Потому Бог не сказал: «Сотворим небо, сотворим землю, сотворим море». Но Он сказал: «Да будет небо!» — и стало так. И все остальное творение Он создал Один.    Человека же Бог создавал не так, Он сказал: «Сотворим человека». Очевидно, Бог обращался к другому Лицу, с Которым Он беседовал и советовался.    Кто советник Богу? Мне ответят: пророки.    Но Исаия говорит о Единородном Сыне Божием, что Тот — советник Богу, Иисус Христос, Сын Божий по существу, а не по благодати. Исаия сказал: «Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам... и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел...» (Ис. 9:6). Ему сказал Отец: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...» (Быт.1:26). Далее, желая показать, что Он не простое дитя и не один из ангелов, но истинный Бог, пророк говорит о Нем: «Бог крепкий, Властелин, Князь мира» (Ис. 9:6). Далее, чтобы не думали, что Он Бог не по Существу, но лишь по благодати, как Моисей и Давид (ибо Бог сказал Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону» (Исх. 7:1); и Давид говорит: «Я сказал: вы — боги» (Пс. 81:6), Исаия сказал о Господе Иисусе Христе: «Бог крепок». Моисей и Давид не были сильны сами по себе, но получили силу от Бога и не сохранили ее, но согрешили перед Господом и изнемогли, и один плакал об обетованной земле, другой же — о своих грехах. Далее Исаия, говоря о Господе Иисусе Христе, заключает: «Отец будущего века» (Ис. 9:6). Этим пророк пресек все нечестивые вымыслы! Ибо никто из людей не будет Отцом будущего века, но только Сын Божий, Он — и младенец, и Христос по человеческой природе, и Ангел, и Бог сильный, и Отец будущего века, и советник Отца в творении человека, а не таковой, как Моисей и Давид.    Советником Отца также является Святой и Животворящий Дух. Но вначале пусть Священное Писание скажет о Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, после — о Святом и Животворящем Духе.    Мы уже видели, как еретик побеждается нашими доводами, когда понимает, что не только Богу, но и разумному человеку нелепо, занимаясь в одиночестве каким-либо делом, разговаривать самому с собой. Но жидовин упорствует и говорит, что слова: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему» — Бог сказал ангелам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3); другой — что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» (1Ин.4:2); а апостол Петр исповедал: «Ты — Христос, Сын Бога живаго!» (Мф.16:16). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде.    Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования».    Кроме этих указаний на происхождение Иисусовой молитвы, упомянутые авторы приводят целый ряд ссылок на слово Божие, указывающих на великое значение призывания имени Иисуса Христа в жизни христианина. Ограничимся указанием здесь лишь некоторых из них.    Когда настало страдание Спасителя, Он сказал ученикам: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14:14, 16:23—24). По воскресении Он говорил, что уверовавшие... «именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16:17). Апостол Павел писал, что «пред именем Иисуса преклонится всякое колено» (Флп.2:10). И в апостольских Деяниях написано, как апостол Петр говорил, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа Назорея» (Деян.4:10, 12).    Существенным признаком умной молитвы является не самая формула, но ее краткость и глубина содержания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

     Сегодня, братья и сестры, мы читали на службе из Апостола следующие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:4–7). Первое, на что обращаем здесь внимание – апостол Павел особенно подчеркивает связь нашего спасения со Христом. Причем, если посмотреть на греческий текст, эта связь станет еще очевиднее. К словам «оживотворил», «воскресил», «посадил» прибавлена греческая приставка «син», что значит «с», «вместе». Получается: «со-оживил», «со-воскресил», «со-посадил». Так, кстати, и говорится в церковнославянской Библии: «сооживи», «с Ним воскреси», «спосади». Все это произошло с Христом, но и мы можем пройти этот путь, если будем всегда и везде со Христом. «Христос – это возможность», – говорит свт. Феофан Затворник, толкуя это место. А возможность еще нужно осуществить. «Христос – это источник», – прибавляет святитель. Можно жить рядом с источником и не приходить к нему. Христос воскресит нас и посадит на небесах рядом с Собой, если только мы будем Христовы. Понимаемые так эти красивые строки переводят нас из области преждевременного любования картинами Царствия Небесного в реальность борьбы, осуществления возможности. Встречаясь с красотой и высотой новозаветных строк, не будем забывать, братья и сестры, важнейшее правило чтения Писания. Каждое предложение должно пониматься в контексте главы, глава – в контексте книги, а книга – в контексте всей Библии. Читаем мы про спасительность веры, необходимо вспомнить: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Эти слова Господа помогут нам углубить свое понимание веры. Читаем: «Посадил на небесах во Христе Иисусе», вспоминаем: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Таким образом мы будем читать именно Библию, а не фрагменты из нее. Нам всегда нужно смотреть на эти строки «стереовзглядом», сразу представляя себе параллельные места, чтобы знать полный библейский взгляд на ту или иную тему. Текст, понятый односторонне, может увести человека не туда.

