Слово Святейшего Патриарха Кирилла после утреннего богослужения в Зачатьевском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 28 февраля 2012 г. 16:20 28 февраля 2012 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре  г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  Задача, которую каждый христианин должен поставить перед собой, вступая в поприще Великого Поста,  — это преодоление греха, борьба с ним. Но для того чтобы ясно понимать, как преодолеть грех, нужно понимать, что это такое. Невозможно бороться с врагом, не зная врага; невозможно бороться с врагом, не зная его слабых мест. Всякая лобовая атака на врага, которого не знаешь, опасна тем, что может закончиться поражением. Вся жизнь христианина так или иначе ориентирована именно на эту борьбу, на борьбу с грехом; и потому понимание сути греха жизненно важно. Грех есть зло; зло противоположно добру. Если добро есть Бог, то зло есть некое начало, противоположное Богу. Предание и Писание содержат указание на то, что зло возникло не в человеческой семье  — оно возникло в ангельском мире. Великий ангел, приближенный к Богу, не просто воспротивился Ему, а противопоставил себя Богу. Зло возникло от противопоставления ангела Богу, и противопоставление выразилось в том, что этот ангел стал противодействовать Богу, стал Его противником, стал диаволом. Суть греха, суть зла  — это и есть противопоставление себя Богу. А как же преломилось это зло в человеческой истории? В чем выразилось? Как проявило себя? Об этом мы узнаем из книги Бытия, где повествуется о грехопадении первых людей. Искушенные диаволом, Адам и Ева решили не исполнять Божий закон жизни. Искушение было убедительным: диавол внушил людям, что если они нарушат Божию заповедь, если вкусят от плода древа познания добра и зла, то станут как боги. Никаких усилий, никакой работы над собой, никакого преодоления своих слабостей, никакого роста: достаточно протянуть руку, сорвать этот плод  — и станешь как Бог.

http://patriarchia.ru/db/text/2040873.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 18 марта 2013 г. 21:35 18 марта 2013 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре  г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, всечестная матушка игумения, поздравляю с началом Святой Четыредесятницы. Мы действительно вступили в особое время, которое для каждого православного христианина сопровождается молитвой, воздержанием, приуготовлением себя к достойной встрече Воскресшего Спасителя в лучезарную ночь Святой Пасхи. Смысл поста, как об этом говорят святые отцы, заключается в перемене ума и сердца. Собственно говоря, слово «перемена» и слово «покаяние» — на греческом языке одно слово «метанойя». И поскольку именно покаяние находится в центре великопостного поприща, то это означает, что целью поста является перемена. Мы постоянно меняемся, человек никогда не находится в одном и том же состоянии. Есть такая пословица: «Невозможно войти в одну и ту же воду». Это действительно так. Каждый момент времени нас меняет. Выходя из дома одними, мы возвращаемся в конце рабочего дня в дом другими, и сами это чувствуем. Меняется наше настроение, состояние души. Что-то в течение дня поразило наше сознание, что-то мы увидели, а чего-то не увидели, с кем-то помирились, а с кем-то вошли в конфликт. Каждый день меняет человека, и нельзя сказать, что эта перемена всегда к худшему или к лучшему. Нередко в течение дня мы становимся и лучше, и хуже. А что же говорить о жизни? В течение жизни этих перемен так много, что к завершению земного бытия мы приходим совсем иными, чем были в детстве, в юности. Господь будет всех нас принимать к Себе такими, какими мы переступим черту жизни и смерти. Вот для того, чтобы у нас были перемены к добру, для того, чтобы обретать нам надежду на спасение в веке будущем, и предлагается верующему человеку поприще Великого поста. За эти недели, отделяющие нас от Святой Пасхи, мы действительно должны измениться к лучшему, и Церковь предлагает нам средства, с помощью которых мы можем достичь перемен.

http://patriarchia.ru/db/text/2854828.ht...

