По другим свидетельствам (в частности, воспоминаниям К.А. Колошиной), Клеопатра приходилась архиепископу Филиппу не сестрой, а племянницей. По твердому свидетельству К.А. Колошиной, сестра Клеопатра была монахиней, хотя время ее монашеского пострига осталось неизвестным. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна (1864–1918; память 5 июля), урожденная принцесса Гессенская, старшая сестра императрицы Александры Феодоровны, вдова великого князя Сергея Александровича, основательница и настоятельница Марфо-Мариинской общины милосердия. Личный архив К.А. Колошиной. Машинопись. Священномученик Серафим (в миру – Звездинский Николай Иванович, 1883–1937; память 13 августа), епископ Дмитровский. Закончил МДС и МДА со степенью кандидата богословия. В 1908 г. пострижен в мантию и затем рукоположен во иеродиакона, в 1909 г. – во иеромонаха. С 1909 г. – преподаватель церковной истории Вифанской духовной семинарии. С 1912 г. – преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов в МДС. В 1914 г. возведен в сан архимандрита. В 1920 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1922–1925 гг. находился в заключении в Бутырской, Таганской тюрьмах и ссылке в Зырянском крае. В 1925 г. освобожден. В 1925 г. был ближайшим помощником Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). В 1926 г. выслан в Нижегородскую епархию, проживал в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре. В 1927 г. находился в заключении в тюрьме г. Арзамаса и тюрьме Нижнего Новгорода. В 1927–1937 гг. многократно находился в заключении самого строгого режима и далеких ссылках. В 1937 г. по приговору тройки УНКВД СССР по Омской обл. расстрелян. «Все вы в сердце моем»: Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского/Сост., предисл. Меньковой И.Г. Изд-во ПСТГУ, 2007. С 127–128. Архиепископ Варфоломей (в миру – Николай Феодорович Ремов, 1888–1936) был известным московским архиереем и духовником, пользовавшимся большим почитанием церковного народа. В 1920-е годы был инициатором духовно-просветительской деятельности в Высоко-Петровском монастыре. В 1936 г. расстрелян.

http://pravoslavie.ru/4358.html

4.             Фирсов С. Л. Искусившийся властью: История жизни митрополита Питирима (Окнова). М.: ПСТГУ, 2011. 236 с. 5.             Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 624 с. 6.             Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М.: Спасо-Преображенский Валаамский м-рь, 2011. 544 с. 7.             Косик О. В.Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е – начало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 280 с. 8.             Шевченко Т. И.Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917–1957). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 500 с. 9.             Головкова Л. А., Хайлова О. И.Пострадавшие за веру и Церковь Христову: 1917–1937/Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 656 с. 10.         Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2 кн./Вст. ст., примеч., подг. текста О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.   Редактор серии «Слово исповедников ХХ века» 1.             Серафим (Звездинский), еп., сщмч.«Поет душа моя, Тобою вознесенная!»: Молитвословия сщмч. Серафима (Звездинского), составленные в заключении/Сост. И. Г. Менькова. М.: ПСТГУ, 2008. 168 с. 2.             Жураковский, Анатолий, свящ. «Мы должны все претерпеть ради Христа…»: Проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве/Сост. П. Г. Проценко. М.: ПСТГУ, 2008. 348 с. 3.             Правдолюбов, Сергий, прот., сщисп. «О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Таин»: Завещание Соловецкого узника. М.: ПСТГУ, 2008. 80 с. 4.             Мечев, Сергий, сщмч.«Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания. М.: ПСТГУ, 2009. 340 с. 5.             Тихон (Беллавин), Патриарх, свт. «В годину гнева Божия…»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона/Сост., авт. статьи Н. А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2009. 296 с. 6.             Экземплярский В. И. Жизнь и Свет: Богословские беседы. М.: ПСТГУ, 2009, 288 с.

