В конце 2001 года на русском языке вышла первая книга серии — “Новый Завет II. Евангелие от Марка”. Евангелие от Марка искони было в Церкви общепризнанным и пользовалось большим авторитетом. По широко распространенному раннему преданию Евангелие от Марка было написано под сильным влиянием проповеди апостола Петра. Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский и ученик апостола Иоанна, называл евангелиста Марка истолкователем апостола Петра. Однако проводя подборку святоотеческих комментариев на Евангелие от Марка, редакторы столкнулись с затруднением, представляющим для истории экзегезы настоящую проблему. Дело в том, что, в отличие от Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на это Евангелие не осталось ни одного полного подробного комментария (кроме кратких работ блаженного Иеронима и Досточтимого Беды). При подготовке данного тома эта проблема была решена путем скрупулезного поиска и тщательной подборки отдельных замечаний и упоминаний о Евангелии от Марка, рассеянных в разных проповедях, письма и трактатах, а также обращением к толкованиям на параллельные места из других Евангелий. Комментарии в серии построены по следующему принципу. Текст Священного Писания разбит на смысловые отрывки (пе­рикопы). После каждого отрывка дается краткий обзор святоотеческих комментариев — основная мысль и имя автора. Далее приводится полный текст каждого комментария со ссылкой на наименование книги и на выходные данные ее издания. Приведем образец толкования 4 . МК 12:41–44 (жертва вдовы) И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный 5 ). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Нольский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

в. Что к и не бше человка; звахъ, и не б послшающаг; не можетъ рка мо избавити, ил не мог изти; с, моимъ пстош море и полож рки псты, и изсхнтъ рыбы ихъ не сщей вод и умртъ жаждею: 2. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. г. блек небо во тьм и полож аки вретище дежд 3. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Ст. 2–3. Иерусалим, избивавший пророков и побивавший камнями посланных от Господа ( Мф.23:37 ), в самый день посещения его Господом не уразумел того, что служило к миру его ( Лк.19:42 ). Его граждане не узнали Пришедшего свыше и не приняли свидетельства Его ( Ин.3:31–32 ), не узнали Того, о Ком писал Моисей ( Ин.5:46 ). Кто некогда провёл отцов их по дну Чермного моря ( Исх.14 ), разделил воды Иордана ( Нав.3 ), обратил в кровь воду в реках египетских, так что погибла бывшая там рыба ( Исх.7:20–21 ), и навёл трёхдневный мрак на Египет ( Исх.10:21–22 ). Пришествие Господа к народу иудейскому совершилось в лице Отрока Господня, об учительстве и общественном служении которого среди иудеев и говорится далее в ст. 4–9. Относительно заключающегося здесь пророчества блаж. Иероним между прочим пишет: «Иудеи, отделяя эту главу от предыдущих, желают относить её к лицу пр. Исаии, будто он говорит здесь о получении им дара слова от Господа, о поддержании ослабевшего и блуждающего народа и призыве его к спасению, а также о том, что, подобно малым детям, обучающимся в утренние часы, он слышит от Духа Святого то, что должен говорить, и – что он не противоречил велению Его, но на вопрос Господа: кого послю и кто пойдетъ къ людемъ симъ ( Ис.6:8 ), ответил ему: се азъ есмъ, посл м; а за то, что сказал: слышите слово Гдне, кнзи внемлите закон Бжию, люде ( Ис.1:10 ), он жестоко потерпел, так что подвергся не только словесным оскорблениям, но и побоям. Тем не менее, сознавая повеление Божие, он не устрашился, а по сказанному у Езекииля ( Иез.3:8 ) отразил все нападки их». Это могут говорить, прибавляет блаж. Иероним, те, которые всячески стараются извратить пророчества о Христе и посредством неправильного толкования дать им превратный смысл. Сам блаж. Иероним, как и другие учители и отцы церкви, относят это пророчество к лицу Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Даже древние пророки предвозвещали Духом Сына Божия. Сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал… » ( 