Насколько сильно было такое представление о Мессии, видно из того, что его разделяли даже ближайшие ученики Иисуса. Когда Иисус начал говорить ученикам о предстоящих Ему страданиях, Пётр сказал: „Да не будет этого с Тобой, Господи“. Ожидание близкого земного царства Мессии было так сильно в учениках Иисуса, что они уже спорили о местах, которые займут в этом царстве, а жена Заведея Саломия просила Иисуса о том, чтобы первые места в этом царстве достались её сыновьям Иакову и Иоанну. Велико было разочарование учеников, когда в Иерусалиме ожидало их не торжество, а истязание и поругание их Учителя, и наконец позорная казнь Его на кресте. Только после воскресения Иисуса они поняли смысл Его пророчеств, но и тут всё значение крестной смерти Христа и Его воскресения было раскрыто не ими, а новым апостолом – Павлом. Вечным символом жертвы, принесённой Спасителем на Голгофе и основанием церковного единения было таинство евхаристии, установленное Иисусом на прощальной тайной вечери, как согласно повествуют евангелисты. Но тайна евхаристии была открыта ученикам и раньше, и эта тайна, как и распятие Христа, явилась по слову апостола Павла, „соблазнов для иудеев, для эллинов же безумием“. Иоанн повествует, что после слов Иисусовых: „Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий —63— плоть Мою и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие“ ( Ин.6:53–55 ) – „многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним“. VIII. Религия страдающего Бога, религия приобщения Его плоти и крови была, по слову апостола Павла, „соблазном для иудеев, для эллинов же безумием“. Однако, не для всех эллинов. Безумием весть о Христе распятом явилась для философов Академии или для той аудитории Ареопага, которой проповедовал апостол Павел в Афинах. Но эго философское направление было чуждо не только христианству, но и тому духу эллинской религии, который выразил себя в установлении мистерии, в сокровенном культе Диониса и Деметры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ниже находим, что растения и животные вызваны к бытию для удовлетворения человеческих потребностей. И насадил Господь Бог рай во Эдеме на Востоке... и произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошей для пищи 3767 . Что касается терний и волчцов и иных бесполезных и вредных растений, то они могли появиться после изгнания из рая, в виде наказания падшему человеку. Одних растений было недостаточно для удовлетворения потребностей человеческой природы. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл (их) к человеку...; но для человека не нашлось помощника, подобного ему: 3768 Этот недостаток Бог восполняет сотворением из ребра Адамова жены, чем творение и закончилось. По-видимому, в обоих сказаниях всё различно: и общий порядок творения, и подробности (в сотворении жены), и характер участия Бога в творении (в первом, творческое слово „да будет“, во втором, непосредственная, так сказать, ремесленная деятельность): К этому присоединяются и филологические особенности; – напр., неодинаковые названия для мужа и жены (в 1-й главе: муж – захар, жена – ишша; во 2-й муж – иш, жена – ишша); а главным образом, различные наименования Божества (Елогим, Иегова Елогим). И древние и новые переводчики видели затруднения в тексте двух повествований и старались тем или иным путём их устранить. Не безынтересно обратить внимание на те приёмы, которыми пользовались переводчики для этой цели. Возь- (Продолжение следует). Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1913 год//Богословский вестник 1913. Т. 3. 9. С. 1–64 (5-я пагин.) —1— 22 января 1913 года. 1 Присутствовали , под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии архимандрит Анатолий, сверхштатный заслуженный ординарный профессор Μ.Д. Муретов, и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , ординарные профессоры – С.