Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть III Часть II > > ИСПОВЕДНИКИ КАРЛАГА   Епископ Дамаскин (Цедрик) Епископ Дамаскин (Цедрик), протоирей Евфимий Горячев, священник Иоанн Смоличев, священник Иоанн Мельниченко, священник Владимир Моринский, священник Виктор Басов. Священник Василий Зеленский, священник Феодот Шатохин, священник Стефан Ярошевич, священник Петр Новосельский, монахиня Ксения (Черлина – Браиловская) «за ведение контрреволюционной агитации, устраивание групповых молений, особенно в церковные праздники», заседанием тройки УНКВД по Карагандинской области, «указанная группа монархически настроенных церковников» была приговорена к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 сентября 1937 года . 20 сентября 1937 года по постановлению тройки УНКВД КО были приговорены к расстрелу «за агитацию против советской власти и внушения религиозного дурмана»: митрополит Евгений (Зернов), игумен Евгений (Выжвой), игумен Николай (Ащепьев), иеромонах Пахомий (Ионов), священник Стефан Крейдич. 22 сентября этого же года тройка УНКВД КО постановила расстрелять архиепископа Захария (Лобова) и священника Иосифа Архарова «за неоднократное проведение контрреволюционной агитации, направленной против решения партии и правительства, за участие в составлении «Соловецкого послания» и враждебную настроенность против советской власти». 23 сентября 1938 года отошел ко Господу замученный тяжелым трудом и приобретенными в лагере болезнями епископ Уар (Шмарин) 26 сентября 1937 года тройкой УНКВД приговорены к расстрелу священники Стефан Костогрыз и Александр Аксенов, по обвинению «в проведении контрреволюционной агитации и молитвенных собраний». 3 октября 1937 года были приговорены к расстрелу протоиерей Феоктист Смельницкий, по обвинению в организации контрреволюционного заговора. В обвинительном заключении было сказано: «Находясь под стражей в тюрьме, вел среди заключенных антисоветскую агитацию, доказывая им, что советская власть является властью бандитов, что народ скоро восстанет и советская власть будет свергнута. В контрреволюционном духе высказывался против вождей и руководителей партии и правительства».

http://pravoslavie.ru/2266.html

Архив Православная библиотека Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть III Часть II > > ИСПОВЕДНИКИ КАРЛАГА    Епископ Дамаскин (Цедрик) Епископ Дамаскин (Цедрик), протоирей Евфимий Горячев, священник Иоанн Смоличев, священник Иоанн Мельниченко, священник Владимир Моринский, священник Виктор Басов. Священник Василий Зеленский, священник Феодот Шатохин, священник Стефан Ярошевич, священник Петр Новосельский, монахиня Ксения (Черлина – Браиловская) «за ведение контрреволюционной агитации, устраивание групповых молений, особенно в церковные праздники», заседанием тройки УНКВД по Карагандинской области, «указанная группа монархически настроенных церковников» была приговорена к расстрелу. Приговор приведен в исполнение  15 сентября 1937 года. 20 сентября 1937 года по постановлению тройки УНКВД  КО были приговорены к  расстрелу «за агитацию против советской власти и внушения религиозного дурмана»: митрополит Евгений (Зернов), игумен Евгений (Выжвой), игумен Николай (Ащепьев), иеромонах Пахомий (Ионов), священник Стефан Крейдич. 22 сентября этого же года тройка УНКВД КО постановила расстрелять архиепископа Захария (Лобова) и священника Иосифа Архарова «за неоднократное проведение контрреволюционной агитации, направленной против решения партии и правительства, за участие в составлении «Соловецкого послания» и враждебную настроенность против советской власти». 23 сентября 1938 года отошел ко Господу замученный тяжелым трудом и приобретенными в лагере болезнями епископ Уар (Шмарин) 26 сентября 1937 года тройкой УНКВД приговорены к расстрелу священники Стефан Костогрыз и Александр Аксенов, по обвинению «в проведении контрреволюционной  агитации и молитвенных собраний». 3 октября 1937 года были приговорены к расстрелу протоиерей Феоктист Смельницкий, по обвинению в организации контрреволюционного заговора. В обвинительном заключении было сказано: «Находясь под стражей в тюрьме, вел среди заключенных антисоветскую агитацию, доказывая им, что советская власть является властью бандитов, что народ скоро восстанет и советская власть будет свергнута. В контрреволюционном духе высказывался против вождей и руководителей партии и правительства».

http://pravoslavie.ru/put/060504182013.h...

