Из предметов церковной утвари замечательны следующие: 1) кресты: а) сребропозлащенный крест, вмещающий в себе, как видно по надписи, часть ризы Пресв. Богородицы и мощи Иоанна Предтечи и Великомученицы Варвары. Длина его два вершка, ширина 1½ вершка. По сказанию старожилов, он был найден на поле сражения, в 1812 г., ратником из вотчины Дмитрия Михайловича Дубянского, отдан им помещику, а вдовою помещика пожертвован в церковь ; б) напрестольный крест, сребропозлащенный, чеканной работы, весом в 24 зол., 6-ти вершков длины и 3-х ширины. Сзади буквы Е. Б. и год 1777; в) запрестольный крест, ветхий, хранящийся в ризнице, резной, сребропозлащенный; 2) Аналогий, с посеребренною резьбою и с изображениями Скорбящей Божией Матери и Господа Саваофа; 3) иконы: а) трех святителей Вселенских; на западной стороне ее, вероятно, строителем храма, протоиереем Дубянским, написано: «Сию икону внутрь алтаря, над Царскими вратами, поставить»; б) Распятие с предстоящими: Богородицею, Мариею Магдалиною и Мариею Клеоповою; это – неоконченная копия с Рембрандта; в) картина, изображающая утверждение креста, с Распятым на нем Господом; г) картина, изображающая жертвоприношение Исаака; д) образ Спасителя, в терновом венце; внизу текст из Пророка Иеремии: Вси, иже к вам проходящии путем, обратитеся, и видите, аще есть болезнь, яко болезнь моя ( Плач. 1:12 ); е) образ Св. Великомуч. Екатерины, на полотне; ж) образ Вседержителя, на дереве, с ликом Пр. Никона и Сергия Радонежских; з) образ Божией Матери Печерской, на дереве, с ликами Антония и Феодосия и с надписью: «Изображение и мера Чудотворной иконы Пресв. Богородицы, яже обретается в Новопечерском Свейском монастыре»; и) запрестольный образ Воскресения, копия с картины профессора Шамшина; и) образ Божией Матери с Предвечным Младенцем и с ликом Св. Великомученицы Екатерины. Он – фамильный и пожертвован Екатериною Петровною Дубянскою; к) живописная, на полотне, довольно грубой работы, от времени полинявшая, икона Господа Саваофа, Иисуса Христа и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2.2. Описание Вознесенской церкви, 1786 г. Полное описание Вознесенской церкви, датированное 5 июля 1786 г., содержит следующие сведения: «каменная Вознесенская кладбищенская церковь, крыта тесом, крест на ней железный; в алтаре престол в высоту аршин и шесть вершков, в длину — аршин и восемь вершков, в ширину — аршин и четыре вершка. Престол и жертвенник: на престоле «исподняя срачица» холщеная, обтянута гарусом, одеяние верхнее букетовое цветное, покров букетовый цветной обшитый жарким гарнитуром. На жертвеннике срачица холщевая, одеяние верхнее коноватное, покров — коноватный. Евангелий на престоле два: 1-е, серебряное; 2-е, обложено медью. Два креста на престоле: один серебряный, другой — медный. Сосуды: потир; серебряный; диксос серебряный; звезда серебряная; два блюдца серебряных; лжица серебряная; копие медное; четыре пары воздухов из разных материалов; завеса для царских врат фанзовая обложенная тафтой; четыре пары пелен разной материи; запрестольный животворящий крест Господень (крест подписан на имя той церкви); запрестольный образ Спасителя на горнем месте, а по сторонам справа — Иоанна Предтечи, Архангела Михаила, слева — Богоматерь Казанская; за жертвенником — Богоматерь Владимирская и Знамение Богородицы. Царские двери резные, вызолоченные наполиментом; по правую сторону образ Спасителев, на нем серебряный венец; по левую — образ Казанской Богоматери с серебряным венцом. Южные двери: южная дверь — на ней образ Михаила Архангела; возле Спасителева образа — образ Рождества Пресвятой Богородицы; потом образ Николая Чудотворца; образ Петра и Павла; за правым клиросом — образ Богоматерь Федоровская. Северная дверь: северная дверь — на ней образ Гавриила Архангела, потом образ Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; образ Дмитрия Ростовского, Иоанна Предтечи, Алексея Чудотворца Божия; за левым клиросом — образ Богоматери Казанской с серебряный венцом и ризой низанной жемчугом с камешками. Потом по всем сторонам деисусы. Поверх Царских дверей и местных образов в деисусах господские владычные и богородичные праздники, апостолы и пророки в трех ярусах, все они поставлены, как местные, так и деисусы, в иконостасе, вызолоченном, на полименте. Перед местными образами лампады медные, посеребренные, паникадило медное. Священнического и дьяконского облачения ризы: золотой парчи; золотой парчи цветные; золотой парчи; золотые кофейные; букетовые цветные; еще девять риз разной материи; подризников два — полушелковый кутневой и полотный цветной; пять пар епитрахилей разной материи; десять пар поручей разной материи; шесть стихарей разной материи; три пары орарей разной материи. Алтарной утвари: два медных кадила; три медных подсвечника; четыре жестяных подсвечника; укропник медный; ковшичек; две чаши водосвятных; три блюда оловянных.