1Пет.1:10–11 ). Сам о Себе Сын Божий однажды сказал: «… истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). Словами «Я есмь» Сын Божий свидетельствует о Себе Самом именно как о Предвечносущем. То есть Он именно сошел на Землю и воплотился как Богочеловек «нас ради человек, и нашего ради спасения». Потрясенный этой тайною, Златоуст восклицает: «Итак, не стремись далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай, каким образом Дух произвел Младенца от Девы?» И мы вслед за ним прервем изыскание в сфере невидимой но начнем говорить о видимом. Итак. Прочитаем вновь слова, с которых мы и начали сегодняшнее изыскание: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» . Здесь возникает вопрос, почему Христос рождается в этот мир от Девы обрученной? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных ответа. Он пишет: «Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от дьявола, чтобы дьявол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы» . Все 4 ответа справедливы и верны. Сам святой Иероним задает и пятый вопрос, он пишет: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: «Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа ? ″» Отчасти Иероним ответил на этот вопрос, отметив, что тогда было принято брать жену себе из своего же рода (колена). Но проблема сложнее…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.18:6 . «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Блаженный Иероним Стридонский считал, что борьба за власть среди духовенства за первенство кафедры или первенство достоинства – и есть тот страшный соблазн, который вводит в полное недоумения простых («малых») верующих, когда они видят, что их духовные вожди не могут поделить власть среди народа Божия; и что такие внутренние нестроения в Церкви – наихудшее из дел дьявола. Святой Иероним пишет: «Хотя этот приговор может быть общим против всех тех, которые соблазняют кого-либо, однако этот приговор («повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». – О.С) может быть понят в применении и к апостолам, которые своим вопросом: “кто – больше в Царстве Небесном” – давали понять (videbantur), что они спорят между собой о достоинстве; и если бы они продолжали пребывать в этом пороке, то могли бы соблазном своим погубить тех, которых призывали к вере, если бы эти, со своей стороны, увидели, что и апостолы состязаются между собой о почестях » 43 . Кто такие «малые сии»? Отвечая на этот вопрос, Евфимий Зигабен пишет: «Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым (то есть верующим христианам. – О.С.), принимая их ради Меня, удостаиваются великого блаженства, – так и причиняющие им бесчестие, презирая их, понесут тяжкое наказание. Одного из малых сих, то есть малых с виду, простых. Говорит здесь о тех, которые становятся такими, как дети. Говоря же, что лучше ему понести тяжкое наказание здесь, показывает, что в будущем веке он потерпит более тяжкое» 44 . То есть зло, содеянное против любого верующего, есть величайшее зло против самого злодея. В более узком понимании данного стиха малые сии – это дети, о которых блаженный Иероним Стридонский пишет: « Обрати внимание на то, что соблазняющийся мал есть, ибо большие не подвергаются соблазну » 45 . То есть дите, по неопытности, легче соблазняется на что либо, чем человек взрослый. Посему и наказание за преступление против ребенка намного выше, чем наказание за то же преступление против взрослого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И умален пред людьми», или как в славян. «паче всех сынов человеческих». Под «сынами человеческими», основываясь на библейском употреблении ( Ис.2:9 ; Пс.141:4 ), многие склонны разуметь здесь «знатных представителей» народа иудейского, в особенности, его законников и фарисеев, этих наиболее ожесточенных врагов Господа. Симмах переводит это словом ελαχιστος – «наименьший из людей», а Иероним – novissimus – «младший из всех». И эти два последних перевода, по-видимому, наиболее удачно передают мысль текста, задача которого указать на крайне невысокое, приниженное общественное