К.; Судак, 2004. С. 245-252; она же. Балканские святители в росписях Кирилловской церкви//Coфiя: Kyльmypoлoriчhuй ж. 2005. 1. С. 146-152; Синай, Византия, Русь: Православное искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Ред.: О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкий. СПб., 2000. С. 430; Никодим Павлович Кондаков: Личность, научное наследие, архив: К 150-летию со дня рождения. СПб., 2001. Кат. 89. Ил. на с. 151; Попов Г. В. Тема славянского просвещения в миниатюрах Радзивиловской летописи//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: искусство и культура. С. 362-374; Andaloro M., Romano S. Arte e iconografia a Roma: Dal Tardoantico alla fine del Medioevo. Mil., 2002. P. 113-116. Fig. 89-95; Желев Й. Към биографията на еп. Поликарп Патароликийски//ИП. 2004. Кн. 3/4. С. 142-176; М., См., Бр., Б. Црква светог Николе у Београд, 2005; Др. Портрети у манастиру Морачи//Манастир Морача: Зб./Уред.: Бр. Београд, 2006. С. 73-91; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собраниях: Кат./Науч. ред. и сост.: И. А. Шалина. М., 2008; Медведева М. С. Экклесиологическая тема в программе росписи Кирилловской церкви в Киеве//ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 79-303 (292-293); Музей рус. иконы: Восточнохрист. искусство от истоков до наших дней: Кат. собр. М., 2010. Т. 1: Памятники античного, раннехрист., визант. и древнерусского искусства III-XVII вв.; Кондрат " О. В. Ikohocmac Kupuлo-Meфoдiïbckoï церкви: Тверчий дороток Лаврскоï ikohonuchoï мaйcmephi доби модерну: Icmopukoмucmeцьkuй контекст//Npaцi Haykobo-дocлiдhoro ih-my пам " яткоохоронних дocлiжehь. Bihhuця, 2011. Вип. 6. С. 177-187; Музей рус. иконы: История собрания, обзор коллекций, новые поступления и открытия/Авт.-сост.: И. А. Шалина. М., 2011; Соколова Д. Захари Зограф, 1810-1853 гг. София, 2012; Аксенова Г. В. Художник Феодор Солнцев в работе над иконографией просветителей славянских Кирилла и Мефодия: Древнерус. иконография//«В начале было Слово...». М.; СПб., 2013. С. 246-271; «В начале было Слово...»: Посвящается 1150-летию моравской миссии святых Кирилла и Мефодия/Науч.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Дамидийский, в феме Армениакской Даниила, на Афоне Дафна, или Дохиар, на Афоне Дафнийский, на горе Миупольской Девы Марии, в Апулии Девы Марии, в местности Colonie в Италии Девы Марии, в митрополии Древних Патр Девы Марии, на горе Лембо близ Смирны Девы Марии Латинской, в Иерусалиме De s. Vito, в Таренте Дивная (гора), близ Антиохии Дидима, в Константинополе Димитрия, на Афоне Диомида, в Константинополе Дионисия, на Афоне Дионисия, на Олимпе фессалийском Дия, в Константинополе Доброго, в Константинополе Доброго Песка, на Афоне Дометия, на Афоне Дорофея, на Афоне Дохиар, на Афоне Душеспасительницы, в Константинополе Е вандра, в Константинополе Евдома, в Константинополе Евергетиды (во имя Богородицы), в Константинополе Евмении, или Омонии, в Константинополе Евстафия, на Афоне Евстафия, на Олимпе вифинском Евстратия, на Афоне Евфимии, в Апулии Евфимии, в Константинополе Евфимия, в Палестине Евфимия, на Афоне Евфросинии, в Ливадии Екатерины, на территории Мусарры в Италии Елегмов ( τν λεγμν), или λ ου Βμων, в Константинополе Елеуса, в Константинополе Елисаветы, в феме Харсианской Еннеа Клисия, в Константинополе Есфигмен, на Афоне Ефора, в Константинополе Ефрема, на Афоне З агора (гора) Захарии, близ Россано Зелиана, на Афоне Зигу (два), на Афоне Зограф, на Афоне Золотая Скала Зосимы, в Палестине И акинфа, в Никее Иакова, близ Γαλνητζας в Фессалоникийской митрополии Иакова, в Константинополе Иакова, на территории Бари Иакова de Calo, в Сицилии Иваницы, на Афоне Иверский, в Константинополе Иверский, на Афоне Ида (гора), в Вифинии Иеремии, в Константинополе ερων, в Константинополе Иеронимнон, или Вурвуру, на полуострове Кассандре Иерусалим, в епархии Реджио Иисуса Христа, на Фаворе Οκοπροτρου, в Константинополе Илии, в Аете Илии, в Вифлееме Илии, в Константинополе Илии, в Троине в Сицилии Илии, на Афоне Илии, на Олимпе вифинском Илии, на поле Стенимахском Илии, на Фаворе Илии, или Мисанелли, в Италии Илии Embula, в Сицилии Илии Нового, в Калабрии Илии Пещерника, близ Меликукка в Италии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В Рильском монастыре Опустошительный пожар в начале XIX в. вновь уничтожает древний монастырь. Но это было уже время болгарского