Свящ. П. Флоренский проявлял глубокое внимание к духовному опыту Д. Обстоятельства, при к-рых Д. побудил и благословил свящ. Павла продолжить заниматься философско-богословской разработкой имяславия, впосл. были описаны им в посвящении к поэме «Оро» ( Флоренский П. , свящ. Поэма Оро. М., 1998. С. 81-82). Нек-рые высказывания Д. свящ. Павел намеревался включить в незавершенную главу «Литургическое творчество» своих «Очерков о культе» ( Флоренский П. , свящ. Философия культа. М., 2004. С. 413-414). Записи бесед с Д. сохранились в его дневнике. Д. был духовным отцом декана МГУ, президента Математического об-ва Д. Ф. Егорова, супругов Лосевых и др. видных представителей московской интеллигенции. 3 июня 1929 г. Д. совершил постриг Алексея и Валентины Лосевых в монашество с именами Андроник и Афанасия. Он же благословил инока Андроника (А. Ф. Лосева) на страдания в Страстную пятницу накануне его ареста 18 апр. 1930 г. Исповедал и причастил Д. перед смертью свящ. Павел Флоренский, он же отпевал его. В похоронах 4 июня 1930 г. принимали участие только самые близкие - мон. Афанасия (Лосева), арестованная на следующий день, и Егоров. Соч.: Как потеряли Афон//Голос Москвы: Газ. 1913. 25 июня; Письмо еп. Модесту//Дым Отечества: Газ. 1914. 26 июня. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. Д. 80. Ч. 1. Л. 519-522. Лит.: Сб. док-тов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг., 1916; Флоренский П. , свящ. Из письма архим. Давиду [Мухранову] (в ответ на письмо афонских имеславцев с Кавказа)//ППр. 1994. 3. С. 96-99; Василий (Зеленцов), еп. , сщмч. Общая картина отношений рус. высшей церк. власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием//БТ. 1997. Сб. 33. С. 165-205; Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании имени Божия//Там же. С. 155-164; Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1; Имяславие: Сб. богосл.-публицист. ст., док-тов и коммент./Сост.: прот. К. Борщ. М., 2003. Т. 1; Тахо-Годи А. А. О В. М. Лосевой//Начала. М., 1993. 2. С. 107-112; она же. Лосев. М., 1997; «Дело об афонских монахах» в Канцелярии Свят. Синода Рос. Церкви/Подг. к печ., предисл.: еп. Иларион (Алфеев)//БТ. 2004. Сб. 39. С. 111-268; 2005. Сб. 40. С. 165-273; Лосев А. Ф. , Лосева В. М. «Радость навеки»: Переписка лагерных времен. М., 2005.

http://pravenc.ru/text/168502.html

В 1848 году, в непосредственной близости от храма была построена каменная пятиглавая часовня в честь перенесения Святых мощей Александра Невского. По этому случаю здесь совершались крестные ходы (30 августа и 17 сентября). По данным кон. XIX - нач. ХХ вв., в состав Ильинского прихода было включено 40 деревень с общим числом прихожан 4503 человека. В Ильинском храме до 1930-х годов хранились копии с метрических книг, начиная с 1798 года и исповедные росписи (с того же года). Стоит упомянуть, что последним настоятелем храма пророка Божьего Илии, до закрытия церкви, был иерей Николай Александрович Зеленцовский (1850-1935). С 1875 по 1910 г. он служил при храме как пономарь, с 1910 по 1920 г. - дьякон. После ареста всего храмового духовенства, рукоположен в ноябре 1929 года во иерея, в качестве которого служил в Ильинской церкви до последнего дня своей жизни. Будучи в весьма преклонном возрасте, противостоял властям, ценой собственной жизни сохранял храм от закрытия и разграбления. Подвергался репрессиям. Его очень любили и почитали прихожане. Скончался батюшка в 1935 году, после чего местные власти храм в селе Ильинском немедленно закрыли. После изъятия ценностей и имущества из Ильинской церкви, в ней была устроена машинно-тракторная станция (МТС), для въезда машин в стене здания был