http://pravoslavie.ru/117006.html

  Люди, носители лишь относительной правды, в фанатической борьбе за торжество их идеи разлагают цельность бытия, и в конечном итоге приводят все к гибели. В своем ослеплении они абсолютизируют положительный аспект их политической доктрины и готовы отстранять всех тех, кто хотел бы увидеть жизнь вселенной построенною на лучших, более гуманных началах; и конечно, прежде всего на заповедях Христа, убитого за Свою проповедь любви. В современном мире евангельские слова Христа принимают особенно актуальный характер: “…услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть;…и вы (христиане) будете ненавидимы всеми народами за имя Мое… и по причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь… и тогда придет конец” (Мф. 24: 6–14).   “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас и мир Твой”. Мир весь погружен в распри: между государствами с различными социальными строями; между расами и классами; верованиями и идеологиями и подобное. При современных средствах массовых разрушений и уничтожении — все и повсюду живут в атмосфере “ожидания бедствий, грядущих на вселенную” (Лк. 21: 26). И вот, мы стоим перед сплетением трудноразрешимых парадоксов. С одной стороны, мы не можем оставаться спокойными, ибо мы принадлежим к семье людской, с общими во многих моментах судьбами; с другой — слова Христа: “Когда начнет это сбываться, тогда восклонитесь, и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше” (Лк. 21: 28). Не здесь подробнее останавливаться над описанием уже создавшихся положений апокалиптического напряжения; но мы не оставим сильного оружия, которое дал нам Господь: молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живого, помилуй нас и мир Твой”, и доколе это будет практически возможным — совершение литургической жертвы.   “…И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою” (Быт. 2: 7). И мы влечемся к Нему, томимые жаждой соединиться с Ним вечным образом. И Сам Он ждет нас с любовью. Жажда Бога — постоянная окраска нашего земного бывания; с ней собираемся мы и умирать. Сам Христос при кончине на кресте воскликнул: “жажду”. Он и “алкал” (Мф. 21: 18), и жаждал, и “томился” (Лк. 12: 50), чтобы мы познали Отца. И мы томимся на земле, опечаленные кошмарным беспрерывным зрелищем насилий, убийств, ненависти, и жаждем придти к Отцу, и призываем Имя Единородного Сына Его: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

а) Надпись и приветствие (2Сол. 1:1, 2) 2Сол. 1:1, 2. Павел и Силуан и Тимофей, Церкви Солунстей, о Бозе Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.    Эта надпись и приветствие слово в слово сходны с надписью и приветствием первого послания к Солунянам. Желающий пусть обратится к тому, что в Толковании того послания сказано на это. Здесь приложим только несколько замечаний наших толковников, которые они, кроме того делают на некоторые речения.     «Павел и Силуан и Тимофей». — Сим вторичным сопоставлением в ряд с собою сотрудников своих дает разуметь святой Апостол, что и сие послание пишется в том же духе и в тех же обстоятельствах, как и прежнее. Из чего, кроме исторических соображений, справедливо наводят, что оно писано не долго спустя после первого.     «О Бозе Отце нашем и Господе Иисусе Христе». Если относить сии слова к приветствию, то будет: приветствуем Церковь Солунскую от лица, во имя, по благоволению Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Так блаженный Феодорит: «Выражение «о Бозе Отце» подобно тому, что и нами пишется в письмах, ибо и мы обыкновенно прописываем: такой-то такому-то желает радоваться о Господе».    