Для сщмч.Иринея использование хлеба и вина, предложение их Богу и призывание Святого Духа для преложения их в Плоть и Кровь Христовы подразумевают определенное видение творения – что оно – доброе, что Тот, Кому мы предлагаем Евхаристию, и есть Создатель. Таким же образом для Булгакова совершение Евхаристии подразумевает, что творение принадлежит Богу, что оно Ему не чуждо, что быть тварью, частью творения уже значит быть облагодатствованным. Это нечто, что о.Шмеман, похоже, предполагает в «третьем образе», – совершение Булгаковым Божественных Таинств казалось ему чем-то исконным, укоренённым в самом бытии творения. Эта идея и лежит в основе его софиологии. Следуя таким рассуждениям, мы понимаем, что вступаем в «область неизреченной тайны» булгаковского богословия. Это богословие, которое побуждает человеческий дух к завораживающему поиску природы вещей, но почвой для него является простое обращение твари к Богу в радости и благодарении. 5. Николай Бердяев. Творчество, свобода и личность Пятьдесят лет назад в любом обзоре русского православного эмигрантского богословия нашлось бы хоть что-нибудь о Бердяеве. В книге Николая Зернова «Русское религиозное возрождение ХХ века», опубликованной более 50 лет назад, в 1963 году, и являющейся поворотным пунктом в изучении русской религиозной мысли начала ХХ века, есть глава «Четыре замечательных обращения». Один из этих обращённых – Николай Александрович Бердяев (остальные – Петр Струве, о. Сергий Булгаков и Семен Франк ). В то время, а также на протяжении нескольких последующих десятилетий он был одним из наиболее популярных христиан-интеллектуалов в русской эмиграции. Его труды доступны во французском и английском переводах – на моих полках имеется 16 томов его сочинений в английском переводе – в основном Р.М. Френча, а также Дональда Аттватера, Натали Даддингтон и других; опубликованы они были в основном в 1930-х – 1940-х годах. Николай Зернов говорил о Бердяеве: «Среди четырёх обращённых Бердяев имел великую репутацию на Западе. Он был слышим и изучаем во Франции, в Германии, Англии и Америке. Он знал, как звучит нота, получающая продолжительный отзвук в нерусских умах. Он был наиболее европейским среди лидеров [русского религиозно-философского] возрождения, и решающее значение имели как его французское происхождение, так и направление его мысли. Его защита «персонализма», которому угрожал подъём тоталитаризма и растущее давление имперсональных сил, приводимых в действие научными открытиями, находила страстный отклик у западных интеллектуалов. В его лице русская религиозная мысль распространилась за пределы национальных границ и проникла в сферы, которые ранее отвергли Православную традицию как декадентскую версию христианства». 129

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Трудясь во славу Церкви, Хомяков не успел увидеть победу Церкви, не увидел он и террора, развязанного антихристианскими силами. Но это увидел Достоевский. На этой посылке построил свои рассуждения Зернов, для которого Достоевский – христианский пророк. Как он считает, Достоевского пленила сама личность Иисуса из Назарета, миллионы же людей обращались к нему, как к Учителю и Спасителю. Достоевский, как подметил Зернов, никогда не пользовался богословской терминологией и не упоминал об искупительной роли Христа. Но судьба самого Достоевского – опыт искупления. Зернова в Достоевском привлекает то, что писатель не успел выразить в своих произведениях. Например, тайна смерти, которую он почти постиг на эшафоте или во время эпилептических припадков, – особая тема размышлений Зернова, к сожалению, не развившаяся в полной мере. Достоевский для него – мистик, чьи произведения о Боге и человеке равны наследию любого выдающегося христианского мыслителя. Величайшее открытие Достоевского Зернов видел в идее невозможности воспринять человека в исключительно человеческих категориях – в нем скрыта тайна Вселенной и заключено ее последнее Откровение. Добро и зло, как мыслил Достоевский, сильнее самого человека. Человек – лишь арена их борьбы. Конечно, Зернов не мог не остановиться на вопросе об отношении Достоевского к Риму. Дух Рима для Достоевского – это отрицание свободы, жажда власти, готовность компромисса со злом. Отрицал Достоевский и другую идею Запада – германскую, а именно ее разрушительный характер. Разделяя славянофильскую доктрину, Достоевский увидел предназначение России в освобождении Европы от духа скептицизма и эгоизма. Ученый русско-западной ориентации, Зернов, тем не менее, писал о прозорливости Достоевского по отношению к Азии, о его призыве к русским перестать стыдиться своих азиатских связей. В. Соловьев, пожалуй, наиболее близок воззрениям