В двух рассказах говорится о появлении Давида при дворе Саула: согласно 1Цар 16, 14–23 Давид приглашен играть на гуслях перед Саулом, а по 1Цар 17, 12 – 18, 2 Давид взят Саулом на службу при дворе после победы над Голиафом. Дважды Давид щадит жизнь Саула/1 Цар гл.24 и гл.26/и дважды ищет убежища у Анхуса, филистимского царя/l Цар 21,11–16 и гл.27/. Два раза сообщается о смерти Саула/1 Цар гл.31 и 2Цар 1, 1–16 /. Примеры дублетных повествований свидетельствуют о том, что автор, во-первых, использовал различные источники, и, во-вторых, он очень дорожил дошедшими до его времени циклами преданий о Самуиле, Сауле и Давиде, которые имели авторитет древности, и поэтому старался соединить их вместе без существенных изменений. Литературный анализ книги выявил следующие источники, использованные при написании книги: а/ 1Цар 1–3 : из предания о судьях; б/ 1Цар 4–7 (плюс 2Цар 6–7 ): из истории Ковчега Завета; в/ 1Цар 8–12 : две версии о происхождении монархии; г/ 1Цар 13–15 : две версии об отречении Саула; д/ 1Цар 16–17 : две версии первой встречи Давида с Саулом; е/ 1Цар 18–31 ; 2Цар 1–5; 8 ; из разных источников; ж/ 2Цар 9–20 : из хроники дома Давида, произведения очень информированного автора-пророка, современника событий; з/ 2Цар 21–24 : шесть кратких повествований, вероятно, заимствованы из царских летописей. 3. Вопрос авторства и времени происхождения. Иудейское предание утверждает, что автором 1–2 книг Царств был пророк Самуил (Бава батра 15а). Это свидетельство полностью не может быть принято, поскольку в 1 Царств 25, 1 и 28, 3 говорится о смерти Самуила; следовательно, он не мог быть автором следующих далее глав, повествующих о конце царствования Саула и о правлении Давида, но можно предполагать, что он был автором источников большей части 1 Царств. Важное свидетельство об авторстве содержится в 1Пар. 29, 29 : «Деяния царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка, и в записях Гада прозорливца». Поскольку Самуил жил почти до конца царствования Саула, а Нафан и Гад пережили Давида, их записи являлись летописями современников и очевидцев событий. Самуил был главой пророческой школы, к которой известное отношение могли иметь также Нафан и Гад. Пророческие школы при Самуиле (l Цар 10, 5, 10; 19, 18–21) и после него ( 4Цар 2, 3–7, 15–18; 4, 38–44; 6, 1–7 ) представляли собой общины истинных ревнителей ягвизма, руководимые пророками, и в них, по мнению ортодоксальных исследователей, должны были сохраняться источники: подлинные записи пророков и более ранние священные писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

На Иове еще видим мы законы милосердия и суда Божия: Господь, посылая человеку испытания, вместе с сим вызывает в душе его новые силы, которые неизвестны еще самому человеку. Поэтому-то страдание есть высшее воспитание человека его Создателем. Возьмем в пример самого Иова. Его благочестие, праведность, доброта, милосердие были конечно высокими добродетелями, но они оставляли его мысль и сердце в совершенном покое, представляя даже некоторую опасность душе его, которая могла увлечься самовозвеличением, самовосхвалением и кичиться своими добродетелями. Господу угодно было вывести великого праведника из опасного для души его покоя, дабы он не заснул в нем и уразумел все величие милосердия Божия. Для развития человечества безразлично, – есть ли книга Иова священная аллегория, или есть ли она историческое сказание. Мы конечно признаем последнее, но никто не осмелится утверждать, чтобы эта книга не была начертана Духом Божиим. В ней откровение и о будущей жизни, и о суде загробном, и о высшей правде, – для которой тесна одна земная жизнь, – и о будущем Избавителе, и о жизни вечной, которая объемлет обе жизни – и земную, и загробную, – восполняя вечною правдою то, что не может быть досказано и докончено на земле. Книга Иова – ветхозаветный ответ на тоску человека по вечной истине, – ответ, которого не могли дать мудрецы, обличавшие Иова. Таково значение книги Иова, подготовлявшей душу человека к встрече Господа нашего Иисуса Христа. Глава XI. Третья книга Царств. Соломон