По постановлению тройки НКВД по Южно-Казахстанской области в ночь с 20 на 21 ноября были расстреляны митрополиты Кирилл и Иосиф, а также епископ Евгений (Кобранов), некоторое время в 1927– 1928 гг. находившийся в ярославской оппозиции, потом примирившийся с Патриархией и занимавший Ростовскую кафедру до ссылки в Казахстан в 1933 г. В этом же году друзья и почитатели епископа Серафима (Звездинского) , принадлежавшего к мечевской группировке, получили письмо, извещавшее о том, что по постановлению тройки НКВД по Дальнему Востоку он был осужден на 10 лет лишения свободы без права переписки, что означало расстрел. Из архиереев правой оппозиции под удар попал епископ Афанасий (Сахаров) , находившийся тогда в заключении, и, по не вполне достоверным сведениям, епископ Арсений (Жадановский) . Несравненно больше жертв понес епископат, состоявший в каноническом послушании патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. В ноябре 1937 г. был арестован находившийся на покое и живший в маленьком доме на станции Удельной под Москвой один из самых видных церковных деятелей XX в. митрополит Серафим (Чичагов) . Постановлением ОСО УНКВД тяжело больной и почти неподвижный старец был приговорен к смертной казни и расстрелян 11 декабря, останки священномученика Серафима захоронены в Бутове. В Казани арестовали и расстреляли правящего архиерея архиепископа Венедикта (Плотникова), уже ранее приговоренного к смертной казни по делу священномученика Вениамина, но потом помилованного. 25 июля 1937 г. в Нижнем был арестован правящий митрополит Феофан (Туляков). В тюрьме владыку подвергли жестоким пыткам, а 21 сентября особой тройкой областного управления НКВД он был приговорен к расстрелу и 4 октября казнен. Затем арестовали и викарного архиепископа Богородского Александра (Похвалинского) вместе с 13 священниками и диаконами приходских церквей. Тройкой НКВД все арестованные были осуждены на смертную казнь и 11 декабря расстреляны. Арестованы, а потом приговорены были к смертной казни викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Неофит (Коробов) и проживавший на покое престарелый епископ Фостирий (Максимовский), все духовенство Ветлуги и множество мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На Россию идет полчище. А эта икона ее спасет». Было около четырех часов утра. Монахиня стала искать в сборнике чудотворных икон явившийся ей образ. И нашла. Это была Себежская икона. По благословению игумении Сергии (Конковой) был начат сбор средств. В 2016 и в 2017 годах были написаны две иконы, одна из которых, меньшего размера, находится в келье матушки Иунии в Дивеево и участвует в крестных ходах. Другая, большого размера, в рост человека, помещена в Благовещенский собор на Святой канавке Царицы Небесной, в придел Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому. Эта икона была написана в Сергиевом Посаде с молитвою о России и о Дивеево, по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрева). В мае 2017 года, перед написанием иконы, я была с ее эскизом у отца Серафима – Алексея Петровича Арцыбушева (1919–2017), исповедника веры, пострадавшего в советских лагерях, художника и писателя, потомка двух царственных родов – Рюриковичей и черногорских царей Петровичей. Его жизненный путь начался у стен Дивеевского монастыря, где благодетелями были его дед и родители и где он сам семилетним отроком получил благословение на монашество у священномученика Серафима (Звездинского), расстрелянного в 1937 году. Алексей Петрович хорошо помнил – Бог дал ему добрую и внимательную память – блаженную Марию Дивеевскую и дивеевских молитвенниц схимонахиню Маргариту (Лахтионову), схимонахиню Анатолию (Якубович) и монахиню Серафиму (Булгакову), от которой он получил икону «Умиление» Серафимо-Дивеевскую дивеевского письма. Помнил он и старую, идущую как бы в живом зеленом туннеле из деревьев, песчаную тропинку – Канавку Царицы Небесной, где владыка Серафим однажды видел идущую по ней Богоматерь. Незадолго до своей тихой и поистине христианской кончины 7 сентября 2017 года отец Серафим говорил, что, конечно, Себежская икона должна быть в Дивеево и должна быть там написана. Мы прочли Параклис Божией Матери, как всегда читали, когда встречались в течение девяти лет. Алексею Петровичу шел девяносто восьмой год, но он был молодой монах.

