Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу. Закон бо духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти. Немощное бо Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти (то есть не заботятся об удовлетворении своих страстей), но по духу (то есть заботятся о спасении своей закона, в немже немощствоваше плотию, Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих, но по духу ( Рим.8:1–4 ). души), потому что закон духа жизни (то есть закон евангельский) во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон (ветхозаветный), ослабленный плотью, был бессилен (ко спасению человека), то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной (то есть в настоящей нашей плоти, только без греха в не живущего) в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. В тайне спасения людей Сыном Божиим открылась, по словам ап. Павла, великая слава Божия, которая в своем полном блеске и великолепии обнаружится в вечном царстве Христовом: Святым восхоте Бог сказати, кое богатство славы тайны сея во языцах, Иже есть Христос в вас, упование славы ( Кол.1:26–27 ). Святым (то есть верующим во Христа) благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей (то есть в тайне спасения людей воплотившимся Сыном Божиим) для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. Условия, необходимые для усвоения заслуг Искупителя . Иисус Христос пострадал за всех нас, то есть со Своей стороны Он принес Себя в жертву за всех людей без исключения, и всем приобрел благодать и спасение, но этими благами пользуются только те из нас, кто со своей стороны добровольно принимают участие в страданиях Его, сообразуяся смерти Его ( Флп.3:10 ). Участвовать де в страданиях и смерти Господа Спасителя мы можем посредством живой сердечной веры, посредством таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания своей плоти с ее страстями и похотями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Теперь обратимся к словам, которые не входят в это зачало, но содержат и еще более раскрывают ту же самую мысль: не должно быть «ни мужского пола, ни женского» (см. Гал.3:28 ). Что это значит? Это значит, что мы должны быть выше стремления полов друг к другу, которое вложено в нас Богом ради продолжения человеческого рода. Во Христе Иисусе это стремление не имеет никакого значения, мы — новое творение, стоящее выше разделения не только между нациями, но и между полами. Каким же существам мы уподобляемся в этом случае? Ангелам Божиим, как и Господь наш Иисус Христос сказал, что в будущем веке не будут вступать в брак, но будут как ангелы Божии на небесах (см. Мф.22:30 ). И мы уже сейчас стремимся раскрыть в себе то, что в нас вложено; мы, собственно, уже таковы. Однако из-за своего нерадения мы не видим в себе того, что в нас уже есть, не возвышаемся над всеми этими разделениями, в том числе и над разделением между полами. Мы чувствуем в себе те или иные страсти: тщеславие, гордость, блудную страсть — по той причине, что не даем благодати Божией свободно действовать в нас, не даем ей раскрыть себя. Мы не живем так, как должны жить, не бываем теми, кто мы есть, и как бы отвергаем то, что уже получили в Таинствах Крещения и Миропомазания. Таким образом, слова апостола Павла являются назидательными не только для древних христиан — галатов, запутавшихся в таких вещах, как обрезание и Крещение, соблюдение Моисеева закона и отвержение его устаревших предписаний, но и для нас они чрезвычайно актуальны. Мы должны умереть для мира, и мир должен исчезнуть для нас. Мы должны стать новым творением, быть выше всего человеческого, и тогда только мы можем претендовать на то, чтобы быть членами Церкви Христовой, нового Израиля, Израиля Божия. Аминь. 12 ноября 2006 года Неделя 23я по Пятидесятнице Еф. 220 зач. (2, 4–10) Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. О совершении добрых дел

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

