В Тихвинской церкви военного ведомства, построенной на месте бывшей Козмодемьянской (1711 г.) 211 , храмовая (в приделе) икона св. бессребреников Космы и Дамиана в чудесах. В Михайловской церкви, на Прусской улице, в приделе трёх отроков, на храмовой иконе оные отроки изображены стоящими в пещи вместе с Пророком Даниилом, а над ними Архангел Михаил. В церкви Власиевской на храмовой иконе священномуч. Власий изображён вместе со Спиридоном Тримифунтским; над ними Спаситель в облаках, а внизу представлен разного рода домашний скот 212 . На Торговой стороне к числу храмовых замечательных икон относятся следующие: В Ильинской церкви две древних иконы с изображениями св. Пророка Илии: из них на одной изображён Пророк с чудесами, а на другой без чудес; но на обеих он представлен в пустыни, в полулежащем положении, обращённым к летящему врану: ноги у Пророка наложены одна на другую от обращения головы назад. Подобные две иконы пр. Илии находятся и в Зверине монастыре и в бывшей Ильинской церкви на Софийской стороне. В Прокопиевской церкви храмовая икона св. великомученика Прокопия в чудесах; голова у него обнажена, в правой руке копье с знаменем, а в левой меч обнажённый и щит с изображением льва. В Климентовской церкви на храмовой иконе св. Климент папа римский изображён сидящим в креслах, правой рукой благословляет, а левой держит евангелие 213 . В Никитинской церкви, на храмовой иконе св. великомученик Никита изображён сидящим в креслах; у него в правой руке меч, а в левой копье. В той же церкви храмовая икона св. Ап. Андрея Первозванного с окружающими его Козмою и Дамианом: она перенесена сюда из бывшей Андреевской церкви на Щитной улице. Сюда же перенесена из упразднённого женского Евфимиина монастыря храмовая икона Евфимии всехвальные в чудесах; у неё в правой руке крест, а в левой свиток. Другая икона не менее древняя – из того же монастыря с изображением погребения всехвальной Евфимии. В Христо-Рождественской кладбищенской церкви древняя храмовая икона Рождества Христова; на ней вверху изображены два Ангела и три волхва, едущие на конях; в средине по одну сторону изображены ясли, Божия Матерь, три Ангела, вол и конь, а по другую сторону два пастыря, из коих один играет на свирели; внизу Иосиф, старец пастух с костылём и при нём стадо. Саломия держит новорождённого Спасителя и омывает над купелью, а воду льёт из кувшина одна прислуживающая девица. Последние изображения находятся на подобной иконе в Благовещенской церкви на Торговой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Сыркове дело неладно. Там монахини разделились. Часть их под руководством какой-то рясофорной послушницы Глебовой Марии 30-го восстала против игумении, привлекла на помощь себе местный крестьянский комитет, избрала самочинно какой-то хозяйственный комитет, и теперь она распоряжается всем в монастыре. Я послал отца Никодима разобрать это дело, и сегодня он мне представил доклад. Думаю сам поехать в понедельник. Пока игумения покорилась насильному вторжению в хозяйственные дела. Нас здесь пока не беспокоят, но, по-видимому, это лишь до поры до времени. В Хутынь приехали 1-го числа двадцать семь вооруженных солдат, и даже, как говорил казначей, с пулемётом, и отобрали коров – пока пять из тринадцати, денег не заплатили, а крестьяне, которые были храбры, когда приезжало пять-шесть солдат, теперь ничего не могли сделать. Казначей с крестьянами ездил к Валентину. Но тот ему сказал, что они были вправе, что деньги вряд ли дадут монастырю и что вообще скоро монахам придётся из монастырей выселяться… Завтра собрание духовенства и выборных от приходских советов. Думаю, всё-таки крестный ход сделать 11-го из Софийского собора после литургии к Знамению провожать икону и в Никольский собор. Об этом я пока лишь с ключарём говорил и с кафедральным. Чувствую себя одиноким, и мне мысль пришла, не просить ли преосвященного Варсонофия приехать сюда. Всё будет, с кем разделить труды. А то положительно всё приходится думать и передумывать и решать одному. А сегодняшнее известие меня совсем убило. Я как-то всегда чувствовал к митрополиту Владимиру особое уважение и любовь ещё со времени моего студенчества в Москве. Как