И. была особенно почитаема на Руси. Ее имя встречается в древнейших месяцесловах. В Великие Минеи-Четьи Макария, митр. Московского, было включено пространное Житие И., в котором подробно изложена история ее борьбы в темнице с диаволом. Предание о победе над злыми силами, возможно, оказало значительное влияние на широкое распространение ее почитания. В рус. традиции она заняла то место, к-рое в греч. культуре отводилось св. Марине. Однако в иконографии этот факт ее Жития не отразился. Изображения И. (Ульяны) широко представлены в искусстве Вел. Новгорода и Пскова. Одно из наиболее ранних иконописных изображений помещено на оборотной стороне 2-сторонней иконы «Богоматерь Знамение» (нач. XIII в.) из новгородского Зверина мон-ря (собрание П. Д. Корина, ГТГ). Надпись с именем святой поздняя, сделанная при реставрации, и поэтому нет уверенности в правильности именования святой. Фигура мученицы изображена на алом фоне в темно-красном мафории, поверх к-рого надет коричневый плат, украшенный на челе и плечах дробницами в жемчужном обрамлении. На плечах - золотые нашивки - знак аристократического происхождения; в правой руке крест. Полуфигура И. в красном мафории изображена на фоне иконы «Свт. Николай Чудотворец» (1-я треть XV в., НГОМЗ) из с. Курицкого. Образ И. сохранился во фресковом минологии ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). Особое место образ И. (Ульяны) занимает в искусстве Пскова. В иконописи известны ее единоличные изображения и в составе избранных святых. На иконе кон. XIV - нач. XV в. (ПИАМ) мученица показана в светло-зеленом мафории. Нередко она изображалась вместе с вмц. Варварой. Так, на иконе «Сошествие во ад, с избранными святыми» (кон. XV в., ПИАМ) она представлена вместе с вмц. Варварой и вмц. Параскевой. Среди наиболее чтимых святых жен И. изображалась на полях икон «Воскресение - Сошествие во ад». На псковской иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с избранными святыми» И. изображена в паре с вмц. Варварой (2-я пол. XV в., ПИАМ), на ней красный мафорий, в руке крест.

http://pravenc.ru/text/1237851.html

иконописцев, напр., икона Б. и Г., XIV в., из собрания Н. П. Лихачёва, в 1908 г. была отреставрирована в мастерской М. О. и Г. О. Чириковых и скопирована (ныне в ГМИР). Ист.: Книга Паломник: Сказание мест святых в Цареграде, Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г./Под ред. Х. М. Лопарева//ППс. СПб., 1899. Т. 17. Вып. 3 (51); Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 4, 18, 23, 30, 49, 50, 51-52, 54, 57, 58, 63; «Временник» Ивана Тимофеева//ПЛДР. М., 1987. [Вып: ] Кон. XVI - нач. XVII в. Лит.: Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. СПб., 1906; Лихачев Н. П. Лицевое житие святых благоверных князей русских Бориса и Глеба, по рукописям кон. XV ст. СПб., 1907; Айналов Д. В. Очерки и заметки по истории древнерус. искусства: 4 миниатюры «Сказания» о святых Борисе и Глебе Сильвестровского сборника//ИОряс. 1910. Т. 15. Кн. 3; Нерадовский П. И. Борис и Глеб из собр. Н. П. Лихачева//Русская икона. СПб., 1914. Сб. 1. С. 62-78; Лесючевский В. И. Вышгородский культ Бориса и Глеба в памятниках искусства//Сов. Арх. 1946. Вып. 8. С. 225-247; Смирнова Э. С. Отражение лит. произведений о Борисе и Глебе в древнерус. станковой живописи//ТОДРЛ. 1959. Т. 15. С. 312-327; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собрании Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. С. 73-76; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1-2. 33, 67, 70, 180, 280, 410, 521, 805, 806; Лаурина В. К. Две иконы из новгородского Зверина мон-ря: (К вопр. о новгородской иконописи 1-й пол. XIV в.)//Сообщ. ГРм. Л., 1964. Вып. 8. С. 105-119; Поппэ А. В. О роли иконографических изображений в изучении лит. произведений о Борисе и Глебе//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 24-45; Искусство древнего Севера: По залам музея. Архангельск, 1967. 13; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, XII в.: Владимир. Боголюбово. М., 1969; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1: Печати Х - нач. XIII в.; Алешковский М. Х. Древнерусские глебоборисовские энколпионы 1072-1150 гг.//Дри.

