Единоличные изображения М. М. в качестве минейных под 22 июля немногочисленны: на миниатюре из Евфимиевского Синаксаря (или из Синаксаря Захарии Валашкертского) (НЦРГ. Tbilisi A 648. Fol. 64r, 1030 г.) - с крестом в руке; в минологии по Симеону Метафрасту из мон-ря Эсфигмен (кон. XI в.); в росписях храма мон-ря Козия - в рост, без креста; в притворе Печи (1561) - с подписью: «Мироносица» - поколенно; в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58. Л. 122, кон. XV в.) - в рост, в лиловом мафории и красном платье. Возможно, М. М. находится среди святых, дни памяти к-рых в июле, на сев. стене жертвенника ц. св. Симеона Богоприимца в новгородском Зверине мон-ре (нач. XV в.). Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции. Ок. 1445 г. Мастер Фра Беато Анджелико Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись мон-ря Сан-Марко во Флоренции. Ок. 1445 г. Мастер Фра Беато Анджелико Как личная покровительница одна или в составе композиций с избранными святыми М. М. могла быть изображена и на древних памятниках, однако из-за неполной их сохранности не всегда возможно определить патрональный характер ее образа. Так, в росписях ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.) на юго-зап. арке под сводами хор располагается полуфигура «св. Марии», к-рую исследователи атрибутируют как М. М. На ней вишневый мафорий со звездами на плечах, светлый чепец, в правой руке небольшой крест. Полуфигура М. М. известна по прориси с иконы XVI в. из собрания А. Постникова: она изображена по пояс, в мафории, чепце, платье с шитым оплечьем, в правой руке - небольшой крест, на покровенной левой - сосуд с узким горлом (алавастр). Ее образ встречается в группе избранных святых на иконах, связанных с молением семьи Годуновых, поскольку она была небесной покровительницей супруги царя Бориса (на иконах: «Избранные святые в молении иконе Богоматери «Знамение»», кон. XVI в. (1581-1583), ПИАМ; «Избранные святые в молении Спасителю в окружении небесных сил», письма Прокопия Чирина, кон.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Подлинник иконописный. С. 45); «...подобием стар, сед, в белом клобуке, брада доле Сергиевы, риза святительская» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186); «...старец рускаго типа, сед, с бородой немного более, чем средней величины, телом сух и болезнен; в белом клобуке; в фелони и омофоре. Надпись на хартии: «Безумцы, что вы замыслили; если вы и убьете великого князя, то чего вы добьетесь: только одно несчастие и бедствие навлечете на Новгород» или «Великий государь, не позволяй гневу овладевать твоим сердцем, не внимай клеветникам и завистникам, не карай многих невинных из-за горсти виновных, но отечески вразуми жителей нашего города и окажи им свою любовь и милость»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 67). В Строгановском иконописном лицевом подлиннике 1-й четв. XVII в. есть ростовое изображение И. с подписью: «Стыи Иона архепскъ Новгородъский, сед» (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 306-307). Наиболее ранним сохранившимся изображением И., вероятно, следует считать его ктиторский портрет на фресках ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре Новгорода (между 1467 и 1472, заново написан в XVII в.). Фигура в рост расположена на юж. стене в подкупольном пространстве, справа от окна (надпись вязью: «аги иона архиепископ новгородский»), слева над окном в облачном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего святителя. И. облачен в крещатую белую фелонь, в омофор с золотыми крестами, в крещатый зеленый подризник, в шитые золотом епитрахиль и поручи, на голове клобук с золотыми воскрилиями. Борода недлинная, округлая. В руке И.- модель одноглавого храма со скатным перекрытием (на иконе над входом - фигура со свитком), возможно ц. св. Иоанна Крестителя в Отенском мон-ре. О формировании почитания И. свидетельствует происходящее из Отенского мон-ря произведение лицевого шитья (4-я четв. XV в., НГОМЗ), сохраняющее портретные черты святителя. По мнению Е. В. Игнашиной, это шитая икона ( Игнашина. 2003. С. 12-13, 37. Кат. 12), А. С. Преображенский считает его традиц.

