Остромирово Евангелие: «Вечная новость» и вечная святыня Тот день 25 мая 1057 года для диакона Григория был днем знаменательным: он держал на руках, как ребенка, труд, в который вложил часть себя самого, своей души, труд, совершенный с великим усердием во Славу Божию. Это было Евангелие. 25 мая, 2011 Тот день 25 мая 1057 года для диакона Григория был днем знаменательным: он держал на руках, как ребенка, труд, в который вложил часть себя самого, своей души, труд, совершенный с великим усердием во Славу Божию. Это было Евангелие. 25 мая 1057 года мастер книжного дела диакон Григорий закончил работу над Остромировым Евангелием. Подробнее об этом Вы сможете узнать из нашей статьи. Остромирово Евангелие Тот день 25 мая 1057 г. для диакона Григория был днем знаменательным: он держал на руках, как ребенка, труд, в который вложил часть себя самого, своей души, труд, совершенный с великим усердием во Славу Божию. Это было Евангелие . Остромирово Евангелие Выполненная по заказу новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа), рукопись была искусно украшена миниатюрами и заставками и написана крупным каллиграфическим уставом в два столбца. Одному человеку создание подобного произведения было не под силу — диакон Григорий работал вместе с помощниками. О том, сколько внимания и усердия требовала одна только работа переписчика, можно судить по приписке, адресованной читателям: « Не мозете кляти, но исправльше, почитайте ». — Создатели книги, по обычаю того времени, испрашивали, таким образом, прощения за возможные погрешности, допущенные при переписке текста. Эту рукопись ожидала удивительная судьба — на 900 лет пережив своего владельца и составителей, она стала одним из семи уникальных памятников древнерусской книги XI века наряду с киевскими Изборниками 1073 и 1076 гг., Архангельским Евангелием 1092 г. и тремя новгородскими списками Миней. И, все же, будучи старейшей точно датированной славянской книгой, Остромирово Евангелие является «краеугольным камнем» письменной культуры Руси и близких ей славянских народов, памятником мирового значения.

http://pravmir.ru/ostromirovo-evangelie-...

Акад. епископъ и митрополитъ, покровитель монашества и старчества знаменитый Филаретъ, который былъ создателемъ оптинскаго скита въ 1822 году. Онъ убдилъ подвижниковъ, жившихъ въ Рославльскихъ лсахъ, основать скитъ при Оптиной пустыни. Такимъ образомъ, прибыли въ Оптину пустынь о. Моисей съ братомъ своимъ и пустынники и Дороей. Оптина явилась, какъ бы чашей, куда сливалось все драгоцнное духовное вино. Теперь скажемъ о третьемъ Южномъ центр. Изъ непосредственныхъ учениковъ старца извстны на юг: монахъ Герасимъ, постриженникъ старца и др. Въ Екатеринославской подвизался Его ученикомъ былъ инспекторъ духовной инокъ (Глухаревъ), знаменитый начальникъ алтайской Широкое на юг имлъ извстный (Кишкинъ). Онъ имлъ счастье слушать бесды Тихона Задонскаго и былъ другомъ Воронежскаго. Его ученикомъ былъ также Моисей Другимъ его ученикомъ (и одновременно арх. пришедшаго изъ въ пустынь), былъ знаменитый подвижникъ Глинской пустыни Филаретъ. Отъ него идетъ Глинская старчества. Тамъ былъ посл него не мене извстный арх. о судьбахъ и послднимъ тамъ старцемъ былъ въ схим «списатель» схиархим. Такова схема: сверъ, центръ и югъ. Но главнымъ нервомъ откуда шелъ двигательный токъ былъ сверъ: Ал. Нев. Лавра въ Петербург, гд пребывалъ митрополитъ который планировалъ, насаждалъ, укрплялъ и взрагцивалъ свой духовный садъ, столь блистательные плоды. Поэтому мы коснемся въ своемъ главнымъ образомъ свернаго округа и попутно тЬхъ лицъ, которыя входили въ съ его главными деятелями. Вотъ краткая митрополита онъ былъ сыномъ снодальнаго (въ Петръ Летровъ). Родился въ Москв 18 мая 1730 г. Обучался въ московской славяно–греко–латинской Кончилъ курсъ въ 1750 г. Въ слдуюгцемъ поступилъ справгцикомъ въ московскую синодальную типографскую контору. Въ 1758 г. принялъ монашество и назначенъ учителемъ въ Лаврскую ЗатЬмъ, послдовательно проходить должности: ректора этой намстника Лавры и ректора славяногреколатинской Въ 1763 г. назначенъ на Тверскую каедру, гд и оставался до 1770 г., когда онъ былъ переведенъ въ Петербургъ. 