Если же относить их к словам: «Церкви Солунстей», то они будут указывать на дух сей Церкви, что она не в чужое какое имя собрана, а во имя Бога Отца и Господа Иисуса Христа. «Ибо бывают церкви не о Отце и Сыне, каковы церкви эллинские и еретические» (Экумений). Иудеи могут говорить, что их синагога — во имя Бога, но она не во имя Бога Отца, тем паче не во имя Господа Иисуса Христа, потому есть ничто. Все истинные блага нисходят к нам по благоволению Бога Отца чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия воплощенного. Потому те, которые не во имя их собираются, всуе собираются: нет в них истины, они идут не путем Божиим и не причастны благодатных обетовании. Сказать: «Церкви о Бозе Отце и Господе Иисусе Христе» есть то же, что сказать: истинно христианской Церкви. Ибо это значит то же, что сказать: Церкви, состоявшейся и продолжающей быть по благодати Бога Отца и Господа Иисуса Христа, то есть Церкви, которую усыновил Себе Бог, Отец верующих, и которую Господь Иисус Христос, Начальник веры нашей и Спаситель душ, призвал к вере, живо соединил с Собою в крещении, приобщил к телу Своему, или телом Своим соделал, и Духом Святым преисполнил. Но такая только Церковь и есть истинно христианская Церковь, которая в Боге Отце чрез Господа нашего Иисуса Христа. Равно и христианин истинный познается из того, если он есть в Боге Отце, по благодати всыновления, и с Иисусом Христом — Сыном Божиим соединен, как член с своею главою, и Духом Святым преисполнен и водится. Да памятует же всяк, что он чрез крещение стал сыном Богу, членом Христовым, жилищем Духа Святого, и, памятуя это, пусть держит на совести, что он должен жить, как всыновленник Божий, и Действовать всегда в Духе Святом, или Им во всем водиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2957...

«Без разумения», конечно, не означает без знания того, что израильтяне отвергают (ведь и Савл знал, что и кого он преследовал, иначе бы он и не преследовал!). Но их знание было ложным, оно вело не к признанию, не к послушанию истине, но к помрачению их сознания: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» ( Рим.11:8 ). Страстное усердие Израиля было направлено мимо истины и против истины. После откровения в Иисусе Христе, после Его Евангелия стало ясным, что стремление Израиля к праведности в рамках послушания Закону Моисея было тщетным стремлением утвердить перед Богом собственную праведность вместо принятия праведности от Бога, дарованной в Иисусе Христе. – И здесь апостол высказывает свой основной тезис: «они не подчинились праведности от Бога», потому что они чувствовали, интуитивно понимали, что «Христос – конец Закона». Вероятно, то же чувствовал и Савл, когда он гнал Церковь. Признать Христа – значит пойти дальше и выше Закона, дальше и неизмеримо выше упования на свои законные заслуги, ибо концом и целью Закона является Христос, и праведным теперь становится всякий верующий не в свои заслуги, а в благодатный дар Божий в Иисусе Христе. Но иудеи выходить за пределы Закона не хотят! Они не желают с ним расставаться. Потому и не покоряются истине Евангелия. Апостол Павел очень образно противопоставляет «Закон» и «праведность по вере». Если Моисей о «праведности по Закону» пишет, то новая «праведность по вере» говорит, как бы возвышает свой живой голос. Как тут не вспомнить противопоставление буквы и Духа: «буква убивает, а Дух животворит» ( 2Кор.3:6 ). Если Моисей пишет отстраненно, обращаясь к человеку вообще, в третьем лице: «исполнивший его человек жив будет им» ( Лев.18:5 ), то вера говорит «на ты», обращается к сердцу человека: «Не говори в сердце своем: Кто бы взошел на небо?». Если Моисей связывает обетование жизни с неким условием (жив будет только тот, кто будет соблюдать заповеди Закона), то праведность по вере дается без условий, она приходит к человеку сама, она близко.