И. была особенно почитаема на Руси. Ее имя встречается в древнейших месяцесловах. В Великие Минеи-Четьи Макария, митр. Московского, было включено пространное Житие И., в котором подробно изложена история ее борьбы в темнице с диаволом. Предание о победе над злыми силами, возможно, оказало значительное влияние на широкое распространение ее почитания. В рус. традиции она заняла то место, к-рое в греч. культуре отводилось св. Марине. Однако в иконографии этот факт ее Жития не отразился. Изображения И. (Ульяны) широко представлены в искусстве Вел. Новгорода и Пскова. Одно из наиболее ранних иконописных изображений помещено на оборотной стороне 2-сторонней иконы «Богоматерь Знамение» (нач. XIII в.) из новгородского Зверина мон-ря (собрание П. Д. Корина, ГТГ). Надпись с именем святой поздняя, сделанная при реставрации, и поэтому нет уверенности в правильности именования святой. Фигура мученицы изображена на алом фоне в темно-красном мафории, поверх к-рого надет коричневый плат, украшенный на челе и плечах дробницами в жемчужном обрамлении. На плечах - золотые нашивки - знак аристократического происхождения; в правой руке крест. Полуфигура И. в красном мафории изображена на фоне иконы «Свт. Николай Чудотворец» (1-я треть XV в., НГОМЗ) из с. Курицкого. Образ И. сохранился во фресковом минологии ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Особое место образ И. (Ульяны) занимает в искусстве Пскова. В иконописи известны ее единоличные изображения и в составе избранных святых. На иконе кон. XIV - нач. XV в. (ПИАМ) мученица показана в светло-зеленом мафории. Нередко она изображалась вместе с вмц. Варварой. Так, на иконе «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., ПИАМ) она представлена вместе с вмц. Варварой и вмц. Параскевой. Среди наиболее чтимых святых жен И. изображалась на полях икон «Воскресение - Сошествие во ад». На псковской иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с избранными святыми» И. изображена в паре с вмц. Варварой (2-я пол. XV в., ПИАМ), на ней красный мафорий, в руке крест.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Иван Сергеевич Шмелёв. Художник: С. Сидоренко «Лица Твоего не вижу, Господи! Чую безмерность страдания и тоски… ужасом постигаю Зло, облекающееся плотью. Оно набирает силу. Слышу его рык зычный, звериный язык». Очерк за очерком эпопея «Солнце мертвых» рисует торжество Зла, в очередной раз проявившееся в том, что люди, отрекшиеся от Образа Божия, утратили и образ человеческий, «возревновав об образе зверине». Глубинной причиной катастрофы утраты человеческого облика была религиозная теплохладность предреволюционной России, все остальное – следствия. Глубинной причиной катастрофы была религиозная теплохладность предреволюционной России, все остальное – следствия Об этом говорят нечасто. Дело в том, что на человека, который утверждает, что предреволюционная Россия была православной лишь внешне, в русской церковной среде смотрят примерно как на тех, кто в нынешней Сербии утверждает, будто «Святосавие должно умереть, чтобы мы наконец-то зажили…». Но трезвый, исполненный искренней горечью взгляд на причины катастрофы 1917 – это вовсе не повод для того, чтобы отвергнуть основу основ русского духа – православную Христову веру. Не хочется всю вину за случившееся сваливать на одну лишь интеллигенцию: ибо если бы народ не проникся идеями, носителями которых были либерально-демократические интеллигенты, все бы было иначе. «Огромное число наших лучших художников и писателей можно сравнить с людьми, пришедшими в церковь, когда служба уже началась и храм полон народа. Встали они у входа, войти трудно, да они и не употребляют для этого усилия. Лишь кое-что доносится сюда из богослужения… Постояли-постояли да и ушли, не побывав в самом храме». Такими словами преподобный Варсонофий Оптинский охарактеризовал русскую творческую интеллигенцию. В этой связи Алексей Любомудров подчеркнул, что уникальным свойством «…творчества Ивана Сергеевича Шмелёва является то, что реалии Православия и Церкви воссозданы далеко не полностью воцерковлённым человеком. Сила художественного слова и чувствования, талант перевоплощения позволили Шмелёву воссоздать чужую веру, которой он сам не обладал ещё в полноте».

