Могуществу Царя-Еммануила, по пророчеству Исаии, нет предела ( Ис.9:7 ). И владычество Его (Мессии), говорит пр. Захария, будет от моря до моря и от реки до концов земли ( Зах.9:10 ). Цари и князья Ему поклонятся ( Ис.49:7 ). Ему (сыну человеческому) дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:13–14 ). Он будет судить народы по Своему всеведенью ( Ис.11:2–3 ; Зах.11:5–7 ), будет их всех переплавлять и очищать, как серебро и золото, будет для них как огонь и щелок ( Мал.3:1–3 ). Народы и царства, которые не захотят Ему служить, погибнуть и совершенно истребятся ( Ис.60:10–12 ). Царство Мессии во веки не разрушится, и не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно ( Дан.2:44 ). Для членов царства Мессии – для народа Божия настанут дни благоденствия, мира и справедливости ( Ис.2:4; 11:4; 42:3–7; 61 ; Иез.34:24–31 ; Мих.4:3–5 ; Иер.23:5; 33:15 ). В изображениях Мессии как славного Царя, Победителя и Судии непокорных и враждебных народов земли, у пророков, как и у псалмопевцев, нередки образы, взятые от земных царств. На основами этих изображений современные Христу иудеи и даже нынешние Иудеи представляют Мессии царем земным, славным победителем, который будто бы внешним оружием покорить их владычеству все прочие народы, а Его царство – всемирным, земным царством, имеющим доставить иудеям земное благосостояние, славу и богатство. Но изображения царства Мессии в образах, взятых от земных царств, были допускаемы только с той целью, чтобы сделать более понятными предсказания о царстве Мессии для такого грубо-чувственного народа, как иудейский. В действительности все пророки предрекали, что Мессия будет Царь в смысле духовном, Царь царства нравственного. Многочисленны пророчества, которые предвозвещают в Мессии царя мирного и кроткого, имеющего повсюду водворить мир между иудеями и язычниками и основать царство всеобщей любви и тишины, света и любви, царство не от мира сего ( Ин.18:36 ), духовное и благодатное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Новозаветные авторы приблизительно тридцать раз определенно заявляют, что Иисус Христос – Сын Давидов (например: Мф.1:1, 21:9 , Лк.3:23–31 , Рим.1:3 ). 2) Казалось бы, Грядущий должен родиться в Сионе, т. е. Иерусалиме, столице Израиля и Иудеи, но вот пророк Михей выбирает Вифлеем ( Мих.5:1–3 ). А это не любой Вифлеем, а Вифлеем-Ефрафа, который отличается от Вифлеема, находящегося в пределах Завулоновых. Давид был вифлеемлянином ( 1Цар.20:6 ), а его отец – ефрафянином ( 1Цар.17:12 ). Ефрафа – регион, в котором находился Вифлеем ( Руфь.1:2 ). Поэтому Михей определенно уточняет место рождения Мессии, т. е. Того, «Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Когда Ирод спросил, где должен родиться Царь Израиля, иудеи ответили словами, записанными Михеем во втором стихе пятой главы его книги. Некоторые иудеи, которые думали, что Иисус родился в Назарете, использовали этот стих для того, чтобы опровергнуть его утверждение ( Ин.7:42 ). 3) Было бы очень трудно обманщику притворяться Мессией потому, что ему нужно было бы сыграть весьма сложную роль. Ветхозаветные пророчества утверждают, что Мессия станет царем ( Быт.49:10 , Пс.2:6 , Зах.6:13 ). Эта роль должна была быть самой важной для Него. Но также говорится, что Мессия будет священником, что в мессианский век будут соединены в этой особе царское и священническое достоинства. В довольно популярном мессианском сто девятом псалме говорится, прежде всего, о Мессии как царе, а потом добавляется: «Клялся Господь, и не раскается: Ты – священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109:4 ). Захария предсказал, что «Отрасль», общеизвестное название Мессии, будет владычествовать, как Божий царь, и построит храм Иегове, но также Он будет «священником на престоле Своем» ( Зах.6:9–15 ). Мессия также должен был быть пророком. Моисей предсказал это: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой... и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему» ( Втор.18:15–18 ). Фарисеи послали священников и левитов к Иоанну Крестителю, чтобы спросить у