Москва. Зачатьевский монастырь. Карта и ближайшие объекты Зачатьевский монастырь был основан в 1584 году на месте существовавшего здесь до 1547 года Алексеевского монастыря. После переноса Алексеевского монастыря на новое место здесь оставалась церковь Зачатия святой Анны. По этой церкви новый монастырь и получил название Зачатьевского. В августе 1612 года около Зачатьевского монастыря ополченцы князя Дмитрия Пожарского вели тяжелые бои с польскими войсками. Сам монастырь был разорен поляками, но вскоре восстановлен. Существенно пострадал монастырь и во время французского нашествия 1812 года. В 1804-07 годах в монастыре по проекту М.Ф. Казакова был построен Зачатьевский собор (собор Рождества Богородицы и Зачатия святой Анны), ставший главным храмом монастыря. В 1844-46 годах по проекту М.Д. Быковского была построена церковь Сошествия Святого Духа. В 1924 году Зачатьевский монастырь был закрыт. На его территории была организована детская колония. В дальнейшем в помещениях монастыря размещались различные учреждения. В 1930-х годах часть построек монастыря была разрушена. Был уничтожен и Зачатьевский собор (на его месте была построена школа). Церковь Сошествия Святого Духа была перестроена до неузнаваемости. Главной достопримечательностью Зачатьевского монастыря является надвратная церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь была построена в 1696 году на средства А.Римского-Корсакова, бывшего тогда стольником Петра I. Сохранились также корпуса кельи и часть монастырской стены. В настоящее время Зачатьевский монастырь возвращен церкви. В 1995 году здесь был возрожден женский монастырь. В монастыре ведутся реставрационные и восстановительные работы. Зачатиевский Алексеевский монастырь, 3 класса, в Москве, близ Пречистенских ворот, на Остоженке. Основан в 1547 году, на месте переведенного отсюда Алексеевского женского монастыря оставшимися инокинями этого монастыря. В смутное время был сожжен; возобновлен в 1623 году. При монастыре богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

http://sobory.ru/article/?object=02269

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Евдокимов Евгений Владимирович; род. 1.11.1951, с. Калтасы, Башкирская АССР), архиеп. Александровский и Юрьев-Польский. Из семьи служащих. По окончании средней школы работал электриком на заводе. С 1969 г. учился в Воронежском технологическом ин-те. Во время учебы принял решение о получении духовного образования. Поскольку для поступления в ДС требовалось пройти воинскую службу, в 1971 г. оставил ин-т и был призван в Советскую Армию. В 1974-1977 гг. обучался в Московской ДС, а затем поступил в МДА. В течение неск. лет нес академическое послушание иподиакона у ректора архиеп. Владимира (Сабодана , ныне митрополит Киевский и всея Украины). 4 дек. 1980 г. в ТСЛ пострижен в монашество с именем Евстафий. 4 янв. 1981 г. рукоположен во диакона. В 1981 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Учение о благодати прп. Симеона Нового Богослова». 27 марта 1982 г. рукоположен во иерея. По окончании МДА назначен профессорским стипендиатом и преподавателем заочного отд-ния Московской ДА и ДС, нес в ТСЛ послушание помощника эконома. В 1984 г. Е. возведен в сан игумена, направлен служить в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь , затем был переведен в братию мон-ря. В 1986 г. награжден крестом с украшениями. В янв. 1988 г. направлен наместником архим. Тихоном (Емельяновым , ныне архиепископ Новосибирский) в командировку во вновь открывшийся Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь в качестве строителя, эконома и духовника обители. При Е. были отреставрированы Спасский и Никольский монашеские корпуса обители (1990-1991), отреставрированы и освящены Свято-Введенский собор монастыря и ц. свт. Николая Чудотворца (1992). В мае 1991 г. Е. назначен наместником ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря , переданного в ведение Ярославской епархии. При Е. мон-рю были возвращены из фонда Ростовского музея мощи свт. Димитрия Ростовского (4 июня 1991), мощи прп. Авраамия (25 дек. 1991). В нояб. 1991 г. в Иаковлевской ц. установлен иконостас из сохранившихся икон Зачатиевского собора мон-ря, также переданных из фондов Ростовского музея. 24 апр. 1994 г. Е. возведен в сан архимандрита. 25 авг. 1997 г. мон-рю была передана Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» (или «Утешение»), с этого дня в обители ежегодно установлен праздник Сретения Ватопедской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/187462.html

