Иерей Димитрий Симонов Существует ли универсальный язык для выражения духовных истин?Архимандрит Зинон (Теодор)Меня часто спрашивают, допустима ли реалистическая манера письма в церковной живописи? Я видел довольно много образов синодального периода, XIX beka, написанных в академической манере, которые обладали выразительной силой не меньшей, чем иконы, написанные в канонической манере. Вспомните икону Христа из Синайского монастыря святой Екатерины, которую относят k VI веку и которая написана почти в реалистическом стиле.Что такое иконографический канон? Рассмотрите десять разных икон, например, святителя Николая. Те признаки, по которым мы узнаем епископа Мир Ликийских, это и есть канон. Он должен быть в святительских одеждах с Евангелием в одной руке и благословляющий другой, с круглой бородой, лысый. Некоторые его иконы совершенно не похожи друг на друга, но мы его узнать все же можем. Также существует множество изображений Спасителя, я видел даже распятие, где Он был представлен негром. Только один ключ Иван Сахаров прихожанин храма Феодоровской иконы Божией Матери После Вашей критики богослужения у меня возник вопрос: какие конкретные действия можно предпринять, чтобы поклоняться Богу в духе и истине?Архимандрит Зинон (Теодор)Для этого нужно учиться, то есть опять-таки погружаться в недра традиции. Потом, когда таких богословски образованных людей, прекрасно знающих Литургию Церкви, будет много, и инициатива будет исходить снизу, церковные иерархи обеими руками благословят любое разумное начинание. Но византийскую традицию нельзя принимать слепо, она имеет и отрицательные стороны. Мне иногда кажется, что византийцы заложили в свою концепцию Православия какую-то глубинную порчу, которая дает о себе знать до сих пор. Эта порча проявляется, прежде всего, в желании соединить несоединимое: в стремлении к пресловутой симфонии Церкви и государственной власти. Симфония эта в истории не удалась. Византия не нашла к ней ключей, впрочем, не подошли и другие ключи. Есть только один ключ — Давидов, то есть Сам Христос. Царство Его никогда не сольется с царством кесаря в монолитный сплав. Их нельзя соединить, как нельзя соединить масло с водой. Для нас важно усвоить уроки Византии и не повторять ее ошибок. Ведь Российская империя потерпела полный крах именно по этой причине, она всегда мыслила себя наследницей Византии и повторила все ее исторические грехи. И теперь мечтать о восстановлении монархии по меньше степени наивно и глупо. Наш Господь творит все новое, Он не повторяется. Но извлекать уроки из прошлого люди, к сожалению, не всегда умеют и не всегда хотят.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/6/91...

