но может быть, вы спросите, почему (любовью) божественною сии теперь предпочтены прочим (своим) сослужителям. А я на сие не скажу ничего нового или особенного, а (только) то, чему научают речения мудрые, боговдохновенные, которыми благоугождается 202 Отчее сияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Хотя до кон. марта 1922 г. изъятия ценностей из московских храмов не проводились и соответственно не было случаев противодействия со стороны верующих, 20 марта ГПУ представило в Политбюро доклад о контрреволюционной деятельности патриарха Тихона, архиеп. Никандра и нек-рых членов Высшего церковного управления и Московского епархиального совета. В вину им ставились рассылка директив с призывами воспрепятствовать изъятию церковных ценностей и организация с этой же целью нелегальных собраний московского духовенства. 22 марта доклад ГПУ был рассмотрен и одобрен Политбюро. В ночь на 23 марта были арестованы управляющий Московской епархией Крутицкий архиеп. Никандр, пребывавший в Москве Варшавский митр. сщмч. Серафим (Чичагов) , викарий Московской епархии Верейский еп. сщмч. Иларион (Троицкий) , председатель Московского епархиального совета прот. Виктор Кедров, член Высшего Церковного Совета свящ. сщмч. Илия Громогласов (впосл. протоиерей), ключарь храма Христа Спасителя в Москве и ближайший помощник патриарха по управлению Московской епархией прот. сщмч. Александр Хотовицкий (впосл. протопресвитер), благочинный Замоскворецкого сорока прот. сщмч. Христофор Надеждин и неск. др. священников московских храмов и членов приходских советов - всего ок. 10 чел., причастных к управлению Московской епархией. 28 марта в ГПУ был вызван патриарх Тихон. На допросе патриарх взял на себя всю ответственность за составление воззвания и заявил, что в послании он лишь дал оценку изъятию церковных ценностей с канонической т. зр., но не призывал к к.-л. насильственным действиям. 31 марта патриарх был вызван на повторный допрос. Сотрудники ГПУ предупредили его о «самых решительных мерах» со стороны ГПУ и судебных органов в случае «повторения фактов, подобных событиям в Шуе». Чтобы избежать возможных столкновений верующих с милицией и войсками, патриарх выразил готовность выступить с новым воззванием к верующим о недопущении противодействия представителям власти, однако в тот же день в Москве началось массовое изъятие ценностей из храмов, что вызвало стихийные протесты и сопротивление верующих.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Илия ( Громогласов Илья Михайлович ; 1869–1937), священномученик, протоиерей. Член Собора как член Предсоборного Совета. Избран членом Высшего Церковного Совета от мирян. В 1883 г. окончил МДА и экстерном Московский университет, профессорский стипендиат. С 1894 г. доцент МДА по кафедре истории и обличения русского раскола старообрядчества. В 1908 г. удостоен степени магистра богословия. В 1909–1916 гг. преподаватель (инспектор с 1911 г.) Мариинского женского училища. В 1912–1916 гг. помощник члена Московской городской управы. С 1916 г. приват-доцент по церковному праву Московского университета. В 1922 г. рукоположен во иерея. Арестован в 1922 г. по «Московскому процессу об изъятии церковных ценностей». С 1923 г. протоиерей, настоятель храма Воскресения в Кадашах. Арестован в 1924 г, затем в 1925 г., сослан. В 1928–1937 гг. протоиерей храма иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Калинине (ныне Тверь). Расстрелян. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Иннокентий (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869–1937), архиепископ, лжемитрополит. Член Собора по должности как епископ Туркестанский и Ташкентский. В 1893 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1903 г. хиротонисан во епископа. С 1912 г. епископ Туркестанский и Ташкентский. С 1918 г. архиепископ. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол, обновленческий «архиепископ Курский и Обоянский». С 1924 г. обновленческий «митрополит Киевский и Галицкий». С 1929 г. обновленческий «митрополит Архангельский и Холмогорский». В 1933–1937 гг. в заключении. Расстрелян. Иннокентий (Ястребов Илья Иванович ; 1867–1928), архиепископ. Член Собора по должности как епископ Полоцкий и Витебский. В 1893 г. окончил КазДА, кандидат богословия. В 1906 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Полоцкий и Витебский. В 1915 г. уволен от управления епархией и назначен постоянно присутствующим в Святейшем Синоде, председатель Миссионерского совета при Святейшем Синоде и управляющий на правах настоятеля Ставропигиальным Московским Донским монастырем. С сентября 1917 по март 1918 г. снова епископ Полоцкий и Витебский. С 1920 г. архиепископ. В июне 1922 г. арестован. С 1926 г. архиепископ Ставропольский. В 1927 г. архиепископ Астраханский, однако не получил разрешения на приезд в г. Астрахань и остался жить в г. Ставрополе. Скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В виду тесной связи этих ожида­ний скорого конца мира с мнением о крайнем отступлении господствующей церкви, возлюбившей «пестрообразную прелесть