национального Возрождения, и на его восстановление жертвует вся страна. На собранные средства в 1816 г. начинается возведение новых монастырских зданий, и он приобретает нынешний облик. Строительство растянулось на целых тридцать лет. Весь комплекс монастыря занимает прямоугольную территорию, а ее центром является внутренний двор, где расположена средневековая башня и главная церковь. Уникально архитектурное оформление выходящих в монастырский двор фасадов зданий, представляющих собой ажурное переплетение системы галерей и придавших внутреннему пространству особенный колорит. В северном крыле здания была обустроена большая монастырская поварня, с интересным инженерным решением, печь которой венчает огромный 24-метровый конус, проходящий через все этажи с несколькими рядами арок и завершающийся небольшим куполом. Строительство главной церкви монастыря во имя Пресвятой Богородицы велось в период 1834–1837 гг. под руководством архитектора Петара Ивановича. Она была возведена на месте утраченного храма, сгоревшего во время последнего пожара. Церковь представляет собой сочетание разных архитектурных стилей: трехнефной базилики, крестово-купольного храма и итальянской купольной церкви. Ее внутреннее пространство удалосьзначительноувеличитьзасчет возведения двух апсид и двух больших притворов. Венчает ее 5 куполов, а внутри она имеет три алтаря. Внутреннее оформление церкви отличается нарядной декоративностью и особой красочностью отделки. Росписи стен создались в период 1840–1848 гг. известными живописцами той эпохи, в том числе и великим Захарием Зографом, отличавшимся особой реалистичностью изображения. Портретная галерея двадцати ктиторов, отпустивших значительные средства на строительство монастыря, во многом способствовали последующему созданию светского болгарского портретного искусства. В связи с этим искусствоведы считают фрески главной церкви Рильского монастыря началом новых плодотворных исканий в религиозной живописи XIX b.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Поток паломников в обитель увеличивается с каждым годом, которые приезжают, чтобы напитаться благодатной живительной силой. Бывает так, что ступишь в монастырь и ощущаешь совершенно особую атмосферу близости к Богу. Ведь монастыри – это духовная лечебница, а Путна всегда была духовным центром для всего румынского народа. Болгария Южные славяне приняли христианство в IX в., значительно раньше, чем Русь, причем они очень быстро впитали художественные византийские традиции, создав на их основе собственную культуру. Монастыри скоро стали могучими центрами духовности и просветительства. Они формировали национальное самосознание, которое помогало болгарскому народу в годы тяжелейших испытаний выстоять, сначала против Византии (XI–XII вв.), а позднее – пережить трагические страницы пятивекового турецкого ига (XIV–XIX вв.). Во всех крупных монастырях всегда трудились писатели, историки, переводчики, просветители. Здесь получали образование не только духовное, но часто и светское. Поэтому болгарские монастыри всей своей сущностью неразрывно связаны с национальной историей, став на века оплотом духовной поддержки и надежд народа. Величайшими святынями для болгар стали Рильский и Бачковский монастыри. Всемирную известность получили уникальные фрески XII в. в храме Святого Пантелеймона в Бояне, в пригороде Софии. В Болгарии сохранились редчайшие средневековые скальные монастыри – Ивановский и Алажда, с остатками фрагментов росписи Тырновской школы живописи. Они были местом подвижничества отшельников в XIV в., в период широкого распространения здесь идей исихазма, проповедовавшего абсолютное безмолвие, аскетизм и нравственное совершенствование. Другой известный монастырь – Троянский (1835 г.), знаменит росписями одного из виднейших болгарских живописцев Захария Зографа, трактовавшего темы добра и зла в остро социальной манере. Древний Роженский монастырь знаменит сохранившимися фресками XVI–XVII вв., а также резными деревянными иконостасами. Нельзя не упомянуть монастырь в городе Шипка, являющийся символом освобождения Болгарии от османского ига, которое было сброшено в результате Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Монастырь представляет собой величественный храм-памятник, воздвигнутый в византийском стиле неподалеку от знаменитого горного перевала Шипка. Он был возведен в 1902 г. на пожертвования русского и болгарского народов, на мраморных плитах внутри храма благодарно высечены имена русских воинов и болгарских ополченцев, павших на Шипке и под Казанлыком. Там же, в высоких горах Стара Планины, сохранился средневековый Гложенский монастырь, возведенный на краю отвесной скалы русским князем Георгием Гложей, который, спасаясь от преследования татар в XIII в., переселился в эти земли.