Переходя к царствованию Соломона и тем книгам, которые приписываются ему и о которых мы будем говорить особенно, мы прежде всего должны сказать несколько слов о двух последних книгах Царств (III и IV), и в особенности о первых одиннадцати главах книги третьей Царств, которые заключают в себе сказание о его царствовании. Мы говорили выше 523 о тех источниках, из которых эта летопись царства, как и книги дополнительный (Паралипоменон) черпали свои сведения. Здесь мы потому останавливаемся на вопросе о происхождении последних книг Царств, что есть 524 несомненная разница в редакции и языке первых двух книг Царств, – которые называются в многих западных переводах 525 книгами Самуила, – и третьей и четвертой книги Царств. Между тем очевидно, что оригинальные источники, послужившие для начертания сказания о царствовании Давида и Соломона во всех книгах Царств, суть именно те летописи и записи пророков и прозорливцев – Самуила и Нафана и Гада ( 1Nap. XXIX, 30 ) и Ахии и Адды и Иоиля и других (ср. 2Nap. IX, 29 ; XII, 25), которые указаны в книгах Паралипоменона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Принимая не библейское, а церковно-богослужебное разделение у евреев ветхозаветных книг на три части, ВСЕХБ в своем распределении ветхозаветных книг по частям не упомянул даже канонических книг: Руфь, 1-я и 2-я книги Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии, Есфирь, Екклезиаст и Песнь Песней!.. Куда же их отнести. Вопреки самочинному распределению сектантами Ветхозаветных книг по «трем частям», по свидетельству предания иудейской Церкви и иудейского историка Иосифа Флавия, а также по свидетельству ев. отцов и учителей древней христианской Церкви, канонические и неканонические книги Ветхого Завета у евреев распределялись так: к «закону» («Тора») относились пять книг Моисея, к «пророкам»: 16 книг пророческих (Исаии, Иеремии о добавлением к книге пр. Иеремии книг Плач Иеремии, Послание Иеремии и пр. Варуха; затем пр. Иезекииля, Даниила и 12 книг малых пророков), Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств; к «священным писаниям»: три книги Ездры, Неемии, Иудифь, Товита, Руфь, три книги Маккавейские, Иова, Псалтирь, две книги Паралипоменон, Есфирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова. Известно, что после того, как Ездра с последними пророками (Аггеем, Захариею и Малахиею) и членами основанной им ученой «Великой Синагоги» (444 г. до Р. Хр.) собрал священные еврейские книги и занес их в «канон» 43 , священная письменность у евреев продолжалась. Так появились «неканонические» книги, т.е. не вошедшие в «канон», или каталог Ездры. Этим названием евреи отнюдь не отвергали значения «неканонических» книг в делах веры, а только удостоверяли появление их после канона Ездры. Вот почему когда 70 толковников переводили священные книги евреев на греческий язык (в 270 г. до Р. Хр.), то, будучи сами учеными евреями и притом назначенными для этого Иерусалимским первосвященником Елеазаром, они дополнили канон Ездры, внеся в свой перевод и так называемые «неканонические» книги. Этим они от имени духовных вождей еврейского народа засвидетельствовали священное достоинство неканонических книг. Если из неканонических книг одна только книга пр. Варуха была написана до канона Ездры, то она не вошла в канон Ездры потому, что в то смутное для евреев время не была найдена, как не были в распоряжении Ездры и другие священные книги, название которых встречается в Библии, как, например, «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:12 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 2: 41 ), «Книга Царей Израильских» (1Парал., 9:1), «Книга Летописей Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана Пророка и Гада Прозорливца» (1Парал. 