1–го января 1775 г. его была подчинена и новгородская Въ 1783 г. ему данъ былъ титулъ митрополита. Обими управлялъ до 1799 года, когда назначенъ былъ митрополитомъ Новгородскимъ и Олонецкимъ съ отъ петербургской 19 декабря 1800 г. уволенъ на покой по болзни. Скончался 26–го января 1801 года въ Новгород.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Возможно, некоторая агрессивность сторонников знаменного пения по отношению к партесному уходит корнями в историю, когда партесное пение активно насаждалось и вытесняло знаменное. С другой стороны, например, в Валаамском обиходе знаменный распев и не исчезал. Но там произошло другое: там стали дописывать второй голос – исон, и это двухголосие оказалось очень интересным, оно образует такие сочетания звуков, которые действительно восхищают. Стремление к многоголосию проявлялось внутри самой традиции знаменного пения уже в 1-й половине XVI века, когда в новгородских храмах применялось пение «с верхом», то есть с добавочным голосом. С конца XVI века на праздничных службах стало чаще звучать строчное многоголосие, где участвует уже три голоса. Это был свой собственный путь развития, еще до появления партеса на новгородской и московской землях. Кстати, один из видов партесного пения, а затем и русской хоровой традиции XIX века, – это гармонизация знаменного распева. Так что тут все переплетено чудесным образом. – У вашего произведения есть миссионерская задача? Мне хотелось поработать с древними песнопениями и создать произведение, в котором все было бы для меня органично – Такую задачу я специально перед собой не ставил. Но если симфония-кантата «Монастыри Русского Севера» будет выполнять какую-то миссионерскую роль, то буду этому рад. Мне же хотелось поработать с древними песнопениями и создать произведение, в котором все было бы для меня органично. Вообще, судя по отзывам о концерте, скорее, наоборот, некоторые православные люди с удовольствием открыли для себя радость слушания музыки в филармоническом формате. В любом случае, в сердцах слушателей могут объединяться религиозное чувство и чувство прекрасного в академическом искусстве. Рейтинг: 9.9 Голосов: 68 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Надежда 12 мая 2022, 05:54 Благодарю за очень интересный рассказ о работе композитора, о духовной музыке, о стилях церковного пения. Катерина 11 мая 2022, 14:11

http://pravoslavie.ru/146068.html

Новгородский архиерей 234 с получением известия, что полки выстроились, начал шествие от своего дома. Впереди шли два священника, несшие маленькие раздвоенные флаги, подобные нашим торговым. За ними по двое и по трое в ряд следовало в наилучших облачениях все петербургское духовенство. Перед архиепископом шли четыре священника с длинными зажженными восковыми свечами и еще два, несшие нечто вроде герольдовских скипетров или архиепископских знаков отличия. Они выточены из черного дерева и на конце имеют позолоченную жесть, вырезанную в виде солнца (лишь лучи заключены в круг), в центре которого выгравированы головы ангелов. Архиепископ с сопровождавшими его прелатами и архимандритами завершали процессию, все облаченные в одежды своего сана. Это облачение несколько отличается от одежд латинской Церкви, но очень богато золотым и жемчужным шитьем. Головные уборы не имеют двух торчащих рогов, как митры католических епископов, а похожи на высокие тульи шляп с узкой горностаевой оторочкой. Когда вся эта группа духовенства, достигавшая, пожалуй, 150 человек, подошла к иордани, прочли несколько молитв и совершили окуривание (каждение – а. А.) над водой. Затем был совершен обряд ее освящения