Сергия Пр. Ферапонт Белозерский (1426), ушедший с Кириллом, подвизавшийся на Белом озере не вдали от него. Им тоже основан там монастырь. Позднее, по просьбе кн. Андрея Можайского, он под Можайском построил Лужецкую обитель и почил в ней архимандритом. Ферапонтов монастырь знаменит иконной росписью Дионисия. В ту же эпоху созданы были и другие известные монастыри. Из Нижнего-Новгорода воссиял святостью Дионисий Суздальский , подвизавшийся в пещере на берегу Волги, около 1330 г. устроивший там Печерский монастырь. Учениками его были Пр. Евфимий Суздальский (1404), осн. Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, и Пр. Макарий Желтоводский или Унженский (1444), с 12 лет подвизавшийся у св. Дионисия и основавший три обители в Костромских пределах. В Москве, наряду с упоминавшимися Чудовым, Вознесенским, Сретенским монастырями, основаны были семь новых монастырей. В Ростове новыми монастырями были: Григориевский или св. Григория Богослова , где принял пострижение св. Стефан, просветитель Перми; Зачатиевский Иаковлев, основанный ок. 1389 г. св. епископом Иаковом, и Рождественско Богородицкий, основание которого приписывается первому ростовскому архиепископу св. Феодору (1389–94). В Тверском княжестве воздвигнуты 11 новых монастырей, в Нижнем-Новгороде и его окрестностях четыре, вблизи Рязани два. В Костроме во второй половине XIV века крестившийся татарский князь Чет построил Ипатиевский монастырь. В Костромском крае возникло еще девять монастырей. В Суздали Спасо-Евфимиев мон. построен был в 1352 г., по просьбе кн. Бориса Константиновича, Пр. Евфимием; женский Покровский мон. сооружен в 1364 г. кн. Андреем Константиновичем. В Новгородской области местные летописи упоминают о прежних монастырях, из коих особенно известны Юрьевский, Антониев и Хутынский. В Новгороде и вблизи его св. архиепископ Моисей основал с 1335 по 1357 г. пять монастырей. Архиепископ Иоанн в 1407 г. два. Святитель Евфимий в 1432 г. монастырь 12-ти Апостолов. Упоминаются еще семь новых обителей. В числе новых обителей, основанных монашествующими, более всех известен Вознесенский Савво-Вишерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

СПАСКИЙ БОРОДИНСКИЙ, женский, общежительный, 2 класса, в Можайском уезде, на Бородинском поле, ознаменованном славным сражением с французами 26 августа 1812 года. Он устроен первоначально в 1833 году, в виде общины, вдовою генерал-майершею Маргаритою Михайловною Тучковой урожденною Нарышкиною, в поминовение мужа ее, генерала Тучкова, павшего на сем месте, со славою героя, в битве Бородинской. Здесь, вскоре по изгнании французов, соорудила она на свое иждивение церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, которая и освящена в 1820 году; в ней находятся памятники генералу Тучкову с сыном, в молодости умершим. Спустя 18 лет после совершения этого храма по докладу Святейшего Правительствующего Синода, высочайше утвержденному 1 января 1838 года, Спасо-Бородинская обитель дотоле существовавшая приватно, возведена на чреду штатных монастырей, с присвоением 2 класса, а основательница сделана игуменьею оного. Кроме соборного храма, в недавнем времени построена еще трапезная церковь , во имя Филарета Милостивого. Ежегодно, в достопамятный день 26 августа, совершается сюда из села Бородина крестный ход и панихида по русским воинам, на Бородинском сражении убиенных. ЗАЧАТЕЙСКИЙ, женский, 3 класса, в Москве, близ Пречистенских ворот, в Земляном городе, между Москвы реки и улицы Остоженки. На этом месте, около 1360 года, св. Алексий Митрополит основал, по желанию сестер своих, Евпраксии и Иулии, монастырь, который, около 1514, с именем Алексеевского, переведен, в Белый город, на Черторье; здесь же, вероятно, оставалась и после того малая обитель, известная еще и в XVI веке под названием Зачатиевской, по главному храму. Прочное же основание нынешнему Зачатейскому монастырю положено уже в 1623 году царем Феодором Иоанновичем, по желанию царицы Ирины Феодоровны. Ныне здесь три каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Зачатия св. Анны, с приделами Феодора Стратилата и Великомученицы Ирины, внизу Рождества Богородицы, с приделом Алексия Митрополита; храм этот воздвигнут, по-видимому, вместо древнего, царем Феодором Иоанновичем; а в новейшее время перестроен, в изящном вкусе. 