Вы думаете, дорогой Владыко, относительно преосвященного Варсонофия? Напишите мне, пожалуйста. Уверяю Вас, что он здесь нужнее, чем там. Я всё это время служил: 27-го память бабушки – в Крестовой; 28-го – хоронил М. В. Маслову в Кирилловом монастыре; 29-го – в Десятинном – по Марии Михайловне, 31-го – святителя Никиты; 1-го – хоронил А. В. Божерянова в Десятинном монастыре, 2-го – в соборе; сегодня – в Зверине монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центавры, драконы и вообще звериная орнаментика в эпоху XIII–XIV вв. находила широкое применение в западно–европейском искусстве, а также и на Севере Европы. У нас мы видим ее в архитектуре Владимиро–Суздальской. Откуда же появился псковский хорос? Прежде, чем ответить на этот вопрос, мы должны принять во внимание другие однородные с ним памятники у нас в России. К числу их относится хорос музея Императорской СПб. Духовной Академии XIII–XIV вв. 4 . Другой такой же хорос в 70–х годах XIX в. находился в Новгородской церкви св. Никиты великомученика. Архиеп. Макарий в своем описании церковных древностей Новгорода 5 сообщает, что хорос этот, по преданию, первоначально находился в монастыре препод. Антония Римлянина, и что он принадлежит к числу церковных утварей, привезенных препод. Антонием из Рима. В 70–х годах он приобретен был в Москву Ю.Д. Филимоновым, а в настоящее время находится в богатом собрании М.П. Боткина. Указанный голос предания важен для нас в данном случае особенно потому, что он указывает на западное происхождение хороса. В музее Императора Александра III в СПб. (зал XXI) хорос – сходный с хоросом СПб. Дух. Академии; сходство заключается не только в общем строении, но и в деталях; те же многочисленные изображения святых в виде больших деисисов вокруг всего хороса, те же центавры в нижнем полушарии и в кружках, соединяющих парагоны, цепей, тот же готический орнамент в роде буквенного; различие их – в размерах: академический гораздо больше музейного. Небольшой хорос, приблизительно такой же, как и псковский, находится в новгородском Зверине монастыре. с Деисисом и центаврами. Все эти хоросы, как видно, идут из Новгорода 6 ; к ним относится и псковский; в других местах России, кажется, нет их. Явление, заслуживающее особого внимания. Все они сделаны из одинаковой спруды; все имеют сходные архитектурные формы, сходную декоративную орнаментику, сходные иконографические фигуры и различаются лишь по величине и количеству иконографических и декоративных фигур. Хотя общая форма таких хоросов известна была в Византии, но прямых следов Византии в обработке наших хоросов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Св. Иустин Философ . Роспись церкви св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, Вел. Новгород. Между 1467 и 1472 гг. Из этого описания следует, что Евхаристии предшествуют молитвы общины о новокрещенном и о других лицах: в произнесении этих молитв принимает участие вся община. Затем следует древний ритуал целования мира: «Апология» Иустина содержит самое раннее сохранившееся упоминание о нем. Далее предстоятель евхаристического собрания воссылает благодарственную молитву Богу Отцу с упоминанием Сына и Святого Духа. Содержание молитвы, как можно предположить на основании слов «подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого», обнимает собой историю спасения человечества воплотившимся Сыном Божиим. Молитва завершается словом «аминь», которое произносит вся община. Причащение мирян совершают диаконы. Далее Иустин разъясняет смысл Евхаристии, подчеркивая прямую связь между евхаристическим богослужением и Тайной вечерей: Пища эта у нас называется Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божьим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его и от которой через уподобление получаете питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: «Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: “Сие творите в Мое воспоминание, сие есть Тело Мое”; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: “Сия есть Кровь Моя”, и подал им одним» 99 . Здесь впервые слово «Евхаристия» употреблено в качестве технического термина, который обозначает хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христа 100 . Иустин подчеркивает закрытый характер Евхаристии: участвовать в ней могут только полноценные члены Церкви, принявшие крещение и живущие по заповедям Спасителя. Хлеб и вино Евхаристии – не символы Тела и Крови Христа, но сама «Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 6922.jpg:   Размер: 344x1194, 0.41 MPix, 51 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (0) . Описание: [Москва. 