29:29), «Записи Нафана Пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» (2 Парал., 9:29) и др,.. Книга пр. Варуха была написана на еврейском языке и притом учеником и сотрудником прор. Иеремии. И если бы она была в руках Ездры, то, несомненно, вошла бы в его канон, В перевод же 70-ти толковников она была внесена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Ст. 26–30. В заключительных стихах главы делается примечание о числе лет царствования Давидова (40 лет) 780 , и о мирной кончине его после продолжительной и славной жизни, а также и об исторических документах, откуда заимствовано повествование о деяниях Давида. Это были записи Самуила провидца (очевидно, о молодости Давида, ибо Самуил скончался раньше вступления Давидова на престол Израильский) 781 , а также, записки Нафана пророка и Гада прозорливца. Все эти документы не сохранились до нашего времени. б) Из второй книги Паралипоменон Глава 6–7. Исполнение Соломоном завещания Давидова о построении храма, молитва в день освящения храма, и предречение Божие о судьбе дома его и народа Гл. 6. а) Успокоительные слова Соломона насчет мглы, наполнившей храм (ст. 1–2). б) Речь его к народу с кратким изложением воли Божией насчет построения храма рукою именно его – Соломона (ст. 3–11). в) Молитва Соломона перед жертвенником на возвышенном амвоне впереди всего собрания Израильтян (ст. 12–42). Гл. 7. а) После молитвы Соломоновой ниспадение огня с неба на разложенные жертвы (ст. 1–4). б) Количество жертв, принесенных Соломоном при трубных звуках священнических и музыкальных орудий левитских (ст. 5–7). в) Семидневный праздник освящения храма (ст. 8–11). г) Явление Господа ночью Соломону с ответом на молитву его (ст. 12–22). 6:1. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле… Этими словами торжествующий, хотя и сам пристрашный, царь израильский хочет успокоить народное собрание, вострепетавшее при виде таинственной мглы, наполнившей храм, по внесении в него ковчега и поставлении под крылья херувимов. Царь объясняет это знамение в смысле ощутительного и наглядного присутствия Божества, осенившего новосозданный храм. В доказательство этого, он приводит на память народу, как при Моисее Господь неоднократно являл Свое присутствие в виде облака, как бы, давая тем знать, что тьма была обычным Его покровом и всегдашним способом Его проявления 782 , и что, в сем смысле, она может быть даже названа обычным местом обитания Божия, как символическая форма, выражающая неприступность и непостижимость существа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Е   Ева • Евангелие • Евангелие от Иоанна • Евангелие от Луки • Евангелие от Марка • Евангелие от Матфея • Евангелист или благовестник • Еввул • Евеи • Евей • Евер • Евильмеродах • Евника • Евнух • Еводия и Синтихия • Евреи • Евтих • Евфрат • Египет • Еглаим • Еглон • Едем • Еден • Едер • Едом • Едрея • Еж • Ездра • Езекия • Екбатана • Екрон • Елам • Елаф • Елдад и Модал • Елеазар • Елеале • Елеонская гора • Елиаким • Елизавета • Вариисус, Елима • Елимелех • Елим • Елиса • Елисей • Елифаз • Елиав • Елиаким • Елиам • Елиезер • Елиуд • Елиуй • Елкана • Елкосея • Еллада • Еллассар • Еллинисты • Еллины, Еллада • Елмодам • Елнафан • Елон • Елуль • Елханан • Елцафан • Еман • Емаф • Емаф-Сува • Емек-Кециц • Емима • Еммануил • Еммор • Ен • Ен-Ганним • Енгедди • Аэндор, Ен-Дор • Ен-Риммон • Ен-Шемеш • Ена • Енаим • Енаки • Енакимы • Енномова долина • Енон • Енос • Енох • Епанча • Епафрас • Епафродит • Епенет • Ераст • Ермоген • Ермон • Ерм и Ермий • Есевон • Есек • Еслим • Есром • Есть книгу • Есфирь • Етаним • Ефа • Ефам • Етам • Ефан • Ефваал • Ефер • Ефес • Ефиопия • Ефод • Ефраим • Ефрафа • Ефремов лес • Ефрем • Ефрон • Еффафа • Еффей • Ецион-Гавер • Ешбаал • Ештаол • Естаол • Ештемо • Естемоа • Ж   Жаба • Жатва • Жезл • Жезл Ааронов • Жезл миндальный • Железо • Желтый шелк • Желудок • Желчь • Жемчуг • Жених • Женщина • Жернов • Жертва • Жертва благодарения • Жертва возлияния • Жертва всесожжения • Жертва за грех и жертва повинности • Жертва мирная • Жертва по обету • Жертва ревнования • Жертва усердия • Жертва от усердия • Животные • Жребий • Жрецы • Жук • Журавль З   Завад • Завдий • Завеса • Завет • Завулон • Завуф • Заем • Закалывание • Закваска • Заклинатели • Заклятие или заклятое • Закон • Законники • Закон Моисея • Закхей • Залог • Замзумимы • Замврий • Заноах • Западное море • Запечатление Духом • Записи Гада прозорливцаЗаписи Ииуя, сына Ананиева • Записи Нафана пророка • Записи Самея пророка и Адды прозорливцаЗаписи Хозая • Заповеди человеческие • Запястье • Зара • Зарай • Заред • Захария • Заяц • Звезды • Зеббуда • Зеведей • Зевей и Салман • Зевул • Зелфа • Земледелие • Землетрясение • Земля • Земля горшечника • Земля крови • Земля Хамова • Зереш • Зеркала • Зерно • Зив • Зилот • Зимврия • Зимран • Зимри • Зина • Зиф • Зихрий • Змей • Знамение • Золото • Золотая кадильница • Золотой жертвенник • Золотой нарост • Зоровавель • Зохелет • Зрелище • Зузим

