Нафанаил (Бойкикев), митр. Пловдивский. Фотография. 1892 г. [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 26.10.1818 (по др. данным, 1820), с. Кучевиште близ г. Скопье - 18.09.1906, Пловдив), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик. Род. в крестьянской семье, родной брат болг. революционера Златана Стоянова-Бойкикева. Начальное образование получил в Кучевиштском мон-ре в честь архангелов Михаила и Гавриила под рук. иером. Манасии, к-рого всю жизнь считал своим духовным наставником. В апр. 1835 - июле 1836 г. изучал слав., болг. и греч. языки у Н. Тонджорова в г. Самокове. Затем переехал в г. Прилеп, где учился у Г. Самуркашева, вместе с к-рым перевел с греческого на болг. язык трактат «Еврейское служение и все их злодейства...» (Служение еврейско и все злотворение нихно со показание от свещено и божествено писание ветхо и новое. [Солун], 1839). Решил принять монашество на Афоне, однако родители не поддержали его желание, поэтому весной 1837 г. обручился с односельчанкой. Потом без ведома родителей ушел на Афон и 27 июня 1837 г. в мон-ре Зограф принял монашество. С согласия российского правительства 20 авг. 1839 г. был зачислен в Кишинёвское ДУ. Летом 1840 г. посетил Одессу, где познакомился с болгарскими просветителями В. Априловым и Ж. П. Русевым (известным под псевдонимом Захария Княжеский), с которым впоследствии поддерживал переписку. С этого времени активно участвовал в болгарском культурном движении в Российской империи. В 1840/41 г. перевел с русского на болгарский язык «Краткий катехизис» митр. Московского Филарета (Дроздова) (Сокращений катихизис. М., 1847), «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (Святителское поучение к новопоставленнаго свещеника, което е изписано из правилата на святи апостоли и святи отци. М., 1847. Новий Сад, 18562) и совместно с З. Княжеским «Зерцало христианское» (Зерцало или Огледало християнское, което содержава мисли спасителни и увещания душеполезни и весма нужни за всякаго християнина, който желае да познай своето християнско живеяни и евангелската истина. М., 1847). Летом 1843 г. в Одессе участвовал в собрании (вече) болг. студентов, выступивших за активную пропаганду среди болгар идеи восстановления независимой от К-польской Патриархии Болгарской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

В 1834 г. Н. уехал в княжество Сербия. Предоставление К-польской Патриархией автономии Сербской Церкви, развитие национальной культуры и образования в Сербском княжестве, а также творчество иером. Досифея (Обрадовича) и Захарии Орфелина оказали на Н. большое влияние. Он стал активно выступать за назначение на болг. кафедры архиереев-болгар и за создание автономной болг. иерархии. Составленные Н. на понятном простым болгарам языке проповеди и написанные в форме диалогов лит. произведения патриотического характера (большинство из них было опубликовано лишь после его кончины) принесли ему широкую популярность. Вернувшись в Болгарию, в 1836-1838 гг. Н. занимался распространением своих изданий в городах и мон-рях. Его странствия совпали по времени с поездкой по болг. землям тур. султана Махмуда II (1808-1839), с реформами к-рого население связывало надежды на улучшение своего положения. Узнав, что жители г. Тырново требуют сместить с Тырновской кафедры митрополита-грека Панарета, Н. намеревался стать новым Тырновским митрополитом при поддержке своего знатного земляка-котленца, близкого к султану сановника кн. Стефана Вогоридиса (Богориди). Вместе с тырновскими представителями он отправился в Стамбул просить своего поставления на кафедру. Там он близко сошелся с болг. торгово-ремесленной колонией, для членов к-рой открыл часовню в т. н. Хамбаре - цехе, где шили османскую военную форму. Впосл. Вогоридис передал здание в стамбульском квартале Фанар, неподалеку от здания К-польской Патриархии, для устройства болгарского храма св. Стефана (освящен в 1849). Смерть султана и вступление на престол его 16-летнего сына Абдул-Меджида I (1839-1861) помешали реализации планов Н.: в 1840 г. на Тырновскую кафедру был возведен его тезка, грек Неофит (Византиец). Н. был назначен его протосинкеллом, но вскоре удалился в Лясковский монастырь . Там он был арестован и сослан на Св. Гору, в 1841-1844 гг. находился в заточении в мон-рях Хиландар, Зограф и Дионисиат, поддерживая переписку с единомышленниками-болгарами.

