Заметим еще раз, что далеко не всегда результаты выборки по этим двум параметрам совпадают, т.е. настоятельницы крупнейших ставропигиальных монастырей совсем не обязательно являются членами Межсоборного присутствия. Среди 11 женщин, входящих на сегодняшний день в состав этого органа, пятеро – настоятельницы монастырей (и лишь трое из них управляют ставропигиальными обителями), одна монахиня и пятеро мирянок. Стоит отметить, что кроме Межсоборного присутствия – структуры, созданной не так давно, в настоящее время в Русской Церкви сохраняется система синодальных отделов. По понятной светскому читателю аналогии синодальные отделы, комитеты и комиссии принято приравнивать к " гражданским " министерствам. В структурах этих отделов также присутствуют женщины – преимущественно настоятельницы монастырей. Сложившаяся за последние годы практика – когда комиссии Межсоборного присутствия и синодальные отделы занимаются одними и теми же вопросами церковной жизни, а порой и называются почти идентично – вносит небольшую путаницу в данное исследование. Например, несколько женщин-настоятельниц монастырей входит в состав " профильной " комиссии Межсоборного присутствия, которая называется " Комиссия по вопросам организации жизни монастырей и монашества " ; и параллельно почти все они плюс еще несколько игумений состоят членами Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству. Но даже поверхностный взгляд на состав тех и других структур свидетельствует о том, что участие женщин в работе Межсоборного присутствия, несомненно, гораздо более представительное и активное, нежели их работа в церковных " министерствах " . Поэтому мы и будем отталкиваться прежде всего от этого показателя. 2. По формальному статусу в рамках деятельности Межсоборного присутствия наибольший вес имеет игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского монастыря: она единственная монахиня – член Президиума Межсоборного присутствия. Кроме того, она исполняет обязанности секретаря Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а также входит в состав Коллегии при Синодальном отделе по монастырям и монашеству.

http://religare.ru/2_100120.html

— На Рождественских чтениях в этом году обсуждали проблему использования Интернета и мобильной связи (вообще электронной коммуникации) в монастырях. Ваш взгляд на этот вопрос? — В целом я согласен с теми тезисами, выводами, которые прозвучали на Чтениях. Интернет и мобильная связь должны использоваться для выполнения конкретных послушаний и лучше теми, кто имеет достаточный духовный опыт противостоять стихиям мира сего. Польза от Интернета несомненна, и об этот тоже было довольно много сказано. Но если потенциальный вред перевешивает пользу, то лучше свести к минимуму электронную коммуникацию. Сохранение монастыря как семьи, сохранение иноческого духа в обители в конечном счете важнее даже тех медиапроектов, которые, казалось бы, приносят пользу обществу. Поэтому здесь необходимо действовать с рассуждением. Идти в сети — Какие информационные проекты монастырей сейчас самые востребованные? Насколько активно эти проекты — сайты, порталы, соцсети — монастыри должны «продвигать»? Возможно ли здесь использование классических схем продвижения и рекламы? — Анализ посещаемости монастырских сайтов свидетельствует: востребованы проекты, которые рассказывают о законах духовной жизни. И это хороший сигнал: значит, собственно жизнь души, ее участь в вечности беспокоят людей, они хотят об этом знать и менять свою жизнь. Многим интересна сама жизнь монастырей, их прошлое и настоящее. Такой интерес вообще характерен для русского народа, обители всегда притягивали его умственный и сердечный взор. Не оставляют равнодушными и новые направления в этой области. Так, например, на сайте Оптиной пустыни продолжает развиваться уникальный проект постишного (по стихам) толкования Священного Писания. Подобные толкования, расширяя миссионерскую деятельность монастыря и приобщая к изучению Евангелия все больше людей, не нарушают при этом его уединенности. Инициативы такого рода достойны подражания. На сайте Соловецкого монастыря начал функционировать проект «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», цель которого совместными усилиями верующих создать общедоступную, как можно более полную базу биографий духовенства Русской Церкви прошлого столетия, а также полную и яркую базу материалов о формах его служения. На сайтах Зачатьевского и Богородице-Рождественского монастырей можно увидеть, как в рассказах о старицах, насельницах, духовниках монастыря раскрывается красота монашества, преемственность традиций во времени и пространстве. На сайте Марфо-Мариинской обители создается раздел, содержащий практические наставления и помощь (текстовые, фото- и видеоматериалы) по уходу за тяжелобольными людьми.