27 января 2017 г. 17:00 В Зачатьевском монастыре, в рамках XXV Рождественских Чтений, прошли мероприятия, посвященные теме монашества В Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялось пленарное заседание секции Рождественских Чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности». Его участники говорили о решениях Поместного собора 1917-18 гг., русских святых подвижниках благочестия ХХ века, значении подвига новомученников в России для Вселенского Православия и гонениях на монашество в Грузии. «В 1914 году в Российской империи было 1025 монастырей и общин, а число монашествующих достигло около 95 тыс. человек»,- такие цифры привел в докладе «Монашество перед вызовами революционной эпохи» к. ист. н., доцент кафедры истории Церкви исторического факультета Глеб Запальский. Но с февраля 1917 года монастыри становятся объектами разбойничьих нападений и грабежей. Известны факты, когда монастырские земли отбирали крестьяне, но не для обработки и выращивания урожая, а чтобы не дать заниматься сельским хозяйством монастырям. Одновременно обострились конфликты между настоятелями и братией. Письма и доносы на игуменов потоком потекли в Синод, во Временное правительство, и даже в Советы рабочих и крестьянских депутатов. «В это время в монастырях начались забастовки, митинги, самовольное смещения настоятелей»,- отметил докладчик. Решить большую часть назревших проблем должны были два монашеских съезда (состоялись в июле 1917 года) и Поместный собор 1917-1918 гг., на котором работу отдела по монашеству возглавил архиепископ Серафим Чичагов. Принятое на соборе Определение ограничивало всевозможные формы выборности монашествующих (в том числе в Учредительное собрание) и систему автономного управления монастырями исключительно монашествующими. «Соборное Определение разрешило постриг с 25 лет для мужчин и женщин. До этого мужчинам разрешалось постригаться не ранее 30, а женщинам не ранее 40-ка лет, - отметил историк. - Кроме того, монахини на епархиальном уровне теперь могли быть делегатами монашеских собраний». Поместный собор поставил точку в спорах о приоритетах служения, определив, что важнейшая задача- это проведение уставного богослужения без сокращения, но одновременно поощрялась просветительская и социальная деятельность монастыря»,- подчеркнул докладчик.

http://e-vestnik.ru/news/monachestvo_xxv...

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Зачатьевском монастыре ноября 2015 В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери " Скоропослушница " , 22 ноября, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря Москвы. В этом году отмечается 655-летие основания и 20-летие возрождения Зачатьевской обители, а также пятилетие освящения в монастыре собора Рождества Пресвятой Богородицы. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Саввы (Никифорова) во епископа Валуйского и Алексеевского (Белгородская митрополия). Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Воронежский и Лискинский Сергий, Курский и Рыльский Герман, епископы Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Россошанский и Острогожский Андрей, Губкинский и Грайворонский Софроний, московское духовенство. В храме присутствовали полпред президента в ЦФО Александр Беглов, председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и другие представители органов власти. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) и насельницы обители, настоятельницы других монастырей. После сугубой ектении Предстоятель вознес молитву о мире на Украине. За богослужением в сан иеромонаха был рукоположен иеродиакон Платон (Рожков), насельник Оптиной пустыни. Был оглашен Патриарший указ, согласно которому в главном храме Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по " Отче наш... " . Святейший Патриарх вручил игумении Иулиании наперсный крест, изготовленный по случаю 1000-летия преставления святого великого князя Владимира. В дар обители был передан старинный серебряный напрестольный крест. Во внимание к помощи Зачатьевскому монастырю благотворителям были вручены церковные награды. ИА " Вода живая " - Патриархия.ру, 22.11.15 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Дата создания: 1360 г. Описание: История Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. свт. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1547 г. монастырь был уничтожен пожаром и переведен ближе к Кремлю. На старом месте осталась небольшая монашеская община, вновь ставшая монастырем в 1584 г. при попечительстве царя Феодора Иоанновича. Тогда же в ней были построены храмы Зачатия прав. Анны с приделом вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия в 1612 г., но вскоре был возрожден. В 1696 г. на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 г. был построен храм в честь Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1885-1887 гг. храм вошел в состав монастырских сооружений, в нем был сооружен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1804-1807 гг. на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия прав. Анны, вмч. Феодора Стратилата, свт. Алексия, митр. Московского, и Казанской иконы Божией Матери (архит. М.Ф. Казаков). С давних времен в обители существовали богадельня для престарелых инокинь и рукодельная мастерская. В 1844-1850 гг. для богадельни было построено специальное каменное здание (архит. М.Д. Быковский) с храмом Сошествия Святого Духа. В XIX-XX вв. на территории обители появилось множество жилых и хозяйственных корпусов. В 1927 г. монастырь был закрыт. Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм прор. Илии Обыденного. 16 марта 1925 г., за 9 дней до кончины, здесь служил свою последнюю Литургию свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. В 1930-х гг. собор, колокольня и храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены, на их месте выстроено типовое школьное здание. Был полностью перестроен храм Сошествия Святого Духа; стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е гг. проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля московского барокко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244618...

