В форме торжественной проповеди, разделенной на три части, Иларион развивает три идеи: о духовном превосходстве Нового Завета (то есть «благодати») над Ветхим Заветом («законом»), о великом значении крещения Руси и роли князя Владимира в достижении величия земли Русской. Постепенно переходя от общего к частному, Иларион соединяет богословскую мысль и политическую идею. Его рассуждения представляют стройное и органическое развитие одной идеи – прославления Руси. В то же время Илариону чужда мысль о национальной ограниченности. Он все время подчеркивает, что русский народ есть только часть человечества. «Слово о законе и благодати» – произведение единственное в своем роде. Таких трудов не знала Византия. Это историософское сочинение, утверждающее существование Руси, ее связь с мировой историей, ее место в мировой истории. Из него, как из семени, выросло гигантское древо русской литературы и философской мысли. Другим знаменитым древнерусским мыслителем был митрополит Климент Смолятич, о котором летописец говорит, что такого мудрого философа Русь еще не видывала. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь одно его сочинение, которое свидетельствует о блестящем знании автором греческих и александрийских источников. Работ другого древнерусского мыслителя – епископа Кирилла Туровского – сохранилось значительно больше. По его проповедям видно, что это был выдающийся оратор, подражавший знаменитым греческим риторам. На севере Руси выделялся новгородский епископ Лука. Его стиль не так изящен, как у южан, зато этика поучительна, предметна, конкретна. Следует отметить, что на севере Руси богословская и философская мысль выражалась не столько в литературных памятниках, сколько в храмостроительстве и иконописи, достигших большого художественного совершенства. Огромное значение для русской культуры имели летописи. Подобно «Слову» Илариона, летописание было проникнуто стремлением осознать текущие события через обращение к прошлому. Поэтому интерес монахов-летописцев к истории своего народа выразился не только в прославлении деяний христианских подвижников, но и подвигов древних языческих князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Икос 5 Видевше чудеса преславная, от иконы знамения Твоего бывшая, Владычице Преблагая, людие Новаграда со усердием к ней притекаху и в недузех своих исцеления благодатная от нея приемляху. К нейже ныне приходяще, покланяемся, и чествуем, и от желания сердца целуем, исцелений благодать почерпающе, и недуг телесных, и душевных страстей свобождаемся, зовуще Ти и глаголюще: Радуйся, скорбящих Радосте и обидимых Заступнице; радуйся, печальных утешение и бедствующих Помощнице. Радуйся, болящих немздоприимная Целительнице; радуйся, нищих и убогих некрадомое богатство. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, отчаянных и безнадежных от рова погибели избавляющая. Радуйся, вдовиц и сирых благосердая Попечительнице; радуйся, целомудрия и воздержания юных Наставнице. Радуйся, старцев благоговейных сладкое успокоение; радуйся, стариц боголюбивых тихое прибежище. Радуйся, кающихся грешников верная Споручнице; радуйся, даров духовных щедрая Подательнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 6 Проповедует Новград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооруженных от святыя иконы Знамения Твоего помощь Твою благодатную людем Твоим даровала еси, враждебныя полки со студом вспять обратила еси, град же Твой цел и невредим от них сохраньши, да вси поют Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси лучами великих чудес в Новеграде, Богородице Дево, и икону Знамения Твоего благодатным истечением слез дивно прославила еси, неизчетныя милости от нея щедро подавающи всем скорбящим и обремененным. Посети убо и души наша, недугующия страстьми греховными, Госпоже Всеблагая, и буди нам Помощница во спасение, да благодарственно Тебе зовем: Радуйся, Молитвеннице благоприятная за нас к Богу; радуйся, Предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая. Радуйся, руце Твои богоносне на умоление ко Творцу выну простирающая; радуйся, яко Мати Сына, Судию Праведнаго, о всем мире умоляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И далее взывает к слушателям: «Умножим, верные чада России, умножим сердечные моления наши о благочестивейшем государе нашем императоре Александре Николаевиче, да Царь царствующих Сам невидимо положит на главе его венец от камене честна и венчает его милостью и щедротами; да помажете, его елеем святым, елеем благодати, духом премудрости и силы, да благословит его благословением благостынным, и с ним да благословит и соучастницу славы его, ныне тезоименитую благочестивейшую государыню императрицу Марию Александровну, к полной радости нашей, к совершенному благоденствию отечества». 