http://pravoslavie.ru/117807.html

Николай Иванович Звездинский родился в 1883 году в единоверческой семье. Его отец служил священником в Москве и был благочинным единоверческих храмов, то есть приходов, где совершали богослужение по старому обряду, но сохраняли единство с Российской православной церковью. Николай, следуя примеру отца, пошел по духовной стезе. Он закончил Московскую духовную семинарию, а затем академию. В 1908 году принял иноческий постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с юных лет. В 1914 году Серафим стал архимандритом, помощником наместника Чудова монастыря в Московском кремле. В 1920 году архимандрит Серафим был рукоположен в епископа Дмитровского. В те годы было ясно, что архиерейское служение – это путь исповедничества. В 1922 году последовал первый арест будущего священномученика. В дальнейшем аресты, ссылки и тюрьмы в жизни епископа Серафима чередовались с краткими периодами служения на свободе. 24 июня 1937 года владыка Серафим был арестован последний раз и отправлен в Ишимскую и Омскую тюрьмы. 23 августа того же года он был расстрелян. В 2014 году дом в Подлипичье рядом с Казанской церковью, где в 1920-е годы жил владыка, был передан музейным работникам. В доме-музее сегодня есть небольшая домовая церковь во имя священномученика Серафима (Звездинского), где периодически совершаются богослужения. Свои письма из лагерей и мест ссылки, адресованным духовным чадам, владыка оканчивал такими словами: «Молюсь за всех вас, поминаю и вспоминаю всех городских дмитровцев и подлипецких и всех, всех. Храни вас Господь от всяких бед, скорбей и напастей». Бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и колокольней в три яруса служит образцом архитектуры барокко. Часть перекрытий и восьмерик церкви, опирающийся на пристенные подпружные арки, - деревянные. Архитектурно разработан в основном нижний ярус здания, объединенный в единый блок общим карнизом. Чередование лопаток и плоских силуэтных наличников создает нарядную, несколько однообразную внешнюю декорацию аппликативного характера. Профили и детали испорчены штукатуркой, покрывшей фасады в 1899 году. Интерьер формируется из отдельных, слабо связанных между собой помещений. Храм украшает поновленная стенная живопись 1907 года. В главном приделе храма находится трехъярусный резной иконостас 1867 года с иконами XVI-XVII и XIX веков. Слева от царских врат - храмовая икона Казанской Божией Матери, святыня, хранящаяся здесь со времен основания храма. Малые иконостасы в приделах - 1886 и 1899 годов эклектичны. Особо почитаемая святыня – храмовый Казанский образ Божией Матери, перед которым каждую пятницу в 17 часов совершается молебное пение с акафистом. Также чтится Животворящий Крест Господень – копия с чудотворного креста Дмитровского Успенского собора. В настоящее время в штате храма совершают служение два священника и диакон. 

http://sobory.ru/article/?object=03498

Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного митрополита Кирилла (Смирнова; 1863-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Серафима (Звездинского; 1883-1937), епископа Дмитровского, викария Московской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Серафима (Звездинского; 1883-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Александра (Щукина; 1891-1937), архиепископа Семипалатинского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного архиепископа Александра (Щукина; 1891-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Аркадия (Остальского; 1881-1937), епископа Бежецкого, викария Тверской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного митрополита Кирилла (Смирнова; 1863-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Серафима (Звездинского; 1883-1937), епископа Дмитровского, викария Московской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Серафима (Звездинского; 1883-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Александра (Щукина; 1891-1937), архиепископа Семипалатинского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного архиепископа Александра (Щукина; 1891-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине Преосвященного Аркадия (Остальского; 1881-1937), епископа Бежецкого, викария Тверской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4938906...