http://pravenc.ru/text/2564986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД БОЛГАРСКИЙ болг. царь нач. XI в. Под этим именем в Болгарской Православной Церкви как преподобный почитался старший брат болг. царя Самуила . Древнейшее упоминание Д. Б. содержалось в перечне болг. царей в составе Зографского помянника, переписанного в 1502 г. Оригинал памятника не сохранился, текст известен по копии, сделанной в 1852 г. К. Д. Дмитриевым-Петковичем и опубликованной А. Ф. Гильфердингом ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 489). В Истории иером. Паисия Хиландарского он стоит 3-м в списке болг. святых. О Д. Б. сообщается, что он добровольно оставил царство брату Самуилу, ушел в мон-рь, жил свято и богоугодно, но недолго, его мощи были извлечены нетленными и перенесены в Охрид ( Паисïя Хилендарского î еромонаха Îсторïа славноболгарска, собрана и нареждена в лто 1762. София, 1914, 2000р). Практически те же сведения сообщает считающаяся независимой от «Истории» Паисия «Icmopia вкратц о Болгарословенском народ» и сопровождающий ее перечень «Святии от Българского народа» в списке 1785 г. (Zogr. 263) ( Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 628-630, 636, 641). По поводу источника этих сведений М. Дринов предположил, что иером. Паисий знал ныне не сохранившееся Житие Д. Б. ( Дринов М. Исторически прглед на Бълг. Църква. Виена, 1869. С. 484). Но В. Златарский пришел к выводу, что источником для иером. Паисия служило изображение «святаго Давида царя болгарского» в «Стематографии» Х. Жефаровича (Виена, 1741), где оно помещено после изображений святых Симеона Немани и Стефана Первовенчанного. Изображения Д. Б. присутствуют в неск. храмах: в ц. св. Георгия мон-ря Зограф работы Митрофана Зографа (1817), в Рильском мон-ре (1845) и в Троянском мон-ре (1847-1848) работы Захария Зографа ( Василев А. Бълг. светци в изобразителното изкуство. София, 1987. С. 66-67). Златарский первым высказал мнение, что Д. Б.- это комитопул Давид, старший брат царя Самуила ( Златарски В.

http://pravenc.ru/text/168544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИАКОВ один из патриархов ветхозаветных, родоначальник 12 колен Израилевых (пам. в Неделю св. отец и в Неделю св. праотец) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_33.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы. Захарий Димитров (9.10.1834, Самоков - 1889, Пловдив) был связан творческой деятельностью с Вост. Македонией. Его работы: иконостас в ц. Успения Богоматери (1858-1861) в Штипе, куда ок. 1862 г. он переехал с семьей, а также икона «Св. Иоанн Креститель» (Кратово, 1868). Между 1870-1872 гг. работал в церквах св. Прохора в Пчинском мон-ре и вмч. Пантелеимона в с. Пантелей близ г. Кочани. В 1873 г. им были написаны иконы для ц. Вознесения в с. Бели, в 1874 г.- для ц. Св. Духа в с. Нивичани (обе - близ г. Кочани). За участие в Апрельском восстании 1876 г. был арестован и осужден. По пути к месту заключения в М. Азии сбежал в Яффу, затем перебрался в Иерусалим, где работал в мон-рях. После 1882 г. вернулся в Болгарию и обосновался в Пловдиве. Иван Димитров (14.02.1840, Самоков - 15.08.1889, Ихтиман), ученик и последователь брата Станислава, создал в Самокове собственную мастерскую. Сохранился ряд написанных им икон (1862, в ц. св. Илии в с. Граница близ Кюстендила; 1867, в ц. арх. Михаила в с. Косача близ Перника; 1867-1869, в ц. вмч. Димитрия в Кюстендиле; «Успение Богородицы», 1870, в ц. Успения Богородицы в Пироте (Сербия); 1873, в ц. вмч. Георгия в с. Долно-Село близ Кюстендила; «Пресв. Богородица», «Вмч. Феодор Тирон», обе 1874, в ц. вмч. Феодора Тирона в с. Конопница (Сербия); «Святые Кирилл и Мефодий», 1880, в ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Ново-Село близ Видина; для ц. свт. Николая в с. Негован близ Софии; для Германовского мон-ря и Пловдивской семинарии). Творческое наследие включает портреты. Д. увлекался фотографией (открыл фотоателье в родном городе), был политическим, лит. и театральным деятелем. Никола Димитров (9.08.1828, Самоков - 1888) работал совместно с братьями Захарием и Иваном. Писал иконы для храма в Горна-Джумая (ныне Благоевград) (1854 и 1856), для церквей во имя вмч. Димитрия в Радомире (1861), свт. Николая в Самокове (1862), св. Иоанна Предтечи в Лопушанском мон-ре, вмч. Георгия в Панагюриште (1879-1888), для ц. св. Недели в Софии, для ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Софии (1883). Им также были созданы 10 икон для Рильского мон-ря, 3 для ц. арх. Михаила в с. Копиловци близ Монтаны и образ Божией Матери «Достойно есть» (в наст. время находится в одной из болг. келлий на Афоне). Станислав (Зафир) Димитров

