Ты почитаешь себя живым, не мертвым. А на самом деле живешь ли ты, не призрак ли ты ходящий? Если в твоем сердце есть вера и любовь к Богу и любовь к ближнему, якоже к себе, то ты живешь; если нет – ты мертв, ты не лучше истукана. Скорее вразумись, пойми, в чем состоит наша жизнь, и начни жить истинною, человеческою, христианскою жизнию. Собирать богатство для удовольствия есть и пить, а не для того только, чтобы утолить голод и жажду, есть самое смешное – и не только смешное, но преступное – дело, детская игра в полном возрасте, ничем не извиняемая игра самим собою. Мы всю жизнь обратили в детскую забаву, всё извратив у Творца нашего в самих себе и поставив вверх дном. Мы играем – о, горе и ужас! – самыми органами деторождения, этими священными органами жизни, которые Творец сделал орудиями нашего бытия и жизни; мы посмеваемся над величайшим, бесценным даром жизни; мы, дерзкие твари, обессмыслившиеся твари, посмеваемся Творцу своему, жизни Подателю, сказавшему: не прелюбодействуй [ Исх. 20, 14 ; Втор. 5, 18 ]- и угрожающему прелюбодеям лишением Царствия и мучениями в огне неугасимом. Мы всю жизнь обратили в детскую, слепую забаву: мы изобрели разные пустые забавы, чтобы только убить бесценное время, которым повелел сильно дорожить Господь наш, когда сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда [ Мф. 12, 36 ], бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий [ Мф. 25, 13 ], и святые апостолы, говорящие: дорожите временем, потому что дни лукавы [ Еф. 5, 16 ], в премудрости ходите... 267 [ Кол. 4, 5 ]. О, неразумные мы человеки, совсем объюродевшие человеки по своей воле... Что мы скажем в оправдание своему Творцу, когда придет время Страшного Суда Его? Да, страшен поистине будет Суд: как не быть страшным Суду хотя всеблагого, долготерпеливого, но и всеправедного Господа? Когда подумаешь о делах человеческих, ныне совершающихся, то невольно скажешь сам себе: да, всеобщий Суд должен быть непременно, и непременно должен быть страшный, потому что и люди страшно, диавольски оскорбляют святость, благость, долготерпение и правосудие Божие. Братия мои! Обратитесь от путей ваших кривых и сотворите пути правые ногами вашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1067 ...в святой де нь пасхи ... — 2 апреля 584 г. 1068 ...он не облоб ызался с нашими... — В подлиннике: neque pacem cum nostris fecit - " не дал нашим поцелуй мира (верующих)». Обряд, совершаемый во время торжественных месс. 1069 ...«Царю же веков нетленному, невидимому, единому Богу честь и слава во веки веков через Иисуса Христа, нашего Господа». — Ср.: 1 Тим. 1:17. Слова: «через Иисуса Христа, нашего Господа», отсутствующие в этом послании, вероятно, заимствованы из «Послания к римлянам» (16, 27). 1070 ...«Пришел к своим и свои Его не признали. А тем, которые приняли Его... дал власть быть чадами Божиими». — Ин.:1, 11, 12. 1071 ...ни на ког о не наложил бремени тяжкого... — Ср.: Мф.. 11:30. 1072 « Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, до и теперь не в силах...». — 1 Кор.:3, 2. 1073 «... Твердая же пища свойственна совершенным» — Евр.:5, 14. 1074 ...«Я проповедал вам лишь Христа и притом распятого». — Ср.; 1 Кор.:2, 2. Цитируется Григорием не дословно. 1075 ...«Если же и знали распятого Христа, ныне уже не знаем». — 2 Кор.:5, 16. 1076 ...помажь гнойные глаза... — Ср.: Быт.:29. 17; Откр.:3, 18. 1077 ... «Для всех я сделался всем, чтобы приобрести всех». — 1 Кор.:9, 22. 1078 ...«Сей есть сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». — Мф.:3, 17. 1079 ...если у тебя уши были заложены... — Лат. oppilatus aures — непередаваемая игра слов, связанная с именем посла Оппила, к которому обращена речь епископа. 1080 ...«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». — Мф.:17, 5. 1081 ...«Отче, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». — Ин.:17, 1. 1082 ...«И прославил и еще прославлю» — Ин.:12, 28. 1083 ...«И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». — Флп:2, 11. 1084 ...Гунтрамн заключил союз со своим племянником Хильдебертом... — См. кн. VI, гл. 31. 1085 В эти дни у него родился сын... — Хлотарь II. 1086 ...которого он пове лел воспитывать в вилле Витри. Для того, «чтобы с ним не случилось какого-либо несчастья... если будет на глазах у народа». — Видимо, Хильперик боялся колдовства и поэтому изолировал сына. См. кн. VI, гл. 35,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