1, 2). «Пророческое слово, – говорит святитель Василий Великий , – благовествует нам о Христе от семени Давидова». При этом пророк, очевидно, выражает ту мысль, что ко времени рождения Спасителя царственное поколение Давида дойдет до крайней степени уничижения, почему и сравнивает его со срубленным деревом, от корня которого произрастет цветущая ветвь. Святая Церковь в своих песнопениях так же объясняет это пророчество об Иисусе Христе: «жезл из корене Иессеева и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси», и называет Пречистую Матерь Его происшедшею из рода Иессеева: «из корене израстши Иессеева, Дево, уставы прешла еси человеческаго существа». Далее, если говорится об Иисусе Христе, что Он получает Духа, то приятие Им Духа должно разуметь в отношении к Его человеческому естеству. Сей Дух почивал на Христе не под образом частного какого-нибудь дара, как Он обыкновенно почивает во святых, но всяко исполнение Божества обитало в Нем телесне ( Кол. 2, 9 ). Будет препоясанием чресл Его правда и препоясанием бедр Его истина (ст. 5), – выражение, показывающее, по замечанию святителя Иоанна Златоуста , «непогрешимость Христа-Судии». Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут жить вместе, и малое дитя будет водить их, и корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому; и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи, не будут делать зла и вреда на всей Святой Горе Моей: ибо земля будет исполнена ведением Господа, как воды наполняют море (ст. 6–9). В сих образно-выразительных словах пророк изображает тот мир, который, с пришествием Мессии и распространением Боговедения по всей земле, соединит по-видимому несоединимые противоположности. Представляя под видом разных кротких и диких животных различие человеческих нравов, пророк говорит, что для всех людей будет открыт вход в Царство Мессии, т. е. Церковь Христову, где они будут пастися вместе, участвуя в одних и тех же духовных благах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Церковь Божия во Христе 206 I 1 . «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе ( τη κκλησςι το Θεο Tfj οσρ ν Κορνθφ), освященным во Христе Иисусе, призванным святым...» ( 1Кор. 1: 1–2 ). Эти первые строки первого послания к Коринфянам имеют исключительную важность для уяснения экклезиологии апостола Павла. « Церковь Божия, которая» или «находящаяся в Коринфе». Эта формулировка неслучайна, поскольку Павел повторяет почти дословно ту же мысль во втором послании к Коринфянам: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии» ( 2Кор. 1:1 ). В несколько измененной форме мы находим ту же мысль во втором послании к Фессалоникийцам: «Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе» ( 2Фес. 1:1 ). Что значит выражение: « Церковь , находящаяся» или «пребывающая в Коринфе»? 207 Это не так просто прояснить, как кажется на первый взгляд. Попробуем сначала определить то, что бесспорно в данной формулировке. 2 . Вне всякого сомнения, фраза « Церковь Божия, которая» или «находящаяся в Коринфе» – содержит географическое указание на место, где существует или пребывает церковь , к которой обращается апостол Павел. Позже, приблизительно со второй половины II в., идея греко-римского города ( πλις – civitas) в некоторой степени определила организацию местной церкви во главе с епископом. Апостол Павел еще не знал этой идеи. Хотя раннее христианство распространялось в городах, оно не было и не становилось религией города 208 . Упомянув Церковь Божию, находящуюся в Коринфе, апостол Павел говорит, что он обращается к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым», и это означает, что Церковь пребывает посреди освященных во Христе и призванных к святости, которые живут в Коринфе. Мы находим ту же мысль в послании к Римлянам: «всем находящимся в Риме ( πσιν τος οσιν ν Ρμη) возлюбленным Божиим, призванным святым...» ( Рим. 1: 7 ). Обращение послания к Римлянам, таким образом, тождественно обращениям посланий к Коринфянам. Упоминая Рим или Коринф, апостол Павел хотел указать, где живут христиане, среди которых находится Церковь Божия. Между Церковью Божией и πλις’ οΜ нет органической связи. Если бы апостол Павел обращался к христианам, жившим не в городе, а в сельской местности, он тем не менее сформулировал бы свое обращение подобным же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Влеки меня , Иисусе, мы побежим за Тобою – вопиет душа моя, Женише мой возлюбленный! Миро излиянное имя Твое и жажду, Иисусе, обонять благоухание его. Как некогда от Марии сткляницу