Первый после открытия обители настоятель - архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне епископ Угличский. При нем обитель практически полностью восстановлена, возобновлено почитание Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В 1994 г. обретены мощи преподобного Афанасия Высоцкого (младшего). Высоцкий Богородицкий монастырь, 3 класса, в городе Серпухове, на месте, называвшемся «Высокое», на берегу реки Нары. Основан в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, с благословения преподобного Сергия, который первым игуменом его поставил ученика своего Афанасия. В 1571 году монастырь подвергся опустошению от татар, а в смутное время от казацких шаек. В Зачатиевском соборе, в иконостасе, находится 7 икон, присланных первым игуменом монастыря Афанасием из Царьграда. В приделе Рождества Богородицы замечательны царские врата и иконостас XVI века. В храме святого Афанасия Афонского и преподобного Сергия находится гробница Афанасия II-ro, приемника первого игумена монастыря. В ризнице монастырской хранятся крашениныя ризы преподобного Сергия. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат князя Димитрия Донского, Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Дедушка по возвращении поступил в Семеновский полк, и вскоре императрица сосватала ему невесту, и пребогатую, дочь Татищева, Евпраксию Васильевну. Императрица наградила ее: благословила иконой, пожаловала бриллиантовый цветок с красным яхонтом, жемчужную нить и глазетовое платье со своего плеча. Бабушка была недолго замужем и имела только двоих детей: батюшку,— он родился 27 ноября 1731 года, и тетушку, княгиню Марью Михайловну (жену князя Михаила Петровича Волконского). Она родилась 9 января 1736 года, скончалась 6 августа 1786 года, я потом буду говорить о ней подробнее. IV В 1733 году бабушка купила в семнадцати верстах от Калуги село Боброво и там постоянно живала большую часть года, а в Москве имела свой дом близ Остоженки, в приходе Илии Обыденного, и мы жили еще в этом доме, когда я шла замуж в 1793 году, и там венчалась. Не могу сказать наверное, чей это был дом: Корсаковых или Татищевых, или куплен был бабушкой. Вероятно, поблизости этого дома от Зачатиевского монастыря и схоронили дедушку Михаила Андреевича в этом монастыре под церковью Милостивого Спаса, что над святыми вратами, а церковь строили прежде еще Корсаковы, и кроме дедушки там погребены многие из них и из Шаховских, так как дедушкина мать была Шаховская. Батюшка был лет четырнадцати, когда бабушка отвезла его в Петербург, записала каптенармусом в лейб-гвардии Семеновский полк и там оставила, а сама возвратилась в Боброво. Почтовых сообщений в то время, должно быть, не было, и бабушка посылывала иногда письма на своей лошади, а так как батюшка жил своим хозяйством, то, чтобы подводу не отправлять пустую, бабушка и велит зимой накласть на воз всякой провизии: живности, молочного скопу, муки и всякой всячины, и пошлет из Калуги в Петербург. И едет подвода недели две. Когда батюшку произвели в офицеры и стал он ходить ко дворцу на караул, то сделался лично известен императрице Елизавете Петровне. Она к нему очень благоволила, и нередко случалось, что отворит форточку и спрашивает, кто из офицеров на карауле, и когда узнает, что Корсаков, пошлет за ним, и редко-редко чтобы не велено угостить его чаркой водки. Многие даже на это внимание к батюшке смотрели не без зависти, а другие не без опасения, и ежели бы по своей оплошности батюшка сам себе не повредил живостью своего характера и излишнею откровенностью в слове, то был бы, может быть, великою особой.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