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Моровая язва — последняя скорбь царя Моление царя Давида      К концу царствования Давид произвел перепись всего народа. Это явилось причиной постигшего страну испытания. Исследователи Библии считают, что исчисление народа без прямого повеления Божия противоречило принципу теократии: вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я (2 Цар 24, 10). На другой день Господь послал к царю пророка — прозорливца Гада и через него предложил выбрать одно из трех наказаний: семь лет голода по всей стране, три месяца гонений на царя Давида от неприятелей или чтобы в продолжение трех дней моровая язва поражала народ. Давид выбрал моровую язву. Почему исчисление делал Давид, а наказание понес народ? По мнению блаженного Феодорита, народ наказан за собственные свои беззакония, потому что во время мятежа Авессалома народ ополчился на благочестивого царя, поставленного на царство Самим Богом. Не на Давида прогневался Бог, а на Израиля. Исчисление народа было только предлогом к наказанию. Во время этого народного бедствия Давид вновь показал великодушие и духовное благородство. Когда он увидел у гумна Орны Ангела Господня, поражавшего народ, то сказал Господу: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего (2 Цар 24, 17). Бог через пророка Гада повелел Давиду соорудить на гумне Орны жертвенник Господу. Царь принес жертву и умилостивил Бога. Именно на этом месте царь Соломон построил Иерусалимский храм. Святитель Кирилл Александрийский в словах царя Давида пусть же рука Твоя обратится на меня видит мессианский смысл: «Христос, как бы созерцаемый в образе Давида, избавил нас. Поелику Он видел, что смерть истребляет сущих на земле, то и сделался Ходатаем за нас пред Отцем». 25 мая 2017 г. Рейтинг: 8.1 Голосов: 141 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103814.html

Первая часть получила у Евреев наименование Шемуэль – Самуил – или сефер Шемуэль не потому, что она вся (т. е. 1-я и 2-я Царств) написана Самуилом: древнее Иудейское предание приписывает Самуилу как писателю только первые 24 главы 1-й книги Царств; конец царствования Саула и царствование Давида он описать не мог, потому что смерть его наступила ранее смерти Саула. Книга названа по имени Самуила потому, что этот пророк занимает первенствующее положение в начале книги и, по замечанию Абарбанелля 289 , все содержание ее известным образом можно отнести к Самуилу, так как и Саул, и Давид получили помазание от Самуила и в своей деятельности находились под сильным влиянием последнего. Пример подобного же неточного обозначения представляет самаринская историческая хроника, которая носит наименование книги Иисуса Навина, несмотря на то, что повествование ее, по одной редакции, доведено до эпохи Адриана, по другой – даже до Магомета. Признавая все четыре книги Царств, согласно с переводом LXX за одно целое, мы не можем смотреть на него, как на результат последовательной и преемственной деятельности целого ряда писателей-пророков, из которых будто бы каждый последующий продолжал труд с того пункта, где остановился его ближайший предшественник. Так, опираясь отчасти на Иудейское предание, отчасти на свидетельство 1-й книги Паралипоменон ( 1Пар.20:29 – «Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца, и в записях Нафана пророка, и в записях Гада прозорливца»). Опираясь на эти данные, обыкновенно полагают, что первые две книги написаны преемственно тремя названными пророками; но самое содержание