Прмч. Корнилий Псково-Печерский, с житием. Икона. 70–80-е гг. XX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий Псково-Печерский, с житием. Икона. 70–80-е гг. XX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) Ставшее образцом для иконописцев ростовое изображение святого было выполнено в 1986 г. насельником обители архим. Зиноном (Теодором) для иконостаса ц. во имя К. в надвратной башне Псково-Печерского мон-ря. Преподобный представлен прямолично, правая рука в благословляющем жесте отведена в сторону, в левой - игуменский посох. К. облачен в коричневую мантию, собранную в узел на груди, охристо-зеленоватую рясу и синюю схиму, голова покрыта островерхим куколем; лик с тонкими чертами, борода средней величины, более узкая на конце. Известен поясной вариант извода (К. с благословляющей десницей возле груди) работы того же автора (ок. 1981). На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских преподобных на Святой горке (1989-1991, мастерская архим. Зинона) К. показан фронтально по пояс на красном фоне. В облике преподобного сохранены индивидуальные черты: аскетичный лик с впалыми щеками обрамлен седой продолговатой заостренной бородой средней длины, напряженный взор устремлен в сторону. По сторонам от образа Св. Троицы Ветхозаветной за ракой К. написаны в рост склоненными К. и прп. Антоний Киево-Печерский. Иконография К. традиционная (коричневая мантия, округлый куколь, золотистая ряса, посох в левой руке, борода продолговатая средней длины). Возле раки К. на подставке под лампаду сделана роспись: святой на золотом фоне в рост, в лиловой мантии. Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Икона. 1986 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) (ц. во имя прмч. Корнилия Псково-Печерского Псково-Печерского мон-ря) Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Икона. 1986 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) (ц. во имя прмч. Корнилия Псково-Печерского Псково-Печерского мон-ря) В этих же традициях исполнены поясные и ростовые образы К. кон. XX - нач. XXI в., ориентированные на древнерус. и греч. стилистику, напр. письма А. М. Кетросана (находится при входе в Псково-Печерский мон-рь). В иконографию К. привносятся новые детали, напр., на иконе (2010, иконописец Денисова) из Сретенской ц. Псково-Печерского мон-ря, написанной по благословению архим. Тихона (Секретарёва), монументальная фигура преподобного отличается индивидуально трактованным ликом, в левой руке - развернутый свиток с надписью: «                ». На иконе из придела равноап. кнг. Ольги псковского Троицкого собора К. изображен в рост вместе с прп. Вассианом Псково-Печерским, в левой руке - модель Успенского храма мон-ря. Вместе с преподобными Марком и Ионой К. (обеими руками держит посох) написан справа на золотофонной иконе из собора арх. Михаила Псково-Печерской обители.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Но в нынешние времена приходится встречаться с противоположной точкой зрения. Если отцы VII Вселенского Собора привлекали картину в защиту иконы, то теперь принято икону антагонистически противопоставлять картине. И уж ни в коем случае нельзя на практике заниматься ими одновременно. Архимандрит Зинон (Теодор) глубоко убежден: «Любое творчество требует полного погружения, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. В самом деле, нельзя, согласитесь, смотреть одним глазом в землю, а другим – в небо! Нельзя работать сразу двум господам, учит Христос» . Тут и возразить вроде бы нечего. Однако не ведавший подобных проблем преподобный Епифаний Премудрый сообщает следующее о деятельности знаменитого изографа Феофана Грека: «В церкви святого Михаила на стене он написал город, в городе же красками представил все его части; в каменной казне у князя Владимира Андреевича тоже написал [город] Москву; да терем у великого князя расписан [им] невиданно и непонятно ( страннолепно) (курсив мой. – В.К .)» . Надо полагать, по отношению к Феофану Греку отец Зинон не будет столь категоричен, чтобы обвинять его в служении двум господам. Да, Феофан, вне всяких сомнений, написал город в иконном стиле. На фресках, на иконах изображали тогда монастыри и города как святые места, как иконотопосы. Но, во-первых, терем был все-таки «расписан невиданно и страннолепно», (т.е. Епифания не удивила фреска с изображением иконотопоса в церкви святого Михаила, но удивила роспись княжеского терема; значит, между ними не существовало совершенной аналогии); во-вторых, точка приложения сил была выбрана иконописцем (церковнослужителем) вне церковной ограды. Можно ли считать роспись княжеского терема миссионерской деятельностью? Тем более нельзя говорить о ее богослужебных аспектах. Отец Зинон подразумевал, по всей видимости, занятия не религиозным, а безрелигиозным искусством. Он ведь и сам признает: «Художнику, если он хочет восстановить связь времен, придется принять творчество как кенозис, как голгофскую жертву, что всегда было свойственно деятелям отечественной культуры» . Разумно ли требовать «переквалификации» художников в иконописцев? Ибо, по логике, если они заблуждаются, то, имея дар Божий рисовать и желая освободиться от самообмана, должны обязательно становиться иконописцами. Но дело в том, что «христианская Церковь не отрицает искусства. Христианство есть религия воплощенного Бога, Христа, в Котором проявилась “вся полнота Божества телесно” (Кол. 2: 9). Освятив плоть и осудив только греховность в плоти, христианство освятило и разнообразные виды искусства для христианского богослужения, осудив только греховность в искусстве. Грех же искусства начинается там, где оно забывает о своем Божественном происхождении и начинает служить злу», – справедливо писал (и в согласии с мнением VII Вселенского Собора) Иван Андреев .

http://pravoslavie.ru/4527.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Вряд ли сегодняшние православные христиане согласятся заменить «бумажный иконостас» в своем красном углу на всего лишь одну, но настоящую икону. Да и в чем критерий этой «настоящности»? Церковь должна быть проводником подлинной красоты в мир, считает известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор), а значит все, что с ней связано, должно быть по-настоящему прекрасно и внутренне, и внешне. Прекраснее сынов человеческих — Связаны ли между собой понятия Церковь и красота, христианство и искусство, Христос и эстетика? —Красота — это одно из имен Божиих. Вспомните псалом: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих» (ст. 3). Это пророчество о Мессии. Благодать прежде всего обозначает красоту, изящество и привлекательность, во вторую очередь — внутреннюю доброту, благость и только потом уже дары, которые являются плодом щедрости Божией. Потому понятие «благодать Божия» — по сути понятие тождественное красоте, так как Бог прекрасен, а значит и все Его дары прекрасны. И весь окружающий мир прекрасен, ибо отражает красоту Творца. В особенности это должно относиться к Церкви, к ее богослужению. Об этом выразительно говорится в псалмах: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» (Пс. 26, 4) и «Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28, 2).

http://old.aquaviva.ru/news/2010-12-04/2...