еретичества», вполне естествен в воззрениях названного расколоучителя крайний ригоризм, исключающий возможность принятая каких бы то ни было священнодействий от «никониян». Крещение их «несть крещение, но паче осквернение» 13 ; тем более это нужно сказать об их хиротонии, которая отнюдь не должна быть приемлема у «древлеправославных». Даже попы старого рукоположения, «соблазнившиеся от Никона» и потом, раскаявшись, начавшие опять «по древнему служить», могут быть принимаемы лишь по крайней нужде, «кроме же нужи никакоже» 14 . Для более ясного различения попов старого и нового рукоположения, Феодор обращается к примеру. «Ныне, – говорит он, – раздвоение в людях, да познает пагубник, кто Божий, кто егов... Такоже и попы на два чина разсеклися – студныя и мерзкия, как при Илии бысть вааловы жрецы. Что же студныя тогда быша? Кои жертву Богу приношаху по закону, данному им, и осващен Богу до Ахавля отступления. Егда же повеле Ахав жертву прпносити Ваалу вместо Бога, тогда они нечестиваго веления послушавше царева, и служаху Ваалу, яко Богу, и сего ради студныя глаголются священники по отступлении. И сему подобны суть попы старых археереов ставленники, покинувше истинную службу отец своих и наченше льстивую и развращенную при­носити по новым служебникам еретическую жертву. Мерзкие же вааловы жрецы сие есть: кои в новой службе поставлени суть, Ваалу же, паче бесом служити... Всех их вкупе, мерзких и студных, един Илия святый, обличив и ревности Божия исполнився, закла ножем, аки свиней. И новые ставленники ныне от новых отступников мерзким оным подобны, к оной службе поста­влени. И сии обои неправы суть: духовным ножем, святых отец ревностию, отсекаются священства. Да по нужди от старых рукоположенцев можно благословение приимати, обратившихся паки на истину, якоже выше рехом о сем» 15 . Выразителем иного мнения по тому же вопросу является авторитетнейший первоучитель и законо­датель раскола, «священнопротопоп» Аввакум.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

27 ноября 1922 года в Москве открылся новый громкий процесс против духовенства и мирян, которые обвинялись в том, что они будто бы " пытались удержать в своих руках церковные богатства и на почве голода свалить советскую власть " . На судилище было привлечено 105 священнослужителей и мирян. Среди обвиняемых были протоиерей Сергий Успенский, настоятель храма Христа Спасителя протоиерей Николай Арсеньев, ключарь храма протоиерей Александр Хотовицкий, священник храма Христа Спасителя Илия Громогласов, смотритель этого же храма Лев Анохин, настоятель церкви Иоанна Воина протоиерей Симеон Голубев. Судебные заседания продолжались в течение двух недель. После оглашения пространного обвинительного заключения начался допрос обвиняемых. Священник Александр на допросе держался ровно, спокойно, старался защитить других обвиняемых. После допроса всех обвиняемых и свидетелей на судебном заседании б декабря зловеще знаменитый впоследствии прокурор Вышинский произнес обвинительную речь. Он просил суд приговорить к смертной казни 13 обвиняемых, и среди них протоиереев Александра Хотовицкого, Николая Арсеньева, Сергия Успенского, священника Илию Громогласова, игумению Новодевичьего монастыря Веру (Побединскую), Л. Е. Анохина. Других обвиняемых Вышинский просил осудить на разные сроки тюремного заключения. 13 декабря был оглашен приговор трибунала. Протоиерей Александр Хотовицкий были приговорены к лишению свободы сроком на 10 лет. После возвращения святителя Тихона к церковному управлению и его заявлений о лояльности государственной власти многие из архипастырей, пастырей, церковных деятелей и рядовых мирян, осужденных трибуналами по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, были амнистированы. В октябре 1923 года освободили из-под стражи и отца Александра. После освобождения он не имел штатного места ни в одном из приходов и служил по приглашению в разных московских церквах. Но на свободе он оставался недолго. Уже в сентябре 1924 особым совещанием при коллегии ОГПУ новомученик Александр был сослан на поселение в Туруханский край сроком на 3 года. Его и без того болезненное здоровье было подорвано пребыванием на крайнем севере. Удостоенный сана протопресвитера, отец Александр по возвращении из ссылки стал одним из ближайших помощников заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), который хорошо знал его со времени служения в Финляндии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Но интересно проследить и сравнить, в каких формах выражается мистическое движение в разных рационалистических сектах – в молоканства, штундизме и толстовщине. Вот мистическое движение среди молокан 30-х годов прошлого столетия. Возбужденные «предтечами второго пришествия», молокане большими толпами из разных губерний, оставивши свою родину, с торжеством и веселием, громогласно распевая на пути духовные гимны, двигаются на Кавказ в обетованную землю, в новый Иерусалим славного Царства Христова, имеющего открыться близ Араратских гор. Есть среди них «Илия и Енох», есть «пророки и