Блаженный Иероним так истолковал смысл этих слов: «То же самое Он часто говорил ученикам, но так как в промежутках была речь о многих других предметах, то из памяти их могло ускользнуть то, что они слышали; поэтому собираясь войти в Иерусалим и повести с Собою туда апостолов, Он готовит их к искушению, чтобы они не соблазнились, когда наступит позорное мучение и крестная смерть» 142 . Святой Иероним называет смерть на кресте позорным мучением. И действительно, в те времена к подобной казни приговаривали беглых рабов, мятежных гладиаторов и детоубийц. Но Христос хочет взять на Себя не только проклятие наших грехов, но и позор наших преступлений. Слова: « Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть » – не могли не шокировать даже апостолов Господа Иисуса Христа. Это как, если вам, например, скажут, что патриарх и епископы замыслили убить вашего духовника. Вы не согласитесь с подобной нелепостью и решительно отвергнете ее. И вот апостолы услышали для себя нечто подобное, и даже более… Здесь становится более понятным, почему « Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников » и только их посвятил в эту тайну. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит же с ними наедине, потому что не должно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ» 143 . И далее мы читаем, что Христос говорит о Себе: «и предадут Его (то есть Христа. – О.С.) язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет » ( Мф.20:19 ). Этими словами Христос как бы постепенно раскрывает перед Своими учениками то, что они еще не могли уразуметь в полной мере. И Зигабен, ученый византийский монах, пишет: «Даже и ученикам вначале не говорил об этом определенно, но сначала – темно, а потом уже яснее. Теперь же, когда они привыкли к мысли о страдании, присоединяет и другие подробности: что и предадут Его язычникам, то есть воинам римского правителя Пилата, и что они будут ругаться над Ним, будут бить и распнут Его» 144 . То есть истина никогда не дается в полном объеме, ибо ее свет может и ослепить воспринимающего ее. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не с самого начала открыл им сие, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорит им о сем» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним так истолковал смысл этих слов: « То же самое Он часто говорил ученикам, но так как в промежутках была речь о многих других предметах, то из памяти их могло ускользнуть то, что они слышали; поэтому собираясь войти в Иерусалим и повести с Собою туда апостолов, Он готовит их к искушению, чтобы они не соблазнились, когда наступит позорное мучение и крестная смерть ». Святой Иероним, называет смерть на кресте позорным мучение. И действительно, в те времена к подобной казни приговаривали беглых рабов, мятежных гладиаторов и детоубийц. Но Христос хочет взять на Себя не только проклятие наших грехов, но и позор наших преступлений. Слова: « Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть » не могли не шокировать даже апостолов Господа Иисуса Христа. Это, если вам, например, скажут, что патриарх и епископы замыслили убить вашего духовника. Вы не согласитесь с подобной нелепостью и решительно отвергнете ее. Но апостолы услышали для себя нечто подобное, и даже более… Здесь становится более понятным, почему « Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников », и только их посвятил в эту тайну. Ефимий Зигабен пишет: «Говорит же с ними наедине, потому что не должно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ». И далее мы читаем, Христос говорит о Себе: « и предадут Его (т. е. Христа – О.С.) язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет » ( Мф.20:19 ). Этими словами, Христос, как бы постепенно раскрывает перед учениками своими, то, что они еще не могли уразуметь в полной мере. И Зигабен, ученый византийский монах, пишет: «Даже и ученикам вначале не говорил об этом определенно, но сначала – темно, а потом уже яснее. Теперь же, когда они привыкли к мысли о страдании, присоединяет и другие подробности: что и предадут Его язычникам, т. е. воинам римского правителя Пилата, и что они будут ругаться над Ним, будут бить и распнут Его». Т. е. истина никогда не дается в полном объеме, ибо ее свет может и ослепить воспринимающего ее. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Святитель Иоанн Златоуст пишет: « Не с самого начала открыл им сие, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорит им о сем ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова, сказанные о Капернауме: «Капернаум возвысился тем, что был городом Иисуса, ибо он славился, как Его отечество; но это, по причине неверия, не принесло ему пользы. Напротив, он осуждается во ад, потому что, имея в себе такого Жителя, не хотел получить от Него ни какой пользы» . И здесь Капернаум символизирует собою церковное собрание, ибо и посреди церковного собрания присутствует Христос; а в Святых Дарах Сын Божий пребывает («живет») в Церкви. Но если принадлежащие к религиозной общине проявляют гордыню, то никакой пользы от того, что среди них обитает Христос, они не получат, а напротив, их ждет ярость адского пламени. Сказано: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет.5:5 ). Но как понять слова: «ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня»? Означают ли эти слова, что если бы содомляне жили во дни Иисуса Христа, то они бы приняли святое Евангелие? По мнению святого Марка Исповедника, так как содомляне не знали Бога и их грехи были грехами «друг против друга», то именно к ним и к подобным им Христос и сходил во ад, где, облистав ад сиянием Божества, и опустошил его. Апостол Павел писал о знакомых ему бывших извращенцах, пьяницах, убийцах и других нечестивцах: «…И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ). Блаженный Иероним Стридонский , пораженный и удивленный, что раскаявшимся язычникам и извращенцам может быть открыто Небо, писал, истолковывая этот стих: «Если Тир, и Сидон, и Содом могли покаяться вследствие проповеди и чудесных знамений Спасителя, то (потому, что – О.С.) они не были виновны в неверии: виновность за недостаток проповеди лежит на том, кто не хотел проповедовать людям, которые могли бы принести покаяние» . Ответ на такое рассуждение прост и ясен: мы не знаем судеб Божьих, и недоступны нам тайны отдельных Его деяний.  Здесь святой Иероним возлагает вину совершающих мерзкие поступки по неведению на тех, которые могли, но не захотели указать грешникам на их грехи ( «виновность за недостаток проповеди лежит на том, кто не хотел проповедовать» ). Златоуст говорит на этот стих более радикально: «Неверные хотя и тяжко согрешали, но – прежде закона (то есть до получения Закона, запрещающего мерзости – О. С.) и (до пришествия – О.С.) благодати (то есть до Евангелия Христова – О.С.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блж. Иероним: «Если мы будем следовать плотскому толкованию, необходимо согласиться с иудейскими выдумками, что Иерусалим будет вновь отстроен, и в храме будут приноситься жертвы, и, после отмены духовного почитания, будут соблюдаться плотские ритуалы» 708 . В другом месте блж. Иероним показывает, что буквальное ожидание плотского воздаяния ведет нас к нелепостям. Толкуя Мф. 19:29–30 (И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые последними, и последние первыми), он пишет: «Итак, тот, кто ради веры во Христа и проповеди Евангелия оставит с презрением все склонности и богатства, и удовольствия мира, [тот] в сто раз больше получит и будет обладать вечной жизнью. По поводу этого слова Господа многие принимают учение о тысячелетнем Царстве после Воскресения, говоря, что тогда мы в сто раз больше получим, чем то, что мы оставили, и что нам должна быть дана в награду вечная жизнь. Они не понимают, что если в отношении к прочему обетование является почетным, то в отношении к женам было бы позорным, чтобы оставивший ради Господа одну [жену] получил в будущем сто. Таким образом, смысл тот, что оставивший ради Спасителя плотское получит духовное, которое по сравнению и ценности его заслуги будет таково, как число малое по сравнению с числом стократным» 709 . Прп. Иоанн Кассиан Римлянин : «Потому и то воздаяние награды, которое совершенно отвергающимся в этой жизни Господь обещал сторицею, говоря: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ), правильно и совершенно истинно понимается в собственном смысле без всякого нарушения верности. Многие, принимая это изречение в грубом смысле, утверждают, что это плотски будет воздано святым во время тысячелетия ( Откр. 20:4 ), хотя сознаются, что тот век, который называют будущим после воскресения, нельзя принимать за настоящий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Богословы различают откровение, вдохновение и просвещение, т. е. освещение и попечение. Откровение, согласно им, есть ниспосылаемое от Бога раскрытие