http://sobory.ru/article/?object=10141

Евангелие – (εαγγλιον – благовестие), как содержащее учение Спасителя, напоминает нам o присутствии на престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями – на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по четырем сторонам четырех евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста, и орудий страданий Иисуса Христа. Поскольку престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем и полагается Крест , как орудие нашего спасения, Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира. Дарохранительница и мирница стоят в восточной части святого престола. Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма или надгробной часовни в миниатюре. В ней в небольшом ларце хранятся Святые Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих. Дарохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным футляром. Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей . Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица , сосуд для вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет дароносицу у себя на груди. В остальное время она хранится на святом престоле. Дарохранительницу называют: киворием, кивотом, ковчегом . Ковчег означает: Миро (происходит от слова μυpον – благовонный сок, благовонный елей) – маслянистая ароматическая жидкость, которая варится в Москве в храме бывшего Донского монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в Богоявленском Соборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассылает миро по мере надобности епархиальным архиереям, а те – подведомственным им церквям. Над престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория висело изображение голубя, в котором полагались Святые Дары. За престолом поставляется подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником , а также запрестольный крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров Святого Духа (запрестольный крест и икона выносятся на крестных ходах).

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

А на встрече быти крестом и образом: Крест большой с древом животворящим, Образы: Пресвятыя Богородица Казанския, письмо Петра чудотворца; Иоанна Предтечи из Ивановского монастыря, Петра митрополита, Алексея митрополита, Алексея человека Божия, Сергия чудотворца, Евангелие и крест приискать. А за образами быть митрополитам: Питириму новгородскому, Ионе ростовскому, Паисию газскому, Илариону, архиепископу рязанскому, Лазарю Барановичу, епископу черниговскому, архимаритом: Троецкому, Чудовскому, Спаскому, Юрьевскому, Симоновскому, Савинскому, Горитцкому, игумном: Знаменскому, Пафнотьевскому, Никольскому, протопопу соборному, 20 человеком священником избранным, 8 человеком дьяконом. На Лобном месте: Крест большой с звездами; образы: Пресвятыя Богородицы Лахернския, Пресвятыя Богородицы запрестольной, Николая чудотворца, Ионы митрополита, Савы чудотворца, Василия блаженного, Евангелие и крест приискать. А за образами быть митрополитом: Лаврентию казанскому, Феодосию сербскому, Филарету, архиепископу вятцкому, архимаритом: Андроньевскому, Петровскому, Казанскому, Хутынскому, Богоявленскому, Иосиповскому; игумном: Златоустовскому, Даниловскому; протопопу архангельскому. Крестом и образом быть в ходу: Из собору от Благовещения: 2 креста запрестольные хрустальные, или хрустальной да костяной. Образы: Всемилостивого Спаса местной, Пресвятыя Богородицы из киота большой, Пресвятыя ж Богородицы Барловской с налоя. Из собору от Архангела: Пресвятыя Богородицы, ц... Федоровской, а другого образа Богородична ж посмотрить, собор архистратига Михаила. Из Успенского собору: Пресвятыя Богородицы запрестольной. Евангелие и крест приискать. Образцы ж меньшие: Пресвятыя Богородицы Знамение, пророка Илии, Богоотец Иоакима и Анны, Никиты великомученика, Феодора Стратилата. Леонтия ростовского, Кирила белоозерского, Екатерины мученицы, Александра свирского , Парасковии мученицы. А на встрече за образы быть митрополитом: Павлу Крутицкому, Григорию никейскому, Козме амасийскому, архиепископом: Симону вологодскому, Иоасафу тверскому, Арсению псковскому; епископом: Мефодию Мстиславскому; Иоакиму сербскому; архимаритом: Владимирскому, Ипатцкому, Кириловскому. Да к тому 11-ти человеком в шапках, да игумном и протопопом всем, кроме тех, которые писаны выше сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Не позже начала XV века на Руси стали использовать восьмиконечную форму для запрестольных крестов. На иконе первой половины XV века «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») из с. Курицкое на запрестольном пятидисковом кресте дополнена наклонная подножная перекладина, так что получается восьмиконечный крест 142 . В мастерских Троице-Сергиевского монастыря в XV веке мастером Амвросием с помощниками был изготовлен большой деревянный восьмиконечный крест, на котором были помещены 28 икон, резанных на кости 143 . Крест назначался для монастырских ходов. Тема иконостаса на кресте – образе христианского мироздания была продолжена на запрестольном кресте второй половины XVIbeka из Благовещенского собора Московского Кремля 144 (илл. 6). В средокрестии помещен литой образ распятого Спасителя со сдвоенными литыми поясными фигурами предстоящих. На лицевой стороне укреплено 19 литых серебряных киотчатых рамок с литыми иконками в них. Столько же икон и на оборотной стороне. С этим крестом священники царских домовых церквей исходили из Благовещенского собора на Соборную площадь и направлялись в Успенский собор. Рис. 3. Крестный ход на освящение церкви св. Архангела Михаила. Миниатюра летописного лицевого свода. XVI век Рис. 4. Сретение Владимирской иконы Богоматери. Миниатюра летописного лицевого cboдa.XVI век В новгородском Софийском соборе хранилось несколько широкополосных шестиконечных крестов для святительского богослужения. Самым знаменитым из них является несохранившийся крест архиепископа Антония, вид которого известен благодаря фиксационному рисунку Ф. Г. Солнцева, выполненному в 1830-х годах. Летопись за 1211 год сообщает: «Пришел… Добрыня Ядрейкович из Царяграда, и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижеся на Хутине у святого Спаса, и волею Божиею възлоби и князь Мъстислав и вси Новгородьци, и послаша и в Русь ставиться, и приде поставлен архиепископ Антоний» 145 . На лицевой стороне обложенного серебром креста, в средокрестии, помещен ковчег с частицами истинного Крестного Древа, очевидно тоже привезенного Добрыней Ядрейковичем из Константинополя. Отметим, что ковчег выполнен в форме четырехконечного креста с чуть расширенными концами, то есть он имеет вид победного константиновского креста. Напрестольный крест был изготовлен до 1238 года 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Изменяется не только стилистика памятников, но и характер технологических приемов их изготовления. Многообразие разных типов ярославских крестов, выполненных из серебра и золота, обусловлено, прежде всего, вкусами заказчиков и местных мастеров. Такие произведения церковной утвари тесно связаны с богатейшими местными традициями церковного искусства и убранством ярославского храма. Многочисленные сюжетные изображения на крестах XVI–XVIII веков чеканены в высоком рельефе или горельефе с ярко выраженным скульптурным характером и в большей степени ориентированы на образцы резьбы по дереву и камню. В многочисленных гравированных и чеканных изображениях на серебряных крестах разных типов можно видеть повторение иконографических изводов, встречающихся в ярославской иконописи и фресках. Список сокращений ГИМ – Государственный Исторический музей. ГММК – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». ГТГ – Государственная Третьяковская галерея. РЯМЗ – Ростово-Ярославский музей-заповедник. ЯМЗ – Ярославский музей-заповедник. ЯХМ – Ярославский художественный музей. И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника В собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится выносной запрестольный крест мастера Салмана с резьбой по дереву и кости 358 . Крест является подписным датированным памятником эпохи Ивана Грозного, что делает его особенно привлекательным для исследователей. Ранее этот крест не раз упоминался в литературе, однако никогда не был предметом специального научного исследования. Первые упоминания о кресте встречаются еще в дореволюционной литературе. В 1887 году в Москве был издан каталог графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, составленный на основе описания древностей ризницы ярославского Спасского монастыря, где наряду с другими категориями «древностей» представлен и крест Салмана 359 . В каталоге помещена фотография фрагмента лицевой стороны креста и дано краткое его описание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Где в Ростове могла находиться такая мастерская? В литературе высказывались предположения о возможности существования крупной мастерской резчиков при дворе ростовского архиепископа, или же при монастыре 390 . Обратившись к синодикам XVIIbeka ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, мы