http://patriarchia.ru/db/text/4423444.ht...

Выражая сердечную благодарность Вам, дорогой отец Ефрем, братии святой Ватопедской обители, в память о Вашем пребывании в России в связи с принесением великой святыни прошу принять этот крест Господень как выражение моей любви к Вам и к святой Ватопедской обители. Хотел бы также пожелать всем нам силы Божией в совершении добрых дел. Сегодняшнее Евангельское чтение всем нам хорошо известно — это чтение о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37). О том, как в ответ на вопрос «кто мой ближний» Господь рассказал притчу, ясно показавшую, что ближним является тот, кому мы делаем милость, ради кого мы совершаем добрые дела. Многие муки и страдания современного человека — от одиночества; современных обществ — от разделения. Как много порождено нашей культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, стереотипов мышления, поведения, создающих многие барьеры в жизни человеческого общества — политических, экономических, национальных, религиозных, культурных! Единственным способом преодолеть эти разделения является способность человека опознать в другом своего ближнего. Ближний — это тот, с кем мы готовы жить вместе, с кем мы готовы трудиться вместе. Ближний — это максимальное выражение человеческой солидарности. Никакие учения человеческие (см. Мф. 15:9) неспособны воспитать в нас подлинную солидарность и готовность жить и трудиться вместе, как только следование Божиему закону. А Господь прямо говорит: ближним становится тот, кому мы делаем добро. Общество, которое исторгает добро из своей жизни, не имеет никаких шансов быть единым. Оно будет разделяться человеческим грехом, соблазнами, вносимыми в жизнь человека различными учениями — чаще всего греховными, недобрыми, неспособными объединить людей. Нет другой силы, которая способна объединить и сохранить наши семьи, отношения между супругами, между родителями и детьми. Нет другой силы, которая способна сплотить наши коллективы. Нет другой силы, которая способна сплотить наш народ, как только совершение милости и добра по отношению к другому человеку. Прошлым летом страна наша страдала от ужасных пожаров. И как это горе всколыхнуло людей! Сколь многие стали совершать добро! И все это сохраняется в памяти, потому что добро соединяет человеческие сердца.

http://patriarchia.ru/db/text/1784790.ht...

