Итак, к Тебе простираю руки мои и, смиренно преклоняю колена сердца моего, умоляя, чтобы не только ноги мои, но и руки и главу, Ты соблаговолил омыть усердно и чисто. Много, много бо согрешил я против Тебя мыслью, словом, делом и небрежением; омой же меня, Иисусе, от всякой скверны моих прегрешений, очисти меня от всякой нечистоты плоти и духа, дабы вполне очищенный я мог иметь участие с Тобою в вечном блаженстве, которое Ты обетовал даровать всем Твоим возлюбленным, претерпевающим с Тобою в искушениях. Открой же разум сердца моего к ясному восприятию сладчайшей проповеди Твоих уст, произнесенной на вечери; ибо это слова пламеннейшего человеколюбия, сладчайшего утешение и высочайшего разума. Напиши новую заповедь в сердце моем, чтобы искренним человеколюбием горела душа моя. Подкрепи меня во всякой тесноте, и на место мирской радости ислолни сладчайшего радования Духа Святого. Дай мне истинный мир сердца, которого не может дать мир; дай Духа Утешителя, которого не видит и не знает мир. Приди, Господи Иисусе, и благоволи сделать у меня обитание, дабы Ты во мне, и я в Тебе одинаково обитали воедино. Аминь. Книга вторая. Размышление о страданиях Христа, по писанию четырех евангелистов Глава 1. О продании Иисуса вероломным Иудой предателем Благословляю и благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, высшая благость и вечное величие, что Ты неправедно продан был за столь низкую и ничтожную цену, ибо продан был за тридцать сребренников собственным учеником. Хвалю и славословлю Тебя за Твою кротчайшую терпимость к вероломному ученику, ибо Ты не подвигся против него, и не только не объявил громко, но даже и не показал другим его нечестия, после такого дела не отлучил его от должности и священного общения, хотя и предвидел, что он спешил предать Тебя. О, кротчайший Господи Иисусе Христе! Каково Твое терпение и мое нетерпение! Горе мне, что я так мало могу терпеть от брата моего, если что он скажет или сделает против меня. Ты без укора содержал ученика Твоего Иуду в такое время, когда он продавал Тебя и уже был Твой будущий предатель; я же немедленно гневаюсь и за малую обиду, и к отмщению за себя или извинению себя измышляю различные побуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/foma-k...

«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть ВО ИМЯ ЕГО ПОКАЯНИЮ во всех народах...» (Лк. 24:45—47). Если Имя Его дает нам радость познания тайны любви Безначального к нам, то, конечно, возлюбим мы и самое Имя. В нем содержится «домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом», «избравшем нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1:4—5, 3—9). «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный, помилуй нас». Многолетняя молитва трансформирует нашу падшую природу настолько, что она становится способною воспринять освящение чрез открывшуюся нам Истину; и это — прежде, чем мы покинем сей мир (ср.: Ин. 17:17): «Господи, Иисусе, помилуй нас». Безмерное величие стоящей пред нами задачи внушает нам страх. Нам сказано, что «Царство силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). Длительный подвиг покажет нам, что в евангельском откровении все принадлежит иному, высшему плану. Ослепительный Свет Божества отражается в нашем плане как заповеди: «Любите врагов ваших... будьте совершенны, как совершен Отец...» (Мф. 5:44, 48). Только вселение Того, Кто дал нам сии заповеди, поможет исполнить поведенное. Отсюда наш крик к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сын Бога Живого, помилуй нас». Призывание Имени Господа постепенно соединяет с Ним. Частично это происходит даже тогда, когда молящийся еще не разумеет, «КТО ЭТО» (Мф. 21:10), и еще неясно ощущается исходящая от Имени сила освящения. Всякое дальнейшее продвижение, однако, непременно связывается со все углубляющимся осознанием нами греховности, доводящей нас до отчаяния. Тогда мы с возрастающей энергией призываем чудное Имя: «Иисусе, Спасе мой, помилуй мя». Святое Предание, драгоценнейшее наследие нам от Самого Господа чрез апостолов и отцов Церкви, учит нас пребывать в нищете духовной, в сознании нами присутствующей в нас смерти греховной, если мы действительно стремимся стоять в истине. «Если говорим, что не имеем греха, обманываем себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8—10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3174...

