Однажды ехали в автобусе на железнодорожную станцию. Один из пассажиров, изрядно выпивший, начал громко ругать священнослужителей, видимо, рассчитывая вывести дедушку из молитвенного состояния, но старался он напрасно. Дедушка жестом остановил меня, когда я собирался прекратить это безобразие, и, не замечая обидчика, продолжал молиться. Вдруг тот человек замолчал. Я внимательно следил за ним. Вижу, с ним что-то происходит: побледнел, сказать ничего не может, задыхается, потом свалился на пол автобуса. В салоне стало тихо-тихо. Так и лежал, пока не приехали на станцию». Архимандрит Зинон (Теодор) Воспоминания архимандрита Зинона (Теодора) – духовного сына архимандрита Серафима. «Я познакомился с отцом Серафимом в 1975 году, накануне своего поступления в монастырь. Встреча с ним для меня была очень важным событием, потому что я увидел человека совершенно необычного. Я собирался поступать в монастырь, просил его благословения, он сделал это с радостью. Так завязалось наше знакомство, продолжавшееся вплоть до его кончины. Потом, уже живя в монастыре, я ездил к батюшке в течение семи лет. Мне всегда вспоминается эпизод из жизни Антония Великого . К авве приходили трое монахов, двое о чем-нибудь спрашивали, а третий все время молчал. Антоний, наконец, решил спросить у монаха, почему он ни о чем не спрашивает. Монах ответил: «А мне достаточно на тебя смотреть». Так было и со мной 46 . Рядом с отцом Серафимом нужно было жить, с ним нужно было общаться, за ним нужно было наблюдать. Это был такой опыт, который очень трудно поддается описанию. Я не задавал почти никаких вопросов отцу Серафиму. Он всегда приглашал меня к службам, которые совершались у него в келлии, и к обеденному столу; там были разные люди, задавали разные вопросы. Я слушал его ответы, наблюдал за ним и этого для меня было достаточно. Я не слышал никаких заумных ответов, не видел каких-нибудь чудес. Я видел тихую святость. Я никогда не слышал, ни одного раза, чтобы батюшка кого-нибудь осудил или о ком-нибудь пренебрежительно отозвался, хотя он видел всяких людей и от некоторых много натерпелся. Но он относился ко всем с одинаковой любовью, всех умел объединять, рядом с ним они становились едиными. Это тоже одно из свойств святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подпишитесь на наш Телеграм «Апостол Руси, возникшей в IX веке! — хмыкнет скептик. — Да он и не слышал о наших «варварских землях», лежавших за пределами культурной Ойкумены». Действительно, апостолом Руси-России мы считаем Андрея, брата апостола Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память — 30 ноября/13 декабря и 30 июня/13 июля, в праздник Собора Двенадцати апостолов . Греческое имя апостола νδρας, Андрэас (еврейское неизвестно) переводится как «мужественный», «храбрый». Первоначально он был рыбаком, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников. Причем его призвание одним из первых (Мф 4:18), или даже первым (ранее брата, — Ин 1:35–42), обеспечило ему имя «Первозванный» (греч. Протклетос ). Последние упоминания об Андрее Первозванном в Новом Завете — в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин 12:20–34), и в начале Книги Деяний Апостольских. По преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли Римской империи («Скифию») и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, апостол Андрей был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. Брусья его креста не были перпендикулярны, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть андреевским. Архимандрит Зинон (Теодор). Апостол Андрей. Фрагмент росписи нижнего храма Феодоровского собора Санкт-Петербурга Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой политики. Престиж древнейших центров христианства был связан с их рангом «апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим — кафедра апостола Петра, Александрия — кафедра апостола Марка, и др.). Когда же портовый городок Византий, не имевший подобной истории, по воле императора Константина Великого стал в 330 году Новым (Вторым) Римом (Константинополем), столицей Римской империи и центром Восточного христианства (православия), спорившим за первенство с Первым Римом, — то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в Византии и посвящении им первого епископа этого города Стахия, «апостола от Семидесяти».

http://blog.predanie.ru/article/apostol-...

