Он не избран соборне, не уполномочен епископами и потому не может считаться представительством епископата при м[итрополите] Сергии. Он составлен самим м[итрополитом] С[ергием] и поэтому является, собственно говоря, как бы его личной канцелярией, частным совещанием при нем». Сопоставляя «точки зрения, на которых стоит епископат и лучшая часть духовенства», с декларацией митрополита Сергия, автор (авторы) «Киевского воззвания» делали вывод: «Поскольку заместитель местоблюстителя декларирует от лица всей Церкви и предпринимает ответственнейшие решения без согласия местоблюстителя и сонма епископов, он явно выходит из предела своих полномочий. Переговоры с митрополитом Петром и со всем русским епископатом, несомненно, должны были быть выдвинуты митр[ополитом] Сергием как предварительные условия возможности для него всяких ответственных выступлений. Но дело обстоит еще хуже. Митроп[олит] Сергий действует не только без согласия епископата, но явно вопреки его воле» . Склонность митрополита Сергия прикрывать свои действия синодальными постановлениями провоцировала еще одно обвинение в его адрес, а именно готовность вообще отказаться от патриаршей формы церковного правления. Многих сильно насторожили слова июльской декларации о том, что грядущий Поместный Собор «изберет нам уже не временное, а постоянное центральное церковное управление» . Об избрании на Соборе нового Патриарха в декларации ничего не говорилось. «Декларация определенно ставит патриаршество под вопрос», – реагировало на эти слова «Киевское воззвание». Еще более эмоционально прокомментировал отсутствие упоминания о патриаршестве в декларации епископ Василий (Зеленцов): «Неужели и м[итрополит] Сергий, более других обязанный своей присягой блюсти в целости патриаршество Всерос[сийской] Церкви, как оплот ее в наши бурные дни, – тоже решается торговать патриаршеством и продать его за обещания бархатных ряс и прочего подобного духовенству» . Суммируя все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: Так, например, архиепископ Серафим (Самойлович) выпустил 20 января 1929 г.

http://bogoslov.ru/article/1578803

Осенью 1926 года украинские архиереи обдумывали и обговаривали вопрос о необходимости тайно рукоположить новых Епископов. Для согласования Епископ Радомысльский Сергий (Куминский), имевший постоянное местопребывание в Киеве, послал в Харьков, тогдашнюю столицу Украины, доверенное лицо. В Харькове без права выезда проживали тогда многие архиереи. Посланный человек встретился с Епископами Макарием (Кармазиным, священномучеником, 1937, память 20 ноября/3 декабря), Константином (Дьяковым, священномучеником, 1938, прославлен УПЦ, память 19 мая/1 июня) и прочими архиереями. Предложенные Епископом Сергием кандидатуры были одобрены. Избрание кандидатов тогда происходило в Харькове, а акты, подписанные Епископами Украины, утверждались Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополитом Сергием (Страгородским) . Как избрание, так и хиротония новых Епископов совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей. Среди предложенных кандидатур новых Епископов было и имя архимандрита Аркадия (Остальского) 395 . Как выдающегося проповедника и лицо, наиболее разбирающееся в миссионерских вопросах, было предложено рукоположить его в сан Епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, для борьбы с Лубенским расколом, вместо арестованного успешно боровшегося с этим расколом другого викария Полтавской епархии – Епископа Прилукского Василия (Зеленцова, священномученика, 1930, память 25 января/7 февраля) 396 , в помощь престарелому Архиепископу Полтавскому и Переяславскому Григорию (Лисовскому). 18. Лубенский раскол Здесь необходимо сделать отступление и коснуться церковной жизни Полтавской епархии тех лет, чтобы понять какие обстоятельства привели к возникновению Лубенского раскола. В начале мая 1917 года в Полтаве проходил чрезвычайный Полтавский епархиальный съезд духовенства и мирян. В то время по всей России происходили низвержения архиереев. Полтавский губернский комитет 12 апреля также постановил удалить Епископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) из епархии, предварительно предложив ему добровольно удалиться на покой 397 . Созванный для этой цели епархиальный съезд, напротив, единогласно постановил выразить доверие владыке Феофану 398 . На этом съезде было образовано постоянное совещание при Епископе, которое, будучи органом совещательным, в тоже время было наделено съездом большими, чем консистория, правами. Члены этого совещания должны были избираться на епархиальном съезде, а не назначаться Епископом, что уже само по себе делало их независимыми от него. Съезд избрал председателем этого постоянного совещания настоятеля полтавской кладбищенской церкви протоиерея Феофила Булдовского, произнёсшего на съезде речь о необходимости «украинизации» Церкви и совершения богослужений на украинском языке. Протоиерей Феофил по своим политическим воззрениям являлся крайним украинским