выломан въездной проём. Венчания храма конечно же были сбиты, красавица-колокольня была разобрана до первого яруса. Позже в помещении бывшей церкви обустроилась кузница. В 1997 году Ильинская церковь возвращена общине верующих. Первоначально богослужения проводились в специально оборудованном доме. Службы в ремонтированном храме возобновлены в 2000 году. С 10 мая 2000 года настоятелем храма является протоиерей Александр (Блинов). С сайтов: http://hramiliya1787.ru/index.pnp и Лицканен. Газета " Угличанин " , от 28.06.2017 Комментарии и обсуждение " Церковь села Ильинскаго, что в Поречье. Воздвигнута в 1787 году, с тремя престолами: 1, Св. Пророка Илии; 2, Преподобнаго Нила Столбенскаго; 3, Св. Мученицы Параскевы. В приходе следущия селения: < перечислено 42 селения> " 17 декабря 2008. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06678

Княгиня Наталия Урусова, которой довелось общаться с митрополитом Иосифом во время ссылки в Алма-Ате в 1930-е годы, в своих воспоминаниях писала: «Он лично говорил, что Патриарх Тихон предложил его немедленно по своем избрании назначить своим первым заместителем. Это почему-то в истории церковного местоблюстительства еще нигде не упоминается» 10 . Современный исследователь М. В. Шкаровский также пишет, что существуют показания на допросах арестованных «иосифлян» о заявлениях митрополита Иосифа, что Патриарх Тихон еще в 1918 году тайно назначил его своим первым заместителем 11 . Крайне сомнительно, что малоизвестный тогда Угличский епископ был указан в завещании Патриарха первым, но предположить, что в списке кандидатов он присутствовал, учитывая перечисленные выше свидетельства, можно. Таким образом, если попытаться реконструировать патриаршее завещание января 1918 года, то получается примерно следующая картина (в списке пять имен, как и свидетельствовал о том епископ Василий (Зеленцов)): 1.       Митрополит Новгородский Арсений, 2.       Митрополит Харьковский Антоний, 3.       Митрополит Ярославский Агафангел, 4.       Архиепископ Тамбовский Кирилл, 5.       Епископ Угличский Иосиф. Однако принятием чрезвычайного решения о единоличном назначении Местоблюстителя Патриархом соборное законотворчество в этой сфере не закончилось и 10 августа 1918 года Собор принял развернутое определение « О Местоблюстителе Патриаршего Престола», которое в частности гласило: «2. По освобождении Патриаршего Престола, старейший из членов Священного Синода, после предварительного совещания с прочими членами Синода, незамедлительно созывает соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 3. В соединенном присутствии, под председательством того же старейшего иерарха, члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета тайным голосованием избирают Местоблюстителя из среды присутствующих членов Священного Синода» 12 . Таким образом, порядок замещения должности Местоблюстителя устанавливался принципиально иной, нежели был выработан в январе 1918 года. Однако следует учесть то, что августовское определение предполагало нормальные условия жизни Церкви: когда функционируют Священный Синод и Высший Церковный Совет и существует возможность беспрепятственного созыва Поместного Собора. В январском заявлении 36 членов Собора, послужившем поводом к принятию чрезвычайного постановления, было сказано, что временный Местоблюститель назначается Патриархом « впредь до установления Собором самого порядка избрания и производства самых выборов на означенную должность» . Теперь порядок избрания Местоблюстителя был Собором выработан, но это не означало, что эти выборы состоятся. Очевидно, что на этот случай оставался чрезвычайный порядок назначения заместителя.