Зернова. «Вдохновенный пророк», одинокий и загадочный, Соловьев, отойдя от славянофилов, так и не нашел сочувствия своим христианским идеям среди западников. Проявив растущий интерес к римско-католической традиции, он не имел понимания среди католиков. В определенном смысле Соловьев предвосхитил экуменические идеи, и этим, по-видимому, он был особенно интересен Зернову. Соловьев ратовал за воссоединение Католической и Православной Церквей, причину упадка Московского царства он видел в недоверии к западному христианству. Однако, восприняв идеи Достоевского, Соловьев верил в то, что именно Россия найдет синтез между пантеистическим Востоком и Западом, где человек утратил чувство Божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

«Память доктора М. С. Зернова торжественно чествовалась 18 мая. С речами и личными воспоминаниями выступили П. Н. Милюков, А. А. Титов , Н. В. Тесленко, А. М. Ремизов, К. С. Агаджаньян, В. Ф. Малинин. Собрание закончилось музыкальным исполнением С. Постелыгакова, окончившего с наградой парижскую консерваторию со стипендией, учреждённой Зерновым. Первым выступил Милюков, который поделился воспоминаниями детства. Он вместе с Зерновым готовился к поступлению в первый класс гимназии. Титов рассказал об участии Зернова в создании Московского научного Института, после разгрома Московского Университета в 1911 году министром Кассо (1865–1914). Большую речь произнёс Тесленко. Он около 40 лет встречался с М. С. и сотрудничал с ним в разных областях. С проникновенным чувством он нарисовал образ русского общественного деятеля, каким был Зернов. Он подчеркнул, что это явление было чисто русское, только здесь на чужбине стало это нам понятно. Мировоззрение М. С. было глубоко православно. Охарактеризовав его несколькими примерами, Тесленко перешёл к описанию всех тех организаций, в которых участвовал Зернов. Кроме создания курорта в Ессентуках и такой же работы в Сочи, М. С. был в течение 20 лет гласным московской городской Думы, членом врачебного совета при Управе, членом училищной комиссии, членом комиссии общественного здравия и комиссии польз и нужд общественных. Зернов также принимал участие в работе пенсионной комиссии, на обязанности которой лежало обеспечение уходящих в отставку многочисленных городских служащих. Особенно близко его сердцу было Арбатское попечительство о бедных той части города, где его отец был настоятелем церкви Николы Явленного, и где он сам всегда жил. Во время войны он работал в Союзе Городов и создал лазарет в своём доме в Хлебном переулке. К политике М. С. не имел склонности, однако он примкнул к партии Народной Свободы (К. Д.), стоявшей на платформе широких реформ. В ужасе он отвернулся от «октября». Уехав на Кавказ в Ессентуки, он учредил там общество помощи Добровольческой Армии, собирал для неё деньги и бельё. С концом Белого Движения он покинул Россию. «В Зернове – закончил свою речь Тесленко – поражали цельность, яркость характера, упорство в доведении начатых дел до конца. Он бодрствовал всю жизнь и даже умер на ногах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

«Православное Обозрение», цензором которого был Зернов 15 лет, дает о нем такой отзыв: «При неудовлетворительности устава духовной цен зуры, составленного в то время, когда не существовало духов ной журналистики в собственном смысле слова, Зернов, как цензор, с чуткостью широко просвещенного разума относился к интересам духовной науки и церковно-общественным вопросам современной жизни. Недостатки буквы устава он восполнял цензурным преданием первого цензора «Православного Обозрения» протопресвитера Д. П. Новского». Заслуги и труды Зернова высоко ценились и начальством, которое не оставляло его наградами. Так Московская Духовная Академия избрала его в почетные члены. Помимо службы по духовному ведомству, Зернов нес службу и по городу, будучи гласным Думы и попечителем городского Арбатского училища». Скончался Зернов 17.Х. 1886. 1 Его сочинения: «Надгробная речь» после отпевания Филарета, Митрополита Московского, «Православное Обозрение», 1867, кн. XI. «Душеспасительное чтение», 1867, «Странник», 1867, декабрьский номер. Эти краткие факты о моем деде дополняются и расширяются записками моего отца и матери. Отец в начале своей авто биографии, составленной для нас, его детей, пишет: «Ваш дед в детстве и молодости испытал такие лишения, о которых теперь никто не знает. Он прошел школу жестокой бурсы со всякими наказаниями и обязательными побоями. Он был глубоко верующим, бескорыстным и богато одаренным человеком. По тогдашнему времени он считался очень образованным священником, так как прекрасно знал древние языки и свободно говорил на них. Главной его особенностью, помимо