1970-е.] Свт. Иона. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 23.5 х 17.5. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 6923.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 169 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (144) , (1) . Описание: [Новгород. XV.] Свт. Иона Новгородский. Фреска храма Симеона Богоприимца в Зверине монастыре. Новгород. 3-я четверть XV в. с дописями XVII в. Файл 6924.jpg:   Размер: 546x1200, 0.66 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (191) , (0) . Описание: [Новгород. XV.] Свт. Иона Новгородский. Шитьё (фрагмент). Новгород. Последняя четверть XV в. 175.5. х 70. Из Отенского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Файл 6925.jpg:   Размер: 423x1200, 0.51 MPix, 135 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (167) , (1) . Описание: [Сольвычегодск. XVII.] Новгородские святые (фрагмент). Мастерская Анны Иоановны Строгановой. Шитьё. Сольвычегодск. Середина XVII в. 38. х 30.5. После 1926 года поступила из Хутынского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Файл 6927.jpg:   Размер: 225x739, 0.17 MPix, 47 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (142) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 5 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6928.jpg:   Размер: 327x1200, 0.39 MPix, 75 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (118) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6929.jpg:   Размер: 946x1200, 1.14 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (134) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2013-photo

489  (О древних Новгородских церквах см. архимандрита Макария в Археологическом Описании церковных древностей в Новгороде). 490  Что собор был большой и, следовательно, – такой, при котором с вероятностью должны быть предполагаемы паперти, видно из того, что он строен был в продолжение трёх лет, и что за его стройку было заплачено мастерам 400 рублей, – 1 и 2 Псковские летописи под 1365 годом. 491  [Перечень церквей см. ниже в Приложениях стр. 395–403 ]. О собрании фасадов Новгородских церквей Стасова и Горностаева см. Известия Археологического Общества т. 2, стр. 380. ( Церковь Андрея Стратилата начала XIV века в Новгородском Кремле, в виде квадрата, без восточного полукружия (длина 5 сажён, ширина 3 сажён), алтарь небольшим выступом (в стене западной кресты), одна небольшая глава; над западной стеной церкви выкладен каменный дугообразный пролёт для колоколов, – Макария Описание Новгородских древностей, т. I, стр. 115 и 116. Покровская церковь в Зверине Новгородского монастыря XIV века, но после возобновлявшаяся, квадратная, с выдающимся на восток полукружьем, – Макария, I, 136 (алтарь трёхчастный). Другая церковь в том же монастыре XV века такая же (алтарь трёхчастный), – Макария, I, стр. 142. Церковь приписная к нему древняя такая же, – Макария I, 148). 494  Когда весной 1474г. обрушился Московский Успенский собор, складенный русскими мастерами, Иван Васильевич поручил своему послу, отправленному в том же 1474г. в Италию, привести архитектора, и этот весной следующего 1475г. привёл из Венеции Аристотеля Фиораванти, см. выше [первой половины тома стр. 552 ]. В 1487г. мы находим в Москве другого западного архитектора, – Марка Фрязина, неизвестно когда прибывшего вслед за Аристотелем, – Никоновская летопись VI, 122. В 1490г. приведены были новые архитекторы, в том числе Пётр Антоний Соларий из Медиолана с учеником Замонтонием, – ibid. стр. 125 и у Карамзина к т. VI примечание 104, col. 25 sub fin.. В 1494г. приведён, также из Медиолана, архитектор Алевиз, – Никоновская летопись VI, 140 (cfr 157).