мирра нардового принял, приими и слезы моего умиления. Царь ввел меня в чертоги свои , введи меня в разумение сокровенных тайн Царствия Твоего; будем восхищаться и радоваться Тобою , Царь наш и Бог, ласки любви Твоей больше, нежели вино сладости мира сего. Черна душа моя, ибо во грехах родила меня мать моя и солнце зноя греховного опалило меня во дни скитаний, когда не ведал я, где пасешь Ты , Пастырю мой добрый. Однако, хотя и черна я, но красива , ибо искуплена Тобою, Христе, и Твоею благодатию украшена – Ты ввел меня в чертоги любви Своей. Слава: Скажи мне, Ты, Которого любит душа моя: где пасешь Ты , Пастырю добрый? Где почиваешь в полдень , в шестой час, когда на Голгофе солнце лучи свои скрывает, Ты же – грехи мои омываешь? К чему мне быть скиталицею у шатров суетного мира сего? – душа моя ищет Тебя! И ныне: Кобылице в колеснице фараоновой уподобил Тебя , Дево Пресвятая, Сын Твой и Бог, ибо Тобою погубил силу фараона мысленного и провел нас чрез моря греховного пучину ко Отечеству обетованному. Песнь 3 Ирмос: Возрадовалось сердце мое о Господе;/вознесся рог мой о Боге моем;/ибо процвел Христос, как Нарцисс Саронский /и прозяб, как лилия долин ,/прекраснее сынов человеческих. Я Нарцисс Саронский и Лилия долин – восклицает Жених мой и Господь! Ты, Иисусе, воплотившись, цветешь посреди греховных терниев души моей. Твой терновый венец каплями крови украсился, украшайся и ты, душе моя, любовию к Жениху своему Небесному! Дикими лесными деревьями страстей порос сад души, но посреди – процвел Ты, Иисусе, как Яблоня. В тени ее люблю я сидеть , где день дышит прохладою, где нет зноя греховного, где являешься Ты, Создателю мой. Сладость плодов Твоих исцеляет от горечи плода преслушания, некогда мною вкушенного. На Голгофу грядущий, взошел Ты , Иисусе, в дом пира Божия, в дом вина излиянной крови Своей. Крестное знамя любви Твоей надо мною – им введи меня в брачный чертог вечери Твоей, да подкрепишь меня вином крови Своей и освежишь яблоком плоти – сим плодом послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

На почве чистоты духа возможна дерзновенная молитва и благодатные состояния. «Стяжавайте благодать Духа Святого, – говорил преподобный Серафим Саровский . – Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей пользы, то есть вящшем приобретении даров Духа Святого» (С. Нилус. Дух Божий на преподобном Серафиме Саровском . Гл. III). Верующая душа стремится приблизиться к Господу, дабы быть едино с Ним. Здесь существо спасения. Знаменательно при сем непосредственное при молитве обращение ко Господу лиц спасаемых. Образом такого непосредственного обращения верующей души является всем известный канон Иисусу Сладчайшему, в котором многократно повторяется такое умилительное обращение ко Господу: Иисусе мой, сладчайший Иисусе. Тот же дух и строй чувствуется, например, в следующем гимне святителя Димитрия Ростовского : Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте, Едина в скорбех утеха, моя Радосте. Рцы души моей: «Твое есмь Аз спасение, Очищение грехов и в рай вселение». Мне же Тебе, Богу, благо прилеплятися, От Тебе милосердия надеятися. Никто же мне в моих бедах грешному поможет, Аще не Ты, о Всеблагий Иисусе Боже!.. То же замечается и в ежечасной молитве святителя Иоасафа Белгородского : «Буди благословен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада...» Этой же цели служит и творимая иноками по четкам молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Спасение личного человеческого духа не может быть иным, как только личным. Когда ученики Христовы при своей благовестнической деятельности явили полноту сил, то они с восторгом сообщили об этом Спасителю: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк.10:17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