1691 Затем, когда наступил август 1856 года и когда стало собираться в Москву большее и большее число разного рода особ духовных и светских, православных, инославных и даже представителей не христианских религий, русских и иностранных, когда сюда стали приезжать и высочайшие особы Российской императорской и иностранных царственных фамилий о когда наконец 14 августа изволил прибыть в свою первопрестольную столицу сам государь император с государыней императрицей и августейшими детьми, тогда близость важного события коронации стала еще очевиднее. Назначенная было сначала на 19 августа коронация окончательно перенесена на 26 августа, о чем в течение трех последних дней пред коронацией и провозглашаемо было всенародно, по обычаю, герольдами, с приглашением народа усугубить свои молитвы о царе и царстве. День этот (26 августа) был знаменателен для России уже тем самым, что он был напоминанием об одном из важнейших событий отечественной войны 1812 года, – о Бородинской битве. Еще более сделался ом знаменателен теперь тем, что в этот день совершилась коронация царя-освободителя. По высочайшему повелению, «и особенно, как говорили тогда, по желанию государыни императрицы, первенство при церковном совершении этого торжества предоставлено было старейшему и знаменитейшему архипастырю первопрестольной столицы, Митрополиту Филарету», 1692 не смотря на то, что во исполнение того же высочайшего повеления в Москву прибыл, для участия в этом же торжестве, и первенствующий член Святейшего Синода, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор, так как и самые заседания Святейшего Синода на время коронационных торжеств, как мы говорили раньше, перенесены были в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Достойно есть» О. р. было создано в сер. XVII в.: в тексте присутствует выражение «без сравнения» вместо «воистину», к-рое появилось во время реформ патриарха Никона. Действуют 2 принципа развития - интонационная вариантность и вариантность строк. Первый принцип осуществляется последовательно из строки в строку и создает активное движение на основе 1-й строки песнопения. Варьируются 2 ячейки - нисходящая терция, начинающая каждую строку песнопения, и ритмически характерная серединная интонация строки. Интонационные обороты «прорастают» друг в друга, постепенно расширяя звукоряд. Переходя из строки в строку, интонационная вариантность образует вариантность строк, повторность к-рых создает обобщающий 3-й раздел - репризу («Честнейшую херувим»). При сопоставлении «Достойно есть» О. р. со стихирой по 50-м псалме «Благовестит Гавриил» (РНБ. Тит. 1231. Л. 157) выяснилось, что оба имеют большой сходный фрагмент в самом начале. Кроме того, они оканчиваются одним и тем же словесным и мелодическим кадансом (ср. крюковую нотацию слов «айне-не-айно»). Изд. (расшифровки): Успенский Н. Д. Образцы древнерус. певч. искусства. Л., 19712. С. 124-125 (Трисвятое); он же. Древнерус. певч. искусство. М., 19712. С. 349-356 («Приидите, ублажим»); Кутузов Б. П. Рус. знаменное пение. М., 2008. С. 260-264 («Достойно есть»), 266-267 (Трисвятое). Лит.: Разумовский Д. В., прот. Богослужебное пение Православной Греко-Российской Церкви: Теория и практика церк. пения. М., 1886; Зверинский. Т. 3. С. 121; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до кон. XVIII в. М.; Л., 1928; Безуглова И. Ф. «Достойно есть» Опекаловского распева//ТОДРЛ. 1961. Т. 36. С. 308-319; она же. Опекаловский распев//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; она же. Каноническое и индивидуальное в творчестве распевщиков XVII в. (Опекаловский распев): АКД. Л., 1982; Успенский Н. Д. Реалистические тенденции в творчестве новгородского мастера XVI в. Опекалова//Проблемы муз. науки. М., 1975. С. 303-321; он же. Древнерус. певч. искусство. М., 19772. С. 170-185; Дроздецкая Н. К. Опекаловский распев: Именование и бытование//ДРВМ. 2005. 1(19). С. 80-91; она же. Муз. жизнь Твери и губернии. Тверь, 2008. С. 19-45, 178-202; Кутузов Б. П. Рус. знаменное пение. М., 2008. С. 154-160.