http://pravoslavie.ru/156817.html

К северу от Покровской располагается церковь Симеона Богоприимца, обетная, построенная на месте деревянного обыденного (однодневного) храма. Письменные источники – летописи и граффити на восточной стене диаконника – подробно повествуют о событиях, связанных со строительством церкви. В 1466 г. на Новгородской земле начался «мор желвою или железою» (Вторая Новгородская летопись) – сильнейшая эпидемия чумы, унесшая жизни около 56000 горожан. Во время скорбной молитвы архиепископ Иона услышал голос, повелевающий построить в течение одного дня церковь в Зверине монастыре, где для погребения умерших от чумы горожан была устроена скудельня – большая общая могила. Из Софийского собора в Зверин монастырь, где чудесным образом явилась икона св. Симеона Богоприимца, 1 октября 1467 г. был совершен крестный ход. В честь этого святого владыка Иона освятил поставленный новгородцами в один день храм. К марту эпидемия прекратилась, а на следующий год деревянную церковь заменили на каменную. Вскоре после этого храм был расписан. Церковь Симеона Богоприимца – последний сохранившийся датированный памятник периода новгородской независимости. Храм представляет собой типичную постройку своего времени, когда архитектура шла по пути создания миниатюрных камерных церквей. Небольшой объем, предназначенный для немноголюдных монастырских служб, отличается целостностью и компактностью. Церковь возведена из кирпича, без использования местного камня, что было новым словом в новгородской строительной традиции. Это прямоугольная в плане постройка с сильно выступающей высокой полукруглой апсидой, динамичной восьмискатной кровлей и одной массивной, расширяющейся книзу световой главой. С запада к основному объему примыкает двухэтажная каменная пристройка, появившаяся в XIX в. на месте деревянной паперти. Узкими лопатками, стянутыми в верхней части многолопастной аркой, фасады церкви разделены на три прясла: примерно равные узкие боковые и широкое центральное. Окна высокого барабана украшены бровками с зубчатым пояском, выше расположены декоративные пояса поребрика (фриза из выступающих углов заглубленного в кладку кирпича), бегунца (ряда поставленного на ребро кирпича) и арочек. Фасады декорированы бровками с зубчиками над окнами, в верхней части – чередующимися поясами бегунца и поребрика, верхняя часть апсиды также украшена поясом бегунца. В нише, расположенной в верхней части южной стены, сохранилось изображение св. Симеона Богоприимца с Христом-младенцем на руках. Храм имеет подцерковье, отделенное от основного объема плоским междуэтажным перекрытием. Граница ярусов на фасаде не выражена, церковь воспринимается как единый ориентированный по вертикали объем. В подцерковье четыре столба имеют квадратное сечение, тогда как в основном объеме западные опоры скруглены на высоту человеческого роста, а восточные, на западных гранях которых размещался иконостас, - лишь с востока; выше все опоры приобретают квадратное сечение.