http://bogoslov.ru/article/395859

Хроника афонского дела 1907 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1928 1930 1992 Литература   .   Вниманию ищущего истину благочестивого читателя предлагается 2-й том материалов по имяславию, составителем которого является протоиерей Константин Борщ. В данном томе продолжена публикация документов и статей разных авторов по важнейшей богословско-философской проблеме, остающейся пока, к сожалению, нерешённой. 2-й том в буквальном смысле слова наполнен множеством уникальных материалов, издающихся впервые или разбросанных по малодоступным периодическим изданиям, ставшим библиографической редкостью. Здесь более чем достаточно пищи для размышления по проблемной антиномии «имяславие – имяборчество». Надеемся, что сей свод документальных источников, святоотеческой и религиозно-философской литературы послужит вдохновляющим стимулом на пути поиска истины. Нет ни малейшего сомнения в том, что грядущий Поместный Собор даст кристально ясные и чёткие ответы на множество вопросов, связанных с темой имяславия и ставших точками средостения между разномыслящими православными. Да уврачует Всемилостивый Господь ещё одну рану на теле вселенского православного сознания! Предисловие ко 2 тому По милости Божией приступаем к изданию 2-го тома «На заре и закате XX века». Работе над сим изданием сопутствовали наскоки «косы на камень» по теме нашей книги. Имеется в виду ожесточённое восстание нерядовых представителей имяборческой стороны на имяславие всё с теми же «зеленцовскими», «никоновскими» и «антониевскими» клеветническими тенденциями и нелепыми выпадами против исповедания имяславцев, которых в своём, обуявшем их, духовном заблуждении и неведении они именуют отступниками от Православия и от Православной Церкви, еретиками-имябожниками. И это тех, которые жизни своей не щадили, умирая за Православие и Святую Православную Церковь Христову. Даже с печатным словом в 2000 году выступили некоторые авторы, осуждая имяславие и хуля Имя Божие. Современные поборники имяборческой идеологии «несуществования» имени Божия настаивают на синодальной точке зрения Послания Синода от 18 мая 1913 года, на учении немецкого учёного Макса Мюллера, что имя вообще – ни духовно, как душа или ангел, ни материально, как дерево или стол – не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

 Иеросхимонах Антоний (Булатович). «Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела». – «Начала», (23–26), 1998. Вып. 2, стр. 176. 117  Макарий, Митрополит Московский. «Царю небесному и земному верный», «Апостол Алтайский» (Парвицкий – «Невский»), 1835–1926. Автор-составитель Татьяна Гроян. М., 1996, стр. 1. XXIII. 118  Цит. по: Схимонах Иларион. «На горах Кавказа», изд. 4, испр. СПб., 1998, стр. 917. Послесловие. 122  «Причина этого решения Конторы ясна: царь потребовал от Церковной власти освобождения Булатовича и прочих имябожников от суда и наказания церковного, и Контора захотела угодить этому требованию». См.: Епископ Прилукский Василий (Зеленцов). «Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием». – Богословские труды, сб. 33, 1997, стр. 174. 128  «Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление...», стр. 177. В. И. Зеленцов видел здесь «сознательную подделку смысла официального документа» со стороны иеросхим. Антония, который в июне 1914 г. от обер-прокурора «узнал подлинный текст синодального определения» и в то же время «испросил себе» неполную копию этого документа «с искажением смысла его в обратный» с целью введения в заблуждение «имябожников». См.: Василий (Зеленцов), Епископ Прилукский. Указ. соч., стр. 197–198. 129  Епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии Василий (Зеленцов Василий Иванович) (1870–4.04.1930) – священник на приходе в Полтаве (1920), организатор христианского общества молодёжи (нач. 1920), уклонялся в обновленческий раскол (1922), принёс покаяние, хиротонисан в епископа 12.08.1925, арестован и приговорён к смертной казни, помилован и освобождён по амнистии (1925), сослан на 3 года в Соловецкий лагерь (1926), выразил несогласие с церковной политикой митр. Сергия (Страгородского) (1927), выслан в Иркутскую обл. (1928). 