По воспоминаниям старожилов, при церкви жил батюшка – Василий Заварин. У него был свой дом и семья. В церкви совершали все религиозные обряды. Посещали церковь люди всех возрастов. В основном днями посещения храма были религиозные праздники: Христов день, Троица, Заговенье, и особо чтимый праздник деревни и церкви – 7 июля – день Иоанна Предтечи, в честь которого и была освящена церковь. В этот день приходили люди со всей округа: из Половины, Николаевки, Жаровки, Подболотья, Талицы, Лобова, Палагина – многих, ныне уже не существующих. Молились, ставили свечки. В конце 1920-х годов своего священника в приходе не было. Приглашали священников из Подболотья проводить службы. Службы были прекращены в 1930-е годы, церковное имущество было увезено в Леменьгу. Анна Романовна Попова вспоминает, что в школе шли занятия, когда на сани грузили иконы, а они, дети, выбежали и хотели унести по иконе, и их за это наказали. После закрытия церкви религиозная жизнь продолжалась. Верующие тайком собирались в домах и молились. По праздникам ходили к церкви. «Откроем двери и молимся, – рассказывает Анна Степановна Попова. – Крестили детей старушки. Была Матрёнушка, которая знала много молитв, Анна Дмитриевна из Коптелова. Воду для крещения брали из святого ключа. Само здание долгие годы использовалось колхозом под зерносклад». В настоящее время церковь пустует и находится в полуразрушенном состоянии. Вероятно, через несколько лет она будет утрачена безвозвратно. Кровля над основной частью храма упала, купол сильно наклонился вправо. Алтарь полностью провалился внутрь. Наиболее сохранившейся частью является трапезная и колокольня. Сохранились и два креста – на главках купола и колокольни. С главки купола железо снято и остался только каркас. Окна заколочены. Паперть не сохранилась. Остались только покосившиеся столбы и крыша над ними. Обшивка церкви частично сорвана, а часть сгнила. Кое-где остались следы краски, из чего можно сделать вывод, что церковь была выкрашена в серый цвет, а декор – один из самых уникальных частей храма – в белый. И что удивительно – на разных частях храма все элементы декора разные, не повторяются. Со временем церковь значительно осела.

http://sobory.ru/article/?object=50965

Малопо малу к Феодосию стала стекаться братия; скит оказался тесен и неудобен для собравшихся. Тогда Феодосий выпросил у владельцев вотчины Жабки небольшой участок земли, расположенный ниже скального скита, и, построив деревянную церковь, во имя Воздвижения Креста, и плетневые кельи, переселился туда с братией. С течением времени и средства скита стали возрастать. Феодосий вскоре приобрел от жабских резешей землю, построил мельницу, развел фруктовый и виноградный сады и завел скотоводство. В 1818 году он награжден от экзарха Гавриила званием игумена и скит переименован в Шабский монастырь. После Феодосия и другие настоятели приобретали разновременно землю от резешей того же селения Жабки, и монастырь владеет теперь 910 десятинами земли; прекрасными виноградниками и фруктовыми садами; обширным огородом, орошаемым водою, пускаемою из прудов; пасекою; двумя водяными каменными мельницами и хутором (в 4 верстах от монастыря), с кельями, разными хозяйственными постройками, виноградным и фруктовым садами и также пасекою. В монастыре три церкви. Главная - каменная, крытая железом, во имя Вознесения Господня, посредине монастырского двора, построена в 1825 году дворянином Константином Андроновичем. Ризница и церковная утварь вполне достаточная и изящная. Замечательными святынями в этой церкви почитаются: частица мощей священномученика Харалампия, частица камня от Гроба Господня и частица древа от Креста Господня. Все эти святыни находятся в серебряном позолоченном крестике, для которого устроен небольшой круг резной работы, в сиянии, поддерживаемый, резной же работы, двумя ангелами в позолоченной одежде. При церкви — библиотека. Зимняя церковь во имя архистратига Михаила, к востоку от главной, с кельями, примыкающими к ней с двух сторон, построена в 1849 году усердием кишиневского чиновника Михаила Лобова, каменная, крытая железом, очень красивая. Церковь вне монастыря, под вершиною горы, в каменной скале, во имя Воздвижения Креста Господня, с небольшою при ней кельей, иссеченной в скале.