неизвестной истины. Вдохновение же – это внутреннее движение, которым Бог побуждает кого-либо или сказать, или сделать нечто, причем ум человека не помрачается и свобода его воли не ущемляется. Просвещение и освещение – это помощь и промышление Бога, которыми Он тщательно охраняет говорящего или пишущего от всякой лжи и ошибки. Итак, все Божественное Писание начертано не только по смотрению, но и по вдохновению Святого Духа. Ибо никакого пророчества, – говорит Петр во втором своем послании, – нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. ( 2Пет 1:20–21 ) И еще: все Писание богодухновенно и полезно для научения ( 2Тим 3:16 ), и еще: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему ( Мф. 22:43–44 ). Потому мы и веруем «в Духа Святаго, глаголавшаго пророки». Свидетельствуют вместе об этой истине Игнатий Богоносец , Иустин, Климент Александрийский , Ориген , Афинагор, Иероним, Августин и вообще все. Потому и Златоуст, основываясь на словах Господа ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона ( Мф. 5:18 ), говорит: «Даже одного слога священные писатели не написали сами от себя» (Ioan. Chrysost. Hom., in Gen. 15.1 //PG 53,1 19). Августин (Aug. Hipp. In Ioan. 120. 2//PL 35, 1953.) утверждает то же самое, когда толкует слова один из воинов копьем пронзил Ему ребра ( Ин 19:34 ). Однако Дионисий Александрийский и Иероним говорят, что таинственное и важнейшее в Писаниях начертано по наитию Духа, а историческое – только по Его промышлению при сохранении собственного слога писателей. Свое мнение они основывают на том, что, во-первых, стиль декалога Моисея в книге Исход (гл. 20) отличается от стиля декалога во Второзаконии (гл. 5), а во-вторых, писатель второй книги Маккавеев говорит, что он завершил писание с большим трудом и потом (См. 2Мак 2:26 ), и еще: Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим ( 2Мак. 15:39 ) ( 2Мак. 15:38 ). Ибо как, говорят упомянутые отцы, мог сказать это сам писатель, если ему все слово в слово до единой йоты внушил Дух Святой? Однако разница между двумя этими мнениями невелика и даже ничтожна: и в том и в другом признается главнейшее в Писаниях, а именно то, что они написаны по наитию и внушению Духа и что Дух, пребывая в священных писателях, не позволил им в чем-либо ошибиться, так что все в Священных Писаниях: догматы, исторические повествования, хронология – суть словеса Божии. Бог верен ( Рим. 3:4 ) и Бог истины ( Пс. 30:6 ) не лжет, как человек ( Чис. 23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В нашей стране не только сироты, но и все дети в целом как наименее способные постоять за себя, находятся в зоне риска: Каждый год в России по официальной статистике пропадает более 20-ти тысяч детей; По данным Минздрава в России на 1000 наркоманов приходится 54-е несовершеннолетних наркозависимых; Согласно официальной статистике каждый год более 3-х тысяч несовершеннолетних совершают акт самоубийства. Если в 1996 г. в Москве проституцией занималось чуть более 1000 детей, то, по мнению газеты «Ленинградская правда», от 09.07.2003, далее цитирую: «А детская проституция… достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находится более 50-ти тысяч детей». Это только в центре нашей страны… И далее мы читаем: Мф.18:6 . «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Блаж. Иероним Стридонский считал, что борьба за власть среди духовенства, за первенство кафедры или первенство достоинства и есть тот страшный соблазн, который вводит в полное недоумение простых («малых») верующих, когда они видят, что их духовные вожди не могут поделить власть среди народа Божия; и что такие внутренние нестроения в Церкви наихудшее из дел дьявола. Св. Иероним, пишет: « Хотя этот приговор может быть общим против всех тех, которые соблазняют кого-либо, однако этот приговор (« повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской » – О.С) может быть понят в применении и к апостолам, которые своим вопросом: кто – больше в Царстве Небесном, давали понять (videbantur), что они спорят между собой о достоинстве; и если бы они продолжали пребывать в этом пороке, то могли бы соблазном своим погубить тех, которых призывали к вере, если бы эти, со своей стороны, увидели, что и апостолы состязаются между собой о почестях ». Кто такие малые сии, отвечая на этот вопрос Ефимий Зигабен пишет: « Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В ч. 6. на 400–401 стр.: «Злых же пастырей, книжников и фарисеев посетит Господь по лукавству стремлений их. В переносном смысле можем разуметь это и о церковных начальниках, недостойно управляющих овцами Господними, – что, по отвержении и осуждении их, спасется народ, будучи поручен другим, кои будут достойны, и остаток спасется». 