11. «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1Кор.9:20-23). Когда приводишь аргументы в дискуссии, то помни, что должен приводить не те аргументы, которые убедительны для тебя, а те аргументы, которые убедительны для собеседника. Разбирая ошибки вашего оппонента, старайся разбирать их таким образом, чтобы оппонента не обидеть, потому что, если ты его обижаешь, то тем самым прерываешь дискуссию и ничего доказать уже не сможешь. Спор превращается в ругань. 12. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Не нужно обижаться на собеседника, но нужно его любить. А если он все же тебя оскорбил, то прости его. Спорьте поменьше Профессор МГУ А.А. Волков, автор многих книг по риторике, формулирует основные правила интернет-полемики следующим образом: Я позволю себе сформулировать только некоторые основные принципиальные правила ведения дискуссии.Первое: не дискутировать, если в этом нет необходимости. Дискутировать только тогда, когда это действительно необходимо, когда игра стоит свеч. Второе: дискутировать только о том, что вы знаете, о том же, чего вы не знаете, дискутировать и даже просто высказываться не следует. Третье: слушать то, что говорит ваш оппонент. Четвертое: из того, что говорит ваш собеседник, нужно извлекать, в первую очередь, позитивную информацию. Никогда не нужно стремиться к дискуссии ради дискуссии. Вам что-то сказали, постарайтесь извлечь из этого позитивную информацию, если нет необходимости, то о негативной информации говорить и не надо. Если уже приходится спорить о каких-то положениях, которые высказывает ваш противник, первым делом, дайте ему высказаться. Всякая разумная дискуссия является оборонительным действием. Чем больше человек говорит, тем больше он делает ошибок. « В чем проврался , в том и поплатился » — напоминает пословица, так что дайте вашему оппоненту «провраться», но при этом то, что он говорит, обязательно нужно внимательно слушать. Помимо той позитивной информации, которую вы извлекаете из суждений вашего оппонента, извлекайте еще и его ошибки. Итак, анализ речи – важнейшее требование дискуссии. Каждую ошибку вашего оппонента вы должны фиксировать, естественно, ваши возражения оппоненту основываются на этих ошибках.

http://pravmir.ru/zapovedi-internet-obsh...

145 См. 2 Кор 6:14–15. Ср.: “Кувшин, однажды пропитанный страшным зловонием, легче испортит даже самое благоуханное миро, нежели сам примет от него сколько-нибудь приятное благоухание; поелику гораздо скорее чистое повреждается, нежели испорченное исправляется. Так и сосуд нашего сердца, если не будет наперед очищен от всякой зловонной скверны пороков, не возможет воспринять ту благословенную масть, о которой говорит пророк: как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс 132:2), и не сохранит неоскверненными того духовного знания и изречений Св. Писания, которые слаще меда и сота (Пс 18:11). Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор 6:14,15)”. — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 434. 146 В греческом тексте непереводимая игра слов: m…gnumi тН Ср. увещание святителя Василия Великого: “Для чего соединяешь несоединимое? Какое общение посту с пьянством? Что общего между воздержанием и винопитием? Кое сложение Церкви Божией со идолы (2 Кор 6:16)? Ибо храм Божий — те, в которых обитает Дух Божий, и храм идольский — те, которые через пьянство принимают в себя нечистоты невоздержания”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого… Ч. IV. С. 27. 147 Синод. перевод: Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. — Ред. 148 Так, как нам представляется, можно перевести выражение: dikaioasa me nhste…a, ka€ sЪnoikoj Оно объясняется двумя высказываниями святителя Василия Великого: “Пост — дар древнейший, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения закона? Пост старше и закона Углубись в историю и ищи древность его происхождения. Пост — не новое изобретение, но драгоценность Отцев. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в Раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт 2:17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго… Ч. IV. С. 3. “Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающегося в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия”. — Там же. С. 37.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. 