Петр (Полянский) , митр., сщмч. – см. ИУ. 1332. Менькова И. Г. О следственном деле епископа Серафима (Звездинского) //ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 195–202. Сергий Мечев , сщмч.; ТИХОН (Белавин) , свт. – см. ИУ. Священная (христианская) топография: святые места, монастыри, храмы См. также: Церковная археология (храмы, святыни) 2609–2623) Места массовых расстрелов 1333. Воропаева О. Да не будут преданы забвению места, освященные памятью святых мучеников//ППр. 1993. 2. С. 233–238. 1334. Журинская М. А. Земля святая//АиО. 1997. 2(13). С. 178–189. О подмосковном «полигоне» в поселке Бутово, месте массовых расстрелов в 1937 г. Монастыри, лавры, общины, обители 1335. Арефьева И. С. Михновская община//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 303–307. История правосл. женской общины в Литве с 1921 г. по настоящее время. 1336. Артечук М. Преподобный Корнилий (Крюков) Комельский и традиции северорусского монашества: [Главы из канд. дис.]//ДМ. 1996. Вып. 3. С. 5–18. 1337. Бовкало А. А., Галкин А. К. Псковская духовная миссия и возрождение монастырей на Северо-Западе России//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 107–110. 1338. Виноградова А. А. Статистические данные по истории развития женских монастырей в 1880–1900 гг. как источник по истории Церкви и социальной истории России в конце XIX в.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 203–208. 1339. Георгий (Тертышников), архим. Женское монашество в России XVII-XIX вв.: Краткий очерк//АиО. 1999. 2(20). С. 188–195. 1340. Гусакова С. М. Две обители//АиО. 1998. 4(18). С. 339–340. Краткие заметки о мон-ре св. Екатерины на Синае и о Свято-Екатерининской пустыни в Подмосковье (гор. Видное). 1341. Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в ХХ в.//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 332–349. 1342. Подскальский [sic! ] Г. Типы монастырей и особенности монашества в Болгарии и Сербии в IX-XV вв./Пер. с нем.: О. Коробцева//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 540–551. 1343. Постернак А. В. Положение общин сестер милосердия в России в начале XX в.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 194–203. См. также 2139. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– А эти стены еще помнят владыку Германа! – замечает батюшка, указывая на фрагменты кирпичной кладки. Сохранились и места, где стояли старые колонны, и даже старинная лестница – это немые свидетели трудов здесь российского святого, пережившие века. Иконостас храма Преображения Завершены были уже ремонтно-восстановительные работы в домовой церкви митрополита Платона, шатровый иконостас которой так в свое время понравился императору Павлу, и он даже пожелал устроить такой же у себя, в Санкт-Петербурге. На старинном фото отец Аверкий показал нам, как выглядела домовая церковь при митрополите Платоне. С удивлением мы обнаружили, что в отремонтированной в наши дни церкви сохранилась даже пономарская ниша. Новомученики Вифанской семинарии Конечно, меня очень интересовала судьба Вифанской семинарии. О ее современном состоянии я рассказывала читателям портала «Православие.ру». – Что же будет с этим большим комплексом зданий? – интересуюсь у отца Аверкия. – Нужно, чтобы вновь на вифанской земле появились такие люди, как митрополит Платон или владыка Герман, – объясняет батюшка. – Пока же мы подали заявку в Министерство культуры на восстановление Вифанской семинарии. Но с погружения в эпистолярное наследие владыки Германа началось наше изучение семинарской истории. 50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии пострадали за веру Христову в годы репрессий И уже в начале исследования мы обнаружили около 50 выпускников и преподавателей Вифанской семинарии – новомучеников и исповедников российских, которые пострадали за веру Христову в годы репрессий. Среди святых Вифании я встретила имена священномучеников Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, который преподавал в Вифанской семинарии в 1909-1912 годах Церковную историю, и Александра Зверева, который предположительно в 1917-м году некоторое время являлся ректором Вифанской семинарии. В 1937-м году он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и 16 ноября того же года расстрелян на Бутовском полигоне. Выпускники Вифанской семинарии 1913 года

http://pravoslavie.ru/107557.html