националистом 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Отдельный случай представляет епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . Афанасия арестовали в 1922 г., и за исключением коротких перерывов он постоянно жил в заключении вплоть до 1954 г. Он отложился от митрополита Сергия около 1930 г., поскольку посчитал, что тот незаконно принял на себя обязанности заместителя местоблюстителя патриаршего престола. Он восстановил каноническое общение с иерархией Русской Православной Церкви в 1945 г., когда был избран патриарх Алексий I. На протяжении своей нелёгкой жизни (он умер в 1962 г. в возрасте 75 лет) Афанасий был весьма почитаем среди верующих и стал духовным отцом многих православных 1937 . Агафангел и Афанасий канонизированы как исповедники. Самым непримиримым противником сложившегося типа отношений Русской церкви с советской властью среди канонизированных «непоминающих» был, наверное, епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Василий не только разорвал общение с Сергием в 1927 г., но и не восстановил канонические сношения с его преемником, патриархом Алексием I. После многочисленных арестов и заключения, он умер в неустановленный день (по одним источникам в 1945 г., по другим – в 1947 г.) под Красноярском 1938 . На местном уровне был причислен к лику святых в 1993 г. Другие «непоминающие», канонизированные Архиерейским собором 2000 г., архиепископы: Угличский Серафим (Самойлович), Дмитровский Серафим (Звездинский) , Стародубский Дамаскин (Цедрик), Глазовский Виктор (Островидов), Прилукский Василий (Зеленцов), а также религиозный мыслитель Михаил Новоселов и московский приходской священник Сергий Мечёв . Эти канонизации стали деянием примирения между различными членами церкви. Перед лицом страданий, перенесённых Русской церковью в XX в., Архиерейский собор признал мученичество различно мысливших верующих, а не только тех, кто верно следовал за митрополитом Сергием. Подобное решение имело ещё и то достоинство, что оно сблизило Московский патриархат с Русской православной церковью за рубежом, которая, как отмечалось, приступила к канонизации мучеников и вероисповедников при советском режиме в 1981 г 1939 . В одном интервью в декабре 2003 г. влиятельный священнослужитель Московского патриархата и член Синодальной комиссии по канонизации святых Георгий Митрофанов предсказывал неизбежное восстановление евхаристического единения между этими двумя Церквями именно с момента признания общего наследия новомучеников: «Наша Церковь своей канонизацией собора новомучеников, в котором присутствуют и столь почитаемые Зарубежной Церковью иерархи (...) канонизацией всех тех, которые поминали митрополита Петра (Полянского) как Предстоятеля Русской Православной Церкви, подчеркнула, что мы должны ощущать себя продолжателями не только политики митрополита Сергия, но и политики других иерархов» 1940 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

При Свято-Николаевском соборе города Комсомольска работает воскресная школа, где преподают семинаристы. В этом же соборое они раз в неделю поют на клиросе. Это обязательная часть обучения в семинарии. Инспектор семинарии священник Сергий Яблуновский: «От обмирщения нас удерживает главное — частая совместная молитва. И причастие Святых Христовых Тайн». Полтавская семинария располагается в здании бывшего детского сада и окружена многоэтажками. Поначалу у семинаристов возникали неприятности с местной молодежью, иногда очень неспокойной. Но сейчас жители окрестных домов стали терпимей, проблемы почти исчезли. В семинарском домовом храме св. Нестора Летописца ворота алтаря расписаны студентами иконописного отделения. В здании семинарии старые деревянные окна чередуются с современными пластиковыми. Учение — свет! Рабочий момент репетиции  семинарской рок-группы «Мгновение вечности». На время Великого поста участники группы приостанавливали репетиции. Заканчивать репетиции минимум за час до службы — строгое правило участников рок-группы. Иначе сосредоточиться на молитве трудно. А вдумчивая молитва для семинаристов — главное. Спекталь «Хитроумный идальго» семинарской театральной студии. Студентки регентского отделения учатся своему искусству под руководством матушки Сусанны. До принятия пострига она сама была регентом, а ее приходской хор стал лауреатом международного конкурса. Могилы князей Кочубеев в Свято-Николаевском храме поселка Диканька. Главное послушание семинариста — пост и молитва. Но работать на кухне тоже приходится. Молитва перед памятником епископу Василию (Зеленцову). В 1920-х годах был епархиальным миссионером Полтавской епархии. Расстрелян 1930 году. Прославлен РПЦ в лике святых как новомученик. Студенты семинарии еженедельно навещают приют для сирот города Комсомольска. Когда семинаристы играют с детьми, малыши настолько рады, что забываешь, что перед тобой сироты... Казацкий конь на берегу Днепра. Элемент монументальной композиции «Тарас Бульба». Село Келеберда, Полтавская обл.