Храмовый Комплекс в с.Усово включает в себя следующие постройки: 1. Пятипрестольный храм соборного типа, единовременно вмещающий 250 человек. Высота храма в кресте 41,3 метра. Общая площадь 724 кв. м. 2. Звонницу (святые ворота) в архитектурном стиле 17 века. Площадь 170 кв. м.. 3. Водосвятную часовню. 4. Дом причта площадью 2200 кв. м. 5. Культурно-просветительский центр площадью 1710 кв. м. 6. Благоустройсво территории площадью 8821 кв. м. 7. Оградная стена по всему периметру храмового комплекса. Храмовый комплекс Спаса Нерукотворного образа села Усово спроектирован архитектором Вячеславом Ижиковым. В своем проекте он опирался на традиционную русскую храмовую архитектуру XI–XVI веков. Для разработки концепции внутреннего убранства, написания икон и составления программы росписи внутренних стен храма был привлечен архимандрит Зинон (Теодор), который работает в древневизантийском стиле, в соответствии с которым и выполнены интерьеры храма. Роспись стен и потолков предполагается выполнить через год после окончания строительства храма. Центром храмового комплекса Спаса Нерукотворного Образа села Усово является четырехпрестольный храм с крестильней, который внешне напоминает церкви XI века, высота его – более сорока метров. Храм, самый большой в Одинцовском районе, может вместить более 250человек. Престол верхнего храма в честь Спаса Нерукотворного образа, престолы нижнего: центральный – в честь Державной иконы Божьей Матери, боковые: в честь священномученика Сергия (Махаева) и преподобной мученицы великой княгини Елизаветы (Романовой). Алтарные преграды выполнены из мраморов трех цветов с медными литыми элементами. Автор концепции внутреннего убранства храма и алтарных икон — выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Переосмыслив наследие ранневизантийского церковного искусства VI—IX веков, он создал уникальный интерьер храма. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения и Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово Московской области 5 июля 2010 г. Предстоятель Русской Церкви возглавил чин великого освящения Спасской церкви и Божественную литургию в новоосвященном храме. Встречают посетителей комплекса Святые врата с надвратной звонницей, с помещениями иконной и книжной лавок. Кроме этого, в комплекс входят двухэтажный Дом причта, двухэтажный православный Культурнопросветительский центр и Водосвятная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=19316

Прмч. Корнилий, игумен Псково-Печерский. Икона. Ок. 1981 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) Прмч. Корнилий, игумен Псково-Печерский. Икона. Ок. 1981 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) Современники отмечали высокие нравственные качества К. О начитанности печерского игумена писал архиеп. Новгородский Феодосий: «...зане же, сыну, сам Божественное Писание в конец веси» (ДАИ. Т. 1. С. 36. 34). А. М. Курбский в «Истории о великом князе Московском» с почтительностью отзывался о К.: «...мужъ святъ и во преподобию многъ и славенъ. Бо от младости своей во мнишескихъ трудх провозсиялъ, и монастырь онъ предреченны воздвиже и его многими труды и молитвами к Богу» (БЛДР. Т. 11. С. 450). По словам печерского инока Григория, автора Повести о Псково-Печерском мон-ре 80-х гг. XVI в., игумен «постническим пребыванием мнихом собою образ бывъ ко спасению» (РГАДА. Ф. 181. 470. Л. 340). К. был строгим и требовательным духовным наставником. В послании архиеп. Новгородского Феодосия к К. говорится, что печерский игумен изгнал из обители старца Савватия, несмотря на его просьбы о прощении (ДАИ. Т. 1. С. 36. 35). Из текста не совсем ясно, о каком проступке монаха идет речь. Вероятнее всего, дело касалось нежелания богатых вкладчиков следовать строгому уставу обители. Во времена К. в обители была собрана обширная б-ка (Псково-Печерский мон-рь в 1586 г.//Старина и новизна. СПб., 1904. Кн. 7. С. 255-272). Благодаря печерским книжникам «Слово о погибели Русской земли» сохранилось в 2 сборниках (кон. XV и сер. XVI в.) из монастырской ризницы (см.: Бегунов Ю. К. Памятник рус. лит-ры XIII в. «Слово о погибели русской земли». М.; Л., 1965. С. 195-205). На монастырской службе при К. действовало «Уложение о ектении», принесенное в Печерский мон-рь «от Афонскыа Горы… кир иеромонахом Левкиею Каппадокиянином в лето 7060 девятого», что свидетельствует о широких книжных связях мон-ря (РНБ. Погод. 1554. Л. 45; опубл.: Летопись Псково-Печерского мон-ря. М., 1993. С. 151-156). За время игуменства К. Печерский мон-рь был отстроен фактически заново и приобрел свой совр.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

в ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов «на прославление Святыя Троицы» (РГБ. Унд. 300. Л. 59 об.- 60); над мощами был поставлен образ святого с изображением Св. Троицы (Опись Данилова монастыря 1701 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 2). Св. кн. Даниил Московский. Икона. 1984 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) (ц. в честь Покрова Богородицы Данилова монря) Св. кн. Даниил Московский. Икона. 1984 г. Иконописец архим. Зинон (Теодор) (ц. в честь Покрова Богородицы Данилова монря) Иконы Д. А. с изображением Данилова мон-ря были распространены уже в XVII в. Сохранился иконный образец кон. XVII в. мастера Ивана Носа (ГИМ): Д. А.- в молении Спасителю перед высоким храмом, обитель окружена деревянной оградой-тыном, что отражает ранний этап монастырского строительства. 2-светный храм с карнизами на фасадах завершается 5 рядами ярусных полукруглых кокошников со стрельчатым верхом. Система расположения кокошников ярусами, а не «вперебежку» соответствует существующему варианту реконструкции храма ( Ловкунас Н. А. Архитектурный ансамбль мон-ря//Первый на Москве. С. 178). Внизу храм окружен низкой галереей с угловой 2-пролетной звонницей, на горизонте - часовня со стрельчатыми кокошниками. В XVII в. Д. А. изображался в молитвенном предстоянии Спасителю (на иконах типа Спаса Смоленского) среди избранных святых, как на прориси иконописца В. П. Гурьянова ( Маркелов. Т. 1. С. 341), где он представлен в левой группе, со скрещенными на груди руками и с надписью на нимбе: «Дahiuлъ Князь». Вскоре после перенесения мощей св. вел. кн. Александра Невского в Свято-Троицкий мон-рь С.-Петербурга (впосл. Александро-Невская лавра) 30 авг. 1724 г., в день празднования обретения мощей Д. А., был установлен общий праздник св. князьям и появились их парные изображения, напр. в местном ряду иконостаса храма св. Отцов семи Вселенских Соборов в Даниловом мон-ре (Опись Данилова мон-ря 1725 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 17). В приделе преподобных Симеона и Д. Столпников образы обоих св. князей находились в Деисусе (Описание святыя соборныя церкви во имя Седми соборов Святых Отец, каменная. 1726 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 102. Л. 165 об.), а их парное изображение с благословляющим Спасителем вверху (1819, худож. С. В. Тарин) - на стене западного фасада храма (трапезной церкви).

