—623— требы, а остальная часть жалования поступает в священнический пенсионный фонд. § 10. Священник, заменяющий немощного или заболевшего или находящегося в отпуску приходского священника, получает 50% из его жалования и все доходы за требы. § 12. Заменяющий священника, осужденного на епитимью или на запрещение священнослужения, получает 50% его жалования и все доходы за требы. § 13. Приходский священник, состоящий по суду на епитимьи или под запрещением священнослужения, теряет право на прибавку к жалованию за всё то время, пока состоит под судом. Право помилования принадлежит местному епископу. II. Бесплатные священнодействия и обязанности. За установленное этим законом штатное жалование приходский священник обязан бесплатно исполнять следующие священнодействия и обязанности: служение и проповедание в церкви, молитву при наречении имени, крещение, отпевание, парастосы в дни поминовений усопших, освящение воды в Крещение, исповедь, причащение, молебствие во время эпидемии, литию на поле, освящение воды после погребения, все священнодействия для прихожан, живущих милостыней, брачные обыски и оглашения, ведение церковных метрик и выдачу выписок для официальных надобностей, ведут статистические записи, дают бесплатно официальные справки для лиц, живущих милостыней, и брачные записи о произведенном обыске. III. Такса за требы («епитрахильске таксе»). § 16. 1. За молитву родильнице на дому 1 крона. 2. За молитву о болящем в церкви или в приходском доме 60 геллеров (=сантимов). 3. За молитву на дому болящего 2 кроны. 4. За елеосвящение (соборование) каждому священнику по 2 кроны. 5. За освящение имянинного кольива в церкви или приходском доме 50 гел. 6. За святую воду в доме прихожан в один из четырех годичных постов 50 гел. 7. За водосвятие и обряд «резания колача» в доме именинника 2 кроны. 8. За молитвословие при закладке нового дома или при обновлении старого 2 кроны. 9. За нарочитое водосвятие в доме прихожанина 1 крона. 10. За освящение воды, соли, семян и благословение стада по нарочитому приглашению за всё вместе 4 кроны. 11. За венчание три

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 . Преосвященному митрополиту Ярославскому Агафангелу, к коему дважды Патриаршим Синодом, для увещания и для ознакомления с положением церковных дел, посылались члены Временного Патриаршего Синода, заявившему последним, что он не порывает молитвенного общения ни с митрополитом Сергием, ни с единомышленными ему епископами и только в административном отношении он отмежёвывается, не считая для себя и Ярославской епархии обязательными как распоряжения митрополита Сергия, так н Временного Патриаршего Синода, разъяснить, что «административная власть епископа, а в данном случае Первоиерарха, зависит от его духовной власти, полученной им при хиротонии. Эта власть может прекратиться тогда, когда подлежащий епископ решением Синода, как пишет выдающийся православный канонист Никодим Милаш , лишён будет её, т. е. когда он будет низложен. Если же он не лишён синодальным постановлением духовной власти, т. е. прав священнодействовать, то он не может быть лишён и административной власти до тех пор, пока не совершит преступления, по своей тяжести влекущего за собой низложения» (Толкование на 16-е правило Двукратного Собора). Митрополит Сергий не лишён духовной власти, не совершил преступлений, влекущих по своей тяжести низложение, не лишены по этому же духовной власти и члены Временного Патриаршего Синода... А потому, отказавшись от административного подчинения митрополиту Сергию без достаточных поводов и оснований, Ярославский митрополит Агафангел подлежит на основании 14–15-го правил Двукратного Собора суду и наказанию – запрещению в священнослужении, каковое наказание он, митрополит Агафангел, сам себе указывает, когда, в беседе с командированным к нему для увещания архиепископом Вятским Павлом, заявил, что «протестующим (против заявления митрополита Агафангела Преображенского об отделении от митрополита Сергия Страгородского , как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя) священникам» он говорит: «Если недовольны, то я вас не стесняю, не задерживаю; уходите в другие епархии, к другим епископам, а в моей епархии вы должны мне подчиняться, иначе я вас запрещу». Требуя от священников Ярославской епархии подчинения себе, как правящему архиерею, и исполнения его распоряжений под угрозою – за неисполнение и неподчинение, – запрещения, митрополит Агафангел сам должен, своим примером, показать послушание и подчинение митрополиту Сергию, как Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, и Временному Патриаршему Священному Синоду, – иначе, по