Календарь Материалы 30 июня 2006 г. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Есть в церкви села Зимарово Рязанской области чудотворная икона Боголюбской Божией Матери, которая считается одним из древних списков с той самой оригинальной Боголюбской иконы, написанной еще в начале XII века. После избавления Рязани от холеры в 1860 году Зимаровская Боголюбская икона стала очень почитаема не только на рязанской земле, но и далеко за ее пределами. Предлагаем вниманию читателей запись радиопередачи, в которой архимандрит Авель (Македонов) повествует о чудесах Божией Матери, явленных через Зимаровскую Боголюбскую Ее икону. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Святитель Филарет Московский Кто разрешит думы, возбужденные событиями двенадцатого дня? Для чего из благолепного сада внезапно унесено младое древо, тщательно взращенное, уже готовое к плодоношению, обещавшее вожделенные плоды? Для чего невидимая рука угасила светлые надежды, которые должны были обеспечивать продолжение света для будущего России? Неужели не услышаны молитвы Благочестивейших Родителей о своем первенце, молитвы верного народа? [Гость сайта] иеродиакон Игнатий (Шестаков) В России опыт Церкви в определяющем себя обществе новый, небывалый. Есть возможности делания, о которых мы в зарубежье и мечтать-то не могли никогда. Притом для исполнения этого призвания имеются в России огромные человеческие и духовные ресурсы. Пройдет немного времени и они, сейчас только набирающие силу, проявят себя вполне. [Встреча с Православием/Апологетика] Иван Андреев Религиозные заблуждения (язычество, пантеизм, атеизм и т. п.) появляются в истории человечества так же рано, как и заблуждения другого рода (научные, философские, политические и пр.). Опровержения их мы встречаем уже в глубокой древности. Так, например, в книге «Премудрости Соломона» имеются элементы космологического доказательства бытия Божия и историческое опровержение лжи идолопоклонства. Вообще же Библия мало занималась вопросами доказательства истины бытия Божия, потому что в существовании Бога в библейские времена мало кто сомневался. Вера в Бога была тогда так ясна и крепка, что всякое сомнение в Его существовании казалось просто безумием или другим видом психической ненормальности и неполноценности.

http://pravoslavie.ru/archive/060630

– Мне тоже хотелось бы сказать несколько слов об отце Димитрии Смирнове и об отце Александре Шестаке. Так получилось, видимо, по воле Божией, что отца Александра Шестака я узнал раньше, чем отца Димитрия. Я долго служил в МВД, носил погоны. Видел деятельность Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, который в конце 1990-х годов возглавлял владыка Савва (Волков), епископ Красногорский. На рубеже 1990-х и нулевых годов в Академии МВД, где я служил, мы познакомились с отцом Александром. Он не был еще тогда отцом – был просто Александром Дмитриевичем Шестаком, полковником МВД, милиционером. А я носил зеленую форму внутренней службы. И когда в Академии МВД появился храм Александра Невского, там как-то собрались все Александры, и я в том числе. Там мы и начали служение. В 2001-м году, когда мы отучились в Центре духовного образования военнослужащих при Свято-Тихоновском богословском институте (так он тогда назывался), мы пришли к отцу Димитрию Смирнову в Благовещенский храм в Покровском парке. Три полковника – Александр Шестак, Александр Добродеев и Игорь Смелков. Пришли к нему и говорим: «Отец Димитрий, мы закончили центр духовного образования военнослужащих, хотим служить в Церкви». И он нас благословил. Мы все-таки были уже в возрасте. У меня за плечами – 20 с лишним лет службы в МВД, у Шестака было почти 30 лет, у Игоря Смелкова тоже. Отец Димитрий говорит: «Хорошо, лет 10–15 еще послужите Матери-Церкви». Ну, мы с воодушевлением написали прошение, подали. И в 2002-м году были рукоположены в сан диакона – отец Александр Шестак в конце апреля, а я в конце мая. В этот момент отец Александр был назначен председателем Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с армией и правоохранительными органами, что на Серпуховке. Мы там стали служить. Александр Шестак через полгода ушел на пенсию, а я еще где-то два с половиной года носил погоны. В 2004-м году нас рукоположили в сан священника. Отец Александр Шестак был назначен на должность заведующего сектором МВД, а я – заведующим сектором тюремного служения. 10 лет в итоге под руководством отца Димитрия Смирнова мы несли службу по окормлению силовых структур – не только вооруженных сил, но и всех правоохранительных органов тоже.