http://bogoslov.ru/person/325144

АРСЕНИЙ (Жадановский Александр Иванович ), епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. 1874 г., 6 марта – родился в Харьковской губ., в семье священника. 1884 г. – поступил в Харьковское духовное училище, затем – в Харьковскую духовную семинарию. По окончании семинарии поступил на должность надзирателя-репетитора в духовное училище. 1899 г. – по совету св. Иоанна Кронштадтского избрал монашеский путь, был пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии. 1899 г. – поступил в Московскую Духовную Академию. 1902–1903 гг. – иеромонах. Окончил Академию со степенью кандидата богословия. 1903 г. – назначен казначеем Чудова монастыря. 1904 г. – наместник Чудова монастыря, архимандрит. 1911 г. – открыл при Чудовом монастыре Московский отдел Камчатского миссионерского братства. 1912–1916 гг. – издавал журнал «Голос Церкви». Духовно окормлял сестёр Серафимо-Знаменского скита Московской епархии. 1914 г., 8 июня – хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 1918–1919 гг. – проживал в Серафимо- Знаменском скиту вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом [Звездинским]. 1920 г. – выехал в Серпухов на епархию. 1927 г. – Находился в оппозиции митрополиту Сергию. Не принимал назначений и не выступал на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному епископу Серафиму [Звездинскому]. 1931 г. – арестован. 1934 г. – находился в концлагере «Медрога». 1936 г. – отпевал схиигумению Фамарь. 1937 г., – арестован в Московской обл. и 27 сентября расстрелян в п. Бутово под Москвой. АРСЕНИЙ (Смоленец Александр), архиепископ Семипалатинский. 1873 г. – родился в польской семье. В молодые годы перешёл в православие. 1896 г. – окончил юридический факультет Варшавского университета. 1902 г. – окончил Казанскую Духовную Академию, пострижен в монашество, иеромонах. 1903 г. – инспектор Киевской духовной семинарии. 1904 г. – ректор Александровской духовной семинарии, архимандрит. 1907 г. – настоятель Белыничского Богородицкого монастыря Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Место захоронения Владыки установить невозможно. Согласно полученной справке, массовые захоронения в Омске производились на территории, прилегающей к концу улицы имени 20-летия РККА. В современном Омске эта улица все еще существует, и близ ее конца до сего дня сохранилась незастроенной территория старейшего омского Казачьего кладбища. Когда-то оно удивляло порядком, ухоженностью могил, красотой цветников и памятников. Недалеко от входа стояла Всехсвятская церковь . Но с начала ХХ века кладбище стало утрачивать свой благостный вид, началось его разрушение и осквернение. Затем, с 1925 года до начала Отечественной войны, происходило разграбление всего ценного – памятников, оград и пр. Кладбище пришло в полное запустение и в таком виде послужило местом захоронения священнослужителей, расстрелянных в омской тюрьме в 1937 году. После окончания эпохи массовых расстрелов и, соответственно, захоронений, в 1939 году Омским горисполкомом было принято решение о закрытии кладбища, а в 1966 году – о его ликвидации. Часть территории была перепахана. В 1975 году уничтожены последние могилы и храм, закрытый с 1938 года, был снесен. В начале XXI века на части кладбищенской территории построена детская больница. Обнажившиеся кости изъяты из земли и развезены по другим кладбищам... Так что отождествить место захоронения кого-либо из расстрелянных узников омской тюрьмы никакой возможности нет. В бытность свою в Дмитрове владыка Серафим сам составил надпись 154 , которую хотел бы видеть на кресте своей могилы: «Ныне успокоихся и обретох ослабу многу, яко преставихся от истления, и приложихся к жизни: Господи, слава Тебе». Но могилы – нет. В 2005 г. вместо разрушенного Всехсвятского кладбищенского храма построена одноименная церковь , в которую перенесены отреставрированные чтимые иконы, находившиеся в прежнем храме. «Святой архиерей» 155 31 марта 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха был заслушан доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Серафима (Звездинского) , епископа Дмитровского.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Начался обыск. Все проверили, все перевернули, но святынь не тронули. " Вы пойдете с нами " — сказали владыке. Нюра принялась кричать. Ей пригрозили: " Если не замолчите, мы заставим вас замолчать " . Вызвали лошадь, посадили владыку и увезли. Это было 5 час. утра 11 июня 1937 г. Мрачное красное кирпичное здание Ишимской тюрьмы за сплошным высоким деревянным забором стало последним пристанищем епископа Дмитровского Серафима. В ту страшную скорбную ночь с 10 на 11 ию ня в Ишиме арестовали всех лиц, носящих или ранее носивших духовный сан. Всего числом — 75. Тут были и сергианцы, и обновленцы, и расстриженные. Вскоре из тюрьмы дошли скорбные вести, - что владыка еле жив. К приступам сердца и печени прибавилось тяжелое кишечное заболевание. Духовным чадам разрешили свидание, но сказали при этом: " Прощаетесь навсегда. Больше вы никогда его не увидите " . Епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому) вынесли приговор: " 10 лет без права переписки " . Это означало — расстрел. О ПОСТРИГЕ (письмо 1908 г.) Дорогой, родной мой брат! Христос посреде нас! Только что получил твое теплое, сердечное письмо, спешу ответить. Та теплота, та братская сердечность, с которыми ты пишешь мне, до глубины души тронули меня. Спасибо тебе, родной мой, за поздравления и светлые пожелания. Ты просишь, чтобы я поделился с тобой своими чувствами, которыми я жил до времени пострижения и последующее святое время. С живейшей радостью исполняю твою просьбу, хотя и нелегко ее исполнить. Как выражу я то, что переживала и чем теперь живет моя душа, какими словами выскажу я то, что преисполнило и преисполняет мое сердце. Я так бесконечно богат небесными, благодатными сокровищами, дарованными мне щедро-дарительною десницею Господа, что правда и .не в состоянии сосчитать и половины своего богатства. Монах я теперь. Как это страшно, непостижимо и странно! Новая одежда, новое имя, новые, доселе неведомые, никогда неведомые думы, новые, никогда не испытанные чувства, новый внутренний мир, новое настроение, все, все новое, весь я новый до мозга костей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