Архив Пн Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 3 марта 2020 г. 14:21 3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) , сестры обители, прихожане и паломники. Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор под управлением инокини Емилии (Цвировой). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь . В дар обители Предстоятель Русской Православной Церкви передал частицу мощей святого мученика Севастиана Медиоланского. «Хотел бы в память о пребывании сегодня в сей святой обители передать для сего монастыря мощи святого Севастиана, мученика III века, — сказал Святейший Владыка. — Эти мощи одна благочестивая семья приобрела для того, чтобы привезти их в Россию. И я по некотором размышлении решил передать их в сию обитель для того, чтобы, молясь перед мощами великого угодника Божиего, мужественного мученика, исповедника, жизнь свою положившего за Христа, укреплялись духом сестры святой обители, а также все те, кто приходит и молится в ее стенах, все, кто здесь находит для себя душевный покой и возможность с верой и надеждой обращаться ко Господу. Молитвами святого мученика Севастиана да хранит Господь сию святую обитель, матушку игумению и всех сестер!». Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа), приветствуя Предстоятеля, преподнесла Его Святейшеству примикирий и четки. Сегодня вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5601528.ht...

3. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. (2-й Обыденский пер., 6). Место служения протоиерея Леонида Чичагова, будущего митрополита Серафима (Чичагова). В храме сохранились фрески, написанные о. Леонидом (см. раздел III). 4. Храм пророка Илии Обыденного. (2-й Обыденский пер., 6). В храме находятся оригиналы икон «Спаситель в белых одеждах» и «Преподобный Серафим Саровский», написанные о. Леонидом Чичаговым (см. раздел III). 5. Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. (М.Толмачевский пер., 9). Чтимые иконы и мемориальная экспозиция, посвященная священномученику Илие Четверухину и его духовному отцу – преподобному Алексию (Соловьёву) – старцу Смоленской Зосимовой пустыни, вытянувшему жребий патриаршества святителю Тихону (Белавину). 6. Храм святителя Николая у Соломенной сторожки. (Ул. Ивановская, 1). Памятник архитектуры. Храм был построен в 1916 году по проекту академика архитектуры Ф.О. Шехтеля, принявшего православную веру под влиянием о. Иоанна Артоболевского, впоследствии священномученика. В конце своей жизни Ф.О. Шехтель считал этот храм своим лучшим произведением. Впоследствии в нем служили священномученики Василий Надеждин и Владимир Амбарцумов. В 1960-х годах храм был сломан, а в первое десятилетие нашего века восстановлен на несколько другом месте. В настоящее время в храме находятся чтимые иконы священномучеников Василия Надеждина и Владимира Амбарцумова. 7. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. (2-й Зачатьевский пер., 2). Зачатьевский собор был разрушен в 1930-х годах и ныне восстановлен. По свидетельствам очевидцев на Зачатьевский монастырь выходили окна больничной палаты, в которой пребывал последние дни своей жизни патриарх Тихон (см. III .А.3), что особенно утешало его. За 9 дней до кончины Патриарх служил в храме Зачатьевского монастыря литургию т.1, с.220]. В восстановленном в настоящее время соборе находится мощевик с частицами святых мощей Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. В храме Сошествия Святого Духа один их приделов освящен в честь священномученика Владимира Амбарцумова, храм украшен настенными росписями, посвященными Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, благословляет Зачатьевский мон-рь. Икона. 2010 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре) Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, благословляет Зачатьевский мон-рь. Икона. 2010 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре) Уникальным свидетельством местного почитания И. и Е. в кон. XIX - нач. XX в. является маленькая икона этого времени, выполненная в технике масляной живописи, вероятно, в Зачатьевском монастыре. На ней благословляющий свт. Алексий, митр. Московский, предстоит гробнице преподобных в повороте вправо, левая рука покрыта омофором. И. и Е. изображены на гробнице в черных монашеских одеждах, со скрещенными на груди руками, без нимбов; ноги святых закрывает серо-коричневый покров. Мелкие надписи над их головами, сделанные белилами, прочитываются с трудом. В правом верхнем углу в облаках изображен Спаситель. Эта икона, по свидетельству насельниц, была сохранена во время разорения обители большевиками и ныне находится в Зачатьевском мон-ре (Там же. С. 33). К канонизации святых в 2001 г. был написан образ (иконописец М. В. Цех), на к-ром И. и Е. представлены в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, благословляющему обеими руками. Преподобные изображены в охристых рясах, темно-синих схимах и куколях, мантия И. темно-зеленая, мантия Е. коричневая. И. правой рукой опирается на игуменский посох. Святые стоят на разных берегах реки Москвы, между ними на золотом фоне - Зачатьевский мон-рь в виде каменного храма, окруженного деревянными стенами и постройками. 16 мая 2001 г. в день прославления И. и Е. Патриарх Алексий II этой иконой благословлял молящихся; ныне она находится на сев. стене притвора монастырской ц. Сошествия Св. Духа. На основании составленного к прославлению святых Жития и Сказания о чудесах, записывавшихся еще в XIX в., была создана икона И. и Е. с 16 клеймами (2007). Она помещена в Рождественском соборе обители справа от главного входа и почитается как чудотворная, о чем свидетельствуют пожертвованные дары-привесы.