http://pravoslavie.ru/149266.html

Кроме вышеизложенного истолкования святыми отцами грехопадения прародителей, существует и прообразовательное его понимание. Так, древо познания добра и зла, послужившее падению человеков, прообразовало древо Креста, послужившее их искуплению: «Для сего и Древо против древа и руки – против руки; руки, говорю, мужественно простертые, против руки, простертой невоздержанием. Для сего вознесение (на Крест) – против падения, желчь – против сладости, смерть – против смерти, Воскресение – для воскресения» 52 . Падение происходит через жену, так и спасение приходит через Богородицу, называемую в богослужебных текстах Второй Евой. Первая Ева обольщена речью падшего ангела, Вторая Ева принимает слова архангельского благовестил. «Таково таинство закона: первый человек... пал по совету жены: Второй, рождшийся от Девы, восставил падшего. Зло – от жены, и благо – от Жены. Евою мы преданы рабству, чрез Марию освобождены. Ева подвергла нас осуждению чрез плод древа, Мария избавила нас даром Древа, ибо Христос повешен на Древе, как плод. Евою низведены до земли, Мариею возводимся к Небу. Древом мы умерли, Древом ожили. Древо открыло нашу наготу, Древо же покрыло нас листвием всепрощения. Древо породило терния и волчцы, Древо произвело упование и спасение» 53 . Падение человеков происходит в саду – Эдемском, так и начало искуплению положено в саду – Гефсиманском. «В саду началось страдание Христово, ибо в раю пал Адам. Христос вкушает желчь, дабы уврачевать сладость горького удовольствия Адамова. Поражается копьем в ребра, дабы исцелить ребро Адама» 54 . В шестом часу дня происходит падение людей, в шестой час Христос приходит на источник «Евин уловити плод: Ева бо в той изыде из рая прелестию змиевою» 55 , в шестой же день и час Он на Кресте искупает грехи человеков 56 . Суммируя все вышеизложенные святоотеческие высказывания о прообразовательном значении истории грехопадения прародителей, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чем победил человека диавол, тем же преодолел его Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его... Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо рая; смертью было наказание Адама. Но вот, опять Дева, Древо и смерть, – эти знаки поражения сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо древа познания добра и зла – древо Креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова. Видишь ли, что чем победил диавол, тем и сам побеждается? Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же Древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженного, это же Древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Кондак 10 Спасти хотя мир, длани Своя пречистыя Христос на древо вознесе, и древо преслушания заменися Древом Сыновняго Богу Отцу послушания. Рука невоздержания низверже Адама, руками Богочеловека, на Кресте распростертыми, Отец Небесный соединяет Своею любовию все концы мира. Темже и мы торжественно взываем победную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси, ограждающая нас от всех бед и напастей, Кресте Всечестный, цельбоносный источниче спасения всем языком, осеняющий всех святым твоим знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сего ради с веселием взываем: Радуйся, Честный Кресте Христов, Кровию Богочеловека обагренный./Радуйся, Честный Кресте Христов, цветами райскими благоухающий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами веры нас озаряющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами надежды нас подкрепляющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами любви нас согревающий./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 11 Пение похвальное приносим ти, Божественное Животворящее Древо Креста Господня, верных осеняющее и всех нас ограждающее от всякаго врага и супостата. Сего убо ради вопием песнь: Аллилуиа. Икос 11 Поюще твоя чудеса, всесильный Кресте Христов, с верою и благодарением преклоняем колена сердца нашего, со слезами лобызаем святыя нозе Страдальца, покланяемся Отрастем Христовым и тако вопием: Радуйся, Честное Древо, скипетре царей христианских./Радуйся, Честное Древо, державо всей вселенной./Радуйся, Честное Древо, основание благочестия./Радуйся, Честное Древо, водам освящение./Радуйся, Честное Древо, полям и садам плодоносие./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 