трижды находим упоминание рода Салмана – крестешника 391 . Салман – имя редкое в наших краях, созвучное с восточным «салма» (=татарское кушанье) 392 . Вряд ли такое совпадение имени, рода занятий, времени и места бытования можно назвать случайным. Нам уже известно имя инока Исайи, выполнившего в 1562 году знаменитые резные врата для одного из приделов Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря. Теперь мы можем назвать имя еще одного великолепного мастера, чья связь с этим монастырем подтверждается документально 393 . В заключение следует отметить, что многие наши выводы носят предварительный, предположительный характер и нуждаются в дополнительных доказательствах. Однако не подлежит сомнению, что перед нами ценнейший памятник древнерусского искусства второй половины XVIbeka, представляющий огромный интерес как с точки зрения художественной, так и с точки зрения его исторической значимости. Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря Среди дошедших до нашего времени древнерусских выносных и запрестольных крестов встречаются памятники, история которых овеяна легендами об их «корсунском» происхождении. В фондах Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится такое редкое произведение русского декоративно-прикладного искусства – запрестольный крест из собора святителя Николая местного Никольского монастыря 394 . Он поступил в музей в 1923 году, после закрытия обители, и в каталожной карточке значится как «крест корсунский четырехконечный, дубовый, византийской формы XVI–XVIIbb.». С такой же аннотацией и датировкой крест экспонировался на постоянной музейной выставке «церковных ценностей» с 1923 по 1926 годы. В то же время среди служителей церкви и некоторых краеведов сложилось и до сих пор бытует мнение, что данный памятник является одной из древнейших святынь Ростова-Ярославской епархии, связанной с первыми веками христианства на Руси, едва ли не подлинником «корсунского дела». Эта точка зрения и по сей день остается весьма распространенной в связи с тем, что крест долгое время оставался вне поля зрения специалистов. В данной статье мы попытаемся восстановить историю появления креста в Переславле-Залесском, уточнить его датировку и дать краткую характеристику художественных особенностей памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Мощи святых полагаются еще под престолом в особо устроенном ящике, если архиерей сам освящает престол. При совершении бескровной жертвы на престоле Господь почивает на пострадавших по Нем честных мучениках. Цер­ковь руководствуется в этом случае откровением святого Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельст­во, еже имеяху (апок. 6:9). Чтобы означить, что на престоле таинственно присут­ствует Сам Бог, среди престола полагается Святое Еванге­ лие, слово Божие (Им. 1:1). Напрестольное Евангелие обде­лывается в особый переплет, в котором содержатся иконы: в середине — Воскресения Христова, а по углам — четырех евангелистов. Вверху переплета — Матфея и Иоанна — из числа 12 апостолов, внизу — Марка и Луки — из 70. Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом на кресте; посему на престо­ле всегда находится крест (иногда и за престолом ставится крест, называемый «запрестольным» и «выносным»). Крест сперва, а именно у римлян, служил для позорной и мучительной-казни. Со смертью же на кресте Господа, даро­вавшего нам спасение, крест сделался знамением победы над смертью и адом и при благоговейном воспоминании страда­ний и смерти Господа заключает в себе спасительную силу. Тот крест, на котором пострадал Господь Иисус Хрис­тос, не сохранился до нас в целости. Несомненно, что крест Господа был четырехконечный. А если была на кресте Гос­пода подставка под ногами Его и если она, а также и доска над головою Господа, были шире дерева креста, выдава­лись своими концами, то крест мог быть и осьмиконечный. В Православной Церкви употребляется крест и четы­рехконечный, и шестиконечный, и осьмиконечный. Спаси­тельная сила изображенного креста зависит не от концов креста, не от того, сколько концов имеет крест, а от Госпо­да Спасителя, распятого на кресте. На престоле, знаменующем гроб Господень, ставится ковчег, иначе — кивот, дарохранительница, в котором пола­гаются Святые Дары — Тело Христа Спасителя, напитанное Кровью, которые сохраняются для больных, а в Великом посту — для преждеосвященных литургий. Ковчег делается наподобие гроба Господня, или пещеры, в которой был по­гребен Спаситель мира, и называется «гробницею».

