В процессе работы по выявлению документов очень быстро выяснилось, что реальный объем текстов, связанных с избранной проблематикой, значительно превышает первоначально запланированный. Особенно это касалось находок в польских и малороссийских делах РГАДА. После обсуждений исследовательской группой и руководством издательства «Православная энциклопедия» было решено публиковать все, что имеет отношении к делу. Конечно, огромный массив документов, с которым пришлось работать, неизбежно провоцировал отдельные неточности и ошибки (как указанные в рецензии В. Г. Ченцовой, так и не отмеченные ею), от которых не свободно ни одно подобное издание, в том числе неумышленные пропуски отдельных документов, имевших отношение к избранным сюжетам. Однако все полемические высказывания о том, что члены исследовательской группы специально утаили какие-то материалы, якобы не вписывавшиеся в их концепцию, не имеют под собой никаких оснований и являются плодом субъективных и ангажированных измышлений их авторов. На подобные обвинения, высказанные Ченцовой, в полемической статье С. Ф. Михеева и С. Н. Остапенко дан вразумительный и исчерпывающий ответ. В целом, как представляется, проведенное исследование решило свою задачу, значительно расширив источниковую базу по истории перехода Киевской митрополии под омофор Московского патриархата. В процессе его был сделан ряд новых и важных выводов, которые до сих пор ускользают от некоторых коллег по цеху. Поэтому не лишним будет их повторить. 1) Спусковым крючком событий 1686 г. стало не абстрактное желание Москвы «захватить» Киевскую митрополию, а активизировавшиеся во второй половине 1670-х гг. попытки заключения в Речи Посполитой так называемой новой унии. В рамках этой политики польские власти пытались, во-первых, повторно лишить православных церковной иерархии, во-вторых, пресечь все их сношения с Константинополем. В условиях очевидной неспособности Константинопольского патриарха повлиять на ситуацию, представители высшей церковной иерархии «польской части» Киевской митрополии пошли на беспрецедентный шаг. Они обратились к левобережному гетману И. Самойловичу, левобережному духовенству (Иннокентий (Гизель) и Лазарь (Баранович)) и, наконец, к русскому правительству с просьбой оказать дипломатическое давление на Речь Посполиту, чтобы последняя гарантировала сохранение их прав и привилегий. Однако неоднократные попытки этого, предпринятые русской дипломатией в 1679–1681 гг., не дали результата.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Кроме того, в результате проведенного Желтовым сравнительного анализа определений грамот патриарха Дионисия IV с предложениями Иерусалимского патриарха Досифея (в грамотах, составленных им в апреле 1686 г.), в их содержании была установлена весьма значительная разница, не позволяющая ставить между ними знак равенства или как-либо отождествлять их между После выхода рассматриваемого сборника на новом витке дискуссии по теме переподчинения Киевской митрополии несогласие с выводами его авторов высказала в своей полемической статье В.Г. Ченцова. Исследовательница представила, судя по всему, общую позицию сторонников Фанара по обсуждаемым Статья характеризуется рядом достоинств, связанных с ценными замечаниями по изданным документам: организации их публикации, использованию наиболее приемлемых копий в качестве источников Эти замечания справедливы, и с ними следует полностью согласиться. Полезными представляются также замечания Ченцовой к издателям сборника, связанные с упущением с их стороны некоторых документов, которые в сборник желательно было бы все же Ценными являются предложенные исследовательницей многочисленные исправления по архивным рукописям неверно воспроизведенных в издании слов и букв, а также ее указания на встречающуюся местами неудачную пунктуацию в опубликованных текстах При этом подозрения Ченцовой в «сознательных пропусках» издателями сборника некоторых упомянутых ею представляются беспочвенными. Автор рецензии считает, что некоторые документы нарочно были исключены из готовившейся выборки, поскольку они не вписывались в выстроенную в интересах Московского патриархата историческую Однако исследовательница несколько преувеличивает значение этих «пропущенных» документов, поскольку они на самом деле не могут как-либо серьезно повлиять на концепцию издателей. Данные документы, в частности, открывают лишь возможность для внесения корректировок в исторические портреты некоторых деятелей того времени (Гедеона гетмана но они не способны поставить под сомнение факт проведения польскими властями политики обращения православного населения в унию и принятие с их стороны мер, специально направленных на уничтожение православной церковной иерархии в Малой Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5831506.ht...

Научи мя, Господи, прямо и разумно действовать с каждым в обществе, семье моей (в обители братства), никого не смущая и не огорчая, но всех утешая, помогая и радуя. Господи, дай мне силы перенести утомление наступающего дня и все события в течение онаго дня. Руководи моею волею и научи молиться Тебе, Господи, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь. Молитва от страхования Взбранной Воеводе победительная... Всемогущий Боже! Час Твоей славы настал: умилосердись надо мною и избавь великого несчастья. На Тебя возлагаю мои надежды. Сам же я беспомощен и ничтожен. Помоги мне, Боже, и избавь меня от страхования. Аминь. Молитва от глада Господи Боже наш, Боже Всемогущий, Всещедрый и Всемилостивый, в Ветхом Завете избранный народ Твой сорок лет в пустыне чудесно питавший и чрез пророка Твоего Илию во дни глада великаго муку и масло у вдовы Сарептской умноживый, в Новом же Завете пятью хлебами пять тысящ, а также семью хлебами четыре тысящи насытивый и в последующие времена по вере и молитве рабов Твоих подобные чудеса творивый! Призри ныне милостивым Твоим оком на нас, грешных рабов Твоих, умилосердись над нами и избави нас от глада, нам грозящего; сотвори по Всемогуществу Твоему: да не оскудеет потребное нам пропитание, да не погибнет безгодно живот наш. Благослови, Господи, хлеб наш и вся ядомыя нами и умножи сия в домах наших и у всех милующих нас, питающих и благотворящих нам. Сотвори, дабы пища, аще и в малом количестве нами вкушаемая, имела достаточную питательную силу, да не ослабеет тело наше, и здоровье да сохранится, и дух да не придет в уныние. От Тебя бо помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва от пьянства Господи, призри милостиво на раба Твоего (имярек), прелыценного лестью чрева и плотского веселия; даруй ему познать сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов Духа. Богородичное правило Чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия «Богородице Дево, радуйся...». Толкование о Богородичном правиле

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Архимандрит Кирилл (Павлов) нередко назначал в качестве епитимьи чтение Священного Писания - Евангелия, Апостола. Ну, казалось бы, что это за епитимья - читать Евангелие? А отец Кирилл давал такую епитимью людям, которые и Евангелия-то никогда не открывали и не могли себя заставить. Он говорил: ты совершил такой-то грех, вот теперь читай Евангелие. Человек начинал читать и втягивался и привыкал читать его постоянно. А у схиигумена Саввы (Остапенко)[ 1 ] была такая епитимья для некоторых людей: не произносить более 33 слов в день. Не при всяком образе жизни это возможно, конечно, но, видимо, он назначал ее тем, для кого это было реально. И многие потом, когда он разрешал их от этой епитимьи, просили ее оставить, поскольку чувствовали духовную пользу. - Приходилось читать, что при искреннем раскаянии епитимья не обязательна. В каком же случае ее все-таки налагают и как определяется ее «размер»? - Все это очень индивидуально. Иной человек настолько убит своим грехом, что ему не епитимью надо давать, а поддержать и утешить и убедить, что Господь простит. Иногда бывает так: человек приходит в храм и кается в таком наборе тяжких, смертных грехов, что священник ужасается. Но в то же время он видит этого человека и понимает: этот человек ни разу в жизни своей не молился иначе, чем словами: «Господи, помоги», и то только в самые страшные минуты своей жизни. И заставлять его читать Покаянный канон, в котором он не поймет ни единого слова, наверное, неправильно. Лучше дать ему какую-то самую простую епитимью: клади утром и вечером хотя бы 10 поклонов с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешнику», но только с чувством. Наверное, это оправданно, потому что большей епитимьи этот грешник не исполнит. А может быть так: к священнику приходит постоянный прихожанин, регулярно исповедующийся, ведущий вполне благочестивую жизнь, и кается, например, в том, что съел мороженое в постный день. Здесь важно помнить: чем ближе человек стоит к Богу, чем больше он уже получил, тем больше с него спрашивается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

Вот все двенадцать заповедей, приими их сердцем в простоте без размышления и не встретишь в исполнении их никакого затруднения. Но коль скоро станешь разлагать (размышлять) в уме своем: можно ли и как можно выполнить то и другое, и нельзя ли как-нибудь высвободиться из-под сего ига, подкрадется враг, вложит расслабление в сердце твое и сделает тебя не способным ни к какому добру. – Забыл разве ты, – продолжал Ангел-пастырь, – всемогущество Божие? Возможно ли, чтоб Тот, Кто все покорял под ноги твои, не дал тебе сил исполнить заповеди Его? Знай же, кто имеет всегда Бога в сердце своем, тот легко исполнит заповеди сии. Кто же Его имеет только на конце языка своего, тот падет под тяжестью их, считая их невыполнимыми. – Кто не просит у Бога сил, чтоб исполнить святые заповеди Его?! Но враг силен: он искушает рабов Божиих и держит их в своей власти, – заметил благочестивый. – Нет, – ответил на это Ангел, – враг не имеет никакой власти над рабами Божиими. Тех, кои веруют в Бога от всего сердца своего, он может искушать, но не властвовать над ними. Противостань ему мужеством, и он убежит от тебя. Указание пути в Царство Небесное (Из книги «Хлеб Небесный» митрополита Московского Иннокентия) Путь, по которому мы должны идти за Иисусом Христом, – путь крестный, узкий и тернистый. Иисус Христос сказал: «Кто хочет идти за Мною: 1) отвергнись себя, 2) возьми крест свой, 3) иди за Мной». «Отвергнись себя» – значит: оставь свои худые привычки, не питай в себе худых желаний и домыслов. Кресты бывают наружные и внутренние. Блажен тот, кто умеет нести их с благоразумием. И Господь не попустит, чтобы человек погиб под тяжестью креста, но пошлет ему Духа Святого, Который будет укреплять и наставлять его и поведет далее. Внутренние кресты можно найти в себе во всякое время. Стоит только обратить внимание на самого себя и в покаянном чувстве рассматривать свою душу, и тогда представятся тысячи внутренних крестов. Видеть состояние души нашей, чувствовать опасность свою мы никогда не можем без милости и помощи Господней, ибо внутренность души нашей всегда от нас прикрыта нашим самолюбием, мудрованием, страстями, заботами житейскими, прелестями мира и проч. Когда Господь благоволит открывать тебе состояние души твоей, тогда ты начинаешь ясно видеть и живо чувствовать, что душа твоя осквернена, сердце твое испорчено и ты не что иное, как раб греха и страстей, которые совершенно овладели тобой и не допускают тебя приблизиться к Богу. Начнешь видеть, что в тебе нет ничего доброго.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

– Господи, помоги, чтобы батюшка мне ответил, чтобы я имела страх Божий и была нерассеянна. На моем опыте был такой случай. Приезжает одна и говорит: – Я, батюшка, за вас молюсь, молебны заказываю. Думаю: что же это такое? Говорит, молебны заказываю, а сама записки не подает и не молится. Ведь в это время, когда ты просишь помолиться, и ты помолись. Такое молитвенное единение имеет великую силу, по словам Спасителя: «Где двое или трое во имя Мое, там и Я посреде их». Все священноиноки, в том числе и я, молятся так: – Не мене ради, но ради благодати священства, на мне лежащей и во мне пребывающей, Ты, Господи, соделай так, чтобы выручить этого человека, по вере его. И человек получает великую благодать по молитве батюшки, а если веры у него нет, то ничего не получается. И большей частью, смотришь, приходят, просят, а веры нет, то есть рассеянные, говорят, как с кумом, и просто обидно делается: умаляют достоинство священника и не уважают иноческий чин. Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких, родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых. Вчера я читал одну небольшую брошюрку, там очень глубокие мысли о монашеском постриге. Какое страшное борение с помыслами переживает человек, когда принимает монашество. Монашество принимать – это то же самое, что погребать себя заживо для мира. Мир для него уже не существует, он – монах. Некоторые задают вопросы монахам: – Как вы живете? Читаете ли газеты? Интересуетесь ли тем, что в мире делается? А один мудрый монах говорит им: – А скажите, пожалуйста, пойдете ли вы на кладбище к покойникам спрашивать у них, читают ли они газеты? Что они вам ответят? Так и монахи. Мы мертвецы для мира! Действительно, монах умер для мира, его дело – читать Евангелие, Псалтирь, молиться за людей, за весь мир. Сейчас, как говорят, мир в тревоге находится, и вот нам, монахам, приходится особенно усиленно молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