самой искренной религиозности, было строгое отношение прежде все го к себе, но так же и к другим, смягчавшееся всепрощением и любовью к своей пастве. Благодаря этому он пользовался большой популярностью в Москве. Его кончина была особенно знаменательна. Накануне его смерти с ним случился тяжелый припадок грудной жабы. Я тогда уже был врачом и попросил на консультацию профессоров Остроумова и Остроглазова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН (ЗЕРНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Киприан (Зернов) 23 июня 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве , оставаясь почетным настоятелем Скорбященского храма . Скончался перед началом воскресной литургии 5 апреля 1987 года в своей комнате под колокольней Скорбященского храма. Воспоминания Михаил Ардов: " Архиепископ Киприан... был выходцем из интеллигентской среды... Владыка говорил: " среди нашего брата, священнослужителей, есть профессионалы и дилетанты " . Сам он был профессионалом высочайшего класса. У него была способность все видеть и все замечать — всякую мелочь в облачениях, погасшую лампадку, сдвинутый с места аналой... " " В самом начале всенощной протодиакону нужно было отдать кадило и выходить на амвон. А прислужники, как назло, все разбежались... И вдруг я вижу, что архиепископ, как простой пономарь, принимает кадило. В этот момент он и не думал о своем высоком сане, ему важно было, чтобы в богослужении не произошло никакой заминки. Он вообще был великим ценителем красоты и стройности богослужений и частенько нам говаривал: Вы настоящей службы и не видели. Я - еще видел. " " Пожалуй, главным недостатком нашего владыки была вспыльчивость, гневливость. Если он замечал какой-нибудь непорядок, мог накричать на виновного, изругать... Но и остывал он так же быстро, как вскипал, после этого он обыкновенно норовил как-нибудь поощрить или утешить того из нас, кому только что досталось. Это качество свое он прекрасно сознавал и даже уподоблял самого себя персонажу К.Станюковича — " Беспокойному адмиралу " . Однако же люди мнительные и обидчивые с владыкой не могли служить " . " У владыки было весьма спокойное, равнодушное отношение к деньгам. Он вовсе не был сребролюбцем, хотя в свое время имел почти неограниченные возможности обогащения. Пожалуй, он, подобно Пушкину, ценил приносимую деньгами " пристойную независимость " . Самым существенным его достоянием были дорогие облачения, митры, панагии и кресты, т.е. только то, что необходимо для богослужения. (После смерти душеприказчик отец Борис Гузняков все это безвозмездно раздал многочисленным иерархам и клирикам).

http://drevo-info.ru/articles/17338.html

Царь, не слушая, взглянул на Энгельгардта и кивнул ему головой. Энгельгардт, подождав, поклонился и вышел. Лицеистов забыли и оставили в покое. Зато Яковлев, паяс, представлял уже не только дьячка с трелями. Он однажды показал «загадочную картинку». Начесав вихры на виски, расставив ноги, растопырив как-то мундир в плечах, он взглянул туманными глазами на лицеистов – и те обмерли: чучело императора! В другой раз он показал с помощью ночного сосуда малоприличную картинку: как Модинька Корф прислуживает государыне. Был в Лицее дядька Зернов, Александр Павлович, собственно не дядька, а «помощник гувернера» по лицейской табели о рангах, – редкий урод, хромой, краснокожий, с рыжей щетиной на подбородке и вдобавок со сломанным носом. И вот по всему Лицею ходила эпиграмма: ДВУМ АЛЕКСАНДРАМ ПАВЛОВИЧАМ Романов и Зернов лихой, Вы сходны меж собою: Зернов! хромаешь ты ногой, Романов головою. Но что, найду ль довольно сил Сравненье кончить шпицем? Тот в кухне нос переломил, А тот под Аустерлицем. Вскоре в Лицее произошли два политических случая: с Вильгельмом и с медвежонком. VIII Медвежонок был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой, и жил он в будке на лицейском дворе. Принадлежал он генералу Захаржевскому, управляющему царскосельским дворцом и дворцовым садом. Каждое утро лицеисты видели, как, собираясь идти в обход, генерал трепал по голове медвежонка, а тот порывался сорваться с цепи и пойти вслед за ним. Пушкин особенно любил медвежонка, часто с ним здоровался. Медвежонок подавал ему толстую лапу, смотрел в лицо Пушкину, прося сахара. И вот однажды на глазах у всех лицеистов произошло событие, которое внесло медвежонка в политическую историю Лицея. Медвежонок сбежал. Генерал Захаржевский, проходя однажды мимо будки, к ужасу своему обнаружил, что будка пуста: медвежонок таки сорвался с цепи. Начали искать – безуспешно: ни на дворе, ни в саду медвежонка не было. Генерал потерял голову: в двух шагах был дворцовый сад – что, если… Генерал беспокоился. И действительно, было из-за чего.