16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Далее Иоанн видит три демонических существа, выходящие из пастей сатанинской троицы: дракона (диавола), зверя (то есть зверя из моря, антихриста) и лжепророка (зверя из земли, священника антихриста). Эти подобные жабам духи противопоставлены трем Ангелам, возвещавшим Евангелие, падение Вавилона и суд Божий ( Откр.14:6 и далее). Сам образ жаб напоминает одну из казней египетских ( Исх.8:1–14 ), когда «вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Нечистые духи выходят «из уст» нечестивой троицы – в этом образе своего рода игра слов. Дух (по-гречески пневма, pneuma) означает также дыхание. То есть само дыхание сатанинской троицы нечисто, полно зла. Вообще жабы считались нечистыми животными. Кроме того, они символизировали пустословие. Ведь жабы знамениты своим кваканьем. А «кваканье, – говорил блаженный Августин , – это самое пустое из всех тщеславий» 54 . То есть сами слова этих нечистых духов были своеобразной казнью, бедствием. Мы определили лжепророка как зверя из земли. Но это требует некоторого разъяснения. О лжепророках говорится и в Ветхом, и в Новом Завете. В Ветхом Завете Израилю запрещено слушать лжепророка, какие бы впечатляющие знамения и чудеса он ни показывал ( Втор.13:1–5 ). И христиане были предупреждены, что «восстанут лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных», то есть христиан ( Мк.13:22 ). Далее, в Откр.19:20 , будет сказано, что этот лжепророк был схвачен вместе со зверем. Он производил чудеса перед зверем и «обольстил принявших начертание зверя и поклонявшихся его изображению». Но мы уже знаем из Откр.13:13 , что «творит великие знамения» и обольщает ими живущих на земле «зверь из земли», который символизирует провинциальную администрацию и жречество, насаждающее культ кесаря. Таким образом, лжепророк символизирует государственный аппарат, созданный для того, чтобы внушить людям отречься от Иисуса Христа ради поклонения обожествленному государству и императору. Вообще же лжепророк – это тот (любой), кто пытается ввести идолопоклонство с его культами и побудить людей к полному подчинению безбожному миру и боговраждебному государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. 18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. 19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. /Экзегетические замечания:/ Мк.1:16 : «закидывающих сети» μφιβλλοντας. Мк.1:17 : «Идите за Мною» – δεûτε πσω μου; «Я сделаю» – ποισω; «рыболовы» ( Мк.1:16 ) и «ловцы человеков» – λιει ς и λιει ς νθρπων, «рыболовы и человеколовы» – игра слов. Но с того времени ловля рыба в сети стала символом миссии. Мк.1:18, 20 : «тотчас». Мк.1:19 : Иаков и Иоанн имеют лодку в отличие от Симона и Андрея. Мк.1:20 : Отец оставлен! Но не один, а «с работниками». Евангелист Марк не интересуется вопросами, корорые интересовали других евангелистов. Например, он не сообщает нам, как долго Иисус возвещал Евангелие в Галилее в одиночестве, без учеников (согласно Лк 4:14–44 у Иисуса вначале учеников не было). Марк не сообщает, имел ли Иисус контакты с теми, кого он позже призвал к следованию Ему (о таких контактах написано в Ин 1,35–51 или Лк 4:38–39, 5:1–11 ). Для Марка гораздо важнее было другое, и об этом он желал сообщить своим читателям. И около 70-го года, когда было написано Евангелие от Марка, христианские общины в Римской империи были довольно редким явлением. Они ведь возникли относительно недавно по сравнению с прочими религиозными объединениями. Они были новичками. Тем не менее они при императоре Нероне успели претерпеть первые преследования. Не удивительно, что христиане, к которым в равной степени враждебно относились римляне и иудеи (ср. Деян 14,4–6, 18:2–3 ), спрашивали себя: В чем собственно причина нашего особого положения? Чем это объяснить? На эти и подобные принципиальные вопросы Марк отвечает сообщением о призвании первых учеников. Из этих повествований следовало, что общество учеников Иисуса возникло в мгновение ока, когда Иисус у Галилейского моря призвал следовать Ему две пары братьев: Симона и Андрея и Иакова и Иоанна. Иначе говоря,/первые христианские Церкви имеют только одно основание, одно начало – Слово Иисуса./– В этом специфика особого положения христиан в окружающем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