посредством погружения креста, который держал в руке архиепископ. Тотчас был подан знак вынести вперед знамена всех присутствовавших полков; знамена поставили у углов, или входов, строения и крестообразно окропили освященной водой. Когда церемония на льду таким образом завершилась, был произведен тройной залп с крепости, с Адмиралтейства, из двадцати установленных на льду орудий, и все полки стреляли беглым огнем. Между тем архиепископ с прелатами удалились наверх к двору, а с ними лишь оба их пастыря и два священника, несшие серебряный котел, заполненный освященной водой. Ее в-во и принцессы были ею окроплены и потом поцеловали крест. Исполнив это, все прелаты отправились вниз, соединились с остававшимся на льду духовенством и прошествовали обратно в том же порядке, в каком пришли. С того самого мгновения, как освятили знамена, народ устремился за этой благотворной водой. Двое придворных слуг отнесли воду в двух позолоченных серебряных кувшинах для благочестивых при Дворе. Ее наверняка оказалось достаточно, ведь всему штату конюшни и – прошу заметить – всем лошадям Ее В-ва не требовалось больше, чем полная лохань, которую, покрыв красным сукном, весьма торжественно везли в санях, запряженных шестеркой лошадей и при двух форейторах. Поначалу я принял за шутку разговоры о святой воде для лошадей, но придворный шталмейстер Финк, стоявший рядом со мной во дворце и наблюдавший эту церемонию, уверил меня, что русские конюхи действительно дают ее больным лошадям.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1901 году Ст. В. Смоленскому был предложен чрезвычайно важный пост директора Придворной певческой капеллы. Он принял это предложение, но пробыл в этой должности не долго. Встретив здесь препятствия к осуществлению своих музыкальных идеалов, он вышел в 1903 г. в отставку и всецело отдался музыкально-литературной деятельности. В 1906 году Ст. В. Смоленский участвовал в экспедиции, снаряжённой Обществом любителей древней письменности на Афон, в Вену и Софию, в составе, кроме него, ещё 3-х лиц: П. А. Лаврова, А. Н. Николова и А. В. Преображенского. Краткое описание этой учебной заграничной поездки сделано Ст. В. Смоленским в статье: „Из дорожных впечатлений“. В том же 1906 году Ст. В. Смоленский вступил в число приват-доцентов С.-Петербургского университета и читал здесь лекции по истории церковного пения. В то же время он состоял председателем отдела Общества любителей древней письменности для разыскания и издания памятников древне-старинного русского певческого искусства. Целью этого отдела является: собрание материалов, издание хрестоматии образцов певческих текстов, указателя литературы и сближение между собой лиц, интересующихся этими вопросами. Наконец, в 1907 г. С. В. Смоленский стал во главе открытого им регентского училища, а через 2 года смерть похитила этого замечательного человека и незаменимого труженика в области изучения древнерусского церковного пения. Из печатных трудов Ст. В. Смоленского, кроме вышеупомянутых известны: 1) „О русском церковном пении. В ответ г. Миссаелидесу, протопсалту церкви св. Фотинии в г. Смирне“ (Церк. Ведом. 1893 г., 9); 2) „О древнерусских певческих нотациях“, 1901 г., представляющее обзор различных способов записи древне-церковных напевов; 3) „О ближайших практических задачах в об- —663— ласти русской церковно-певческой археологии“ 3357 . В этом сочинении, представляющем собой реферат, читанный в „Обществе любителей древнерусской письменности“, автор утверждает, что „археология может дать будущей русской музыке самое лучшее подспорье, сблизив русскую мирскую песнь с церковно-певческой и открыв художникам средства для выхода на новую и верную дорогу“. „Уже чувствуется надобность, говорит он, разобраться в законах строения родной красоты. Простое сближение церковной и мирской песней не может не осветить нам подробностей и в самом церковном пении. Дальнейшее же сближение должно дать новый мелодический материал, расширить горизонт наших музыкантов“. В другом реферате, читанном в том же Обществе: „Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени и кондакарях XII–XIII вв.