http://azbyka.ru/fiction/kjuhlja-tynjano...

В московском вузе задержали студента, который угрожал расправиться с однокурсниками 3 октября, 2022. Новостная служба Он высказывал угрозы и обещал «устроить резню» 3 октября. ПРАВМИР. Студент первого курса Российского нового университета 18-летний Олег Журавлев угрожал однокурсникам расправой, заявил ректор вуза Владимир Зернов. «Оперативники столичного УФСБ задержали 18-летнего Олега Журавлева, который намеревался «устроить резню» в стенах РосНОУ. Это первокурсник, который только что поступил в университет. Он вел себя вызывающе, высказывал угрозы, и его однокурсники сразу же сообщили об этом руководству университета», — сказал Зернов Информацию о студенте передали спецслужбам, сейчас он находится под стражей. «Огромная благодарность от всего коллектива университета за то, что реакция была незамедлительной и очень профессиональной. Наши опасения подтвердились, последователь культа колумбайна (запрещен в РФ)  был задержан и сейчас находится под стражей», — подчеркнул Зернов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-moskovskom-vuze-zade...

Он слушал внимательно, расспрашивал о нашей жизни, надеждах и мечтах. Он хотел все знать, не пропуская ни одного моего слова, и отзывался на все мои вопросы к нему. “Вы хотите нам верить, – говорила я, – но и мы верим вам. Вы нам нужны, мы вами гордимся, мы за вас внутренне держимся. Это не напрасно, что вы живете на Западе, вы так высоко подняли русское имя. Ничто не случайно, во всем план Божий, и в большом, и в мелочах. Так, не случайно, что я приехала на два дня в Дрезден и что встретила вас здесь» 4 . Вскоре Рахманинов начал делать пожертвования нуждающимся, деньги передавал через С. М. Зернову. Сбор от его ежегодных концертов шел в пользу студентов. В 1927 г. Зернов женился на Милице Владимировне Лавровой 5 , в 1929 г. они переехали в Англию – тоже страну русского рассеяния. В Великобритании осели белогвардейцы, сражавшиеся вместе с англичанами на территории России, представители оппозиционных политических партий, заметную роль среди которых играли кадеты, нашли приют писатели, ученые, художники, люди разных социальных слоев, там оказались знаменитые семьи – Набоковы, Оболенские, Родзянко, Васильчиковы, Пастернаки и др. Новый этап в эмигрантской судьбе Зернова связан с Оксфордским университетом: его зачислили кандидатом на соискание докторской степени, в 1932 г. он стал доктором философии Оксфордского университета. В Англии образовывались русские организации: Комитет освобождения России, Русский Национальный комитет, Русская Академическая группа и др. С 1934 г. Зернов – секретарь Англо-православного содружества имени преподобного Сергия Радонежского и Св. мученика Албания. В 1936г. он получил британское подданство. Началась Мировая война, Франция и Англия объявили войну Германии. В 1940 г., на Пасху, удалось вырваться в Париж и встретиться с о. Сергием Булгаковым , в последний раз он исповедался у него. Одно из парижских воспоминаний того времени – Пасха в «талантливом русском Париже»: «Хоругви и иконы крестного хода несли молодые русские офицеры. Меня обрадовало, как литургичны были их движения, как естественно благоговейно было их поведение. Эта молодежь, выросшая во Франции и одетая в французские мундиры, безошибочно вливалась в ритм православного благочестия, она продолжала принадлежать к русской церковной культуре» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Часть четвертая. Годы гражданской воины и начало скитании Введение. Н. Зернов Описание революции и гражданской войны даются в этой части хроники так, как они были пережиты молодым поколением семьи Зерновых. Их кругозор в то время был ограничен их личным опытом. Однако их настроение и их восприятие событий той переломной эпохи были созвучны широким кругам гимназической и студенческой молодежи, в значительном числе влившейся в ряды Белых