12 Благодать Твою всесильную, Господи, являет нам Древо Треблаженное, той бо осияет ум наш, вразумляет и научает пети непрестанно победную песнь: Аллилуиа. Икос 12 На гору Голгофскую водружен бысть Крест Честный, и Ты, Создателю мира, вознесен был еси на нем, яко в позор мирови. Мы же, вернии, лобызаем пречистыя язвы Твоя, покланяемся Честному Кресту Твоему, сице взывающе: Радуйся, Честный Кресте Христов, предназначенный Богом для Таинства искупления./Радуйся, Честный Кресте Христов, яко ты еси радостное знамение нашего спасения./Радуйся, Честный Кресте Христов, знамение нашего свобождения./Радуйся, Честный Кресте Христов, страстей наших умерщвление./Радуйся, Честный Кресте Христов, совести нашея успокоение./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

О древе жизни, как о «древе здравия» пишет блаж. Августин: «Прибавлю еще и то, что, хотя это дерево и представляло телесную пищу, и пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым, не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья... Бог, посредством пищи от некоего дерева, благодаря его особенному значению, давал человеку возможность, чтобы его тело не испытывало как в здоровье, так и в возрасте изменения в худшую сторону, или, чтобы даже и не умирало» 193 . Итак, древо жизни – для приобщения полноты вечной жизни в Боге. Мидраш говорит, «что Древо жизни обнимает собою всю жизнь, есть символ жизни, как таковой, и полное выражение движущего стремления ее ко благу». Благодатные плоды древа жизни не просто питают, но исцеляют больных и позволяют жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древо жизни было посреди сада. Св. Филарет Московский : Древо жизни «было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания: плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движениями; а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить вовек ( Быт. 3:22 ) " 194 . Согрешивший человек лишен плодов древа жизни. Христос-Мессия принес Царство. В Его Царстве во святой Церкви, посреди, плодоносит древо крестное, древо животворящее, древо жизни. Плод животворящего крестного древа – Плоть и Кровь Христа, принимаемые во здравие души и тела, дарующие жизнь вечную в живом Боге. В Новом Небесном Иерусалиме среди улицы его... древо жизни, двенадцать (раз) приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:2 ). Так, это таинственное древо (жизни) является в начале, середине и завершении домостроительства нашего спасения. Второе древодрево познания добра и зла. Это древо – поистине камень преткновения для взыскующего человеческого ума. Почему Бог насадил его? Что оно такое? Почему? почему? – ищет ум, а совесть согрешившего бьется в груди, как птица, заключенная в клетку...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения; девой была Ева, потому что она еще не познала мужа, когда подверглась искушению; древом было древо познания добра и зла; смертью было наказание Адаму. Видишь ли, как дева, древо и смерть были знаками нашего поражения? Посмотри же, как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – Древо Креста, вместо смерти Адама – Смерть Господа. Видишь ли, что чем дьявол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама дьявол, Крестом поразил дьявола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это Древо, Древо Креста, и низринутых туда опять извлекло из ада; то заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем Победителя обнаженно пригвожденным на высоте ко Кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а Смерть Христа поистине воскресила всех, живших и прежде Него… Чрез смерть мы сделались бессмертными, по падении восстали, после поражения стали победителями. Таковы действия Креста; они – величайшее доказательство Воскресения…» Вместе с тем святитель Филарет Московский все же сравнивает напрямую Древо Креста с древом познания добра и зла: ведь Крест для распятого и умершего на нем Господа стал «Древом смерти» – подобно тому как райское древо познания добра и зла сделалось некогда «древом смерти» для ветхого Адама. Однако благодаря тому, что на этом Господнем «Древе смерти» восторжествовало спасение и Жизнь победила Собой смерть, Древо Креста подлинно оказалось для всех нас самым настоящим «Древом жизни». Потому, по убеждению святителя Филарета, ветхозаветным прообразом Креста может отныне считаться уже совсем иное райское древоДрево жизни. Святитель Филарет говорит о такой удивительной смене ветхозаветных прообразов Креста – от губительного и смертоносного древа познания добра и зла к Древу жизни – в «Слове на Великий Пяток», произнесенном в 1813 году: «Прежде, нежели вочеловечившийся Сын Божий воспринял и понес Крест Свой, этот Крест принадлежал человекам.