http://pravenc.ru/text/153171.html

976. Николаевский – Белый в Неревском конце, мужской, ныне приписная церковь к Зверину монаст. в Новгороде, на Софийской стороне, в самой ограде Зверина м-ря. О нем в летописи имеются следующие известия: Под 6673 (1165) год. «архиеп. Иоанн ходил со кресты по Загородской стороне, около Деревяного города, и у чудотв. Николы Белого, на Софийской стороне, в Неревском конце, обедню служил, и велел игумену Антонию общину сотворити в том монастыре». Под 6820 (1312) год. «владыка Давыд заложи церковь камену, в Неревьском конци, на своем дворищи, во имя св. отца Николы». В следующем 1313 г. «священа бысть церкы каменая св. Николы, в Неревьском конци, юже созда архиеп. Давыд и створи в неи вседеньную службу, и черньци совкупи». В 1521 г. «постави игумен Илья Цветной, во свое имя, св. Илью, на сенех, в Николине монастыре». В 1552 г. «архиепископ ходил со кресты по Загородской стороны, около города Деревяного и у чудотв. Николы у Белого в Неревском концы обедню служил; и велел Антонию Изящному общину заседати в Николине в монастыре, а тот монастырь был разно, промеж себя братья хлеб ели в кельях». В 1572 г. «ездил в монастырь к чудотв. Николи к Билому, в Неревской конец, служить обидни, при игумени Серапионе». В 1673 г. игумены его поставлены выше протопов Софийского собора. В 1685 г. по учреждении в нем больницы приписан к архиер. дому. В 1764 г. упразднен с припискою к Зверину мон., где до сих пор находится древняя икона во имя Иоакима и Анны, бывшая храмовою в приделе Николаевского мон. Оставшаяся церковь существует с XII ст. “Ист. Росс. Иер.», III, 473; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгор.», 87; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.», I, 144, 201, 559; II, 104, 114, 115; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. VI, 141; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 9; “Ист. разгов. о древн. В. Новг.», 81; “Новгор губ. в.», 1851 г., 43 (указат. свят. и древн. Новгор.); Строев, “Спис. иер. и наст.», 105, 40; “Акты истор.», IV, 232 (Указ 1673 г. о степенях игуменов); V, 214 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1; Шемякин Д. Доклад о Велебицкой церкви. [СПб.], 1905; Слезскинский А. Г. Отня: (Из экскурсий в окрестности Новгорода)//ИВ. 1906. Т. 104. Июнь. С. 909-926; Гусев П. Л. Три новгородские уничтоженные церкви//ВАИ. 1914. Вып. 22. С. 83-87; Мясоедов В. К. Два погибших памятника новгородской старины//ЗРАО. 1915. Т. 10. С. 105-112; Романов К. К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-худож. взаимоотношениях//ИРАИМК. 1925. Т. 4. С. 213-219; Дмитриев Ю. Н. К истории новгородской архитектуры//НИС. 1937. Вып. 2. С. 116-123; он же. О формах покрытия в новгородском зодчестве XIV-XVI вв.//ДРИ. М., 1963. [Вып.:] XV - нач. XVI в. С. 196-208; Каргер М. К. Новгородское зодчество//История рус. искусства. М., 1954. Т. 2. С. 63-70; Максимов П. Н. Церковь Дмитрия Солунского в Новгороде//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 35-46; Ромашкевич Т. А. Роспись ц. Сергия Радонежского в Новгородском Детинце//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 225-236; Герасимов Н. Н. Фрески ц. Симеона Богоприимца в Новгородском Зверине мон-ре//Там же, 1978. Л., 1979. С. 242, 244; Сивак С. И. Неизвестное граффити ц. Симеона Зверина мон-ря (к истории строительства церкви)//Там же, 1982. Л., 1984. С. 29-33; Штендер Г. М. Церковь Сергия Радонежского в Новгородском Кремле - памятник полит. жизни последнего этапа Новгородской республики//Проблемы истории Новгорода и Новгородской земли XV в. Новгород, 1986. С. 28-30; Седов Вл. В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - нач. XVI в.//Иконография архитектуры: Сб. науч. тр. М., 1990. С. 102-127; он же. Церковь Николы в Гостинополье XV в.//Архит. наследие и реставрация. М., 1990. Вып. 4. С. 213-225; он же. Церковь Якова на Яковлеве улице//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1992. Вып. 5. С. 60-62; он же. Неопубл. чертежи и фотографии ц. Николы в Гостинополье//Новгородские древности. М., 1993. С. 280-292. (Архив архитектуры; 4); он же.