С 1929 по 1931 год служил в московской церкви Святителя Николая в Подкопаях, после закрытия которой в апреле 1931 года перешел в храм Святителя Николая на Маросейке. В приходе его любили, и он относился к прихожанам с «любовью всепрощающей». Именовали его «горбатеньким», так как он действительно имел небольшой горб. В 1932 году именно ему довелось совершить последнюю перед закрытием Николо- Клённиковского храма литургию на праздник Благовещения. Это было в апреле, а в августе иеромонаха Александра арестовали по «Делу Звездинского и др [утих]» (суть обвинения – неприятие Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и причастность к «Истинно-Православной Церкви»). Приговор – три года ссылки в Западную Сибирь. Из Нарыма отец Александр вернулся в 1934 году и тайно жил у своих духовных чад, нигде не оставаясь даже на вторую ночь. Литургию служил ежедневно. Об этом узнали в органах. В дом к Ильиным нагрянули с обыском и ордером на арест. Но арестовали не скрывавшегося священника, а его младшего брата Сергея Михайловича Ильина (это был третий его арест). Началось следствие. Основные показания дела относились не к Сергею Михайловичу, а к его брату-священнику. Но младший брат ни словом не обмолвился об ошибке. В ноябре 1937 года С. М. Ильин был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян на Бутовском полигоне. Отец Александр более не арестовывался; перед Великой Отечественной войной он поселился в Калуге в частном доме. В 1942 году в дом попала бомба. Чудом все жильцы успели выскочить на улицу, но стоял холодный апрель – отец Александр простудился, заболел воспалением легких, отчего и скончался. Протоиерей Петр Константинов Жил в поселке Загорянка (ныне в Щелковском районе Московской области), а потому на Маросейке именовался «Загорянским». В храме Святителя Николая в Клённиках начал служить еще при отце Алексии, при нем же был арестован. Обстоятельства забылись, следственное дело пока не обнаружено. После освобождения отец Петр, не имея средств к существованию, одетый в лохмотья, просил милостыню около церкви в городе Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Епископа Серафима поместили в товарном вагоне. Когда поезд уходил из Ишима, владыка трижды перекрестился и осенил обеими руками по-архиерейски остающихся. «Никто из наших попов не перекрестился, – заметили жители Ишима, – только владыка сам перекрестился трижды и всех нас благословил». Различие это бросилось в глаза, потому что в Ишиме было много обновленцев. На следующий день Анна и Клавдия встретили поезд на железной дороге близ Омского вокзала. «Вот началась моя схима», – успел сказать им владыка. Путники изнемогали от жажды – прошли сутки без питья в июльскую жару. Говорили, что в тюрьме теперь всем остригают волосы, и владыка просил Анну: «Похлопочи, чтобы меня не стригли». Анна побежала хлопотать, и в прокуратуре распорядились: «московского архиерея не стричь»... Стражники выводили арестованное духовенство, сажали в «черный ворон» и везли в тюрьму. Потом из набитой заключенными зловонной тюремной камеры узников отправили на кирпичный завод, превращенный в лагерь. Передачу не брали, справок не давали: «У нас такого нет». Служащие признавались: «Хотя он и здесь, но иначе говорить не приказано. Находится там, куда передачи не допускаются». В Омской тюрьме епископ Серафим пробыл в камере-одиночке девять дней, затем – снова в переполненной камере, где были обновленцы, духовенство, снявшее с себя сан, и уголовники. Владыка страдал от камней в почках, мучился болями. Возле него на пол положили заключенного, избитого уголовниками до полусмерти. Епископ Серафим утешал его, подавал пить, кормил, и бедняга растрогался: «Никто не жалел. А Вы, сам больной, ухаживаете за мною». Владыка отвечал: «Есть душа, которая еще больше меня страдает». В одной из записочек он написал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. И.Г. Менькова