него, является ли он тем обещанным пророком? На это Иоанн Креститель ответил: «Нет!» ( Ин.1:21 ). Когда Иисус накормил пять тысяч человек, народ заявил: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир?» ( Ин.6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Рим. 4:12, 16–18 и др.), т. е., через Христа 223 . Следовательно, только с пришествием на землю обетованного Мессии, будут ефремляне, по пророку, как храбрые воины, потому что не убоятся опасностей, каким будут подвергаться за имя Христово; напротив, сердце их будет весело, как от вина ради той награды, какой они за свои страдания будут ожидать на небесах; и дети их по вере увидят их мужество, и возрадуются, – возвеселится сердце их в Иегове (10:7), потому что бестрепетно, даже, с радостью переносимые, самые тяжкие страдания за веру, будут для них надежнейшим ручательством силы и святости этой веры. Молва об этих беспримерных страданиях быстро разнесется всюду: Я свистну им (детям веры Авраамовой), говорит Господь, и соберу их со всех концов земли в одну истинную Церковь , потому что Я искупил их не ценою золота и серебра, но ценою крови Своей, чтобы очистить совесть искупленных от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ) и соединить, таким образом, верующих единством духа и любви; и будет их много, как много было прежде ( Зах. 10:8 ), т. е., число их будет постепенно возрастать, и уже в самом начале времени искупления, будет не меньше того, как было во время самого великого могущества народа Божия при Давиде (см. 2Цар. 24:1–9 ) 224 . И рассею их по народам, но и в отдаленных странах они вспомнят Меня, и будут живы с детьми своими, и возвратятся ( Зах. 10:9 ). То есть, если новоприобретенные сыны Церкви Божией, происходя из различных стран, и разойдутся по местам родины своей, то это уже не будет признаком Божественного отвержения их, потому что тогда настанет время поклонения Богу в духе и истине на всяком месте (сравн. Ин. 4:20–24 ), и, следовательно, рассеяние верующих между неверующими, преднамеренно будет допущено промыслом Божиим для того, чтобы верующие всюду приобретали себе детей по вере, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками Божественного обетования во Христе Иисусе, посредством благовествования (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Священное Писание не сохранило подробных и определенных сведений о жизни пророка Захарии; оно лишь изредка приподнимает завесу, чтобы сообщить то или иное отрывочное известие о жизни пророка Божия. Так оно умалчивает о времени и месте рождения пророка Захарии, начиная свое повествование о его жизни со времени выступления его на пророческое служение. На пророческую деятельность он был призван Богом еще в юношеском возрасте (Зах.2:4) во второй месяц второго года царствования Дария Гистаспа (Зах.1:1), — только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Агг.1:1). Совместною пророческою деятельностью святые Аггей и Захария достигли того, что евреи перестали думать о своих нуждах и с усердием принялись строить храм. Пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды,  — свидетельствует о сем Ездра, — говорили иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их (1 Ездр.5:1–2). И старейшины иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды (1 Ездр.6:14). Служение пророка Захарии вероятно продолжалось и после построения храма; в последних речах его, составляющих содержание его книги с 9 гл. до конца, нет уже увещаний к неленостному окончанию постройки храма, и можно думать, что во время произнесения этих речей последний был уже готов [ 9 ]. Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Аггеем. После пророка Захарии осталось драгоценное наследие — книга, содержащая его пророческие видения и речи. Отличительная черта содержания книги пророка Захарии — обилие мессианских пророчеств: ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, как у пророка Захарии. Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (с 1-ой гл. по 6 гл.) находятся видения, и во второй (с 7-ой гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так в библеистике закрепился наиболее вероятно реконструируемый вариант произношения богооткровенного имени – Яхве. Однако и этот вариант считается гипотетическим. И в западной, и в отечественной богословских традициях вариант Иегова использовался достаточно длительное время. (Отметим, в качестве показательного примера, что владыка Феофан (Быстров) , являясь сторонником варианта Яхве, тем не менее нередко в своей работе пользовался традиционным для своего времени написанием имени Иегова). Вряд ли существует возможность установить окончательную и абсолютно подтверждённую версию произношения, так как для этого необходимы прямые текстуальные свидетельства. Учитывая консонантный характер древнееврейской письменной традиции, а также действие религиозного запрета на произношение сакрального имени в ветхозаветную эпоху и в иудаизме, научная фонологическая реконструкция тетраграмматона представляется маловероятной. Ни ветхозаветные пророки, ни Сам Христос, ни апостолы, ни святые отцы Церкви не утверждали необходимость правильного произношения имени Бога, но настаивали на спасительности молитвенного делания и провозглашения божественного учения посредством прославления Бога в его именуемости, в его славе, в его Имени как иероглифе сущности. Фрагмент из книги пророка Захарии («И Господь будет Царём над всею землёю; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Захария 14:9)) понимать следует именно в ветхозаветной традиции тождества Бога и его имени, что предполагает в данном случае призыв к еврейскому народу отказаться от поклонения «иным богам», т.е. осуждение идолопоклонства: «И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли» ( Зах. 13:2 ). Речь здесь, конечно, не идёт о единственном имени Бога, а об исключительности Самого Бога, его эксклюзивности, если хотите: «…они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: “это Мой народ”, и они скажут: “Господь – Бог мой!”» ( Зах. 13:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imenovan...

10. Кто – Сей сходящий? Давид говорит в той же связи речи: «и будут бояться Тебя, доколе пребудет солнце и луна, в роды родов» ( Пс. 71 , 5). А другой Пророк сказует еще: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» ( Захар. 9:9 ). Царей много, о котором же ты говоришь, Пророк? Укажи нам признак, какого не имеют другие цари. Если скажешь, что царь порфироносен, то достоинство такого одеяния предвосхищено другими. Если скажешь, что дориносим воинами, восседает на златокованых колесницах, то и сие предвосхищено другими. Укажи нам особый признак Царя, пришествие которого возвещаешь. И пророк ответствует и говорит: «Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, Кроткий, сидящий» не на колеснице, но «на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Вот – единственный в своем роде признак грядущего Царя. Единый из царей Иисус восседал на молодом осле, не носившем еще на себе бремени, когда при благохвалениях, как Царь входит в Иерусалим. И что творит сей вошедший Царь? «Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» ( Зах. 9:11 ). 11. Но можно было и другому восседать на молодом осле. Укажи нам лучше признак, где остановился входящий Царь: укажи признак не вдали от города, чтобы нам не оставаться в неведении; укажи нам вблизи очевидный признак, чтобы и находясь в городе, видеть нам место. И Пророк снова ответствует, говоря: «и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима» ( Зах. 14:4 ). Кто же, стоя внутри города, не видит места сего? 12. Имеем два признака, но желаем знать и третий. Скажи, что творит приходящий Господь? И другой Пророк говорит: «Вот Бог ваш. Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочет, как олень, и язык немого будет петь» ( Пс. 35, 4 –6). Пусть сказано будет у нас и другое свидетельство. Грядущего именуешь ты, Пророк, Господом, творящим знамения, каковых никогда не бывало. Какой же другой скажешь ясный признак? «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его» ( Пс. 3:14 ). Исключительный признак – Господь судится рабами старейшинами, и терпит это!