http://foma.ru/po-puti-postoyannogo-risk...

Так далеко в своих выводах о митрополите Сергии, как епископ Виктор, большая часть представителей оппозиции, однако, не шла. Они указывали на неправомерность навязывания Заместителем Церкви своей политики. «Политика м[итрополита] Сергия и его свящ[енного] синода, – писал епископ Василий (Зеленцов), – есть только их групповая, а не церковная политика. И исключать из клира нашей Автокефальной Церкви даже и живущих внутри нашего государства каких-либо епископов с их духовенством только за то, что они не следуют за политикой другой группы епископов, хотя бы временно или пожизненно управляющих всей нашей Церковью, будет произволом, не оправдываемым церковными древними канонами и решительно противоречащим соборному постановлению от 2/15 августа 1918 г. […] Политика м[итрополита] Сергия и его св[ященного] синода пока ни для кого не обязательна и станет обязательной для членов Всероссийской Церкви не ранее, как когда свободное общее решение епископов Православной Рос[ссийской] Церкви найдет справедливым и нужным сделать их политику церковной политикой, т. е. обязательной для членов Церкви» . В этом суждении епископа Василия звучал весьма характерный для антисергиевских документов мотив, а именно – указание на каноническую неправоспособность Заместителя и его Синода принимать важнейшие решения без согласия Церкви. Митрополит Сергий был всего лишь Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, то есть заместителем заместителя Патриарха. Конечно, вставал вопрос: а имел ли он право браться за кардинальное решение вопроса церковно-государственных отношений, да еще без санкции того, кого он замещал и от кого получил свои полномочия. «Он, – говорилось о митрополите Сергии в одном из первых откликов на его декларацию, написанном, скорее всего, мучеником Михаилом Новоселовым, – должен был запросить м[итрополита] Петра о его отношении к предпринимаемому им весьма важному и ответственному шагу и только с его благословения действовать. Между тем ни в протоколах Синодских заседаний, ни в самом воззвании нет и следов указаний на то, что так было сделано и что благословение получено. Наоборот, обоснование на [словах] покойного Патр[иарха] Тихона […] дает веское основание заключить, что санкции от митроп[олита] Петра не получено. А если так, то это уже крупное самочиние» .