положение Мессии, Который, происходя из низшего класса и обращаясь больше с простым народом, встречал постоянно оскорбительно-холодное и надменно-презрительное отношение к себе со стороны знатных, богатых и влиятельных официальных вождей народа. «Муж скорбей». С еврейского – isch maciboth – означает: «муж или человек трудов, печалей, скорбей» ( Исх.3:7 ). Дополнительным синонимом этого определения служит следующее за ним и изведавший болезни. Это – или общее определение человеческой природы, естественный удел которой скорби и болезни, или даже более частное указание на греховное человеческое естество, так как изнурительный труд, различные болезни и печали вошли в природу человека, в качестве ближайших следствий грехопадения ( Быт.3:16–19 ). Последнего толкования придерживается и блаженный Иероним, который говорит, что данный текст «указывает на истинное человеческое тело и на истинную человеческую душу Того, Кто, зная носить немощи, преодолел Божеством все оныя» (блаженный Иероним). Здесь, таким образом, прикровенно обозначена вся глубина тайны воплощения: Бог, явившись во плоти, воспринял на Себя падшее естество наше, чтобы Своей искупительной смертью его очистить, вознести и прославить, как это прекрасно пояснил и Апостол Павел, сказавши: «ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из этих слов Викторина видно, что держай, по его мнению, есть римский император; а припоминая легенду о Нероне, мы находим в них ясный намек на то, что антихристом будет не кто иной, как Нерон. Далее, объясняя 17ю главу Апокалипсиса, Викторин в восьмом звере видит Нерона и в то же время признает этого зверя антихристом. Кроме того, и в словах из 13й главы Апокалипсиса, что одна из голов зверя, выходящего из моря, как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела, по мнению Викторина, говорится о Нероне. Из слов Викторина, что десять царей примут царскую власть тогда, когда Нерон двинется с Востока, видно, что он верил, будто Нерон не убит, а скрывается где-то на Востоке, и в свое время явится как антихрист. А основываясь на словах Апостола Павла о держай и на предсказаниях книги Даниила и Апокалипсиса о десяти рогах, означающих десять царей, Викторин полагал, что Римская империя будет существовать до самого пришествия антихриста, и что разделение ее между десятью царями совпадет по времени с явлением антихриста. Блаженный Иероним учение Апостола Павла об антихристе довольно обстоятельно изъяснил в письме к Алгазии. Алгазия предложила Иерониму одиннадцать вопросов относительно одиннадцати изречений из Евангелий и Посланий Апостола Павла, разъяснение которых было ей желательно. Последний из этих вопросов был: «Что означает то, что Апостол пишет к Фессалоникийцам: Пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, и прочее? Отвечая на этот вопрос, Иероним дает следующее объяснение учения Апостола. Апостол, – говорит Иероним, – выводит Фессалоникийцев из заблуждения, будто уже настоит день Господень, «и излагает то, чего должно ждать прежде пришествия Христа, чтобы, когда увидят те действия, узнали бы антихриста, т. е., человека греха…» «Пока, говорит, не придет сначала отступление…, так что все народы, которые подчинены Римской империи, отложатся от нее, и откроется, т. е. покажется человек греха, которого предвозвещают все слова пророков…»; «пока, говорит, не будет опустошена сначала Римская империя, и не придет предварительно антихрист: дотоле не придет Христос, Который потому и придет так, чтобы уничтожить антихриста…» «И ныне, что удерживает, знаете, чтобы открылся в свое время, т. е. какая причина того, что антихрист не является теперь, вы прекрасно знаете. А не желает открыто сказать, что Римская империя будет разрушена потому, что сами те, которые владычествуют, считают ее вечною. Ибо если бы он открыто и смело сказал, что антихрист не придет до тех пор, пока не будет предварительно разорена Римская империя, то это показалось бы достаточною причиною воздвигнуть гонения на возникавшую тогда Церковь ».

http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixris...