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:13–14 ). А в таинственном пророчестве Захарии Господь Бог предрекает, что произойдет в Судный день Господень: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах.12:9–10 ). Это место с древнейших времен понималось как пророчество о Мессии, о Пастыре народа Божьего, которого этот же народ и «пронзил». Но в День Господень Он явится как Судья, и пронзившие Его «возрыдают» в раскаянии: они поймут, что действовали себе на погибель. У Захарии далее говорится, что в тот День «откроется источник», который смоет «грех и нечистоту» с раскаявшегося народа ( Зах.13:1 ). Иоанн понимает это место иначе. У него «племена земные» (не жители Иерусалима!) вовсе не скорбят о том, которого «пронзили», но со страхом взирают на Него в День Его пришествия. Все племена земные рыдают не о Нем, но о собственной судьбе в Судный день. Здесь мы видим типичное пророческое «изречение о суде» над грешным человечеством. Если мы достаточно подробно остановились на этом в целом понятном гимне, то только затем, чтобы продемонстрировать, как вольно в древности вообще и в Апокалипсисе в частности обходились с буквой Писания. Сейчас наше отношение к «букве» более щепетильное, но менее свободное и менее одухотворенное. На пророческий гимн собравшийся народ снова отвечает утвердительным возгласом, который в нашем переводе тоже звучит хотя и понятно из контекста, но все же маловразумительно: «Ей!» В оригинале это греческое nai, что означает усиленное утверждение в клятве: «Воистину это так! Да будет так!» То же передается и следующим еврейским словом «аминь». Итак, были возвещены скорые события: «чему надлежит быть вскоре» ( Откр.1:1 ), «время близко» ( Откр.1:3 ), Сын Человеческий «грядет с облаками» ( Откр.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

15 . И сотворит Господь воинств всем народам на горе сей (Сионской) пир из тучных яств, пир из вин чистых ( Ис.25:6 ). Какое благо его (народа Божия) и какая красота его? Пшеница юноше, и вино деве рождающее ( Зах.9:17 ). 16 . Иуда, один из двенадцати Апостолов, принявший с ними тело и кровь Спасителя, отыскивает врагов Ииусовых и обещает предать им Божественного сего Учителя в их руки за тридцать серебренных монет. 16 . Даже человек мира Моего, на которого Я полагался, который ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту ( Пс.40:10 ). Я сказал им: ежели это хорошо в глазах ваших, то принесите цену Мою; если же нет, то откажитесь, и они взвесили цену Мою тридцать сребренников ( Зах.11:12 ). 17 . Спаситель, сопровождаемый тремя своими Апостолами Петром, Иаковым и Иоанном, приходит в Масличный сад; и там, чтобы научить нас примером Своим, что мы должны делать, при приближении смерти, предает душу Свою страху, тоске и смертельной печали. 17 . Сердце Мое трепещет во Мне, и смертные ужасы напали на Меня. Страх и трепет пришел на Меня, смятение объяло Меня ( Пс.54:5–6 ) 18 . Между тем приходит Иуда со множеством народа, вооруженного мечами и палицами. Иисус идет на встречу к ним; предатель лобзает Его и тем подает условленный знак нечестивым своим соумышленникам; Друг мой, говорит ему Спаситель, ( Мф.26:50 ) для чего ты здесь? Иуда! Целованием ли предаешь Сына человеческого? ( Лк.22:48 ) Потом, обратясь к воинам, говорит им: Кого ищите? ( Ин.18:5 ) Они отвечают, что ищут Иисуса Назорея. Он говорит им: Это Я ( Ин.18:6 ) и они тут же падают на землю. Он вторично опрашивает их о том же, и позволяет Себя взять. 18 . Я рыдаю в горести Моей и стенаю от молвы вражеской, от притеснения нечестивых; ибо они воздвигают на Меня зло и во гневе преследуют Меня ( Пс.54:3–4 ). 19 . Петр, носивший с собою нож, хочет защищать своего Учителя, поражает им одного из рабов Первосвященниковых, по имени Малха, и отсекает ему правое ухо. Иисус останавливает безрассудную сию ревность, исцляет Малха и напоминает Своему Апостолу, что все сие случилось по Его токмо хотению, да сбудется писанное о Нём.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