http://sobory.ru/article/?object=05342

Алтарь троечастный, разделенный двумя боковыми стенами с пролетами на три отделения, из коих среднее шириною 1 саж. 2½ арш., а жертвенник и диаконик по 2 арш. 6 вершков. Горнее место с седалищами из кирпича, а жертвенник устроен при окне. Вторая церковь Зверина монастыря во имя Симеона Богоприимца принадлежит к числу обетных церквей, построенных в Новгороде. Она основана целым городом по случаю мора от железы, в 1467 году. О первоначальном ее основании в Новг, II летописи сказано: «В лето 6975 (1467) бысть в Новгороде мор железою, и поставиша церковь Семиона Богоприимца, в Зверинцех» 395 . А в Новг. IV летописи основание сие описывается несколько обстоятельнее под тем же 6975 годом: «И поставиша церковь древяну св. Семиона Богоприимца в Зверинцах», на новом месте, беревна из леса принесоша своими рамены людие, октября в 1, на Покров святой Богородицы, и свяща ю архиепископ Иона того дни и литургию свершиша» 396 . В дополнение к сказанию сей летописи сохранилась в монастыре летопись на доске и на стене храма о первоначальном создании оного 397 . По этой летописи, в 1467 году был великий мор известный под именем Симеоновского в В. Новгороде и Пскове. Язва сия простиралась по всем пятинам новгородским и состояла в опухоли на теле, известной под именем жилвы, или железы. В сие ужасное время от смертоносной язвы скончалось в одном Новгороде 48,412 человек, в новгородских монастырях 7652 человека. В этом числе 18 игуменов, 300 священников и 19 постригшихся, диаконов 21 и шесть постригшихся в монашество. В Старой Руссе преставилось одних священников 28 и монахов 1300 человек Во всей же области новгородской со всеми ее пятинами преставилось 250,652 человека. Для погребения умерших в Новгороде устроена была большая общая скудельня в Зверине монастыре близ Покровской церкви. Среди всеобщей скорби святитель Иона наедине и вместе с народом возносил слезные молитвы о помиловании бедствующих Новгородцев. Однажды во время пламенной своей молитвы, он вдруг слышит Голос: «иди со кресты со всем освященным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь к Покрову пресвятой Богородицы на скудельню.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

«Осветися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церковь святого праведного Симеона Богоприимца, в лета 7162 (1654) году месяца октября в 16 день на память святого великомученика Логина сотника, при державе благоверного Царя Государя и великого князя Алексия Михайловича всея Руссии Самодержца и при митрополите Макарии В. Новаграда и В. Лук в обители девичи монастыри Зверинском». Что до 1654 года был каменный храм во имя Симеона Богоприимца, это видно, кроме указанной IV летописи, также из росписи новг. церквей 1615 года, где сказано о Зверине монастыре: «храм Положение ризы, другой мирской храм соборной, Симеон Богоприимец, оба каменные» 399 . К подобному заключению о храме приводит и пространство между 1467 и 1654 годами, в которое едва ли могла существовать обыденная деревянная церковь , если бы даже благочестие Новгородцев и дозволило стоять оной. А посему настоящий Симеоновский храм следует принять за храм не XVII, а XV века. Таков он и есть по своему устройству. О состоянии Симеоновской церкви в XVII веке знаем из описи монастырской за 1682 год Здесь описана она в таком виде: « церковь каменная Симеон Богоприимец; глава обита чешуею, церковь крыта тесом с потоки. В церкви писано настенным письмом ветхо; у церкви крыльцо деревянное. В церкви семь окончин слудяных и стекольчатых; у церкви дверь деревянная на крюках. Паперть деревянная на взмост, покрыта тесом, у паперти образ Пядница Симеон Богоприимец» 400 . В настоящее время церковь Симеона Богоприимца двуэтажная, построена в виде квадрата с выдавшимся на восток полукружием Нижний этаж ее занимается подвалом, а верхний церковию. Величиною церковь в длину с южной стороны 3 саж. 7 четвертей, а с северной 3 саж. 8 четвертей; с пристроем от запада 7 саж. 8 вершков. Высота стен до кровли в углах 3, а посредине 4½ сажени. В подвале три окна с востока, юга и севера. С восточной стороны два окна в