http://pravenc.ru/text/171280.html

4 нояб. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового храма. На Красной пл. вновь стала совершаться Божественная литургия. В 1999 г. РПЦ был передан Казанский собор на Невском проспекте в С.-Петербурге, а в 2001 г. Петербургская К. и. перенесена из Князь-Владимирского собора на свое исконное место в Казанский собор. Восстанавливаются Казанские храмы на месте утраченных старых. В 1997 г. выстроена новая церковь в пос. Александровская под С.-Петербургом, где в 1826 г. было явление К. и.; в 2001 г.- у Красненького кладбища в С.-Петербурге (обе на средства и силами Балтийской строительной компании). В 1999 г. состоялось освящение Патриархом Алексием II закладного камня храма-часовни в честь Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот в Москве, на территории МВД России, на месте снесенной в 1972 г. Казанской ц. (освящена в 2000). Воссоздан Казанский храм в помещении Казанского вокзала Москвы (2005). Возведены новые: в Подмосковье - в Реутове (1996-1999), в Долгопрудном, на берегу канала им. Москвы, где покоятся останки тысяч жертв репрессий (1997-2002), в с. Остров при психоневрологическом интернате (2007-2008). Реставрируются важные в историко-культурном и художественном отношении полуразрушенные храмы: подворьем московского Покровского монастыря стала Казанская ц. (1672-1680) подмосковного с. Маркова (р-н Раменский); восстановлена Казанская ц. (70-е гг. XVIII в.) в Серафимо-Дивеевском мон-ре. Казанская икона Божией Матери (ок. 1990, иконописец архим. Зинон (Теодор)), с предстоящими святителями Ермогеном и Тихоном, патриархами Московскими. (Казанский собор в Москве) Казанская икона Божией Матери (ок. 1990, иконописец архим. Зинон (Теодор)), с предстоящими святителями Ермогеном и Тихоном, патриархами Московскими. (Казанский собор в Москве) К. и. играет важную роль в утверждении духовных основ Православия на границах России, где в честь Казанской иконы строятся новые церкви и мон-ри - церковь в г. Нерюнгри в Якутии (1990), мон-рь в пос.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Богослужение в Троицко-Благовещенской ц. совершалось до 1933 г. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами Е. поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 г. мощи Е. были вскрыты, нек-рое время выставлялись в антирелиг. экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 г. рака 1913 г. была сдана в металлолом. 14 июня 1991 г. мощи Е. были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской ц. Устюжны в раке 1799 г. Почитание К сер. XVII в. были составлены 2 тропаря и кондак Е., помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя Е. встречается в рукописных святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80), внесено в «Описание о российских святых» (С. 181, известно в списках XVIII-XIX вв.), Е. назван «начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова» (ц. во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682). Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. После возобновления в 1619 г. Синозерский мон-рь получал многочисленные вклады, что, по-видимому, было связано с широко распространившимся почитанием Е. В 1636 г. обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль р. Чагодощи, о земельных пожалованиях мон-рю сообщают грамоты царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича . Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокол, о чем сообщала надпись на нем. Во 2-й пол. XVII в. в Синозерскую пуст. делали вклады представители московской и местной знати - князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольники Леонтьев, Львов, Дашков, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Батюшковы, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов. В обители с 1635/36 по 1700 г. велась вкладная книга (до сер. XIX в. хранилась в Троицко-Благовещенской ц., впосл. была утрачена).

http://pravenc.ru/text/187852.html

Архим. Зинон (Теодор) Посмотрим бегло его путь. Конечно, начинал он с того же XV–XVI века, с той же самой вершины древнерусской традиции. Но что никогда ему не было присуще — это примитивная копийность. Он всегда пытался внести что-то своё. Во-первых, отец Зинон изначально понял, что иконопись не бывает без богословия, это не просто ремесло, а богословие в красках. Он сам богослов, и много размышлял. Достаточно почитать его беседы с иконописцем, чтобы понять, что он неординарный богослов. Потому, собственно, на него и было столько нападок, многие люди до сих пор могут говорить, что он еретик или вольнодумец. После Псковского Печерского монастыря был у него период работы по росписи Данилова монастыря. Это основная икона Данилова монастыря, его покровителя — Даниила Московского. Здесь мы видим действительно аскетический вариант древнерусского письма. Когда Святейший Патриарх Пимен пригласил его в 1979 году в лавру, он застал еще Марию Николаевну Соколову, но уже она мало что писала, хотя еще преподавала. Он пообщался с ней и много вынес из этого общения. Так что, можно сказать, преемство здесь есть. Отец Зинон не был, конечно, учеником Марии Николаевны, но все-таки их встреча состоялась. Именно тогда он и понял, что нужно идти немножко другим путем. Его путь был не совсем таким, как предлагала Марья Николаевна. Это икона из иконостаса, который, к сожалению, сейчас гибнет. Это предел Серафима Саровского Троицкого собора в Пскове. Здесь он уже от древнерусской традиции, от вершины, рублевского времени, пошел в домонгольский период, поняв, что нужно идти и черпать традицию глубже. Здесь же он обратился и к Византии. Это образ, который хорошо узнается — синайский Пантократор еще доиконоборческого времени, взят как образец. С начала 90-х годов отца Зинона все больше увлекает Византия. К этому времени он был достаточно маститый мастер, у которого было много учеников. В 1994 году ему отдали в Пскове Мирожский монастырь, где он собирался делать международную школу. Но тут случился скандал: епископ и иконописец друг друга не поняли. Отец Зенон, к сожалению, должен был оставить этот монастырь, и международной школы у нас не сложилось. И это большая неудача, большая печаль, потому что сегодня во всей Европе и даже в Америке огромный интерес к русской иконе. И многие наши иконописцы там преподают, а иностранцы готовы сюда ездить за большие деньги, но, к сожалению, таких мест, куда бы они приехали, почти нет.

http://pravmir.ru/irina-yazykova-cerkovn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010