Или, например, мне несколько лет назад довелось приехать с лекциями в Екатеринбург, где я побывала в великолепной частной коллекции «Невьянсккая икона». Музей создал один человек, Евгений Ройзман. Это тоже удивительно. Он сам рассказывает, что однажды, будучи еще мальчишкой, за компанию, залез в церковь. Кто-то там чего-то себе набрал, а он взял две иконы и понял, что в этом его жизнь. И с тех пор он стал эти иконы не воровать, а собирать, реставрировать. И даже пошел учиться на искусствоведческое отделение, защитил диссертацию на тему «Невьянская старообрядческая икона». А сейчас мы с вами обратимся к ключевой фигуре второй половины ХХ века, вернее его конца. Это архимандрит Зинон (в миру Владимир Михайлович Теодор), вернее, сейчас он архимандрит, а начинал он, конечно, простым монахом в Псково-Печерском монастыре. Вот его ранняя фотография, где он в своей мастерской в Печорах. А это его духовный отец – отец Серафим Тяпочкин, который его благословил заниматься иконописью. Отец Зинон учился в Одесском художественном училище. Будучи совсем не советским юношей, он понял, что не будет рисовать трактористов и передовиков производства, а хочет заниматься иконописью. И, когда он об этом сказал своему духовному отцу, отцу Серафиму Тяпочкину, тот сказал: «Ты не сможешь этим заниматься, это очень тяжело, если ты не посвятишь себя этому полностью. А это возможно только в монастыре». И он благословил его уйти в монастырь. По благословению отца Серафима в 1976 году отец Зинон постригается в Псково-Печерском монастыре, отслужив перед этим в армии (он хотел уже в 17 лет постригаться, но по советским законам это было невозможно; можно было только после совершеннолетия и только после армии). Я сейчас скажу, почему в его биографии это оказалось важным, ключевым моментом. Здесь мы видим уже его с игуменским крестом и рядом со своим духовным отцом, уже старым. Отец Серафим Тяпочкин тоже исповедник, он в советское время сидел за веру, Служил он в Белгородской области в маленьком селе Ракитное, куда в советское время к нему, как к духовнику, старцу, со всего Советского Союза приезжали люди. И чего там только милиция не делала: и перекрывала дороги, и ставила патрули, лишь бы запретить приезжать к нему, особенно молодым людям. Но все равно люди ехали, ехали, и он многим очень помог в этой жизни.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