9.12.1929 г. арестован, приговорён к расстрелу. 130  Михаил Александрович Новосёлов (1864–1938) – редактор-издатель «Религиозно-философской библиотеки». Один из руководителей Кружка ищущих христианского просвещения. В конце 1928 г. арестован как глава «Политического Центра всесоюзной церковно-монархической организации «Истинное Православие " », на заседании тройки 17 января 1938 г. приговорён к высшей мере наказания. По непроверенным данным; в 1921 г. от рук владыки Феодора (Поздеевского) принимает тайный постриг с именем Марк, с 1923 г. епископ Сергиевский; не приняв «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г., переходит на нелегальное положение, активный участник «Кочующего собора» 1928 г.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

е. епископского сословия, контролю и власти которого подчинен и первенствующий епископ Церкви (Апост[ольское] правило 34), а не только рядовые епископы». Этим указанием украинские епископы как бы перечеркивали резолюцию Экзарха, а заодно и временно первенствующему Заместителю Местоблюстителя, на всякий случай, напоминали о его подчиненном положении. «Вопрос об отношении Православной Церкви к Соввласти, – продолжали далее они, – есть вопрос общецерковный, а не частный, и притом имеет первостепенную важность. И сам первенствующий епископ не может решать его, не испросив общеепископского голоса. Решение же этого вопроса отдельным епископом или отдельной группой христиан есть самоволие, не согласное ни с христианской нравственностью, ни с церковными канонами, и кроме вреда Церкви ничего принести не может, что уже и начинает сбываться у Вас на Черниговщине. А посему мы, Украинские православные епископы, братски заповедуем и умоляем преосвященного Матфея и др. участников сего дела оставить это вредное для Церкви начинание и отказаться у Соввласти от этой декларации, заявив и ей, что вопрос об отношении Православной Церкви к Соввласти есть вопрос общецерковный и канонически решен может быть только в общецерковном порядке всем епископатом, а не отдельными группами лиц, и что этот вопрос уже обсуждается епископами». В столь изящную форму украинские епископы – в первую очередь епископ Василий (Зеленцов) – облекли «крамольную» мысль о том, что вопрос о признании Церковью советской власти все еще является открытым, что «этот вопрос уже обсуждается епископами». И это на девятом году этой самой «Соввласти»! Неудивительно, что это заявление привело ГПУ в ярость. Неудивительно и то, что, когда после окончания нэпа советская власть возобновила расстрелы епископов, первым из казненных стал 7 февраля 1930 г. священномученик Василий (Зеленцов). Управлявший Черниговской епархией викарий после такого обращения к нему заочного Собора архиереев полностью стушевался. «Епископ Матвей Черниговский, – сообщалось о нем в направленном в Москву докладе-сводке харьковского Секретного отдела за июль-август 1926 г., – получив указанные выше воззвания (имелись в виду резолюция митрополита Сергия и постановление украинских епископов – свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Анатолий (Потапов) Оптинский († 12.08.1922, пам. 30 июля); прп. Нектарий (Тихонов) Оптинский († 12.05.1928, пам. 29 апр.); прмч. Никон (Беляев) Оптинский († 8.07.1931, пам. 25 июня); прмч. Исаакий II (Бобриков) Оптинский († 8.01.1938, пам. 26 дек.) – прославлены 26.07.1996 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. Оптиной пустыни, при наместнике архим. Венедикте (Пенькове). 74) Свт. Петр (Могила) , митр. Киевский и Галицкий († 31.12.1646), прославлен 6.12.1996 решением Синода УПЦ. 75–79) Прмч. Иосиф (Гаврилов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Антоний, иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Варлаам (Похилюк), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Иов (Протопопов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Петр послушник, Раифский, Казанский – † 7.04.1930, пам. 14 янв.; 80) прмч. Сергий (Гуськов), иеромон., Раифский, Казанский († 10.08.1930, пам. 14 янв.) – прославлены 6.04.