Александра Медема (1870–1931) Алексия Ворошина (†1937) Алексия Горбачева (1892–1937) Анастасии (†1922) Анны Остроглазовой(1900-?) Анны Серовой Аполлона Бабичева (1874–1937) Сергия Мефодиева (†1922) Феоктисты Ченцовой (1880–1942) от Казанской епархии: митрополита Казанского Кирилла (Смирнова; 1863–1937) священника Димитрия Шишокина (1880–1918) священника Филарета Великанова (1873–1918) от Красноярской епархии: епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885–1937) протоиерея Николая Казанского (1874–1942) священника Александра Поливанова (†1919) священника Амоса Иванова (†1919) священника Владимира Фокина (†1919) священника Димитрия Неровецкого (†1919) священника Иоанна Пригоровского (1878–1918) священника Михаила Вологодского (†1920) священника Михаила Каргополова (†1919) священника Николая Силина (†1919) священника Порфирия Фелонина (†1919) священника Стефана Семенченко (†1919) священника Трофима Кузнецова (†1919) от Крымской епархии: епископа Уманского Макария (Кармазина; 1875–1937) протоиерея Андрея Косовского (1878–1920) протоиерея Виктора Киранова (1881–1942) протоиерея Димитрия Игнатенко (1872–1935) протоиерея Михаила Богословского (1883–1940) священника Александра Ильенкова (1896–1942) священника Матфея Александрова (1872–1921) Стефана Наливайко (1898–1945) Димитрия Спиридонова (1877–1938) от Курской епархии: архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского; 1873–1937) епископа Рыльского Иоанна (Пашина; 1881–1938) от Московской епархии: архиепископа Владимирского Николая (Добронравова ; 1861–1937) архиепископа Можайского Димитрия (Добросердова; 1864–1937) архиепископа Угличского Серафима (Самойловича; 1881–1937) епископа Велижского Ионы (Лазарева; 1869–1937) епископа Дмитровского Серафима (Звездинского ; 1883–1937) епископа Орехово-Зуевского Никиты (Делекторского; 1876–1937) епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова; 1876–1918) архимандрита Амвросия (Астахова; 1860–1937) архимандрита Гавриила (Игошкина; 1888–1959) архимандрита Мины (Шелаева; 1882–1937) протоиерея Александра Агафонникова (1881–1937)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николая Смирнова (1886 -?) Ольги Масленниковой(1874-1941) Петра Языкова (1881-1922) Авксентия Калашникова († 1922) Александра Медема (1870-1931) Алексия Ворошина († 1937) Алексия Горбачева (1892-1937) Анастасии († 1922) Анны Остроглазовой(1900-?) Анны Серовой Аполлона Бабичева (1874-1937) Сергия Мефодиева († 1922) Феоктисты Ченцовой (1880-1942) от Казанской епархии: митрополита Казанского Кирилла (Смирнова; 18630-1937) священника Димитрия Шишокина (1880-1918) священника Филарета Великанова (1873-1918) от Красноярской епархии: епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885-1937) протоиерея Николая Казанского (1874-1942) священника Александра Поливанова († 1919) священника Амоса Иванова († 1919) священника Владимира Фокина († 1919) священника Димитрия Неровецкого († 1919) священника Иоанна Пригоровского (1878-1918) священника Михаила Вологодского († 1920) священника Михаила Каргополова († 1919) священника Николая Силина († 1919) священника Порфирия Фелонина († 1919) священника Стефана Семенченко († 1919) священника Трофима Кузнецова († 1919) от Крымской епархии: епископа Уманского Макария (Кармазина; 1875-1937) протоиерея Андрея Косовского (1878-1920) протоиерея Виктора Киранова (1881-1942) протоиерея Димитрия Игнатенко (1872-1935) протоиерея Михаила Богословского (1883-1940) священника Александра Ильенкова (1896-1942) священника Матфея Александрова (1872-1921) Стефана Наливайко (1898-1945) Димитрия Спиридонова (1877-1938) от Курской епархии: архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского; 1873-1937) епископа Рыльского Иоанна (Пашина; 1881-1938) от Московской епархии: архиепископа Владимирского Николая (Добронравова; 1861-1937) архиепископа Можайского Димитрия (Добросердова; 1864-1937) архиепископа Угличского Серафима (Самойловича; 1881-1937) епископа Велижского Ионы (Лазарева; 1869-1937) епископа Дмитровского Серафима (Звездинского; 1883-1937) епископа Орехово-Зуевского Никиты (Делекторского; 1876-1937) епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова; 1876-1918) архимандрита Амвросия (Астахова; 1860-1937)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