http://sobory.ru/article/?object=36536

— Контрреволюционной деятельности я не вел, поэтому показаний дать не могу. Осенью 1937 года я ездил в Москву и в Архангельск хлопотать об открытии Дымковской церкви, куда хотел поступить священником, но поездка оказалась безрезультатной. На Дымковскую церковь меня приглашала Степанида Сергеевна Лобова и другие монашки, которые там жили, больше по делу показать ничего не могу. Протокол мне прочитан и считаю правильным, — ответил монах Таврион. На этом допросы были закончены, и монах Таврион был препровожден ожидать приговор тройки в тюрьму в город Вологду. 10 декабря 1937 года тройка УНКВД по Вологодской области приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 марта 1939 года он был отправлен в Грязовецкую тюрьму, а 4 апреля — в Новоезерскую исправительно-трудовую колонию, которая располагалась на острове Огненный на Новозере в зданиях закрытого большевиками Кирилло-Новоезерского монастыря, всё имущество и земли которого еще в 1919 году перешли в ведение местной власти. Оставшись без возможности добывать средства к существованию, иноки островного монастыря ушли из обители, остались лишь немощные монахи, вынужденные жить на подаяния местных жителей. В 1929 году монастырь был превращен в исправительно-трудовую колонию, и в 1930-х годах здесь содержались политические заключенные, сюда свозили духовенство и верующих, арестованных в Вологодской области; впоследствии в колонию стали привозить людей, приговоренных к смертной казни, но отбывающих вместо нее пожизненное заключение. Монах Таврион скончался в Новоезерской исправительно-трудовой колонии 7 июня 1939 года и был погребен в безвестной могиле на кладбище для заключенных. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также

http://foma.ru/poka-sushhestvuet-cerkov-...

А.Б. Лобова, г. Тула В Русской Православной Церкви есть добрая традиция исповедоваться перед каждым причастием. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Я лучше тело свое отдам на растерзание псам, чем Тело Христово псам». Каждый человек, сознающий себя грешником, не может не видеть в себе этих псов. По крайней мере, всегда хорошо накануне причастия подвергать свою совесть строгому испытанию, чтобы обострилось духовное зрение. Обязательная исповедь помогает в этом. Особое место в нашей жизни занимают так называемые смертные грехи. Всякий нераскаянный тяжкий грех — самое большое несчастье для души, смерть вечная. Но и всякая, даже самая малая неверность — потерянное сокровище, она умаляет крепость души и может однажды привести к серьезному падению. Исповедь и причастие — самая великая помощь, чтобы избежать греха — потому что они дают особую благодать в противостоянии тем грехам, в которых принесено покаяние. Любовь к исповеди — признак чистоты и благородства души, свидетельство любви Божией. Равнодушие к этому таинству или небрежное отношение к нему не означает ли отсутствие внутренней тонкости, окамененное нечувствие к благодати? Частая исповедь — потребность души, знак серьезного намерения исполнять волю Божию во всем, предавать все Ему, путь к святости. Во время таинства исповеди священник произносит молитву: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви». Что это значит? Разве тот, кто не исповедуется уже вне Церкви? О.М. Сергеева, г. Долгопрудный Примирение человека с Богом и с Церковью — самое сокровенное и самое личное, что есть в человеке. Самые фундаментальные понятия о духовной жизни изменяются мало-помалу во святилище совести и сознания. Это таинство неотделимо содержит в себе также новую глубину общения с другими людьми. Многое может измениться по дару его в общении с теми, кто Промыслом Божиим поставлен рядом с нами. Грех — самое великое несчастье человека, он производит глубокое разрушение в жизни того, кто совершает его, и тех, кто задет им. В таинстве покаяния Господь ставит все на свои места. Более того, прощая, Он возвращает душе первозданный порядок и утраченную гармонию.