“ Ст. В. Смоленский даёт опыт приведения в отдельные системы нотаций кондакарной и краснодемественной, указывает на связь кондакарного знамени с другими видами древнерусского певческого искусства и делает весьма вероятное предположение о постепенном перерождении кондакарного пения в чисто русское искусство, перешедшее потом в знаменные книги и возродившееся, быть может, в XV–XVI вв., в демественном пении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вокруг нимба – шитая серебром полоса. Украшающие одежду ромбики и круги зашиты зеленой и желтой синелью. По сторонам нимба Димитрия на фоне – две полосы малиновой камки с шитой пряденым серебром надписью вязью: црвич кнз димит(р)и(и) углецкии московски(и) новы(и) чюдотворецъ. Подкладка из холста. На ней в левом нижнем углу черными чернилами написано: 49–12 л. – 93//НА СЕМЬ ПОКРОВЪ ВЪ ОЖЕРЕЛЬЕ СОЧТЕНО ВСЕГО ЖЕМЧУГА//135 ЗЕРЕНЪ 1857 СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Покров переложен на новый фон, кайма отсутствует, синель и подкладка позднейшие (до 1857 г.). Утраты шитья в личном (на руке), потертость, загрязнения, местами сечется золотное шитье, надпись на выцветшей камке также сечется. Новый фон (из кусков) имеет прорывы, загрязнен; прорывы на подкладке. ИКОНОГРАФИЯ Первые иконные изображения царевича Димитрия 640 появились уже в 1606–1610 гг. 641 Данный покров является самым ранним из пяти сохранившихся (см. кат. 106, 122,173; инв. ТК-2985 642 ). Обычно царевич изображался в шубе, с ожерельем и короной на голове. Популярны его изображения в XVII в. и в шитье, особенно в произведениях, связанных с «именитым человеком» Дмитрием Андреевичем Строгановым. И в житийных живописных иконах, и в шитых пеленах царевич Димитрий изображался как в молитвенном предстоянии, так и в сценах его «убиения» 643 . На нагробных покровах царевич изображался только в рост, прямолично, как и другие святые. В его иконографии менялись только положение рук и некоторые детали одежды, в основном форма головного убора. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат художественные и технологические признаки, общая характеристика образа, тщательность исполнения. Считаем возможным идентифицировать его с покровом, упоминаемым в царицыных «Светличных делах», где отмечено, что 12 сентября 1626 г. знаменщик Иван Володимеров знаменил «белилами покров царевича Димитрия Углицкого», а несколько ранее, 5 марта 1625 г., знаменщик «Андрюша Моисеев знаменил около покрова царевича Димитрия тропарь да кондак» 644 . Применение красно-коричневого шелка в волосах и глазах царевича на покрове напоминает некоторые произведения мастерских Строгановых 645 , что не исключает возможность привлечения к его выполнению в это трудное время для кремлевских мастерских строгановских вышивальщиц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Радуйся, скорбящих Радосте и обидимых Заступнице; радуйся, печальных Утешение и бедствующих Помощнице. Радуйся, болящих немздоприимная Целительнице; радуйся, нищих и убогих некрадомое богатство. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, отчаянных и безнадежных от рова погибели избавляющая. Радуйся, вдовиц и сирых благосердая Попечительнице; радуйся, целомудрия и воздержания юных Наставнице. Радуйся, старцев благоговейных сладкое успокоение; радуйся, стариц боголюбивых тихое прибежище. Радуйся, кающихся грешников верная Споручнице; радуйся, даров духовных щедрая подательнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 6 Проповедует Новград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооруженных от святыя иконы знамения Твоего помощь Твою благодатную людем Твоим даровала еси, враждебныя полки со студом