http://pravenc.ru/text/1237863.html

Подведены итоги работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» Международных Рождественских чтений 28 января 2017 г. 16:51 27 января 2017 года состоялся заключительный день работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Он начался с Божественной литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Богослужение в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, возглавил митрополит Горийский и Атенский Андрей ( Грузинская Православная Церковь ). Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря и прибывшее на форум священство. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, принимающие участие в Чтениях. Открывая заседание круглого стола на тему «Подвиг в духе Христовом: сохранение традиций монашества в условиях гонений ХХ века», наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы епископ Дмитровский Феофилакт поздравил собравшихся с отданием праздника Крещения Господня и днем памяти святой равноапостольной Нины. Епископ Феофилакт сообщил о состоявшемся накануне вручении Президентом России В.В. Путиным ордена Александра Невского архимандриту Тихону (Секретареву), наместнику Успенского Псково-Печерского монастыря , за большой вклад в развитие духовных и культурных связей и поздравил Его Высокопреподобие с государственной наградой. Затем участники круглого стола выступили с докладами. Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) напомнила о трагических событиях в истории Зачатьевского монастыря в ХХ веке, рассказала о смиренном подвиге последних сестер разоренной обители и иеромонахе Павле (Троицком), окормлявшем в годы гонений многих верующих людей, впоследствие принявших монашество и ставших священниками Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4793488.ht...

Москва. Зачатьевский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь-крипта при монастырском больничном корпусе Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:2001. Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2, стр. 13 Координаты: 55.739714, 37.598923 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Придел в честь великого двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы, особой Небесной покровительницы всех монашествующих, устроен в подземной части храма, в помещении вырытого в советские годы подвала. После первой всенощной 3 июня 2001 года здесь срочно начались работы по укреплению фундаментов и одновременно архитекторы­реставраторы стали работать над проектом храма. Первоначально в подвальном помещении предполагалось разместить книжную лавку или свечную мастерскую, но все эти варианты были промыслительно отвергнуты. 29 августа 2001 года, в попразднство Успения, в день престольного праздника Надвратного храма, настоятельнице монастыря, спустившейся вместе с сестрами в помещение подвала после вечерних молитв, пришла благая мысль об устроении здесь пещерного придела в честь Успения Божией Матери. Тогда же стены будущего храма огласились умилительными песнопениями праздника Успения, и после подобающего молитвенного размышления матушка настоятельница окончательно утвердилась в мысли о создания храмового придела по подобию усыпальницы Божией Матери в Гефсимании, вопроизведенной с максимально возможной точностью, но в уменьшенных размерах. В настоящее время облик Успенского храма в целом завершен. Вход в него, как и в его прообраз на Святой Земле, начинается спуском по ступеням. Пол выложен камнем, привезенным из Иерусалима, по цвету и рисунку укладки очень близким к каменному полу храма в Гефсимании. Воссоздана гробница Божией Матери с мраморным ложем, на котором в течение года покоится святая плащаница с изображением Пречистой, выносимая на середину храма в праздник Успения. Рядом с гробницей, также по образцу Гефсимании, помещена Иерусалимская икона Божией Матери. Стены и своды притвора украшены росписями, которые содержат сюжеты из жития Божией Матери. В нише западной стены изображено Благовещение перед Успением; ниже росписей на особой подставке стоит камень, привезенный из Малой Галилеи, с того места, где Божией Матери явился архангел Гавриил, возвестивший, что через три дня Ей предстоит завершить путь земной жизни и Она встретится со Своим Божественным Сыном.

http://sobory.ru/article/?object=48651

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010