Собственно говоря, диавол предложил людям ту же цель жизни, что и Бог. Ведь Господь создал людей по образу Своему и по подобию, а значит, предназначил к уподоблению Самому Себе. Но то уподобление требовало огромных сил, духовного роста, самосовершенствования. То был трудный путь, предполагавший многие усилия, нередко требовавший огромного подвига. Однако человек избирает легкий путь. Ему кажется, что нарушив Божию заповедь, он быстрее достигнет цели, он станет, как Бог. Человек не противопоставляет себя Богу подобно диаволу, Адам не сомневается в существовании Бога. Но что же делает Адам? Он отступает от Бога. Богоотступничество  — это и есть грех Адама. А если первый человек отступил от Бога, то что это для него означало? Означало, что Бог ему больше не был нужен, что уже не требовалось исполнять Его заповеди. Человек сам принял на себя ответственность определять, что хорошо, а что плохо. Он заявил о своей независимости, о своей автономии от Бога. Вот в этом суть человеческого греха. Он сродни диавольскому, только грех, который совершил ангел, ставший диаволом, абсолютно противопоставляет диавола Богу. Человек не противопоставил себя Богу  — он просто отказался от того, чтобы Бог был в его жизни. Если попытаться проникнуть в суть того, что совершил падший ангел, если попытаться найти одно слово, которым можно было бы описать деяние, что привело к появлению зла в мире, то слово это, по разумению святых отцов,  — гордыня. Гордыня есть синоним зла, синоним греха. И богоотступничество также было явлено в том же греховном пороке  — в гордыне. Человек самого себя поставляет на место Бога, а значит, Бог ему не нужен. Именно это противопоставление святые отцы и именуют гордыней. Гордость есть синоним греха и матерь всех пороков. Мы находим об этом указание у многих святых отцов, которые считают гордость проявлением самой сути греха и причиной всех человеческих пороков. В повседневной жизни под гордостью чаще всего подразумевают некую человеческую силу, человеческое достоинство, независимость, некое средство, которое человек может использовать для достижения своей цели, для получения некой жизненной выгоды. На самом деле это не так. Гордость не является средством достижения цели. Неслучайно мы находим в Священном Писании замечательные слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1  Пет.  5:5). Гордость никогда не помогала достигать целей, гордость никогда не была инструментом, применение которого помогало бы человеку созидать свое благополучие. Напротив, гордый человек  — слабый человек. Ему приходится затрачивать огромные усилия на то, чтобы огородить себя от ущемления собственной гордыни, потому что нет для него большей боли и большего страдания, чем ущемление гордыни. И для того чтобы не почувствовать этой боли, гордец идет на многое, вплоть до преступления, лжи, лицемерия.

http://patriarchia.ru/db/text/2040873.ht...

     Голос плоти Мы живем во времена, когда люди отказываются жить согласно воле разума и всецело покоряются голосу плоти. Этому служит то, что мы называем современной культурой, хотя в данном случае слово «культура» лучше взять в кавычки. Подлинная культура никогда не раскрепощает голос плоти настолько, чтобы он господствовал над человеком. А то, что мы видим сейчас, направлено на то, чтобы человек слушался не голоса своего разума, но голоса плоти, жил по плотской мудрости. Чтобы сопротивляться всем этим искушениям, сохранять способность разумно управлять своими поступками, нужно умерять голос плоти. Когда человек отказывается от пищи определенного рода или вообще сокращает ее потребление, исключает спиртные напитки, создаются физические и даже физиологические условия, необходимые для того, чтобы разум, просвещенный светом Божественной истины, взял верх над голосом человеческой плоти. Смирение – это не слабость, а великая сила человека Смирение – это не слабость, а великая сила человека. Это отсутствие злобы в душе, это неспособность ответить злом на зло, это нежелание с помощью зла утверждать свою правоту. Смирение – это и есть доброта в человеческих отношениях. Когда люди не понимают такой доброты, им может показаться, что это слабость, однако на самом деле доброта – это великая сила, потому что Бог есть абсолютное Добро и абсолютная Сила. И когда мы совершаем доброделание, мы прикасаемся к Божественной жизни и тоже становимся сильными. Опыт жизни многих людей свидетельствует о том, насколько эффективнее окружающий мир преобразуется через добро, нежели зло, гордость, противление – все то, что умножает беззаконие. Из слова после богослужения в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 27 февраля 2017 года, в понедельник первой седмицы Великого поста Страсть Обычно пристрастия связываются с неким удовольствием, с положительными эмоциями – именно поэтому люди так часто попадают в зависимость от них. Но если не положить пристрастию конец, оно приобретет очень опасные качества. Былая радость уходит на задний план, удовольствие превращается в страдание – такое состояние именуется страстью.