собственному же его суду, будет подлежать увольнению от управления епархией с запрещением в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Бела Цркв (9.10.192015.4.1921), Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) на Юге России назначен на должность управляющего русскими приходами в Западной Европе на правах епархиального архиерея (2.10.1920), назначен на ту же должность патр. Тихоном Московским (8.4.1921), поселился в Берлине и вступил в должность (26.4.1921), член правления Высшего монархического совета на Бад-Рейхенгальском съезде (май 1921), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), возведен в сан митрополита натр. Тихоном (17.1.1922), член Заграничного Архиерейского Синода (2.9.192227.6.1926), обосновался окончательно в Париже с местопребыванием при Св.-Александро-Невском храме ( 1.1.1923), основатель и 1-й ректор Парижского Св.-Сергиевского православного богословского института (9.10.19258.8.1946), прервал общение с Архиерейским Синодом РЗЦ в протест против выделения Германского викариатства в самостоятельную епархию без его согласия (27.6.1926), за что и был запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РЗЦ (26.1.1927), получил поддержку от большинства духовенства и мирян на всеобщем епархиальном собрании в Париже (27.7.1927), заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) утвержден в должности управляющего русскими церквами в Западной Европе с условием воздержания от «выражения нелояльности к Советском)» правительству» (письмо от 14.7.1927), за неповиновение этому распоряжению уволен митр. Сергием от управления епархией с запрещением в священнослужении (10.6.1930), обратился в апелляционный суд КП (1930), принят под омофор КП с назначением экзархом Вселенского патриарха, управляющим временным Экзархатом русских церквей в Западной Европе (17.2.1931), ездил в Белград и примирился с митр. Антонием (Храповицким) (1517.5.1934), вследствие чего прещения на него были сняты Архиерейским Собором РЗЦ (10.9.1934), участник Совещания русских иерархов для обсуждения организации русских церквей за границей по приглашению патриарха сербского в Сремски-Карловцах (619.11.1935), почетный доктор церковных наук Парижского Св.– Сергиевского богословского института (12.2.1943), написал ходатайство о воссоединении с МП и получил соответствующий указ с назначением экзарха МП после подписания акта примирения в присутствии митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Положении отсутствуют указания о порядке подачи апелляции на решение о запрещении клирика в священнослужении (18) . В документе не предусмотрены также правовые последствия неподчинения клирика запрещению (19) , а также приема данного клирика правящим архиереем другой епархии (20) . Положение не касается и вопроса о материальном обеспечении запрещенных в священнослужении клириков, который, ввиду его сложности, будет рассмотрен нами в отдельной статье.   О практике почисления клириков за штат Во второй части Положении указывается, что необходимость упорядочения практики почисления клириков за штат обусловлена участившимися злоупотреблениями со стороны  клириков, почисленных за штат с правом служения или с правом перехода в другую епархию. Указанные клирики, не получив отпускной грамоты от своего правящего архиерея, осуществляют церковное служение на территории другой епархии без разрешения архиерея этой епархии. Данные действия этих клириков противоречат целому ряду норм канонического права (21) . Таким образом, предметом регулирования Положения являются отношения, возникающие в связи с действиями специфической категории заштатных клириков. Положение не затрагивает общие вопросы деятельности клириков, почисленных за штат (на покой), в частности проблему их материального обеспечения (22) . Прекращение вышеупомянутых злоупотреблений предполагается осуществить следующим образом: 1. Клирик должен почислятся за штат в одной епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне своей епархии до направления отпускной грамоты в другую епархию. 2. Предполагается возможность временного назначения заштатного клирика в другую епархию. В данном случае заштатному клирику, в случае согласия правящего архиерея клирика и архиерея той епархии, где клирик будет осуществлять временное служение (сроком не более года), выдается указ или распоряжение о временном назначении. Данное временное служение рассматривается как служение на испытательном сроке, в случае успешного прохождения которого архиерей епархии, в которой клирик осуществлял временное служение, запрашивает отпускную грамоту и личное дело клирика у его правящего архиерея.