В отношениях с людьми отец Константин отличался исключительной мягкостью. Но когда вставал вопрос о вере, о православии, оставался непреклонным. Он не поддался давлению обновленческого ВЦУ, сохраняя верность Патриарху Тихону и послушание епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому), за что имел от обновленцев неприятности. В документах живоцерковного Московского Епархиального Управления он назван первым среди пяти наиболее твердых «тихоновцев» Дмитровского уезда. Он был арестован ночью 26 ноября 1937 года. Священнику предъявили обвинения в антисоветской деятельности, в распространении контрреволюционной клеветы против существующего строя, в высказываниях враждебных взглядов против коммунистов, агитации населения против выборов в советы. Весь этот вымысел отец Константин отвергал. В конце допроса сказал: «Виновным в антисоветской агитации я себя не признаю. В частных беседах я говорил: " Православная вера и вообще вера в Бога с арестами священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна " ». 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила Константина Михайловича Пятикрестовского к заключению на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь. В Мариинских лагерях он скончался. В 1931-32 гг. Никольская церковь была закрыта. Около 1935 года в ней было решено оборудовать фабрику по выделке черепицы. Для этого Колокольня храма была разобрана на кирпич, из которого предполагалось сложить печь для обжига черепицы. Для того, чтобы печь поместилась в главном объеме храма, в нем был разобран пол и вынуто большое количество земли. После войны церковь использовалась как помещение зерносовхоза. В 1992 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в с. Летово была организована приходская община. Стечением обстоятельств она была зарегистрирована как приход храма Архангела Михаила (а не Святителя Николая, как до закрытия). В 1993 году настоятелем прихода стал Иерей (с 2003 г. Протоиерей) Димитрий Кувырталов. В 1995-97 гг. храм был восстановлен попечением Генерального директора РАО «Мострансгаз» Александра Козаченко. В 2001-2002 г. прихожанами храма была воссоздана колокольня. Колокола были отлиты на заводе «ЗИЛ».

http://sobory.ru/article/?object=07150

В середине 1920-х гг. в доме местного настоятеля протоиерея Михаила Пятикрестовского проживал преосвященный Арсений (Жадановский) – в 1914-1923 гг. епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России. Владыка выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия», а с 1912 г. издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви». С 1927 г. епископ Арсений состоял в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному епископу Серафиму (Звездинскому). В 1923 г. владыка Арсений был уволен от управления Серпуховским викариатством и с 1924 по 1925 гг. проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда. В настоятельском доме, на занимаемой им половине жилья была домовая церковь, но, к сожалению, дом этот так и не сохранился; его участок с 1990-х гг. занят частным домовладением. В 1931-33 гг. епископ Арсений трижды подвергался арестам. Жил в дачном посёлке Котельники под Москвой, совершал тайные богослужения, работал над воспоминаниями о подвижниках православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией. 14 апреля 1937 г. епископ Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 г. епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников», приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян. В ХХ в. Успенскому храму в Старых Кузьмёнках выпала судьба стать единственной в серпуховской округе сельской церковью, так и не закрытой советскими властями. Пилипенко А.Д., старший научный сотрудник СИХМ tsobor.ru/?p=1491 Комментарии и обсуждение Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с.Старые Кузьмёнки Серпуховского района является объектом культурного наследия федерального (ранее республиканского) значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624).

http://sobory.ru/article/?object=04791

Малоярославец, провинциальный районный центр, я помню хорошо. Помню, как бегали, наслаждаясь простором, с соседскими девочками. На каждом углу улиц, мощеных булыжником, был колодец. Вот мы и бегали от одного угла до другого, упирались руками в колодец и бежали до другого колодца. Домашние службы Наш дом был не совсем по-деревенски построен: между комнатами были двустворчатые филенчатые двери. Комнаты было четыре, одна, маленькая, отдельная — папин кабинет, где он сделал домовую церковь. У него был антиминс и имелось благословение служить от епископа Серафима (Звездинского). Через четыре года после покупки дома, в 1935 году, папа пристроил еще одно помещение – большую комнату. Перенес в нее свой кабинет и служил уже там. Но летом в пристроенной комнате жили его родители, приезжали на лето из Москвы. Тогда он перебирался в свою маленькую комнатку. Очень интересно был устроен престол. У киота с тремя иконами (икона Спасителя, Николая Чудотворца и икона Божьей Матери Казанской), который остался от прежних хозяев, внизу был выступающий шкафчик. К нему подставлялся стул и между стулом и этим шкафчиком клали большую икону и антиминс. Это и был престол. Потом все это разбиралось, и никаких внешних признаков недавно совершенной Литургии не оставалось. Не в первый класс Мы ходили и на службу в храм вместе с одной очень нам близкой семьей, в которой было шесть детей. Они переехали в Малоярославец в 1936 году. Дети были почти наши ровесники, и мы с ними очень дружили. Их мама преподавала в нашей школе немецкий. В Малоярославце мы пошли в школу. Никто из нас не начал учебу с первого класса: родители хотели нас немного подержать дома, в домашних условиях, с домашним воспитанием, привить привычку к молитве, не погружаясь в этот советский мир. Так, я и младший брат пошли в школу одновременно, — я в пятый, а он в третий класс. Это был 1937 год, папы уже не было с нами. В школе мы учились хорошо, потому что у нас была отличная домашняя подготовка. Конечно, мы много читали. В общем, выделялись немного на фоне общего уровня учеников. Поэтому в школе к нам благожелательно относились и даже пошли навстречу, когда мама попросила то ли у директора, то ли у завуча, чтобы нас не заставляли вступать в пионеры. Так и обошлось, мы не были ни пионерами, ни комсомольцами.

http://pravmir.ru/elizaveta-shik-doch-sv...