http://fond.ru/kalendar/675/serafim/

Макария, епископа Уманскаго (Кармазина, 1875 † 1937) протоиерея Андрея (Косовского, 1878 †1920) протоиерея Виктора (Киранова, 1881 †1942) протоиерея Димитрия (Игнатенко, 1872 †1935) протоиерея Михаила (Богословского, 1883 †1940) священника Александра (Ильенкова, 1896 †1942) священника Матфея (Александрова, 1872 †1921) Стефана (Наливайко, 1898 †1945) Димитрия (Спиридонова, 1877 †1938) И святых новомучеников и исповедников Курских: Дамиана, архиепископа Курскаго (Воскресенского, 1873 †1937) Иоанна, епископа Рыльскаго (Пашина, 1881 † 1938) И святых новомучеников и исповедников Московских: Николая, архиепископа Владимирскаго (Добронравова, 1861 †1937) Димитрия, архиепископа Можайскаго (Добросердова, 1864 †1937) Серафима, архиепископа Угличскаго (Самойловича, 1881 †1937) Илариона, архиепископа Верейскаго (Троицкого; 1886 †1929) Сильвестра, архиепископа Омскаго и Павлодарскаго (Ольшевского; 1860 †1920) Ионы, епископа Велижскаго (Лазарева, 1869 † 1937) Серафима, епископа Дмитровскаго (Звездинского, 1883 †1937) Никиты, епископа Орехово-Зуевскаго (Делекторского, 1876 †1937) Ефрема, епископа Селенгинскаго (Кузнецова, 1876 † 1918) архимандрита Амвросия (Астахова, 1860 †1937) архимандрита Гавриила (Игошкина, 1888 †1959) архимандрита Мины (Шелаева, 1882 †1937) схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884 †1938) протоиерея Александра (Агафонникова, 1881 † 1937) протоиерея Александра (Андреева, 1901 †1937) протоиерея Александра (Вершинского; 1873 † 1937) протоиерея Александра (Заозерского, 1879 † 1922) протоиерея Александра (Парусникова, 1891 † 1937) протоиерея Александра (Сахарова, 1875 †1937) протоиерея Александра (Соколова, 1881 †1938) протоиерея Алексия (Воробьева, 1888 †1937) протоиерея Алексия (Никатова, 1875 †1937) протоиерея Арсения (Троицкого; 1880 †1937) протоиерея Бориса (Ивановского, 1897 †1937) протоиерея Василия (Смирнова, 1870 †1938) протоиерея Василия (Соколова, 1868 †1922) протоиерея Василия (Соколова, 1872 †1937) протоиерея Василия (Ягодина, 1870 †1937) протоиерея Викентия (Смирнова; 1881 †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