В заключение своей лекции я хотел бы сказать несколько слов об исключительном значении иконы в Православии и его свидетельстве миру. В сознании многих, особенно на Западе, Православие отождествляется прежде всего с византийскими и древнерусскими иконами. Мало кто знаком с православным богословием, мало кому известно социальное учение Православной Церкви, немногие заходят в православные храмы. Но репродукции с византийских и русских икон можно увидеть как в православной, так и в католической, протестантской и даже нехристианской среде. Икона является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для нее, а то и враждебном по отношению к ней мире. По словам Л. Успенского, «если в период иконоборчества Церковь боролась за икону, то в наше время икона борется за Церковь» (39). Икона борется за Православие, за истину, за красоту. В конечном же итоге, она борется за душу человеческую, потому что в спасении души заключается цель и смысл существования Церкви. 1   Прот. Александр Шмеман.  Дневники. Запись: Пятница, 27 сентября 1974. 2   Прот. Александр Шмеман.  Исторический путь Православия. Гл. 5, § 2. 3  Е. Трубецкой.   Три очерка о русской иконе. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. Изд. второе. М., 2003. С. 7. 4   Священник Павел Флоренский.   Иконостас. В кн.: Собрание сочинений. Т. 1. Париж, 1985. С. 221. 5   Святитель Григорий Великий.   Письма. Кн. 9. Письмо 105, к Серену (PL 77, 1027-1028). 6   Преподобный Иоанн Дамаскин.  Первое защитительное слово против порицающих святые иконы, 17. 7   Преподобный Феодор Студит . (PG 99, 340). 8   Преподобный Иоанн Дамаскин.  Цит. по: В. Лазарев. Византийская живопись. М., 1997. С. 24. 9   Архимандрит Зинон (Теодор).  Беседы иконописца. СПб., 2003. С. 19. 10   Преподобный Иоанн Дамаскин.  Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, 8. 11  Преподобный Иоанн Дамаскин.  Второе защитительное слово против порицающих святые иконы, 14. 12   Прот. Александр Шмеман.  Исторический путь Православия. Гл. 5, § 2.

http://patriarchia.ru/db/text/1403321.ht...

Если XVIII и XIX вв. – время забвения, то ушедший ХХ в. – период постепенного обретения великого наследия древней иконописи. Успешно начавшийся в начале столетия, этот процесс был заторможен на десятилетия советской властью. Заторможен, но не уничтожен полностью. В условиях жесточайшего гонения икона продолжала свою жизнь в остававшихся храмах, в хранилищах музеев, в частных домах и даже в учебных художественных заведениях, где в рамках подготовки специалистов по реставрации и мастеров монументальной живописи приобретались навыки иконописи, религиозных росписей и мозаик. Географически дальнейшее развитие иконописания в этот период фактически переселяется за границу – в Европу, Америку, Канаду, на Дальний Восток или в Австралию – места рассеяния православных граждан дореволюционной России. Иверская икона Божией Матери. Современная икона Феодоровская икона Божией Матери. Современная икона Им была уготована важная миссия. Такие русские иконописцы, как Д. Стеллецкий, Л. Успенский , Г. Круг, Г. Морозов, П. Софронов, сестра Иоанна (Рейтлингер), княжна Е. Львова и многие другие в меру своих талантов продолжили традиции древней русской иконописи и оказали значительное влияние на ее развитие в постперестроечный период России. Особая роль в формировании представлений о характере будущей иконописи, приоритетов традиционных форм принадлежит Л. Успенскому . Публикация его книги «Богословие иконы Православной Церкви» (М., 1989) в России стало событием первостепенной важности. Именно она во многом сформировала современное устойчивое представление о необходимости следования древним традициям русского иконописания, уходяшего корнями в Византию. Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова).Прп. Серафим Саровский в молении Богородице об устроении Дивеевской обители. 1950-е г. П.М. Софронов. Богоматерь Умиление. 1943г. Зинон (Теодор В.М.).Спас Нерукотворный. Икона. Кон. 1980-х гг. Иконостас придела прп. Серафима Саровского Троицкого собора. Псков Несмотря на продолжавшиеся гонения, иконопись в России была поднята на профессиональный уровень уже в 1950-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Состоялась презентация книги, посвященной истории украшения нижнего храма Феодоровского собора сентября 2013 В ней приняли участие авторы-составители издания. Книга, посвященная истории украшения нижнего храма  Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых , представлена 1 сентября. Во встрече, состоявшейся в соборе, приняли участие авторы-составители издания. Его название - " Анастасис " - имеет подзаголовок: " Подлинная история украшения нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери, рассказанная участниками и очевидцами событий " . Презентацию вел  один из авторов книги, настоятель храма  протоиерей Александр Сорокин . Главным героем встречи стал архимандрит Зинон (Теодор) - автор концепции художественного убранства нижнего храма, росписи апсид алтаря, диаконника и жертвенника, создатель многих икон. Отец Александр рассказал о творческом пути архимандрита Зинона, о том, при каких обстоятельствах известный иконописец принял решение участвовать в восстановлении Феодоровского собора, о перипетиях, связанных с работой мастера. Слушатели узнали о том, что особенности устройства и планировки нижнего храма собора (отсутствие иконостаса, открытый алтарь, сливающийся с основным храмовым пространством в одно целое) отразили пожелание Строительного комитета в отчете 1917 года (намерение создать храм в традициях домонгольских церквей). С другой стороны, эти решения подсказывал сам опыт приходской жизни общины. Искусствовед Ирина Языкова проанализировала богословские основания творчества отца Зинона, рассказала об иконографических особенностях росписи нижнего храма. По ее словам, отцу Зинону удалось выполнить сложную задачу: он сделал храмовое пространство живым с точки зрения переживания Божественной литургии. С художественной точки зрения, его творения одновременно и современны, и восходят к вечным классическим образцам церковного искусства. В связи с этим опыт воссоздания Феодоровского собора может оказаться важным в нынешних условиях возрождения церковного искусства. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=358...