http://moral.ru/dom-03-2020/

в) В IV-kypc – студентов III курса: 1) Соколова Михаила (Моск.), Плотникова Александра, Подлуцкого Ивана, Лебедева Николая, 5) Ярещенко Александра, Струменского Михаила, иером. Герасима (Сайковского), Виноградова Николая , Смоленского Алексея, 10) диак. Крылова Димитрия, Лобова Гаврила, иерод. Нектария (Иванова). Попова Тихона, Голобородько Михаила, 15) иером. Сергия (Дабича), Скворцова Константина , Волкова Бориса, Соколова Михаила (Виф.), Вознесенского Александра, 20) Синева Николая, иером. Иоанна (Маргиева), Даргачевского Алексея, Нечаева Тихона, Лебедева Александра , 25) Ярошевича Евгения. Дьякова Святослава, Орлова Василия, Устинова Павла, Глаголева Николая, 30) Сергиевского Николая , Оглоблина Аркадия, Василевского Ивана, Лобанова Василия, Беляева Тихона, 35) Залеского Сергея, Ключарева Василия, Тихомирова Александра, Соболева Василия, Козырева Сергия, 40) Кузнецова Павла, Доброва Георгия, иером. Максима (Руберовского), Цуйманова Александра, Лилеева Константина, 45) Введенского Пантелеимона, Величкина Алексея, Четыркина Ивана, Пятикрестовского Сергея, Тихомирова Константина, 50) Богоявленского Николая, Кронтовского Николая, диак. Левковского Александра, Зыкова Вячеслава и 54) Авраменко Михаила. —173— 2) Студента ІІ курса, болгарского уроженца, Стояна Петкова оставить в том же курсе на второй год. 3) Студентам: ІІІ курса – Берникову Сергею, ІІ курса – Загорскому Александру и Орлову Антонию, І курса – иеромонаху Серафиму (Страхову) и Поповичу Спасу, черногорскому уроженцу, разрешить сдать устные испытания и представить письменные работы после летних каникул, в августе месяце сего 1913 года, – о чем и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III . а) Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского; „Честь имею представить Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования. – По предложению Преосвященного Ректора, поверка ведомости в отношении точности подсчета и вывода среднего балла произведена доцентом Академии Иеромонахом Иларионом (Троицким)“. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в общем изложение автора ясно и стиль у него легкий, литературный, даже несколько поэтичный. В своих рассуждениях, конечно не исключительно благодаря своим силам, а благодаря хорошему руководству, он вообще стоит на правильном пути. Итогом его исследования является обращенный к человечеству призыв жить для славы Божией. Остается пожелать, чтобы сам автор – только что вступающий в жизнь – последовал этому призыву. Для получения степени кандидата сочинеше вполне удовлетворительно». Справка : 1) Устава духовных академий §§ 164–168 и 171. – 2) Определение Святейшего Синода, от 8–20 января 1911 года за 93. – 3) Циркулярный указ Святейшего Синода от 8 апреля 1904 года за – 4) Из оканчивающих ныне курс воспитанников Академии казенным содержанием ни в Академии, ни в Семинарии не пользовались: Величкин Алексей, иеромонах Сергий (Дабич), Добров Георгий, Дьяков Святослав, Кронтовский Николай. Лебедев Александр , Лилеев Константин и Тихомиров Константин. – Все они заявили Совету о своем желании служить по духовно-учебному ведомству. – 5) Но § 109, лит. о. п. 8, академического устава «присуждение звания действительного студента и степени кандидата богословия (§§ 165 и 166)» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. —517— Определили : 1) Окончивших полный академический курс студентов: 1) Плотникова Александра, Соколова Михаила (Моск.), Иеромонаха Герасима (Садковского), Подлуцкого Ивана, 5) Струменского Михаила, Виноградова Николая , Попова Тихона, Смоленского Алексея, Волкова Бориса, 10) Лебедева Николая, Ярещенко Александра, Иеромонаха Серия (Дабича), Козырева Сергея, Орлова Василия, 15) Иеромонаха Нектария (Иванова), Лобова Гавриила, Оглоблина Аркадия, 18) Паргачевского Алексея – удостоить степени кандидата богословия, с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний; Лебедева Александра , 20) Дьякова Святослава, Синева Николая, Цуйманова Александра,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили : Освободить студента IV курса Николая Бойкова от слушания в текущем учебном году лекций по церковной археологии. XII . Прошение студента II курса Академии Фёдора Вознесенского: „Честь имею покорнейше просить Совет Академии освободить меня от изучения, пройдённого мной в Московском Университете предмета: психологии“. Справка : По § 150, прим. 1 устава духовных академий: „Окончившие курс высших учебных заведений