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 81–88) Сщмч. Порфирий (Гулевич), еп. Симферопольский и Крымский († 2.12.1937, пам. 19 нояб.); сщмч. Николай, прот., Крымский († 14.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Димитрий (Киранов), прот., Крымский († 4.01.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Варфоломей иеромон., Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Владимир иерей, Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Иоанн Блюмович, иерей, Крымский († 13.04.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Тимофей (Изотов), иерей, Крымский († 15.02.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Антоний (Корж), иерод., Крымский († 14.03.1938, пам. 19 нояб.) – прославлены решением Синода УПЦ 11.06.1997, торжество прославления состоялось 29.06.1997, в неделю всех святых, в земле Российской просиявших. 89) Прп. Гавриил (Зырянов) , Казанский, Псковский († 24.09.1915), прославлен 30.07.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 90) Прп. Матфей (Швецов) Яранский († 29.05.1927, пам. 16 мая) – прославлен 23.11.1997 в г. Яранске архиеп. Вятским и Слободским Хрисанфом (Чепелем). 91–92) Сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. Семиреченский и Верненский († 16.09.1918, пам. 3 сент.); прп. Севастиан (Фомин) , старец Карагандинский († 19.04.1966, пам. 6 апр., обретение мощей 22.10.1997),— прославлены в 1997 г. определением архиеп. Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова). 93–95) Сщмч. Анатолий (Грисюк) , митр. Херсонский и Одесский († 23.01.1938, пам. 10 янв.); сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилуцкий († 9.02.1930, пам. 27 янв.); свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Херсонский и Таврический († 25.05.1857),— прославлены в 1997 г. решением Синода УПЦ.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Державин Александр Сергиевич (1864-1933) – священноисповедник. Родился 13 августа по юлианскому календарю 1864 г. в селе Зеленцыно Покровской волости Клинского уезда Московской губернии. Сын священника Сергия Иоанновича Державина ( http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/14206/ ) и Татианы Николаевны (урожд. Веселовской). Окончил Звенигородское духовное училище (1880) и Вифанскую духовную семинарию (1887) (Дубинский А.Ю. Вифанская духовная семинария: Алфавитный список выпускников 1881–1900 годов: (краткий генеалогический справочник). - М., 2002. - С. 18). По окончании семинарии рукоположен и определен быть священником храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Александрово Звенигородского уезда Московской губернии. В 1897 г. переведен в храм Живоначальной Троицы села Троицкого Звенигородского уезда Московской губернии (ныне – Одинцовского района Московской области) (сведения о храмах Звенигородского уезда см. ). Арестован вместе с двумя членами церковного совета Троицкого храма 2 января 1930 г. Препровожден на Лубянку, а затем в Бутырскую тюрьму. 13 февраля 1930 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Северный край (ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49441). 15 марта отправлен этапом в Архангельск. Вначале определен на жительство в деревне Кондратьево Часовенского сельского совета. 10 июля 1930 г. место ссылки ему заменено на Усть-Цильму. После непродолжительного пребывания там переведен в деревню Уег (до революции – д. Уезжная Мезенского уезда). В конце марта 1932 г. возвращен в Усть-Цильму и получил разрешение поселиться неподалеку в селении Коровий Ручей. В мае вновь получил предписание ОГПУ явиться в Усть-Цильму и оттуда отправлен в деревню Загривочная (до революции – Мезенского уезда). Срок ссылки истёк 2 января 1933 г., но постановление ОГПУ о свободном проживании было оформлено лишь 6 апреля 1933 г., уже после кончины о. Александра. Он скончался от невыносимых условий жизни 12/25 марта 1933 г. Погребен в безымянной могиле в Загривочной. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен в лике святых Священным синодом Русской православной церкви 12 марта 2002 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

