Монастырь объявлен национальным памятником культуры. Храмы и другие строения [ править править код ] Соборный храм монастыря расположен на северном дворе монастыря. Был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом. Церковь возведена по образцу святогорских трехапсидных храмов. Церковь расположена близ собора, на северном дворе. Храм во имя Святых Архангелов был построен до XIII века, а затем значительно перестроен - вероятно в середине XIV века, в годы ктиторства царя Иоанна-Александра. В период между 1839 и 1841 годами Захария Зограф расписал арочный свод под храмом. Храм во имя святителя Николая Чудотворца и другие постройки на южном дворе монастыря были возведены в 1834 году. Церковь и её открытый притвор была расписана Захарией Зографом между 1839 и 1841 годами. Расположена поодаль, на монашеском кладбище. На начало XXI века - самое значительное здание сохранившееся в монастыре от ранней застройки. В нижнем этаже расположено костохранилище, а в верхнем - часовня. Костница, снабженная четырнадцатью гробницами, была предназначена собственно для семейства Бакуриани. Часовня была распиана грузинским изографом Иоанном Иверопульцем. Храм выполнен техникой opus mixtum из камня и тонкого кирпича. План постройки кавказский, новый для Балканского полуострова. Фасады пластичны, разчленены слепыми аркадами - тоже новшество для восточно-римской архитектуры того времени. Расположена в сохранившемся южном крыле монастыря. Трапезная была воздвигнута одновременно с соборным храмом, в начале XVII века. В 1643 году трапезная была украшена росписью сравнимой с лучшими святогорскими образцами. Около 1840-х годов известный изограф Алексий Атанасов написал вверху внешней стены трапезной панораму монастыря с образами всех её ктиторов, участвующих в крестном ходе с чудотворной иконой Божией Матери. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД БОЛГАРСКИЙ болг. царь нач. XI в. Под этим именем в Болгарской Православной Церкви как преподобный почитался старший брат болг. царя Самуила . Древнейшее упоминание Д. Б. содержалось в перечне болг. царей в составе Зографского помянника, переписанного в 1502 г. Оригинал памятника не сохранился, текст известен по копии, сделанной в 1852 г. К. Д. Дмитриевым-Петковичем и опубликованной А. Ф. Гильфердингом ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 489). В Истории иером. Паисия Хиландарского он стоит 3-м в списке болг. святых. О Д. Б. сообщается, что он добровольно оставил царство брату Самуилу, ушел в мон-рь, жил свято и богоугодно, но недолго, его мощи были извлечены нетленными и перенесены в Охрид ( Паисïя Хилендарского î еромонаха Îсторïа славноболгарска, собрана и нареждена в лто 1762. София, 1914, 2000р). Практически те же сведения сообщает считающаяся независимой от «Истории» Паисия «Icmopia вкратц о Болгарословенском народ» и сопровождающий ее перечень «Святии от Българского народа» в списке 1785 г. (Zogr. 263) ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 628-630, 636, 641). По поводу источника этих сведений М. Дринов предположил, что иером. Паисий знал ныне не сохранившееся Житие Д. Б. ( Дринов М. Исторически прглед на Бълг. Църква. Виена, 1869. С. 484). Но В. Златарский пришел к выводу, что источником для иером. Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена, 1741), где оно помещено после изображений святых Симеона Немани и Стефана Первовенчанного. Изображения Д. Б. присутствуют в неск. храмах: в ц. св. Георгия мон-ря Зограф работы Митрофана Зографа (1817), в Рильском мон-ре (1845) и в Троянском мон-ре (1847-1848) работы Захария Зографа ( Василев А. Бълг. светци в изобразителното изкуство. София, 1987. С. 66-67). Златарский первым высказал мнение, что Д. Б.- это комитопул Давид, старший брат царя Самуила ( Златарски В.