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По крайней мере, этим способом можно было бы объяснить в некоторых случаях филологические и исторические особенности этой книги. б) Возражение против подлинности Пятокнижия, основанные на экзегесе отдельных мест из него. Теперь приступим к разъяснению важнейших возражений против подлинности Пятокнижия, основанных на экзегесе отдельных мест его, и начнём, по предположенному плану, с книги Бытия. В 1-й и 2-й главах книги Бытия находят два различных сказания о сотворении мира и человека: одно начинается первым стихом 1-й главы, после чего следует другое до конца 2-й главы. Эти два сказания, по общему мнению новейшей критики, не только различны, но и непримиримы одно с другим и потому не могут принадлежать одному писателю; они не только взаимно друг друга исключают по содержанию, но и в изложении и языке своём представляют резко выдающиеся особенности, по которым им должно приписать неодинаковую древность и неодинаковое происхождение. В самом деле: по сказанию первой главы, процесс творения совершается через определённые, точно ограниченные промежутки времени, которым Бытописатель даёт название дней (иом); в пределах этих дней идёт постепенное развитие органической жизни в естественном и последовательном порядке: сначала появляются растения, за ними животные, для которых необходимо предварительное существование низших органических форм; развитие растительной и животной жизни составляет необходимую переходную ступень к появлению наиболее сложной человеческой организации. Сотворением человека – мужчины и женщины – завершается постепенно возвышающаяся градация творения. Не то во второй главе. Не было —96— на земле полевого куста, читаем здесь, и никакой полевой травы ещё не росло, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли. И создал Господь Бог человека. 3766 Следовательно, человек был первым органическим существом, появившимся на земле: до его сотворения не было ни растений, ни животных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Победители ересей и лжеучений Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора Иеромонах Игнатий (Шестаков)      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Однажды апостол Павел собрал пресвитеров Церкви, собрал своих первых последователей, учеников – людей, которых он поставил пасти Церковь Христову, и обратился к ним с такими словами: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас (Деян. 20, 28–31). Очень скоро жизнь Церкви доказала правоту слов апостола Павла. Вся история Церкви наполнена примерами того, как появлялись эти люди, лжеучителя, лютые волки, не щадящие стада, которые, часто сами искренне заблуждаясь на пути богопознания, являлись распространителями страшных и пагубных для Церкви лжеучений. Они восставали из рядов служителей Церкви и говорили превратно, часто увлеченные единственной целью увести за собой побольше учеников. Церковь называет этих людей «ересиархами» — лжеучителями, лжепастырями, волками в овечьей шкуре. Сегодня актуально об этом вспомнить и задуматься, потому что в это день мы особо чтим память отцов I Вселенского Собора, которые восстали против подобного лжеучения, против деятельности страшных и коварных, заблудших лжепастырей. Когда Церковь Христова освободилась от государственного языческого гнета, когда христианство стало, как сейчас говорят, официальной религией в великой империи, тогда и появилось, вернее усилилось это искушение, страшная опасность, появились лжеучителя. Одним из них был александрийский пресвитер Арий. Человек ученый, можно сказать, подвижник науки, философии, богопознания, как он сам это понимал, но впадший в страшную гордыню, в ересь, исказивший богопонимание, богопочитание. Он отрицал божественную природу Господа нашего Иисуса Христа. Арий был очень талантлив и сильно преуспел, и он был не одинок в своем заблуждении. Весь христианский Восток был как раковыми метастазами поражен этим лжеучением. Нельзя, может быть, сразу сказать, что все до одного из числа увлекшихся лжеучением были злонамеренные еретиками. Кто-то искренне заблуждался, потому что тогда высокое богословие только зарождалось. Тогда богословие как школа было еще совсем юным, и в тоже время существовали великие, очень мудрые философские школы, античная наука. Человеческому разуму трудно было во всем разобраться.