10. И да будете в Нем исполнени, иже есть глава всякому начальству и власти. «И вы имеете полноту в Нем, который есть глава, всякого начальства и власти». «И вы имеете полноту в Нем», в Иисусе Христе. Чрез веру в Иисуса Христа, или чрез общение с Ним, посредством веры, надежды и любви, вы получили и получаете от Него все благодатные дары, необходимые для вашего спасения, по мере приемлемости или по достоинству каждого: «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин.1:16 ). Очевидно, Павел, говоря, что «вы имеете полноту в Нем», в Иисусе Христе, имел в виду лжеучителей, которые, желая Колоссян привлечь к себе, обещали им чрез, свое учение доставить высшую мудрость и особенные духовные блага. Апостол внушает им не верить этому, потому что полнота всех благ, каких можем мы желать и достигать, сокрыта в Иисусе Христе. «Который есть глава всякого начальства и власти», который есть глава всего мира духовного, есть глава не только низших духов или ангелов, но есть глава и высших духов, есть глава всех ангельских чинов. Это величие и владычество Господа над всем миром и над всеми духами или Ангелами Апостол изобразил в начале послания к Колоссянам, говоря: «Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, – престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Он есть прежде всего и все Им стоит» ( Кол.1:15–17 ). И здесь Апостол, указывая на то, что Иисус Христос «есть глава всякого начальства и власти», явно обличает суетность тех учителей, которые проповедуют «по преданию человеческому» и «по стихиям мира», а не по Христу, обещая своим последователям нечто совершеннейшее посредством «самовольного смиренномудрия и служения Ангелов ( Кол.2:18 ), между тем как Иисусе Христос есть глава всего мира ангельского, и потому подающий свет, мудрость и всякий другой дар даже высшим ангелам, начальствам и властям. 11. О немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, во обрезании Христове.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вот она, философия антихриста, который любой ценой стремится занять Его место и в мире, и в человеке, заменить Христа. Во все века появлялось бесчисленное множество предтеч, исповедников и почитателей антихриста. «Всякий дух» – а этим духом может быть личность, учение, идея, мысль, человек, Ангел или диавол. И все они: всякое учение, личность, идея, мысль, человек – если не признают, что Иисус Христос есть Бог и Спаситель, воплощенный Бог и Богочеловек, – происходят от антихриста и антихристовы суть. А таких личностей, учений и т.д, было много от самого явления Господа Иисуса Христа в мире. Поэтому святой тайновидец и Апостол Иоанн Богослов говорит об антихристе, что «и теперь есть уже в мире». Так или иначе, антихрист является творцом всякого противохристианского учения, а все учения можно разделить на два вида: учения от Христа и учения от антихриста. В конце концов, человеку нужно в этом мире решить одну проблему: идти за Христом или против Него. И каждый человек, хочет он того или нет, только и делает, что решает эту проблему, – и каждый из нас есть или христолюбец или христоборец, или христопоклонник и диаволопоклонник, третьего не дано. Священное Писание так определяет нам, людям, главную задачу и цель нашей жизни: в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», мы должны «о горнем помышлять» в воскресшем и вознесшемся Богочеловеке Господе Иисусе Христе ( Флп. 2, 5 ; Кол. 3, 1–4 ). А что «горнее»? – Все, что Он как Вечная Истина есть и что содержит в Себе как Бог Слово: все Божественные свойства, ценности и совершенства, и также все, что Он как воплощенный человек. Богочеловек Господь Иисус Христос, имеет и содержит в Себе: все Его человеческие особенности, мысли, чувства, подвиги, переживания, деяния, – всю Его жизнь от Рождества до Вознесения, и от Вознесения вплоть до Страшного Суда, и от Страшного Суда во всю Божественную Вечность. Мыслить об этом есть наша первая, главная обязанность, необходимость каждого мгновения нашей жизни. Другими словами, размышляет человек об истине или о заблуждении, о жизни или о смерти, о добре или о зле, о правде или о неправде, о рае или об аде, о Боге или о диаволе, – если о всем этом размышляет не «во Христе Иисусе», иначе говоря, если мысли человека о всем этом не переходят в мысли о Христе, они обязательно превратятся в бессмысленное и самоубийственное мучение. Если человечеству об обществе, личности, семье, нации не размышлять «во Христе» и Христом, то ему никогда не удастся ни найти истинного смысла, ни правильно решить хотя бы одну проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Несколько дальше Павел, хотя и уподобляет себя, как мы видели, тому, кто