http://pravoslavie.ru/1806.html

Писатель XVII века Иаков Гоар свидетельствует, что по принятии омофора епископы Греческой Церкви получали драгоценный крест с мощами святых, называемый энколпион, с присоединением приветствия словом аксиос (достоин). Обычай возлагать энколпион на епископа при его посвящении от Православного Востока перешел в Русскую Церковь. Но на Руси были уже в широком употреблении панагиары в виде прямоугольных ковчежцев с изображениями Господа Христа, Богородицы, святых. Часто один ковчежец с мощами имел изображения Святой Троицы, Христа Вседержителя, Богородицы, святых. Были позолоченные иконы только с изображениями Богоматери. Такие иконы в XVI веке носили епископы и архимандриты. Поэтому при архиерейской хиротонии в России с XVII века стали возлагать крест. Так как у русских архиереев в обычае было носить поверх одеяний и икону Богоматери или энколпион-ковчежец с мощами, Московский Собор 1674 года разрешил русским митрополитам носить поверх саккоса «енколпий и крест», но только в пределах своей епархии. Исключение было сделано для Новгородского митрополита, который имел право носить крест и энколпион в присутствии Патриарха.    Русские Патриархи, а также Киевские митрополиты как экзархи с середины XVII века носят две панагии и крест.    Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий. В настоящее время панагия представляет собой образ Божией матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Кресты епископов теперь также бывают без мощей. С 1742 года панагиями награждались архимандриты некоторых монастырей. Дабы отличить епископов от архимандритов, с середины XVII веке епископам стали возлагать при посвящении два набедренника: крест и панагию. В повседневной обстановке епископы должны были носить панагию, а за богослужением панагию и крест. Такой порядок сохраняется и до наших дней.    Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают то же самое, что и запрестольные Крест и икона Богоматери, а именно: Домостроительство о спасении людей в Церкви осуществляется благодатной силой крестного подвига Сына Божия Иисуса Христа и предстательством Богородицы как Матери Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

386 См.: Саликова Э. П. Запрестольный крест XVIIb. с живописными клеймами из собрания государственных музеев Московского Кремля//Русская художественная культура XVIIb. М., 1991. С. 41–42. 388 Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//История и культура ростовской земли. Ростов, 1994. С. 74–75. 389 Анкудинова Е. А. К вопросу о программе стенописей Спасо-Преображенского собора//Краеведческие записки. Вып. VI. Ярославль, 1991. С. 85. 391 Синодики Богоявленского Авраамиева монастыря. Р-760, лист 66 (об.); Р-221, лист 11; Р-222, лист 53. 394 ПЗИАХМЗ. Инв. 1711. Автор благодарит главного хранителя Переславского музея Н. Р. Герасимову за предоставленную возможность исследовать этот памятник. 396 Переславский Никольский монастырь был основан около 1350 года преподобным Дмитрием Прилуцким. Разорен в Смуту и восстановлен в середине XVIIbeka старцем Дионисием. Расцвет монастыря падает на вторую половину XVII– первую половину XVIIIbeka и связан с деятельностью бывшего расколоучителя игумена Питирима (в будущем Нижегородского архиепископа) и царского духовника Варлаама Высоцкого. В это время весь ансамбль монастыря был отстроен в камне, в том числе главный храм – Никольский собор. В 1898 году монастырь из мужского был преобразован в женский. В 1923 году упразднен. С 1993 года – вновь действующий женский монастырь Русской Православной Церкви. До нашего времени сохранились монастырские описи и синодики XVII–XIXbekob. 397 Свирелин А. И. Древний запрестольный крест в городе Переславле-Залесском//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1900. Кн. II. C. 1–20. 400 Цит. по: Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XIIbekob//Древнерусское искусство. Зарубежныесвязи. М., 1975. С. 36. 402 Baumstark A. Altarkreuze in nestorianischen Klostern des VI . Jahrhunderts//Romische Quartalschrift. XIV. Rom, 1900. S. 70–71; ЧубинашвилиГ. Н. Грузинскоечеканноеискусство. Тбилиси, 1959. С. 174–176; GrabarA. La precieuse craix de la Lavra Saint Athanase au Mont Athos//Cahiers archeologiques. XIX. 1969. P. 99–125.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010