http://e-vestnik.ru/docs/polozhenie_o_pr...

Вот такового архипастыря и подобаше иметь раскольникам! Сего-то запрещенного митрополита и мучителя жидове нашли для раскольников. Сначала он не хотел и не соглашался ехать с раскольниками. Но когда показали ему кучу червонцев, с обещанием ему ежегодно давать жалованья по 500 червонцев и взять сына с семейством, и сыну положить жалованье по 150 червонцев, и увезти в Австрийское государство, где патриарх ничего ему не может сделать и где он свободен будет от суда и заточения; то все это польстило Амвросию, а наипаче червонцы, так что он согласился. Впрочем, он не знал и не понимал, что значит старообрядчество, что значит раскол, и в чем он имеет разнство с православною Церковью; потому что по-русски говорить он ни одного слова не умел, и читать русских книг вовсе не мог. Но свою греческую веру хорошо знал, и видел в книгах, что греки веру содержат самую древнюю, ту, которая предана Самим Спасителем и утверждена на семи вселенских Соборах святыми Отцами. Одно он вмел в виду, чтобы избежать беды и наполнить карман червонцами; почему и не постыдился быть истинным наемником у раскольников, а не пастырем. Сделан был законный контракт, чтобы ежегодно ему и сыну его выдавать вышеозначенное количество червонцев. Раскольники с своей стороны так же не устыдились этого бесстудного дела, прислали копию с контракта в Москву на Рогожское кладбище, собственно для того, чтобы больше присылали червонцев в Буковину, и чтобы видели, что вот наняли себе архипастыря за такую-то сумму червонцев. Я постараюсь в конце сей книги приложить с контракта копию. О, бесстыдство! о, безумие! о, невежество! не устыдились явно нанять по законному документу себе пастыря. Вот истинный наемник, а не пастырь! Но для безумных все это ничего, им все свято! Святое евангелие, правила святых Апостол и святых Отец и все святое Писание в сторону, только бы было по их безумию! 12. Как раскольнические монахи с жидами успели обманом у патриарха взять своему митрополиту разрешение Но опять возвратимся в Константинополь. Когда все окончили, как хотелось Алипию и Павлу, еще беда, и беда важная, предстояла им, именно та, что их митрополит состоит под судом и запрещен в священнослужении, и даже подвергается совершенному извержению. Это наших ловцов и покупателей привело в совершенное уныние и отчаяние. Ибо хотя добычу и привезут домой, но не все раскольники будут согласны что бы принят запрещенного в священнослужении, поскольку он не имеет власти рукополагать и священнодействовать. Почему пытались было искать другого епископа, но не нашли.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Какой иронией звучат теперь слова и уверения о следовании заветам в Бозе почившего Патриарха Тихона, который в свое время дал такой мужественный отпор домогательствам Константинополя. Противный всякой церковной дисциплине переход мит. Евлогия в юрисдикцию Константинопольского патриархата не только не мог остановить дела, но вызвал окончательное запрещение самого мит. Евлогия и солидарного с ним клира. Продолжая совершать таинства после запрещения, евлогиане уже оказались в положении бесправных в том отношении, что потеряли даже право на апелляцию. Этим упростили задачу предстоящего суда, которому остается только констатировать факт раскола. Указ мит. Сергия от 20 мая 1931 года, запрещавший полностью священнослужение мит. Евлогию и солидарному с ним клиру, оставлял возможность выхода для раскаявшихся, поручив мит. Елевферию, отныне представителю Русской Патриархии в Западной Европе, право не только принимать отколовшихся в церковное общение, но и разрешать им и священнослужение, не исключая мит. Евлогия 77 . Конечно, психическое настроение мит. Евлогия и увлеченного в раскол клира в этот момент не соответствовало указанному выходу. Если Патриархия протягивала руку помощи, то отколовшиеся скорее готовы были раздувать, если не мировой пожар, то раскол во вселенском масштабе. Нам не раз приходилось отмечать, что процессы, совершавшиеся в России и за рубежом, сходные