1. И вас, бывших мертвыми по преступлениям и грехам, 2. в коих некогда ходили по жизни мира сего, по власти князя воздушного, духа, ныне возмогающего в сыновьях ослушания, 3. среди коих и мы все некогда пребывали в похотениях плоти нашей, творя волю плоти и помыслов, и были чадами гнева по естеству, как и прочие. 4. Бог же, богатый в милости, по многой милости Своей 688 , которою Он нас возлюбил, 5. и нас, бывших мертвыми по преступлениям, сооживил Христу (по благодати спасены вы) 6. и совоздвиг и сопоставил на небесах во Христе Иисусе, 7. да покажет в веках грядущих безмерное богатство любви Своей, по благости к нам о Христе Иисусе; 8. ибо благодатию спасены вы через веру, и сие не от вас – Божий дар; 9. не от дел, да не хвалится никто, 10. но поистине – мы Его творение, созданные во Христе Иисусе на дела благие, к коим предуготовил нас Бог, да в них ходим. 11. Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, прозывавшиеся необрезанием у так называемого обрезания плотского и рукотворного, 12. что вы в то время были вне Христа, устранены от гражданства Израилева, чужды заветам обетования, не имеющие надежды и безбожны в мире; 13. ныне же во Христе Иисусе вы, некогда бывшие далеко, стали близки через кровь Христову; 14. ибо Он мир наш, Он, сделавший обоих единым и разрушивший ограду средостения, 15. плотию своею упразднивший вражду – закон уставов, – да создаст в Себе из двух одного нового человека, устрояя мир 689 , 16. и да снова примирит обоих Богу в одном теле крестом, убив в нем вражду. 17. И пришедши благовестил Он мир вам всем, дальним и ближним 690 , 18. ибо через Него и те и другие имеем мы доступ в едином Духе к Отцу. 19. Посему вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и домашние Богу, 20. будучи надстроены на основании апостолов и пророков, краеуголье же – Сам Иисус Христос , 21. на коем все здание стройно растет в храм святой о Господе, 22. на коем и вы созидаетесь в обиталище Божье Духом. Глава III 1. Сего ради, я Павел – узник Иисуса Христа за вас язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

20 . Итак, мне думается, что мы никак не сможем разрешить этот вопрос, если не уразумеем, что и сами наши добрые дела, за которые воздается вечная жизнь, относятся к благодати Божией, почему и Господь в Евангелии говорит: Без Меня не можете делать ничего 112 . И сам апостол, когда сказал: Вы спасены благодатью через веру, и это не от вас, но дар Божий, не от дел, чтобы не стал кто превозноситься 113 , – разумеется, видел, что люди могут понять это так, как будто добрые дела не необходимы для уверовавших, но достаточно им одной лишь веры; а с другой стороны, [он видел], что люди могут превозноситься добрыми делами, [считая], будто их собственных сил достаточно для совершения этих дел: поэтому он тотчас добавляет: Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе для добрых дел, которые предуготовил Бог , дабы мы жили в них 114 , Что значат эти слова, которые произнес он, утверждая благодать Божию: Не от дел, чтобы не стал кто превозноситься! Почему сказал он это в подкрепление того положения, что, как он говорит: Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе для добрых дел? Итак, в каком смысле сказано: Не от дел, чтобы не стал кто превозноситься? Но послушай и уразумей, что сказано: не от дел, потому что это не от твоих дел, якобы существующих у тебя от тебя самого, но от тех дел, для которых Бог сотворил тебя, то есть образовал и создал. Ибо так говорит апостол: Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе для добрых дел, – не тем созданием, которым сотворены мы людьми, но тем, о котором говорит тот, кто, несомненно, уже был человеком 115 : Сердце чисто сотвори во мне, Боже 116 тем [созданием], о котором говорит также и апостол: Итак, кто во Христе – тот новое творение, древнее прошло, и вот сделалось новое; но всякое [творение] от Бога 117 . Поэтому мы творимся, то есть образуемся и создаемся для добрых дел, которые не сами мы предуготовили себе, но предуготовил Бог, дабы мы жили в них. И так, возлюбленные братия, если наша добрая жизнь есть не что иное, как Божия благодать, то несомненно и вечная жизнь, которая воздается за добрую жизнь [здесь], есть также Божия благодать; ибо и она дается даром, поскольку