http://pravenc.ru/text/168544.html

Отсюда рождается повод думать, что прибавление этих тропарей в сему канону едвали принадлежит самому слагателю оного. А на нижней кайме сей Богоматерней иконы ясно видна славянская подпись. Только за уничтожением некоторых слов её никак нельзя дать ей полного, точного и определенного смысла. 37 Из Νος Παρδεισος. Προσκυνητριον το γου ρους. 1745, стр. 21–24. Барский (наше изд.) – стр. 193, 194 и 198. 38 Относительно литургии, совершаемой во вторник в соборе, надобно заметить, что на Святой Горе в соборах служится обедня только по воскресеньям и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах или параклисах; но утреня и вечерня постоянно бывает в соборе. Особенная важность соборного храма весьма знаменательна и он действительно служит Господским или Кириакон, а по нашему воскресным, по чину древних обителей пустынных. 39 Из Νος Παρδεισος. Письм. Святогорца. Προσκυνητριον το αγου ρους. 1745. Барский (наше изд.) стр. 209. 40 По гречески сказано просто: оружие; неизвестно какое. Ныне огнестрельные орудия совершенно воспрещены, а в прежние времена всякий монастырь мог их иметь. См. об этом и у Барского на стр. 13, также и в других у него местах. 41 Не может не обратить на себя внимания издавна соблюдаемый Ватопедцами относительно параклиса Божией Матери Отрады или Утешения особый обычай, что они совершают пострижение в монахи всех своих братий в этом только параклисе. Смысл такого их обычая всякому легко может быть понятен. В том же параклисе совершается у них ежедневно по особой рукописи и молебен Богоматери пред чудотворною Её иконою. 44 Из Писем Святогорца. Προσκυνητριον το γου ρους... 1745; стр. 31–33 Барск. стр. 208 и 209. 46 Об этом событии в таком изложении есть на Святой Горе, с небольшою впрочем разностию в хронологии, пространная рукописная повесть на языках славянском и греческом. По рукописям славянским событие это совершилось в 1276 г., а по греческой – в 1280 г. Повесть эту по славянской рукописи монастыря Зографа мы напечатали в Афонском Патерике» (см. изд. 7-е, М. 1897. ч. 2-я). 47 Из Νος Παρδεισος. Προσκυνητριον το γου ρους. 1745, стр. 21–24. Барский (наше изд.) – стр. 193, 194 и 198. 48 Сосуд этот сохраняется и доныне в дохиарной обители, вместимости около 300 ок (око – три фунта). Экклисиарх, после бывшего ему видения, принял великую схиму и назван Захариею.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