И потому в евангельских описаниях явлений Воскресшего Иисуса ученики не сразу узнают Его. Момент узнавания часто связан с совместной трапезой, что ясно отмечено и в явлении семи ученикам на Тивериадском озере, и в преломлении хлеба со путниками Эммаусе. Это прозрачное указание на Таинство Евхаристии как доступного каждому личного общения с Христом. Епископ Кассиан (Безобразов) в своих лекциях по Новому Завету говорит: «Преломлением хлеба в славе Воскресения Иисус „эмаусским“ ученикам напомнил чудо насыщения — явление иного бытия в преодолении тварной ограниченности. Иное бытие — в чуде насыщения. Иное бытие — в славе Воскресения и тайне Евхаристии — приобщение иному бытию в предвкушении царства». Первое послеапостольское поколение христиан жило, остро чувствуя присутствие Воскресшего Христа, объединяющего их в единое Тело в совершении Евхаристии. Центром их внимания была Евхаристия. Только здесь они черпали откровения и силы. В апостольских посланиях и творениях древнейших отцов Церкви, живших в первые три века, нигде не говорится о паломничествах ко Гробу Господню. Архимандрит Зинон (Теодор) в своей книге «Беседы иконописца» пишет, что в первые века христиане вообще не знали поклонения Гробу Господню. Можно заметить, что и в четвертом веке великий богослов святитель Григорий Нисский отвергал полезность паломничеств по святым местам: «Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Гос-подь мог вселиться в тебя. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты и был на Голгофе или на горе Масличной, или под памятником Воскресения,— ты столь же далек от принятия Христа в себя, как и тот, кто не исповедовал и начала веры». Как это похоже на тот побег из Иерусалима, который пресек своим явлением Христос на дороге в Эммаус. От Бога, как и от себя, не убежишь. «Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк. 17, 21) Рано или поздно эта встреча должна состояться, и человеку предложено будет сделать окончательный выбор перед лицом Божиим.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/10/9...