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Кондак 2 Видяще Тя на Кресте висяща, вся Силы Небесныя лица закрываху, хваляще, поюще Твое величие, Жизнодавче Христе. Мы же на земли со страхом и трепетом пред святым Твоим Крестом предстояще, воспеваем радостно песнь: Аллилуиа. Разум неразуменный, знанием Честнаго и Животворящаго Креста Господня дивно просвещающийся, со страхом и любовию покланяется святому Древу и непрестанно воспевает сице: Радуйся, Честный Кресте Христов, мертвыя воскрешающий./Радуйся, Честный Кресте Христов, проявляющий истину./Радуйся, Честный Кресте Христов, на нем бо Иисус волею распяся и гвоздьми бысть пригвожден./Радуйся, Честный Кресте Христов, Древо всесильное./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 3 Силою Честнаго Животворящаго Креста Господня бесы низлагаются, очищается нечистое житие наше. Того ради, с верою творя крестное знамение и с благоговением взирающе на изображение Страстей Христовых, поем Богу: Аллилуиа. Имуще всегда пред очима нашима Крест Святый, осеняющий и освящающий святыя храмы христианския, охраняющий Святыню Господню, со слезами благодарения воспеваем сице: Радуйся, Честное Древо, источниче благ вечных./Радуйся, Честное Древо, освященное Плотию и Кровию Богочеловека./ Радуйся, Честное Древо, Древо чудодейственное./Радуйся, Честное Древо, Древо Треблаженное./Радуйся, Честное Древо, Древо жизни и спасения./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 4 Бурю страстей лютых силен угасити святый и всечестный Крест Христов, той бо есть меч духовный, щит верных, оружие всесильное и знамение всепобеждающее. Сего ради и мы недостойнии в веселии взываем Богу: Аллилуиа. Слышаще учение Христово, веруем в Тайну спасительнаго Искупления, покланяемся Страстем Христовым, лобызаем Крест всесильный и радостно взываем сице: Радуйся, Честный Кресте Христов, угасивший ярости пламень./Радуйся, Честный Кресте Христов, поразивший богоотступников./Радуйся, Честный Кресте Христов, победивший полчища вражия./Радуйся, Честный Кресте Христов, отсекший главу змиеву./Радуйся, Честный Кресте Христов, торжество веры и надежды христианския./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Кондак 10 Спасти хотя мир, длани Своя пречистыя Христос на древо вознесе, и древо преслушания заменися Древом Сыновняго Богу Отцу послушания. Рука невоздержания низверже Адама, руками Богочеловека, на Кресте распростертыми, Отец Небесный соединяет Своею любовию все концы мира, темже и мы торжественно взываем победную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси, ограждающая нас от всех бед и напастей, Кресте Всечестный, цельбоносный источниче спасения всем языком, осеняющий всех святым твоим знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа, сего ради с веселием взываем: Радуйся, Честный Кресте Христов, Кровию Богочеловека обагренный./Радуйся, Честный Кресте Христов, цветами райскими благоухающий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами веры нас озаряющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами надежды нас подкрепляющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами любви нас согревающий./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 11 Пение похвальное приносим ти, Божественное Животворящее Древо Креста Господня, верных осеняющее и всех нас ограждающее от всякаго врага и супостата, сего убо ради вопием песнь: Аллилуиа. Икос 11 Поюще твоя чудеса, всесильный Кресте Христов, с верою и благодарением преклоняем колена сердца нашего, со слезами лобызаем святыя нозе Страдальца, покланяемся Страстем Христовым и тако вопием: Радуйся, Честное Древо, скипетре царей христианских./Радуйся, Честное Древо, державо всей вселенной./Радуйся, Честное Древо, основание благочестия./Радуйся, Честное Древо, водам освящение./Радуйся, Честное Древо, полям и садам плодоносие./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 12 Благодать Твою всесильную, Господи, являет нам Древо