XVI в. ц. Успения Богородицы в Свияжске; в росписи кон. XVI в. Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве (на юж. грани сев.-вост. столпа, во 2-м регистре) - с копьем, луком и щитом; в росписи Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг. (на сев.-вост. столпе в нижнем регистре). Его изображения имеются в диаконнике ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр» 1-й пол. XVI в. (ГМЗРК); на иконе «Прп. Евдокия и мч. Андрей Стратилат» нач. XVIII в. (ГИМ); в Строгановском иконописном подлиннике посл. трети XVIII в.; на иконе «Мч. Андрей Стратилат, с клеймами жития и историей Донской иконы Божией Матери», вероятно написанной к 500-летию Куликовской битвы в 1880 г. (ГМЗРК); на мозаике Н. П. Шаховского в храме Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге 1894-1907 гг. вместе с вмч. Пантелеимоном и мц. Феклой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике А. С. сказано: «старец кудрявый» (Ч. 3. § 10. 69); в описании мученичества святого и с ним пострадавших отмечено, что последние были «различны видом» (Ч. 3. § 22. 19 авг.). Рус. иконописный подлинник С. Т. Большакова, XVIII в., сообщает, что он «сед, власы курчеваты, брада Иоанна Богослова, во бронях, приволока празелень, доспех клетчат, риза празелень, испод лазорь, нагавицы багор, в правой руке крест, а в левой копие, за левую щит» ( Большаков. С. 129). В Москве сохранилась каменная ц. во имя Андрея Стратилата (1675/89) над вост. вратами Андреевского мон-ря в Пленницах , где имеется икона мученика кон. XX в. Во имя А. С. в 1818 г. был освящен придел ц. Воскресения Словущего в Монетчиках (1750); в 1892 г. церковь при Учительском ин-те на Б. Полянке (архит. А. А. Никифоров). Лит.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 129; Kaster K. G.//LCI. Bd. 5. Sp. 159; Евсеева. Афонская книга. С. 324; Менолог. С. 257, 281, 284, 307, 342, 361, 376, 390; Ерминия ДФ. С. 65, 214; Сорок сороков. Т. 1. С. 380. Т. 2. С. 606, 620-621. Е. А. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/115324.html

Лит. Hannick Chr. Studien zu liturgischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1972. S. 36; Ταμεον. Ν 279-285. Σ. 106-108. А. Ю. Никифорова Иконография Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Прп. Алипий Столпник. Минейная икона. Нач. XX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. и древнерус. искусстве А. С. обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 208, 976-1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (Paris. gr. 580. fol. 2v, 1055-1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r); на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в Минологии XII в. мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. 5. Fol. 228a); в рукописи житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (Laur. Δ 71. Fol. 181b),- вместе со свт. Амфилохием Иконийским ; в Минологии 1327-1340 гг. (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 18v); в настенных минологиях нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны ( Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), ок. 1376 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 88, XV в.); в росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.,- со свитком в левой руке; на рус. минейной иконе, нач. XVII в. (ЦАК МДА); на греч. иконе письма К. Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швейцария); на рус. гравированной минее работы Г. П. Тепчегорского , 1722 г. (РНБ). Образ А. С. нередко помещался в ряду изображений столпников, напр. в Лондонской Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19352. Fol. 3, 16, 26), между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- образы А. С. и прп. Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.

http://pravenc.ru/text/114450.html

Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. В Венеции для мощей И. в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420-1421); он состоит из 4 сцен: И. перед правителем; И., раздираемый 2 лошадьми; И. в темнице; усекновение главы И. Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца ( Spatharakis. 2001. P. 174-175. Fig. 153-156). В древнерус. искусстве полуфигурное изображение И. сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) - средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В миниатюрах минологиев образ И. дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками - средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой (Л. 57 об.); в минейной части рукописи - под 14 мая (Л. 114), в рост, в легком повороте вправо, на И. доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).