http://pravenc.ru/text/2581429.html

Сию убо боголепным поклоненим чествующе, хвалебне Тебе, Владычице, взываем: Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающих; Радуйся, благосердая Услышательнице молений наших. Радуйся, великий Новград благословением Твоим осенившая; Радуйся, в пределех его икону Знамения Твоего чудесы прославльшая. Радуйся, дев ликостояния прославлением иконы Твоея духовно возвеселившая; Радуйся, всесильными Твоими к Богу молитвами и нас ко блаженству райскому возводя. Радуйся, за всех нас милостивая к Сыну Твоему и Богу Хода-таице; Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая Споспешнице. Радуйся, вся страны православныя покровом милости Твоея осеняющая; Радуйся, многих мест и обителей сокровище исцелений неоскудное. Радуйся, иноков и инокинь благопод-визающихся всемощная Покровительнице; Радуйся, и в миру благочестно живущих усердная Заступнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 8 Странствующе в юдоли сей земней, многоскорбней и много-мятежней, горняго града - Иерусалима Небеснаго взыскуем и Тебе, Владычице, молим: путеводствуй нам по стези заповедий Христовых и сохрани нас от падений греховных, удиви на нас милость Твою и осени нас Твоим заступлением, да, Твоею помощию спасаеми, сподобимся купно со всеми святыми воспевати: Аллилуиа. Икос 8 Всех скорбящих Утешительнице и бедствующих Помощнице, Всеблагая Богородительнице, презри нас, припадающих к Тебе пред пречистым образом Твоим, но посети нас милостивно щедротами Твоими: и, якоже древле отцем нашим помощь Твою державную явила еси, тако и нас, смиренных, не лиши Твоего заступления во время благопотребно, да не постыдимся во уповании нашем, еже по Бозе крепко на Тя возлагаем, и зовем Ти: Радуйся, Богосветлая свеще, светом Христовым озаряющая верныя души; Радуйся, многоценный алавастр, миром Божия благодати умащаяй боголюбивыя сердца. Радуйся, умнаго Солнца Мати верныя просвещающаго, неверныя же помрачающаго; Радуйся, славо небесных и упование земных. Радуйся, Надеждо наша и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою; Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая.

http://pravicon.com/info-1176

Развитию и пополнению его способствовали канонизация местных и общерус. святых, введение новых праздников, важные события в жизни гос-ва, вызывавшие смену песнопений в чинах многолетствования, чаши заздравной и т. п. А. п. владели всеми стилями древнерус. богослужебного певч. искусства. Напр., кроме рядового знаменного распева к 40-м гг. XVI в. новгородский хор исполнял не только обычные, но и 2-голосные, строчные и демественные с верхом песнопения (см. Строчное пение , Демественное пение ). В XVII в. большинство А. п. знало 2 соседние строки в 3- и 4-голосных песнопениях, а нек-рые могли петь все строки. Преобладание в репертуаре строчных песнопений привело к специализации певцов внутри станиц, к делению их на вершников , путников , демественников , нижников . Исполняли А. п. и песнопения в стилях пути , большого распева , знаменного многоголосия , а в кон. XVII в. освоили партесное пение . Мелодическое богатство репертуара дополняли разные варианты распевов к одному и тому же тексту. В 1-й четв. XVII в. новгородские А. п. имели целый Обиход новгородского распева, содержавший песнопения в честь местночтимых святых; в праздники московского происхождения и общецерковные ими чаще всего выпевалась «Обедня строчная московская». В певч. сборниках, принадлежавших А. п., находим произволительный, соловецкий, тихвинский, киевский, греческий и др. распевы; встречаются и авторские распевы : Радилов, Никитин, Варламовский. Нередко А. п. выполняли и непевческую работу. Так, вологодские певцы Иван Полиектов и Константин Грешной были иконописцами (XVII в.). Источники называют имена А. п., занимавшихся серебряным делом, лицевым шитьем и т. п. Как люди грамотные, они привлекались к книжному письму, к оформлению юридических документов. Им поручались деловые поездки в ближние и дальние города. Псковские А. п., напр., в XVII в. имели «в бою… по копию». В документах А. п. записывались, как правило, вместе с «владычными» служилыми людьми. В списках они помещались перед или за детьми боярскими и приказными чинами.