http://pravoslavie.ru/46898.html

Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков)      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:45 мин. Размер 2.8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы собрались почтить радостное событие рождения пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (см. Мф. 4, 17) Это то условие покаяния, которое обязательно для того, чтобы встретиться с Божественным Светом и выйти из тьмы служения диаволу и греху. И сегодня, мы движимые именно этим желанием, собрались здесь все вместе, чтобы порадоваться рождению пророка и Предтечи Господня Иоанна. Но очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), «он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Очень часто и люди очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел сегодня говорит: «Так поступайте , зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/95115.html

Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков) Мы чествуем радостное событие — рождение пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — святого, который всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! (см. Мф. 3, 2) Это то обязательное условие для встречи с Божественным Светом и выхода из тьмы служения диаволу и греху.      Очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже, когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Зачастую люди даже очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел говорит: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/147081.html

Святой пророк Михей Аудио Память 14/27 августа Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святой пророк Михей родился в Моришете (Морасфи), к западу от Хеврона, в Иудее, вероятно, в крестьянской семье. Его служение проходило при правлении иудейских царей Иоафама (740–736), Ахаза (736–716) и Езекии (716–689). Он был современником пророков Исаии (возможно, даже одним из его учеников), Амоса и Осии и, как они, «исполнен силы Духа Господня», подвизался, чтобы «высказать Иакову преступления его и Израилю – грех его» (Мих. 3: 8). Беря в свидетели горы, бывшие местом великих Божественных откровений, он объявил, что Господь будет судить Свой народ и призовет его к ответу за неблагодарность: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства…» (Мих. 6: 2–4). Господь считает народ виновным не только в неблагочестии и пренебрежении религиозными обязанностями, но и в нарушении закона о любви к ближнему: «Не стало милосердных на земле… Все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть…» (Мих. 7: 2). Грех и нечестие распространились повсюду: скупщики на ложах своих придумывают злодеяния, которые совершают утром (см.: Мих. 2: 1), князья пожирают плоть народа, гнушаются правосудием и искривляют все прямое (см.: Мих. 3: 9), судьи судят за подношения, священники ожидают жалования, лжепророки за деньги предсказывают счастье и процветание… И все опираются на данные Богом в древности обещания, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. 3: 11). Пророк предсказывает, что ему придется ходить по разрушенной и обнаженной стране (см.: Мих. 1: 6), стеная и плача, потому что нет защиты от ударов Господа. Он сойдет со Своего святого Престола, чтобы воздать отмщение через пришедших с севера захватчиков – ассирийцев: Он «низойдет и наступит на высоты земли – и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны» (Мих. 1: 3–4). Сначала Он поразит Самарию, а потом настанет черед Иерусалима, чтобы наказать народ за преступления, и прежде всего за самое тяжкое из них – раскол между Северным царством и Иудеей.

