Е   Ева • Евангелие • Евангелие от Иоанна • Евангелие от Луки • Евангелие от Марка • Евангелие от Матфея • Евангелист или благовестник • Еввул • Евеи • Евей • Евер • Евильмеродах • Евника • Евнух • Еводия и Синтихия • Евреи • Евтих • Евфрат • Египет • Еглаим • Еглон • Едем • Еден • Едер • Едом • Едрея • Еж • Ездра • Езекия • Екбатана • Екрон • Елам • Елаф • Елдад и Модал • Елеазар • Елеале • Елеонская гора • Елиаким • Елизавета • Вариисус, Елима • Елимелех • Елим • Елиса • Елисей • Елифаз • Елиав • Елиаким • Елиам • Елиезер • Елиуд • Елиуй • Елкана • Елкосея • Еллада • Еллассар • Еллинисты • Еллины, Еллада • Елмодам • Елнафан • Елон • Елуль • Елханан • Елцафан • Еман • Емаф • Емаф-Сува • Емек-Кециц • Емима • Еммануил • Еммор • Ен • Ен-Ганним • Енгедди • Аэндор, Ен-Дор • Ен-Риммон • Ен-Шемеш • Ена • Енаим • Енаки • Енакимы • Енномова долина • Енон • Енос • Енох • Епанча • Епафрас • Епафродит • Епенет • Ераст • Ермоген • Ермон • Ерм и Ермий • Есевон • Есек • Еслим • Есром • Есть книгу • Есфирь • Етаним • Ефа • Ефам • Етам • Ефан • Ефваал • Ефер • Ефес • Ефиопия • Ефод • Ефраим • Ефрафа • Ефремов лес • Ефрем • Ефрон • Еффафа • Еффей • Ецион-Гавер • Ешбаал • Ештаол • Естаол • Ештемо • Естемоа • Ж   Жаба • Жатва • Жезл • Жезл Ааронов • Жезл миндальный • Железо • Желтый шелк • Желудок • Желчь • Жемчуг • Жених • Женщина • Жернов • Жертва • Жертва благодарения • Жертва возлияния • Жертва всесожжения • Жертва за грех и жертва повинности • Жертва мирная • Жертва по обету • Жертва ревнования • Жертва усердия • