Здесь не надо слишком спешить, ведь каждый шаг значим, в каждом камешке — связь времен. Вот здесь проходила старая дорога из Вифании через Гефсиманский сад, ее давно нет, но маленький кусочек остался. Именно здесь когда-то прошел ослик, неся своего Седока к воротам города для страдания и славы. Те Золотые ворота (Ворота милосердия) много столетий уже замурованы,  потому что сказал… Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез 44:2). Здесь библейские пророчества проиллюстрированы не рисунками, а жизнью. В монастырях угощают путников, уважая их паломнический труд. На стенах — портреты иноков прошлого, с глазами, смотрящими в вечность. Черепа святых лежат в храмах открыто — здесь вообще многое открыто. Но главное — тут надо не только увидеть, услышать и прикоснуться. Надо открыть Иерусалим в себе. Измениться. Взойти… Юлия Посашко. Он прошел здесь вчера «Три магнита — сто рублей!» — столь «заманчивое» предложение сопровождало нас почти во все время путешествия по Святой земле. Этот возглас встречал паломников утром, он заменял напутствие на сон грядущий вечером. Мы ожидали его на торговых улочках Вифлеема, в рыночной давке Старого города; совсем не ожидали, но услышали — у монастырей Иудейской пустыни. К третьему дню на Святой земле — привыкли. Как и ко многому другому. К тому, что спустившись с Горы Искушений, попадаешь в супермаркет «Искушение», что у Мамврийского дуба тебе бойко предлагают какое-то масло в бутылках, а у стен древней обители преподобного Феодосия настойчиво пытаются продать… дудку. К тому, что у мест, которые святы для христиан, идет постоянный торг. И святынями фактически торгуют, словно семечками на базаре. Лишь со временем — успокаиваешься, потому что понимаешь: то, что видишь, совсем не ново. Мир, в который пришел воплощенный Бог, был таким же. С кричащими на Виа Долороса продавцами рыбы и «трех магнитов», с разбросанным по улицам арабских кварталов мусором, с плотной толпой на рынках. Где-то в этой толпе Магдалина, Закхей и Матфей-мытарь…

http://foma.ru/pisma-o-svyatoj-zemle.htm...

Восточная стена Гарама, против Елеонской горы над Иосафатовою долиною, представляет террасу, на которой возвышались портики Соломонова храма. В этой же части стены показывают отверстие, в котором виден обломок колонны, называемое Окном Судилища. На этой колонне, по верованию мусульман, воссядет Махомед в день страшного суда, чтобы воздать каждому из мусульман по делам его. Немного далее на север находятся Золотые ворота. Со стороны двора они представляют двойную арку, опирающуюся в средине на колонну и двумя крайними концами на две толстые пилястры. Выход чрез ворота за город замурован, как уже видно было прежде. Маленькая лестница ведет на террасу башни, в которой устроены ворота. В северо-восточном углу Гарама видна небольшая турецкая молельня, называемая троном Соломона, и маленькая дверь баб эс-Собат, чрез которую видны за воротами – Вифезда и долина, отделявшая гору Мориа от холма Везефы. От этого места вдоль северной стены посетитель снова достигает двери серая, чрез которую вошел в Гарам. В юго-западном конце Гарама примыкает снаружи к стене его небольшая площадка, находящаяся вблизи еврейского квартала и имеющая в длину около восемнадцати сажен. С одной стороны ее ограничивает стена мекгеме (турецкого судилища), с другой – стена частного дома. Нижняя часть находящейся здесь стены Гарама, сажен на шесть в высоту, сложенная из огромных камней, принадлежит временам Соломона. Этот уцелевший след древней славы евреев служит для них предметом глубочайшего почитания. Любопытно видеть здесь вечером в пятницу толпы детей Израиля, закутанных в белые саваны и прильнувших лбами к этой святыне. Они собираются сюда молиться, читать «Плач Иеремии» и, в буквальном смысле, орошать слезами драгоценные для них камни. Непритворные их вопли раздаются на далекое расстояние. Этот обычай существует от глубокой древности; о нем говорит в XII веке Вениамин Тудельский. Хотя Иерусалим построен на известковых скалах и внутри его нет ни одного источника, но он никогда не терпел недостатка в воде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем. 19. «Яша» Яша садится посреди луга. Вокруг него водят хоровод, припевая: «Сиди, сиди, Яша,в ракитовом кусту Грызи, грызи, Яша,спелые орехи. Лови себе Яша, кого тебе надо.» Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей. 20. «Растим мак» Посредине круга сидит «мак». Хоровод поет: — Ай на горе мак, мак, Под горою бел бел! Ах вы маки-маковочки, Золотые головочки! Станьте вы в ряд, Спросим-те про мак. Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»: — Сеяли ли мак? Хороводник отвечает: — Только землю вспахали. Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: «Сеяли ли мак? — «Сеяли» — «Зацвел ли мак?» — «Зацвел» — «Поспел ли мак?» — «Поспел», — «Отряхивайте.» Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником. 21. «Овес» Все становятся в круг и поют: «Кто хочет знать, как сеют овёс Мой батюшка сеял так… Показывают движениями рук вперёд: «Потом отдыхал вот так… Становятся сложив руки крест-накрест. Потом кружатся в хороводе, припевая: — Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос! Новый куплет: — Кто хочет знать, как жнут овёс? — Отец мой жинал его так (показывают) — Потом отдыхал он вот так (показывает) После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа). 22. «Капустка» Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу. Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют: Вейся вейся капустка моя Вейся вейся белая Как мне капустке виться Как мне зимой не валиться! Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице. Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

http://azbyka.ru/deti/horovodnye-igry-dl...

Унгер отгадал в «Золотых воротах» византийский памятник, но напасть на истинный путь ему помешало фантастическое мнение, что базилику Константина и Голгофу должно искать в мечети Скалы: Унгер, потому, считал ворота пропилеями базилики и посвятил напрасно много времени на выяснение своей гипотезы. «Золотые ворота» и, действительно, служили пропилеями собственно всего священного участка, на котором некогда стоял храм иерусалимский, но пока мы решительно ничего не знаем определенного по вопросу о том, зачем в византийскую эпоху построены были эти монументальные ворота. Четырехугольный корпус ворот заключает в себе обширную залу 75 ф. длиною, с двойными (таб. XLII) воротами – внешними и внутренними в восточной и западной стенах корпуса, ныне заложенными, но сохранившими свои аркады и пилястры с капителями. Догадка Унгера, что покрытие корпуса куполами принадлежит позднейшему времени (по нашему мнению – мусульманами), вполне верна, но анализ самого памятника, со стороны стиля, крайне неточен, отчасти благодаря неверным рисункам, а наиболее, вследствие предвзятой цели доказать, что Голгофа и Св. Гроб находились на месте иудейского храма на площади Харама. Рис. 57. Резной Фриз «Золотых ворот» в Иерусалиме. Конструкция ворот и вся система их орнаментики принадлежат к оригинальным деталям византийской архитектуры V–VI века, хотя, конечно, эти формы могут быть сведены к основному римскому прототипу. Так, внутренний (внешний слабо сохранился) орнаментальный фриз, идущий по всему карнизу (корпус здания был покрыт, вероятно, крестовым сводом, опиравшимся на пилястры в стенах и три колонны по средине), увенчивавшему стены, наиболее напоминает римские (см. фот.758, рис. 57) здания своею пышностью, размерами и обилием резьбы, но все детали здесь носят специфический характер Византии VI–VII века. Громадные пилястры очень тонко, но мелочно и сухо разделаны различными полочками, вальками и завитками, в характере византийской резьбы по дереву, сохраненной нам плитами иконостасных и других балюстрад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Разделы портала «Азбука веры» Храм до Христа Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом, по библейской традиции — как иудейской, так и христианской — идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда-то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах» происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит». Площадь на Храмовой горе называется по-арабски Аль Харам Аль Шариф, что означает «почтенный двор». Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462 м, северной 310 м и южной 281 м. Эта большая площадь с севера отделена канавой, вырытой на холме Везефа, с юга — холмом Офель, с востока — долиной Кедрон и с запада — долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведут восемь ворот — одни из них, Золотые Ворота, сейчас замурованы. Выйти оттуда можно любыми воротами, но войти — не будучи мусульманином — только одними: Мавританскими (Муграби), названными так в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды). Ворота, через которые Спаситель вошел в Иерусалим, не сохранились, но и те, что в Средние века были построены на их месте, ныне замурованы. Городская стена здесь совпадала со стеной храма. Поэтому, войдя в город через эти ворота, Господь вошел не просто в сам Иерусалим, но непосредственно на территорию Иерусалимского храма. История и легенды соревновались между собой, чтобы сделать это место святым и необычным. Согласно еврейской традиции, жертвенник Авраама является камнем мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Бог, создавая мир, создал этот камень (на иврите Эвен ха-Штия) в качестве основы, которая поддерживает Вселенную. Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого момента начал существовать мир. Создавая мир, Бог сказал: «Да будет свет» — и первый луч упал на это место. На этом месте был создан первый человек, Адам, и здесь принес первую жертву Богу Ной после потопа.

http://azbyka.ru/urvhuk-iusalimskij-hram

13 Мая сего 1904 года эту гору посетил с тремя спутниками Преосвященнейший Тихон, Епископ Алеутский и Северо-Американский. Путь на гору интересен по разнообразию встречающихся на нем картин природы. При переезде залива из С. Франциско в Сосолито 671 открывается вид всемирно известного входа в этот залив из Великого Океана, носящего громкое название Golden Gate (Золотые Ворота). Обе стороны этого довольно узкого прохода (не более 1/2 версты) укреплены военными фортами, которые лепятся по прилегающим скалам, как птичьи гнезда под крышами исторических замков. Против входа – природный часовой; это небольшой островок, занятый крепостными строениями и внушительными орудиями, «Alkatraz». Миновав Золотые Ворота и Алкатрас, пароход подвозит путника к г. Сосолито, живописно раскинувшемуся на левом, очень гористом и лесистом берегу залива, красотою своих зданий и местоположением очень напоминающим Турецкий Босфор. Достойно примечания то, что в бухте этого городка находилась главная корабельно-строительная верфь русских промышленников Аляски не далее 65 лет тому назад. Из Сосолито идет через «Маленькую Швейцарию» электрический поезд к подошве горы Тамалпайс. Отсюда уже особо приспособленный горный поезд идет дальше. Дорога в гору подымается неправильными зигзагами, образуя иногда двойные узлы. Поезд подымается медленно с особым шумом боковых винтовых колес, как бы жалуясь на те трудности, какие ему приходится преодолевать. Но эта медленность в пользу пассажиров; они успевают с высоты птичьего полета оглянуть все проеханное ими пространство и всю открывающуюся даль, принимающую с подъемом в гору какой-то сказочный вид, так что действительно «трудно описать все, что встречает глаз на пути на гору Тамалпайс», как говорится в одном путеводителе. Достаточно сказать, что в ясный день видны горы «Sierra Nevada», находящиеся за 155 миль. Оставив Сан-Франциско в 1 ч. 45 дня, Его Преосвященство с своими спутниками в 5 ч. был уже на Тамалпайс. Здесь имеется очень удобная и недорогая гостиница и другие жилые постройки. Так как Владыка предполагал остаться на горе до утра, то надо было зарегистроваться, а посему Его Преосвященство изволил собственноручно написать в книге для посетителей под 13 Мая 1904 г.: «Russian Bishop Tikhon, San-Francisco». Туристы, бывшие здесь (с нами прибыло более 30), не скрывали очевидного удовольствия видеть среди себя Русского Епископа. Так как день клонился к вечеру, то мы решили воспользоваться остающимся временем дня, чтобы кое-что посмотреть здесь. Для удобства посетителей во многих местах расположены указатели (locators) с трубками, смотря в которые, глаз без затруднения устанавливает правильную точку зрения и скоро отыскивает желательную местность. На самой опушке помещена станция для наблюдения за приходящими в Golden Gate пароходами. Но все открывающиеся отсюда красоты, все виды бледнеют перед картиной, расстилающейся при заходе солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Случилось так, что король Руси тогда, по простоте, [свойственной] тому народу, на лодке ловил удочкой рыбу, как вдруг приходит весть, что король Болеслав – рядом. Тот никак не мог этому поверить, но в конце концов убедившись, так как к нему прибывали все новые гонцы, пришел в ужас. Только тогда, поднеся ко рту разом большой и указательный пальцы, он послюнил, как принято у рыболовов, крючок и, говорят, произнес к стыду своего народа [такие] слова: «Раз уж Болеслав прилежал не этому занятию (рыболовству. – Сост.), а его обычной забавой служили война и оружие, то Бог решил предать в его руки и этот город, и королевство Руси, и сокровища». Промолвив это и не распространяясь долее, он обратился в бегство 799 . Болеслав