http://pravoslavie.ru/101609.html

Господь ведет нас в Царство Небесное Своими путями. Путем скорбей, путем очищения от греха и страстей и соединения с Богом. В этом состоит суровая правда о подлинном пути достижения Блаженной Вечности, в которой не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. А жизнь бесконечная, блаженная. Люди попытались построить счастливый мир здесь, на земле. «Смелые большие люди» решили все сделать сами, своими руками, своими мозгами. Это, конечно, большое заблуждение, утопия. Война нанесла смертельный удар по восторженной советской вере в человеческие силы, в светлое будущее на земле. Вдруг все это рухнуло, началась война, и сразу же этот штурмующий Небо каркас порезали для изготовления противотанковых «ежей», и наступила великая скорбь. И дети тоже были причастны этой скорби. Начались такие события, которые наносили удары по восторженной советской вере. Действительность оказалась сложнее. И то, что пришлось пережить, было поучительно и послужило стартом, началом попыток осознать смысл исторического процесса и нашего спасения - людей и народов. Ну и конечно, были такие моменты, что обострились трения между национальностями внутри страны. В частности, та же проблема беженцев. Вот евреи бежали из западных областей - от немцев. Людям и так было есть нечего, а тут эти беженцы. И еще со своими «тараканами». И вспомнили, что многие революционеры и комиссары, причинявшие обиды, были вот этой национальности. И, соответственно, многие начальники тоже. Я начал учиться в школе, которая была построена на месте взорванного главного храма в Зачатьевском монастыре. Мои родители были революционерами, они занимали посты. Я был хорошо одет. Остальные ходили в лохмотьях. И ко мне было отношение неприязненное. Потому что я отличался от всех. Я не хотел, чтобы меня так одевали. Меня так одевали потому, что родители были заграницей. И я подвергался травле. Было очень тяжело. И один мальчик, самый сильный, третьегодник, неформальный лидер нашего класса, сделал меня своим рабом. Я должен был выполнять все его повеления под угрозой расправы в случае неповиновения. И все ко мне так же относились - весь класс. И я все время находился в тяжелом подавленном состоянии. Не хотел ходить в школу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

А в еще одном «мемуаре» авторитетно рассказывалось, что у Мандельштама с Надеждой Яковлевной была дочка Липочка. Тут уж пришел черед нервно смеяться Н. Я., потому что поводом для такого воспоминания послужила строка Это ласточка и дочка... а в поэтической системе Мандельштама, как мне в свое время объяснили, здесь восстанавливается цепочка ласточка — касатка — Кассандра — дочка Приама. А детей у них не было. Заодно можно припомнить стихотворную переписку Ахматовой и Блока. Начала она: Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье... И так далее в прекрасном ритме. В ответном стихотворении Ал-др Ал-дрович сделал из этого ритма чистое фламенко: Красота страшна, — вам скажут,/Вы накинете лениво/Шаль испанскую на плечи,/Красный розан — в волосах... Анна Андреевна впала в легкую панику, потому что отродясь испанских шалей не носила (носила парижские шляпы, иногда очень большие, и соответствующие им платья) и никакой ботаникой себя не украшала. Но отныне была обречена, и некоторое, пусть и скромное, количество воспоминателей вспоминало, как она в этой мифической шали разгуливала по улицам. С испанской шалью не следует путать платок как символ смирения, унижения и траура, см. у Мандельштама Под звуки омерзительного бала/Сорвут платок с прекрасной головы — образ самосуда, страшное воспоминание о том, как парижская чернь растерзала мадам де Ламбаль, кстати, упомянутую в «Поэме без героя» (он очень долго и серьезно опасался за жизнь А. А.), и собственное ахматовское Мне бы снова мой черный платок,/Мне бы невской воды глоток , предваряемое упоминанием в начале стихотворения монастыря («Третий Зачатьевский»). 4. Давайте обретем, что называется, стайерское дыхание или, что то же самое, взгляд с высоты; посмотрим, как говорится, sub speciae aeternitatis, то есть с точки зрения вечности. Допустим, прошло несколько веков (если Господь попустит). Дерзну предположить, что какое-то количество песен Цоя сохранится, коль скоро сохранится культура. История в таком случае тоже сохранится, и общие черты атмосферы рубежа тысячелетий будут в какой-то степени известны. А вот дети минут — вряд ли. Так стоит ли уж так напрягаться ради того, чтобы втаскивать их в большую историю?

