кат. 53). Особенности иконографии характерны для конца XVII в. (тонкий стоян, облака под дискосом и ангелами, прямолетящий голубь) и встречаются на других произведениях мастерской Акулины Бутурлиной 933 (см. кат. 161). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются художественные особенности (тяжелые фигуры ангелов в одеждах без складок, «неустойчивая форма» дискоса; высокая звездица, изображенная как бы позади дискоса); именословное перстосложение у Младенца; длинные узкие буквы вязи надписи; а также технологические признаки, характерные для произведений мастерской Акулины Бутурлиной. Составляет комплект с сударем «Богоматерь Знамение» (кат. 165) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 163). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 47; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 109–109 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., 12240; Маясова 2002. С. 343. 165. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва, мастерская Акулииы Петровны Бутурлиной, конец XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), атлас (XVIII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 55x60 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 934 Инв. ТК-2545 Кат. На среднике по кирпично-красной итальянской камке с рисунком крупных хризантем в круглом ореоле изображена Богоматерь Знамение. На ее груди в круглом ореоле – поясной Младенец. Одна рука его держит свернутый свиток, другая с именословным благословением перед грудью. В углах средника – небольшие профильные херувимы и серафимы (всего четыре). Около Младенца шито коричневой нитью: хс 935 , по сторонам от нимба Богоматери золотной нитью: мр у. Личное шито слабокрученым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» с небольшими притенениями «по форме». Черты ликов, контуры и волосы темно-коричневым. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «городок», «клопчик», «клетчатый городок», «перышки», «ягодка двойная»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Икос 5 Видевше чудеса преславная, от иконы знамения Твоего бывшая, Владычице Пребла­гая, людие Новаграда со усердием к ней притекаху и в недузех своих исцеления благодатная от нея приимаху. К нейже ныне приходяще, поклоняемся, и чествуем, и от желания сердца целуем, исцелений благодать почерпающе, и недуг телесных и душевных страстей свобождаемся, зовуще Ти и глаголюще: Радуйся, скорбящих радосте и обидимых заступнице; радуйся, печальных утешение и бедствующих помощнице. Радуйся, болящих немздоприимная Целительнице; радуйся, нищих и убогих некрадомое богатство. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, отчаянных и безнадежных от рова погибели избавляющая. Радуйся, вдовиц и сирых благосердая попечительнице; радуйся, целомудрия и воздержания юных наставнице. Радуйся, старцев благоговейных сладкое успокоение; радуйся, стариц боголюбивых тихое прибежище. Радуйся, кающихся грешников верная споручнице; радуйся, даров духовных щедрая подательнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 6 Проповедует Новаград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооружен­ных от святыя иконы знамения Твоего помощь Твою благодатную людем Твоим даровала еси, враждебныя полки со студом вспять обратила еси, град же Твой цел и невредим от них сохранши, да вси поют Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси лучами великих чудес в Новеграде, Богородице Дево, и икону знамения Твоего благодатным источением слез дивно прославила еси, неизчетныя милости от нея щедро подавающи всем скорбящим и обреме­ненным. Посети убо и души наша, недугующия страстьми греховными, Госпоже всеблагая, и буди нам помощница во спасение, да благо­дарственно Тебе зовем: Радуйся, молитвеннице благоприятная за нас к Богу; радуйся, предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая. Радуйся, руце Твои богоноснеи на умоление ко Творцу выну про­стирающая; радуйся, яко Мати, Сына, Судию праведнаго, о всем мире умоляющая. Радуйся, покровом Матерняго Твоего заступления всех нас покрывающая; радуйся, сущих в бедах и скорбех благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, страждущия и безпомощныя невидимо укрепляющая; радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляющая. Радуйся, верою молящимся Тебе великия милости являющая; радуйся, во бла­гих прошения наша дивно исполняющая. Радуйся, струи благодатных исцелений обильно нам источающая; радуйся, всем вся полезная дарующая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обращение к терминологии, которой пользуется Афанасий Никитин в своем сочинении, убеждает во взаимосвязанности понятий «Правды» и (напишем с заглавной буквы) «Справедливости». Мы не погрешим против истины, объединив эти понятия — «Правда» и «Справедливость», но, исходя из сочинений Афанасия Никитина и Пересветова, правомерно будет все-таки и размежевать эти понятия. «Справедливость» — один из дериватов «Правды». Последняя — всеобъемлющий идеал: Правда Божья! Справедливость — регулятивная социально–этическая норма, представляющая «Правду» во всей сфере земных (мирских) отношений людей. Мысль Пересветова сосредоточена, как и у Афанасия Никитина, на том, чтобы устроилась Русская земля и чтобы в ней восторжествовала справедливость. Продолжение передовой традиции. И когда публицист вкладывает своему идеальному герою слова: «Братия, все есмя дети Адамовы…« , то лишь дает Магмету–султану повторить русского летописца: «Вси есмя едино Адамово племя, вси едини братиа, и дяди, и сродници, и сестры и тетки, все един род есмя, и вернии и не вернии» . Но, конечно, в обществе наличествовали и противоположные традиции. Пересветов сделал выбор, а сделав его, продвинул и обновил традицию. Как именно, показал еще В. Ф. Ржига, в частности на примере переработки Пересветовым «Повести о Царьграде». Символический образ «Повести» — борьба между орлом и змием при основании Царьграда — раскрывался автором как знамение борьбы между христианством и исламом, предвещавшим временную победу последнего над первым, но затем окончательную победу первого над последним. Ржига о пересветовской редакции «Повести» пишет: «В тенденциозной же переделке этого отрывка философы дают иное толкование, в котором противопоставляют не христианство и басурманство, а совершенно в духе Пересветова правду и неправду» . Вот так толкуют знамение «философы» у Пересветова: «Ино мудрый философи рекоша: орел есть знамение веры христианския, змей же есть гордость и лукавство и ненависть, друг друга ненавидят, яко змеи, возсипят, да не возмогут сердца своего обратить друг к другу на добродетель. А орел есть храбрость и правда и друголюбъство сердечное; змий же есть знамя от дьявола, ненавистника роду христианского; а орел есть знамя от Бога царя небесного. Знаменуется первое: ненавидя роду христианского и веры христианския, дьявол всеет в них гордость, и неправду…, а орел есть знамя: Господь Бог хранит веру христианскую, и даст им наказание от неверных, и потом милость свою великую даст им, и всеет в сердца их правду и друголюбьство, — они же христианя познают, что правду Бог любит и силнее всего правда» . Да, повесть переведена в иной идейный план, хотя и не совсем новый. Что Бог правду любит, а не веру как таковую, мы читаем уже, например, в «Повестях отца Пафнутия» (последняя треть XV в.). Еще определенней мотив этот звучал в проповеди новгородско–псковских еретиков того же времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Самыми ценными в научном отношении должны быть признаны следующие труды Ст. В. Смоленского: 1) Азбука знаменного пения старца А. Мезенца и 2) О древнерусских певческих нотациях. —664— Смоленский первый доказал здесь ложность механических теорий Разумовского и Арнольда, которые могли казаться с первого взгляда весьма правдоподобными, тем более, что за ними были имена таких лиц, которым ни в каком случае нельзя отказать в авторитетности касательно исследуемых ими областей. Отдавая должную дань уважения исследованиям своих предшественников, Ст. В. Смоленский однако же не последовал по их стопам. Механический приём характеристики гласов по их конечным и господствующим звукам он заменяет характеристикой гласов по их попевкам, т. е. по наиболее употребительным в области гласа, или лада, мелодическим строкам. „В старое время, говорит Смоленский, русские певцы смутно понимали, или едва догадывались о тоновых отношениях звуков разных гласовых гамм, вероятнее же совсем не знали их, и не обращали на то никакого внимания. Мелодический же склад напевов каждого гласа, без сомнения, был известен вполне твёрдо, а ухо певца, подкрепляемое знанием особенностей знаменной нотации для каждого гласа, конечно, различало взаимные отношения напевов разных гласов вполне безошибочно. Такое формально-мелодическое значение гласов подтверждается множеством попевок, или характерных для одного гласа, или сближающих сродно-музыкальные гласы, или указывающих временное удаление напева в какой- либо другой глас“ 3358 . В своём сочинении: „Азбука крюкового пения А. Мезенца“ Ст. В. Смоленский, анализируя записи наших древних напевов, систему наших знамен и их усовершенствование в разные века и постепенно углубляясь в даль веков, весьма осторожно, но вполне научно подходит к более или менее правильному объяснению оснований нашего древнерусского церковно-певческого искусства. Его наблюдения и изыскания в этой области привели его к тому заключению, что „если теоретическое построение древнерусского знаменного пения, как напр., разделение на гласы, аналогичные с греческими гласами, употребление „подобнов“, разделение на строки и усвоение некоторых названий знамен носит, конечно, печать