http://pravenc.ru/text/674882.html

1914. Вып. 22. С. 83-87; Скворцов А. М. Икона св. князей Бориса и Глеба//София. 1914. 6. С. 25, 31; Мясоедов В. Два погибших памятника Новгородской старины//ЗРАО. 1915. Н. с. Т. 10. С. 108-111; Порфиридов Н. Г. Новые открытия в области памятников древней живописи в Новгороде (1918-1928)//Сб. Новгородского об-ва любителей древностей. Новгород, 1928. Вып. 9. С. 57-66; Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование//Практика реставрационных работ. М., 1950. Сб. 1. С. 135-172; Лаурина В. К. Две иконы новгородского Зверина мон-ря: (К вопр. о новгородской иконописи 1-й пол. XIV в.)//Сообщ. ГРМ. Л., 1964. Вып. 8. С. 105-119; Каргер М. К. Новгород Великий. М., 1970. С. 122-127, 130; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. С. 22-23, 36, 46, 70-72, 110, 111, 179-180, 222-279, 332-334; Герасимов М. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверином мон-ре//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 242-266; Колпакова Г. С. О росписи церкви Симеона Богоприимца в Новгороде//ДРИ. 1980. Вып.: Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 297-301; Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 208; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода, XV в. М., 1982. С. 19, 39, 60, 90-92, 107, 211-212, 259, 265, 269; Янин В. Л. Новгородский скрипторий рубежа XI-XII вв.: Лазарев мон-рь//АЕ за 1981 г. М., 1982. С. 52-63; Ковалева В. М. К вопросу об изменении первоначальной цветовой гаммы нек-рых памятников монументальной живописи XII-XV ст.//Древний Новгород: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1983. С. 297-301; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1, 2. С. 121-122, 128-129, 324; Сивак С. И. Неизвестные граффити ц. Симеона Зверина монастыря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 29-33; Лившиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV в. М., 1987. С. 39-41, 395-430, 514, 517-520; Штендер Г. М. Исследования и реставрация церкви Николы Белого в Новгороде//Реставрация и архитектурная археология.

http://pravenc.ru/text/199663.html

В храмовых росписях изображение А. ч. Б. обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в ц. Вознесения в Милешевском мон-ре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,- поясное изображение во 2-м ярусе на юж. стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг. (обновлены в 1568),- в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в ц. св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко А. ч. Б. изображается в календарных циклах росписей, к-рые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, напр. ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На Руси одно из ранних изображений А. ч. Б. имелось в росписи конхи жертвенника ц. Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где А. ч. Б. и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 г. Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине А. ч. Б. представлен в рост в помещении жертвенника на вост. грани сев.-вост. столпа; в ц. Успения на Волотовом поле, 80-е гг. XIV в.,- в диаконнике на вост. грани юго-вост. пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в ц. Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На воздухе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ А. ч. Б. у сев. стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя « Благое молчание » с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре А. ч. Б.; рядом с А. ч. Б. представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547–1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ А. ч. Б. на сев. грани юго-вост. столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на сев. стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

он совершил с митр. Антонием литургию в ц. во имя ап. Филиппа. Летом 1984 г., к празднованию 1125-летия Новгорода, был отменен 25-летний запрет на колокольный звон. 29 июля 1986 г. митр. Антония сменил митр. Алексий (с 7 июня 1990 патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) ). А. К. Г., Б. Н. Ковалёв, Э. П. Р. Н. и С. е. в кон. 80-х гг. XX в.- 2018 г. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. произошли заметные перемены в отношениях между гос-вом и Церковью. В 1988 г. в Новгороде прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси; они были совмещены с торжествами по случаю Дня славянской письменности и культуры. В том же году местные власти по просьбе митр. Алексия передали Церкви Николо-Вяжищский мон-рь (5 июня 1989 возобновлен как женский). В числе первых верующим были возвращены Казанская ц. в Чудове (1988) и закрытая в 1961 г. ц. во имя вмч. Феодора Стратилата в дер. Верёхново (1989). Последняя была освящена на Пасху 1991 г. благочинным Старорусского окр. архим. Агафангелом (Догадиным; 1936-1999). В мае 1990 г. 2-м действующим храмом Новгорода стал Покровский собор Зверина мон-ря. После кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена (3 мая 1990) Поместный Собор Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 г. избрал на Патриарший престол митр. Ленинградского и Новгородского Алексия. С 30 июня по 2 июля того же года состоялся визит патриарха Алексия в Новгород. Первосвятитель возглавил богослужения в Евфимиевской ц. Вяжищского мон-ря, в ц. во имя ап. Филиппа, посетил Покровский собор, осмотрел еще не возвращенный Церкви Юрьев мон-рь, провел пресс-конференцию и встречу с местными властями. Патриарх передал Вяжищскому мон-рю богослужебное Евангелие, принадлежавшее Ленинградскому и Новгородскому митр. Антонию (Мельникову). Синодальным постановлением от 20 июля 1990 г. была возобновлена самостоятельная Н. и С. е., на Новгородскую кафедру назначен Ташкентский еп. Лев (Церпицкий; ныне митрополит). 17 авг. он прибыл из Ташкента на Новгородскую землю, 1-я встреча епископа с духовенством и паствой состоялась в ц.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