2) Неопалимыя Купины; построена в 1766 году иждивением девицы Анны Михайловны Аничковой; тут находятся гробницы Евпраксии и Иулии, сестер св. Алексия Митрополита, местно-чтимых, из коих об Иулии известно, что она скончалась в 1393 году, быв начальницею обители. 3) Нерукотворенного Спасова образа, на вратах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Госпожа Сухотина, жившая в Зачатьевском монастыре, имела сильное желание принять на себя многотрудный подвиг монахини, но, несмотря на свою богоугодную добродетельную жизнь и ревностно исполняемые труды послушания, желание ее оставалось неисполненным. И вот среди такой скорби и печали она однажды во сне увидела преподобных, которые, утешая ее, советовали не скорбеть сильно и сказали, что ее постригут при игумении Палладии. (Палладия, нужно заметить, была в то время мантийной монахиней Зачатьевского монастыря.) Такой сон, конечно, сильно обрадовал госпожу Сухотину и еще более побудил к трудам послушания. Но каково же было ее огорчение, когда немного спустя она узнала, что Палладию переводят казначеей в Серпуховской женский монастырь. С ее отъездом последняя надежда на получение мантийного пострига у госпожи Сухотиной пропала, вследствие чего она еще более начала скорбеть и даже отчаиваться. Однако же Божие промышление о человеке никогда не остается неисполненным. По смерти игумении Серпуховского монастыря на ее место была назначена одна из монахинь того же монастыря, казначея же Палладия по своему личному желанию и ходатайству возвратилась в родную Зачатьевскую обитель, где вскоре и была назначена игуменией. Наконец-то сбылось знаменательное сновидение госпожи Сухотиной и заветное ее желание исполнилось: игумения Палладия вскоре представила ее к мантийному постригу, что и было совершено. Головщица Аполлинария рассказывала, что она удостоилась видеть преподобных. В то время (с 1775 по 1793 год) обителью управляла благочестивая игумения Амфилохия, которая отличалась большим состраданием к бедным; она брала к себе в монастырь сирот всех возрастов вплоть до младенцев, кормила их и учила. Сироты эти, воспитанные в страхе Божием, чувствовали большую благодарность к сострадательной, заменившей им мать игумении и ко всем насельницам обители, которым они своим пребыванием в монастыре невольно прибавляли работы. Некоторые из этих сирот постарше вместо того чтобы ложиться спать, трудились — качали воду и носили ее в обитель на денную потребу. Как-то раз в лунную ночь головщица Аполлинария с другой послушницей качали воду. Кончив свое занятие, они пошли к церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» помолиться преподобным. И вдруг во время молитвы слышат шорох и чей-то шепот. Обернувшись, они увидели двух монахинь в мантиях. В страхе одна из послушниц начала их крестить, читая молитву «Да воскреснет Бог». Она и не подозревала, что сподобились явления преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Игумения Иулиания с любовию перекрестила перепуганных послушниц и вместе с монахиней Евпраксией, улыбаясь, удалилась и стала невидимой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

В исторической лит-ре многократно встречается, но никем из авторов не аргументируется нижняя граница возможного основания Зачатиевского мон-ря - 1355 г. Этот год действительно может быть выведен из летописных сведений, согласно к-рым кнг. Василиса род. в 1331 г., в 12-летнем возрасте (т. е. в 1343) вышла замуж за кн. Андрея Константиновича (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Следов., к 1355 г., достигнув 24 лет, она могла выступить в качестве ктитора иноческой обители. Предположительно в 1-й пол. XVII в. на основе текста Степенной книги создана Пространная редакция Жития кнг. Вассы (в иночестве Феодоры) (см.: Романова. 2005. С. 608), в к-рой говорится об основании обители княгиней: «...и советова с мужем своим со князем Андреем Констянтиновичем, и своею казною созда в вотчине своей в Нижнем Новеграде вне града на брезе Волги, на устье Оки монастырь женскии и церковь камену в нем согради во имя Зачатия святыя Анны егда зачат святую Богородицу, и книгами и ризами и всякою церковною лепотою украси дивно зело и полезно слышати, и инокинь собра и келии согради и удовли их всякими потребами неоскудно» (Там же. С. 612). Мон-рь действительно находился близ устья р. Оки, на Нижнем посаде, «вне града», т. е. за кремлевской стеной, ок. Зачатиевской башни (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 9). Но указание на строительство каменного монастырского храма в сер. XIV в. не содержится в более ранних источниках и противоречит описанию мон-ря 1621-1622 гг.: «...