вспять обратила еси, град же Твой цел и невредим от них сохранши, да вси поют Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси лучами великих чудес в Новеграде, Богородице Дево, и икону знамения Твоего благодатным источением слез дивно прославила еси, неизчетная милости от нея щедро подавающи всем скорбящим и обремененным. Посети убо и души наша, недугующия страстьми греховными, Госпоже Всеблагая, и буди нам Помощница во спасение, да благодарственно Тебе зовем: Радуйся, Молитвеннице благоприятная за нас к Богу; радуйся, Предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая. Радуйся, руце Твои богоносне на умоление ко Творцу выну простирающая; радуйся, яко Мати Сына, Судию Праведнаго, о всем мире умоляющая. Радуйся, покровом Матерняго Твоего заступления всех нас покрывающая; радуйся, сущих в бедах и скорбех благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, страждущия и безпомощныя невидимо укрепляющая; радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляющая. Радуйся, верою молящимся Тебе великия милости являющая; радуйся, во благих прошения наша дивно исполняющая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

321 Пятины; Вотская, Щелонская, Обонежская, Деревская и Бежецкая; в них числилось 343 погоста. См. подробности об установлении погостов со времён великой княгини Ольги у Неволина „О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке, Зап. Им. Рус. Геогр. Общ. книж. III, 1853 года. См. также названия пятин в „Описании Странника Стефана Новгородца у Востокова, Румянц. муз стр. 649. В этом описании пятины обозначены: 1. Шолоньская; 2., Бежитцкая; 3 , Обоньжьская; 4., Водьская: 5., Ижерская и Чудская тоже. 322 На церковном погосте устраивались в праздники торги, от чего название „торжество“ в значении праздника; см. Малышевского. „О церковно-приходских попечительствах“. Правосл. Обозр., февраль 1878 г. Одна из древнейших ярмарок в северо-восточной России, Ростовская, приходящаяся около Власьева дня, по всему вероятию, ведёт своё начало от праздника в честь Волоса (скотский бог); Снегирев, Рус. простонар. празд., вып. III, стр. 157. Торговые дни совпадают с днями церковных праздников. Знаменский, „Прих. дух. на Руси“, Прав. Обозр. 1866 г., сент., стр. 15. 323 См. Постановление Псковс. Суд. Грам. о чтении позывницы (т. е. грамоты, приглашающей в суд) позовником на погосте пред попом. II. С. Г., изд. 2-е Мурзакевича (Одесса, 1868 г.), стр. 4, о „становых и выставочных церквах“ см. Ак. Ист., т. 1, 142 и 208. В Стоглаве (изд. 1862 г., стр. 369 и дал.) сказано: „Выставки церкви где запустели и впредь им не мочно быти, ино бо сносили их на погосты к старым церквам, да приделы в того храма има устроили, чтобы было безгрешно“. Ср. Знаменский. Прих. дух. на Руси, Прав. Обозр., сент., 22–27. 324 См. о трапезах при церквах в Московском уезде, в Исторических материалах о церквах и сёлах XVI–XVIII ст. собран. Холмогоровыми: напр. в выпуске V (радонежская десятина) на стр. 41, при описании церкви св. Иосифа, в селе Измайлове, сказано: „из церкви в трапезу переградка столярского дела писана красками, у ней двери, затвор на петлях с наугольниками лужеными белыми; два окошка, в переградке и в окошках пять окончил слюденых с поперечными прутьи железными; над переградкой образ Господа нашего И. X. писан на полотне.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