21 алтын с деньгою и по 412 четвертей с осминой ржи и овса (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). Также в доход мон-ря поступал оброк с бобыльских и нищенских «келейшок», стоявших на монастырской земле (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 43). Наконец, у обители имелись и земельные владения, полученные, в частности, по грамотам царей Алексея Михайловича (от 15 сент. 1653) и Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (от 17 авг. 1688) ( Храмцовский. 2005. С. 330). На протяжении всей своей истории Зачатиевский мон-рь страдал от пожаров. 17 мая 1520 г. «погоре посад до Зачатья девичья монастыря» ( Шайдакова. 2006. С. 132-133; Гациский. 1866. С. 30-31). 29 июня 1685 г. обитель сгорела: «...и церкви, и кельи все без остатку згорели же». 25 июня 1715 г. возгорание в мон-ре стало причиной пожара, истребившего большую часть Н. Новгорода ( Гациский. 1866. С. 88, 97). После пожара 1743 г. каменную Зачатиевскую ц. по причине ветхости и из-за подмывавших ее основание родников посчитали непригодной к восстановлению, как и др. постройки обители. Инокини-погорелицы бедствовали и добывали себе средства к существованию подаянием. Нижегородский и Алатырский еп. Димитрий (Сеченов) перевел мон-рь на новое место - к Георгиевской ц., располагавшейся близ Георгиевской башни Нижегородского кремля. После 1743 г. мон-рь также назывался Георгиевским. На новом месте были выстроены кельи и поставлена церковная ограда. Известны игумении Зачатиевской обители: Адриана (1622), Юлия (1635), Наталия (1643-1646), Варсонофия (1653-1662), Мелания (1664), Александра (1666-1670), Капитолина (1678), Анисия (1680-1682), Марфа (1700), Феодосия (1737-1743), Дорофея (1743-1744), Тавифа (1764) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 621; Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 372; ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). В 1764 г. мон-рь был упразднен и присоединен к соседнему Крестовоздвиженскому (до 1716 именовавшемуся Происхожденским) мон-рю. Точное время основания Воскресенского жен. мон-ря неизвестно. Сообщения об упоминании обители в Нижегородской сотной грамоте 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

В исторической лит-ре многократно встречается, но никем из авторов не аргументируется нижняя граница возможного основания Зачатиевского мон-ря - 1355 г. Этот год действительно может быть выведен из летописных сведений, согласно к-рым кнг. Василиса род. в 1331 г., в 12-летнем возрасте (т. е. в 1343) вышла замуж за кн. Андрея Константиновича (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Следов., к 1355 г., достигнув 24 лет, она могла выступить в качестве ктитора иноческой обители. Предположительно в 1-й пол. XVII в. на основе текста Степенной книги создана Пространная редакция Жития кнг. Вассы (в иночестве Феодоры) (см.: Романова. 2005. С. 608), в к-рой говорится об основании обители княгиней: «...и советова с мужем своим со князем Андреем Констянтиновичем, и своею казною созда в вотчине своей в Нижнем Новеграде вне града на брезе Волги, на устье Оки монастырь женскии и церковь камену в нем согради во имя Зачатия святыя Анны егда зачат святую Богородицу, и книгами и ризами и всякою церковною лепотою украси дивно зело и полезно слышати, и инокинь собра и келии согради и удовли их всякими потребами неоскудно» (Там же. С. 612). Мон-рь действительно находился близ устья р. Оки, на Нижнем посаде, «вне града», т. е. за кремлевской стеной, ок. Зачатиевской башни (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 9). Но указание на строительство каменного монастырского храма в сер. XIV в. не содержится в более ранних источниках и противоречит описанию мон-ря 1621-1622 гг.: «...а на монастыре церковь Покрова Святые Богородицы да предел преподобнаго Михаила Малеина древяна клетцки, с трапезою». Кроме того, в мон-ре имелись колокольница, ограда со св. воротами и 36 келий (Там же. Стб. 40, 42). Каменная Зачатиевская ц. в этом источнике нач. 20-х гг. XVII в. еще не упоминается. К нач. XVII в. Зачатиевский мон-рь изобиловал «всякою церковною лепотою». В писцовой книге 1621-1622 гг. перечисляются 37 икон, из которых 21 или писана на золоте, или имела серебряные позолоченные оклады, венцы и привески-цаты.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения, подаренные еще святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и где можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой — Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом-то месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 году был основан первый в Москве женский монастырь. Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия — Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями — стародевичьим. Святитель Алексий, будучи строгим подвижником «от юности своея», любил и почитал только истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительство. Тем более что к этому времени общежительный устав уже был введен в монастыре Преподобного Сергия. Повелением митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста — числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