а на монастыре церковь Покрова Святые Богородицы да предел преподобнаго Михаила Малеина древяна клетцки, с трапезою». Кроме того, в мон-ре имелись колокольница, ограда со св. воротами и 36 келий (Там же. Стб. 40, 42). Каменная Зачатиевская ц. в этом источнике нач. 20-х гг. XVII в. еще не упоминается. К нач. XVII в. Зачатиевский мон-рь изобиловал «всякою церковною лепотою». В писцовой книге 1621-1622 гг. перечисляются 37 икон, из которых 21 или писана на золоте, или имела серебряные позолоченные оклады, венцы и привески-цаты.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

21 алтын с деньгою и по 412 четвертей с осминой ржи и овса (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). Также в доход мон-ря поступал оброк с бобыльских и нищенских «келейшок», стоявших на монастырской земле (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 43). Наконец, у обители имелись и земельные владения, полученные, в частности, по грамотам царей Алексея Михайловича (от 15 сент. 1653) и Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (от 17 авг. 1688) ( Храмцовский. 2005. С. 330). На протяжении всей своей истории Зачатиевский мон-рь страдал от пожаров. 17 мая 1520 г. «погоре посад до Зачатья девичья монастыря» ( Шайдакова. 2006. С. 132-133; Гациский. 1866. С. 30-31). 29 июня 1685 г. обитель сгорела: «...и церкви, и кельи все без остатку згорели же». 25 июня 1715 г. возгорание в мон-ре стало причиной пожара, истребившего большую часть Н. Новгорода ( Гациский. 1866. С. 88, 97). После пожара 1743 г. каменную Зачатиевскую ц. по причине ветхости и из-за подмывавших ее основание родников посчитали непригодной к восстановлению, как и др. постройки обители. Инокини-погорелицы бедствовали и добывали себе средства к существованию подаянием. Нижегородский и Алатырский еп. Димитрий (Сеченов) перевел мон-рь на новое место - к Георгиевской ц., располагавшейся близ Георгиевской башни Нижегородского кремля. После 1743 г. мон-рь также назывался Георгиевским. На новом месте были выстроены кельи и поставлена церковная ограда. Известны игумении Зачатиевской обители: Адриана (1622), Юлия (1635), Наталия (1643-1646), Варсонофия (1653-1662), Мелания (1664), Александра (1666-1670), Капитолина (1678), Анисия (1680-1682), Марфа (1700), Феодосия (1737-1743), Дорофея (1743-1744), Тавифа (1764) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 621; Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 372; ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). В 1764 г. мон-рь был упразднен и присоединен к соседнему Крестовоздвиженскому (до 1716 именовавшемуся Происхожденским) мон-рю. Точное время основания Воскресенского жен. мон-ря неизвестно. Сообщения об упоминании обители в Нижегородской сотной грамоте 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

от г. Горбатова, при с. Дальнем Давидове. Основан в 1886 г. из существовавшей с 1857 г. женской общины, начало которой положено было крестьянками Неонилой Борис. Захаровой и Агриппиной Петр. Васильевой. По просьбе их местный помещик В. В. Аристов пожертвовал для устройства общины ту самую лесную дачу, близ большой Муромской дороги, где в 1785 г. пр. Серафим, во время путешествия по сбору на построение храма в Саровской пуст., остановился для отдыха и, водрузив крест, пророчески сказал спутнику своему Антонию: „на этом самом месте, отче, будет женский монастырь и храм в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали“. И, действительно, впоследствии здесь построен был сначала деревянный, а затем каменный храм в честь иконы «Утоли моя печали» и возникла женская обитель. При мон. больница, странноприимный дом, школа и приют. Керженский Благовещенский , единоверческий, 3 кл., общ., в 25 в. от г. Семенова, при р. Керженце. Основан в XVIII в. под именем раскольничьего скита, который в 1848 г., по принятии единоверия, был обращен в мон.; до 1908 г. был мужским. Здесь находится чудотворная Казанская икона Богоматери. Крестовоздвиженский , 1 кл., в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV в. Он совмещает в себе три женских мон., существовавшие прежде в Нижнем: Зачатиевский, основанный (в 1355 – 1365 г.) супругой кн. Андрея