http://pravenc.ru/text/578254.html

В ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (1363) К. и Д. были представлены в нижнем регистре росписи сев. стены и сев.-вост. пилона так, что их фигуры фланкировали вход в жертвенник. В ц. Спаса Преображения на Ильине ул. (1378), расписанной греч. мастером Феофаном Греком, придел К. и Д. располагался в юж. камере на хорах, очевидно, там были изображения св. врачей (живопись придела не сохр.). В ц. Спаса Преображения на Ковалёве (1380) образы К. и Д. располагались в зап. притворе на юж. стене, рядом со святыми Борисом и Глебом. В ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре (60-70-е гг. XV в.), расписанной в память об умерших в моровом поветрии 1465 г. новгородцах и представляющей собой монументальный минологий, К. и Д. представлены дважды: в замке сев. подпружной арки (под 1 нояб.- Асийские мученики), в нижнем регистре юго-зап. столба (под 1 июля - Римские мученики); изображения, находившиеся на зап. своде и в люнете (исключение - образ прор. Осии), соответствующие Минее на 2-ю пол. окт., утрачены. Изображения К. и Д. в медальонах рядом со святыми Аникитой и Киром располагались на сев.-зап. столбе в ц. свт. Николая Чудотворца в Гостинопольском мон-ре (ок. 1475 - кон. XV в.). Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Свт. Николай Чудотворец, святые Косма и Дамиан в молении Богоматери. Икона. XVI в. (МИИРК) Сохранившиеся изображения К. и Д. в древнерусском искусстве в целом следуют визант. иконографии. Представление о ней можно составить по новгородским домонг. иконам. На иконе «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» из Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ) К. и Д. изображены на верхнем поле по сторонам «Этимасии», по пояс, в левой руке у каждого ларец, на который они указывают правой рукой; облик св. бессребреников соответствует ранней византийской иконографической традиции (средовеки, с темными короткими волосами, бородой и усами). На боковых полях - ростовые изображения святых Бориса, Глеба, Флора, Лавра, Евдокии, Домны; на нижнем - поясные образы святых Параскевы и Фотинии.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г. СПб., 1856; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской»//ДРИ. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 343-353; Герасимов Н. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине мон-ре//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 249, 264-265; Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. Вып. 9(39). С. 91-95; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519. Ил. 417; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 396-399, 456-457; Т. 2. С. 132, 306-307; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 24. Кат. 4. М. А. Маханько, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)

http://pravenc.ru/text/578254.html

Свт. Иона, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Свт. Иона, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) В составе Соборов рус. святых И. изображен на поморской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на северодвинской иконе XIX в. и на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея: Кат. выст./ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 456-457); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). Поясной образ И. расположен в верхнем ряду слева: борода святителя имеет округлую форму, он облачен в клобук, фелонь, правая рука в молении, в левой закрытое Евангелие, подпись: «      ». На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) И.- в 6-м ряду в левой части, в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ) он показан во 2-м ряду, в клобуке, с Евангелием в руках. В иконописи XX в. И. представлен среди Новгородских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), а также на ее повторениях 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Ростовое изображение И. (в куколе, с книгой в руках) помещено под 5 нояб. на рис. мон. Иулиании в лицевых святцах рус. святых (после 1959, частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. С. 36. Обл.). Существует прорись с поясным изображением И. того же автора. Образ И. включен в состав Собора Новгородских святых, напр. на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде, на списке иконы кон. XX - нач. XXI в. из новгородского Софийского собора. В совр. подлинниках предлагается изображать И. по образцу фрески из ц. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре: И. обращен влево, к благословляющему Христу; в руке модель храма; на нем крещатые ризы, фелонь, подризник, омофор, клобук; борода средняя, округлая, подпись: «стль» (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви: 324 рис., выполненные свящ. Вяч. Савиных и Н. Шелягиной. М., 2001. С. 54).

http://pravenc.ru/text/578254.html

В одном из ранних рус. иконописных подлинников - Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.) - под 20 июня указана память только М.: «Священномученик Мефодий: сед аки Афанасей, риза кресчата, ипсподь вохра с белилы» (Иконописный подлинник. 1873. С. 32). В тексты подлинников сводной редакции XVIII в. добавлена возрастная характеристика М., уподобление облику свт. Афанасия Великого сохраняется: «…подобием сед, образом и брадою аки Афанасий великий, ризы святительские крестечные, испод темножелта, омофор белой, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 370; то же: Большаков. Подлинник иконописный. С. 107). Акад. В. Д. Фартусов описал святого безотносительно текстов подлинников: «…типа греческого, сед, волосы просты, борода большая и широкая; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. 1910. С. 322). Образ М. известен в рус. минейных циклах, где его фигура, обычно в архиерейском облачении, включается в состав святых, память которых приходится на 20 июня. Одно из самых ранних изображений представлено в монументальной живописи на фресках ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (между 1467 и 1472 ) - в нижнем ряду росписи сев.-зап. камеры. Примеры изображения на минейных иконах: на иконе на июнь из комплекта годовых миней нач. XVII в. (ЦАК МДА); на иконе на год нач. XIX в. (УКМ); на правой створке 3-створчатого складня («Минея годовая», 2-я пол. XIX в., собрание В. А. Бондаренко; а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) и И. К. Любецкого (1730). Лит.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873; Менолог. С. 280, 301, 339, 359, 388; LCI. Bd. 8. Sp. 14-15; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 520; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. Кат. 59. С. 512-520; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 44. Кат. 33. 10; С. 52. Кат. 35. 9; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον ζωχρασφικς του Αγου Ορους, 10ος - 17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 183, 246, 301, 366.