145 Обычай этот имеет и такое назидательное значение. – Плоды, когда еще растут весной, бывают мелки, зелены и некрасивы; затем, при содействии солнечного света, теплоты и влаги приходят в зрелый вид, принимают полноту и красоту, совсем преображаются. Так земная жизнь для человека то же, что время созревания для плодов, сам по себе человек не чист и греховен, и потому не благообразен; но, если он пользуется светом слова Божьего, согревается теплотой умилительных священнодействий, орошается и освящается святыми таинствами, – он духовно созревает, и как «пшеница зрелая, во время дожатая» ( Иов.5:26 ), приемлется в житницу небесную, в горние обители Отца Небесного. 146 Местно чтимые Толгские иконы (списки с явленной св. иконы) находятся: в Высоко-Петровском и Хотьковском мон. (см. Моск. еп.), в Спасо-Яковлевском мон. (см. Яросл. еп.), в Трехсвятительской церкви Тверского, архиерейского дома, в часовне Ярославской церкви св. великомуч. Варвары (написанная на стекле), в Преображенском соборе г. Спасска и др. местах. 147 Другие известные чудотворные местно чтимые Страстной иконы (списки с Нижегородской св. иконы): в Зачатиевской церкви, в Москве (кроме 13 авг., празднование совершается 30 авг. и в 6-е воскресенье после Пасхи), в церкви Симеона Столпника, находящейся в Нижегородском кремле, в Тамб. губ.: Липецке, в Преображенской церкви зашт. г. Кадома и в с. Викаеве (Темниковского уезда), в Сретенском мон. Тверской еп. и в др. местах. 148 Без сомнения, вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти – истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, то ужели пречистая плоть Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывшие безызвестными, после не маловременного пребывания на земле, открыты видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле в безызвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистой плотью весьма древна, современна апостолам и мученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

497 Варвара Михайловна Львова, замужем за полковником Василием Ивановичем Головиным (родилась 2 января 1802, умерла 11 марта 1875 г.), имела дочь, умершую в малолетстве, после кончины которой по совету митрополита Филарета она вступила в монашество в Зачатиевский московский монастырь, где построила себе келью с церковью и в нижнем этаже устроила богадельню для старух. Искусная в живописи, она сама писала все иконы устроенной ею церкви. В 1856 году она была посвящена во игуменьи в Хотьков монастырь; в 1858 переведена в московский Никитский, а в 1861 – в Новодевичий, где и находилась до 1867 года, до марта месяца. Чувствуя слабость здоровья, она отпросилась на покой и несколько лет прожила в Зачатиевском монастыре в устроенной ею келии, занимаясь вышиванием церковных одежд и облачений. Скончалась в 1875 году, имея около 80 лет от рождения, погребена в устроенной ею церкви. 498 Ныне этого дома уже нет; на том месте, где он был, теперь дом московского городского головы г-на Третьякова. Речь идет о деятеле московского городского самоуправления Сергее Михайловиче Третьякове (1834–1892). В 1877–1881 гг. он был городским головой. Так же как его брат Павел Михайлович (основатель Третьяковской галереи), C. М. Третьяков собрал значительную коллекцию произведений западноевропейской живописи и завещал свое собрание городу. Жили братья Третьяковы в доме в Толмачах, который и послужил основой Третьяковской галереи. 500 Александр Андреевич Симонов был впоследствии женат на Марье Сергеевне Кожиной, родной племяннице князя Петра Михайловича Волконского, сестра которого, княжна Екатерина Михайловна, была за генерал-адъютантом Сергеем Алексеевичем Кожиным. 501 Надежда Васильевна скончалась 12 февраля 1852 г., а Павел Михайлович – года два спустя; оба они погребены в Новодевичьем монастыре, с южной стороны теплой трапезной церкви. 502 Нарышкин Иван Александрович (1761–1841), тайный советник, сенатор, приходился дядей H. Н. Пушкиной. Поэт с женой бывал у него в доме на Пречистенке (ныне Кропоткинская ул., д. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

IV. Устройство и внутреннее состояние монастырей К оглавлению Таким образом, мы насчитали более 180 монастырей, вновь возникших или восстановленных в два столетия монгольского владычества над Россиею кроме тех, которые продолжали существовать от прежнего времени. Но, как велико было число братий в каждом из этих монастырей — неизвестно. Знаем только, что в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре еще при самом преподобном Евфимии находилось 300 иноков, в чухломском Авраамиевом, также при жизни самого Авраамия,— сто человек, а из женских монастырей в московском Алексеевском подвизалось 90 черноризиц при знаменитой игуменье Иулиании († 1393) и в нижегородском Зачатиевском — 110 сестер во дни основательницы обители княгини Феодоры († 1377) . Кроме того, о некоторых мужеских монастырях, как-то: Троицком Сергиевом, Андрониковом, Симоновом, Голутвинском, Высотском, Кирилло-Белоезерском, Ферапонтовом, Спасо-Прилуцком, Валаамском,— встречаются общие выражения, что монастыри эти были велики или что в них находилось множество братства, вследствие чего некоторые из них, например Троицко-Сергиев, Кирилло-Белоезерский, Глушицкий и Снетогорский псковский назывались иногда лаврами. А были монастыри, или монастырьки, малые, в которых обитало по шести, по пяти черноризцев, даже по три и по два . После этого утверждать, будто во дни монгольского ига монашество необыкновенно усилилось в России, будто целые толпы поселян и горожан поступали в обители, увлекаясь выгодами монастырской жизни, есть дело совершенного произвола. Даже по числу монастырей если монгольский период действительно превосходит два предшествовавшие столетия Русской Церкви, зато далеко уступает последующим: так, в течение одного XVI столетия (по указателю к «Истории российской иерархии») возникло у нас 100 монастырей, а в течение XVII вновь устроено 220. Монастыри различались между собою по своей зависимости от высших властей, по значению своих настоятелей, по взаимному отношению друг к другу, по внутреннему устройству. Все русские монастыри по законам церковным находились в зависимости от своих епархиальных архиереев.