Армий. Полстолетия, которое отделяет наше время от первых лет революции, помогает многое видеть в ином свете и раскрывает ряд факторов, неизвестных и непонятных в те далекие годы. Правильный подход к революции может быть найден лишь в связи со всей сложной историей России, с грехами ее прошлого и искажениями настоящего времени. Даже и теперь еще не настал момент для всестороннего исследования и оценки того глубокого переворота в жизни страны, который повлек за собою море страданий, бесчисленные жертвы и на долгие годы расколол на два враждебных лагеря население бывшей империи. 36 Эта задача особенно трудна тем, кто был современником братоубийственной борьбы. Первая глава. Октябрь 1917 года 37 . Н. Зернов Москва осенью 1917 года была уже смертельно раненым городом. Жизнь ее расползалась по всем швам, все закупали провизию, готовились к холодной и голодной зиме. Всюду стояли очереди, квартиры уплотнялись под напором семейств, бежавших или от наступавших немцев или из своих разоренных усадеб. Улицы были полны дезертирами, – они своими мутными потоками наводняли весь город, висели на двигающихся с трудом трамваях и заполняли вокзалы и поезда. После неудавшейся попытки генерала Корнилова (1870–1918) восстановить дисциплину в армии и в стране, правительство Керенского (род. 1881) потеряло всякий авторитет и стало предметом насмешек. Его символом сделались «керенки», обесцененные бумажные деньги, которых никто не хотел принимать. Большевики удвоили свою пропаганду, самосуды участились, преступники, выпущенные из тюрем, безнаказанно грабили население.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Моё присутствие на соборе ещё более сблизило меня с ним. Я всецело разделял его взгляды и с болью переживал его поражения. Благодаря владыке я познакомился со многими членами собора и подружился с несколькими молодыми иеромонахами, часто приходившими к нам в келию, чтобы отвести душу. Владыка охотно обсуждал со мною все события и прислушивался к моим замечаниям. Он всегда был окружён людьми, но не только его единомышленники, но и его противники искали встреч с ним. Среди последних самой яркой личностью был, несомненно, Н. Е. Марков Второй. Это был человек крупного сложения, с широкой бородой и с тяжёлым, умным лицом. Он говорил с владыкой с резкой откровенностью, предлагая сотрудничество и угрожая открытой борьбой в случае несогласия. Он так и поступил, когда убедился, что владыка не намерен присоединиться к платформе Высшего Монархического Совета. Приходил к нам и А. Трепов, и другие лидеры монархистов, но они казались мне менее значительными. Дни, проведённые на соборе, отрезвили меня от моей церковной романтики и излечили от юношеской нетерпимости. Я познакомился с методами политической борьбы, с недобросовестностью ряда лиц, выступавших от лица Церкви, меня поразила их беспринципность, готовность использовать все для достижения своих целей 4 . Я принуждён был признать, что крайне правые и крайне левые, часто столь похожи друг на друга, что их можно назвать близнецами. Главное, чему меня научили Карловцы, было знание, что мнение большинства, даже на церковном собрании, не является гарантией истины, и что высокие принципы часто скрывают другие мотивы: личной выгоды, соперничества и обид. После Карловацкого собора я освободился от наивной идеи, которую я разделял со многими моими сверстниками, что революция была делом масонского заговора, и что главная вина за гонения на христиан лежит на евреях. Я был поражён той злобой и нетерпимостью, которую я встретил среди людей, называвших себя защитниками Церкви и верными служителями самодержавия. Я уехал из Карловац умудрённым и многому научившимся. Моя дальнейшая церковно–общественная работа получила своё основание в опыте, пережитом на соборе. 3. Богословский факультет Белградского университета (Н.М. Зернов)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010