этих книг решительно опровергает подобное предположение, потому что они носят в себе признаки позднейшего времени. Уже во 2-ой главе 1-й книги Царств в молитве Анны, матери Самуила, находится указания на эпоху царей. «Господь», говорит Анна в своей молитве, «будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего» ( 1Цар.2:10 ). Не могло быть замечание 9 й главы ( 1Цар.9:9 ) написано Самуилом: «прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу; ибо тот, кого ныне называют пророком, прежде назывался прозорливцем». Для эпохи Самуила это замечание было бы совершенно преждевременным. В 27-й главе ( 1Цар.27:6 ) «тогда дал ему (Давиду) Анхус Секелаг; посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне» указывают на время, наступившее после разделения царств, когда уже не было в живых ни Самуила, ни Нафана, ни Гада. В 3-й и 4-й книгах вполне ясно можно видеть, что фрагменты отдельных, некогда самостоятельных произведений, собраны в одно целое и приведены в порядок одним автором, соответственно его личным взглядам и общей цели повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Проходили годы и столетия, и свидетели пред Господом иногда увеличивались в числе. Такова книга, в которой пророк Самуил изложил «права царства» и которую он «положил пред Господом» вслед за провозглашением Саула царем ( 1Цар. Х, 25 ). Но не все свидетели остались в живых: о книге «Права царств» более в Священном Писании не упоминается. Нужно полагать, что священные памятники, положенные во свидетельство при ковчеге завета, в виде списков с них были доступны тем лицам, которые имели возможность или даже призвание, изучать или просто читать священную письменность. Уже пророческая школа Самуила, свидетельство о существовании которой находим в 1 кн. Цар. XIX, 20 (сонм пророков пророчествующих, нужно думать, под начальством Самуила) и X, 5 (сонм пророков с музыкальными инструментами), предполагает занятия законом Божьим и историей. Необходимость такого изучения закона и истории вытекает из того соображения, что, хотя пророчество – дар Божий, однако оно требовало предварительного расположения со стороны человека и упражнения природных дарований в законе Божьем. Так как школа Самуила имела особый дом в Риме 6 , то возможно, что занятия законом Божьим здесь были более или менее систематичным делом, на ряду со священной музыкой, поэзией и другими упражнениями, способствовавшими возбуждению духа к священному пророчеству. На основании же 1 кн. Парал. XXIX, 29 Дела царя Давида, первыя и последния, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца – можно утверждать, что пророческая школа Самуила, по всей вероятности, изучала священную историю прошлого и выдвинула из своей среды историографов царствования Давида, вместе с Самуилом Нафана и Гада. Должно полагать также, что при торжественной коронации царя Иоаса ему был вручен список закона, как руководство к тому, чтобы научался бояться Господа Бога своего и старался исполнить все слова закона сего... чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни на-право, ни на-лево ( Bmop. XVII, 19 – 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Давида... описаны в записях Самуила провидца... и в записях Гада прозорливца (1Пар.29:29). Деяния Ровоамовы... описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца (2Пар.12:15); деяния Асы - в сказании пророка Адды (2Пар.13:22). Этот факт свидетельствует, что пророкам не чужды были школьные занятия, как писание отечественной истории. Vitringa видит некоторое отражение факта существования пророческих школ в Притчах, где говорится, что Премудрость построила себе дом... и послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских (Притч.9:1,3) Исторические книги заняты изображением напряженной политической жизни при Давиде и Соломоне, а затем разделением царств и учреждением нового культа. Но при всех этих громких внешних делах совершалась, нужно думать, и внутренняя работа религиозного сознания в лице особо расположенных к тому людей, которые и составляли между собою тесные союзы под управлением и руководством пророков. 