http://pravenc.ru/text/180363.html

Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

http://pravenc.ru/text/182661.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Фреска " Лествица " в Великой Лавре (ВИДЕО) Фреска " Лествица " в Великой Лавре (ВИДЕО)     В нашем фильме мы расскажем о величественной фреске «Лествица святого Иоанна» болгарского художника Захария Зографа, занимающей пространство стены в шесть метров по высоте и шесть — по ширине в притворе собора Великой Лавры .         Собор Благовещения. Рисунок Василия Барского 1839 год       Одно из лучших древних воспоминаний о Лавре - Василия Барского 1839 год:   Главный монастырь - славная Лавра Афанасия Афонскаго: храм во имя Благовещения Пресвятая Богородицы. Основатель Лавры был святой Афанасий Афонский; внутри церкви есть фоб его, а мощи его под спудом почивают.    В церкви хранятся: жезл святого Афанасия, которым ударила Божия Матерь в ка мень, и явился источник воды;   - крест, который святой Афанасий на себе носил.   Еще здесь обретается чудотворная икона Пресвятая Богородицы, нарицаемая " Икономисса», именуемая так потому, что Богоматерь обещалась святому Афанасию - его Лавре и всей Горе Афонской быть икономом.   Еще имеются кресты Честнаго Древа, и множество частей от святых мощей. .. Василий Барский   «Лествица» — это замечательное произведение, наглядно представ ляющее содержание одноименной аскетической книги VII в.   Степени " Лествицы " - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " (Мф. 11, 12).   Фреска  болгарского художника Захария Зографа принадлежит к знаменитой критской школе, расцвет которой приходится на XVI столетие. Эти фрески, как хорошо известно исследователям византийской и поствизантийской живописи, написаны по сырой штукатурке краскою на основе порошка, полученного в результа те перетирания камней неизвестного происхождения. Весь притвор храма Лавры расписан таким образом...   Своим названием «Лествица» обязана расположенным в виде духовной лестницы тридцати подвижническим словам игумена монастыря на горе Синай святого Иоанна: лестница эта начинается с более воспитательных деятельных добродетелей, продолжа ется более созерцательными и завершается так называемыми богословскими добродетелями — верою, надеждою и любовью.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=749