Истолковывая слова: « но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим », Блаженный Иероним пишет: « нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия ». Т. е. тот, кто отвечает на божественный призыв согласием и получает предлагаемое ему. И Бог, Который не лицеприятен, поставил всех нас в одинаково равное положение по этому вопросу. Следовательно, погибающие в вечном огне народы не смогут сказать, что не слышали божественного призыва и потому не ответили на него. Грех, как я часто говорю, суицидален, и в нем уже заложены семена саморазрушения личности, следовательно, добровольно идущий путем греха и есть тот, который сам себе не дал, а правильнее сказать, у самого себя и похитил спасение. О чем и свидетельствует святой Иероним словами: « Царство Небесное находится во власти не дающего (т. е. Бога – О.С.) , а получающего (т. е. человека – О.С.) , ибо у Бога нет лицеприятия ». И мы читаем далее: Мф.20:24 . «Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев». Блаженный Феофилакт пишет: « Когда десять учеников увидели, что двое получили от Христа упрек, то и они стали негодовать и этим обнаружили, что и они стремятся к такой же чести ». Т. е. многие стремятся в тени чужих грехов скрыть свои собственные грехи. И, таким образом, обнаруживают и свою собственную порочность, так что порою, грешник одним видом своим более свидетельствует о своих тайных грехах, чем, нежели сотня свидетелей. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» ( Тит.1:15–16 ). – То есть нечистый все вокруг себя видит оскверненным и нечистым. Блаженный Иероним, вскрывая причину негодования других апостолов на сыновей Зеведеевых, пишет: « Десять апостолов не стали негодовать на мать сынов Зеведеевых и не относили к дерзости просящей женщины [ее прошения], но на сыновей ее, потому что эти, не зная меры [сил своих], воспламенились неумеренной жаждой [к славе] ». Итак, мы видим, что и избранники Христа были подвержены многим страстям и искушениям, и делом исцеления их недостатков и духовных недугов они занимались всю свою жизнь. И как последнюю епитимию от Бога, они приняли и саму свою мученическую кончину. Все, кроме Иоанна Богослова и Иуды, приняли мученическую смерть от язычников и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Истолковывая слова « но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим », блаженный Иероним пишет: «нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия» 153 . То есть тот, кто отвечает на Божественный призыв согласием, тот и получает предлагаемое ему. И Бог, Который не лицеприятен, поставил всех нас в этом отношении в одинаково равное положение. Следовательно, погибающие в вечном огне народы не смогут сказать, что не слышали Божественного призыва и потому не ответили на него. Грех, как я часто говорю, суицидален, и в нем уже заложены семена саморазрушения личности, следовательно, добровольно идущий путем греха – и есть тот, который сам себе не дал, а правильнее сказать, у самого себе похитил спасение. О чем и свидетельствует святой Иероним словами: «Царство Небесное находится во власти не дающего (то есть Бога. – О.С.) , а получающего (то есть человека. – О.С.) , ибо у Бога нет лицеприятия ». И мы читаем далее: Мф.20:24 . «Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев». Блаженный Феофилакт пишет: «Когда десять учеников увидели, что двое получили от Христа упрек, то и они стали негодовать и этим обнаружили, что и они стремятся к такой же чести» 154 . То есть многие стремятся в тени чужих грехов скрыть свои собственные грехи. И таким образом обнаруживают и свою собственную порочность, так что бывает, грешник одним видом своим более свидетельствует о своих тайных грехах, чем сотня свидетелей. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» ( Тит.1:15–16 ). – То есть нечистый все вокруг себя видит оскверненным и нечистым. Блаженный Иероним, вскрывая причину негодования других апостолов на сыновей Зеведеевых, пишет: «Десять апостолов не стали негодовать на мать сынов Зеведеевых и не относили к дерзости просящей женщины [ее прошения], но на сыновей ее, потому что эти, не зная меры [сил своих], воспламенились неумеренной жаждой [к славе] » 155 . Итак, мы видим, что и избранники Христа были подвержены многим страстям и искушениям, и делом исцеления своих недостатков и духовных недугов они занимались всю свою жизнь. И как последнею епитимию от Бога они приняли и саму свою мученическую кончину. Все, кроме Иоанна Богослова и Иуды, приняли мученическую