http://pravoslavie.ru/55589.html

Ссылка автора на писанный закон (ст. 37) имеет целью в возможно резкой форме выставить противоречие в религиозных воззрениях Самарян: если бы Самаряне не руководствовались писанным законом, автору не понадобилось бы сопоставление их культа с законами Пятокнижия. Как бы то ни было, Самаряне приняли в свой канон только пять книг Моисеевых (отчасти, Иисуса Навина) и отвергли писания пророков, как позднейшие. Это обстоятельство подтверждает древность и подлинность Пятокнижия и делает вероятным мнение, что на канон самарянский имели влияние древние предания Израильского царства: состав священных книг, унаследованный от Иудеев, должен был быть шире по объёму, должен был заключать в себя и другие книги, которые несомненно существовали до разрушения Израильской столицы (Самарии). Что касается расширения понятия „закона Моисеева“ и распространения его на пять книг Моисеевых, то оно заметно ещё в книгах Паралипоменон, у Ездры и Неемии, а окончательно утвердилось незадолго до Рождества Христова, когда все пять книг стали предметом литургического употребления. Это можно видеть в прологе к книге Прем. Иисуса с. Сирах., у Филона и Флавия, и ещё яснее у писателей новозаветных, которые дают понятие о всеобщих обычаях евреев времени Христа. Из множества сюда относящихся, мест Нового Завета укажем наиболее важные. —87— Иисус Христос говорил ученикам ( Лк.24:44 ), что надлежит исполниться всему, написанному о Нем в законе Моисеевом и в пророках и псалмах; а в другом месте – Иудеям: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (т. е. закон Моисеев). Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, – как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). У апостола Павла находим выражение: Моисей пишет о праведности от закона 3761 , за которым приводится место из кн. Лев.18:5 . Следовательно, И. Христос и Апостолы вполне разделяли господствовавшие в современной им иудейской синагоге убеждения о происхождении Пятокнижия от Моисея и своим авторитетом подтвердили и освятили его для всей христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тррах! Раздается залп... Пули летят мимо... Тут Дубасов наносит удар в левый бок, рассчитав, что взрыв этой мины если не потопит пароход, то прежде всего попортит в нем машину, без которой он не может двинуться с места, так что вторую мину будет уже в состоянии пустить Шестаков. Судно покачнулось и осело, страшный столб воды поднялся на воздух и упал прямо на катер Дубасова. Шестаков, стоявший вблизи и видевший весь этот ужас, думал, что Дубасов уже погиб, как вдруг до него доносятся слова последнего: «Шестаков, подходи!» Дубасов приказал из своего катера откачивать воду. Турки открыли сильнейшую пальбу из орудий и ружей, так что дым окутал совершенно судно. Шестаков, обстреливаемый градом пуль, кидается с своим катером в атаку. Раздается взрыв, что-то сильно треснуло, и пароход стал быстро тонуть... Послышались крики отчаяния... Шестаков хотел, было, отойти, но катер, запутавшись в обломках судна, не мог двинуться. Между тем турецкие матросы, пользуясь случаем, направляли на него адский огонь. Шестаков свистит, зовет на помощь катер мичмана Персина, но ответа ни с какой стороны не получает... Мичман Баль, видевший безвыходное положение Шестакова, не мог отойти от катера Дубасова, еще полного воды. К довершению ужаса вдруг Шестаков замечает, что на него идет катер с турецкими матросами с соседнего парохода... Куда же девался мичман Персин? Оказалось, что его миноноска была пробита турецким снарядом, и пришлось ему идти к берегу, чтобы там наскоро чиниться. Шестаков все время с своими четырьмя матросами отстреливался пистолетами. Лейтенант Петров, мужеству которого не было предела, наклонившись через борт, стал освобождать шлюпку от обломков погибшего судна. Вскоре прибыл Персин, и наша маленькая флотилия, оправившись, собралась в одно место. Было уже совсем светло. Дубасов приказал немедленно отступать... Неприятелю не было спасения... Когда наши командиры миноносок начали проверять людей, то оказались все налицо; никто не хотел друг другу верить, чтобы не было ни раненых, ни убитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Так вот, сейчас въехать в Косово и Метохию можно, имея Шенгенскую визу, до двух недель россиян пускают. Либо можно какую-то неведомую визу получить в Стамбуле, но я не знаю ни одного человека, который этим бы занялся. И потом, это некий казус, потому что если мы не признаём существования такого государства… Л. Горская — Как мы можем его визу получать? Иером. Игнатий (Шестаков) — Да, как мы можем получать его визу? Но тем не менее немножко сложнее стало, потому что раньше можно было просто сесть на автобус в Белграде и приехать совершенно спокойно, например, в Косовскую Митровицу — просто ставили печать на административной границе, — по загранпаспорту. Было намного проще, сейчас вот немножко усложнилось. Русские ездят, но не в том количестве, конечно, в котором бы сербы хотели и готовы были бы там их видеть. Конечно, с большим бы удовольствием они видели бы намного большее число наших паломников и делегаций. Л. Горская — Это Косово, а в Сербии много туристов российских? Иером. Игнатий (Шестаков) — Да просто огромное количество. Дело в том, что очень много русских сейчас живёт. В. Емельянов — Да, покупают земли, дома. Иером. Игнатий (Шестаков) — Причём где-то в Центральной Сербии. Скажем так, далеко от каких-то традиционных курортных мест. Покупают, занимаются сельским хозяйством. Сначала такая толпа наших соотечественников хлынула в Черногорию. Но там немножко другая ситуация. Л. Горская — Там очень дорого — я смотрела. Иером. Игнатий (Шестаков) — Да. Л. Горская — Пыталась как-то примериться к отдыху, и — очень дорого! Иером. Игнатий (Шестаков) — А в Сербии с этим немножко попроще и подешевле. А, собственно говоря, погода и климат тоже замечательные, вроде как у нас… Л. Горская — А виза нужна? Иером. Игнатий (Шестаков) — Нет, не нужна. Виза не нужна, покупаете билет, садитесь и — милости просим! Очень хорошо! Виза не нужна ни в Сербию, ни в Боснию и Герцеговину, ни в Черногорию. Пожалуйста! То есть человек, приехавший в Сербию, может совершенно спокойно поехать на машине, на автобусе в Боснию и Герцеговину, в Республику Сербскую, ну, не только в неё, в Сараево можно поехать — очень интересно! В.

http://pravoslavie.ru/78760.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010