1884 . Но остальные древние переводы мало говорят в пользу такого понимания. У LXX употреблен гл. πτερνζω (букв. «запинаю», от πτρνα «пятка»); – очевидно, они читали не , а , производя от глагола , глагола отьименного, происходящего от ==«пятка»==πτρνα. 1885 Глагол этот встречается в Библии пять раз: в Быт.27:36 ; Иер.9:3 (два раза), Ос.12:4 и Иов.37:4 . В первом случае Исав сетует на получение Иаковом благословения: «не потому ли дано ему имя Иаков, что он запнул меня уже два раза ( )? Первородство мое взял он, и вот теперь взял благословение мое». Второе место читается: «Берегитесь друг друга и не надейтесь ни на какого брата, ибо всякий брат подставляет ногу ( ) другому и всякий друг клеветы разносит». Третье (берем в связи с пред. ст.): «и с Иудой у Господа суд, и Он посетит Иакова по его поступкам, и воздаст ему по делам его. Еще во чреве матери запинал он брата своего ( ), а возмужав, боролся с Богом». Наконец, последнее место (где в виде пиель) читается: «Вслед за ним ревет гром; гремит Он гласом величества Своего, и не останавливает его ( ), когда голос Его услышан». Из сравнения этих мест (кроме последнего, где значение несколько изменено соответственно другому глагольному виду) видно, что в каль значит «подставить ногу», «обойти», «обмануть». Вслед за LXX славянский передает: «еда обольстит человек Бога?» Тоже и арабский: «подставит ли ногу человек Богу». Сирский, – неизвестно, насколько независимо от LXX, – переводит: «обманет ли человек Бога?» Как читал таргумист, трудно сказать. Его перифраз: «разве вызывает человек на гнев судию?» – легко может относиться к чтению (запинает, обмалывает, т. е. лжет на суде, чем и раздражает судию), но с несомненностью этого сказать нельзя. Чтение к контексту настоящего стиха мы признаем не менее подходящим, чем и : иудеи «обманывают» Бога, т. е. вносят не в полном количестве то, что обязаны вносить по закону; – поэтому пророк и спрашивает их: «можно ли человеку обманывать Бога?» 1886 Но насколько вероятно такое чтение в подлиннике? Нам оно представляется весьма возможным. В ст. 6 пророк, противополагая постоянство Иеговы совращениям народа, называет его «сынами Иакова» – . Так, может быть, теперь он, пользуясь созвучием и сходством значения глагола с именем Иакова, и спрашивает: «можно-ли человеку обманывать Бога?» В еврейском здесь получается замечательная игра слов: ... . В пользу предпочтения этого чтения теперешнему масоретскому говорит, кроме свидетельства LXX (πτερνιε), также то обстоятельство, что для перевода теперешнего чтения мы должны прибегать к шатким аналогиям и сближениям. 1887

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

18–26 «С их детьми обращение было такое же, и предостережения те же (18–20), и они тоже не были уничтожены за свое непослушание (21–22). Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям за их непослушание (23–24). Я попустил им их прегрешения против установлений Моих и небрежение к Моим законам (25). Я попустил им оскверниться жертвоприношениями первенцев их. Это все сделано, чтобы к ужасу своему они познали, что Я – Господь» (26). 27–38 «Ваши отцы хулили Меня, используя для поклонения чужим святыням всякое место возвышенное и всякое высокое дерево (27–28). А вы не продолжаете ли практику своих отцов (30)? Я не дам вам ответа на вопросы ваши (31). Вы желаете, конечно, как и другие языческие народы, поклоняться дереву и камню, но этого не будет (32). Я буду вашим Господином и выведу вас из чужих земель, отделю от вас мятежников и непокорных Мне. Тогда узнаете, что Я – Господь» (33–38). 39–44 «Служи пока идолам своим, Израиль, но ты еще вернешься ко Мне. Весь дом Израилев будет служить Мне на святой горе Моей (39–41). И узнаете, что Я – Господь, когда введу вас в землю Израилеву (42). Вы с отвращением будете вспоминать свои прошлые дела. И узнаете, что Я – Господь, когда буду поступать с вами ради имени Моего» (43–44). Примечания. 1 «В седьмом году» – в 591 г. до н. э. «Вопросить» – ср.: 8:1; 14:1. 9 «Ради имени Моего» – имя Господа есть отражение Личности Бога, а не просто отдельного Его атрибута. 25 «Попустил» – Бог допускает, чтобы они шли своим путем, даже если речь идет о такой гнусной практике, как жертвоприношение младенцев. 29 Здесь в оригинале игра слов: «бама» (bama) по–еврейски «высота». Слово начинается с того же слога, что и слово báim, которое означает «углы». 37 «И проведу вас под жезлом» – (ср.: Лев. 27:32 ; Иер. 33:13 ). Вызывает ассоциации с овцами, которых пастух отбирает, сортирует, используя посох. 20:45–49 Наказание огнем Это пророчество первое из четырех, предупреждающих о грядущих катастрофах, которые обрушатся на землю Израиля. В каждом последующем пророчестве раскрывается все больше деталей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1:21) — эти знаменитые слова Иова остались в веках оградительной молитвой от власти маммоны.    