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Со 2-й четв. XVII в. краткое Житие И. Р. регулярно издается в Москве в составе Пролога (1-е изд. в 1641 г.), служба (с каноном 6-го гласа; см.: Спасский. 2008. С. 28) - в составе октябрьского тома Миней служебных (1-е изд. 1645 г.; см.: Дылевский. 1974. С. 91). На рубеже 10-х и 20-х гг. XVII в. сведения о мощах И. Р. были включены в антиуниат. полемический трактат Захарии (Копыстенского) «Палинодия»: «Недалеко от Дуная реки, пять дни ходу за местом великим Софиею есть у горах великих, которые ся зовуть Рыльскими, монастырь преподобнаго отца нашего Иоанна Рильскаго, котораго память обходит Церковь месяца октобрия 19 дня. Того святого тело есть целое в раце в монастыру том и чинит чуда, и многим уздравления и по нынешний день, а родом был Болгарин и постился в тых горах за царя Никифора Болгарина» (Lev Krevza " s «Obrona iednosci cerkiewney» and Zaxarija Kopystens " kyj " s «Palinodija»/Introd. O. Pritsak, B. Struminsky. Cambridge, 1987. Р. 399. (Harvard Library of Early Ukrainian Literatur: Texts; 3). В 1671 г. в типографии Киево-Печерской лавры иером. Антоний (Радивиловский) включил в сборник, изданный по желанию и на средства переяславского казачьего полковника Родиона Думитрашку Раича (Рачи), Житие И. Р. и службу ему. Непривычный для восточнослав. традиции набор текстов можно объяснить происхождением заказчика из Молдавии и его связями с Зографским мон-рем на Афоне. Житие И. Р. здесь представлено в особой редакции, созданной на основе Евфимиевой с дополнениями по проложной редакции и по повести Владислава Грамматика о перенесении мощей из Тырнова в Рильский мон-рь ( Дылевский. 1974. С. 98-107). Служба (с каноном 6-го гласа «Божественным светом осиян от ангелы») представляет один из вариантов, известных в восточнослав. рукописной традиции ( Ангелов. 1977. С. 68-69). Издание украшено 2 гравюрами с изображениями святого. В 1689 г. в той же типографии был издан 1-й т. Миней-Четьих («Книги житий святых»), составленных свт. Димитрием (Савичем (Туптало)) , где под 19 окт. помещено Житие И. Р., составленное на основе проложного. Книга неоднократно переиздавалась до 1917 г. и получила известность как в России, так и у юж. славян, на Афоне и в румын. землях.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря. 1786 г. Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря. 1786 г. Несмотря на общую тенденцию к особножительству (идиоритмии), возобладавшую на Афоне с XIV в. и закрепившуюся в период тур. владычества, в янв. 1449 г. В. по решению игум. Геннадия и братии был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) мон-рь. Этот документ был заверен игуменами др. афонских мон-рей: Романом Хиландарским, Марком Зографским, Харитоном Русским, Василием Кастамонитским и Захарией, дикеем мон-ря св. Павла. Причины и продолжительность общежительного устроения мон-ря неизвестны ( Χρυσοχοδης. Σ. 61-62). Тип монастырского устройства, описываемый прп. Максимом Греком, подвизавшимся в В. ок. 1508-1518 гг., можно охарактеризовать как полуобщежительный. Монастырские дела решались игуменом вместе с «собором честнейших старцев», помимо игуменской предусматривалось 8 должностей: первый после игумена - экклисиарх, затем типикарь (уставщик), скевофилакс (сосудохранитель, хранитель казны), эконом, носоком (надзиратель больницы), дохиар (келарь), трапезарь и хортуларий (конюший) ( Синицына. С. 130-134). Иоаким, игум. Пантелеимонова мон-ря (1560), делит афонские обители на 3 типа: общежительные, особножительные и промежуточный между ними тип - «лавра», где монахи имели частную собственность, но жили по келлиям внутри мон-ря и собирались на общую службу в соборную церковь (Сказание игум. Иоакима. С. 23-24). Новая попытка установить общежительный порядок (1574/75) была предпринята Патриархами Иеремией II К-польским и Сильвестром Александрийским в русле их политики по преобразованию мон-рей в киновии, коснувшейся также Великой Лавры, мон-ря Иоанна Богослова на Патмосе, мон-ря Лимонос на Лесбосе и др. ( Αλξανδρος Λαυριτης. 