между собою по существу, отличались друг от друга темпом их развития. Это вполне подтверждается событиями только что изученного нами времени (1927 до 1931 гг.). В России последнее отпадание относится к первым годам этого времени (1927–1928 гг.), а за рубежом последнее отпадание произошло в самом конце. В то время, как в России «иосифлянский раскол» шел к своему естественному концу, почти в тех же условиях возник за рубежом новый раскол, последний по времени, – «евлогианский». Этим и завершилась русская церковная смута. Когда мы говорим о завершении, смуты, мы вовсе не хотим утверждать, что русское церковное общество достигло желанного единения и что больше уже ничто не угрожает миру церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковное правосудие эффективно, считают в Русской Православной Церкви 05.03.2021 14:53:26 МОСКВА Решение общецерковного суда о запрете в священнослужении двух епископов Русской Православной Церкви говорит об эффективности церковного правосудия, заявил РИА " Новости " заместитель председателя синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Ранее Высший общецерковный суд запретил в священнослужении двух архиереев Русской Православной Церкви – епископа Армавирского и Лабинского Игнатия (Бузина) и епископа Костомукшского и Кемского Игнатия (Тарасова), также они призваны судом " к покаянию и деятельному исправлению " . Решения суда вступят в силу после их утверждения Патриархом Кириллом. Ранее по решению Патриарха они были отстранены от управления епархиями до решения суда. В патриаршем указе упоминалось о сообщениях, содержащих документальные обвинения в адрес этих архиереев в церковных правонарушениях, несовместимых с дальнейшим управлением епархиями. " Эти решение общецерковного суда свидетельствуют о том, что система церковного правосудия эффективна и без проволочек работает - в том числе в отношении епископов " , - сказал В. Кипшидзе. Он напомнил, что любой человек может передать свидетельства о совершении церковных правонарушений в церковные суды: в случае со священниками – в епархиальный суд, а если речь об архиереях – в суд общецерковный. Запрет в служении – одно из самых жестких наказаний в церкви, суровее только лишение сана и отлучение от церкви. Запрещение в служении епископа случается редко. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 07.03.2021 - 18:52 Только вот решение : Только вот решение незаконного отстранения священников от служения или хуже того, лишения их сана Священники никак не могут обжаловать. И суды часто проходят формально. Священников не считают за людей. Таких случаев много Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/03/05/cerkovnoe-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМЕТИАН (ГОРОХОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 августа 1928 года был хиротонисан во епископа Арзамасского , викария Нижегородской епархии . В 1931 году был арестован по обвинению в руководстве организацией «контрреволюционных церковников». 18 сентября 1932 года был осужден по политическому обвинению и приговорен к 8 годам заключения. Он был этапирован на строительство Беломоро-Балтийского канала. 3 октября 1932 года над ним был церковный судебный процесс за «канонические преступления» (прелюбодеяние), в результате которого был лишен права занимать архиерейские кафедры и на три года запрещен в священнослужении, ношения архиерейской мантии и панагии (по 3 октября 1935 г.). Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу епископа Дометиана Горохова (от 3 октября 1932 года за 130): Слушали: Рапорт Горьковского Епархиального совета на имя Преосвященного Заместителя от 30 сентября 1932 года за 624 следующего содержания. " Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился - Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного. Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего и пересылаем вырезки из " Нижегородской Коммуны " за 14 сентября 214, за 18 сентября 218 и за 20 сентября 219 " . Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом.