В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келлии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: " Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся " . Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келлии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келлии святого всегда горели свечи, и он говорил: " Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром " . Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь. Иконописный подлинник Москва. 1955-80. Преп. Серафим Саровский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1955-80 годы. Покровский Академический храм. Троице-Сергиева Лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1957. Явление Богородицы прп. Серафиму. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1957 год. Придел преп. Серафима Саровского Трапезного храма. Троице-Сергиева Лавра. Франция. XX. Прп. Серафим. Инок Григорий (Круг). Икона. Франция. XX в. 45 х 37. Монжерон. Франция. Псков. До 2006. Прп. Серафим. Архим. Зинон (Теодор). Икона. Псков. До 2006 года. Москва. 2005. Прп. Серафим Саровский. Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Сергиев Посад. 2005 г. Украина. 2006. Прп. Серафим. Зданович А.В. (Иконописная школа). Фреска (не завершена). Святые врата Святогорской лавры. Украина. 2005 год. Москва. Ок. 2006. Прп. Серафим. Нагнойный - Павлов И. (выпускник Иконописной школы 1998 г.). Икона (фрагмент). Сергиев Посад. Около 2006 года. Москва. 2006. Прп. Серафим с житием. П. Бусалаев, А. Масленников, С. Ливанский. Икона. Москва. 2006 г. Собрание Фонда во имя Серафима Саровского. Саров. Россия. XIX. Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в. Россия. XIX. Прп. Серафим. Портрет. Россия. XIX в. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909479.htm...

Сотрудник РГПУ Вадим Сазонов рассказал об истории создания памятника Александру Невскому в Усть-Ижоре работы Владимира Горевого. Настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых протоиерей Александр Сорокин выступил с сообщением о нижнем храме Феодоровского собора, посвященном святому Александру Невскому. Он рассказал об истории собора. Его архитектор Степан Кричинский известен как яркий представитель модерна. Разрабатывая проект, он цитировал образцы русского храмового зодчества, в том числе эпохи Александра Невского. Собор был освящен в год празднования 300-летия Дома Романовых, но действовал только верхний храм. Нижний, который планировалось посвятить святым Александру Невскому и Марии Магдалине, небесным покровителям императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, так и не был устроен. При восстановлении собора после десятилетий разрушения (здание в советское время занимал молокозавод) фрески и иконы для нижнего храма писал архимандрит Зинон (Теодор). Он написал образ святого Александра Невского в одежде схимника - этот иконографический тип несколько столетий оставался забытым. Собор - памятник архитектуры федерального значения, но, поскольку нижний храм до 1917 года отделан не был, это давало относительную свободу при его восстановлении. Интерьер нижнего храма многим кажется неожиданным: привычный иконостас в нем заменяет невысокая алтарная преграда. Так строили храмы в первые века христианства. Сохранился журнал строительного комитета за 1917 год, из которого следует, что нижний храм собирались строить в домонгольском стиле. Можно сказать, что пожелание строителей храма, высказанное более ста лет назад, исполнено. Председатель Псковского отделения ИППО Владислав Туманов рассказал о восстановлении в 1995 году храма во Пскове, посвященного святому: в свое время строительство благословил Патриарх Алексий II. Сотрудник ГМП " Исаакиевский собор " Юлия Ушкова рассказала об уникальных янтарных изображениях святого Александра Невского работы Александра Крылова. Одно из них - икона, которую высоко оценил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , посетивший выставку " Гимн солнечному камню " в ризнице " Спаса-на-Крови " . Художник создал также бюст святого князя из янтаря, используя природный жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