М., 2006. С. 549-550). Возможно, по этой причине образ И. В. был включен в цикл Минология, который образует основу программы росписи ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Вел. Новгороде (рубеж 60-х и 70-х гг. XV в.), построенной на «скудельнице» в память избавления от мора 1467 г. (выбор образа И. В., к-рому молились за умерших, а не апостолов Силы и Силуана, чья память также празднуется 30 июля, мог быть обусловлен и мемориальными функциями храма). Поясная фигура святого в зеленом плаще, с крестом в деснице помещена на сев. грани сев.-вост. столба; его внешность, как и в более поздних памятниках, близка к облику св. бессребреника Космы (ср. представления о целительских функциях обоих святых). В рус. искусстве XVI в. изображения И. В.- исключение, их не всегда удается идентифицировать из-за утраты надписей и по причине сходства И. В. с др. воинами-мучениками. Считается, что И. В. в облике юного воина представлен на сев.-зап. столбе собора Спасского мон-ря в Ярославле (1563-1564; Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор Спасского мон-ря в Ярославле. М., 2002. Табл. XII (5)); судя по фрагментам надписи, он же, но с более типичной для его изображений внешностью средовека показан (в паре с вмч. Димитрием Солунским) на поле иконы свт. Алексия, митр. Московского, из с. Остров Гаврилов-Ямского р-на Ярославской обл. (посл. треть XVI в., ЯХМ). Для личной молитвы И. М. Строганова и для вкладов в семейные храмы писались небольшие образы И. В. в молении Богоматери с Младенцем. Согласно надписи на обороте иконы И. В. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ), она была написана Прокопием Чириным и дана в благословение И. М. Строганову его отцом. Несмотря на позднее происхождение надписи и результаты реставрационных исследований, позволившие выдвинуть гипотезу об исполнении произведения в XIX в. (Искусство строгановских мастеров. 1987. Кат. 43. С. 58, 85-90), можно предположить, что икона копирует иконографию и стиль утраченного прототипа нач. XVII в. О существовании таких прототипов свидетельствуют не только композиционно аналогичные образы патрональных святых др.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Активное почитание И. П. в Вел. Новгороде, возможно, было следствием распространения частиц его мощей. В новгородском монументальном искусстве образ И. П. присутствует на фресках-минологии ц. св. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря (кон. 60-х - 70-е гг. XV в.). Новгородское происхождение имеют 2 ранние сохранившиеся иконы И. П.: ростовое изображение святого (кон. XV в., частное собрание), по иконографии близкое к софийской таблетке, отличается положением правой руки, которой святой поддерживает плащ; а также уцелевшая правая часть иконы из собрания Н. М. Постникова (нач. XVI в., ГТГ). И. П. изображен на таблетке из собора Св. Софии Новгородской «Введение Пресв. Богородицы во храм. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» (кон. XV в., НГОМЗ), где он представлен как мученик в синем хитоне и красном плаще, с крестом в руках. Его вост. типа головной убор напоминает шапочки ветхозаветных пророков. Изображение И. П. вместе с врачами-бессребрениками, возможно, обусловлено почитанием И. П. в Вел. Новгороде как целителя ( Смирнова. 1995. С. 319). Приделы во имя этих святых известны в стоявших друг напротив друга храмах - святых Космы и Дамиана в ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. и И. П. в Знаменском соборе. Софийская таблетка послужила образцом для среднерус. произведений, аналогичных или близких по иконографии к ней, напр. для иконы-таблетки «Введение Пресв. Богородицы во храм. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» из Покровского Суздальского мон-ря (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), а также «Вход Господень в Иерусалим. Святые Екатерина, Меркурий и Иаков Перский» и «Благовещение. Святые Косма, Дамиан и Иаков Перский» (обе - ГТГ, атрибуция XVI в. сомнительна) - везде изображение И. П. сходно с его изображением на софийской таблетке, отличия касаются деталей одежды. В рус. искусстве, в отличие от визант. варианта изображения И. П.-воина, закрепился вариант изображения И. П.-мученика, в одежде к-рого иногда появлялись элементы княжеского костюма. Во 2-й пол. XVI в. в Москве стало распространяться почитание И. П. в связи с появлением мощей святого.