http://drevo-info.ru/articles/17478.html

Из перечисленных наказаний нумера 1, 2, 6 и 7 могут быть отнесены к области дисциплины очистительной; все остальные входят в область исправительной дисциплины. Следуя принятому в предыдущих главах порядку, мы рассмотрим сначала наказания дисциплинарно-исправительные, как предупреждающие, по общему правилу, применение мер очистительной дисциплины. К мерам дисциплинарно-исправительным относятся следующие наказания. 1 . Временное запрещение в священнослужении, с отрешением от должности и с определением в причетники. Наказание это имеет весьма сложный состав. Определение в причетническую должность соединяется здесь с временным запрещением в священнослужении, следовательно, как и это последнее, носит временный характер, причем, как видно из отд. 3. гл. II. разд. III уст. дух. конс.: «о применении мер взыскания и исправления к различным степеням проступков и преступлений» 742 , время определяется не только самою мерою раскаяния и исправления 743 , но иногда и в смысле известного, установленного самим законом срока 744 . Но временно-исправительный характер наказания, поскольку оно касается должностных прав, вытекающих из определенной должности in specie, не выдерживается: священнослужитель, если и докажет свое исправление, определяется не на прежнее место служения, а на другое, так что, во-первых, восстановление в правах ставится в зависимость не от констатированного факта исправления, или, даже, не от протечения установленного законом срока наказания, а от обстоятельств совершенно посторонних (существование праздного священнослужительского места и проч.), и, во-вторых, рассматриваемое наказание сводится, в конце концов, к переводу на другое место 745 , каковой перевод уставом дух. конс., не помещается в ряду наказаний 746 . Священнослужитель, который подвергся рассматриваемому наказанию, не должен носить рясы, ниже каких-либо священнослужительских отличий 747 . Уставом указываются следующие случаи применения этого наказания: а) совершение богослужения в нетрезвости (кроме литургии) в первый раз, б) неуважение к дому Божию и освященным вещам оного, неприличными словами или действием оказанное, в) допущение, по нерадению, умереть младенцу без крещения, г) вымогательство незаконной платы за преподание треб, д) причинение кому-либо вне церкви оскорбления тяжкого (?) и е) повенчание лиц, которым не доставало более года до совершеннолетия 748 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

3 . совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: Анафема (св. Петра Алекс. 4; Св. Вас. Вел. 84, 85). Данное Апостольское правило говорит о второй из этих степеней отлучения. Отлучение от церковного общения есть свидетельство того, что данное лицо своим непослушанием Церкви, отделилось от нее. Это отлучение относится не только к богослужебной молитве в храме, но и вообще к духовно-молитвенной жизни. Совместная молитва с отлученным была бы демонстрацией пренебрежения к решению церковной власти и к словам Спасителя: «Если и Церкви не послушает, да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Известный Византийский толкователь св. канонов Вальсамон говорит, что с отлученными от церковного общения разрешается разговаривать только о предметах внецерковного порядка. Ср. Ап. 11 и 12, 45 и 65; Антиох. 2. 11 . Если кто-либо, принадлежа к клиру, будет молиться с изверженным от клира, тот и сам да будет извержен. Отлучение от церковного общения не допускает к совместной частной молитве. По той же причине, указанной в толковании предыдущего правила, никакое духовное лицо не может участвовать в противозаконно совершаемом богослужебном чине лицом, изверженным из клира или запрещенным в священнослужении. Ср. Ап. 28; Антиох. 4. 12 . Если кто-либо из клира или мирянин, отлученный от церковного общения, или недостойный принятия в клир, отошед, будет принят в ином городе без представительной грамоты, то да будет отлучен и принявший и принятый. Правило запрещает принятие в общение клирика, находящегося под запрещением в священнослужении или рукоположение мирянина без удостоверения в том, что он не отлучен, а является полноправным членом Церкви. Этим ограждается внутренний порядок в Церкви и верующие предохраняются от принятия священнодействий от лиц, не имеющих права совершать богослужений. Церковная жизнь за рубежом немало страдала от нарушения этого правила епископами и священнослужителями, отделившимися от своей Церкви и искавшими убежища у других «юрисдикций». Как видно из этого правила, принятие в другой Церкви находящегося под церковным прещением клирика, ничем не помогает последнему: отлучению подлежит не только он, но и незаконно его принявший. То же относится к рукоположению лица, по каким-либо причинам признанного своим епископом недостойным принятия в клир. Ср. Ап. 11, 13, 32 и 33; IV Всел. 13; Антиох. 6, 7, 8; Лаод. 41, 42.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010