среднем алтарном полукружии и одно в жертвеннике. С южной стороны одно небольшое окно, а с северной два окна; четыре выступа по стене со впадинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Там явился образ святого и праведного Симеона Богоприимца. В честь его поставь там единым днем храм, и тогда мор престанет». Во исполнение сего чудесного веления он объявил своей пастве о совершении крестного хода и поставлении обыденной церкви на месте скудельни. Утром 1 октября крестный ход совершен был из Соф. собора в Зверин монастырь. Здесь святитель, преклонивши колена пред явленною иконою, произнес во услышание всех слезную молитву: «О великий угодниче Христов, святой праведный Симеон Богоприимец! Помолися о нас грешных ко Господу Богу и пречистой Его Матери. Ты еси упование наше и надежда и заступник граду нашему, стена и покров и прибежище всем христианом! На тебе бо надеемся и тобою хвалимся мы грешнии. Услыши наш плачь людей сих, избави нас грешных от смертоносной язвы и от всякого зла». В след за этою коленопреклоненною молитвою на скудельни начали петь молебен. Между тем народ рубил бревна подле монастыря в лесу и носил оные на своих раменах для поставления церкви во имя Симеона Богоприимца. По освящении поставленной обыденной церкви, св. Иона в тот день совершил в ней литургию. С этим вместе прекратился и мор в Новгороде и его окрестностях. Сколь долго существовала обыденная сия церковь определить трудно. В одной только новг. IV летописи показано, что после построения деревянной церкви в 1467 году, «на другое лето поставиша церковь каменну на том же месте, святого Семиона Богоприимца» 398 . А в прочих летописях и даже в монастырской летописи упоминается о построении каменной церкви не в 1458, а в 1654 году. «В лето 7162 (1654) создаша на том же месте храм каменный во имя же святого и праведного Симиона Богоприимца и освятиша месяца Октомврия в 16 день на память св. мученика Логгина сотника, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея России Самодержца и при митрополите Макарии в. Новаграда и В. Лук, который храм и поднесь существует в сем Зверине монастыре». Впрочем, сказание сие относится не к построению, а к возобновлению Симеоновского храма, как видно из современной надписи на деревянном подпрестольном кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Второй пример для истории древнерусской культуры чрезвычайно важен. На обороте новгородской иконы второй трети XII в. «Знамение», стиль и иконография которой были тщательно исследованы Смирновой Э. С. 1614 , имеются два небольших, но значительных по отношению к площади средника этой иконы ковчежца-мощевика 1615 . Они расположены строго по оси образа (ил. 2). Их смысловая «вписанность» в композицию (верхний ковчежец расположен между двух рук святых, молитвенно простертых ко Христу и одновременно как бы указующих на святыню) показывает, что эта икона создавалась с учетом священных вложений. Таким образом, она – древнейшая среди сохранившихся древнерусских икон-мощевиков. Верхний ковчежец соответствуют голове Богородицы на лицевой стороне иконы, буквально ее устам, тогда как нижний, в форме квадрата, – торсу Марии и устам Младенца, что может служить указанием на величайшую ценность сокрытых в них святынь. Судя по расположению ковчежцев, в них могли быть частицы Покрова и Ризы Богоматери (или Ризы и Пояса), то есть святынь, не раз во время опасности выносившихся на стены Царьграда и чудесно его спасавших 1616 . Ассоциативная связь новгородского культа иконы «Знамения» с влахернским культом Ризы Богоматери и, соответственно, культом Покрова в Древней Руси уже была справедливо отмечена Смирновой Э. С. 1617 . Нам представляется, что эта связь была самой непосредственной: содержащиеся в доске иконы части богородичных святынь происходили из Влахерн. Именно поэтому 25 февраля 1169 г. она была принесена из небольшого деревянного храма и вынесена на стену города во время его осады. Почему же была утрачена память о чудотворных вложениях «Знамения»? Тому есть множество параллелей в истории древнерусской святости 1618 . И все же существуют косвенные, но важные указания на святыни «Знамения». Первое: согласно чиновнику Софийского собора XVII в., 2 июля, в день Положения ризы Богоматери во Влахернах, в Новгороде совершалось шествии с иконой «Знамение» к церкви Покрова Богоматери в Зверине монастыре 1619 . Второе: в напрестольном кресте, происходящем, согласно надписи, из храма «РЖТВА ПРСТЕЙ БДЦЫ АНТОНЬЕВА М РИМЛЯНИНА» и сооруженном, судя по его окладу, на рубеже XVI–XVII вв. (НГИАМЗ, инв. 802), содержится «ДРЕВО ПРЧСТЕЙ БДЦЫ ЗНАМЕНСКОЙ». Причем эта святыня названа первой в пространном перечне мощей на обороте креста. Вероятно, древо чтилось не только как основа чудотворного образа, но и как вторичная святость, вещество, соприкасавшееся с одеяниями Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акафист праведному Симеону Богоприимцу по своему содержанию распадается на три неравные части. Первые восемь кондаков и икосов изображают событие Сретения Господня в Иерусалимском Храме и выражают радостные христианские чувства, вызываемые этим священным событием. Содержание кондаков и икосов взято из Евангелия и отчасти из преданий. В частности, историческая часть 1-го икоса заимствована из предания о праведном Симеоне, как оно изображено в Прологе, именно: взято сказание о чтении праведным Симеоном пророчества о рождении Еммануила: Се, Дева во чреве зачнет ( Ис.7:14 ) – и о недоумении его о пророчестве; конец исторической части 1-го икоса представляет собой воспроизведение 26-го стиха 2-й главы Евангелия от Луки; в четвертом воззвании воспроизводится еще 25-й стих той же главы. Кондак 3 есть воспроизведение 27-го стиха 2-й главы; икос 3 – 28-го и 34-го стихов. Икос 4 – 33-го стиха. Кондак 5 – 32-го стиха; икос 5 – 30-го и 32-го стихов. Икос 6 – 36-го и 38-го стихов (в 4-м воззвании о пророчестве Валаама сделано заимствование из Чис.24:17 ). Икос 7 – 29-го стиха; кондак 7 буквально взят из акафиста Пресвятой Богородице. Остальные кондаки и икосы по содержанию не столько прямо взяты из евангельских сказаний, сколько вытекают из них и написаны в их духе. Содержание 8-го и 9-го кондаков и икосов заимствовано из жития прп. Петра Афонского, как оно изложено у св. Димитрия Ростовского под 12 июня. Преподобному Петру Афонскому, находившемуся в темнице и с молитвой обращавшемуся о помощи к св. чудотворцу Николаю, который явился в видении и сказал, чтобы он призвал еще на помощь себе праведного Симеона Богоприимца: «Многомощен бо есть у Бога, близ предстояй Того престолу купно с Пречистою Владычицею Девою Богородицею и со святым Предтечею Иоанном, и имать велие к Нему дерзновение». В кондаке 10 святой Богоприимец изображается по наружности, причем описание наружного вида его заимствовано буквально из жития прп. Петра Афонского; в икосе 10 воспоминается, согласно со сказанием в том же житии, освобождение прп. Петра Афонского из уз праведным Симеоном вместе со св. Николаем Чудотворцем. В кондаках и икосах 11 и 12 излагаются события, случившиеся в Новгороде в 1467 году, именно: моровая болезнь, бывшая в городе, видение Новгородскому архиепископу Ионе, построение св. Симеону обыденной церкви и явление чудотворной иконы святого. Об этих событиях рассказывается в новгородских летописях. В Новгородском Зверине женском монастыре находится чудотворная икона св. Симеона Богоприимца, на доске которой сохранилась надпись: «Бывшему в новгородских и псковских пределах велию мору, в коем умерло более 250 000 христиан, бысть видение архиепископу Ионе и глас с небеси, повелевающий идти со кресты во Зверин монастырь; и егда совершено было пред сею иконою святаго и праведнаго Симеона молебное пение, абие преста мор» 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Наконец, и это самое существенное, икона повторяет деяние даже не своего знаменитого Влахернского прообраза (с ним связывают чудо Покрова и так называемое «обыкновенное пятничное чудо»), но самой чудесной реликвии – Ризы Богоматери, явившись тем самым её действенной заменой. Десятинный монастырь, расположенный в Людине конце Новгорода, с западной стороны города, несомненно, имел традиционные монастырские заграждения. После спешного возведения новгородцами, затворившимися в граде, острога