напитывает новообращенных верой, говорит также прямо о самом себе как о рождающем своих читателей. Вот его собственные слова: «Я пишу это не к тому, чтобы постыдить вас, но чтобы вразумить вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе через благовестие» ( 1Кор.4:1415 ). А обращаясь к галатам в еще более драматичной форме, он говорит о себе также как о матери, рождающей Христа: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Христиане – это именно те, кто возродился во Христе Иисусе через благовестие; те, в ком запечатлен Сам Христос. В конечном счете, не один только Павел пребывает в муках рождения, но он служит образцом состояния, к которому все они призваны: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу в плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ). Умерев по плоти, Христос не только живет теперь в Павле, но и сам Павел больше уже не живет: он не отделяет себя от Христа. Обращаясь к галатам, Павел говорит о Боге, «открывшем во —128— мне Сына Своего» (1:16), и хвалит их за то, что они приняли его «как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:14). Возрожденные через благовестие во Христе Иисусе, христиане являются сами телом Христа. И это отнюдь не слишком вольное сравнение или метафора: апостол Павел дает это отождествление без каких-либо оговорок и ограничений: «И вы тело Христово, а порознь – члены», т.е. все те, кто «одним Духом крестился в одно тело» ( 1Кор.12:27, 13 ). Христиане призваны стать «единым телом» посредством жизни в подчинении у главы, Христа, позволив миру Его править у них в сердцах ( Кол.3:15 ). Поскольку они члены Его тела, вся их жизнь и бытие напрямую зависит от главы. Как «первенец из мертвых», в Котором «вся полнота Божества обитает телесно», Христос есть «глава тела Церкви» ( Кол.1:1819; 2:9 ). Только крепко держась главы, «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:19 ). Но христиане зависят и друг от друга: «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим.12:5 ). Благодать дается каждому для блага единого тела, чтобы всё делалось в любви ради его созидания ( 1Кор.1213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть ВО ИМЯ ЕГО ПОКАЯНИЮ во всех народах...» (Лк. 24:45—47). Если Имя Его дает нам радость познания тайны любви Безначального к нам, то, конечно, возлюбим мы и самое Имя. В нем содержится «домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом», «избравшем нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (Еф. 1:4—5, 3—9).    «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный, помилуй нас».    Многолетняя молитва трансформирует нашу падшую природу настолько, что она становится способною воспринять освящение чрез открывшуюся нам Истину; и это — прежде, чем мы покинем сей мир (ср.: Ин. 17:17): «Господи, Иисусе, помилуй нас».    Безмерное величие стоящей пред нами задачи внушает нам страх. Нам сказано, что «Царство силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). Длительный подвиг покажет нам, что в евангельском откровении все принадлежит иному, высшему плану. Ослепительный Свет Божества отражается в нашем плане как заповеди: «Любите врагов ваших... будьте совершенны, как совершен Отец...» (Мф. 5:44, 48). Только вселение Того, Кто дал нам сии заповеди, поможет исполнить поведенное. Отсюда наш крик к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сын Бога Живого, помилуй нас».    Призывание Имени Господа постепенно соединяет с Ним. Частично это происходит даже тогда, когда молящийся еще не разумеет, «КТО ЭТО» (Мф. 21:10), и еще неясно ощущается исходящая от Имени сила освящения. Всякое дальнейшее продвижение, однако, непременно связывается со все углубляющимся осознанием нами греховности, доводящей нас до отчаяния. Тогда мы с возрастающей энергией призываем чудное Имя: «Иисусе, Спасе мой, помилуй мя».    Святое Предание, драгоценнейшее наследие нам от Самого Господа чрез апостолов и отцов Церкви, учит нас пребывать в нищете духовной, в сознании нами присутствующей в нас смерти греховной, если мы действительно стремимся стоять в истине. «Если говорим, что не имеем греха, обманываем себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:8—10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010