http://sedmitza.ru/lib/text/435897/

Вскоре после этого были поставлены деревянный крест, два надгробия и устроена ограда. С тех пор здесь после Божественной литургии служили панихиды по матушка-основательницам Зачатьевской обители, а во время крестного хода вечером пели литию. В обитель приехала из Ростова раба Божия Н. Она страдала женскими заболеваниями, и духовный отец благословил ее поехать в Москву, в Зачатьевский монастырь, отслужить молебен святым праведным Иоакиму и Анне. В обители ей рассказали об основательницах монастыря и предложили отслужить по ним панихиду, попросив у них помощи. Во время панихиды на могилку основательниц больная положила свои рубашку и платок и усердно молилась. Вечером, придя в гостиницу, она еще раз попросила матушек-основательниц о помощи, надела рубашку с платочком и легла спать. Во сне она увидела, как две монахини, подойдя к ее кровати, склонились над ней и прикоснулись к ее животу. Проснувшись утром, больная почувствовала облегчение. В обитель пришла молодая женщина и поведала о своем горе. Несколько дней назад на улице избили ее мужа и металлической балкой пробили ему голову. Муж находился в реанимации в тяжелом состоянии. Врачи сказали, что вряд ли он выживет, а если останется жить, то будет инвалидом— недееспособным. У этой женщины было трое маленьких детей. Сестры монастыря как могли постарались ее утешить, предложили отслужить панихиду на могилке матушек, положив рубашку мужа на могилку. Так и сделали. Все усердно молились, прося у матушек помощи. Через некоторое время эта женщина опять пришла в обитель, но уже не в слезах, а радостная и счастливая — муж ее выздоровел и приступил к работе. Врачи только развели руками, сказав: «Такого не может быть, он у вас в рубашке родился». Женщина улыбнулась, а про себя подумала, что она знает, какая это рубашка. В монастырь пришла молодая женщина вся в слезах заказать молебен о здравии своего сына. Мальчик попал в автокатастрофу и находился в реанимации в тяжелом состоянии, на аппарате искусственного дыхания. Врачи готовили несчастную мать к самому худшему. Насельницы монастыря предложили кроме молебна отслужить панихиду на могилках основательниц обители и стали поминать болящего отрока при чтении Неусыпаемой Псалтири. Неоднократно служили панихиды по игумении Иулиании и монахине Евпраксии, клали вещи больного на место погребения преподобных, прося матушек о помощи. Около трех недель мальчик находился на аппарате искусственного дыхания, и мать перестала приходить в монастырь. Сестры уже решили, что случилось непоправимое, как вдруг приходит благодарная мать с сыном. Мальчик поправился и теперь часто вместе с мамой и сестрой бывает в обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