апостолы», явился и сам лжехристос Лукьян Петров, сообщавший «высшую силу» другим чрез «сопение» и прибегавший для доказательства своего божественого достоинства к чуду воскресения мертвых дев; миссии своей он правда, не окончил, так как, собравши деньги и пожитки простодушных молокан, бежал с дороги в обетованную землю... Вот мистическое движение в штундизме, возбужденное «спасителем мира», мещанином гор. Таращи (Киевск. губ.) Кондрою (Кондратием) Малеванным, находившимся долгое время в лечебнице для душевнобольных в г. Казани. Взволнованные распространившимися толками о кончине мира, имеющей наступить 1 ноября 1899 года, малеванцы всю ночь проводят в бдении и молитве, ожидая пришествия Малеванного «в славе и силе для суда над миром и для царства с избранными». Но когда прошло томительно ожидаемое 1-ое ноября и кончины мира не последовало, то на следующую ночь, на тайно нанятых подводах, вместе с женами, детьми и всем скарбом домашним, покидают они землю Халдейскую и, предводительствуемые «Моисеем», отправляются к «Отцу» своему Малеванному. Странное зрелище представлял собою этот караван психопатов, с пением, воплями, нервными тиками двигавшийся сотни верст по селам на пути в Киев: худые, изможденные лица с воспаленными глазами, тихий экстаз мужчин, нервные всхлипывания женщин, веселые личики детей, общая коленопреклоненная молитва , сопровождаемая резкими конвульсивными движениями и нервно-истерическими припадками...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право. История церковного права ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда EPISCOPALIS AUDENTIA [лат. судебное слушание у епископа, «епископский суд»], комплекс судебных полномочий епископа и институт епископского суда по гражданским делам, сложившийся в I-III вв. и официально признанный государством в Римской и ранней Византийской империи (IV-VI вв.) ЕПИСКОПИЯ устаревшее в наст. время комплексное понятие, обозначавшее область юрисдикции отдельного епископа ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАННУ [Жоанну] Периклес Пьер (1904-1972), канонист, церковный историк и византолог греч. происхождения и греко-католич. исповедания Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов «НОМОКАНОН ПРИ БОЛЬШОМ ТРЕБНИКЕ» принятое в Русской Церкви название церковнославянской версии поздневизант. сборника церковных епитимий дополненных выдержками из визант. имп. законодательства (см. «Номоканон XIV титулов», разд. «Происхождение») ОРДАЛИЯ судебное доказательство вины или невиновности обвиняемого в преступлении посредством физического испытания ПАВЛОВ Алексей Степанович (1832-1898), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873) ПАУКАПАЛЕА (сер. XII в.), болонский юрист, декретист, ученик Грациана, создателя свода канонического права католич. Церкви - Декрета Грациана

http://pravenc.ru/rubrics/122826_2.html

В окт. 1905 г. студенты прекратили занятия, подав петицию с требованиями автономии и выборности в академии. После отставки 19 окт. обер-прокурора Победоносцева его преемник кн. А. Д. Оболенский созвал в столице совещание выборных представителей от всех академий; на 5-м заседании к профессорам присоединились архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский) и еп. Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) (РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 169). От МДА на это совещание были приглашены профессора Попов, Тихомиров и сщмч. Илия Громогласов . Совещание проходило 11-19 нояб. 1905 г. и носило экстремальный характер - следовало выработать оперативный план действий «к восстановлению нормального академического порядка». Представители МДА признались бывш. ректору, что привлечение архиереев вызвано конкретной задачей: «...быть сдерживающим началом против… «либеральных» вожделений в реформе академий». При этом сами «академики» не сомневались, что только при соблюдении предлагаемых условий автономии возможно начало занятий во временно закрытых академиях (ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 511. Л. 9). Совещание разработало ряд предложений Синоду, по мнению участников заседаний, способствовавших нормализации ситуации в академиях. Эти предложения были утверждены Синодом 26 нояб. 1905 г. в статусе временных правил, корректировавших действующий устав. Правила содержали все условия автономии с единственной поправкой: ректором могло быть только лицо в священном сане, мирянин же мог занимать эту должность временно, не более 6 месяцев. Т. к. указ Синода не разрешал смещать действующих ректоров с целью выбора нового, то в МДА должность ректора продолжал занимать еп. Волоколамский Евдоким (Мещерский). Учебный процесс Характерной чертой академической жизни 80-90-х гг. было усиление внимания к церковно-практической деятельности. В 1885 г. на архиерейском съезде в Казани было признано полезным учреждение особых должностей епархиальных миссионеров. На эти должности стали определять выпускников духовных академий. По ходатайству Совета МДА и Московского митр.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010