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По описи 1682 года значится: «Да в том же (Зверине) монастыре построена вновь (т. е. возобновлена) церковь каменная во имя Положения честного пояса, а строила тое игуменья Евфимия 393 , Глава на той церкви обита чешуею, крест на главе белого железа, крыта тесом, с потоки» (крестообразно) 394 . Последнее возобновление Покровской церкви с пристройками было в 1827 году, при игуменьи Людмилле. В настоящее время Покровская церковь с двумя теплыми приделами, пристроенными с западной стороны: во имя Божией Матери, всех скорбящих радости, и св. Ионы Отенского. Подобно другим древним церквам, она построена в виде квадрата с выдающимся на восток полукружием. Величиною она в длину без пристроенного с западной стороны придела и без восточного полукружия 5 саж. 10 вершк. , в ширину 5 саж. 2 аршина, а в вышину от основания до кровли 3 саж. 2 аршина. Стены ее отштукатурены и отбелены без карнизов, с неравным числом выступов и полукруглых впадин. В стенах по два окна на север и юг, одно над другим, и два в алтарном полукружии, а третье в диаконике с южной стороны. Кровля церкви на четыре ската покрыта листовым железом и окрашена мумией, а на алтаре полукруглая. Над кровлею возвышается каменный круглый трибун с 4-мя просветами; на ней глава в виде чашки, обита железом и окрашена медянкою; потом обитое жестью яблоко и железный 4-конечный крест с четырьмя по концам крестиками позолочены. Вход в Покровскую церковь с южной стороны чрез приделанное крыльцо, а с западной чрез теплый придел. Пол в церкви деревянный, окрашенный масляною краскою. Толщина стены западной в 2 арш. без 2-х вершк., а восточной 1 арш. 6 вершк. Свод церковный поддерживается 4-мя четырехгранными каменными столбами, из коих два среди церкви и два в алтаре у иконостаса. Своды между столбами и стенами состоят из арок, а средину их составляет купол, образуемый внутренностию церковной главы. К западным столбам пристроены в недавнее время хоры, а стены все окрашены желтою и голубою краскою. В вверху купола изображение св. Духа в облаках, а около купола устроены голосники.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Внизу помещаются подвалы, а вверху церковь с трапезою и приделом. С западной стороны примыкает к ней каменный двуэтажный старинный корпус. Величиною церковь в длину 4 саж. 10 вершков без восточных полукружий, с трапезою 9 саж. без ½ арш., в ширину 6 саж. 12 вершков. На восточной стороне 6 окон, из коих 3 вверху и 3 внизу, а украшения ее состоят из выступов и впадин с полукружиями. На южной стороне 6 окон вверху и 5 внизу, украшения состоят также из выступов с полукружиями. На северной стороне пять окон вверху и 4 окна внизу, украшения теже. Кровля на церкви на 4 ската, а на трапезе на два, покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На кровле 5 глав, из коих одна посреди храма, а четыре по углам. Украшения на трибунах состоят из разных полукруглых впадин. Главы обиты листовым железом и окрашены медянкою. На главах яблоки под крестами выкрашены желтою краскою, а железные четвероконечные крестьян на них белою. На крестах по концам крестики, а внизу полулуния, обращенные концами к небу. Вход в церковь устроен, в смежности с корпусом, с одной южной стороны, чрез крыльцо и площадку. Трапеза длиною 5 саж. 1 арш., а шириною 3 сажени. От церкви она отделяется стеною с устроенной в ней аркою. В южной стене трапезы 4 окна, а северная стена отделяет ее от придела тихвинской иконы Божия Матери. Придел сей длинною 4 саж. без ¼ арш., а шириною 5½ арш. На северной стене его два окна, а третье в алтаре. Алтарь придела длиною 1 саж. 18 вершк., а шириною 2 саж. 10 верш. Настоящая церковь длиною от арки до иконостаса 5½ арш., а шириною 5 саж. 3 вершка. Длина алтаря 2 саж. 13 вершков. В южной и северной стенах церкви по одному окну. Алтарь троечастный, разделенный боковыми стенами с пролетами на алтарь, диаконик и жертвенник, из коих в каждом устроено по одному окну. В куполе просветов нет, а на сводах устроены голосники. 