Монахиня Евпраксия, находившаяся при гробницах преподобных, сильно скорбела о том, что большое паникадило в храме пришло в ветхость, а между тем денег на него не было, так что к празднику в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» новое нельзя было сделать. Но преподобные вняли ее скорби и послали ей большую радость: у игумении этой обители, матушки Калерии, были хорошие знакомые, которые всегда прибегали к помощи преподобных, молясь им и служа панихиды. Преподобные всегда помогали им, и вот они захотели отблагодарить их и пожертвовали деньги, как раз на паникадило, которое и было повешено. Так исполнилось желание матушки Евпраксии. Мантийная монахиня Ев., находящаяся при мощах преподобных, рассказывала, что с ней произошел следующий случай. Две сестры-послушницы тяжко заболели, и она собралась их навестить. Едва только она вышла из своей кельи, выходят две совершенно ей незнакомые монахини в мантиях. При виде их монахиня Ев. затрепетала, колени у нее подогнулись, и она упала. Когда же она пришла в себя и встала, то монахинь уже не было. И тут только поняла она, что больные послушницы удостоились посещения преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Больные к вечеру почувствовали себя здоровыми. Каширская рясофорная монахиня Ольга страдала падучей болезнью, во время припадка у нее шла кровь ртом и носом. Одна из послушниц Зачатьевского монастыря по имени Екатерина посоветовала ей положить что-нибудь на гробницу преподобных. Та так и сделала. Отслужила панихиду, во время которой ее клобук лежал на мощах; кроме того, монахиня Евпраксия, служащая при мощах, накрыла голову больной воздухом, лежавшим на мощах. После того припадки падучей у монахини Ольги больше не возобновлялись, и все сестры обители возблагодарили Господа и преподобных за милости, которые матушки оказывают прибегающим к ним. В Никитском монастыре жила девочка, которая с тринадцати лет начала страдать сильными припадками и с каждым днем ей становилось все хуже. Знакомая монахиня из Зачатьевского монастыря предложила отслужить панихиду по преподобным. Монахиня, жившая с девочкой, вскоре приехала в Зачатьевский монастырь, отслужила панихиду по преподобным, усердно прося их исцелить больную. Возвратясь из монастыря, сестра с верою положила на больную воздух, который лежал на гробнице, и вскоре девочка сделалась спокойнее, припадки стали реже и слабее, а впоследствии совершенно прекратились.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

Купила в лавке монастыря поясок, освященный на могилках матушек, пила воду с молебнов, помазывалась освященным маслом. Посоветовали мне и хорошего врача. Лекарства, прописанные им, принимала с молитвой: " Господи, да будет мне во исцеление лекарство сие " . Через три месяца повторное ультразвуковое исследование показало, что опухоль исчезла. Благодарю вас, преподобные Иулиания и Евпраксие, преподобный Давиде Гареджийский, за ваше святое заступничество и за ваши святые молитвы обо мне». Раба Божия И. рассказала: «Я страдала болями в стопах. После молитв на могилке преподобных Иулиании и Евпраксии получила исцеление. Во сне мне явилась женщина, которая сделала мне надрез на правой ноге. Утром я встала, и болей в стопах не было». Раба Божия Л. рассказала: «В мае 2002 года заболел мой муж Виктор. На основании анализа крови ему поставили диагноз: лейкемия. Я пришла в Зачатьевский монастырь, где одна из сестер сказала мне, что преподобные Иулиания и Евпраксия помогают больным онкологическими заболеваниями, и нужно положить что-либо из вещей мужа на надгробие, а потом надеть на него. Я каждый день приходила на молебен преподобным матушкам, а также заказала Неусыпаемую Псалтирь о здравии мужа. И когда ему сделали пункцию и взяли костную ткань на анализ, то диагноз не подтвердится. Анализ крови также был хорошим. Долго не заживало то место, где делали пункцию. Я стала смазывать его маслом, освященным на могилках матушек, и рана быстро затянулась. Еще я этим маслом смазываю себе шею, так как страдаю заболеванием щитовидной железы, и получаю облегчение». Раба Божия М. поведала о случившемся с ней: «В 2002 году мне поставили диагноз: опухоль, и в ближайшие дни меня должны были оперировать. Перед тем как лечь в Боткинскую больницу, я, по совету матушки Иулиании, настоятельницы Зачатьевского монастыря, обратилась за помощью к преподобным Иулиании и Евпраксии. За ночь я сшила из белого материала рубашку и утром поехала на молебен. Когда молебен кончился и все расходились, я положила рубашку на могильные камни у креста с иконкой преподобных Иулиании и Евпраксии и попросила их о помощи. Попила воды, освященной на молебне.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