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поступил в 1923 г. 927 Инв. ТК-2707 Кат. На среднике малинового атласа изображена в ореоле поясная Богоматерь Знамение. На груди у нее в небольшом ореоле – Младенец. Руки Младенца перед грудью: одна сложена с молитвенным жестом, другая – сжата в кулак (как будто держит свиток). По сторонам большого ореола в углах средника – профильные херувимы с переданными обобщенно крыльями. На нимбе Христа в перекрестьях монограмма он (чуть видна), рядом с нимбом – хс, по сторонам нимба Богоматери – мр у. Личное исполнено аппликацией из атласа песочного цвета. Черты ликов, контуры личного, волосы шиты темно-коричневым шелком, глаза и губы – белым (у губ – следы красной краски). Ореол за Младенцем, зарукавья одежд, убрус Богоматери шиты скаными серебряными и золотными нитями. Все остальное – прядеными с малозаметными прикрепами (швы – «ягодка», «ягодка с крестиком», «ягодка в четыре клетки», «клетчатый городок», «черенок», «клопчик», «перышки»). По контурам и деталям рисунка проложен серебряный и золотный жгутики. На каймах из светло-коричневой камки пряденым серебром шит тропарь иконе «Богоматерь Знамение»: ко неборимую стну чюдесъ стжавши т раби твои//б(д)це при(с)та сопротивны(х) полчение низлагаемъ//тм же молим т мирь граду твоему дару(и)//и душам наши(м) велию милость. Надпись имеет небольшое количество лигатур, начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу. Подкладка из фиолетовой тафты. На подкладке черными чернилами написано: 4. 304. Составляет комплект с сударем «Агнец Божий» (кат. 161) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 160). СОХРАННОСТЬ Коричневый шелк в чертах ликов местами утрачен. Остатки краски на губах херувимов, ткани на фоне помяты, подкладка сечется, выцвела. ИКОНОГРАФИЯ Иконография характерна для произведений второй половииы XVII в. (см. кат. 114, 137, 140). Особенностями являются необычное изображение крыльев херувимов, разделенных на перья, их тяжелые крупные лики, а также надпись на каймах – тропарь иконе вместо обычного евхаристического канона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Знамя продолговатое, с одним откосом, из малиновой (червчатой) камки. В центре вшит прямоугольник из малиновой тафты, на котором двустороннее шитое изображение Спаса Нерукотворного на убрусе, поддерживаемом за верхние углы двумя ангелами. Лик Спаса шит светлым кремовым, довольно толстым крученым шелком швом «рядки». Вокруг глаз и носа – «по форме». Белки глаз – белые, радужки – коричневые, зрачки – темно-коричневые. Нос отмечен темно-коричневым шелком, тени вокруг темно-песочного цвета. Такие же тени положены по абрису лика, глазницам, под бровями и от глаз к ушам; под нижней губой – темно-коричневая тень в виде ласточкина хвоста. Красной извивающейся полоской обозначен рот. Волосы, борода и усы шиты коричневым шелком «рядками» с темно-коричневыми геометрическими прядями. Убрус шит таким же шелком, что и лик, швом в одном «вертикальном» направлении с четкими темно-коричневыми вертикальными линиями, которыми обозначены складки, по бокам они шиты крупными швами толстыми нитями пряденого серебра в виде полос. Нимб шит крупными швами толстыми нитями пряденого золота с красной прикрепой, образующей узор «городок». Перекрестие и контуры нимба – темно-коричневой нитью, буквы он – серебряной. Лики ангелов шиты тем же шелком, что и у Спаса, темно-коричневым отмечены черты, темно-песочным – абрис, тени и тороки. Волосы ангелов – светло-коричневые с темно-коричневыми кудрями. Нимбы их шиты пряденым золотом «рядками», одежды – серебряными нитями. На одеждах – фигурные вороты, украшенные золотными розетками. Средник знамени обрамляют полосы из золотных и толстых шелковых нитей. Вокруг средника по тафте вышит тропарь Спасу Нерукотворному. Буквы в надписи, шитые синим, зеленым и голубоватым шелком, перемежаются с золотыми и серебряными: тро.гла.