1892-1893. Σ. 371-372). Новый Афонский Типикон был утвержден в 1574/75 г. сигиллием К-польского Патриарха ( Meyer. S. 215-218). До завоевания турками Сербского гос-ва его правители оказывали покровительство В. (напр., 2 документа деспота Георгия Бранковича, 1427 и 1432, о ежегодной выплате В. 60 литр серебра) ( Laskaris. 1935. P. 180-183). Один из вельмож Георгия Бранковича, вел. чельник Радич (1432), пожаловал мон-рю с. Бело-Поле на р. Мораве виноградники и содержание по 100 золотых дукатов ежегодно. В 1457 г. Лазарь Бранкович пожаловал своему фисаврофилаксу (хранителю сокровищ) Радославу 3 деревни, к-рые затем были переданы В. ( Laskaris. 1935. P. 181-184; Regel. 1898. Р. 54-55). В 1474 г. Мара Бранкович, вдова Мурада II, подарила мон-рю дом в К-поле.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вспомогательные исторические дисциплины «ЗАКОНЫ ХИМЬЯРИТОВ» памятник восточнохрист. письменности на греч. языке, содержащий сведения о жизни христ. общин в Юж. Аравии ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИЗБОРНИК 1076 г. [неточно - Изборник Святослава 1076 г.], четий сборник древнерусского происхождения, 3-я по древности датированная славянская рукопись ИЗБОРНИК XIII в. [Толстовский сборник толкований XIII в.], пергаменный кодекс древнерусского извода, написанный не позднее сер. XIII в. ИНКОВ РЕЛИГИЯ традиц. верования индейской южноамер. этнической группы кечуа, в европ. историографии названных инками ЙЕЗИДЫ этноконфессиональная общность, в религиозных верованиях которой сочетаются элементы зороастризма, иудаизма раввинистического, христианства, гностицизма и ислама; относятся к курдскому этносу КАРАИМЫ возникшая в нач. VIII в. по Р. Х. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой отрицает раввинистическо-талмудическую традицию и является основой для иудаизма раввинистического «КАРОЛИНСКИЕ КНИГИ» памятник лат. церковной письменности, составленный в поддержку иконоборчества, кон. VIII в.- см. «Libri Carolini» КЕКЕЛИДЗЕ Корнелий Самсонович (1879-1962), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока

http://pravenc.ru/rubrics/122910_8.html

Успения Пресв. Богородицы Троянского мон-ря (Болгария; 1848; мастер Захария Зограф). Служащими у престола братьев изобразил С. Доспевский (напр., на иконе 1866 г.; музейное собрание г. Елена) - в руках М. держит чашу со Св. Дарами. С появлением в изображении св. просветителей креста, подчеркивающего их апостольскую миссию, нередко только М. держит его за высокое древко, а в др. руке у него может быть чаша с Дарами (напр., литография по рис. М. О. Микешина, 1884). Чаще в парных изображениях в руках М. раскрытое Евангелие с текстом из Ин 1. 1 (напр., на иконе худож. В. В. Васильева, 1885, Музей русской иконы, Москва) или, как у его брата, развернутый свиток с начертанным в нем зачалом Евангелия от Иоанна. На памятнике равноапостольным Кириллу и М. чеш. скульптора Э. Макса (в 1842-1845; установлен в Риме; в 1847 перенесен и поставлен у ц. Девы Марии перед Тыном в Праге) в руках М. икона «Страшный Суд», что, видимо, отражает предание о том, как кн. Борис, креститель болгар, повелел некоему худож. Мефодию Монаху изобразить Страшный Суд. Сцена представления кн. Борису иконы входит как заключительная в состав клейм единственной известной житийной иконы равноапостольных Кирилла и М. (рубеж XIX и XX вв.; ГМИР); содержание 12 клейм вокруг средника (М. в полиставрии, правой рукой благословляет, в левой держит открытое Евангелие) основано на тексте Пространного жития святых и отличается подробностью. Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ (1-я пол. IX в. - после 885 г. ), ученик и сподвижник святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, св. равноап. (пам. 27 июля)

http://pravenc.ru/text/2563094.html