Топографическое и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1834. С. 57; Он же. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 59; ср.: Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Рус. земли. М., 1836. Ч. 3. С. 283). К тому же содержание этого предания варьируется и вместо Воскресенского мон-ря называется Зачатиевский мон-рь ( Мельников. 1846. С. 200; Соловьёв. 1887. С. 3; Четыркин. 1886. С. 8; Гациский. 2001. С. 55; Сойкин. 2006; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 68). В целом это предание не может рассматриваться как исторически достоверное. В нач. XVIII в. в Воскресенском мон-ре, пришедшем в упадок, оставались только 7 стариц. Мон-рь серьезно пострадал во время пожара 1715 г., поэтому в 1723 г. Нижегородский и Алатырский еп. Питирим его упразднил, присоединив к Крестовоздвиженской обители. Собственно Крестовоздвиженский мон-рь, именовавшийся до 1716 г. Происхожденским, первоначально располагался над р. Волгой на т. н. Егорьевской горе, напротив Георгиевской башни кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26). Согласно городскому преданию, именно на том месте выступал с патриотическим призывом к нижегородцам К. Минин в 1611 г. Считалось, что обитель воздвигнута в ознаменование подвигов нижегородцев в Смутное время ( Храмцовский. 1865. С. 25; Он же. 2005. С. 332; Добровольский. 1895. С. 73; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 75). Возможно, под влиянием этого мнения архим. Макарий (Миролюбов) писал (без ссылок на источники), что мон-рь существовал уже с 1612 г. ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 46). Однако по документам этот мон-рь известен только с кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. Так, еп. Амвросий (Орнатский) упоминал о царской грамоте, по к-рой в обитель были пожалованы ризы и др. церковная утварь. Но указания на место хранения этой грамоты или ее публикацию он не сделал. Кроме того, в датировке грамоты автором допущен явный анахронизм: от Сотворения мира она датируется 7129 г., а от Рождества Христова - 1618 г., хотя должен быть 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Подробнее... Троице-Сергиев Варницкий монастырь [ править править код ] Дата основания: 1427 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы Телефоны: +7-964-167-04-10 , +7-905-633-04-89 Сайт: http://varnicy.ru/ Основан Ростовским епископом Ефремом на месте дома родителей Сергея Радонежского. В 1609 монастырь сожжен поляками, в конце XVII в. постепенно восстанавливается. Мужской монастырь в 1725 становится женским, в 1731 - это вновь мужская обитель. В 1920-х закрывается, большая часть зданий уничтожена. В 1990-х передается Троице-Сергиевской лавре. Примечания : На место Троице-Сергиева Варницкого монастыря ранее стояли боярские хоромы прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия. Сейчас на месте их дома возвышается Троицкий собор. Также при монастыре расположена гимназия для 10-11 классов исключительно для мальчиков. Подробнее... Углич [ править править код ] Алексеевский Угличский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1371 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Углич, ул. Шаркова, 27 Телефон: (48532) 2-35-95 Группа ВКонтакте: http://vk.com/public187730504 Успенский монастырь в Угличе основан в 1371 Алексием, митрополитом Московским . В том же году для создания и обустройства обители был направлен инок Адриан, к следующему году построивший первую деревянную Успенскую церковь. После канонизации митрополита в 1439 монастырь стал называться Алексеевским. Разорён поляками в 1609, но вскоре восстановлен. В XVI-XVII вв. были построены каменные храмы. После реформы 1764 монастырь получил статус третьеклассного. Во 2-й пол. XVIII - XIX вв. построены каменная ограда (1761-1777), келейные корпуса и трёхъярусная колокольня в классическом стиле (1820-1825). Монастырь закрыт в кон. 1920-х, в 1930-х его архитектурный ансамбль значительно пострадал. Возрождён в качестве женской обители в 1997.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