дана даром первая тому, кому она дана. Но когда дается кому-либо первая [то есть жизнь в добре], то это просто благодать, а если дается ему вторая [то есть вечная жизнь], то она, будучи его наградой, есть благодать на благодать, как награда за праведность, и таким образом будет истинным несомненно истинное – что Бог воздаст каждому по делам его 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2. Вы, конечно, слышали о строительстве любви Божией, данной мне для вас: 3. как в откровении сказана мне тайна (о чем я прежде вкратце писал, 4. из чего вы, прочитав, можете усмотреть мое познание в тайне Христа), 5. которая в прежних поколениях не сказалась сынам человеческим, как ныне открылась она святым посланникам Его и пророкам Духом Святым, 6. чтобы и язычникам быть сонаследниками и сотелесниками и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе, чрез благовестие, 7. которому я сделался служителем по дару благодати Бога, данной мне действием силы Его. 8. Мне, ничтожнейшему из всех святых, дана благодать сия: благовестить в язычниках неисследное богатство Христа, 9. и всем уяснить, что такое общение тайны, от века скрывавшейся в Боге, все сотворшем чрез Иисуса Христа 691 , 10. да откроется ныне начальствам и властям пренебесным чрез Церковь вся многообразная премудрость Бога, 11. по определению предвечному, которое совершил Он во Христе Иисусе Господе нашем, 12. в Коем получили мы смелость и безбоязненный доступ через веру в Него. 13. Итак, прошу вас не унывать от скорбей моих о вас 692 , которые суть слава ваша. 14. Посему склоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, 15. от Кого все на небесах и на земле в одно отечество именуется, 693 16. да даст вам по богатству славы Своей окрепнуть силою чрез Духа Его во внутреннего человека, 17. вселиться Христу, чрез веру, в сердца ваши; 18. да, вкоренясь и утвердясь в любви, возможете постигнуть со всеми святыми, что ширина и длина, и глубь, и высь; 19. уразуметь превосходящую всякое разумение любовь Христа; да полнитесь во всю полноту Божию! 20. Ему же, Кто во всем силен сотворить безмерно более того, о чем просим и думаем, силою действующею в нас, 21. Ему слава в Церкви о Христе Иисусе 694 во все времена века вечного! Аминь. Глава IV 1. Итак, прошу вас я, узник во Христе, ходить достойно того звания, в которое вы званы, 2. со всяким смиренномыслием и кротостью, с долготерпением, снисходя друг другу по любви,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

4:20–24. Но не к такого рода жизни обязывает христиан их жизненно-опытное познание Христа, потому что оно сообщается Им Самим душе, уверовавшей в Него, а в таком знании, как в Иисусе Христе, заключается сама истина (см. 1Ин. 2:27 ). В этом знании во Христе, они уже научились (в крещении) отложить прежний образ жизни – языческий, ветхого человека, в суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии и в полном рабстве страстям, особенно похоти плотской. Эгоистическая жизнь, в самоугодии и страстях (в обольстительных похотях), истлевает – разлагает, истощает и съедает человека в самом его существе. Эта разъедающая тля все более и более проникает его, точит и съедает, во всю жизнь и во всю вечность, и в то же время, она временными успехами обольщает человека, и тем держит его в рабстве, потому что ум его осуетился, и омрачился смысл. Во Христе же Иисусе, уверовавши в Него, христианин обновляется духом ума своего, то есть, уму, или духу его, во Христе Иисусе снова возвращаются существенные, характерные, Богом дарованные свойства, как-то – истинное богопознание, жизнь в Боге и власть над всеми силами природы человеческой, утраченная им в падении. И наконец, облечение христианина в нового человека, по которому с уверовавшего во Христа Иисуса, как одежда, снимается все ветхое, греховное, страстное – в таинстве крещения, миропомазания и покаяния, и он облекается благодатью Святого Духа в нового человека, созданного по Богу и по образу Божию (см. Кол. 3:10 ). Как вначале создан человек по образу Божию, так теперь вновь верующий воссоздается в том же образе. Живя в этом настроении, он пребывает в праведности и святости истины, потому что из купели крещения выходит на свет уже новый человек с таким внутренним строем, чтобы ревностно исполнить всякую правду – всякое определение воли Божьей, чувствуя на это в себе благодатные силы, чтобы быть святым перед Богом. И все это не призрак, как в ветхом человеке, в его стремлениях, но чистая истина – самая жизнь. Выше святой Павел сказал, что христианину должно отложить ветхую греховную жизнь, и жить по новому человеку – в правде и святости, а теперь, вслед за этим, указывает, в частности, как жить и чего не делать христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