А на нижней кайме сей Богоматерней иконы ясно видна славянская подпись. Только за уничтожением некоторых слов её никак нельзя дать ей полного, точного и определенного смысла. 37 Из Νος Παρδεισος. Προσκυνητριον το αγου ρους. 1745, стр. 21–24. Барский (наше изд.) – стр. 193, 194 и 198. 38 Относительно литургии, совершаемой во вторник в соборе, надобно заметить, что на Святой Горе в соборах служится обедня только по воскресеньям и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах или параклисах; но утреня и вечерня постоянно бывает в соборе. Особенная важность соборного храма весьма знаменательна и он действительно служит Господским или Кириакон, а по нашему воскресным, по чину древних обителей пустынных. 39 Из Νος Παρδεισος. Письм. Святогорца. Προσκυνητριον το αγου ρους. 1745. Барский (наше изд.) стр. 209. 40 По гречески сказано просто: оружие; неизвестно какое. Ныне огнестрельные орудия совершенно воспрещены, а в прежние времена всякий монастырь мог их иметь. См. об этом и у Барского на стр. 13, также и в других у него местах. 41 Не может не обратить на себя внимания издавна соблюдаемый Ватопедцами относительно параклиса Божией Матери Отрады или Утешения особый обычай, что они совершают пострижение в монахи всех своих братий в этом только параклисе. Смысл такого их обычая всякому легко может быть понятен. В том же параклисе совершается у них ежедневно по особой рукописи и молебен Богоматери пред чудотворною Её иконою. 44 Из Писем Святогорца. Προσκυνητριον το αγου ρους... 1745; стр. 31–33 Барск. стр. 208 и 209. 46 Об этом событии в таком изложении есть на Святой Горе, с небольшою впрочем разностию в хронологии, пространная рукописная повесть на языках славянском и греческом. По рукописям славянским событие это совершилось в 1276 г., а по греческой – в 1280 г. Повесть эту по славянской рукописи монастыря Зографа мы напечатали в Афонском Патерике» (см. изд. 7–е, М. 1897. ч. 2–я). 47 Из Νος Παρδεισος. Προσκυνητριον το αγου ρους. 1745, стр. 21–24. Барский (наше изд.) – стр. 193, 194 и 198. 48 Сосуд этот сохраняется и доныне в дохиарной обители, вместимости около 300 ок (око – три фунта). Экклисиарх, после бывшего ему видения, принял великую схиму и назван Захариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм при монастыре и по сей день стоит в побелке, никто не взялся его расписать после Захария Зографа, на нем лишь несколько новых фресок, противоречащих церковному канону. В настоящее время не хватает средств для полной и соответствующей канону росписи этой замечательной церкви. Справа от храма белеет часовня, отреставрированная на средства известного тырновского издателя, с красивой резьбой по дереву, цветной живописью по стеклу и новыми фресками, среди которых центральное место занимает образ Иисуса Христа. Между церковью и часовней Иисуса Христа (восстановленной усилиями тырновского издателя) расположена могила с мощами митрополита Иосифа Тырновского (1070–1918) – «начальника военного духовенства во время Европейской войны». На севере находятся хозяйственные постройки, а на юго-востоке – вход на территорию комплекса. В западной части двора расположены монастырские постройки, а также часовня святого Евфимия Тырновского. Справа от монастырского входа есть колодец, украшенный куполом, на котором изображены шестикрылые серафимы. Недалеко от монастыря у р. Янтра находится Шишманов колодец (согласно легенде, царь Иван Шишман заложил тут источник), а к востоку от монастыря – «Медвежий колодец». С противоположной стороны от обители у перевала Дервент под отвесными скалами располагается Преображенский монастырь. Патриарший монастырь Святой Троицы до 1946 года официально был мужским, но полностью обезлюдевшим. Тогда Тырновский митрополит Софроний возложил на брата Севастиана из Преображенского монастыря (позднее возведен в сан архимандрита, преставился на 82-м году жизни в марте 2008 года) ответственность за хозяйство в заброшенном монастыре Святой Троицы. С 1948 года монастырь официально становится женским, и поначалу монахини живут в старых приземистых хозяйственных постройках. Отец Севастиан (родился в с. Малки Преславец Тутраканской области 26 июля 1925 года) принял активное участие в восстановлении зданий нового, теперь женского, монастыря, обновил его хозяйство, создал мастерскую со станками. Позднее он был назначен эфимерием и вместе с покойной игуменьей монастыря монахиней Евдокией, которая не один десяток лет пребывала в этом сане, был столпом духовной жизни в этом Божьем уголке. Сейчас монастырь является женским, с храмовым праздником Пятидесятницы. Святая обитель принимает паломников, но не предусматривает их проживания и питания. Она объявлена памятником культуры и принадлежит Великотырновской епархии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Евсевий Пелусийский, святой 136 Евстафий, иконописец 93 Евстафий, святой 435 Евфимий Чудовский (ум. 1705), келарь Чудова монастыря, полемист, проповедник, справщик Московского печатного двора, ученик Епифания Славинецкого 128, 146 Екатерина (ум. ок. 305–313), св. великомученица 107, 162, 305, 312, 331, 380, 381 Екатерина Алексеевна (1729–1796), императрица (с 1762) 107, 235, 312. 334, 350 Елизавета, святая 187, 191 Елизавета Петровна (1709–1761/1762), императрица (с 1714) 224 Елизавета Федоровна, великая княгиня 185 Елисей, святой 310 Емельянов Василий, старовер 124 Епанечников Н.Я. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 185, 243 Епифаний, инок 468 Ефимов Н.И. 10, 74, 463 Ж Жако А., владелец фабрики по производству печатных икон на жести 254–256, 258, 260, 261 Жегин Л.Ф. 7, 463 Живов В.М. 83, 107, 199, 463 Жирмунский В. М. 331, 463 Журавлев Григорий (конец XIX в.), иконописец 200 З Забелин Иван Егорович (1820–1908), историк, археолог 21, 23, 24, 101, 103, 182, 206, 463 Зайонц Л.О. 459 Залесская В.Н. 458 Занцев А. (XIX в.), иконописец-старинщик 408 Зарудний Иван Петрович (ум. 1727), архитектор, художник 221, 222, 373 Захарий Зограф (1810–1853), болгарский иконописец 30, 296 Захаров В.И., иконописец 168 Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962), религиозный философ 239, 463 Зеньковский С. 10, 220, 463 Зернов Н. 62, 142, 232, 238, 288, 463 Зинкель Генрих (1835–1908), немецкий художник 295 Зиновьев М.И. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 399 Зобов Р.А. 324, 463 Золотарев Дорофей, иконописец Оружейной палаты 304 Зосима, схимонах 53 Зосима Соловецкий (ум. 1478), основатель Соловецкого монастыря, святой 161, 240, 301, 323, 390, 419, 477 Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644–1718), думный дьяк, с 1710 – граф 117 Зубов Федор Евтихиевич (ок. 1615–1689), иконописец Оружейной палаты 304, 345 Зэндлер Э. 7, 100, 463 И Иаков, святой 348 Иаков Боровицкий, святой 217 Иван Васильевич (1440–1505), великий князь Московский (с 1462) 83

