5. Досрочное прекращение полномочий судей епархиального суда по основаниям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения, осуществляется решением епархиального архиерея. В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей епархиального суда (до назначения или избрания судей в установленном порядке) принадлежит епархиальному архиерею. По поручению епархиального архиерея заместитель председателя епархиального суда может временно исполнять обязанности председателя епархиального суда. Лица, временно исполняющие обязанности председателя или судей епархиального суда, имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Положением, соответственно, для председателя или судей епархиального суда. 6. Дела по обвинению клириков в совершении церковных правонарушений, влекущих за собой канонические прещения в виде пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви епархиальный суд рассматривает в полном составе. Иные дела епархиальный суд рассматривает в составе не менее трех судей, включая председателя епархиального суда или его заместителя. Статья 26. Обеспечение деятельности епархиального суда. 1. Обеспечение деятельности епархиального суда возлагается на аппарат епархиального суда, сотрудники которого назначаются епархиальным архиереем. 2. Епархиальный суд финансируется за счет средств епархиального бюджета. 3. Рассмотренные епархиальным судом дела хранятся в архиве епархиального суда в течение пяти лет с момента окончания производства по делу. По истечении данного срока дела передаются на хранение в архив Епархии. РАЗДЕЛ III. ОБЩЕЦЕРКОВНЫЙ СУД. Статья 27. Порядок создания Общецерковного суда. Общецерковный суд создается по решению Архиерейского Собора. Статья 28. Дела, подсудные Общецерковному суду. 1. Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции: в отношении архиереев (за исключением Патриарха Московского и всея Руси) — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от управления Епархией, увольнения на покой, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

С патрахильных и постихарных, выдаваемых «без обеден», пошлины были взимаемы в половину с таким же разделением 65 . Граматы вдовым священнослужителям остались и после отмены запрещения совершать им священнослужение собором 1667 г. поскольку с выдачей граматы соединялось следствие о поведении просителя, представляемо было свидетельство прихожан о его жизни, совесть его была испытываема чрез духовника, и поскольку с выдачей их соединены были известные пошлины; тο без сомнения по этим причинам, отменив запрещение, не нашли возможным отменить и граматы. И после собора 1667 г. вдовые священнослужители допускаемы были к священнослужению не иначе, как по грамотам епитрахильным – для вдовых священников, орарным и стихарным – для вдовых диаконов. Теперь существенным содержанием грамат сделалось разрешение священнослужителям совершать Божественную литургию и запрещение держать в доме зазорные женские лица. Иногда присоединялись к этому некоторые общие наставления, пригодные для каждого священнослужителя и не вдового, напр. в недоуменных делах обращаться к архиерею, не переходить к другой церкви, не ходить в пиры и не упиваться. В грамоте обыкновенно назначаем был срок, до которого разрешено священнослужение. По прошествии срока (обыкновенно годичного), вдовый священнослужитель не мог уже служить без нового архиерейского благословения, без новой граматы, а следовательно и без новой подати 66 . За этим учрежден был строгий досмотр чрез поповских старост. Они обязаны были досматривать у вдовых священников епитрахильные, а у диаконов постихарные граматы. Если оказывалось, что у вдовых нет этих грамат, или они служат по просроченным грамотам; то старосты патриаршей области обязаны были представлять таковых в Москву в казенный патриарший приказ, а церкви, у которых они служили, запечатывать до указа патриарха. За послабление старосты подлежали большим пеням 67 . В таком виде и с такими целями в патриаршее время после Собора 1667 г. были выдаваемы епитрахильные и орарные граматы для вдовых священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Раздел III. Общецерковный суд Статья 27. Порядок создания Общецерковного суда Общецерковный суд создается по решению Архиерейского Собора. Статья 28. Дела, подсудные Общецерковному суду 1. Общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции: • в отношении архиереев (за исключением Патриарха Московского и всея Руси) – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от управления епархией, увольнения на покой, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; • в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; • в отношении иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; • иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям между архиереями, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей синодальных и иных общецерковных учреждений, Общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В отношении светских лиц епархиальному суду подлежали: 1) незаконные браки; 2) расторжение