С помощью Божией, усердием своих духовных чад и благотворителей, отец Серафим постепенно восстановил Никольский храм. Появились столь необходимые строители, архитекторы, столичные художники, иконописцы. Над росписью храма трудился иеромонах Зинон (Теодор) , ныне архимандрит, он же написал иконы нижнего ряда иконостаса, расписал боковые стены храма. В восстановление храма отец Зинон внес ценную лепту. Впервые он появился у отца Серафима осенью 1975 года, в Михайлов день. Батюшка удивился, что молодой человек после армейской службы сразу же пришел в церковь . Когда отец Серафим узнал, что он иконописец, то попросил его написать литургистов, составителей чинов литургии – Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Двоеслова , апостола Иакова – для алтаря храма. Он написал фигуры в полный рост и вскоре привез холсты. Он же предложил батюшке расписать купол. Так появился огромный, на весь купол, лик Христа, держащего Евангелие, открытое на словах: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас...» ( Ин. 13:34 ). А ниже написал четырех евангелистов. В один из моих приездов в Ракитное я застал отца Зинона за росписью стен храма. Две-три недели, которые я пробыл с ним, помогая ему, я не услышал от него ни одного праздного слова. Он был молчалив, сосредоточен, писал быстро и целеустремленно. За свой труд денег не взял. На стене под куполом им написаны первые русские мученики – страстотерпцы Борис и Глеб, а также великомученик Димитрий Солунский, Преподобный Сергий Радонежский, священномученик Корнилий Псково-Печерский, преподобные Иов Почаевский и Серафим Саровский . В притворе слева – преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, справа – преподобные Сергий и Никон Радонежские, на колоннах – равноапостольные великий князь Владимир и княгиня Ольга. Под аркой в медальонах – первомученик архидиакон Стефан, великомученицы Варвара, Параскева и Екатерина. Отец Серафим любил отца Зинона, одаренного, духоносного иконописца, особой любовью за его скромность, талант и огромное трудолюбие. Батюшка всегда находил ему место для ночлега в своем маленьком церковном домике, где жил сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 Преподобный Иоанн Дамаскин. Цит. по: В.Лазарев. Византийская живопись. М., 1997. С.24. 9 Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. СПб., 2003. С.19. 10 Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, 8. 11 Л.Успенский. Богословие иконы в Православной Церкви. С.120. 12 Суммарное изложение этого вопроса см. в: Иеромонах Габриэль Бунге. Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы преп. Андрея Рублева. Рига, 2003. С.91–102. Сам автор этой работы отождествляет среднего ангела с Сыном, левого с Отцом, правого со Святым Духом. 13 Иеромонах Габриэль Бунге. Другой Утешитель. С.17. 14 В некоторых храмах такой образ, написанный на стекле и подсвеченный изнутри электричеством, размещается в алтаре на горнем месте, что свидетельствует не только об отсутствии вкуса у авторов (и заказчиков) подобных композиций, но и о незнании или сознательном игнорировании ими иконописной традиции Православной Церкви. 15 Например, крест (без распятия) или «Престол уготованный» – символическое изображение Престола Божия. 16 Л.Успенский. Богословие иконы в Православной Церкви. С.132. 17 Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. С.19. 18 Святитель Григорий Нисский. О сотворении человека, гл.5. 19 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2,12. 20 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.40–41. 21 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.25. 22 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.25–26. 23 Святитель Григорий Нисский. О душе и воскресении. 24 См. И.Языкова. Богословие иконы. М., 1995. С.21. 25 Следует отметить, что на Руси труд иконописца, как правило, высоко оплачивался. Преподобный Андрей был прозван «Рублевым» не по иной причине, как потому, что его иконы стоили дорого, за них расплачивались не копейками, а рублями. 26 Т.е. вместе с человеком. 27 Ориген . О началах, гл. «О бестелесных и телесных существах», 5. 28 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.44. 29 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.45. 30 Преподобный Исаак Сирин . Слова подвижнические. М., 1911. С.507–508.

http://azbyka.ru/po-obrazu-i-podobiyu

Поселение Семушкино, которое располагалось недалеко от современного ППЗ “Конкурсный”, встречается в письменных источниках XVI-XIX вв.: впервые в документах о межевании земель при Федоре Иоанновиче (1584-1598 гг.), на различных картах и чертежах XVII – XVIII вв. Последнее упоминание Семушкиной пустоши дано на хозяйственной карте 1862 года. Данные письменных источников подтверждены археологическими материалами. В ходе работ Московской областной средневековой экспедиции (руководитель — кандидат исторических наук С.З. Чернов) в 1993-1994 гг. обнаружено несколько селищ. Одно из них – Семхоз-4 – датируется второй половиной XVI – первой четвертью XVII вв., некрополь XVI – XVII вв. – соответствует поселению Николо-Поддубское и является ценным памятником археологии. Приход церкви Преподобного Сергия Радонежского зарегистрирован в 2002 г. Настоятелем прихода 5 февраля 2002 г. назначен священник Виктор Григоренко. В настоящее время строительство церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского завершено. Алтарная преграда сложена из псковского песчаника на известковом растворе. Роспись преграды в древней технике фрески (роспись по сырой штукатурке) выполнил известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). Стиль росписи ориентирован на лучшие византийские образцы, что характерно для направления, в котором работает о. Зинон. Царские врата выполнены в древней, считавшейся утраченной, технике наводки золотом по черненой меди. В композиции Царских врат используются византийские и древнерусские прототипы. Так, на месте пересечения древней Переславской дороги и тропы, на которой принял мученическую кончину митрофорный протоиерей Александр Мень, сложился церковный комплекс, состоящий из двух церквей и приходского дома со службами и библиотекой. В расположенном неподалеку Культурно-просветительском центре “Дубрава” находится музей памяти протоиерея Александра Меня. Его экспозиции рассказывают о жизненном пути этого «апостола советского времени», немало сделавшего для преодоления трагического раскола между российской интеллигенцией и Церковью.