в преч(с)тому ти бразу покланемс просще нашимъ хр(с)те бже волею бо благоизволилъ еси взыти на крстъ да избавиши же создалъ (т) работы вражи тмъ ти: радости вс исполнивыи спсе нашъ пришедыи спасти мир. На откосе нашиты пять восьмиконечных звезд и два четырехконечных креста из желтой китайской камки с мелким растительным узором. Справа пришита полоса розовой материи. Верхний и нижний края обшиты узкой бахромой из золотных и малиновых шелковых нитей. Обратная сторона знамени закрыта тюлем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Внутренность дискоса, его отдельные детали, одежды ангелов и Саваофа, нимбы и крылья шиты прядеными золото-серебряными нитями с незаметными прикрепами (швы – «рядки», «клетчатый городок», «клопчик», «ягодка», «городок», «перышки», «косичка»). Контуры и частично детали проложены золото-серебряной «веревочкой». На каймах из светло-коричневой камки пряденым серебром шито песнопение: ко вча на заколение ведес ко агнець//непороч(н)е прмо сътригущаго//безгласенъ тако нетверза//ешь оустъ ввоихъ во съмирении. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу 925 . Подкладка из красновато-коричневой китайской камки, с узором «облаков». Наверху подкладки пришиты две матерчатые петли. Составляет комплект с сударями «Богоматерь Знамение» (кат. 161) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 160). СОХРАННОСТЬ В чертах ликов имеются утраты коричневого шелка. Ткани на лицевой стороне помяты, подкладка сечется, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерской царицы Ирины Федоровны, однако здесь другая форма стояна, головы ангелов подняты к Саваофу, под ногами их и под стояном – облака, эти особенности характерны для произведений мастерской Акулины Бутурлиной (см. кат. 164). Необычно и песнопение, размещенное на кайме вместо евхаристического канона. АТРИБУЦИЯ Ткани, качество золото-серебряных нитей, применение аппликации, черты ликов, крупные швы золотого шитья, характер надписи (почти без лигатур) – позволяют датировать это произведение началом XVIII в. и с уверенностью предполагать, что оно вышло из мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 926 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1866, л. 114; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5591 соб.; Маясова 1996. С. 392, примеч. 20; Маясова 2003. С. 88. 162. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, начало XVIII в. Атлас (XVII в., Западная Европа), камка (XVII в., Китай), тафта (XVII в., Средняя Азия?), шелковые, серебряные и золотные сканые нити; ткачество, шитье, аппликация, акварель(?) 49,5x48,5 Происходит из Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Переводы: Баскаков, Христианинов, Лукошков, Новгородский, Псковский и др. Все эти виды знаменного распева были построены в духе того или другого гласа и вполне удерживали его основной характер, различаясь друг от друга только мелодическими оборотами и широтою развития мелодий. —91— Видоизменение основного напева, слишком уклонившееся от оригинала, носило название произвола 2494 . А. История знаменно семиографии (нотописания) В связи с развитием и изменением мелодии знаменного распева видоизменялось и его нотописание. Наша крюковая семиография, ведущая свое начало от греческих безлинейных немв, держалась в певческой практике Русской Церкви около семи веков, в течение которых постоянно изменялась, пока не получила вида чисто русского письма, имеющего лишь отдаленное сходство с греческой безлинейной системой нот. Нужно, впрочем, заметить, что основная схема начертания крюковых знаков оставалась одинаковою при всех переменах частностей. „Это постоянство основной схемы крюков или знамен, при всех временных ее изменениях, служит верным признаком и безошибочным средством распознавания и определения знамен, в какой бы рукописи они ни встретились, на всем протяжении веков, от XII по XIX вв. включительно“ 2495 . Первые безлинейные ноты писались черною тушью и отличались простотой и отчетливостью в начертании, приближаясь к уставному письму текста. Они не определяли точно, как музыкальные знаки настоящего времени, высоты и продолжительности звуков. Это были скорее „мнемонические знаки, долженствовавшие напомнить певцу мелодию, знание которой приобреталось путем практического обучения в школах“ 2496 . Они не могли в точности передать и выразить собою живой напев, но служили лишь средством воспроизведения или напоминания уже закрепленной в памяти певцов той или другой мелодий. Эта характерная особенность первоначальных крюков, при отсутствии в древнее время теоретических руководств к их чтению, весьма затрудняла изучение знаменного пения. —92— С постепенным развитием знаменного распева и умножением разных переводов количество безлинейных знаков, для его обозначения значительно увеличилось, а вместе с тем увеличилась и трудность их усвоения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