Бачковский монастырь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Николай Петров Бачковский монастырь Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. / Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. К сожалению, с момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная костница (находящаяся на высоте около 300 метров от настоящего монастыря). Костница – уникальный исторический объект, сохранивший древние стенописи – одни из самых ценных произведений православного искусства XIX-XII вв. Во время Второго Болгарского Царства монастырю покровительствует Царь Иван Александр, о чем свидетельствует его изображение в арках притвора костницы, как знак благодарности за его вклад в восстановление здании. Как и в других монастырях того времени, в конце XI века в Бачковской обители тоже создана просветительская школа. Любопытный факт состоит в том, что после падения Болгарии под Османским игом в конце XIV века, в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий. Ссылка, однако, не остановила патриарха в его трудах, и он со своими учениками развивал активную религиозную и просветительскую деятельность в стенах обители. Вопреки тому, что Бачковский монастырь сохранился при первоначальном вторжении турецких войск, позже его постигла судьба большинства православных монастырей Болгарии земле: он был разграблен и разрушен. Монастырь был реконструирован в конце XV века, монастырская столовая в 1601-1603 гг., а сохранившаяся до сегодняшнего дня главная церковь «Святой Богоматери» – закончена в 1604 году (стенопись датируется 1643 и 1850 гг.). В главной церкви хранится чудотворная икона Богоматери Елеуса в серебряном окладе (1310 г.) Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает в себя еще два храма – церковь Святых Архангелов (13-14 в), находящуюся в северном дворе рядом с главной церковью, и в южном дворе церковь Святого Николы, воздвигнутую с 1834 по 1837 гг. Церковь Св. Николы впечатляет своими стенописями от 1840-1841 гг. принадлежащими известнейшему мастеру Захарию Зографу. Иллюстрации к евангельским притчам и композиция «Страшный суд» имеют не только художественную, но и документальную ценность. Между портретами первых людей Пловдива, Захарий Зограф рисует и изобразил и себя. У Бачковского монастыря есть свой музей, в котором хранится церковная утварь разных периодов, а также другие художественные и исторические ценности (среди которых меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования обители. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕРБИЦА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_25.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНО-ВОДЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КИРИКА И ИУЛИТТЫ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Церковь во имя святых Кирика и Иулитты. 1850 гг. Пловдивской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на склоне гор Чернатица в Зап. Родопах, близ г. Асеновград. Был основан в XIV в. Изначально располагался недалеко от источника, в 500 м от совр. местонахождения. В XVII в., возможно в 1666 г., турки разрушили мон-рь с целью обратить правосл. население в ислам, но он был восстановлен на новом месте и освящен во имя прп. Параскевы (Петки). 1696 г. датирована ктиторская плита в фонтане, сделанная мастером Николой. В 1808 г. над источником была построена часовня. В 1810 г. мон-рь был полностью сожжен керджалиями. В 1819 г. была реконструирована часовня над источником, а к 1850 г. мон-рь был полностью отстроен в сохранившемся ныне виде. Церковь расписана зографом Алексеем Атанасовым, к-рый особое внимание уделил теме мученичества и христ. самопожертвования. Роспись храма завершилась 13 окт. 1850 г., о чем гласит надпись над входом. Вскоре настоятель иером. хаджи Иероним освятил ц. во имя святых Кирика и Иулитты. После учреждения Болгарского экзархата и поставления в Пловдиве болг. иерарха Г.-В. м. долгое время был резиденцией Филиппопольского (греч. название Пловдива) иерарха К-польской Православной Церкви. В 1906 г. партизаны изгнали греч. духовенство из обители. В 20-30-х гг. при мон-ре было открыто богословское уч-ще. Г.-В. м. сильно пострадал при пожаре 1924 г. и при землетрясении 1928 г. С 1943 - по сент. 1944 г. в обители находился концлагерь. После войны мон-рь нек-рое время был в запустении, затем был обращен в психиатрическую лечебницу. С 1983 г. здесь размещается творческая база Союза болг. архитекторов. Г.-В. м.- это комплекс из 4 двухэтажных братских и хозяйственных корпусов, замкнутых в квадрат, с церковью в центре. Вост. жилой корпус, являющийся центральным фасадом мон-ря, украшен рядом окон, массивными деревянными воротами и эркером над ними. Церковь обители близка по архитектуре к церкви Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) афонского крестово-купольного типа с 3 алтарными апсидами и 4 закомарами, с обширным псевдобазиликальным притвором и сводом в виде слепого купола. По стилю и технике строения можно сделать предположение, что ее архитектором был мастер Васил Димов, построивший в 40-х и 50-х гг. XIX в. неск. храмов близ Асеновграда. В церкви находятся иконы, написанные Захарией Зографом : «Спаситель», Богородицы «Живоносный Источник», св. Иоанна Предтечи, св. Афанасия, храмовая икона святых Кирика и Иулитты. Г.-В. м. является памятником культуры. Церковь действует как приходская. В братских корпусах располагается гостиница. Лит.: Bulgarian Monasteries. Sofia, 1997. S. 190-197; Димитров Б. Христианство в болгарских землях. София, 2003. С. 174-175. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166229.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010