же, не встречая сопротивления, вступил в великий и изобильный город и, вынув меч, ударил в Золотые ворота 800 , а когда его [спутники] удивлялись, зачем он это сделал, со смехом объяснил [дело] шуткой: «Подобно тому, как сейчас этот меч поражает Золотые ворота (aurea porta) города, – сказал он, – так следующей ночью будет порушена честь сестры трусливейшего из королей, которую не захотели отдать мне [в жены]. Ибо она соединится с Болеславом не на супружеском ложе, а наложницей только единожды, дабы таким образом было отомщено оскорбление, [нанесенное] нашему роду, а русским зачлось бы в срам и бесчестье». Сказав так, сказанное подкрепил делом. Итак, Болеслав, в течение десяти месяцев 801 владея богатейшим городом и могущественнейшим королевством Руси, не уставал отправлять оттуда деньги в Польшу. Но так как он правил великим множеством королевств 802 и знал, что сын Мешко (Mescho) еще не способен править 803 , на одиннадцатый месяц он поставил там вместо себя правителем некоего русина (Ruthenus) из своего рода 804 [и] с оставшейся казной двинулся в Польшу. В то время как он с великими радостью и богатством таким образом возвращался и уже приближался к границам Польши, за его спиной следовал бежавший [ранее] король Руси, собрав силы русских князей (duces), а также половцев (Plauci) и печенегов (Pincinatici) 805 ; он намеревался дать сражение у реки Буг (Buga) 806 [и] был уверен в победе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  5. Не пройти мимо музея-заповедника Фото Alexxx Malev Что посетить: Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Как добраться: Палаты ВСМЗ располагаются рядом с Успенским собором на Соборной площади. Остановка наземного транспорта - " Соборная площадь " . Чем интересно: Экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника рассчитаны и на взрослых, и на детей. В Палатах музея-заповедника можно познакомиться с историей и традициями владимирского дворянства, оценить и полюбоваться на экспонаты из коллекции картинной галереи, посетить экспозиции в других музеях. С чем-то вы познакомитесь вновь, какие-то объекты наверняка откроете для себя заново.   6. Прикоснуться к истории через ложку Фото Александра Мясникова Что посетить: Музей ложки. Как добраться: Музей ложки продолжает пешую прогулку прогулку по Владимиру от Соборной площади к к пешеходной зоне и располагается на улице Октябрьской прямо напротив Северных Торговых рядов вблизи от остановок Соборная площадь или Золотые ворота. Чем интересно: Его коллекция вполне может считаться уникальной даже в мировом масштабе. В коллекции музея личные предметы владельца, выставленные теперь на широкое обозрение. Это работы мастеров поставщиков царской династии Романовых, коронационные ложки династии Виндзор, столовые приборы для американского Белого Дома, ложки самого разного и широкого назначения. К слову, ложками как столовыми приборами на Руси стали пользоваться раньше, чем в Европе, и один из тех, кто начал «внедрять» культуру их использования «в народ», был князь Боголюбский. Он же издал первый указ об изготовлении для своей дружины серебряных ложек, которыми впоследствии так прославились русские мастера.   7. Ощутить атмосферу старины на владимирском «Арбате» Фото Бориса Пучкова Что посетить: Владимирский " Арбат " - пешеходная зона. Как добраться: Пешеходная зона начинается с ул. Георгиевская, рядом с Соборной площадью. Остановка наземного транспорта - «Золотые ворота». Чем интересно: Владимирскоий «Арбата» - именно так окрестили местные жители пешеходную зону, она сегодня одна из достопримечательностей города. Это довольно большое пространство с тремя смотровыми площадками, идущее по верху холма вдоль Клязьмы.

http://foma.ru/vladimir-kotoryiy-vyi-zap...