http://foma.ru/deti-minut.html

Как же нам распознать, что дело, которое совершается, есть бесплодное дело тьмы? А может быть, это действительно светлое дело, открывающее новые перспективы для человека? Нужно помнить только одно. У каждого человека есть своя правда и свой взгляд на жизнь. Но это не значит, что эти человеческие правды являются отображением правды Божией. Для того чтобы не участвовать в делах тьмы, нужно обладать критерием, мерилом правды, в соответствии с которым можно сказать: вот здесь правда, а здесь ложь; здесь дело святое и важное, а здесь дело бесплодное, дело тьмы. В этом же отрывке из Послания апостола к Ефесянам мы видим указание на такой критерий. Апостол говорит о том, чтобы мы учились распознавать волю Божию. А воля Божия открывается в Его слове — том самом слове, которое более 2 000 лет хранится Церковью, том самом слове, понимание которого сформировалось за века при участии святых богоносных отцов. Мы имеем огромное наследие христианской философии и мысли, которое стало частью церковной традиции, и в свете этого учения мы, воспринимая слово Божие, можем непогрешимо судить о многих делах, философиях, взглядах, которые присутствуют в современной жизни. Самое главное, чтобы мы умели соотносить происходящее в мире, в жизни, в том числе в своей собственной жизни, со словом Божиим и, налагая на эти жизненные обстоятельства непогрешимое мерило Божественной правды, всегда делали выбор в пользу добра, в пользу Божией правды и отстранялись от бесплодных дел тьмы, а в необходимых случаях и боролись с ними. В этом смысле христианин вооружен той силой, которой многие другие не обладают. Потому что мало иметь здравый смысл, мало владеть логикой, мало знать историю — нужно сердцем своим почувствовать, что есть правда, а что ложь. И вот что удивительно: иногда, общаясь с совершенно простыми людьми — я это часто делаю, совсем простыми, у которых нет никаких претензий на понимание современной жизни, — когда им задаешь вопрос о том, что сегодня происходит, когда их спрашиваешь о том, как они относятся к тем или иным политическим деятелям, получаешь потрясающий ответ. Как будто перед человеком открывается сокровенная глубина происходящего, и он дает безупречные характеристики многим известным личностям. Задаешь себе вопрос: отчего же это? А потом понимаешь: не от мудрости человеческой, не от знаний, не от образованности, а от того, что человек этот близок к Богу. Он молится, он знает слово Божие и, применяя свой духовный опыт к оценке происходящего, делает совершенно определенные, недвусмысленные и удивительно правильные заключения.

http://patriarchia.ru/db/text/3457610.ht...