XVIII в. Л. А. Беляев Архитектура. Строительство в З. м. В жалованной грамоте 1623 г. упоминается, что при Феодоре Иоанновиче в З. м. был построен Зачатиевский собор с приделами во имя вмц. Феодора Стратилата и вмч. Ирины, а также храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Алексия, митр. Московского. В какой конфигурации и в каком материале были построены храмы (кроме соборного) - неизвестно. При пожаре 1611 г. деревянные здания мон-ря сгорели, каменные должны были пострадать. Первым 11 авг. 1621 г. был освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 400. Л. 75); примечательно, что в 30-х - 40-х гг. XVII в. из мон-ря приходили к патриарху не только в день Зачатия, но и в день Рождества Пресв. Богородицы. 11 нояб. 1630 г. был освящен главный престол собора в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 409. Л. 28 об.), 6 июля 1631 г.- его приделы («в Зачатейской девич монастырь что за Чертолскими вороты в церковь Федора Стратилата да в церковь мученицы Ирины что в пределе у Зачатия Святые Анны на освящение...» - РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 410. Л. 102 об.- 103). Судя по выдаче ладана 30 июля 1653 г., через 20 лет эти престолы потребовалось заново освятить (Там же. Л. 162-162 об.). В 1696 г. была сооружена каменная надвратная ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. В нач. XVIII в. именная подушная книга из 5 престолов фиксирует лишь Зачатиевский и вмч. Феодора Стратилата; как во 2-й пол. XVII в. сложилась судьба 3 других (Рождества Пресв. Богородицы, вмц. Ирины и свт. Алексия) - в наст. время неясно. План Зачатиевского в 2006 г. (с указанием участков раскопок 2003–2006) К нач. XVIII в. облик З. м. известен по материалам раскопок, по изображению на раскрашенной лубочной картине «Москва с монастырями» (нач. XVIII в.) и нек-рым документам, в т. ч. картографическим. Так, З. м. представлен на планах Москвы И. Ф. Мичурина (1739), 1767 г. (копия 1768 г.- РГВИА. ВУА. Д. 22169), фиксационном 1774-1775 гг.