А мы все стараемся доказать свою правоту, не хотим осознать свои греховные наклонности. А если перестанем оправдываться, будем благодушно терпеть все напраслины, то Господь покроет нас Своею благодатию. Один благочестивый человек очень скорбел, что приходилось ему часто раздражаться на людей. Кто-нибудь да непременно огорчит его. «Что мне сказать? – думает он, – ведь так я не спасусь! Лучше уйти от искушений, и тогда в сердце у меня всегда будет мир и любовь. Уйду в пустыню подальше от людей и там всегда буду с Богом!» Стал он спасаться в одиночестве, в дремучем лесу. Хорошо ему было!.. Непрестанная молитва , труд... сердце переполняла радость, благодать! Но враг рода человеческого не дремал, он и в пустыни сумел искусить подвижника раздражением. Принес он однажды воду в кувшине (источник далеко был!) и нечаянно опрокинул кувшин и разлил всю воду. – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго! Как же это я так неосторожно! Пошел опять за водой. Только принес и опять разлил воду. В сердце появляются признаки раздражения, но он борется, творит молитву, крестное знамение... В третий раз он даже не донес до келии воду, споткнулся, упал, и опять вся вода вылилась из кувшина. Тут он уже не смог удержаться от раздражения... ударил с досады кувшином об землю и разбил его. А враг видимым образом явился и захохотал, он торжествовал победу над пустынником. Никуда от своих страстей не скроешься, и пустыня не спасет, если страсти в сердце гнездятся. Их надо выбивать молитвой, терпением и смирением... Что такое сердце духовное? Сердце души имеет все чувства, как и телесные чувства: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, и, кроме того, есть еще необыкновенное чувство – это любовь. Когда в человеке есть это чувство, тогда он обо всем забывает: и о сне, и о еде, и о всем прочем и на всех он смотрит с такой любовью... Однажды мне задали такой вопрос: – Что есть самое приятное, самое дорогое, самое милое, о чем нельзя ни словом рассказать, ни пером описать, чего нельзя ни кистью изобразить, ни музыкой передать?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

– Ну как? Что там? А он в восхищении говорит людям: – О, как красиво там поют! Там поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный!» Тогда люди говорят: – И мы так же будем петь, только еще будем добавлять – «помилуй нас», потому что мы люди грешные и будем просить милости у Бога. И когда они стали петь эту песнь и стали усердно молиться, тогда землетрясение стало утихать и потом совсем прекратилось. Земля трясется от наших грехов и жалуется Богу. «Вот мне приходится трястись от множества людских грехов» – так изображается это событие в стихирах церковных и песнопениях. Ангелы на небе так сладко поют эту песнь! Она называется «Трисвятой» песнью. Если бы мы услышали это пение, то растаяли бы, как воск. Когда поминают усопших (вечная память) перед Апостолом во время литургии и после поют «Святый Боже» и когда повторно поминают усопших, то даже с притуплением слуха слышишь это небесное, ангельское пение, таинственно понятное сердцу... Голоса нет, а сердцем слышишь, и такая радость! Одну парализовало, и 20 лет она лежала в постели, а потом стала у Бога просить себе смерти: – Устала я жить, никому я здесь не нужна... Ночью она видит такое видение: звезды стали душами. И все они разные: одни яркие, другие менее яркие, некоторые темные, а иные звезды совсем падают, не могут удержаться. И вот эти души собираются вместе и поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Она не могла вынести этого пения и проснулась, а когда проснулась, то перестала просить себе смерти. Каждый вторник вечером у нас бывает соборный акафист сонмом священнослужителей преподобномученику Корнилию. Вот и сегодня приходите к шести часам вечера, помолимся преподобномученику Корнилию. И еще скажу вам: поминайте его родителей Стефана и Марию. Я часто поминаю их. Какую отрасль они принесли для Церкви Христовой! Ведь сколько он сделал для обители и особенно в этом крае для православных христиан! Он совершил большой подвиг! Усвоил и проявил в жизни самую первую и наибольшую заповедь: любовь к Богу и ближнему – и увенчался мученическим венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