4-я книга Царств дает нам знать об обществах " сынов пророческих " как об обществах весьма больших по количеству входящих в них членов и имеющих определенную организацию. Это весьма убедительно говорит за существование школ пророческих раннее пророка Илии. Последнее упоминание о пророческих школах можно найти у пророка Амоса. Сказал Амос Амасии: Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы (Ам.7:14). Правда, нигде член пророческих обществ не называется " сын пророка " , как здесь называет себя Амос. В 3-й книге Царств (20:35) мы находим выражение: один человек из сынов пророческих, потому " сын пророка " можно понимать и буквально, в смысле сына по рождению, но допустимо в связи с предшествующими словами Амасии Амосу (Ам.7:12) и другое понимание. Амос доказывает свое право на пророчество ссылкою на повеление Божие и отрицает свою связь с пророками, которые пророчествовали и за то ели хлеб, по выражению Амасии. Ему не было нужды упоминать, что он не сын пророка, так как происхождение от пророка не делало пророком, а потому и можно в словах " не сын пророка " видеть намек на пророческие школы Таким образом, можно определить период процветания пророческих школ временем от Илии до Амоса Конечно, пророческие школы не могли исчезнуть в какой-нибудь определенный момент времени, но необходимо допустить, что в последние годы до разрушения царства Израильского в связи с общим религиозно-нравственным разложением народной жизни, увядали и пророческие школы, которые мы позволим себе назвать цветами религиозно-нравственной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

Есть возможность думать, что и пророк Амос не чужд был некоторго знакомства с пророчествами Исаии. Основание этой возможности в Aмoc. IV, 11 : то есть: производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру. Выражение, «как разрушил Бог Содом и Гоморру» ( ) находится у Uc. XIII, 19 . И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровергнут Богом, как Содом и Гоморра. Сообразно с этим, и предшествующий стих у обоих пророков имеет нечто общее: говорится о наказании Божьем чрез избиение юношей луками (Ис.) или мечем (Ам.). Если более, чем несомненно участие пророков в собирании священной литературы, то нельзя отрицать подобного участия и со стороны благочестивых царей. Не безосновательна речь св. Иустина Мученика по данному вопросу. «Были некоторые люди среди иудеев, пишет он в своей первой апологии, – пророки Божии, посредством которых пророчественный Дух предвозвещал будущие события, прежде нежели они сбылись. Пророчества их, бывшие по временам в Иудее цари собирали и тщательно хранили так, как они были сказаны, когда были изречены пророками и ими же самими написаны в книгах на собственном их еврейском языке» 21 . Само Священное Писание говорит о значительной деятельности в этом отношении царя Езекии. Не только выставляется на вид ревность царя к закону Божию, благодаря которой он даже сам письма писал к Ефрему и Манассии, чтобы пришли в дом Господень в Иерусалим для совершения Пасхи Господу Богу Израилеву ( 2Пар. ХХХ, 1 ); не только повествуется об его деятельности в видах торжественности богослужения, о постановлении в доме Господнем левитов с кимвалами, псалтирями и цитрами по уставу Давида, Гада и Нафана ( 2Nap. XXIX, 25 ); но и сообщается еще, что Езекия имел под руками собрание священных псалмов, приказав левитам, чтобы они славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца (XXIX, 30) – с одной стороны; с другой – царь был причастен делу собрания и расположения притчей, так как мужи царя Езекии, которые собрали притчи Соломона ( Npumч. XXV, 1 ), несомненно, стояли в весьма тесных отношениях к самому царю. Древнейшее раввинское предание о происхождении священных книг не ограничивается указанием на собрание притчей, как плод деятельности Езекии и его друзей, но положительно говорит еще о редакции книги Исаии, Песни Песней и Екклезиаста: «Езекия и друзья его написали 22 Исаию, Притчи, Песнь Песней и Екклезиаст» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010