http://pravenc.ru/text/182731.html

20-х гг. XX в., возрожден в 2015), в честь Иверской иконы Божией Матери (женский, в Выксе; основан как богадельня в 1864, в 1874 переименована в жен. общину, в 1886 преобразована в мон-рь, закрыт в 1924, возобновлен в 1997), Покровский (женский, в с. Лукине Богородского р-на; основан в 2000 как жен. община, преобразована в мон-рь в нач. 2007 по определению Синода от 26 дек. 2006), Крестовоздвиженский (женский, в дер. Быдреевке городского окр. Семёновский; основан в 2016). Упраздненные до 1799 г.: нижегородский Благовещенский (мужской, в Н. Новгороде; основан ок. 1221, разорен мордвой в 1229), Дудин Амвросиев Николаевский (мужской, близ совр. дер. Подъяблонное Богородского р-на; основан не позднее сер. XIV в., упразднен в 1764; с 2014 архиерейское подворье), нижегородский Зачатиевский (женский, в Н. Новгороде; основан в сер. XIV в., в 1764 присоединен к нижегородскому Воздвижения Креста Господня жен. мон-рю), городецкий Лазаревский (мужской, в г. Городце; известен в XIV в., по-видимому, разорен в 1408), нижегородский Спасский (мужской, в Н. Новгороде; основан не позднее 2-й пол. XIV в., был приписным к нижегородскому Благовещенскому мон-рю, упразднен не позднее 1-й четв. XVII в.), Ионина (муж. пустынь, в г. Городце; основана, по нек-рым данным, в 1393, упразднена в 1691), Варнавинская Троицкая (муж. пустынь, на р. Ветлуге и р. Краснице (ныне рабочий пос. Варнавино); основана, вероятно, во 2-й пол. XV в., документально известна с 1551, нек-рое время была приписана к московскому Богоявленскому мон-рю, упразднена в 60-70-х гг. XVIII в.), Глушицкая «Пречистыя Богородицы» (Данилов монастырь) (муж. пустынь, на левом берегу нижнего течения р. Узолы при озере-глушице (ныне Городецкий р-н); известна с нач. XVI в., упразднена не позднее 1-й пол. XVIII в.), Толоконцевская Спасская («монастырь-особняк»; муж. пустынь, в с. Толоконцеве (ныне в черте г. Бор); основана в нач. XVI в., в 1597-1613 и в кон. 20-х - 30-х гг. XVII в. была приписана к нижегородскому Печерскому мон-рю, в 1628 и со 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

XVI в., закрыт в 1927, возрожден в 1994), Крестовоздвиженский (женский, в Н. Новгороде; основан не позднее кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. как мон-рь в честь Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня, в 1716 переименован в Крестовоздвиженский, в 1723 к нему был присоединен упраздненный нижегородский Воскресенский мон-рь, в 1764 - упраздненный нижегородский Зачатиевский мон-рь, в 1815 переведен на новое место, в 1919 закрыт, насельницы организовали трудовую артель, жен. община существовала при Крестовоздвиженском соборе до нач. 1928, при Казанской кладбищенской ц.- до 1935, мон-рь возрожден в 2004), Оранская в честь Владимирской иконы Божией Матери (муж. пустынь, в с. Оранки Богородского р-на; основана в 1634, закрыта в 1920, возрождена в 1993), Успенская Флорищева (муж. пустынь, в пос. Фролищи Володарского р-на; основана в сер. XVII в., закрыта в 1923, возрождена в 2005), саровская Успенская (муж. пустынь, в Сарове; основана в кон. XVII в., закрыта в 1927, возрождена в 2006), в честь Феодоровской иконы Божией Матери (мужской, в Городце; основан в 1700, закрыт в 1923, возрожден в 2009), высоковский Успенский (мужской, в 2 км от дер. Высоково Ковернинского р-на; основан в 1784 как старообрядческий скит, впосл. насельники присоединились к единоверию, с 1820 пустынь, с 1829 монастырь, закрыт в 1929, возрожден в 2000), Серафимов Дивеевский (женский, в с. Дивееве Дивеевского р-на; основан как Казанская жен. община в 1788, к-рая была преобразована в мон-рь в 1861, закрыт в 1927, возрожден в 1991), Абабковский во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женский монастырь (в с. Абабкове Павловского р-на; основан как богадельня ок. 1818, в 1849 преобразована в жен. общину, в 1859 получила статус мон-ря, закрыт в 1928, возрожден в 1995), Дальнедавыдовский в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (женский, в с. Давыдове (ранее - Дальнее Давыдово) Вачского р-на; открыт в 1858 как жен. община, в 1886 преобразована в мон-рь, закрыт во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010