725 Новг. II лет. под 6971 г. стр. 141. Древности архим. Макар. ч. 1 стр. 105. Воспоминание ошибочно относит построение Сергиева храма к возвращению святит. Ионы из первой поездки в Москву. 727 Новг. II лет. под 6975 г. стр. 141; Новг. IV лет. 127. Прол. под 5 ч. ноября. Симеоновский мор подробно описан в житии свят. Ионы стр. 38–41. 728 Истор. Кар. т. V стр. 210; Грам. изд. в истор. иер. ч. 2 стр. 380–389. Точнее в описании Соловецк. мон. стр. 48–51. 729 О составлении служб и житий Новгорд. угодникам Божиим Прол. под 5 нояб. Воспоминание стр. 31. Толстого 2. 364, III, 59; Царского 103, 132, 133, 326, 379. Муз. Румянц. 592–595, 597, 704. Службы Предтече и преп. Онуфрию писаны, без сомнения, ко времени освящения храмов Предтече и Онуфрию в Отней пустыне, совершившемуся в 1462 г. До нас дошли минеи служебные на апрель, май, июль, октябрь, февраль, писанные по благословению архиеп. Ионы. Изд. акад. VI, 296, 297. См. Русск. свят. Филар. архиеп. Черниг. за м. ноябрь примеч. 33, 34, 35 и 36. 732 Жит. Русск. свят. Мур. за м. ноябрь стр. 23; сн. Русс. свят. Филар. Архиеп. Черниг. за тот же месяц прим. 23. 733 Новг. III лет. стр. 241. «Пред взятием В. Новгорода от в. князя Ивана Васильевича всея России, сказано в летописи, како хоте первое пленити, начаша знамения быти в В. Новеграде. Сия же знамения быша не на добро граду, якоже слышахом от тамо сущих житель». Далее описываются самые вышесказанные знамения; но год их не показан. 734 По описанию чудес, это чудо было первое и совершилось около 1540 г.; а в житии угодника Божия оно показано под 1655 г. 735 Описание чудес святит. Ионы в житии его стр. 58–86. Святит. Иона называется св. чудотворцем в грамоте 1563 г. (Истор. акт, 1:320). Служба св. Ионе – у Царского 564, у Румянцева 397. В минее на ноябрь м. 1645 г. Макар. древности 1, 297; письмен. устав. Соф. соб. под 5 ноября. 736 Рукоп. спис. Новгород. святителей 1 и 2 в моей библиотеке. Автор. При описании жизни святит. Феофила, мы, естественно, должны были коснуться подробностей истории покорения Новгорода, ибо, во-первых, жизнь святителя весьма тесно связана была с этим важным событием, а во-вторых, и потому, что летописцы, описывая события Новгорода в период святительства Феофила, ни о каких других деяниях его не говорят с такой подробностью, с какой повествуют о постоянном ходатайстве за Новгород при нашествиях на оный, и о его деятельном участии в ведении переговоров с в. князем. Нет сомнения, что добродетельный архипастырь немало трудился на пользу своей беспокойной паствы, но его пастырские труды обойдены молчанием по причине, вероятно, тогдашнего крайне смутного времени. Автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Всех скорбящих Утешительнице и бедствующих Помощнице, Всеблагая Богородительнице, не презри нас, припадающих к Тебе пред пречистым образом Твоим, но посети нас милостивно щедротами Твоими: и, якоже древле отцем нашим помощь Твою державную явила еси, тако и нас, смиренных, не лиши Твоего заступления во время благопотребно, да не постыдимся во уповании нашем, еже по Бозе крепко на Тя возлагаем, и зовем Ти: Радуйся, Богосветлая свеще, светом Христовым озаряющая верныя души; радуйся, многоценный алавастр, миром Божия благодати умащаяй боголюбивыя сердца. Радуйся, умнаго Солнца Мати, верныя просвещающаго, неверныя же помрачающаго; радуйся, славо небесных и упование земных. Радуйся, Надеждо наша и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою; радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая. Радуйся, обетовании благими души верных благодатно веселящая; радуйся, девственных ликов славо и похвало. Радуйся, подвижников благочестия к горнему Сиону путеводствующая; радуйся, верных к Небесному Иерусалиму приводящая. Радуйся, омраченная сердца светом истиннаго Боговедения просвещающая; радуйся, и всех нас благодатными лучами великия Своея милости покрывающая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 9 Вся ангельская воинства благоговейно Тебе служат, Небесе и земли Царице, человеческий же род немолчныя хвалы Тебе приносит, горних и дольных Владычице, и Твою святую икону поклонением досточестным почитает. Сию бо во отраду и утешение нам даровала еси, Всеблагая, и знамения Матерния любве Твоея оною нам присно являеши, да поем Тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витии суемудреннии человечестии не могут постигнути Божественную тайну приснодевства Твоего, Марие Богородице, како в рождестве и по рождестве ключи девства Твоего целы сохранила еси, ангелов и человеков удививши. Темже Тя благочестно Матерь и Деву исповедующе, присно Тя ублажаем и хвалебно Тебе воспеваем: Радуйся, возвеличившая род человеческий непорочною Твоею чистотою; радуйся, освятившая землю всесвятым Твоим рождеством.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010