Собор Святого Николая Чудотворца (Вршац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святого Николая Чудотворца в Вршаце — храм Сербской Православной Церкви в Южно-Банатском округе Сербии, в Воеводине, на границе с Румынией, имеет статус кафедрального собора города. Содержание История [ править править код ] Собор Святого Николая считается самым старым православным храмом в Вршаце. Он был построен 1783-1785 гг. в стиле неоклассического барокко. 21 октября 1785 года собор был освящен епископом Вршацким Викентием Поповичем. Над иконостасом церкви работали известные сербские живописцы и художники. Иконостас был выполнен Аксентием Марковичем из Нови-Сада в 1805 году, а иконы - Павлом Журковичем в 1805-1807 гг. В период с 1865 по 1868 год иконостас реставрировал немецкий живописец Ст. Г. Лауфер. Один из самых известных художников этого края Пайя (Павел) Йованович подарил храму две чрезвычайно ценные с художественной точки зрения картины - «Святой Николай, спасающий осужденных» и «Святая Ангелина». Капитальный ремонт собора производился несколько раз, в период с 1909 по 1910 год, и затем в 1945 и в 1968 годах. Самая старая метрическая книга датируется 1767 годом. Современное состояние [ править править код ] Последние ремонтные работы производились в период с 2003 по 2007 год, когда было заменено кровельное покрытие, покрашен фасад, во всем храме проведена электропроводка, устроены теплые полы, пол храма полностью вымощен гранитными плитами по проекту Миодрага Калишки. Отреставрирована и покрашена колокольня. Через дорогу от храма за кованой оградой находится еще одна достопримечательность города - величественное здание середины XVIII века в стиле барокко, Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске Двор Банатской епархии (Владичански двор Банатске Резиденция банатских епископов построена епископом Йованом Гергиевичем между 1750 и 1757 гг. На первом этаже находится часовня, посвященная Святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Иконостас был написан между 1761 и 1765 гг. и является одним из редких сохранившихся иконостасов XVIII века. Здесь хранится ценная коллекция икон и портретов епископов Вршацкой епархии, а также большая библиотека. Коллекция икон, собранных в Банате, охватывает период трех столетий, где самыми ценными работами являются иконы иконописца Захария Зографа первой половины XVIII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

В «Путешествии по Македо­нии» Н.П. Кондаков в свою очередь вспоминал некогда царское бо­гатство церквей и монастырей вокруг Скопле, построенных в эпоху процветания и политической самостоятельности Сербии. Однако «ныне все эти богатые церкви являют вид печальных развалин и содержатся на убогие гроши, собираемые столь же убогим духо­венством» (Кондаков, 1900, с. 181). По контрасту с образно-представляющим сознанием русского человека балканское православное сознание зачастую сталкива­лось и с «чужой» семантикой городских названий. Широкио сокак, Коджа папаз, Тене-алт, Пазван и т.п. – все это наименования улиц болгарского города Самокова, родины известного болгарско­го иконописца Захария Зографа и известной «самоковской шко­лы» иконописи. В нем же насчитывалось 12 мечетей, которые бы­ли построены в основном руками болгар (Островский, 1987, с. 10). В отдельные периоды турецкого господства законы запре­щали болгарам строить церкви. Монастыри, церкви и часовни в Новое время прятались в горах и скалах, часто в тех самых мо­настырях-пещерах, которые возникли на территории Болгарии в XIV в., в период распространения исихазма. Новые церкви в Бол­гарии строились небольшими, скрытыми от глаз (ср.: Гильфердинг, 1859, с. 4 4). На Святых же землях новые церкви и монастыри ставить временами запрещалось совсем (Снегаров, 1944, с. 76). В связи со всем этим вспоминается, что вотивные изображения, например, некоторых фресковых циклов молдавских церквей XVI–XVII вв. находятся в той же зоне, в которой помещены и свя­тые христианские воины. Тем самым создание церкви как бы со­относилось с ратным подвигом и борьбой за христианскую веру. Все это одновременно говорит нам о том, что бытование иконы на Балканах было существенно иным по сравнению с Россией. По­мимо всего прочего, здесь икона символизировала религиозное противостояние миру ислама ; она оказалась в культурном про­странстве, разделенном по расовому и религиозному признакам. У балканской иконы не могло быть и того «задания» сакрализовать окружающее пространство, которым отличался моленный образ в контексте московского «священного быта», на что среди западных исследователей обратил внимание еще Дж. Биллингтон: «Трудно переоценить значение икон для московской культуры, – писал он. – Каждая икона напоминала человеку о божественном уча­стии в его делах... вселяла в него уверенность в проникнутости ис­тории божественным промыслом» (Биллингтон, 1966, с. 35). Подробности ритуала

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010