браков и восстановление их в случае незаконности развода; 3) выдача брачных свидетельств и свидетельств о рождении от законного брака; 4) проступки мирян, влекущие за собой церковные наказания (ст. 148 в издании 1841 г. и ст. 158 в издании 1883 г.). Здесь же (ст. 159 в издании 1841 г. и ст. 149 в издании 1883 г.) определена компетенция светских судов по отношению к духовным лицам. В нее входили: 1) тяжбы духовных лиц между собой или с мирянами по неисполненным договорам и обязательствам, а также о возмещении ущерба (гражданское право); 2) преступления против государственных законов; 3) тяжкие уголовные преступления (уголовное право). В уголовных делах первоначальное расследование велось духовными инстанциями (ст. 150 и 160). Направление депутатов в суды (до 1864 г.) обсуждается в ст. 161 и 162 издания 1841 г. Судебная процедура в таких случаях регулировалась определениями Свода законов (т. 15, ч. 2, ст. 1027–1029 в издании 1876 г.). Устав консисторий (ст. 163–186 в издании 1841 г. и ст. 153–171 в издании 1883 г.) содержит точные определения судебной процедуры для духовных судов. В отношении духовных лиц предусмотрены следующие меры наказания: 1) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение священнослужителей сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и лишение священномонашествующих сана с оставлением в одном монашестве на покаянии; 3) временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники; 4) временное запрещение в священнослужении без отрешения от места, но с возложением епитимьи в монастыре или на месте; 5) временное испытание в архиерейских домах и монастырях; 6) отрешение от места; 7) исключение за штат (т. е. лишение денежного содержания. — Ред.); 8) усугубление надзора; 9) пеня и денежное взыскание; 10) поклоны; 11) строгий или простой выговор; 12) замечание (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

денежный штраф цифрой месячного дохода, лишение свободы – постановлением отбытия этого наказания в зависимость от доброй воли наказуемого), частью совершенно воспрещается (телесное наказание). 1) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества с исключением из государственному уголовному суду; лишаемые сана за пороки, не могут вступать в гражданскую службу – священник ранее 20 лет, дьякон – ранее 12 лет; причетники, исключенные из духовного ведомства, безусловно не принимаются в гражданскую службу; если священнослужителями совершено уголовное преступление, то, после осуждения виновного, должно состояться снятие сана в духовной консистории, которое таким образом должно предшествовать приведению постановленного уголовным судом приговора в исполнение. В настоящее время снятие сана совершается без всяких торжественных символических действий посредством прочтения виновному приговора о низложении. 2) лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, и лишение священномонашествующего сана, с оставлением в одном монашестве на покаянии; 3) временное запрещение в священнослужении с временным отрешением от должности и с определением в причетники впредь до исправления; 4) временное запрещение в священнослужении без отрешения от должности, но с возложением епитимии, которая должна быть исполнена в монастыре, или на месте; 5) временное испытание в архиерейских домах и монастырях, т. е. прохождение епитимии без запрещения священнослужения,этим, равно как предыдущим, наказанием имущественное положение наказуемого затрогивается таким образом, что половина доходов, связанных с его местом, выдается ему или его семейству, а другая половина идет в пользу исправляющего его должностные обязанности лица; 6) отрешение от места – наказание более тяжелое, чем два предыдущие, так как оно, хотя и не сопряжено с запрещением священнослужения, но лишает должности, как источника средств к существованию; 7) исключение за штат, т. е. то же самое отрешение от должности, без запрещения священнослужения, но применяемое к престарелым только лицам (свыше 60 л.); 8) усугубление надзора, 9) пеня и денежное взыскание, 10) поклоны, 11) строгий или простой выговор, 12) замечание. В положении о протопресвитере военного и морского духовенства 12 июня 1890 г. упоминается, между другими наказаниями, исключение из военного клира и возвращение в ту епархию, к которой наказуемый принадлежит по рождению, или в иную, по усмотрению протопресвитера. Кроме того, в названном положении проводится различие между наказаниями, по суду налагаемыми, и наказаниями, налагаемыми протопресвитером в административном порядке. К последнему разряду принадлежат: замечание, выговор простой или строгий, денежный штраф не свыше 50 руб., перевод с одного места на другое. § 92. Церковное судоустройство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Статья 27. Порядок создания Высшего общецерковного суда Высший общецерковный суд создается по решению Архиерейского Собора. Статья 28. Дела, подсудные Высшему общецерковному суду 1. Высший общецерковный суд рассматривает в качестве церковного суда первой инстанции: в отношении архиереев (за