http://pravenc.ru/text/578254.html

В соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) изображением И. считается образ мученицы с распущенными волосами, в имп. одеянии и короне, на вост. откосе центрального столба в сев.-зап. части храма, симметрично образу царицы Елены. В правой руке она держит крест, левой поддерживает край одеяния и платок. Сопоставление этого изображения с образом равноап. царицы Елены, особенности иконографической программы собора Св. Софии, в к-рой выделяются св. покровители семьи вел. кн. Ярослава, а также иконографические черты изображения подтверждают это предположение ( Герасименко и др. 2009). Образ И. был включен в иконографическую программу диаконника ц. Спаса Преображения на Нередице (1199) - в медальоне, в одном ряду с вмц. Екатериной и мученицами Христиной и Агапией ( Пивоварова. 1999. С. 222). Редкий пример изображения И. в прикладном искусстве домонг. эпохи - медальон барм из Рязанского клада, выполненных в технике эмали (кон. XII - нач. XIII в., ГОП). В центральном медальоне изображена Богоматерь, в 2 соседних медальонах, чуть меньшего размера,- полуфигуры святых И. (надпись: «Орина») и Варвары, обе в мафориях, с крестами в руках, без венцов ( Martynova M. V. Collier de «barmes» de Riazan//Sainte Russie. 2010. P. 208-209). Идентификация И. в русском, как и в визант. искусстве иногда затруднена. Обычно надпись ограничивается словами: «Святая мученица Ирина», что может указывать как на великомученицу, так и на мученицу Ирину, прославляемую вместе с мученицами Агапией и Хионией. Одной из основных черт для идентификации И. является ее царское одеяние. В Софийском иконописном подлиннике дано краткое описание ее внешности: «Мученици Иринии. Ирина девица венец царский, риза киноварь» (Софийский список подлинника новгородской редакции//СбОДИ на 1873 г. 1873. С. 28). Поясной образ И. плохой сохранности дошел во фресках минология на май в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Вел. Новгороде кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ( Лифшиц. 1987. С. 421). Спаситель, с предстоящими ап. Петром, вмц. Ириной, кн. Ярополком и кнг. Ириной. Миниатюра из Кодекса Гертруды. 1078–1086 гг. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 10v)

http://pravenc.ru/text/673929.html

Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого [ Еф. 6,16 ]. Истина этих слов дознана и постоянно оправдывается опытом. Веруй от всего сердца, что Господь постоянно взирает на тебя, зри сердечными очами постоянно ко Господу – и враг не возможет гнездиться в тебе, но далеко убежит от тебя. Жалко смотреть на современное образование: воспитанники и воспитанницы выходят совершенно с темными очами сердца, без веры в сердце, без страха Божия, с наклонностию к веселостям света, – что будет? Мало проку в молодом поколении. Часто славишь благоутробие Божие – будь и сам благоутробен. Боголюбцы! Помыслы неверия, ядовито отзывающиеся в вашем сердце, у людей века сего – обыкновенные помыслы, перешедшие в убеждение и обнаруживаемые в словах и делах. Что у тебя зубы болят, то Бог наказывает тебя за твою жадность. Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Не говорю тебе: до семи раз, отвечает Господь, но до седмижды семидесяти раз [ Мф. 18,21–22 ]. Оставьте, и оставятся вам. Это тебе надо помнить твердо и ежедневно возобновлять в памяти. Исполняй заповеди Господни. Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего [ Пс. 100,2 ]. Аз незлобою моею ходих [ Пс. 25:1,11 ]. Вся жизнь богоотца показывает, что он был в высшей степени незлобив. Имей всегда пред глазами незлобие Давида, чтобы подражать ему. Господь называется незлобивым, как отсутствие и всякой тени злобы, как бесконечная доброта и кротость! Иона, уклонившийся от проповеди , восставшая вследствие этого уклонения буря на море и явившийся из бездны моря морской зверь, пожравший вверженного корабельщиками Иону, изображают состояние священника и всякого верующего, уклоняющегося от служения Господу: диавол воздвигает бурю в душе такого человека; она смущается и волнуется страстными помыслами; Ангелы оставляют ее своим хранением и покровительством, и ее пожирает зверь бездны (Апок.). Иона, помолившись в ките, услышан был от Бога и избавлен из чрева зверина: и душа верующая, за какой-либо грех пожранная диаволом и во чреве его находящаяся, по молитве к Богу бывает услышана Им и изводится из самого, так сказать, чрева адова и поставляется снова на твердыне заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Файл : 5459489 large.jpg Материал из Азбука паломники Звонница Покровского Зверина монастыря в Новгороде Великом История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 683 × 960 (693 Кб) Звонница Покровского Зверина монастыря в Новгороде Великом Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 5D Mark III Время экспозиции 1/800 с (0,00125) Число диафрагмы f/6,3 Светочувствительность ISO 800 Оригинальные дата и время 10:33, 24 сентября 2013 Фокусное расстояние 47 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Microsoft Windows Photo Viewer 6.1.7600.16385 Дата и время изменения файла 20:21, 4 октября 2013 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 10:33, 24 сентября 2013 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 9,625 Диафрагма в APEX 5,375 Компенсация экспозиции Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 24 Доли секунд оригинального времени 24 Доли секунд времени оцифровки 24 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 3942,5051334702 Разрешение по Y в фокальной плоскости 3950,6172839506 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:5459489_l...