студенты Академий освобождаются в Академиях от изучения тех общеобразовательных предметов, кои ими уже пройдены до поступления в Академию“. Определили : Освободить студента II курса Академии Фёдора Вознесенского от слушания в текущем учебном году лекций по психологии. XIII . Прошение студента II курса Николая Сапожникова: „В виду того, что 1-го группового предмета, за отсутствием в прошлом году профессора, я не слушал, прошу Совет Московской Духовной Академии разрешить мне переменить 3-ю группу – церковно-славянского и русского языков и литературы на 4-ю – истории и обличения западных исповеданий. – Причина перемены группы – перемена взгляда на задачи и средства моего будущего, с Божьей воли, пастырского служения Св. Церкви Христовой и большее соответствие наук 4-й группы запросам моего духа“. —534— Определили : Разрешить студенту II курса Николаю Сапожникову, взамен избранных им для специального изучения предметов 3-й группы, прослушать в течении двух учебных годов (на II и III курсах) курс истории и обличения западных исповеданий. XIV . Прошения: а) Студентов IV курса Академии: Дмитрия Августова и Ивана Веселова – о разрешении им прослушать в текущем учебном году курс лекций и сдать в конце года установленное испытание по церковно-славянскому и русскому языкам с палеографией. б) Студентов III курса: Александра Вознесенского, Михаила Голобородько, Гавриила Лобова и Александра Тихомирова – о разрешении им прослушать в текущем учебном году курс лекций и сдать в конце года установленное испытание по истории русской литературы. в) Студентов III курса: Николая Богоявленского, Тихона Беляева, Ивана Василевского. Николая Виноградова, Бориса Волкова, Святослава Дьякова, Вячеслава Зыкова, Александра Иванова, Василия Ключарева, Дмитрия Крылова, Константина Лилеева, Василия Лобанова, Василия Орлова, Александра Плотникова, Тихона Попова, Николая Синева, Константина Скворцова, Василия Соболева, Михаила Соколова (Моск.), Михаила Струменского, Константина Тихомирова, Ивана Четыркина, Александра Ярещенко и Евгения Ярошевича, – о разрешении им в текущем учебном году прослушать курс лекций, и сдать в конце года установленное испытание по русской гражданской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вед. 21); и 5) поручить епархиальным Преосвященным на будущее время, при представлении воспитанников духовных семинарий к вызову в академии на синодальные средства, сообщать ведомости о поведении и успехах рекомендуемых воспитанников за все время обучения в семинарии, с выводом среднего балла по каждому предмету, причем для оценки успехов за время учения в VI классе могут быть представляемы годичные баллы. Для зависящего исполнения вышеизложенного определения со стороны Советов духовных академий, послать Преосвященным Митрополиту Киевскому, Архиепископу Казанскому и Епископам Нарвскому, временно управляющему С.-Петербургской епархией, и Дмитровскому, управ- —284— ляющему Московской епархией, печатные циркулярные указы, уведомив таковыми же прочих епархиальных Преосвященных». б) Отношения 20-ти Правлений духовных семинарий с препровождением документов назначенных ими к поступлению в состав нового (LXIX) академического курса воспитанников: Вифанской – Александра Плотникова, Владимирской – Николая Сергиевского , Волынской – Михаила Сруменского, Воронежской – Тихона Попова, Донской – Гавриила Лобова, Калужской – Сергея Покровского, Курской – Сергея Залеского, Московской – Георгия Садковского, Одесской – Михаила Авраменко, Орловской – Дмитрия Крылова, Подольской – Василия Рудича, Полтавской – Александра Ярешенко, Самарской – Александра Иванова , Смоленской – Аркадия Оглоблина, Ставропольской – Григория Михайловского, Тверской – Николая Лебедева, Тульской – Василия Ключарева, Харьковской – Ивана Подлуцкого, Черниговской – Александра Цуйманова и Ярославской – Бориса Волкова. в) Заявление о. настоятеля Козельского Успенского собора, протоиерея Митрофана Покровского: «Студент Калужской Духовной Семинарии Сергей Покровский, назначенный в текущем 1910 году для поступления в Московскую Духовную Академию без экзамена, в настоящее время заболел нервным расстройством и находится на излечении в Калужской Губернской земской больнице. – Прилагая при сем медицинское свидетельство, имею честь заявить об этом Правлению Московской Духовной Академии и покорнейше просить отсрочить студенту Покров- —285— скому явку для поступления в Академию впредь до его выздоровления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010