10 (23) июня – день памяти святителя Иоанна Тобольского , покровителя Сибири, Ишима, а теперь и ссыльных в Сибирь. Заканчивая литургию и принимая Святые Дары, епископ Серафим, как всегда, отдавал свечу с жертвенника; но обычно он отдавал ее горящей, а последние три дня гасил сам и отдавал погасшей. Было ясно, что не случайно он делает это, но как некоторое знамение. После чая Владыка вышел в садик, возвращаясь, пропел дома «вечную память». После всенощной беспокоился о детях хозяина, чтобы голодные не легли спать, – хозяин пьян. Окончив вечерние молитвы, ушел к себе. По палисаднику, видимые в открытое окно, шли сотрудники НКВД. Владыка был готов. Начался обыск, проверили все. Святыни не коснулись, она стояла в стороне. На крики Анны предупредили: «Если не замолчите – заставим». Вызвали лошадь, и в пять часов утра 24 июня 1937 года Владыку увезли в Ишимскую тюрьму. Никаких оснований для ареста епископа Серафима, как и остальных заключенных, не было. В страшную скорбную ночь с 23 на 24 июня 1937 года в городе арестовали всех, носящих или ранее носивших духовный сан. Всего семьдесят пять человек: и сергианцы, и обновленцы, и расстриженные. По очереди водили на допросы. Епископа Серафима обвиняли в том, что «проживая в г. Ишиме и имея тесную связь с духовенством тихоновской ориентации по Ишимскому р[айо]ну, вдохновлял и учил последних развертывать активную деятельность среди населения за укрепление религии – оживление и восстановление церквей. По заданию Звездинского священник Протопопов давал задания приближенным к духовенству и церкви лицам ходить по домам граждан и агитировать последних крестить детей обязательно в церкви. По инициативе Звездинского и его заданию попом Протопоповым устраивались сборы денежных средств в пользу осужденных за к/р деятельность священников» 147 . 25 июня епископ Серафим отвечал следствию на вопросы о своем проживании в Ишиме, его причинах, местных знакомствах. Он сказал: «После окончания срока ссылки в г. Ишим Ноябрь (?) 1935 года я не выехал из г. Ишим и остался на местожительстве в г. Ишим временно по следующим причинам. Первое в силу материальных и бытовых условий, так как я не имел средств для проезда, и вторая причина: поскольку мне было запрещено свободное проживание в 12 режимных городах, в силу чего я не мог избрать подходящий для проживания мне город. Решил временно остаться жить в г. Ишим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Из числа духовенства по г. Ишиму я никого не знаю. Ни с кем никогда не встречался. Протокол записан верно, мне прочитан, в чем и расписываюсь» 148 . 28 июня был допрошен обновленческий священник Никольской церкви г. Ишима Моисеев Иосиф Маркович, давший требовавшиеся следствию показания: « Епископ Звездинский Николай проживает в Ишиме примерно с 1933 г. Отбыв ссылку за к/р деятельность, остался на постоянном жительстве в г. Ишиме. Проживая в г. Ишиме, Звездинский распространял свое влияние на окружающее население путем внушения и благословения, как у себя на квартире, так и при встречах с верующими на улице. Так, например, в январе-феврале месяце 1937 г. гр[аждан]ка дер. Димковой Ишимского р[айо]на, фамилии я не помню, мне рассказывала, что она восхищена силой святого человека епископа Звездинского Николая, который якобы путем благословения исцелил ее дочь от болезни, после чего она сразу же вышла на работу. Таким путем – путем шантажа – Звездинский заработал себе славу святого человека, который прошел якобы все пытки от соввласти и остался верен Богу и Церкви. В разговоре со мною 28.06.37, сидя вместе в камере, мне Звездинский говорил: «Я в епископы посвящен лично патриархом Тихоном и православию не изменил, поэтому совесть моя чиста. Новая конституция не улучшила наше положение, а ухудшила«». Из всего этого поведения и разговоров Звездинского видно, что последний является убежденным монархистом и к советской власти относится враждебно. Моисеев» 149 . На следующий день следователь допрашивал Владыку о прежних судимостях: – Следствие предлагает Вам рассказать, за что Вы были осуждены и высланы? Ответ. В апреле 1932 года я был осужден Особым совещанием Коллегии ОГПУ по ст. 58–11 УК за принадлежность к иосифовскому течению так называемой к/р организации «Истинно-Православная Церковь », возглавляемой митрополитом Иосифом в г. Ленинграде. В действительности я никогда к этому иосифовскому течению не принадлежал и в ленинградской организации «Истинно-Православная Церковь » никогда не состоял и ему не сочувствую.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