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Братия! Помыслим, как высоко наше звание во Христе Иисусе: мы сожители или сограждане святых, свои Богу; Иисус Христос – наша глава, Дух Святый – помощник, утешитель и освятитель наш! Как высоко должны мы ценить свое звание – то, что мы – христиане! Что пред ним все земные преимущества? Что пред ним всякая человеческая слава и честь? – Будем же помнить о своем звании во Христе Иисусе, чтобы не привязываться душею к благам земной жизни, а всегда стремиться мыслями и желаниями к благам небесной жизни, и себя самих, при содействии Святого Духа, устроять в жилище Божие, во славу Его всесвятого имени, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Беседа 46 в неделю 25 (Зачало 224А.) ( Еф. 4:1–6 ) Братие, молю вас юзник аз о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте ( Еф.4:1 ). Показав прежде высоту того звания, к которому призваны Ефесяне чрез веру в Иисуса Христа, о чем сказано было в предыдущей беседе, апостол Павел в предложенном ныне чтении убеждает Ефесян проводить жизнь достойную сего звания в Иисусе Христе. «Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Писал это послание св. Павел, находясь в узах в Риме; потому и говорит, «я узник». Так как он заключен был в узы за проповедь Евангельскую; то и говорит: «я узник в Господе», или узник ради Господа. «Умоляю вас, поступать достойно звания, в которое вы призваны», т.-е. поступать как должно тем, которые чрез веру в Иисуса Христа примирились с Богом, сделались согражданами святых и своими Богу ( Еф.2:18–19 ), сынами Божиими. Говоря «я узник в Господе, умоляю вас», – Апостол в самом себе указывает пример верности своему званию. Какбы так пишет святый Павел: Вот я за имя Господа Иисуса обременен узами; вот я и в этих узах не перестаю служить апостольскому моему званию, и в узах возвещаю Евангельское учение. Умоляю вас, – исполняйте и вы также постоянно и усердно обязанности своего звания, чтобы вам не по имени только быть учениками Христа Спасителя, но все делать по учению Христову; ибо вы сограждане святых, свои Богу, наследники вечного блаженства. Поступайте же достойно сего звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Братия, я не почитаю себя достигшим. Братия, я не почитаю себя достигшим. Так как прежде он много похвалил филиппийцев, теперь, смиряя их помыслы, он говорит: и я, учитель ваш, еще не считаю себя достигшим полного совершенства: подобно тому, как если бы кто о бегущем сказал, что он еще не пробежал всей дистанции. Как же он говорит в другом месте: течение совершил (2Тим.4:7). Но это он сказал в виду смерти. А только, забывая заднее и простираясь вперед. А только, забывая заднее и простираясь вперед. Делаю, говорит, одно, стремлюсь к одному только, чтобы всегда двигаться вперед. Я забываю совершенные мной дела и оставляю их позади, и о них вовсе не вспоминаю, и таким образом стремлюсь вперед, к тому, чего у меня еще недостает. Потому что тот, кто думает, что совершил уже поприще, тот останавливается, как бы уже все исполнил. Что же значит простираясь? Это значит стараться схватить что-нибудь, прежде чем достиг, значит упреждать ноги, хотя бегущие, остальным телом, наклоняясь вперед, что происходит От великого усердия. Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Я, говорит, бегу не бесцельно, но устремляю свой взор к цели. Какая же это цель? Почесть вышнего звания, то есть нетленного, которая на небесах; потому что подвиг происходит внизу, но венец вверху, во светлости святых. Ибо и царь, удостаивая подвижников большей почести, венчает их, призвав к горнему. С целью показать, что все делается с помощью Христа, без которой и подвиг бывает неуспешен, говорит: во Христе Иисусе, то есть при Его содействии. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить. Что же такое это? То, чтобы забывать заднее. Свойство совершенного человека — не считать себя совершенным; потому что совершенство заключается в том, чтобы не полагаться на себя. Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