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Служба Г. Н. К. (по Иерусалимскому уставу: С. 104-131; Ангелов. 1978. С. 131-155) была написана попом Пейо одновременно с Житием с использованием службы Григория Цамблака серб. кор. мч. Стефану Дечанскому и переведенной с греч. языка службы Георгия Скилицы прп. Иоанну Рильскому ( С. 142; Ангелов. 1978. С. 133, 135-137). В каноне Николаю Новому, написанном ок. 1556 г. болг. гимнографом «тах» Андреем, 5-й тропарь каждой песни (в 8-й - седьмой) прославляет 3 мучеников софийских вместе ( Кожухаров С. Проблеми на старобългарска поезия. София, 2004. Т. 1. С. 264, 271-277). Иконография Иконы Г. Н. К. появились уже в 30-60-х гг. XVI в. Поп Пейо в житии оставил описание внешности мученика: «Беше же сьи мученикъ летом 18-тиим, вьзором же тьнькь и высок, нарусичавь, образом подльгновасть, вежди вьзвишени и густи, нось похиль, прьести ручны тьньци и дльзи...» ( Ангелов. 1978. С. 125). Согласно этому описанию, Г. Н. К. изображали высоким, стройным, русоволосым, безбородым, с изогнутыми бровями, облаченным, как правило, в национальную одежду - сорочку с длинными рукавами, поясом и накидкой, на ногах высокая обувь из кожи, иногда в высокой шапке из меха. В руках держит крест и пальмовую ветвь. Древнейшая из икон, высотой 30 см (1537), находилась в одной из молелен Хиландарского мон-ря ( Г. Hajcmapuje представе св. Гeopruja Кратовца//ЗРВИ. 1993. 32. С. 167-202). На др. хиландарской иконе 2-й четв. XVI в. Г. Н. К. стоит рядом с серб. кн. Лазарем. Подобную икону в 1550 г. хиландарский игум. Паисий во время приезда в Москву за милостыней подарил царю Иоанну Грозному ( С. 143), но данные сведения не имеют подтверждения ( Калиганов. С. 652-654). Та же иконография повторена на иконе 1667 г., написанной иером. Даниилом, хранящейся в ризнице Хиландарского мон-ря. Фрески с изображением Г. Н. К. находятся в церквах свт. Николая Топлицкого мон-ря (1536/37), в Печской Патриархии (1561), в Неманином притворе мон-ря Студеница (XVII в.), в ц. вмч. Георгия мон-ря Ломница (1607/08) и мн. др. В иконостасе собора Рильского мон-ря и в церквах Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи в Кратове есть иконы Г. Н. К. 1-й пол. XIX в., 1833 и 1869 гг., работы болг. зографа Захария Доспевского. Гравированное изображение Г. Н. К. помещено (на одном листе с Параскевой-Петкой и прп. Ангелиной Бранкович) наряду с др. чтимыми серб. и болг. святыми в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1744. Л. 52).

http://pravenc.ru/text/164411.html

«Видение св. Евстафия Плакиды» было популярно и в Каппадокии, где всегда большое значение придавалось изображению всадников (охотников с копьем) и связанному с ними культу и где Е. П. был особенно почитаем. Сцена присутствует в росписи ц. св. Иоанна Крестителя в Чавушине (VII-IX вв.); в Панджарлык-килисе близ Ургюпа (IX-X вв.); в церкви 3 (Агафангела) в Гюллюдере (1-я пол. X в.); в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюллюдере (между 913 и 920); в церкви Тавшанлы-килисе (между 913 и 945); в «Большой голубятне» (св. Архангелов) в Чавушине (963-969); в Саклы-килисе в Гёреме (3-я четв. XI в.). Этот сюжет часто использовали в Псалтирях, иллюстрируя слова «Свет сияет на праведника…» (Пс 96. 11): в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 166v, кон. XI в.), в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 97 об., IX в.) и др. В рукописи из мон-ря Пантократор на Афоне 61 (Paris. gr. 20, 2-я пол. IX в.). Е. П. написан коленопреклоненным перед погрудным изображением Христа. Эта сцена нередко встречается в рукописных сборниках Житий, напр. в Минологиях кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 151r; Ath. Esph. 14. Fol. 52v). В росписи греч. храмов визант. времени сцена видения встречается нечасто (напр., в росписи ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в., и ц. св. Феклы на о-ве Эвбея, кон. XIII в.). В поствизант. период сюжет использован в росписи трапезной Великой Лавры на Афоне (1512?) и ц. св. Николая в Кастории (1663). Он встречается и в иконописи: на иконе XVI в. из музея Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований (Венеция) - Е. П. с копьем верхом на коне перед стоящим на горе оленем с Распятием между рогами; на иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» с 6 житийными сценами (XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос. Более редкий для этого времени иконографический вариант представлен на иконе XVI в. (Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос): Е. П. скачет на коне, целясь из лука в оленя, между рогами к-рого изображено Распятие. На иконе «Св. Евстафий Плакида на коне» (1838) мастера Захария Зографа из Самокова (Сокровищница Метрополии, г. Пловдив, Болгария) Е. П. написан в античной кирасе, во главе армии, вверху композиции - ангелы.