Константиновича, Анастасией Ивановной, Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ р. Волги, но по причине тесноты в 1815 г. перенесен на настоящее место. Соборный храм в честь Воздвижения креста Господня построен в 1814 – 1823 г. При мон. школа-приют для сирот. Мон. славится золотошвейными работами. Кутузовский Богородичный , общ., в 20 в. от уез. г. Ардатова. Учрежден в 1902 г. из женской общины, открытой в 1881 г. Начало иноческой жизни здесь положено было строительницами Дальне-Давидовской обители H. Б. Захаровой и А. П. Васильевой, которым местный землевладелец, кн. Д. Ф. Звенигородский, подарил 3 десятины земли для устройства общежития в м.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения, подаренные еще святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и где можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой — Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом-то месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 году был основан первый в Москве женский монастырь. Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия — Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями — стародевичьим. Святитель Алексий, будучи строгим подвижником «от юности своея», любил и почитал только истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительство. Тем более что к этому времени общежительный устав уже был введен в монастыре Преподобного Сергия. Повелением митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста — числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

Внутри, в зап. части храма, напротив главного алтаря были устроены хоры. Иконостас этого алтаря был украшен 6 колоннами, весь покрыт изящной резьбой и вызолочен. Образа в иконостасе располагались в 3 яруса. Царские врата были глухие, с изображениями Спасителя, Божией Матери и 4 евангелистов, а выше находилась икона Благовещения. В приделах были устроены одноярусные иконостасы, покрытые белой краской и украшенные золоченой резьбой и колоннами. Царские врата в иконостасах были составлены из золоченых колонн, на которых крестообразно располагались сюжеты на тему Благовещения Пресв. Богородицы и изображения евангелистов. Напротив главного алтаря висело большое медное посеребренное паникадило, 2 таких же были повешены напротив приделов, а одно - в зап. части храма. Центральный купол собора был расписан в виде звездного неба. В 1882 г. нижегородским живописцем Д. А. Салабановым на сводах и стенах были изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Четыре столпа, поддерживавшие храмовые своды, были украшены живописными иконами работы уроженца Н. Новгорода Базанова, обучавшегося в Имп. АХ. Почти все иконы имели серебряные позолоченные ризы, ко многим из них были привешены серебряные позолоченные кресты и ковчежцы с мощами. Так, в храмовую икону Воздвижения Креста Господня был вставлен позолоченный крест-мощевик с частицами Ризы Господней и Креста Господня, мощей апостолов Матфея, Луки, Андрея Первозванного, Тита и Варнавы, прор. Даниила, святителей Иоанна Златоуста, Петра и Ионы Московских, сщмч. Никиты Никодимского, святых Василия Анкирского, Ипатия, Игнатия Богоносца, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Прокопия, Никиты, мучеников Мардария, Авксентия, Ореста, Сергия, Агафоника, Христофора, преподобных Антония, Пимена, Иоанна Дамаскина, Михаила Малеина, Ефрема Сирина. Другой соборной святыней являлась Иверская икона Божией Матери, написанная в греч. стиле и украшенная богатой серебряной золоченой ризой, с жемчугом и каменьями и с короной на венце из яхонтов, изумрудов и алмазов. На образ были «возложены» кресты: 1-й - из алмазов, 2-й - из серебра, позолоченный. В местной иконе Воскресения Христова (в главном иконостасе) также находились небольшие серебряные позолоченные крест и ковчег, в 1-й была вложена часть Креста Господня, а во 2-й - частицы мощей мн. святых. Большой интерес представляла старинная икона святых Иоакима и Анны, возможно перенесенная из Зачатиевского мон-ря. В 1850 г. сестры обители изготовили богатую плащаницу, вышитую по малиновому бархату золотом и серебром, жемчугом, кораллами и бисером. Плащаница была украшена 51 камнем в серебряной оправе, 231 стразом и 11 663 жемчужинами.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Топографическое и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1834. С. 57; Он же. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 59; ср.: Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Рус. земли. М., 1836. Ч. 3. С. 283). К тому же содержание этого предания варьируется и вместо Воскресенского мон-ря называется Зачатиевский мон-рь ( Мельников. 1846. С. 200; Соловьёв. 1887. С. 3; Четыркин. 1886. С. 8; Гациский. 2001. С. 55; Сойкин. 2006; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 68). В целом это предание не может рассматриваться как исторически достоверное. В нач. XVIII в. в Воскресенском мон-ре, пришедшем в упадок, оставались только 7 стариц. Мон-рь серьезно пострадал во время пожара 1715 г., поэтому в 1723 г. Нижегородский и Алатырский еп. Питирим его упразднил, присоединив к Крестовоздвиженской обители. Собственно Крестовоздвиженский мон-рь, именовавшийся до 1716 г. Происхожденским, первоначально располагался над р. Волгой на т. н. Егорьевской горе, напротив Георгиевской башни кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26). Согласно городскому преданию, именно на том месте выступал с патриотическим призывом к нижегородцам К. Минин в 1611 г. Считалось, что обитель воздвигнута в ознаменование подвигов нижегородцев в Смутное время ( Храмцовский. 1865. С. 25; Он же. 2005. С. 332; Добровольский. 1895. С. 73; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 75). Возможно, под влиянием этого мнения архим. Макарий (Миролюбов) писал (без ссылок на источники), что мон-рь существовал уже с 1612 г. ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 46). Однако по документам этот мон-рь известен только с кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. Так, еп. Амвросий (Орнатский) упоминал о царской грамоте, по к-рой в обитель были пожалованы ризы и др. церковная утварь. Но указания на место хранения этой грамоты или ее публикацию он не сделал. Кроме того, в датировке грамоты автором допущен явный анахронизм: от Сотворения мира она датируется 7129 г., а от Рождества Христова - 1618 г., хотя должен быть 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Лит.: Максимович Л. М. Ист. известие о всех церквах столичнаго города Москвы. М., 1796; ИРИ. 1811. Ч. 3. С. 90-91; Выходы государей, царей и великих кн. Михаила Федоровича, Алексия Михайловича, Федора Алексиевича, всея Руси самодержцев/Предисл: П. М. Строев. М., 1844; Милютин И. Описание Москвы и ее достопримечательностей. М., 1850; Снегирёв И. М. Алексеевский мон-рь в Москве// Он же. Рус. старина в памятниках церк. и гражд. зодчества. М., 1851. Тетр. 11. С. 123-124; То же//Там же. М., 18532. Т. 4. С. 80-87; Мат-лы для археол. словаря//Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 1. Ч. 2. С. 15-78; Строев. Списки иерархов. 1877; Ушакова Е. В. Краткий ист. очерк моск. Алексеевского мон-ря. М., 1877, 2016; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1; 1891. Т. 2; он же. История города Москвы: Неизданные труды. М., 2003; Смирнов Л. П. Ист. описание моск. Зачатиевского девичьего мон-ря. М., 1884; Кельцев С. Празднование 25-летия служения в сане игум. настоятельницы Моск. Алексеевского жен. мон-ря матери Антонии 22 окт. 1886 г. М., 1886; Токмаков И. Ф. Ист. и археол. описание моск. Алексеевского девичьего мон-ря. М., 1889, 1896, 2011; Боголюбский М., прот. Московская иерархия//ЧОЛДП. 1894. Отд. 1. 9. С. 447-482; 10. С. 529-578; Орлов Г. А., свящ. Игум. Антония, настоятельница Московских мон-рей Страстного (1861-1871) и Алексеевского (1871-1897). М., 1906; Уваров А. С. Сб. мелких трудов. М., 1910. Т. 1; Из истории Москвы: Опись Москвы после пожара 10 апр. 1629 г.//Красный архив. М., 1940. 4(101). С. 197-227; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг: (Опыт справ.-указателя)//Сакральная топография средневек. города: Изв. Ин-та христ. культуры средневековья. М., 1998. Т. 1. С. 143-179; Костомаров Н. И. Рус. история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2004. 3 кн.; Ким О. Г., Рябов В. А. Фиксационные чертежи собора Алексеевского мон-ря в Чертолье: Новая арх. находка//Московская Русь: Проблемы археологии истории архитектуры. М., 2008. С. 463-466; Тарабарина Ю. В. Собор Алексеевского мон-ря в Чертолье//Там же. С. 427-463; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Морозова Н. Воспитательница игумений//ЖМП. 2011. 6. С. 74-79; Красносельские мученицы. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010