У одной госпожи была единственная дочь, которая была неспособной к учению: несмотря на все заботы и старания матери, учение бедной девочке никак не давалось. В 1902 году знакомая посоветовала ей сходить в Зачатьевский монастырь и отслужить панихиду по преподобным. Так как она была очень верующая, то с радостью приняла добрый совет, отслужила панихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии и, помолясь у гробниц, взяла песочек. Вскоре после этого она стала замечать, что ее девочка начала гораздо прилежнее учиться и затем сделалась очень способной ученицей. В 1905 году одна женщина, проживавшая в Москве и имевшая расслабленного сына, пришла помолиться преподобным: отслужила панихиду, взяла масла из лампады и песочка с могилок. Придя домой, она отерла больного мальчика маслом и стала поить его водой, налитой на песок. Вскоре она заметила, что у больного стали укрепляться все члены, и в самом непродолжительном времени он совершенно окреп, выздоровел и начал учиться. Мать в избытке благодарных чувств приписала выздоровление своего сына молитвам и помощи угодниц Божиих игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1907 году крестьянка Нижегородской губернии Ардатовского уезда села Селезнева Пелагея Артамонова долгое время не владела руками и ногами и ужасно страдала от невыносимой боли. Не получая от местных врачей помощи, она попросила свою невестку съездить в Москву к более сведущим докторам. Но в Москве знакомая посоветовала ее невестке обратиться не к врачам, а прибегнуть с молитвой к преподобным Иулиании и Евпраксии, что верующая женщина с усердием исполнила. Придя в монастырь, она долго со слезами молилась в церкви у гробниц преподобных о своей больной. Во время панихиды она положила сорочку на гробницу преподобных. Когда же возвратилась домой, то тотчас надела на больную привезенную сорочку. Больная в это время с верой и горячими слезами умоляла угодниц Божиих помиловать ее и дать ей исцеление. И вот молитва ее была услышана. «Как только надели на меня рубашку, — говорила сама бывшая больная, — как будто все тяжелое с меня спало, я почувствовала совершенное облегчение, и болезни моей как ни бывало». После сего она несколько раз бывала в Зачатьевском монастыре и служила панихиды по преподобным Иулиании и Евпраксии, благодаря угодниц Божиих за исцеление.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

Во время поновления храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где почивают преподобные, одна сестра, идя вечером, увидела двух монахинь у решетки против алтаря, где во времена нашествия французов складывали тела убиенных. Они спросили проходящую: «Когда будет готова церковь? Нам уже надоело шататься». Та ответила, что не знает, но предполагает, что скоро. После этого монахини стали невидимы. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была сооружена в 1887 году усердием московской купчихи А.А. Смирновой, которая, находясь в преклонных летах и памятуя о приближающейся смерти, не могла решить, как распорядиться своими средствами. Было у нее желание еще при жизни поместить свой капитал на какое-нибудь доброе дело, так, чтобы он принес пользу и по ее смерти. И вот однажды видит она во сне, что пришел к ней в полном облачении святитель Алексий, благословил ее и спросил, где у нее деньги. Она вынесла шкатулку с деньгами и подала святителю; он взял шкатулку, вторично ее благословил и сказал, что деньги он возьмет на обновление ветхого храма, и с этими словами пошел от нее по дороге к Зачатьевскому монастырю. По пробуждении своем госпожа Смирнова приняла этот сон за ответ на свой вопрос о вложении капитала. Помолясь Богу, она отправилась к игумении Зачатьевского монастыря Валентине, рассказала свое видение и попросила принять деньги на нужды обители. Действительно, в это время старинный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина», где почивали игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, пришел в ветхость. Игумения Валентина, с благодарностью приняв дар, с усердием начала возводить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, соединив ее с собором двумя открытыми арками. В Зачатьевском монастыре необходимо было приступить к ремонту теплой церкви. В то время обителью управляла смиренная и богобоязненная игумения Калерия, которая очень скорбела о том, что у нее нет для этой цели средств. В своем горе она отслужила панихиду по преподобным, усердно моля: «Вам, преподобные, вверяю сие дело, помогите мне в моей скорби». А вечером, молясь в своей келье перед иконой Божией Матери, взывала: «Владычица, утешь же меня хоть чем-нибудь завтра». Молитвы настоятельницы были услышаны, так как на следующий день явилась незнакомая особа и вручила полтораста рублей серебром. Таким образом сказалась милость Владычицы и скорая помощь преподобных. Кроме того, некоторые, приходя ночью осматривать церковные постройки, видели въявь игумению Иулианию и монахиню Евпраксию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010