6). Видишь ли славу достояния Его? Да, скажешь ты; что Он воскресил нас, это ясно; а чем доказывает (апостол) то, что Он посадил " посадил нас на небесах во Христе Иисусе " (ст. 6)? Тем же, чем (доказывает то, что Он) воскресил. Никто бы и никогда бы не восстал, если бы не воскресла Глава; а когда Глава наша воскресла, воскрешены и мы, – подобно тому, как, когда кланялся Иосифу Иаков, кланялась и жена. Точно таким же образом Он нас и посадил. Когда Глава сидит, сидит вместе и тело. Потому-то (апостол) и прибавил: " во Христе Иисусе " . Или, – если посмотреть на это с другой стороны, – Он воскресил нас чрез купель крещения; как же после этого Он посадил? " Если терпим " , – говорит (апостол), – " то с Ним и царствовать будем " (2 Тим. 2:12). Если вместе умерли, вместе и оживем. Подлинно, нужен дар Духа и откровения, чтобы уразуметь глубину этих тайн! Потом, чтобы ты не остался неверующим, смотри, что он присоединяет: " Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе " (ст. 7). Так как прежде он говорил все о Христе, и во всем сказанном прямо относящегося к нам не было ничего, – что, скажешь ты, в самом деле, нам оттого, что Христос воскрес? – то, показав предварительно, что это должно относиться и к нам, – потому что Спаситель соединен с нами, – теперь Он говорить о том, что собственно к нам относится: " и нас, мертвых по преступлениям воскресил с Ним, и посадил " . Итак, как я говорил, веруй (что Он посадил нас с Собою), убеждаясь в этой истине тем, что сказано было прежде, тем, что сказано о Главе, и тем еще, что Он хочет проявить к нам свою благость. Как, в самом деле, Он проявить ее, если этого нет (т. е., если Он не посадил нас с Собою)? И " дабы явить в грядущих веках " . Что же явить? Что блага уготованные Им и велики и совершенно достойны веры. Теперь эти блага кажутся для неверных несбыточными; а тогда все их узнают. Если желаешь узнать и то, как Он посадил нас, послушай, что сам Христос говорить ученикам: " сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

74 . Убеждают тебя не выводить из предлога никакого различия и эти слова Павла: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдалисъ во имя Иисуса Христа и в Духе Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Как много еще примеров я мог бы здесь еще привести! Вот написано: Все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ), и в другом месте: Освященным во Христе Иисусе ( 1Кор.1:2 ), и снова: Чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ), и еще: Уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор. 11:3 ). 75 . Ηο что же я делаю? Благочестиво утверждая, что Писание одинаково говорит о Сыне и о Святом Духе, не выстраиваю ли я доказательства, что относящиеся к Духу предлоги, прилагаясь к Сыну, принижают Его достоинство? Противники не замедлят спросить: «Сказано ли где-нибудь так же о Боге Отце?» 76 . Пусть убедятся, что сказано: В Господе восхвалю я беседу и в Господе восхвалю я слово ( Пс. 55:5, 11 ), и в другом месте: В Боге мы покажем силу ( Пс. 59:14 ). И еще: В Тебе утверждение мое всегда ( Пс. 70:6 ), и еще: Возрадуемся во имя Твое ( Пс. 88:17 ), и вновь: Дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ( Ин. 3:21 ). И Павел говорит: В Боге, создавшем все ( Еф. 3:9 ), и еще: Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе ( 1Фес. 1:1 ). И в Евангелии Господь сказал: Я в Отце и Отец во Мне ( Ин. 14:10 ), и еще: Отец, пребывающий во Мне ( Ин. 14:10 ), также написано: Хвалящийся хвались в Господе ( 1Кор.1:31 ; 2Кор. 10:17 ), и в ином месте: И жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Неужели в последнем примере апостол делает Сына больше Отца, соединяя «со Христом» и «в Боге»? И неужели у нас больше благодати, чем у Духа, только потому, что мы можем быть со Христом, а Святой Дух не может? И неужели в желании Христа быть с нами: Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною ( Ин. 17:24 ) – звучит отказ пребывать с Духом? Но написано: Объединились вы и мой Дух с силой Господа Иисуса ( 1Кор. 5:4 ). Разве мы, встречающиеся с силой Господа, можем сказать, что Господь Иисус не хочет встретиться с Духом, если Он не избегает даже встречи с нами?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