2. Церкви покрова пресвятой богородицы и Симеона Богоприимца в Зверине женском монастыре Местоположение Зверина монастыря и его основание; построение в нем Покровской церкви и последующая судьба монастыря и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иона Новгородский, свт. Описания иконы Иона Новгородский, свт. - житие Святитель Иона Новгородский, архиепископ (память 5 ноября по старому стилю) В миру Иоанн. Родился в Новгороде в конце XIV в., рано осиротел. Еще в детстве он получил предсказание о своем святительстве от блаженного Михаила Клопского (U ок. 1453-1456 гг.; память 11/24 января), которое исполнилось через пятьдесят лет. Достигнув совершенного возраста, Иоанн принял монашество в Отенской пустыни. За святую жизнь братия избрала его игуменом, а в 1458 г. новгородцы пожелали иметь Иону своим архиепископом. Для своих пасомых святитель был пастырем и отцом и особенно заботился святой о вдовах и сиротах. Пользуясь любовью и уважением сограждан, не раз ходатайствовал святитель о мятежных новгородцах перед московским великим князем, утоляя его гнев, удерживал Новгород от союза с Литвой. Святитель много заботился и о духовном просвещении своей паствы, и о строительстве храмов, не забыл он и Отенской пустыни. Он оказал большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря: преподобном[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 6922.jpg:   Размер: 344x1194, 0.41 MPix, 51 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (135) , (0) . Описание: [Москва. 1970-е.] Свт. Иона. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 23.5 х 17.5. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 6923.jpg:   Размер: 900x1200, 1.08 MPix, 169 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (144) , (1) . Описание: [Новгород. XV.] Свт. Иона Новгородский. Фреска храма Симеона Богоприимца в Зверине монастыре. Новгород. 3-я четверть XV в. с дописями XVII в.

http://pravicon.com/icon-2013

Кроме этой иконы, в Десятинском монастыре также замечательна бывшая храмовой иконой, перенесённая из упразднённого Варваринского монастыря. На ней изображена св. Варвара великомученица в большом величественном виде, с чудесами вокруг её. У великомученицы в правой руке крест, а в левой свиток. Одежда её состоит из венца, порфиры, епитрахили и поручей шитых или зарукавьев 205 . В Деревяницком Воскресенском монастыре храмовая икона Воскресения Христова. На ней внизу восстание Спасителя из гроба и два Ангела, приковывающие сатану; посредине идут на гору праведники, ведомые Архангелом всей иконы 12 господских праздников и другие. Подобные храмовые иконы, с некоторыми отличиями, находятся в двух новг. Воскресенских церквах, оставшихся от древних упразднённых монастырей. В Воскресенской церкви на Мячине вокруг Спасителя воскресшего изображены многие лица обоих полов. В средине Ангелы издали поражают демонов воздушных; а внизу с одной стороны Спаситель в сонме Ангелов, с другой два Ангела приковывают цепями двух демонов и в числе их главного сатану. В Воскресенской церкви, на Красном поле, на иконе Спаситель правой рукой изводит праотцов из ада, а в левой пред ними же держит свиток. Внизу по углам восстают умершие из гробов и изводятся из ада; а в средине два Ангела, отверзшие ад, заключают в него двух демонов. На той и другой иконе внизу при Ангелах изображены топоры, клещи, кирки и ключи для заключения ада и связывания сатаны. В Зверине женском монастыре, кроме нынешней храмовой иконы Покрова пресв. Богородицы древней, но возобновлённой и обложенной ризой, находится в ряду местных икон Покровской церкви прежняя храмовая икона, празднуемая в день положения честных риз 206 . На иконе, пред Божьей Матерью во весь рост, изображён Влахернский храм с дверьми. Руки у Божией Матери сложены вместе в молящемся (молебном) положении пред Спасителем. Вокруг иконы по краям изображены: по правую сторону Ап. Фома, Пророк Иона, Кирик, Гедеон и Мария, а по левую – преп. Герасим, Ксенофонт, св. Евгения, Феодосия и Агафия. Икона сия замечательна как по своей величине (3 арш 14½ вершк.), так и по древнему письму и басменному на ней окладу. В том же монастыре находится храмовая икона бывшего Лазарева монастыря. На ней изображён прав. Лазарь в чудесах: у него правая рука благословящая, а левой держит евангелие. Края иконы украшены мелкой резьбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007