http://pravenc.ru/text/2633849.html

М. В. П. Каменный архитектурный комплекс XV в., состоявший из храма Трех святителей, ц. во имя св. Иоанна Предтечи, Никольской ц. и трапезной палаты, имеет черты сходства со зданиями, возведенными при предшественнике свт. Ионы на кафедре - свт. Евфимии II (Никольский собор и трапезная палата с ц. ап. Иоанна Богослова в Вяжищском мон-ре). Все эти постройки О. м., возможно кроме Никольской ц. и трапезной палаты, были утрачены при капитальной реконструкции обители в нач. XIX в. Тем не менее сохранившийся обмерный план мон-ря, выполненный В. С. Поливановым в 1799-1800 гг., дает представление об ансамбле (Комитет по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры С.-Петербурга). Трехсвятительский собор - это одноапсидный 4-столпный храм, зап. столбы показаны 8-гранными (очевидно, первоначально они были круглыми), а восточные - скругленными с востока и прямыми с запада. Храм имел притвор (на чертеже обозначен как паперть), с севера к нему примыкала колокольня. Очевидно, в XV - кон. XVIII в. здание существенно не перестраивалось. Наличие подцерковья, перекрытого накатником, а также особенности формы столбов храма роднят его с др. постройками Новгорода 60-70-х гг. XV в.- с церквами св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, ап. Иоанна Богослова в Велебицах, свт. Николая Чудотворца в Гостинополье. Иоанно-Предтеченский храм, примыкавший к ц. Трех святителей с юга, изначально был 4-столпным одноапсидным одноглавым, сложенным в смешанной технике из камня и плинфы, его перекрытия после обрушения первоначальных каменных, были сделаны из дерева. Позже к храму была пристроена юж. апсида и в нем перестроена юж. стена. Никольская ц., просуществовавшая в перестроенном виде до 40-х гг. XX в., пребывает в руинах (2018). Это была 2-этажная одноапсидная церковь, нижний этаж к-рой перекрывался сводами, опиравшимися на квадратный в плане столб, расположенный в центре. Помещение 2-го этажа не имело столбов в интерьере и, вероятно, было перекрыто деревянным потолком. Собственно храм располагался в вост.