именно здесь оградная стена делала двойную петлю, такую же как во Влахернах, 425 что объясняет место воздвижения иконы: только здесь Богородичный монастырь стоял на границе града, обнесенный двойной стеной. Не случайно после чудесного события 1169 г. на многих новгородских крепостных вратах возводятся церкви, посвященные Положению ризы и пояса Богоматери, Покрову, 426 заключающие город в чудесную духовную ограду, устанавливаются церковные процессии 427 с иконой Богоматери к Спасо-Преображенскому собору на Ильине улице, к Знаменскому собору после его построения в 1352 г., а также в день Положения ризы Богоматери к церкви Покрова в Зверине монастыре. Символика Знамения 428 емка и многозначна, но все-таки главный смысл её концентрируется в аспектах соединения тем Богоматери Оранты, Покрова, спасающей град и христианский народ, с темами Воплощения, в том числе и в особенно значимом для Новгорода аспекте воплощения Премудрости Божией. 429 Появление этой новаторской иконографии в Новгороде оказалось возможным благодаря усилиям владыки Нифонта, последовательно вводившего программы, осуществлявшие современные византийские богословские новации в новгородском искусстве, что подтверждается выбором этого образа для владычной печати 430 самого Нифонта и его преемника Аркадия. Хотя на лицевой стороне иконы древний слой сохранился весьма фрагментарно, 431 можно судить о сложности его письма и богатстве цвета. В композиции, насколько её можно реконструировать, особую роль играл мотив вертикально (а не округло, как это бывает обычно) поднятых рук Богоматери, выделенных розовым цветом хитона, и отвесно падающих тонких золотых нитей на вертикальных складках лазуритового мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

241 В Деревяницком монастыре есть также икона: Достойно есть.., на которой в трёх местах изображена Богородица. В Соф. соборе есть иконы в честь Богородицы с изображением в лицах песни: величит душа моя Господа. А икона О Тебе радуется Обрадованная – находятся в Зверине монастыре и в церквах: Мироносицкой и Петропавловской (на Соф. стороне). 242 Из числа замечательных по многосложности икон: в Соф. соборе икона с надписанием: Корень Иессеовъ; а в Предтеченской церкви на Опоках с изображениями Отечества, Воскресения и Распятия; а по сторонам изображения седмичных праздников, где в среду надписано празднование Богородице с изображением Благовещения. 243 Резчики на камне и дереве, подобно иконописцам, издавна были в Новгороде. Из них, например, в XVI веке упоминается Басюк Никифоров, вытребованный Иоанном IV в Москву. Дополн. к Акт. Ист., т. I. X 96. 245 Искусство резчиков выражалось в вырезке круглых клейм на раках с надписями. Но эти клейма XVI века остались только на раках над мощами св. Иоанна архиепископа (1559 г.) и преп. Саввы Вишерского (1511 г. по Новг. II и III лет. под 7079 год.). А прочие раки с клеймами заменены другими более или менее новыми. Даже и деревянная рака св. Иоанна в 1856 году заменена новой серебряной. 246 В Юрьеве монастыре остались два выносных слюдяных фонаря, из коих на каждом по девяти главок со звёздочками, а между главками по кресту восьмиконечному. Подобные фонари есть в Антониеве и Кириллове монастырях. 247 Из числа этих икон особенно замечательна по древности резная икона св. Праскевы Пятницы, на коей мученица изображена с распростёртыми в молении руками. Кроме этой иконы, г. художником Солнцевым сняты рисунки с четырёх изображений резных. Таковы: 1) неизвестная фигура в царском облачении в зубчатой короне на голове и со скипетром в руке; 2) другая, подобная св. Праскеве, фигура с венцом вокруг головы; 3) неизвестная фигура с распростёртыми руками, в мантии, застёгнутой на груди тремя застёжками; 4) всадник (неполная фигура) в броне, вероятно, св. Георгий Победоносец или Димитрий Солунский. Все эти фигуры, вырезанные из липового дерева, расписаны красками. В рисунке их недостаёт правильности, а в отделке – изящества. Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 12–14. 4., где приложены означенные рисунки.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003   004     005    006    007