http://sobory.ru/article/?object=00089

Протоиерей Лев Большаков: Храм — служебное помещение, соответствующее тому действию, что в нем происходит. Соответствие канонам освобождает для высокого творчества, а несоответствие — делает человека рабом случайных впечатлений. Когда опыт мастера подчинен переживанию Литургии, его творческий почерк не будет стерт, но и не станет самодовлеющим, а цель будет достигнута: храм не станет нечаянно корявым, потому что кто-то подчинился своим фантазиям. Поэтому самое главное — очертить, подчеркнуть то событие, ради которого храм строится. Архимандрит Зинон (Теодор): В конце Великопостной утрени читается тропарь, начинающийся словами: «В храме стояще славы Твоея на небеси стояти мним». И зодчий, и живописец, которые приступают к работе над храмом, должны иметь опыт Неба. Тогда все прочие проблемы просто отпадут. Хотя ясно, что они должны иметь профессиональную подготовку, прекрасно знать историю развития церковного искусства. Только тогда они могут найти новые формы, которые будут живыми. Это не будет ни копией, ни подражанием, а чем-то совершенно новым.Что нам стоит храм построить? Иерей Димитрий Симонов: К сожалению, в наше время часто бывают ситуации, когда нет ни материальных средств, ни подходящих для строительства храма людей, а молиться где-то надо. И те, кому срочно приходится строить церковь, говорят: «Нам бы маковку с крестом поставить да храмовое пространство с иконостасом обозначить». Как совместить этот своего рода прагматизм с отсутствием людей, имеющих опыт Неба? Архимандрит Зинон: Вот как раз маковка-то и не нужна, потому что она ничему не соответствует. Купол должен быть и внутри, а не только снаружи. Иначе маковка будет фальшью, ложью, поскольку за ней ничего нет. Поэтому, если нет средств, нужно брать простой кирпич и строить стены с двускатной крышей. Это будет красиво, просто и дешево. Надо помнить, что храм, который у нас принято называть церковью, это экклесия, это прежде всего собрание молящихся. И никакой подмены и имитации в храме не должно быть. Кирилл Яковлев: Я согласен с тем, что храм должен быть простым, потому что простота — это синоним подлинности. Архитектура должна выражать суть, т. е. быть тектоничной. Существует еще одна проблема в современном обществе: нет доверия к профессионалам. Заказчик не доверяет архитектору и художнику так, как это было раньше. И архитектору часто приходится соглашаться на определенные условия заказчика, зачастую не понимающего всей глубины и значимости искусства, создаваемого профессионалом.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-12-17/2...

Отец Серафим по характеру был немногословен, необщителен, не принимал паломников, и у него окормлялось мало духовных чад. В числе его духовных чад были врученный ему при постриге архимандрит Зинон (Теодор) и раба Божия Серафима, жившая на Пачковке. В последние годы жизни старца они ухаживали за ним. Отец Зинон выводил его на прогулку и ежедневно причащал; во время прогулки старца всегда имелась возможность подойти к нему за благословением – он никогда этим не тяготился. Серафима же хлопотала по хозяйству, к тому же она была врачом по образованию и помогала отцу Серафиму после того, как он перенес сложную операцию. В келье отец Серафим постоянно читал Святое Евангелие и жития святых, причем непременно на церковнославянском. Если у меня возникали какие-то духовные вопросы, проблемы, я всегда мог обратиться к отцу Серафиму (отвечал он всегда кратко и по существу, поскольку вообще по характеру был молчалив). Двери его кельи никогда не закрывались для нуждавшихся в его молитвенной помощи и совете. Воспоминания об архимандрите Серафиме игумена Романа (Загребнева) 36 В Псково-Печерском монастыре у меня было послушание помощника ризничего. А начальником моим, то есть старшим ризничим, был отец Серафим Розенберг – человек очень собранный, молчаливый, строгий, прекрасный хозяйственник. Он был сподвижником великого старца отца Симеона и жил рядом с его кельей. Отец Серафим имел дар прозорливости, но хранил его в сокровенности, как зеницу ока, чтобы избежать тем самым славы человеческой. Бывало, если последует какое-нибудь малейшее нарушение с моей стороны, батюшка посмотрит на меня испытующим взглядом и этим самым даст почувствовать ошибку. До сих пор я бесконечно признателен ему за такие уроки педагогики без слов. Как-то однажды он поручил мне что-то освятить (что именно за давностью времени я запамятовал). Я пересмотрел весь требник, но той молитвы, которая требовалась, не нашел. Говорю батюшке, что нет такой молитвы в требнике, как быть? Он же, слегка улыбаясь, отвечает: «А ты сам напиши!»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