http://bogoslov.ru/article/1578803

17(30).12.1945–05(18).11.1948: Гродненская Варсонофии Лебедев 08(21).01.1917–02(15).09.1918: Кирилловская Варсонофий Лузин 12(25).04.1926–24.04(07.05).1929: Спасская 24 .04(07.05).1929–25.06(08.07).1930: Иркутская 25 .06(08.07).1930–1932: Владивостокская Варфоломей Городцов 18(31).05.1942–13(26).02.1943: Можайская 1942–1943: Ульяновская 1943–1946: Омская, в. у. 26 .02(11.03).1943–19.05(01.06).1956: Новосибирская и Барнаульская 13(26).02.1943–21.05(03.06).1948: Иркутская, в. у. 1944–1947: Красноярская и Енисейская, в. у. Варфоломей Ремов 28 .07(10.08).1921–1923: Загорская Василий Беляев 29 .06(12.07).1925–10(11)(?).1927: Спас-Клепиковская 1927–1929: Елецкая 1931–1931: Бутурлиновская Василий Бехтерев 15(28).08.1924–25.02(10.03).1925: Яранская (обн.) 25 .02(10.03).1925–1927: Архангельская (обн.) 1926–13(26).08.1927: Курганская (обн.), в. у. Василий Бирюков 1919–: Ярославский викарий 1919–: Викариатство Ярославской епархии (без упомин. епарх. города) Василий Богдашевский 06(19).08.1914–: Каневская –1925: Прилукская –25.02(10.03).1933: Каневская, паки Василий Богоявленский 12(25).05.1911–06(19).05.1917: Черниговская Василий Виноградов 01(14).12.1922–04.1923: Щегловская (обн.) 1923–1925: Иркутская, в. у. (обн.) 1924–1925: Киренская (обн.) 1925–1926: Иркутская (обн.) 1926–1928: Псковская (обн.) 09 .1929–09.1929: Ярославская (обн.) 10 .1929: Бугурусланская (обн.) 1931–1932: Сталинградская (обн.) 1932–23.09(06.10).1937: Куйбышевская (обн.) 1933–1937: Ставропольская (на Средн. Волге) (обн.) Василий Дохтуров 16(29).08.1924–: Алтайская, в. у. 1925–1926: Яранская Пинежская Вытегорская Каргопольская Василий Зеленцов 12(25).08.1925–1928(?): Прилукская Василин Знаменский 21 .10(03.11).1922–06(19).07.1924: Липецкая (обн.) 06(19).07.1924–12(25).11.1924: Симферопольская (обн.) 12(25).11.1924–12(25).06.1925: Липецкая (обн.), паки 1925–1926: Севастопольская (обн.) 23 .04(06.05).1927–09.1928: Острогожская (обн.), в. у. 09 .1928–29.09(12.10).1929: Тамбовская (обн.) Василий Зуммер 1921–24.12(06.01).1923: Суздальская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1905 г. прочитал две пробные лекции, которые Совет Академии признал удовлетворительными. С 16.08.1905 г. – и. д. доцента МДА по кафедре русского и церковно-славянского языка и истории русской литературы; с 1911 г. – только истории литературы. В 1913 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Св. Климент, епископ Словенский. Его жизнь и просветительная деятельность» (Сергиев Посад, 1913). С 07.12.1913 г. экстраординарный профессор МДА. С 1916 г. приват-доцент ИМУ по кафедре славянской филологии. В 1917 г. член Комиссии по реформе высшей духовной школы от МДА. С августа 1917 г. до марта 1918 г. председатель городской думы Сергиева Посада, затем профессор Киевского университета, преподавал украинский, польский, сербский языки в киевских вузах. С 1922 г. преподавал в вузах Москвы, Нижнего Новгорода и Твери. В начале 1930-х гг. профессор на кафедре языкознания Московского педагогического института им. Бубнова. 09.02.1934 г. арестован по ложному обвинению как член контрреволюционной «Российской национальной партии». 28.03.1934 г. освобожден под подписку о невыезде.После освобождения из-под стражи 30.03.1934 г. повесился. 14.04.1934 г. ОГПУ приняло решение о прекращении дела Туницкого в связи «с недоказанностью факта его участия в контрреволюционной организации». Подробнеео нем см.: МДА в начале XX века. С. 97–98. Ашнин Ф.Д., Алпатов Б.М. Дело славистов: 30-е годы. М., 1994; Журналы... МДА за 1905 год. 1906. С. 71. Зеленцов Иван Иванович (26.05.1879–1950) – выпускник МДА, кандидат богословия, заслуженный учитель РСФСР. Сын священника с. Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии. Окончил Рязанскую ДС (1899), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1903), магистрант LVIII курса; оставлен на год профессорским стипендиатом (см.: Журналы... МДАза 1904 год. 1905. С. 231). 