— Но откуда берется противопоставление красоты внешней, плотской и внутренней, духовной? —Это следствие падения человека. Страсти помрачили прекрасное в человеке. Как у преподобного Иоанна Лествичника: «Некто (очевидно, это был сам преподобный), увидев женскую красоту, прослезился и прославил Сотворившего ее, и то, что для другого явилось сетью, для него явилось поводом к славословию». Или, как говорит апостол Павел, «для чистого все чисто, для нечистого все нечисто». Если красота в человеке рождает какие-то дурные желания или ассоциации, то порча находится в нем самом, а не в красоте.Образ Христа и воображение — Почему нельзя во время молитвы воображать какой-то образ Христа? —Это одно из правил аскезы. Преподобный Симеон Новый Богослов называет три условия молитвы: ум должен быть безвидным, то есть не представлять никакого образа, потому что Бог неописуем. Второе: заключать ум в слова молитвы, то есть наблюдать внимание. И третье: молиться не в пространство, а внутрь. — Да, но икона противостоит всем трем принципам! —Совершенно верно. Но икона в Церкви существует как утверждение догмата о Боговоплощении, о присутствии Бога в этом мире. Если Бог воплотился, значит, Он сделался описуемым и изобразимым. При этом икона должна возвысить дух человека, настроить на молитву, но это не означает, что на нее надо смотреть в упор, не спуская с нее глаз. Преподобный Серафим советовал для сосредоточенности смотреть на пламя свечи или вообще молиться с закрытыми глазами. — Конечно, уставившись в икону, нельзя молиться. В этом есть даже какое-то идолопоклонство. —Я много раз слышал от верующих людей, что во время молитвы выражение лика Богородицы или святого меняется. Конечно, если уставиться на икону, не сводя с нее глаз, образ может меняться. Только это не лик меняется, а меняется что-то в глазах или в голове у самого человека. — Но почему, раз Христос прекрасен и внутренне, и внешне, икона не ставит целью передать Его внешнюю человеческую красоту? —Икона — это не портрет, у нее свой язык для передачи прекрасного. Хотя я видел и внешне великолепные изображения Христа. Но здесь надо различать красоту и красивость. Христу была присуща именно красота. А красивость — это то, что называют смазливостью, вызывающей чувства абсолютно недуховные. Например, чрезмерное использование женщинами косметики — попытка сделать себя лучше, чем ты есть на самом деле. Я бы даже назвал это одним из видов богоборчества: человек недоволен тем, каким его создал Творец. Эта «улучшенная» внешность тоже может привлекать — порочных людей, падких на такие «спецэффекты». Но человек, чувствующий высокую красоту, не пленится красивостью.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-12-04/2...

Из часовни мы направились в соседний храм. Его закладка состоялась в десятую годовщину убиения отца Александра – 9 сентября 2000 года. Проект церкви в стиле раннемосковского зодчества первой половины XVI столетия разработал архитектор Ю.В. Серегин. Строительство завершилось в 2002 году. Вскоре на храм были подняты колокола. Войдя внутрь, я подумал, будто попал в греческую церковь: о том говорило оформление, наличие скамеек. Бросилась в глаза и еще одна особенность – кресчатый сомкнутый свод с врезанными по центральным осям цилиндрическими сводами. «Тут значительно теплее», – заметил отец Виктор, обращаясь, в первую очередь, к послу, явно одетому не по-зимнему. Он поведал, что алтарную преграду храма в 2004-2005 годах выполнил архимандрит Зинон (Теодор). Сразу стало понятно, почему она отличается от классических иконостасов: упомянутому иконописцу свойственен эклектичный стиль, в котором слились русские, византийские и западно-христианские мотивы. Глядя на непривычно низкие царские врата, господин МакДона сказал, что они похожи на те, что он видел в храмах Суздаля. Настоятель подвел нас к стеклянной витрине, где размещались три иконы, созданные протоиереем Менем. «Возможно, выбор образов, запечатленных на иконах, обусловлен следующим, – размышлял батюшка. – Архангел Михаил – потому, что он является небесным покровителем сына отца Александра. Иоанн Предтеча – поскольку это особо почитаемый им святой. А апостол Павел был избран из-за того, что так зовут брата автора. Существуют еще иконы, написанные отцом Александром, однако их не более двух-трех». Дом отца Александра Меня. Фото: alexandrmen.ru Помолившись, мы двинулись к дому протоиерея Меня. У калитки вспомнилась страшная картина, которая, благодаря телевидению, прочно осела в моем сознании (несмотря на то, что в 1990 году я был ребенком): смертельно раненый священник, повисший на заборе собственного жилища. Дом оказался деревянным, двухэтажным. В прихожей нас встретила Наталия Федоровна Григоренко-Мень и провела в кабинет мужа. Первоначально, пояснила матушка, здесь находилась терраса. Потом ее достроили и утеплили.

http://pravmir.ru/v-gostyax-u-otca-aleks...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010