В рассуждении о личном спасении мы подчеркнем следующие истины: 1 . Спасение есть результат милости Божией к нам и нашего подвига. 2 . В личном переживании на пути спасения можно различить как бы некоторые ступени. 3 . Характерные изменения в уме, чувстве и воле спасаемого. Предварительно следует остановить свое внимание на том факте, что все наше спасение осуществляется силою Господа нашего Иисуса Христа, Который Царствует и Господствует в верующих благодатию Св. Духа. Для преданных Ему он бывает Путеводителем, Правителем, Учителем, Детоводителем, Предстателем, Помощником и Избавителем от всякого греха. Думающие, что можно что-либо делать доброе без Господа Иисуса Христа, обманываются, и тогда лишь найдут истину, когда в них воцарится Христос. Христу надлежит царствовать в каждом человеке. Иным способом никому невозможно освободиться от неразумия и восстановить достоинство человеческого естества. Господь восстанавливает наше естество, воцаряясь в нас благодатию Св. Духа, это и есть истина, которую некогда не разумел Пилат. Всякий, желающий спастись, должен и сам поднимать соответственный тому труд и подвиг самим делом. Но он не спасется, если ожидает спасения от одних своих трудов. Спасение, как не бывает без труда, так и не утверждается на разуме и силах одного спасающегося. Оно есть милость Божия во Христе Иисусе. Есть спасающийся и есть – Дающий спасение. Сам Бог говорит: «Кроме Меня нет спасающего». Ап. Павел о том же свидетельствует, говоря: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать его, того не нахожу». «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Принимая с верою истину о том, что наше спасение утверждается на милости Божией во Христе Иисусе, проследим, по каким степеням усовершенствования проходит человек прежде, чем обретает дар спасения. Сначала он пусть просит у Бога удостоить его слышания всего, относящегося ко спасению, и пусть не перестает умолять Бога, пока не получит просимого. Первое дарование, какое дает ему Бог, есть слышание вести о спасении через проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В-третьих, «отсрочка Парусии» заставляет переосмыслить слишком просто и буквально понятое обещание скорого Пришествия и понимать его во многом как уже данность, обретенную в Крещении («осуществленная эсхатология»). Хотя устремленность к будущему «наследию» и «будущему веку» в Еф. несомненно присутствуют (см. Еф. 1, 14. 18. 21; 4, 4. 30; 5, 5), все же чувствуется ощущение отсрочки и готовности к длительному ожиданию, что контрастирует, например, с 1 и 2 Фес. (§ 31. 3). Ни разу не употребляется само слово «Пришествие» (parousi/a). И в то же время мы читаем: ... дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф. 2, 7). Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3, 21; ср. 6, 3). Подчеркивается, что новая жизнь и спасение уже даны: 1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим... 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе... 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 1. 5-6. 8). Не все из перечисленных тенденций нашли такое уж яркое проявление в рассматриваемом сейчас Послании к Ефесянам. Но сказать о них уместно именно теперь, немного, может быть, забегая вперед. Еф. является своего рода переходным звеном, которое подводит итог раннему апостольскому веку с его восторженной харизматичностью и обеспечивает связь с веком поздне– и даже послеапостольским, также отраженным в книгах Нового Завета. В свете сказанного значение Послания к Ефесянам состоит не только в том, что оно являет собой яркий образец Павлова богословия, будучи своего рода «мозаикой», органично сочетающей почти все главные тезисы его Благовестия и характерные приемы . Отражая неизбежный переход от восторженности самого раннего христианства к трудной и требующей созидательных и даже охранительных усилий заботе о единстве Церкви и ее преемстве от апостолов, Еф. дает весьма важный урок. Послание показывает, насколько, с одной стороны, оправданы поиски тех истоков, которыми питается Церковь и которые в самом деле постепенно засоряются в сознании верующих и в церковной жизни косностью, законничеством, магизмом, клерикализмом и прочими неминуемыми следствиями охлаждения веры и христианской любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010