http://pravenc.ru/text/2581699.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1; Шемякин Д. Доклад о Велебицкой церкви. [СПб.], 1905; Слезскинский А. Г. Отня: (Из экскурсий в окрестности Новгорода)//ИВ. 1906. Т. 104. Июнь. С. 909-926; Гусев П. Л. Три новгородские уничтоженные церкви//ВАИ. 1914. Вып. 22. С. 83-87; Мясоедов В. К. Два погибших памятника новгородской старины//ЗРАО. 1915. Т. 10. С. 105-112; Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-худож. взаимоотношениях//ИРАИМК. 1925. Т. 4. С. 213-219; Дмитриев Ю. Н. К истории новгородской архитектуры//НИС. 1937. Вып. 2. С. 116-123; он же. О формах покрытия в новгородском зодчестве XIV-XVI вв.//ДРИ. М., 1963. [Вып.:] XV - нач. XVI в. С. 196-208; Каргер М. К. Новгородское зодчество//История рус. искусства. М., 1954. Т. 2. С. 63-70; Максимов П. Н. Церковь Дмитрия Солунского в Новгороде//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 35-46; Ромашкевич Т. А. Роспись ц. Сергия Радонежского в Новгородском Детинце//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 225-236; Герасимов Н. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине мон-ре//Там же, 1978. Л., 1979. С. 242, 244; Сивак С. И. Неизвестное граффити ц. Симеона Зверина мон-ря (к истории строительства церкви)//Там же, 1982. Л., 1984. С. 29-33; Штендер Г. М. Церковь Сергия Радонежского в Новгородском Кремле - памятник полит. жизни последнего этапа Новгородской республики//Проблемы истории Новгорода и Новгородской земли XV в. Новгород, 1986. С. 28-30; Седов Вл. В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - нач. XVI в.//Иконография архитектуры: Сб. науч. тр. М., 1990. С. 102-127; он же. Церковь Николы в Гостинополье XV в.//Архит. наследие и реставрация. М., 1990. Вып. 4. С. 213-225; он же. Церковь Якова на Яковлеве улице//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1992. Вып. 5. С. 60-62; он же. Неопубл. чертежи и фотографии ц. Николы в Гостинополье//Новгородские древности. М., 1993. С. 280-292. (Архив архитектуры; 4); он же.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Феофаном, 2-го гласа, с акростихом Εγενης μγα κδος ν σμασιν ξοχα μλπω. Θεοφνους (                ); ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        :), нач.: Εγενα Μρτυς το Χριστο (      ); седален и цикл из 3 стихир-подобнов. В Часослове, изданном в 1491 г. в Остроге, помещен также кондак 2-го гласа, нач.:         (Л. 182). Э. П. Л. Иконография Изображения Е. известны в визант. искусстве с VI в. Святую представляли в богато украшенной тунике или платье, как, напр., в ц. Сан-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в.) и в Архиепископской капелле (VI в.) в Равенне. К концу постиконоборческого периода сложилась иконография Е. в монашеском одеянии, с покрытой головой, иногда в схиме, с крестом в правой руке. Образ Е., как правило, встречается в минейных циклах, где святая может быть изображена в мучении или единолично. На миниатюрах в рукописях в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 270, 976-1025, К-поль) Е. представлена в мучении, в Минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 278v, 3-я четв. XI в.) - в рост, в Минологии из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 131, XI-XII вв.) и в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия (Bodl. F. 1. Fol. 22r, 1327-1340, Фессалоника) - в мучении, в церквах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Вознесения в Дечанах, Косово и Метохия (1348-1350),- также в мучении. Известны единоличные изображения Е. в монументальной декорации храмов вне системы минология: в мозаике в нартексе кафоликона Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.),- в медальоне погрудно; в росписи ц. Усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Арборе, Румыния (1541),- в рост. На Руси наиболее ранним изображением Е. считается фреска настенного минология ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). В составе избранных святых Е. изображают в схимническом одеянии, иногда со свитком в руке: на иконе работы невьянского иконописца И. П. Чернобровина «Арх. Гавриил и св. Евгения» (1858, Музей «Невьянская икона»; оклад 1854, Москва, мастер «ДЛ»); на полях иконы «Избранные святые: Григорий и Екатерина» (сер. XIX в.; коллекция Е. В. Ройзмана, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/187019.html

В древнерус. искусстве изображения Е. известны в росписи ряда новгородских храмов: Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (ок. 1363, не сохр.), Спаса на Ильине ул. (1378), св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Изображение держащего Евангелие Е. с небольшой заостренной бородой помещено на раке с мощами свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Елевферия и прп. Феодосии девицы (ГММК, Благовещенский собор), созданной по повелению царя Бориса Годунова и его сына в 1603-1604 гг. Из московской надвратной церкви, освященной во имя этого святого, как полагают, по мирскому имени свт. Алексия, митр. Московского, происходит житийная икона «Сщмч. Елевферий» (30-е гг. XVII в., ГТГ). В поздней иконописи изображение Е. встречается на иконах, выполненных по заказам частных лиц, и на минейных образах: «Воскресение-Сошествие во ад, со Страстями Христовыми, годовой минеей и чудотворными иконами Богоматери» (1-я пол. XIX в., музей «Невьянская икона», Екатеринбург). Лит.: Ерминия ДФ. С. 162; Rice D. T. The Icons of Cyprus. L., 1937. Pl. 9. Fig. 7; Δρανδκης Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφαι τς Μσα Μνης. Αθναι, 1964. Σ. 81, 408-409. Εικ. 23; Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria. Athens, 1985. P. 95, 25, 32, 36. Pl. 10, 17. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Painting); Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 113; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 78, 87, 104, 198, 269; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XIII в. СПб., 2004. С. 130, 496-497, 519. Ил. 133. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)

http://pravenc.ru/text/189703.html

   001   002     003    004    005    006    007