Всех заключили в Арзамасскую тюрьму. 26 сентября заключенных этапом отправили в Нижний Новгород. Вскоре из Нижегородской тюрьмы пришли известия, что у владыки Серафима опять начались приступы каменной болезни. 8 октября 1927 года епископов Серафима и Зиновия, игуменью Александру освободили, но 17 октября 1927 года епископов неожиданно вызвали в Москву. С 1927 года по 1932 год владыка живёт в городе Меленки Владимирской губернии. Сюда к нему приезжают духовные чада: духовенство, монашествующие и миряне. В апреле 1932 года владыку вновь арестовывают. 7 июля 1932 года был вынесен приговор – три года ссылки. Владыка с послушницами отбывал срок в Казахстане, позже его перевели на жительство в Уральск, затем – в Омск. 23 января 1935 года они выехали из Уральска, через Москву. Летом 1935 года срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. Епископ Серафим решил поселиться в Ишиме. 23 июня 1937 года владыку вновь арестовали. В Ишимской тюрьме у владыки начались сердечные приступы. В одной из своих последних записок мученик за веру писал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. В декабре 2000 года, апреле и июле 2001 года Собор новомучеников и исповедников Российских был пополнен еще 104 именами. В Московской Епархии со времени Юбилейного Архиерейского Собора канонизовано 225 новомучеников и исповедников, среди них Священномученик Серафим (Звездинский) (Август 13 (26)). Священномученик Серафим, святитель земли Русской, моли Бога о всероссийской пастве твоей! Читать далее Источник: Православные подвижницы двадцатого столетия : жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы]/[авт.-сост. Светлана Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2008. - 413 с. ISBN 978-5-9946-0013-9 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я намного позже узнала, что он был не просто священник, а тайный монах, в постриге — Даниил, но мы все его называли отец Александр. Он вынужден был постоянно менять места жительства, жил то у одних своих духовных чад, то у других, а к нам приезжал на неделю-две, и тогда служил в папиной комнатке. С ним приезжала его келейница Лида, которая зарабатывала тем, что вышивала. Она пела на богослужениях. Никакие фотографии мама не уничтожала, она рассказывала нам о своей молодости, о папе. Мы его все время ждали, думали: вот еще немного, и он вернется. Нам сказали, что папе дали десять лет, но казалось, что они быстро пройдут. Сведений-то никаких не было. Мама писала в разные лагеря, ей ответили, что папа выслан в дальний лагерь без права переписки. То есть и до этого мы знали про десять лет, но об этом «без права переписки» написали маме прямо на записке. Только от Солженицына мы узнали, что такое «без права переписки». В 1944-м году академик Вернадский, который был большим другом дедушки Дмитрия Ивановича Шаховского, маминого отца, написал запрос Калинину о судьбе Михаила Владимировича, ему ответили по телефону, не письменно, что он умер в начале 1944-го, в дальнем лагере, вскоре после прибытия туда от какой-то сердечной болезни. Число было названо неправильное, дата стояла неправильная. Это очень было распространено, потому что настолько много было расстреляно в 1937-м году, что статистика не афишировалась. Разносили по разным годам истинную дату смерти, когда все-таки сообщали о ней. Иногда не сообщали. Например, о владыке Серафиме (Звездинском), когда он был расстрелян, пришел ответ, что отправлен в Магадан. Туда писали, посылали посылки, но все возвращалось, естественно. Все время была вот такая вот ложь. Конспирация до 1937 Конспирация в доме была, потому что в городе, кроме семьи Бруни и одного еврея, которого папа обратил в православие, больше никто не приходил на домашние службы и не знал о них. Окна занавешивались. Да с улицы и ничего не было видно: маленькая комнатка выходила окнами во двор, а пристройка, в которой папа служил позднее – в сад.

http://pravmir.ru/elizaveta-shik-doch-sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010