исключением Патриарха Московского и всея Руси) – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от управления Епархией, увольнения на покой, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении клириков, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; в отношении иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений – дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви; иные дела в отношении вышеуказанных лиц, переданные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом в Высший общецерковный суд первой инстанции, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям спорам между архиереями, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения. В отношении клириков и иных лиц, назначенных решением Священного Синода или указом Патриарха Московского и всея Руси на должность руководителей Синодальных и иных общецерковных учреждений, Высший общецерковный суд рассматривает исключительно те дела, которые связаны с должностной деятельностью данных лиц в соответствующих учреждениях. По иным делам указанные лица подсудны соответствующим епархиальным судам.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Посему и четвертое правило Неокесарийского собора утверждает, что пожелавший жены и решившийся переспать с нею, когда намерение его не приведено в действие, избавлен благодатию; впрочем, было бы хорошо и сие очищать умеренной епитимией по 70-му правилу Великого Василия, ибо он говорит: диакон, осквернившийся и исповедавшийся, что он согрешил только страстным поцелуем, должен воздержаться на время от священнослужения, но «причащатися Святых Таин с диаконами да сподобится». Так же и пресвитер. «Аще же что более сего согрешившим кто-либо усмотрен будет: то, в котором бы ни был степени, – да будет извержен». С сим правилом согласуются и 9-е и 10-е правила того же Неокесарийского собора, которые говорят, что грехи, предшествующие любодеянию, проявляющиеся в прикосновении, поцелуях и подобных им, разрешаются, как многие сказуют, рукоположением, если же пресвитер или диакон впал в блуд до рукоположения и, укоряемый своею совестию, исповедует учиненный до рукоположения грех, в таком случае ему должно быть запрещено священнодействовать; прочих же преимуществ священства, если он усерден к добродетели, он не должен быть лишен, если же сам не исповедует и не изобличает явно, то должно ему предоставить власть или престать (от священнослужения), если согрешил, или действовать, если ничего не сознает за собою. А если будет обличен пятью свидетелями, подтвердившими клятвою свое обвинение, в таком случае вместе с извержением должен быть лишен и преимуществ священства и удален на место мирянина. А Феофил Александрийский в 5-м (6-м) правиле говорит: чтецу, обвиненному в блуде, если, по тщательном исследовании будет явно изобличен, должен быть извергнутым из клира, а если не будет обличен, то должно оставаться в клире: ибо не должно обращать внимания на суетные клеветы, ибо и закон говорит: лучше оставлять грехи безнаказанными, чем безвинно наказывать кого-либо. Глава 17-я – о содержателях блудниц 86-е правило VI Собора тех, которые на пагубу душ собирают и содержат блудниц, – клириков извергает и к тому же повелевает и отлучать, налагая им двойное наказание; а мирян отлучать.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Саблер решил совсем не передавать просьбы Булатовича на официальное суждение Синода. Как именно он поступил, это видно из его двух официальных писем почти одинакового содержания, посланных от 1 сентября 1914 года: одно – митрополиту Макарию 14432), другое – епископу Модесту (за 14438). Обоим владыкам Саблер сообщает, что о таковой просьбе Булатовича и других непокорных имябожников им «доведено было до сведения первенствующего члена Святейшего Синода, Высокопреосвященного митрополита Владимира, и он со своей стороны находил бы возможным удовлетворить упомянутое желание афонских иноков, разрешив священнослужение на все время военных действий тем из них, кои имеют священный сан». Даже допустив, что Саблер вполне точно передает в письме отзыв митрополита Владимира, все-таки, во-первых, это был отзыв только одного из членов Синода, имеющего голос равный с голосом каждого другого члена Синода, – а не отзыв всего Синода. Во-вторых, даже по письмам Саблера нет ни малейших оснований думать, что митрополит Владимир говорил Саблеру, что снять запрещение священнослужения с афонских имябожников имеет право кто-либо другой, кроме Синода же. 142 Но Саблера это не смутило. В том же своем письме митрополиту Макарию Саблер далее пишет: «Сообщая о сем (то есть о мнении митрополита Владимира) и зная ваше доброе расположение к названным инокам, почитаю долгом просить Ваше Высокопреосвященство преподать пребывающим как в Покровском монастыре, так и иных местах афонском инокам свое благословение на отбытие в Действующую Армию и разрешить священнослужение на все время военных действий тем из них, кои облечены в священный сан» (архив, т. III, ч. II, листы 595,598). С церковной точки зрения, просьба эта была совершенно