Треблаженное, той бо осияет ум наш, вразумляет и научает пети непрестанно победную песнь: Аллилуиа. Икос 12 На гору Голгофскую водружен бысть Крест Честный, и Ты, Создателю мира, вознесен был еси на нем, яко в позор мирови. Мы же, вернии, лобызаем пречистыя язвы Твоя, покланяемся Честному Кресту Твоему, сице взывающе:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Желание зла, когда оно возбуждается вместе с желанием блага, Писание именует ведением добра и зла, понимая ведение в смысле совмещения и растворения. Ни абсолютным злом, потому что был покрыт цветением красоты, ни чистым благом, потому что скрывал зло, но смесью того и другого называется плод запрещенного древа, о вкушении которого сказано, что оно вводит в смерть прикасающихся» 198 . Прп. Максим Исповедник рассуждает о том, чем отличаются древо жизни и древо познания добра и зла. По прп. Максиму, поскольку эти два древа противопоставлены друг другу, а жизни противоположна смерть, – то, как древо жизни созидает жизнь, так древо познания добра и зла «есть древо, созидающее смерть». Древо жизни, согласно Соломону ( Прит. 3:18 ), прп. Максим Исповедник отождествляет с мудростью, со способностью высшей природы человека – его ума, различать славу вечных вещей от тления преходящих вещей. Древо же познания добра и зла прп. Максим соотносит, наоборот, с низшей частью человека – его телесной чувственностью, ищущей приятностей для тела и избегающей телесных мук. Первое ведет к жизни, второе – к смерти. У прп. Максима отчетливо проступает характерное для Востока отношение к умной деятельности, как к благой, а к телесной – как порочной. При этом, он, однако, вполне удерживается от крайностей манихейства (материя, сама по себе, зло) в православном учении. Прп. Максим Исповедник : «Кроме того, древо жизни, как мудрость, обладает величайшим отличием от древа познания добра и зла, которое не есть мудрость и не именуется ею. Мудрости свойственны ум и разум, а состоянию, противоположному мудрости, свойственны неразумие и чувство. Стало быть, поскольку человек был приведен в бытие состоящим из умной души и чувственного тела, постольку пусть будет древо жизни, по одному созерцанию, умом души, в котором и находится мудрость. Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет] чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия. И человек, принявший Божественную заповедь – не прикасаться к этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Об этом пишет Иезекииль: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляться в пищу, а листья на врачевание» ( Иез. 47:12 ). По ту и по другую сторону реки, древо жизни. Эти слова можно понимать двояко. Либо надо действительно понимать как одно древо по ту и по другую сторону реки, и тогда мы снова сталкиваемся со сверхразумностью, ибо разум не может ни помыслить, ни представить такое. Это вроде тайны Троицы, где «одно равно трем», или тайны Боговоплощения, где один и тот же и Бог, и человек. Будучи в одном лице, Христос одновременно и вездесущий Бог, и находящийся в определенном месте земли человек. Воистину, древо жизни по ту и по другую сторону. (Можно вообще сказать, что всякий догмат представляется нашему разуму антиномично, как синтез тезиса и антитезиса, как «древо жизни по ту и по другую сторону»). Можно разуметь и так, что по обеим берегам реки вдоль золотой улицы города будут расти многие дерева. Так понимать можно на основании пророчества Иезекииля: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева...» ( Иез. 47:12 ). В таком случае выражение древо жизни употреблено в родовом смысле. Как мы иногда говорим: «Вдоль той реки растет береза», – разумея не одно дерево, а много дерев этого рода. Как некогда в раю, в Эдеме, так и в вечности, в новом Иерусалиме будет насаждено древо жизни (см. толкование 2,7). Древо жизни – это древо Креста, жизнь – это Христос ( Ин. 14:6 ). Плоды древа – пречистая плоть Богочеловека. Если в ст. 2,7 было подробно разъяснено вкушение от этого древа в земной Церкви. То теперь мы видим, что и в вечность перейдет это таинственное вкушение. Древо жизни таинственно и неизъяснимо, величественно и благодатно проходит через Эдем, Церковь земную и вечность. Через это древо реально и истинно тварь соединяется с Творцом, время с вечностью, земля с небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010