Во втором искушении испытывалась самонадеянность. Здесь испытуемый должен был обнаружить, насколько высока в его глазах собственная самодостаточность, ценность и могущество своего «Я». Христу сатана предлагал броситься вниз с крыла храма, чтобы засвидетельствовать Свое превосходство над смертными, Иову устами жены он предлагал бросить гордый вызов Богу, чтобы засвидетельствовать свою духовную независимость и несгибаемость. Много общего в этих двух фразах, разделенных веками: «бросься вниз» и «похули Бога и умри», — и затаенная зависть, и тонкая игра на человеческих слабостях. В них одно и то же демоническое вдохновение, один и тот же зубовный скрежет уязвленного самолюбия. Сколько сочувственных движений расшевеливает сатанинский соблазн в падшем человеческом естестве: и извечную жажду игры со смертью, и падкость на внешний эффект, и сладостное предвкушение опасного, но чарующего полета, и дремучую тягу к самоубийству. Если в первом искушении действовал низкий дух, дух, ползающий на чреве, то во втором к человеку обратился гордый дух, дух, возомнивший себя божеством.    Пройти это искушение Иову не составило труда. Мы помним, что он сказал жене: «ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10). Смиренному его духу ничем, кроме как безумием, и не могла показаться столь высокая самооценка, которая давала бы право самому распоряжаться своей судьбой. Иов знал свое место — и до испытания, и после него. Ни разу во время спора его не покинуло смиренное ощущение собственной недостойности и малости перед лицом Божиим:     «Что такое человек, что Ты столько ценишь его     и обращаешь на него внимание Твое...     вот, я лягу в прахе;     завтра поищешь меня, и меня нет».    (Иов. 7:17, 21);     «Тем более могу ли я отвечать Ему     и приискивать себе слова пред Ним?     Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать,     а буду умолять Судию моего»    (Иов. 9:14—15);     «Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь,     и не сухую ли соломинку преследуешь?»    (Иов. 13:25)    Даже в своем желании судиться с Богом Иов ни на миг не забывает этого «своего места», ни на миг не отступает от своего смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

25 Навал имя его, и безумие его с ним. См. ком. к 25,3. 25 дом твердый. Авигея осознает божественное предназначение Давида (см. 2Цар. 7,11–16 ) настолько же хорошо, насколько безнадежно заблуждается относительно этого ее муж (ст. 10,11). войны Господа ведет господин мой. Авигея намекает на различие между истинной миссией Давида как воина и его сиюминутной страстью к мести, напоминая о призвании будущего царя сражаться во имя Господа, оставив личные обиды и оскорбления на суд Божий. и зло не найдется в тебе. Давид всячески старается не принести вреда помазаннику Божиему (24,6,10), однако, судя по всему, не видит никаких препятствий к тому, чтобы жестоко отомстить человеку, не отмеченному избранием свыше. Личная месть врагу, даже если этот враг Навал, в определенном смысле поставила бы Давида в один ряд с Саулом. Поэтому позже Давид вознесет хвалу Господу за то, что Он, действуя через Авигею, предохранил его от греха кровопролития (ст. 32). 25 душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа. В древнееврейском тексте в данном месте использована метафорическая игра слов, выражающая такую степень безопасности, которой может обладать лишь тот, кто во всем и полностью полагается на Господа. душу врагов твоих бросит Он как бы пращею. Возможный перевод: «жизнь врагов твоих отлетит от них, как брошенная Его пращею». Авигея прибегает к еще одной метафоре (см. предыдущий ком.), предрекающей судьбу врагов Давида. 25 благословен Господь... Который послал тебя ныне навстречу мне. Давид осознает провиденциальный характер своей встречи с Авигеей и славит Господа за Его заботу. Авигею, проявившую незаурядную рассудительность, он также не обходит своей благодарностью (ст. 33). 25 когда Навал отрезвился. Букв.: «когда вино вышло из Навала». В древнееврейском тексте здесь обыгрывается созвучность имени Навал слову, обозначающему сосуд для хранения вина (или иной жидкости). Тем самым подчеркиваете ничтожность человека, провинившегося перед Давидом. 25 благословен Господь. С помощью Господа Давид избегает искушения личной мести, однако наказание настигло Навала и без участия Давида. Услышав, что Бог поразил Навала, Давид возносит двойную хвалу Господу, предохранившему его от греха и справедливо покаравшему нечестие Навала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010