После таинства крещения душа человека делается светлой, ароматной, красивой, любвеобильной, но мы не жалеем ее и, своими пороками омрачаем свою душу, покрываем ее мраком и смрадом. Такая душа уже Богу неприятна, а сатана радуется: «Ага! Я украл у Бога эту душу!» – и тогда душа находится во власти злой силы, а ангел-хранитель отступает от такой души, потому что он не может находиться при человеке, покрывшем душу свою мраком и смрадом. Скорбит и Матерь Божия, видя нашу нераскаянность. А враг все больше навевает ей всякие пороки: гнев, осуждение, блуд, гордость и другие. А когда мы покаемся и будем иметь твердое намерение больше не возвращаться, как пес на свою блевотину, особенно к осуждению, тогда Господь сделает нашу душу опять светлой, красивой, ароматной и, самое главное, любвеобильной. Господь радуется, а с Ним все Небо радуется: и Матерь Божия, и ангелы, и все святые радуются! И у нас внутри все делается хорошо, светло и радостно. Пожалеем, возлюбленные, свою душу и не дадим ей погибнуть в вечных муках. Будем нудить себя на борьбу с грехом, на борьбу с темной силой, чтобы наша душа пошла на вечную радость, вечное блаженство! Грехов у нас много, а милосердия у Господа – бездна! Когда душа освобождается от грехов, тогда она делается чистой, светлой, благородной. Однажды я причащал, и вот одна подошла со слезами к Чаше. Вот это ли не обряд! Чистосердечно, с глубоким сокрушением подошла к Чаше! Благочестие заключается в том, чтобы не было своеволия, чтобы мы слушали Духа Святого и выполняли то, что нам говорит голос с Неба, что говорит совесть. Понятно? Встать до восхода солнца – ангелы радуются! Конечно, не все так могут. Некоторые в ночные смены работают – это как исключение, – а вообще, надо прямо сказать, подвиг больше – рано вставать. Вот почему пустынники и простые люди причащаются больше за ранней литургией, а все культурные, интеллигенты, работники ума, которые долго не спят с вечера, например, учителя проверяют тетради, потом некоторые работники так называемого умственного труда, которые там пишут все, и они до 2–3-х часов не спят, а потом уже долго утром спят, так они уже за позднюю приходят. А иногда даже некоторые работники умственного труда приходят тоже за раннюю. Вот я знаю одну – учится и работает, так она, знаете, девица еще и такая благоговейная, так вот она по 3–4 часа спит и старается на раннюю службу прийти. Это считается великий подвиг!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Возлюбленные! Старайтесь благоговейно провести этот праздник. На территории обители шуметь ни в коем случае нельзя. Если и службы нет, то все равно ангелы Божии витают, и когда мы непристойно ведем себя, то мы огорчаем ангелов, черним свою совесть. Поэтому, возлюбленные, вы сюда приехали не в дом отдыха, не в санаторий, а вы приехали в дом молитвы. А то некоторые огорчаются: – Тут и квартиры нет, а тут еще дождь, и зачем я приехала? Отдых – это хорошо для нас, а подвиг – выше. А вы приехали в обитель, чтобы совершить подвиг, то есть перенести все лишения, неудобства для тела, и надо все перенести без огорчения. Вот вас промочило, пришли отдохнуть, обсушиться, а квартира не совсем уютная, да там еще и неверующие живут... А ведь сказано: «Аще и во ад сниду, если Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое». Неверующие пусть себе делают, что хотят, а вы молитесь под одеялом. Они вас не слышат и не знают, чем вы заняты, а Господь знает. Он и намерение целует. Поэтому не надо огорчаться. Раньше в Киев и в другие святые места пешком ходили, на дворе спали и радовались, что они совершили подвиг, а вы приехали на поезде, и здесь вам все удовольствия предоставь. Все у вас получаются упреки и огорчения: «Батюшка, я приехала, и негде остановиться, а тут еще дождь промочил...» А Матерь Божия обижается, что у вас такое огорчение на такой великий праздник! Значит, вы приезжаете сюда, чтобы получить удовольствие, а сюда приезжают не удовольствие получить, а подвиг совершить и получить благодать. За подвиг Матерь Божия даст и награду, и утешение, и исцеление от болезней. Понятно вам? Итак, старайтесь, возлюбленные, на территории обители вести себя благоговейно, как по-мирскому говорят, «культурно», или так еще говорят: «В общественном месте это нехорошо», то есть кричать, свободно разговаривать, ходить, толкать людей. Возлюбленные, перед иконой Успения Божией Матери читается две молитвы. Одна молитва большая, она будет читаться завтра вечером после соборного акафиста Божией Матери, а другая молитва короче, ее чаще поют у нас, это «Царице моя Преблагая». Так сегодня мы споем «Царице моя Преблагая», а завтра вечером послушаем большую молитву, которую будут читать после соборного акафиста Успению Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010