поиск:   разделы   рассылка Архимандрит Зинон (Теодор) Личное дело " На протяжении своего существования монашество многократно переживало периоды расцвета и упадка " Источник:  Вода Живая В Церкви все стремятся к одному этическому идеалу – и свечницы, и врачи, и президенты. Но есть, если можно так выразиться, " профессиональные христиане " – монахи, которые отреклись не только от греха, но и от " потенциально опасных " связей: семейных, общественных, экономических. О высшем смысле целомудрия и о возможности сохранить его в современном мире мы беседуем с архимандритом Зиноном (Теодором). Ты монах: живи один – Отец Зинон, зачем нужен такой институт как монашество? Его ведь не было до IV века. – С первых дней существования христианской Церкви в ней всегда были люди, желавшие безраздельно и максимально полно посвятить свою жизнь Богу. Это желание было ответом на ту любовь, которую Бог явил во Христе. Призыв Христа оставить все – отца, мать, жену, детей, имущество – и следовать за Ним находил отклик во многих сердцах. Поощрение к безбрачной жизни мы находим уже в посланиях апостола Павла. Естественно, такой выбор делался абсолютно свободно, безо всякого принуждения. Христос благословил оба образа жизни: и в браке, и в безбрачии. Какой избрать, решает каждый сам. Монашество как массовое движение действительно появляется в IV веке. Оно было реакцией на размывание границ Церкви. Многие ревностные христиане, не верившие в " крещеную империю " , стали уходить (часто со своими семьями) из городов в пустынные места, устраивать общины по образцу апостольской, о которой они знали из Книги Деяний. Монашество они понимали как подражание апостольскому житию. Дилемму, может ли кесарь, став христианином, оставаться кесарем, они решали отрицательно. В союзе Церкви с империей они усматривали большую опасность для первой, что и подтвердила история. Позже в монашестве появляется своя специфика, а еще позже монахи начинают активно участвовать в общественной жизни, так что в конце концов в Церкви в их руках оказывается высшая власть (имеются в виду епископы.  – Прим. ред.).

http://religare.ru/2_94399.html

В этих условиях компромиссным решением могла бы стать творческая стилизация. Для иконописца сознательная стилизация есть форма ученичества, которая позволяет ему освоить художественный опыт прошлого. Как пример приведу проект, в котором лично участвовал: роспись храма-часовни Святителя Николая в городе Зубцове Тверской области. Художник-монументалист Ольга Аннушкина применила там метод синтетической стилизации, предложенный мной. Она брала за основу миниатюры лицевого жития Николая Чудотворца и составляла из нескольких миниатюр единую композицию. Что имеется в виду? В лицевом житии моменты, связанные с тем или иным чудом, изображаются на разных листах, а в стенописи стояла задача показать чудо сразу, целиком. Такой подход позволяет вычленять смысловое единство события, что оправдывает условность, когда разновременные действия изображены в едином пространстве. Новаторство состояло в том, что изображение, выполненное в миниатюре, художник трансформировал в монументальную живопись с учетом различия этих техник. Три композиции на стенах этого храма представляют три панно, посвященные трем чудесам из жития святителя Николая. Между прочим, приемы синтетической стилизации давно использует и живой классик современной иконописи архимандрит Зинон (Теодор). Главная особенность его художественного метода, которую он постоянно совершенствует, — перенесение приемов, свойственных миниатюре, на стены храма. Столь осмысленно и оправданно до него этим никто не занимался. Этот прием меняет масштаб миниатюры, показывает, как миниатюрное видение может расширяться до монументального. Есть ли в этом какой-то вероучительный смысл? Миниатюра предназначена для индивидуального чтения, приватного. Современный человек в храме желает ощущать личную соотнесенность себя с храмовым пространством. Нужно помнить, что даже подобные — относительно скромные по смелости — новации не осуществимы, если иконописец не получил академического образования. Вряд ли архимандрит Зинон мог бы стать тем, кем он стал, не пройди он добротной художественной школы.

http://pravmir.ru/tri-glavnyx-mifa-ob-ik...