традиции этот обычай не был известен. В совр. греч. практике диакон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце Е., но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас Е. (однако после начального прошения сугубой Е. у старообрядцев принято делать 3 земных поклона; можно также отметить, что в визант. традиции чтение сугубой Е. сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на Е.- «Господи, помилуй» и проч.,- к-рые в древней Церкви произносились всем народом, в совр. традиции поет хор (при этом в греч. практике мн. Е. могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на Е. одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на Е. всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью под названием             (см. 49-ю гл.: Типикон. [Т. 2.] Л. 418 об.- 422. С. 844-851; вопрос об аккламациях на Е. рассмотрен в заключительной части статьи: Там же. С. 849-851), но эта попытка осталась без внимания. Лит.: Goar. Euchologion; Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 75-103, 106-107, 143-155, 158-163; Mateos. Célébration. P. 27-33, 148-173. Диак. Михаил Желтов Е. в певческой традиции Русская монодия Строки ектений. 1-й и 2-й циклы. Пример по рукописи сер. XVIII в. (РГБ. Ф. 354. 144) (совр. набор) Строки ектений. 1-й и 2-й циклы. Пример по рукописи сер. XVIII в. (РГБ. Ф. 354. 144) (совр. набор) В древнерус. певч. Обиходах ответы на прошения в Е. появляются с сер. XVI в. Нередко в записи зафиксирован только текст, без нотации. В списках Иерусалимского устава чаще можно встретить указания «глаголати» Е., однако в Уставе ГИМ. Син. 335 есть следующая ремарка в конце всенощного бдения: «...и поем на болшей стране велегласно Господи помилуй трижды»: Л. 23. О певч. исполнении строк Е. уже в XV в. свидетельствует также указание Новгородской IV летописи: «В лето 6984...

http://pravenc.ru/text/189661.html

Нужно очень сожалеть, что история православного (и ритуально связанного с ним униатского) богослужебного пения в Польско-Литовском королевстве почти совсем еще систематически не исследована. И поэтому еще нет возможности дать полного изложения состояния и системы богослужебно-певческого искусства в тех областях в первой половине XVII в. Также нельзя еще с полной уверенностью сказать, началось ли введение партесного пения вместе с введением унии как одна из мер борьбы с ней, или же введение партесного пения происходило независимо. Что остается нам неизвестным и не доказуемым (но и не опровергаемым) – это вопрос о том, исполнялось ли в западных и юго-западных областях Польско-Литовского государства столповое пение одноголосного, унисонно, как оно нотировано в богослужебных нотных ирмологионах, или же неодноголосно, например с терцированием основной, нотированной мелодии, причем «втора2, ввиду простоты, вовсе не нотировались. Как можно видеть в нотных ирмологах XVII в., писанных в тех областях, осьмогласное пение представляло собой несомненную ветвь знаменного столпового пения, развившегося не в контакте с Московским государством (включая и Новгородскую область). Так, например, напев догматиков знаменного роспева и тех же догматиков в юго-западных нотных ирмологионах являют такое сходство, что нельзя отрицать их общего корня и общего прототипа. Кроме того пения, которое заключалось в богослужебных певческих рукописях со столповой нотацией, в западной и юго-западной православной Руси еще до возникновения унии должны были быть в употреблении и другие напевы, кроме записанных и нотированных. Этот вопрос затронул вскользь прот. И. Вознесенский 19 ; он требует еще подробного изучения историками богослужебного пения юго-западной Руси до XVII в., начиная XV в. – временем отделения Киевской митрополии от своего исторического корня в отдельную митрополию в Польско-Литовском государстве. Так как православная церковная жизнь в государственных рамках польско-литовской державы складывалась совсем иначе, чем жизнь в православном Московском царстве, то и взаимодействие церковно-культурных влияний было в юго-западной и западной Руси совсем иным, чем в Московской Руси. Юго-западная православная митрополия находилась в более тесном контакте с Константинопольским патриархом и со странами константинопольской культуры, чем Московское государство. Это объясняется чисто политическими причинами: далеко не всегда Польша и Москва были в мире друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010