В конце 1936 года епископ Серафим хотел принять великую схиму, но постриг устроить было трудно. В Ишиме Анна заболела тропической малярией. Три дня была без сознания, температура — выше сорока. Врач сказал, что такая форма малярии смертельна, но когда владыка причастил Святых Христовых Тайн, температура стала нормальной, и больше не повышалась. Только тогда ей сказали, что ее считали безнадежною. С Рождества 1937 года в Москве начались массовые аресты духовенства… 14 апреля 1937 года арестовали архиепископа Арсения (Жадановского). Всю зиму владыка Серафим каждое воскресенье, произнося отпуст, добавлял:«Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш… помилует и спасет нас. Слышишь: не только помилует, но и спасет, непременно помилует, непременно спасет». Еще осенью хозяина вызвали в НКВД и обязали немедленно сообщить, если он заметит, у владыки какие–либо приготовления к отъезду. Последнее время какие–то лица следили за каждым шагом ссыльных. 23 июня, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, покровителя Сибири, владыка после службы и чая вышел в садик; возвращаясь, пропел дома»Вечную память». После всенощной беспокоился о детях хозяина, чтобы голодные не легли спать, — хозяин был пьян. Окончив вечерние молитвы, владыка ушел к себе. В это время через палисадник в дом вошли работники ГПУ. Начался обыск, проверили все и увезли владыку в 5 часов утра 24 июня 1937 года. С ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни владыки Серафима. В ночь с 23 на 24 июня 1937 года в Ишиме арестовали 75 человек, имевших или ранее носивших духовный сан. Владыка был еле жив, вновь начались сердечные приступы, добавилось кишечное заболевание, температура 40. В ответ на передачи писал дрожащей рукой, прося помощи, но тюремные стражи говорили, что температура не избавляет от этапа. 23 августа 1937 года»тройка»при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он»не прекратил своей контрреволюционной деятельности»и в Ишиме среди верующих»слыл за святого человека».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Анатолий Жураковский (1898-1937) принял священство в 1920 году после окончания философского факультета Киевского университета. Довольно быстро он стал одним из самых авторитетных киевских священнослужителей, в приходе отца Анатолия образовалась настоящая община, в основном состоящая из молодежи. В общине не только занимались благотворительностью и изучением Священного Писания, но читали и обсуждали художественную литературу. В своей первой ссылке (1923) отец Анатолий пробыл недолго и после нее продолжал активно служить и проповедовать, но в 1930-м году последовал второй арест, заключение на Соловках и в 1937-м – расстрел. Этот сборник – первое издание трудов отца Анатолия. В него включены два его богословских эссе, проповеди и письмо-завещание, написанное в ссылке и обращенное к своей пастве. Можно предположить, что наиболее интересным современному читателю будет эссе «Иуда» (1923 г.). Священномученик Серафим ( Звездинский ). «Поет душа моя, Тобой возвеселенная!»: Молитвы священномученика Серафима (Звездинского), составленные в заключении. Составитель И. Г. Менькова. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. –168 с. – (серия «Слово исповедников ХХ века»). – С.117; Епископ Серафим (Звездинский) был расстрелян в ссылке в Ишиме в 1937 году. В приговоре одно из обвинений выглядело так: среди верующих «слыл за святого человека». Действительно, он всегда был аскетом и молитвенником. Пережив шесть арестов, тюрьмы и ссылки, владыка Серафим не переставал составлять каноны и акафисты. Среди шума, блатных песен, бесконечной ругани рождались поэтические, глубокие слова молитв. В сборнике приводится отрывок из письма епископа, рассказывающий о том, как в тюрьме «на Лубянке, когда валялся яко скот (какой и есть в действительности), на нарах, в грязи, в табачном дыму», в сонном бдении ему явился Сам Христос. По словам составительницы сборника И. Г. Меньковой, «и доныне возвышенные молитвы, к которым относятся молитвословия святителя Серафима, остаются по духу своему поэзией богообщения».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