Итак, Геннадий Николаевич Орешкин. Человек он сам по себе удивительный и достоин отдельного рассказа. В нём сочеталось, казалось бы, несовместимое – выпускник консерватории, он участвовал в мероприятиях по ликвидации национальных конфликтов. За его спиной Нагорный Карабах, Средняя Азия, Баку. С чувством юмора он рассказывал о том, как однажды они с отцом Глебом решали, как на праздник Пасхи угостить заключенных. Отец Глеб попросил его покрасить яйца, но это было невозможно. В Бутырской тюрьме в то время содержалось 8 тысяч человек, спали в 3 смены. Как покрасишь такое количество яиц? Тогда отец Глеб предложил: «Ну, хорошо, не можешь яйца покрасить – давай пирожков напечём». – Какие пирожки? Где я столько духовок возьму? У меня пищеблок – и тот не работает. В ответ прозвучало: – Я не знаю, что ты сделаешь, и как ты это сделаешь, но ты должен что-то придумать. И Геннадий Николаевич придумал. Он обратился к одному знакомому бизнесмену из числа бывших «авторитетов», пригласив его к себе. Они, как полагается, выпили, обсудили это дело, а к празднику к СИЗО подъехала здоровая фура с «ножками Буша». – Прекрасная пасха была, – вспоминал Геннадий Николаевич, – крестным ходом шли, а потом заключённым вместо яиц по окорочку выдали. Только меня чуть с работы не выгнали. Кто-то доложил «наверх», оттуда позвонили и влепили мне строгий выговор. Сказали, что в стране голод, детей в садиках нечем кормить, а ты, мол, бандитов курами кормишь.      Он ушёл из жизни ровно через полгода – этот светлый мужественный человек, музыкант, посвятивший свою жизнь и силы служению ближним. Портрет о. Глеба в Зачатьевском монастыре.      В конце вечера мы посмотрели новый фильм – «Коридор номер шесть», посвященный отцу Глебу. Потом всем гостям преподнесли в подарок новую книгу о нем. Воспользовавшись моментом, я взяла автографы у членов семьи и Геннадия Орешкина. Возвращаясь домой, я думала о том великом утешении, которое дает нам Господь: через молитву почувствовать, что ушедшие от нас близкие и дорогие нам люди рядом, что они помнят и любят нас.

http://pravoslavie.ru/66316.html

Из дневника Тани. «Вчера мои дети: Танюша попала в больницу второй раз за месяц; Надюша пошла после школы драться с мальчиками — вместо зубного врача; Маленькая (18,5 года) выяснила у врача, что отит наружного уха перешел на среднее, и пошла тусоваться с бывшими одноклассниками; Мариша пришла с работы в дурном настроении; Наташа Большая купила себе сапоги на шпильках со вставками ярко-красного цвета «под леопарда». Я ушла из кино с дикого фильма с Вигго Мортенсеном; просидела полдня в больнице — подавала кислород; организовала Надю после драки к зубному; просветила Маленькую о последствиях отита; не смогла разговорить Маришу; договорилась с Большой перекрасить сапоги; поплакала и заснула». Дети выросли. Галя, самая старшая, сейчас инокиня Варвара в Зачатьевском монастыре. Наташа Большая вышла замуж, родила девочку Сашеньку. Да и у остальных жизнь налаживается. Пришла пора двигаться дальше. Таня пыталась работать няней, потом по-шла мыть посуду в благотворительную столовую. Но на серд-це было неспокойно, все хотелось чего-то другого. В 2005 году Таня познакомилась с общественным движением «Курский вокзал — бездомные дети». И, начав работать с ними, поняла: она нашла именно то, что искала столько времени. Поначалу три раза в неделю она приходила кормить беспризорников. Но довольно быстро обнаружила, что кормежка — не панацея от проблем маленьких бомжей. У одного не было документов, второй ходил босиком, малышей нужно было срочно определить в приют, наркоманов — в наркоцентр. Три вечера в неделю превратились в круглосуточную семидневку: если Таня не обрабатывает раны на вокзале — значит едет в милицию вытаскивать своих пацанов из беды. Зато большинство тех, кто ее знает, называют ночным ангелом, а беспризорник Илюша — мамой. Таня и хотела бы устроиться на какую-нибудь работу, да кто ей позволит срываться по письму из тюрьмы и ехать собирать посылку? Ведь никому не объяснишь, что ножом по сердцу написанные подростком слова: «Моя жизнь закончилась, потеряла смысл. И только благодаря Вам я снова стал на что-то надеяться». Это пишет Тане из тюрьмы беспризорник. А еще в редкие выходные Таня отправляется к заждавшимся ее старушкам. И не просто навещает бабушек, а чинит им розетки, сантехнику. «Я такой прекрасный унитаз сделала, — хвастается Таня, — он 10 лет работал, не ломался».

http://pravmir.ru/trizhdy-babushka-dvazh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010