Дядя мой, Кольча-младший, ни за что ни про что ползимы просидевший в тюрьме, долго пел песню: “Сломайте решетку, дайте мне волю, я научу вас слабоду любить…”, но с годами позабыл слова и перешел на свою давнюю: “Однажды в комнате уютной, где мы сидели с ней вдвоем. Ты цаловала в алы губки и называла милай мой”. Эта песня была ближе его сердцу и получалась лучше, чем про “слабоду”. Идет Енисей уже буднично, привычно несет редеющий сонный лед. Нигде, ни в каком месте к реке не подойти, не подъехать. Он отгорожен с двух берегов брустверами льда. Надо бы мужикам брать пешни, кайла, лопаты и пробивать из грязного переулка ход во льду, но, повторяю, той весной Пасха почти состыковывалась с майскими праздниками, гробовозы гуляли, как перед концом света. Добро, кто навозил заранее воды, налил бочки и кадки, но кто прогулял, проленился? В ручьях и речках, все еще дурью полных, вода мутная, глиняная — она лишь для бани, для стирки, для скота годится, но самовар ставить, стряпать, варить?.. Пошла мушковская тетка Марья с коромыслом на берег, с ней еще две-три бабенки увязались. Цепляясь коромыслом за льдину, лезла тетка Марья через гору льда, ползла по щелям и зачерпнула было водицы, да поскользнулась, в реку ухнула, ведро утопила и сама чуть не утопла. С воем и причитаниями шла она по проулку. Во дворе оставшееся ведро об слань бацнула, да так, чтоб звон был слышен во всех соседних дворах. Сдирая с себя мокрую одежду, стуча зубами от холода и пережитого страха, баба митинговала: — Это он нарошно, нарошно, паразит, штабы я утонула, штабы детей осиротить, воля ему тогда, слабода — пей-запивайся! Оох, гад! Оох, зверина! Говорила мне мама… тятенька, благодарствие ему, по жопе отстегал: “Не гонись за шпаной! Не гонись за шпаной!..” Послушала я мамоньку? Остепенил меня тятенька? Не-эт, ревела да шлаТеперь вот радуйся! Где-ко ты, паразит? Иди счас же на реку, иначе я те не знай чЕ сделаю!.. — Сде-элашь! Она сделат!.. — откликался “сам” и откуда-то из-за углов или с чердака сбрасывал заржавелую пешню, совковую лопату, топор. — Она сделат! Троих вон сделала, и все придурки. Да перетоните вы к…

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-poklo...