4) Иероним ч. 11, стр. 101–104: «Пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот Я Сам на пастырей, взыщу стадо Мое от руки их, и уничтожу их... вот Я Сам буду отыскивать овец Моих... И буду пасти их на горах Израилевых... Обращается же слово к пастырям Израилевым, под которыми мы должны понимать или царей или князей, книжников и фарисеев и учителей иудейского народа, или в евангельском народе, епископов, пресвитеров и диаконов». Следов., пастыри будут уничтожены Богом и вместо них будет один пастырь – Христос, Который теперь и пасет нас. Разбор: Это пророчество Иезекииля ( Иез. 34 ) сбылось на ветхозаветных пастырях, хотя относится и к новозаветным, но каким образом и когда; когда по Иерониму поставит Господь по уничтожении пастырей единого пастыря, Который непосредственно будет пасти овец Своих. Прочтем слова, которые беспоповцы пропускают: «Безграничны обетование и надежда блаженства, когда Сам Господь обещает, говоря: Я буду пасти овец Моих и не поручу их худым пастырям и Я дам им возлежать, говорит Господь Бог, чтобы они покоились на лоне Авраама, Исаака и Иакова» (стр. 107, ч. 11 ). Вот когда Господь будет пасти овец Своих – когда даст им возлежать на лоне Авраама, а беспоповцы разве уже на лоне Авраама? Ведь они с нами живут. Имеют общение, женятся, родят детей, бранятся и грешат, а лоно Авраама будет вот где: «Евангел.: Я же говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, и Исааком и Иаковом в царстве небесном. Толк.: Так как Бог Авраама, Творец неба, есть Отец Христа, то в царстве небесном есть и Авраам, с которым имеют возлечь народы, которые уверуют во Христа, Сына Творца» (Иерон.16:55). Вот где и когда это будет – в царстве небесном, где ни женятся, ни посягают (Мф.22:30). Тогда, конечно, пастырей земных не будет, не будет также ничего, но все будет уничтожено: «Вместе с тем обрати внимание и на то, что в день суда и при кончине мира будут уничтожены все наименования почестей, и останется один народ и (одно) стадо под управлением единого кроткого и смиренного Пастыря» (Иероним ч. 14, стр. 306–307).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Ведь созерцательная жизнь, о которой здесь идёт речь, по преимуществу, как мы уже показали (180, 4), направлена на рассмотрение божественного, к каковому рассмотрению человек определяется приобретением знаний. Поэтому праведника хвалят за то, что о законе Господа «размышляет он день и ночь» ( Пс. 1:2 ); и ещё за то, что он «будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах» ( Сир. 39:1 ). Во-вторых, научные занятия содействуют созерцательной жизни опосредованно, устраняя препятствия к созерцанию, а именно заблуждения, которые при рассмотрении божественного часто преграждают путь тем, кто несведущ в священных текстах. Так, в «Святоотеческих наставлениях» сказано, что аббат Серапион по причине своей простоты впал в заблуждение антропоморфистов, усваивавших Богу человеческую форму. Поэтому Григорий говорит, что «иные, ища в созерцании большего, чем могут вместить, отпадают в превратное учение, и вместо того, чтобы быть скромными учениками истины, становятся учителями заблуждения» 891 . В связи с этим читаем [в Писании]: «Вздумал я в сердце моем удерживать тело моё от вина, чтобы ум мой руководился мудростью и избегал глупости» 892 ( Еккл. 2:3 ). Во-вторых, занятие науками необходимо в тех монашеских орденах, которые учреждены для проповедования и других подобных работ; поэтому апостол, рассуждая о том, каким должен быть епископ, к служению которого относятся эти работы, говорит: «Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силён и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» ( Тит. 1:9 ). И при этом не должно ссылаться на то, что апостолы были посланы проповедовать, не зная наук, поскольку, как пишет Иероним [в письме к Павлину]: «Что другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в Законе, то самое было открыто апостолам Духом Святым». В-третьих, изучение наук подобает монахам с точки зрения того, что общо всем монашеским орденам, а именно потому, что оно помогает нам избегать плотской похоти, в связи с чем Иероним пишет [в письме к Рустику]: «Возлюби науку Священных Писаний, и навсегда разлюбишь плотский порок».