беззаконная, и митрополит Макарий это знал. Митрополит Макарий всего лишь три месяца тому назад получил из Синода в Московскую Синодальную контору, где состоял тогда первоприсутствующим, указ за 8625 с сообщением определения Синода от 10/24 мая 1914 г., за 4136, в каковом определении сказано, что Булатовича и архимандрита Давида Синод выделяет в особую группу для особого судопроизводства над ним, и что суд над упорными имебожниками Синод отлагает, так что судебные полномочия над некающимися имябожниками кончились после этого Синодального определения не только у первоприсутствующего Московской Синодальной конторы, то есть у митрополита Макария, но и у всей московской конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Дела эти поступают в апелляторскую консисторию частью по апелляциям на решения консисторий епархиальных, a частью и независимо от этого (§ 71). Апелляции в рассматриваемую консисторию могут иметь место в тех случаях, когда епархиальные консистории присуждают следующие наказания: удаление от должности на время свыше 6 месяцев, запрещение священнослужения свыше 3 месяцев и перемещение в другой приход (§ 113). При присуждении же епархиальной консисторией 1) всегдашнего запрещения священнослужения, 2) отрешения от места, 3) лишения сана, она сама, независимо от отношения к её приговорам подсудимых, обязана представлять дела на рассмотрение и окончательное решение апелляторской консистории (§ 114). Впрочем, в тех и других случаях допускаются ещё ходатайства о помиловании. В первых случаях обвинённые лица могут через своего архиерея обращаться с просьбами о помиловании, к правительству (князю), а во-вторых – к архиерейскому собору, который в свою очередь ходатайствует об этом пред правительством (§115). Поступают в апелляторскую консисторию дела и в некоторых других случаях, частью по апелляциям 1378 a частью и независимо от них 1379 . В своей организации апелляторская консистория имеет много аналогичного с консисториями епархиальными. Она состоит из председателя, подпредседателя, действительных (4-х) и почётных (3-х) членов. Председателем бывает архиерей, избираемый и судимый за проступки и преступления против своей должности по апелляторской консистории архиерейским собором. Подпредседателя же и членов избирает из среды всего сербского духовенства митрополит, а утверждает, по докладу министра просвещения и церковных дел, князь (§ 54:55). Подобно должностным лицам консисторий епархиальных, подпредседатель и члены апелляторской консистории при вступлении в должность также принимают присягу, получают жалованье из государственного казначейства, пользуются всеми правами государственных чиновников и подчиняются всем соответствующим государственным узаконениям (§ 56–58). Они, далее, находятся под тем же надзором и подлежат тому же суду, что и должностные лица епархиальных консисторий (§ 59).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Допрос ставленнику перед его рукоположением в сан священника повторяется. И снова прот. И. Крыжановский при допросе в 5-м пункте скрыл вместе со ставленником, отметив, что диакон Односум судим не был и никакого наказания не отбывал. И оба эти допроса были собственноручно подписаны и допрашиваемым Иосифом Односумом, и допрашивающим – протоиерем Иоанном Крыжановским. А в конце дела была приложена собственноручно написанная Иосифом Односумом автобиография, где уже не скрыты [ни] суд над ним, ни осуждение. Но этот документ не дает права в допросах скрывать бывшую виновность. В период разбирательства дела Журавлева, когда имя Односума с озлоблением произносилось кировоградцами, я снова потребовал из Епархиального управления дело священника Односума и, ознакомившись с ним, счел нужным немедленно запретить его в священнослужении. После окончания процесса над Журавлевым священник Односум просил меня снять с него запрещение и предоставить ему место в Кировоградской епархии. Так как имя его в епархии было слишком одиозным, т. е. вызывающим к нему неприемлемое и отрицательное отношение, то я отказал ему и предложил обратиться в Патриархию, на что пришел ответ: «Священник Односум не может оставаться в Кировоградской епархии, а разрешается перейти в другую епархию», что он и сделал. И никогда я не покрывал священника Односума. Наоборот, когда начался процесс и я узнал правду об Односуме, то сразу же запретил его в священнослужении, стремясь исправить ту ошибку, которая была допущена до моего приезда – рукоположение его во священники. Для чего Т. Степанчук или другие не известные мне лица, продолжая статью под заголовком «За церковной оградой», пишут обо мне ложь? И я считаю своим долгом усовестить писателя, разобрав всю его неправду. Я недоумевал, почему мое имя связали с именем Односума, к которому я не имею никакого отношения, как это видно из вышесказанного мною. Вероятнее всего, это нужно было, чтобы лишний раз оклеветать в глазах верующих имя и сан Митрополита Нестора. Я перечислю все обвинения, представленные мне в статье, и опровергну их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010