Но она верила, что и среди мрачной советской действительности просияет однажды светлый лик Христов. В письмах к отцу Александру Меню она писала: " Наше время поняло то, чего не понимал ни XVIII век, ни XIX век, замазывая шедевры XV века и др. И, однако, все более раннее и все домонгольское - реалистичнее, чем Рублев, и в этом нам, по-моему, ближе - нашему духовному восприятию " . Юлия Николаевна нащупала самое главное - мы, как народ, находящийся в языческом состоянии, можем открыть в древней иконе то, что открыла в ней Русь, принимая христианство в далекие времена князя Владимира. Иконы сестры Иоанны обладают удивительным свойством - они исполнены детской веры и пасхальной радости. Ее работы разбросаны по всему миру - иконостасы - во Франции, фрески в Англии, книги в Америке. И в России в немногих домах бережно хранятся иконы, написанные рукой сестры Иоанны. Отец Сергий Булгаков называл их " свечечки " , потому что они несут нам истинный свет вечности [ 12 ]. Иконописание традиционно считалось не женским делом, но в XX веке все смешалось настолько, что сегодня иконописание невозможно представить без таких художниц, как Юлия Николаевна Рейлингер, или как сестра Иулиания (в миру - Мария Николаевна Соколова), или Ксения Михайловна Покровская, равно как и многих других [ 13 ]. Но основная линия возрождения иконописи в России сегодня связана с именем архимандрита Зинона (в миру - Владимир Теодор), монаха Псково-Печерского монастыря. Им создано уже немало икон, расписаны десятки храмов, в том числе и церковь Отцов Семи Вселенских Соборов, Корнилиевский придел и Покровский собор на горке в Псково-Печерском монастыре. Архимандрит Зинон работал и на Новом Валааме в Финляндии, и в монастыре Шевтонь в Бельгии. Но основная его заслуга в том, что он восстанавливает не столько ремесло и технику иконописания, но гораздо в большей степени - богословие и почитание иконы. " Икона, к сожалению, не занимает в богослужении подобающего ей места, - считает Зинон, - и отношение к ней совсем не такое, каким должно быть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

В марте в Печорах прошли XXI Корнилиевские православные образовательные чтения, в которых принял участие настоятель храма св. мц. Татианы, что при МГУ, протоиерей Владимир Вигилянский – член Союза писателей и Союза журналистов России, пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Не одно десятилетие отец Владимир приезжает в Псково-Печерскую обитель , и иеромонах Никон (Горохов) попросил поделиться его воспоминаниями о первом паломничестве в Печоры. – Отец Владимир, как вы познакомились с монастырем? – Впервые в обитель я приехал ровно 36 лет назад, на память преподобномученика Корнилия. А привез нас сюда вместе с моей супругой Олесей игумен Зинон (Теодор). Мы познакомились с ним на похоронах старца архимандрита Серафима (Тяпочкина) . Отец Зинон был пострижеником вашей обители, но потом переехал в Троице-Сергиеву Лавру. Когда мы с ним познакомились, то у него был такой период жизни, когда он мечтал вернуться в Печоры. Мы от него впервые узнали о монастыре и попросили взять нас с собой. – Каково было первое впечатление? – Приехали мы поездом Москва–Таллин, который приходил на станцию в 6 утра. Печоры встретили нас страшным холодом. Термометр показывал –25, а через какое-то время и –30 градусов. В начале марта такие морозы – это редкость большая, но в 1983 году так и было. Вокзал был довольно далеко от города, в то время такси не было, а автобуса надо было ждать целый час. Отца Зинона встречала какая-то монахиня, они решили идти до города пешком, и мы к ним присоединились. Это оказалось очень тяжелым испытанием: одеты мы были легко и страшно замерзли. Согреться смогли только у печки в Никольском храме, где шла ранняя служба. Вскоре ко мне подошел монах и попросил помочь в просфорне: «Понимаете, завтра праздник, сегодня всенощная, а к завтрашнему дню нужно много просфор – без помощников не обойтись». Отца Зинона не было, чтобы спросить, и я решил, что помогу. Надо сказать, что в то время я только начинал воцерковляться, и мне было интересно всё. Пекли мы просфоры целые сутки с перерывами, и на всё это время я оказался выключен из обыденной жизни и введен в особый внутренний мир обители. Работа в просфорне была как на конвейере: печки не хватало, приходилось печь в несколько этапов. Сутки пришлось жить на просфорне. Помощников было много, приходили еще и местные жители, всего человек 20. Вечером меня даже отпустили в храм на акафист.

http://pravoslavie.ru/120721.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010