В 1937-м году начались массовые чистки, под которые подпадало все «непоминающее» священство. 24 июня епископ Серафим вновь оказался в тюрьме, теперь – в Ишимской. Ему вменяли принадлежность к Истинно-Православной церкви, о которой он ничего не знал. Владыка был этапирован в Омск. «Началась моя схима», – говорил он об этой ссылке, последней в его жизни. 26 августа 1937 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) был расстрелян в Ишиме 26 августа 1937 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) был расстрелян в Ишиме. На Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года он был прославлен в лике святых как священномученик, причислен к собору новомучеников и исповедников Российских. Из проповедей священномученика Серафима (Звездинского) О Божественной литургии Священномученик Серафим (Звездинский) У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также и сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие, очи Его – таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная литургия. Считайте потерянным день, когда вы не будете слышать литургию. Литургия – это бриллиант, дивный подарок Христа; литургия – это река освежающая, укрепляющая, истекшая из ребра распятого Иисуса; литургия – это мост золотой, по которому только и можно придти к вечной жизни со Христом. Любите Божественную литургию, она – фотография жизни Христа, она полна глубочайшего смысла, и счастлив тот, кто черпает из этого источника радости, жизни и мудрости Христовой. Она [Божественная литургия] – ось всего мира. Как колесо может двигаться, только утвердившись на оси, так наш мир, наше колесо жизни может двигаться, только имея Божественную литургию, во время которой приносится Бескровная Жертва. Нет на земле ничего драгоценнее Божественной литургии. Если собрать драгоценности всего мира: выкопать все золото, драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую – литургию, совершенную простым священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной литургией перетянет.

http://pravoslavie.ru/123281.html

от Рязанской епархии: протоиерея Михаила Дмитриева (1873-1937), священника Николая Карасева (1901-1937), протоиерея Евгения Харькова (1891-1037), протоиерея Анатолия Правдолюбова (1862-1937), протоиерея Константина Бажанова (1879-1937), протоиерея Александра Туберовского (1881-1937), Александра Устюхина (1882-1937), Татьяны Бякиревой (1890 — около 1948), Петра Гришина (1870-1937), Евсевия Тряхова (1870-1937), Михаила Якунькина (1878-1937), Дорофея Климашева (1869-1937), Лаврентия Когтева (1880-1937), Григория Берденева (1890-1937), Феклы Макушевой (1901-1954), Евдокии Мартишкиной (1880-1947), Анны Ивашкиной (1894-1948), Татьяны Егоровой (1879-1937); от Таллинской епархии: епископа Ревельского Платона (Кульбуша; 1869-1919) и иже с ним убиенных протоиерея Михаила Блейве и протоиерея Николая Бежаницкого, расстрелянных в 1919 году в Тарту; от Тобольской епархии: протоиерея Ефрема Долганева († 1918), священника Михаила Макарова († 1918), священника Петра Карелина († 1918) и мирянина Константина Минятова († 1918), пострадавших вместе с епископом Гермогеном (Долгановым;, † 1918); от Ярославской епархии: епископа Романовского Вениамина (Воскресенского; 1871-1930), священника Александра Абиссова (1873-1942), священника Андрея Добрынина (1874-1938), священника Василия Аменицкого (1872-1938), священника Владимира Вятского (1879-1939), священника Глеба Апухтина (1885-1937), священника Евгения Елховского (1869-1937), священника Евгения Попова (1879-1937), священника Иакова Архипова (1888-1937), священника Иоанна Дунаева (1885-1938), священника Иоанна Плеханова (1879-1938), священника Петра Григорьева (1895-1937), священника Иоанна Смирнова (1884-1937), священника Иоанна Талызина (1888-1937), священника Николая Дунаева (1878-1937), священника Николая Ершова (1888-1937), священника Николая Любомудрова (1862-1918), священника Николая Никольского (1882-1937), священника Николая Орлова (1881-1937), священника Николая Розова (1892-1938), священника Николая Ушакова (1876-1937), священника Петра Богородского (1878-1938), священника Петра Токарева (1881-1937), священника Сергия Заварина (1885-1938), священника Сергия Мирковича (1877-1937), священника Михаила Горбунова (1878-1938), иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937), иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938), иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937), диакона Алексия Введенского (1903-1937), монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937), Анастасии Лебедевой (1899-1945), Анны Шашкиной (1888-1949), Иоанна Короткова (1885-1941), Марии Даниловой (1884-1946), протоиерея Михаила Белороссова (1869-1920), священника Александра Елоховского (1858-1918), священника Александра Смирнова († 1918), священника Иоанна Виленского (1857-1918).

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010