http://pravenc.ru/text/200345.html

В произведениях византинизирующего характера проявляется интерес к совр. стилистическим и иконографическим новациям палеологовской Византии, а также происходит их переосмысление в русле местной художественной культуры. Количество икон данного типа по сравнению с архаизирующими образцами не слишком велико, но именно они определяли главные тенденции в городском искусстве того времени. На храмовой иконе «Вмч. Георгий» из Юрьева мон-ря в 1-й трети XIV в. был переписан лик, моделировка к-рого определялась белильными бликами и отличалась более мелкими чертами. Прекрасный образец визант. живописи эпохи Палеологов, это произведение не утрачивает новгородский характер в тональности красок, резких светотеневых контрастах и в направленном в сторону взгляде святого. Икона святых Бориса и Глеба из Зверина мон-ря (1-я пол. XIV в., ГИМ) демонстрирует уравновешенность пропорций, многокрасочность лепки формы, выразительный эмоциональный образный строй и не утрачивает связь с архаическим новгородским искусством XIII в. благодаря неподвижности фигур, упрощенности силуэтов и плоскостной раскраске одеяний. Главным явлением в новгородской иконописи 1-й пол. XIV в. стал праздничный чин Софийского собора (ок. 1341, НГОМЗ), развивавший приемы палеологовского искусства в живописи Новгорода. Иконы в виде 3 вытянутых по горизонтали досок (каждая ок. 2 м в длину) были созданы при дворе Новгородского архиепископа, скорее всего артелью приезжих мастеров, о чем косвенно свидетельствуют греч. надписи и прекрасное знание мастерами вост. иконографии. Палеологовские приемы сказываются в выявляющем пластику тела рисунке, диагональных композициях, в сложных ракурсах поз и архитектуры, в богатой цветовой гамме со множеством оттенков и в многослойной моделировке ликов. Иконы классицистической традиции отличаются более суровым и торжественным характером, интересом к героическим образам древности - «Благовещение» (НГОМЗ), «Святые Борис и Глеб» из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (НГОМЗ). Нередко палеологовские мотивы перерабатывались иконописцами в духе местной традиции, что сказалось в упрощенности и декоративности образов и предвосхитило стиль живописи следующего столетия («Свт.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Галифа в Педиадосе, окр. Ираклион (XIV в.), св. Пантелеимона в месте Вутас в Кисамосе, святых Пантелеимона и Димитрия в Периволии, окр. Ханья (XV в.), св. Пантелеимона в Продроми (XV в.). В Др. Руси домонг. времени образ П. был дважды представлен на фресках Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) - в юго-зап. объеме под хорами ( Попова, Сарабьянов. 2017. Ил. 295) и в сев. внутренней галерее (Там же. Ил. 259). Также его образ (не сохр.) фигурировал в росписях Спасской ц. Евфросиниевского мон-ря в Полоцке (1161) - на зап. стене сев. рукава, в пару св. Ермолаю в южном ( Сарабьянов. 2016. С. 257. Ил. 198, 199). Вместе с вмц. Екатериной целитель изображен на миниатюре в новгородском Пантелеимоновом Евангелии (РНБ. Соф. 1. Л. 224, кон. XII в.). В позднейший период в рамках месяцеслова, представленного в росписях ц. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Новгороде (ок. 1470), П. следует за св. Ермолаем в ряду святых на вост. стене жертвенника. Его верхняя одежда в данном случае напоминает ту, в к-рой П. изображен на иконе из ГМИИ: она неопределенного типа, своим широким красным полотнищем охватывает всю фигуру целителя, включая руки, оставляя при этом непокрытым плечо. В росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502) П. в обычном одеянии великомученика - рубахе и плаще, застегнутом на груди и перекинутом за спину с левого плеча,- показан в медальоне на юж. склоне арки, соединяющей юго-вост. столб с юж. стеной, напротив св. Ермолая на сев. склоне. В датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции дано следующее описание П.: «Рус аки Георгий, риза кеноварь, исподь средняя, празелень, исподь вохра темна» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 127). В Строгановском лицевом иконописном подлиннике эти цветовые характеристики сопровождают графическое изображение святого в накидке неопределенного типа поверх короткой подпоясанной рубахи, надетой на еще одну, более длинную (Строгановский иконописный лицевой подлинник (кон.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010