На Нижней Оби никаких вепрей сроду не бывало, там и свиней-то не держали, потому как холодно, только оленю, коню да корове тем место, да и то невзыскательным к корму, — особой, морозоустойчивой породы. Лодки нигде не было. Лешка все больше и больше мрачнел. На свету, в деревнях ничего не найти — немцы народ дотошный. Неужели и сюда их черти заносили? Вспугнув большую серую сову и еще несколько табунков уток, Лешка уже подходил к разветвленной оконечности старицы, когда дорогу ему снова хозяйски преградил могучий хряк. От природы черный, он весь был еще и в насохлой на нем грязище, стоял и вроде как бы раздумывал: отступать ему или порешить солдатика? Глазки хряка смолисто заблестели, красненько вспыхнули, хряк борцовски хукнул. переступил быстро задними ножками, ища упору для броска. — Ты че? — закричал Лешка, поднимая затвор автомата, — изрешечуу, кривое рыло! — Хурк! — грозно откликнулся кабан. — Уходи с дороги, морда! — не своим голосом взревел Лешка и дал очередь в небо, срезав пулями ветку. Лесные дебри поглотили животину. Тропа, по которой вепрь удрапал, вывела солдата к отводке старицы, зверина хватанул по отмели, утопая по пузо в грязи. Желто дыша и пузырясь, канава наполнялась плесневелой жижей. В отдалении, смяв осоку, лежал и блаженствовал в грязной жиже еще один кабан, блестело осклизлое брюхо. Отчего-то этот кабан не ударился в бега за отступающим хряком. Лешка выловил ольховую палку, потыкал в недвижимое тело и ссохшимся голосом произнес: — Лодка! По заломленным веточкам, по едва примятым, травою схваченным следам он сыскал под навесом низкой, обрубленной вербы два старых осиновых весла, ржавое, гнутое ведро. — Помер, видно, дедок-то. А может убили? — вздохнул Лешка, принимая лодку, но не как награду, как неизбежность, — теперь уж от шушеры не отвертеться. Сняв одежду, ежась от сырого с ночи, в затени застоявшегося холода, увязая в жидкой грязи, которая была теплее воды, сразу за осокой присел по грудь, как это делали ребятишки, “согревая воду” в Оби, тут же выпрыгнул поплавком и громко ругаясь, — никто ж не слышит, — перевернул и повел лодку к мелкому месту.

http://azbyka.ru/fiction/prokljaty-i-ubi...

А во олтари ц[е]рковнемь во время литоургиа кто хочеть входить, жена ли, моуж ли, дети ли, егоже не достоять творити, но токмо единемь иереемь, отлучен есть. А жены их, аще быша хотели, и не на престолех быша сели. Давлениноу ядат, и звероядиноу, и мрътвечиноу, и кровь, медвединоу, и веверичиноу, бобровиноу, и вся гноуснеиша сего. И ти латина во одино погроужение в воде крестять, ни масла на воду льють, но соль крестящегося во оуста влагають. А по кр[е]щении кого-любо, плюють на роуку его десноую, потомь, перстомь размесивь слины, мажють кр[ес]тившагося в мира место. Егда же крестився возрастеть и въпадеть в грех ч[е]л[ове]чьскыи, не покааниемь и исповеданиемь исцеляють его, но помажють и маслом древяным на оставление греховь, а покаание отметають. А крестящимся не наричають имен с[вя]тых, но зверина имена наричють: лев, пардоус и прочих зверей. Кр[е]стятся пятью перст, последи же палцемь мажеть лице свое. Ти от сре[ды] 1 нед[е]ли до Пасхи алли[лу]г[и]я не поють; ти ставляеми диакони, и попове, и еп[и]с[ко]пы, своа жены поущают из земли своей – такоже повелеша творити, но они не послушають их, но аще оумруть первыа жены, поимають и дроугоую, и третьюю и служать, а то есть зло. Молвять бо ти, яко не достоить инемь языком хвалити Б[о]га, но токмо треми языки: жидовьским языком, еллиньскимь, римскимь,— блядоуть же в том. Х[ристо]с же за вся оумре, и пророци вся языки наричють, и гл[аголе]ть Д[а]в[ы]д: Вси языци восплещете роуками, и ecu языци приидоуть и поклонятся пред Тобою, Г[оспод]и; всяко дыхание да хвалить Б[о]га; якоже всякомь языкомь достоит хвалити Б[о]га, ни единого же бо отгонить Г[оспод]ь от хвалениа или от пениа Его. Ти же оумирающаа еп[и]с[ко]пи их не погребають в той д[е]нь, но держать до 8 днии, дондеже приидеть область его вся; ти принесоуть кто что может почесть, и тогда погребоуть его. И не крестообразно руце покладають им, но, якоже жидове, подольг есть покладають роуце, а очи, и ноздри, и оуши затыкають воском, такоже творять и простцемь. Ти же во единой ц[е]ркви литоургию творять дважды, и трижды, и четыржды днемь, еже ес[ть] зло.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010