http://pravenc.ru/text/76494.html

Изменения ее внешнего облика продолжались и в течении всего этого столетия. Во второй половине XVIII века (точный год неизвестен) дворянская усадьба на холме по какой-то причине была упразднена, хотя местные крестьяне вплоть до 1861 года оставались крепостными, последовательно принадлежа различным владельцам. Как мы помним, в 1672 году Городище с окрестными деревнями было пожаловано боярину Б.М. Хитрово. Его наследники владели Городищем вплоть до последней четверти XVIII века; на 1773 год владельцем села являлся действительный тайный советник Яков Лукич Хитрово. Однако в конце XVIII столетия Городище стало собственностью знаменитого деятеля эпохи царствования Екатерины II графа и генерал-аншефа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737-1808), от которого перешло к его единственной дочери — графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской (1785-1848), богатейшей женщине России того времени (по наследству от отца она получила 30 тысяч крестьян), духовной дочери знаменитого архимандрита новгородского Юрьева монастыря Фотия (Спасского), в конце жизни принявшей тайный постриг в монашество с именем Агния. После ее кончины в 1848 году Городище в числе других вотчин графини, как не имеющее прямых наследников, перешло во временное управление казны (эта мера, по-видимому, была введена из-за претензий, предъявлявшихся на наследство другими Орловыми). Таким образом, с 1848 года часть крестьян Городища и ряда окрестных деревень фактически из крепостных крестьян перешла в разряд государственных. Но другая часть городищенцев вплоть до отмены крепостного права принадлежала помещикам — коллежской секретарше Варваре Петровне Березниковой и брату и сестре Дмитрию Алексеевичу и Екатерине Алексеевне Ляпуновым (в то время нередки были случаи, когда какое-нибудь селение находилось во владении у нескольких помещиков). В результате упразднения дворянской усадьбы Христорождественский храм стал приходским — центром не очень крупного прихода, в состав которого, кроме Городища, вошли еще пять деревень.

http://sobory.ru/article/?object=00649

45х46,5 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 868 Инв. ТК-2743 Кат. На среднике по малиновому атласу в ореоле, шитом прядеными золотными нитями, изображена Богоматерь Знамение. Младенец со свитком в одной руке и сложенной в молении второй рукой. Фон ореола – незашитый, по углам средника – профильные херувимы. На фоне – шитые серебром надписи: хс, мр у. На обрамленных с двух сторон золотными полосами каймах по той же малиновой камке, что и на среднике, серебряной пряденой нитью вязью шит тропарь праздника иконы «Богоматерь Знамение»: ко неборимую стену и чюдесъ стжавъше т бце сопротивныхъ опо(л)чени ни(з)лагаемъ те(м) же моли(м) т ми(р) граду (т)воему//дару(и) душа(м) нши(м) велию мило(ст) честнаго браза твоего знамение пра(з)нующе и людие//твои бгородиче и лицемъ аще див(н)ую побе(д)ил сопроти(в)ных граду твоему дарова те(м) же верою взывае(м) раду(и)с дво христино(м) по(х)вала. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и на нижнюю. Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Личное шито тонким крученым сероватым шелком плотно «по форме» «атласным» швом с небольшими оттенениями под глазами и к вискам. Черты ликов, глаза, волосы Младенца и херувимов, контуры и детали рисунка шиты темно-коричневой нитью. Одежды и нимбы – прядеными серебряными и золотными нитями с густыми цветными прикрепами (швы – «ягодка», «черенок», «клопчик», «ягодка с крестиком», «перышки»). Подкладка из зеленой тафты. На подкладке сверху пришиты три матерчатые петли. СОХРАННОСТЬ Ткани загрязнены, на подкладке – разрывы. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для второй половины XVII в. (см. кат. 114,137). АТРИБУЦИЯ Плотное шитье с умеренным оттенением в ликах, небольшой набор золотных швов, четкая, красивая вязь с большим количеством лигатур и выносных букв, при э том определенная линеарность и угловатость складок одежд, характерная форма носа Марии позволяют датировать произведение второй половиной XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И власти области приняли решение, то, которое ежедневно молитвенно испрашивалось в Филипповской церкви. Через несколько дней после принятия решения о передаче собора, иконы «Знамение» и монастырей Церкви в Новгород приехала комиссия Министерства культуры СССР. В состав ее вошли известные люди, имена которых самым прямым образом связаны с изучением, сохранением и реставрацией древнерусского художественного наследия. Невольно возникла надежда, что наконец-то будет найдено взаимное согласие ученых, деятелей культуры и Церкви, будет решено, как в новых условиях профессионально и ответственно хранить возвращенные сокровища древней культуры их единственно законному владельцу. Казалось, те, кто годами отчаянно и безответно писали о гибели новгородских памятников архитектуры, изучали великое художественное наследие Новгорода, не могли не принять предлагаемого самим ходом времени нового сотрудничества, новой живой, всенародной формы сохранения дорогих для всех церковных и национальных святынь. Если раньше, в худшие времена, взаимодействуя с невежественными, часто враждебно по отношению к культуре настроенными властями, эти люди проявляли то бескомпромиссность, то гибкость ради спасения храмов, фресок, икон, то сейчас не естественно ли было услышать от них слова, обращенные к верующим, для которых все это – великая святыня, простые слова: «Давайте работать вместе, у нас общая задача спасти и сохранить живое это великое наследие». Но неожиданно (неожиданно ли?) прозвучало совсем иное. Резко и с лишенной каких-либо рефлексий властностью министерской комиссией было заявлено, что всему этому (уже законно решенному!) – не бывать: «Вы права не имели отдавать что-либо, передача собора и иконы «Знамение» – волюнтаристский акт. София может быть использована только для единичных служб по большим праздникам, «Знамение» и Софийский иконостас навсегда останутся в музее» и т. д. И что показательно, все время звучало: «отдать», «передать»... И ни разу не было сказано единственно верного слова – «ВОЗВРАТИТЬ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 8 Странствующе в юдоли сей земней, многоскорбней и многомятежней, горняго града – Иерусалима Небеснаго взыскуем и Тебе, Владычице, молим: Путеводствуй нам по стези заповедий Христовых и сохрани нас от падений греховных, удиви на нас милость Твою и осени нас Твоим заступлением, да, Твоею помощию спасаеми, сподобимся купно со всеми святыми воспевати: Аллилуиа. Икос 8 Всех скорбящих Утешительнице и бедствующих Помощнице, Всеблагая Богородительнице, не презри нас, припадающих к Тебе пред пречистым образом Твоим, но посети нас милостивно щедротами Твоими: и, якоже древле отцем нашим помощь Твою державную явила еси, тако и нас, смиренных, не лиши Твоего заступления во время благопотребно, да не постыдимся во уповании нашем, еже по Бозе крепко на Тя возлагаем, и зовем Ти: Радуйся, богосветлая свеще, светом Христовым озаряющая верныя души; радуйся, многоценный алавастр, миром Божия благодати умащаяй боголюбивыя сердца. Радуйся, умнаго Солнца Мати, верныя просвещающаго, неверныя же помрачающаго; радуйся, славо небесных и упование земных. Радуйся, надеждо наша и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою; радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая. Радуйся, обетовании благими души верных благодатно веселящая; радуйся, девственных ликов славо и похвало. Радуйся, подвижников благочестия к горнему Сиону путеводствующая; радуйся, верных к Небесному Иерусалиму приводящая. Радуйся, омраченныя сердца светом истиннаго боговедения просвещающая; радуйся, и всех нас благодатными лучами великия Своея милости покрывающая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая. Кондак 9 Вся ангельская воинства благоговейно Тебе служат, небесе и земли Царице, человеческий же род немолчныя хвалы Тебе приносит, горних и дольных Владычице, и Твою святую икону поклонением досточестным почитает. Сию бо во отраду и утешение нам даровала еси, Всеблагая, и знамения матерния любве Твоея оною нам присно являеши, да поем Тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010