Перед воротами находился мощеный двор, фланкированный 2 мощными (17×18,3 м в основании) башнями-пилонами, сильно выдвинутыми относительно линии стен; в глубине стояли ворота с 3 арками. Сохранившаяся до нашего времени центральная часть ворот фланкирована 2 античными (вторично использованными) мраморными колоннами, увенчанными капителями эпохи имп. Феодосия II. Они поддерживают центральную арку. Ворота могла венчать аркада на сдвоенных колонках. По обеим сторонам входа на отрезках стен порядовой кирпичной кладки сохранились линии мраморных обрамлений, поставленных через неравные интервалы; резьба их карнизов датируется не ранее VI в. Это фрагменты обрамлений утраченных рельефов классического и ранневизант. периода, к-рые найдены при археологических раскопках. Створки ворот были позолоченными. З. в. К-поля венчались квадригой слонов (как и Триумфальная арка в Риме) с крылатыми символами победы по сторонам; также на них была установлена статуя имп. Феодосия (обрушилась при землетрясении 740 г.). Не только размер, но и материал - светлый мрамор -выделял З. в. из общей системы кирпичных оборонительных стен. Рельефные композиции парадного, внешнего фасада не сохранились, но многократно описаны путешественниками (Мануил Хрисолор, 1411; Пьер Жилль , 1544-1550 и др.). Жилль пишет о 6 рельефах на каждой стороне, размещенных в 2 яруса, с вакхическими и героическими фигурными сценами. На рис. Франческо Скареллы (1685) «Семибашенный замок» З. в. показаны примерно вдвое большей высоты, чем в настоящее время, с рельефами в 4 ряда по сторонам входа; вероятно, они имелись и над воротами. Разные по масштабу рельефы (нек-рые натуралистичны, что нетипично для мифологических и жанровых сцен) явно взяты из роскошных вилл или языческих храмов и соединены с менее масштабными композициями визант. времени. В составе декора отмечают аллегорию победы (Виктория с короной в руке). Рельефы З. в. привлекали внимание европейцев в XVII в. (в 20-х гг. XVII в. их неудачно пытались снять и вывезти в Англию).

http://pravenc.ru/text/199983.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иерусалимский храм: место, где встречаются эпохи 16 мин., 25.05.2012 Храм до Христа Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом, по библейской традиции, как иудейской, так и христианской, идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда-то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах» происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога) или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит». Площадь на Храмовой горе называется по арабски Аль-Харам Аш-Шариф, что означает «почтенный двор». Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462 метра, северной — 310 и южной — 281 метра. Эта большая площадь с севера отделена канавой, вырытой на холме Везефа, с юга холмом Офель, с востока долиной Кедрон и с запада — долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведет восемь ворот, одни из них, Золотые Ворота, сейчас замурованы. Выйти можно любыми воротами, но войти, не будучи мусульманином, только одними — Мавританскими («Баб Аль-Магариба»), названными так в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды). Ворота, через которые Спаситель вошел в Иерусалим, не сохранились, но и те, что в Средние века были построены на их месте, ныне замурованы. Городская стена здесь совпадала со стеной храма. Поэтому, войдя в город через эти ворота, Господь вошел не просто в сам Иерусалим, но непосредственно на территорию Иерусалимского храма. История и легенды соревновались между собой, чтобы сделать это место святым и необычным. Согласно еврейской традиции, жертвенник Авраама является камнем мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Бог, создавая мир, создал этот камень (на иврите Эвен ха-Штия) в качестве основы, которая поддерживает Вселенную. Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого момента начал существовать мир. Создавая мир, Бог сказал: «Да будет свет» —и первый луч упал на это место. На этом месте был создан первый человек, Адам, и здесь принес первую жертву Богу Ной после потопа.

http://foma.ru/ierusalimskij-xram.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010