43 Печатается по: Козлов В. Ф. Главный Церковный Дом Москвы//Московский журнал. М. 1998. С. 37–40. 44 Архимандрит Товия (Цимбал, †7.3.1916) – происходил из крестьян Воронежской губернии. Юношей постригся в монахи в Святых Горах Харьковской губернии. В 1861 г. перешел в Троице-Сергиеву Лавру, где был рукоположен во иеродиакона. Архидиакон, эконом и казначей Лавры. Наместник Московского Чудова монастыря (с 1893 г.). С 1904 г., после смерти архимандрита Павла (Глебова), строителя Зосимовой пустыни, – наместник Троице-Сергиевой Лавры. С большой любовью относился к старцу Алексию Зосимовскому , всячески опекал его. Умер на 80-м году. Погребен в любимой им обители св.Параклита рядом с могилой родителя – схимонаха Товита. 45 Алексий Александрович Ширинский-Шихматов (6.11.1862, Вильна †9/22.12.1930, Севр, Франция) – Князь. По окончании Императорского Училища правоведения (1884) чиновник особых поручений при Эстляндском губернаторе кн. С. В. Шаховском. Прокурор Московской Синодальной конторы (1894–1903), Тверской губернатор (1903), сенатор (1904), товарищ обер-прокурора Св. Синода (апр.– окт. 1905), уполномоченный Красного Креста в Манчжурии, обер-прокурор Св. Синода (26.4.–9.7.1906), член Государственного совета (с 9.7.1906), гофмейстер. Член Русского собрания, вице-председатель (после гибели Вел. Кн. Сергия Александровича – председатель) Императорского Православного Палестинского общества, основатель Общества возрождения художественной Руси (1915). После революции переехал в Москву, где создал тайную группу монархистов для материальной поддержки Царской Семьи (см. запись в дневнике Государя 12/25.3.1918). Выехал в Литву по подложным документам (1.9.1918), оттуда в Польшу, Чехословакию, обосновался в Берлине (1920). На Общероссийском монархическом съезде в Рейхенгале (Бавария) в 1921 г. избран членом Высшего Монархического Совета. Последние годы жизни посвятил делам Палестинского общества. 46 Печатается впервые по машинописи из архива Е. В. Апушкиной (Москва) «Жизнь архиепископа Серафима (Звездинского) ». Автор неизвестен. Епископ Серафим (Звездинский, 7.4.1883 †26.8.1937) – родился в Москве в семье единоверческого священника (выходца из секты безпоповцев-раскольников) о. Иоанна (†6.1.1908), написавшего службу преп. Серафиму. Окончил Московскую Духовную академию (1909), принял постриг (26.9.1908), преподавал церковную историю в Вифанской Духовной семинарии. Помощник наместника Чудова монастыря (1914–1918), 21.12.1919 хиротонисан во епископа Димитровского. Арестован и сослан в с. Визиги Зырянского края (1922–1925). Помощник сщмч. Митрополита Петра (Полянского) (осень 1925). Уволен на покой (1926), проживал в Дивееве. Арестовывался. Жил в Меленках. Арестован (1932). Сослан в Казахстан (Уральск, Ишим). Вновь арестован в Ишиме (24.6.1937). Расстрелян в Омске.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

46 Млыновская-Попова Александра Ивановна (1894–1992) – уроженка Саратовской губернии, активная деятельница Христианского студенческого движения. В 1933 г. была арестована по ст. 58–10 (контрреволюционная пропаганда и агитация). Уголовное дело было прекращено за недоказанностью обвинения. Приняла тайный постриг с именем Агриппина. Реабилитирована в 1991 г. 50 О. Михаил Шик был арестован 25 февраля 1937 г. и расстрелян 27 сентября 1937 г. на Бутовском полигоне. 54 Галядкин А.Д. (1906–1975) – художник-шрифтовик, иллюстратор. Автор неопубликованных работ об Ап. Григорьеве, рассказов, мемуаров. Арестован в 1941 г., возможно, в связи с делом своего друга – поэта, прозаика, визионера Даниила Андреева (1906–1959). По этому делу был осужден близкий друг А.Д. Голядкина и Д.Андреева А.М. Ивановский, сын протоиерея Михаила Ивановского (1874–1942), духовника Зачатьевского монастыря. После освобождения А.Д. Галядкин поселился в Калинине (Твери), работал по специальности. Здесь же познакомился с А.И. Солженицыным, иллюстрировал его повесть «Один день Ивана Денисовича». 55 Бирукова Е.Н. (1899–1987) – писательница, переводчик. В 1926 г. окончила МГУ. Член Союза писателей СССР. Во время войны была арестована и осуждена на пять лет ИТЛ за высказывания об угнетении Церкви в стране. Отбывала срок в г. Ишимбай в Башкирии. В 1957–1987 гг. вместе с братом И.Н. Бируковым перевела Псалтирь с церковнославянского на русский язык (см.: Псалтырь пророка и царя Давида/Перевод на русский язык Е.Н. Бируковой и И.Н. Бирукова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007). 56 Иеромонах Александр (Ильин; 1880–1942) – работал конторщиком, а затем бухгалтером на железной дороге. Рукоположен в 1929 г. Служил в храме Свт. Николая в Подкопаях, в церкви Свт. Николая в Клённиках. Арестован в 1932 г. Осужден по так называемому «Делу Звездинского» на три года ссылки, которую отбывал в Нарыме. По возвращении из ссылки жил в Можайске, тайно в Москве, затем в Калуге (по другим сведениям, в Боровске). Умер в 1942 г. от воспаления легких. См. о нем: Быков В. О домашних церквях и батюшке – отце Александре Ильине//Ныне и присно. 2004. 1. С. 12–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010