http://pravenc.ru/text/187479.html

В Софии проходит выставка икон Димитрия Зографа София, 27 мая 2007 г.     В подземном склепе храма-паметника Александра Невского на выставке икон впервые будет представлено творчество брата Захария Зографа, Димитра. Поводом послужило 210-летие со дня рождения мастера, сообщает портал Двери.Бг. Димитр Зограф всегда оставался в тени своего брата, и мало кто знает, что именно он обучил живописи своего младшего брата Захария. Др. Елена Генова, старший научный сотрудник Института искусствоведения при Болгарской академии наук: «Объем его творчества в несколько раз больше, чем у Захария Зографа, его кисти принадлежат иконы в сотнях церквей в нынешних границах Болгарии и еще десятки в Македонии и Сербии». Димитр Зограф расписал и новый главный храм Рильского монастыря. После церквей Святой горы, это самый большой храм на Балканском полуострове. На выставке впервые будет представлена единственная подписанная Димитром икона апостола Иоанна Богослова. «Реставратору удалось под несколькими слоями краски обнаружить первоначальный слой и подпись. До сих пор не было известно ни одной подписанной иконы Димитра Зографа, и исследователи считали, что он придерживался средневекового принципа анонимности творческой личности», - говорит Генова. Иконы Димитра Зографа находятся в различных храмах по всей Болгарии. Часть из них привезена в столицу Болгарии, Софию, где будет оставаться до 31-го августа. 27 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22308.html

Епиктет пресвитер † III века,7 июля. Епистима муч. †. 250 г., 5 ноября. Епифаний Кипрский † 403 г., 12 мая. Епифаний муч. † 298 г., 7 ноября. Еполоний Антиохийский, 4 сентября. Еразм Печерский † около 1160 г, 24 февраля. Ераст, Ап. из LXX, 4 января и 10 ноября. Ермил, диакон Белоград., † IV в., 13 января. Ерминингельд царевич 1586 года, 1 ноября. Ермипп муч. 305 года, 26 июля. Ермий, Ап. из LXX, 4 января и 8 апреля. Ермий муч. † 166 года, 31 мая. Ермолай муч. † 305 г., 26 июля. Ермократ муч. † 305 г., 26 июля. Ерм , Ап. из LXX, 4 января и 31 мая, 5 ноября. Ерос муч. IV века, 24 июня. Ермоген муч. IV в., 10 декабря. Еротиида муч., 27 октября. Есперь муч. II в., 2 мая. Еферий, еп. Херсонский IV века, 7 марта. Ефрем Сирин † около 373 года, 28 января. Ефрем Новоторжский † 1053 г., 28 января. Ефрем Переяслав. † 1096 года, 28 января. Ефрем Херсонский, IV в., 7 мар. Ефрем, патр. Антиохийский, † 545 г., 8 июня. Ефрем Перекопский † 1492 года, 26 сентября. Ефрем Сербский † 1400 г., 30 авг. Ефрем Печерский XIII в., 7 марта. З ахария пророк, около 520 г., 8 февр. Захария, патр. Иерусал., † 631 г., 21 февраля. Захария, еп. Коринф., † 1684 г., 30 марта. Захария священник, 5 сентября. Захария Печерский, XIV в., 28 авг. Зина, Ап. от LXX, 4 января и 27 сентября. Зина муч. † 304 г., 22 июня. Зинаида муч. I в., 11 октября. Зиновий священномуч. † 285 года, 30 октября. Зиновия муч., 30 октября. Зинон муч. † около 250 г., 10 апр. Зинон, еп. Вероникийский IV в., 12 апреля. Зинон преп. IV в., 19 июня. Зинон Печерский, в., 28 авг. Зинон муч. III в., 7 июля. Зинон муч. † 304 г., 22 июня. Зинон Никомид., 28 декабря. Злата великомуч. † 1795 г., 18 окт. Зографские мученики XIII в., 10 октября. Зоровавель (в неделю Праотцов). Зосима муч., пустын. Киликийский., 4 января. Зосима, еп. Сиракузс., † около 622 г., 30 марта. Зосима Палестинский (с Марией Египетской) † 523 г., 1 и 4 апреля. Зосима Ворбозомский † 1550 года, 4 апреля. Зосима Соловецкий † 1478 года, 17 апреля. Зосима Киликианин VI в., 4 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010