[COLOR=#0000СС]Молитва по соглашению (на церковнославянском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: услыши Твоих (имя рек), согласившихся просить Тя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, подаждь оправдание и свободи из темницы. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь. Молитва по соглашению (на русском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Мы знаем, что непреложны слова Твои и безмерно милосердие Твое, и просим Тебя: услышь рабов Твоих (имена), согласившихся просить Тебя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, дай ему освобождение из темницы и оправдание дел его. Но да будет не как мы хотим, но как Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь. [/COLOR] А здесь http://www.freegerontaefraim.com/ru/vote/ опубликована нота протеста, под которой может поставить свою подпись каждый, кто возмущен заключением архимандрита Ефрема. Храни вас Господь! р.Б. Татьяна 2012/01/04, 23:40:53 Господи Иисусе Христе, посли благодать Твою в помощь архимандриту Ефрему! Господи, покрый его от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобные вещи! Господи, защити, помилуй и подкрепи раба Твоего претерпети эти испытания! Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя! Ты бо еси источник милости и надежда нашего спасения, Христе Боже наш и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=922&...

В самом факте воплощения Сына Божия, как исторически-реальном событии, совершилось, само собой разумеется, обожествление естества человеческого, и, следовательно, в Лице Богочеловека, перед вечным правосудием Божиим, естество человеческое явилось в достоинстве и в идеальной полноте закона, правды, суда, истины и добра, и Сын Божий, будучи вместе Сыном Человеческим, сделался поэтому самому не только Начальником жизни вечной, Спасителем ( Деян.3:15, 5:31 ) и Совершителем веры ( Евр.12:2 ), но в своей победе и торжестве над злом и смертью – «Начатком из мертвых» для всего рода человеческого: «Христос, – говорит Апостол Павел, – воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор.15:20–23 ). Соединяя в Себе две природы и являясь в единстве Личности при двух естествах – Божеском и человеческом, Иисус Христос тем самым фактически и реально Божеское делает человеческим и человеческое – Божественным; историческая Личность Богочеловека есть оправдание абсолютного добра, закона, правды, истины и суда в человеческом роде. Поэтому, говоря о воплощении Сына Божия, Апостол Павел свидетельствует, что «не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.2:16 ), противопоставляя здесь, очевидно, ангельское человеческому вообще, а не собственно Авраамову. Единая Богочеловеческая Личность должна была, естественно, определяться в единстве сознания Сына-Божества в Иисусе Христе, и, действительно, из Евангелия мы знаем, что не было момента в жизни Иисуса Христа, когда бы это сознание Сына-Божества не определяло собой как Личности, так и всего служения Иисуса Христа; на вопрос иудеев: кто Ты? Иисус Христос отвечал: «От начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин.8:25 ); «Я сказал: Я Сын Божий... Я и Отец – одно» ( Ин.10:33–36 ), и «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» ( Ин.8:28 ). Говоря о единстве сознания Богочеловеческой Личности в Иисусе Христе, мы тем самым устраняем еретическую мысль о постепенном якобы развитии в Иисусе Христе сознания Его Богочеловечности и Сына-Божества, так как ни постепенного развития сознания, ни внезапного озарения, ни раскрытие через самоуглубление не было и быть не могло в Личности Богочеловека. От самого начала воплощения – лона пресвятой Девы Марии – до смерти крестной Иисус Христос был одним Лицом и пребывал в одном и том же сознании, что Он Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010