25 Это слово может получить различное значение в зависимости от того, к чему отнесено: 1) осторожно может значить: бережно, почтительно, не причиняя вреда и насилия, хотя такой смысл может казаться странным в применении к злобным врагам и грубым воинам; 2) осторожно может значить: внимательно, крепко, с молчаливым намеком на всю трудность Его удержать и, может быть, заранее торжествующую иронию этой попытки сделать это внешней силой. 26 К этому можно присоединить еще и другое предположение. Оно остроумно и убедительно развивается митр. Антонием в его небольшом очерке «Целование Иуды». По закону Моисееву, в случае обвинения в религиозном преступлении, угрожающем смертью , «рука свидетелей должна быть на нем прежде (всех), чтобы убить его, потом рука всего народа» ( Втор. 17:7 ) Иуда, выступая в качестве такого свидетеля, должен был исполнить этот закон, ибо без этого Иисус не мог быть взят, но он его исполнил, – конечно, коварно, – в виде дружеского приветствия. 27 Εταρος есть, конечно, иное чем φλος (личный друг, возлюбленный) и обозначает скорее: член одного содружества (гетерии), общины, собрат, содружник. 28 Ср. торжественное именование Сыном Человеческим в речи о Страшном Суде: «когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы ..... и тогда скажет Царь» и т. д. ( Мф. 25: 31–34 ). 31 Рассказ у Мф. о покупке на сребреники земли горшечника для погребения странников ( Мф.27:6–10 ) сопровождается ссылкой на пророчество Иеремии ( Иер. 32:9 ), которое соединено здесь с Зах. ( Зах. 11:12–13 ). (Эта ссылка представляет пример неточности и вольности в истолковании, которые встречаются иногда у новозаветных писателей при пользовании их В. 3.). В Деян. ( Деян. 1:16–20 ) мы имеем в речи ап. Петра пред избранием двенадцатого апостола, вместо Иуды, стилизованный о отступающий от Мф. рассказ об его смерти. «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего, но приобрел землю неправедной мздой, и когда низринулся, расселось чрево его, выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть, «цена крови». Очевидно, приобретение земли неправедной мздою, по сопоставлении с евангельскими рассказами, можно понимать только в смысле переносном, т. е. что тот именно участок, на котором повесился Иуда, и был куплен для кладбища на сребреники (точнее, они вошли в состав этой суммы, конечно, превосходившей значительно 30 сребреников). Далее в речи Петра сказано, что Иуда отпал от жребия его служения и апостольства τονπονττ: апостольского служения, «чтобы идти в место свое δυονν» ( Деян. 1:25 ) Это выражение в «место свое» является осторожным в неопределенности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

26: 31). Блаженный Феодорит Кирский так комментирует его: «Поелику сказал: воззрят на Меня, Егоже прободоша, то, чтобы не подать мысли, будто бы против воли претерпел Он спасительное страдание, научает через пророка, что добровольно пришел и « смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2: 8). Посему-то пророческое слово изображает Божественное соизволение и показывает, что меч слышит сперва дозволение Отца, потом устремляется на Пастыря, а после Него на граждан, или, по переводу Акилы, на соплеменников Его; потому что после Владыки устремлялся и на священных Апостолов и преемствовавших им проповедников» т. 30, с. 120]. За поражением Пастыря следует разделение людей: « И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: “это Мой народ”, и они скажут: “Господь – Бог мой!”» (Зах. 13: 8–9). «Сие предрек Бог и устами богомудрого Захарии, а именно, что две части истреблены будут за неверие, третья же, будучи пережжена в искушениях и оказавшаяся добротною, наименуется Его народом, Его именуя Господом и Богом. Сие говорит Бог и устами другого пророка: “и аще” будет число сынов Израилевых “яко песок морской, останок их спасется” (Ис. 10: 22)», – пишет блаженный Феодорит т. 30, с. 121]. Диалог, который звучит в конце этого пророческого речения, несомненно, указывает нам на отношения Завета (ср. Ос. 2: 23). Следующее пророчество читается в качестве паремии на праздник Вознесения Господня: « И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14: 4). Но этим пророчество не ограничивается. В контексте речь идет о Дне Господнем: « Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010