12.08.1904 г. определен на должность преподавателя логики, психологии, начальных оснований и краткой истории философии и дидактики в Литовскую ДС. 23.12.1904 г. уволен от должности преподавателя Литовской ДС за истечением четырехмесячного срока неявки к месту службы с взысканием с него долга духовному ведомству 712 рублей 60 копеек сполна и единовременно для получения документов об образовании (см.: ЦИАМ.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Василий (Беляев) 29.06.1925 хирот. во еп. Спасо-Клепиковского, вик. Рязанской епархии; 1927–1929 еп. Елецкий, вик. Орловской епархии; в 1931 г. еп. Бутурлинский; † после 1931 г. Василий (Богдашевский) с 6.08.1914 еп. Каневский, вик. Киевской епархии; с 1925 г. в сане архиепископа; † 25.02.1933. Василий (Богоявленский) с 5.10.1916 архиеп. Черниговский и Нежинский; замучен 27.08.1918. Василий (Васильцев) 1.10.1989 хирот. во еп. Кировоградского и Николаевского; с 1992 г. еп. Кировоградский и Новомиргородский; с 28.07.1994 в сане архиепископа; с 27.12.1994 архиеп. Кировоградский и Александровский. Василий (Дохтуров) 16.08.1924 хирот. во еп. Горно-Алтайского, вик. Новосибирской епархии; в 1925 г. еп. Пинежский, вик. Архангельской епархии; 1925–1926 еп. Яранский, вик. Вятской епархии; в 1926 г. еп. Вытегорский, вик. Олонецкой епархии; в 1927 г. еп. Каргопольский, вик. Олонецкой епархии; уклонился в «иосифлянскую» оппозицию. Василий (Зеленцов) 12.08.1925 хирот. во еп. Прилуцкого, вик. Полтавской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; расстрелян 9.02.1930. Василий (Златолинский) 2.12.1990 хирот. во еп. Симферопольского и Крымского; с 27.07.1992 еп. Запорожский и Мелитопольский. Василий (Зуммер) в 1921 г. хирот. во еп. Суздальского, вик. Нижегородской епархии; † 24.12.1923. Василий (Кривошеин) 14.06.1959 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 31.05.1960 еп. Бельгийский и Брюссельский; с 21.07.1960 в сане архиепископа; † 22.09.1985. Василий (Осборн) 7.03.1993 хирот. во еп. Сергиевского, вик. Сурожской епархии. Василий (Преображенский) 14.09.1921 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 1926 г. еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; † 12.08.1945 в ссылке. Василий (Ратмиров) в 1921 г. хирот. во епископа; уклонился в обновленческий раскол и снял сан; в 1941 г. принес покаяние, принят в сане епископа и назначен на Калининскую кафедру; с сент. 1944 г. архиеп. Минский и Белорусский; с 13.08.1947 на покое; † ок. 1980 г. Василий (Шуан) 30.05.1957 хирот. во еп. Пекинского; † 3.01.1962.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Находясь в ссылке, я прилагал все старания не отрываться от жизни Православной Церкви, и в результате стараний мне изредка удавалось пользоваться кое-какими материалами, освещающими жизнь Русской Церкви… В Иркутске не решились принимать окончательное решение относительно судьбы владыки. В январе 1930 года он был отправлен в ОГПУ в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. С ним вступил в переговоры Тучков и его заместитель Казанский. Тюрьма ОПГУ, 1930 год Отвечая на их вопросы, касающиеся отношения к советской власти, владыка сказал: Что касается моего отношения к советской власти, то с церковно-религиозной точки зрения я не согласен с мнением митрополита Сергия, что советская власть является властью “богоустановленной”; в остальном же мое отношение можно определить так: пока эта власть являлась властью группы (части населения), я мог с ней не мириться, и потому я и призывал к поддержке Деникина, за что в свое время был приговорен Ревтрибуналом к расстрелу. По кассации приговор мне заменен пятью годами тюрьмы. В Деникине я видел только защитника православия и только потому поддерживал его. В настоящее время в политическом отношении я признаю советскую власть признанной всем народом, и потому политически законной, и поэтому считал и считаю себя нравственно обязанным искать мира с советской властью, хотя она нам его и не дает. В начале февраля было составлено обвинительное заключение, в котором епископу ставилась в вину его прошлая деятельность и  требование бескомпромиссного отношения Церкви к враждебному для нее государству. 3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила владыку к расстрелу. 7 февраля 1930 года епископ Прилукский Василий был расстрелян. Погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010