смерть от язычников и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Они повествуют также о волхвах и пастухах и об Ангелах, которые пели: «слава в вышних Богу, и на земли мир...» ( Лк.2:14 ). Все чтения и тропари посвящены этому великому празднику. Вопрос в том, как мы, православные христиане, можем переживать эти праздники и что они значат для нас. Церковные праздники – это некие «остановки» для духовного подкрепления. Когда человек идет пешком, ему необходимо остановиться, немного отдохнуть, набраться сил, а уже потом продолжить свой путь. Также и церковные праздники, особенно Господские и Богородичные, являются некими остановками, когда все мы, труждающиеся и обремененные, постоянно несущие крест повседневных тягот, приостанавливаемся. Главная цель праздника для человека – соприкоснуться с благодатью Божьей, которая с избытком изливается в эти дни. Даже вся праздничная атмосфера на улице, если посмотреть на это с христианской точки зрения, все вокруг готовится встретить пришествие Господа нашего Иисуса Христа, хотя, безусловно, смысл Рождества не должен исчерпываться только внешними празднованиями и обычаями. «Всяческая днесь радостью исполняются, Христос родися от Девы». То есть все: и небо, и земля, и вся тварь – духовная, умная, видимая, – все призвано участвовать и праздновать пришествие Господа нашего в этот мир. Есть рассказ о том, что в Вифлееме, где родился Христос, в пещере Вифлеемской жил и подвизался один святой – Иероним. В Рождественскую ночь он не спал и молился, и по благодати Божией, переживая в сердце события Рождества, говорил Христу: «Христе мой, все Тебе принесли что-то в этот день. Волхвы принесли Тебе дары, Ангелы спели Тебе славословие, пастухи поклонились Тебе, земля дала Тебе пещеру, люди дали Тебе Пресвятую Богородицу. А что я могу преподнести Тебе в этот день? Ведь все, что у меня есть, – не мое, а Твое, ибо Ты дал мне всё». Так молясь, святой по благодати Святого Духа узрел Господа нашего Иисуса Христа в виде Младенца в яслях, Который ему ответил: «Иероним, от тебя Я хочу только один дар». Иероним пришел в трепет, ожидая, какой дар попросит у него Господь, и спросил: «Какой дар хочешь от меня, Господи?» Христос ответил ему: «От тебя Я хочу грехи твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Отсутствие благоговения пред Богом – духовная смерть. Раши под нечестивыми понимает завоевателей Иудеи, а город – это их столица (Вавилон?). «Однако они [нечестивые. – Г. Ф.] овладели Домом Пресвятого, местом святым, а когда ушли оттуда на свою землю, похвалялись у себя в городе , что такое-то и такое-то содеяли в Доме Вездесущего» 8, 10–13]. Это явно означает халдеев и разорение ими святого Иерусалима в 587 г. до Р. Х. В Вавилоне были похваляемы , но потом «презренны были среди других народов, и о них сказано: «Сего народа как бы и не было». В этом же мире так: «Хотя Он (Бог) не спешит взыскать с нечестивых и тем самым отличить праведных от нечестивых, я знаю, что в конце концов каждый получит должное воздаяние, и тем, кто Его страшится, будет благо» [там же]. Св. Григорий Чудотворец говорит о благоговении: «Величайшее же – благоговейный страх пред Богом, потерявши который, нечестивые не много времени будет пользоваться своей глупостью» 8]. С горечью говорит по поводу слов Екклесиаста блж. Иероним: «Я увидел, что нечестивые умирают с таким мнением и погребаются так, как бы они считались на земле святыми… А происходит это оттого, что никто не осмеливается противоречить грешникам, и что Бог не тотчас воздаёт за беззаконие» 8, 10–13]. Отсюда и упорство в беззаконии. Блж. Иероним приводит нелицеприятный для церкви пример: «Свидетельством этим можем пользоваться против епископов, которые получили власть в церкви, а между тем более соблазняют тех, кого они должны учить и возбуждать на лучшее. Такие после смерти часто восхваляются в церкви и то преемниками, то народом публично провозглашаются блаженными за поступки неодобрительные. Но и это суета… Трудно обвинение на епископа: ибо если он согрешит, то не верят, и если будет обличён, то его не наказывают» [там же]. Однако восхваление нечестивых в городе не навсегда. Екклесиаст видит и конечный результат: А нечестивом не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Блж. Иероним отмечает, что в еврейском подлиннике здесь говорится в повелительном наклонении: А нечестивому да не будет добра, и, подобно тени, да не продлит дней тот, кто не благоговеет от лица Божия .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010