- 2. - С. 15-17. 6. Владыка Михаил также подвергался гонениям, арестам и ссылкам. О его непростой судьбе см.: Веденеев Д. В борьбе за единство православной Украины. Страницы жизни Патриаршего Экзарха [Эл. ресурс]. - Режим доступа: 7. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 1-3; В. Балицкий возглавлял НКВД и органы госбезопасности УССР в 1924-1930 и 1934-1937 гг., в 1931-1934 гг. - заместитель председателя ОГПУ СССР. Расстрелян 27 ноября 1937 г. Не реабилитирован. 8. Антоний (Василий Панкеев, 1892-1938), епископ Белгородский, священномученик (с 2000). Уроженец Херсонщины, воспитанник Одесской духовной семинарии. Расстрелян в июне 1938 г. на Дальнем Востоке. Онуфрий (Гагалюк, 1888-1938), священномученик (с 2000), расстрелян одновременно с владыкой Антонием. 9. ОГА 16. - Оп. 30. - СБУ. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 3. Священномученика владыку Василия (Зеленцова) расстреляли 7 февраля 1930 г. 10. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Д. 68. - Л. 182, 188. 11. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Ф. Д. 68. - Л. 152. 12. ОГА СБУ. - Ф. 6. - Д. 71156фп. - Л. 57. 13. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Ф. Д. 68. - Л. 154. 14. ОГА СБУ. - Ф. 6. - Д. 71156 фп. - Л. 54-56. 15. Предчувствуя арест, А.Успенский имитировал самоубийство в Днепре, бежал из Киева, укрываясь в разных городах СССР по чужим документам. Был объявлен во всесоюзный розыск, арестован на Урале и 27 января 1940 г. расстрелян. Не реабилитирован. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 02.06.2021 10.11.2020 09.11.2020 05.11.2020 05.03.2020 Бывший СССР 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 04.04.2024 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

В 1909 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, затем епископ Черниговский и Нежинский. С июня 1916 г. и. о. председателя Издательского совета при Святейшем Синоде. В 1917 г. был дважды подвергнут аресту по распоряжению Черниговского губернского исполнительного комитета, препровожден властями в Петроград, по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Святейшем Синоде и 6 мая 1917 г. насильственно уволен на покой, назначен управляющим Заиконоспасским монастырем. Вошел в Патриаршее управление при Святейшем Патриархе Тихоне и 24 июня 1918 г. назначен благочинным ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху Тихону). По постановлению Собора архиепископ Василий возглавил комиссию по расследованию обстоятельств ареста архиепископа Андроника (Никольского) . Убит красноармейцами по окончании расследования на обратном пути в Москву вместе с другими членами комиссии. Тело архиепископа было сброшено с Камского моста в реку. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Василий (Зеленцов Василий Иванович, 1870–1930), священномученик, епископ. Член Собора по избранию как мирянин от Рязанской епархии. Окончил юридический факультет университета и СПбДА, до 1917 г. епархиальный миссионер Полтавской епархии. В 1919 г. рукоположен во иерея. В 1922–1925 гг. в заключении. В 1925 г. пострижен в монашество, архимандрит, хиротонисан в епископа Прилуцкого, викария Полтавской епархии. В 1926–1930 гг. в заключении. Расстрелян. Васильев Афанасий Васильевич (1851–1929), церковный и общественный деятель, публицист. Член Собора по избранию как мирянин от Петроградской епархии. В 1872 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Поступил на службу в Министерство юстиции. Член Славянского комитета (с 1877 г. Славянское благотворительное общество), в 1878 г. как уполномоченный Славянского комитета посетил Сербию, Черногорию, Галичину. С 1874 г. служил в Министерстве просвещения. С 1878 г. младший ревизор Государственного контроля, в 1893–1896 гг. генерал-контролер, возглавил Департамент железнодорожной отчетности. С 1910 г. гласный Санкт-Петербургской городской думы. После 1919 г. в эмиграции. В 1921 г. член Карловацкого Всезаграничного Церковного Собора. В эмиграции учредил общество Соборного славянства; как человек, много сделавший для Сербии, получал государственную пенсию. Скончался и похоронен в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010