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вера этих четверых не может не вызывать удивления и восхищения, особенно их деятельная любовь и забота о расслабленном. Своим усердием они компенсируют неспособность расслабленного самостоятельно возвыситься до Богообщения, чтобы дотянуться до Божиего прощения и исцеления не только тела, но и души. Скорее всего, это связано с тем, что он был расслаблен не только телом, но и душой. И нуждался не только в транспортировке его тела, но и в вере приносящих его к ногам Иисуса. Мы все нуждаемся в подобных друзьях, способных принять столь деятельное участие в нашем исцелении. Читаем: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Блаженный Иероним: «Кто не презирает спасения брата… тот по любви исполняет закон Христов» «Что грех есть бремя, об этом свидетельствует псалмопевец: Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс. 37: 5). И пророк Захария видел, что под образом женщины на большом куске свинца сидела неправда (Зах. 5: 7–8). Эту тяжесть понес за нас Спаситель, научая Своим примером тому, что мы должны делать. Ибо Сам Он носит беззакония наши и болезнует за нас (Ис. 53: 3–5); и тех, которые были подавлены тяжестью грехов и закона, приглашает к легкому бремени добродетели, говоря: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11: 30). Итак, кто не презирает спасения брата, но протягивает руку просящему и, насколько это в его силах, плачет с плачущим, бывает немощен с немощными и чужие грехи рассматривает как свои, – тот по любви исполняет закон Христов», – пишет блаженный Иероним 1 . И действительно, мы все должны стремиться к тому, чтобы «чужие грехи рассматривать как свои» и с охотой и участием протягивать руку помощи оступившемуся человеку. К глубокому сожалению, упавших в наше время принято добивать, и когда в чем-то подобном принимают участие христиане, то они теряют смысл имени, которым нарекаются, то есть перестают быть христианами – быть Христовыми, во всем уподобленными Ему. О Самом Христе было сказано еще в Ветхом Завете: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 3–5).

http://pravoslavie.ru/98622.html

Взывает, кричит к небу Аввакум: 1. 2–4 Доколе, Ягве, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. К какому времени относится описанное пророком Аввакумом состояние дел? На этот счет имеются две точки зрения. Некоторые иудейские толкова­тели (например, РАШИ), блж. Иероним и некоторые современные экзегеты относят текст Авв. 1, 2–4 ко времени полонения иудеев и насилия халдеев над ними. Так, блж. Иероним пишет: «Согласно буквальному значению пророк вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разо­рять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он – город Божий» 16 . Сторонники такой точки зрения оправдывают ее тем, что в тексте 1, 2–4 и в тексте 1, 5–11, где, очевидно, говорится о халдейском нашествии, исполь­зованы одни и те же слова для описания беззаконного положения дел. (хамас), что означает «насилие» использовано в 1, 2 и 1, 9 (в синодаль­ном переводе – «грабеж»). (амал), что значит «притеснение», использовано в 1,3 и 1,13. Аргумент этот слаб, так как насилие и притеснение могло быть производимо, как халдеями над иудеями, так и иудейскими старейшинами над народом. Другая точка зрения относит описанное в Авв. 1, 2–4 к состоянию Иудеи незадолго до вавилонского пленения иудеев. Так думал св. Кирилл Алексан­дрийский, говоря об этом Аввакумовом пророчестве: «В том же самом пре­ступлении Бог упрекает сонмище иудейское и устами других пророков...» 17 . Так же понимает блж. Феодорит: «Сказал же сие о поступающих беззаконно в Иерусалиме [т.е. об иудеях. – Г.Ф.]» 18 . Что касается словоупотребления, то в тексте Авв. 1, 2–4 использова­ны слова, могущие относиться только к иудеям в своей внутренней жизни, а отнюдь не к халдейским притеснениям (рив), т.е. «тяжба», «ссора» и (мадон) «брань», «раздор» не могли быть между халдеями и иудеями – какая могла быть между ними «тяжба» или «брань»? Их просто убили бы! В стихе 1, 4 и вовсе говорится о «Торе» (), что означает Закон Моисеев, пренеб­регаемый иудеями. Не могло бы иметь никакого смысла укорение халдеев в нарушении Торы. Можно сказать, что перевод словом «закон» не вполне уда­чен, т.к. заставляет думать о законе вообще, а не конкретно о Торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010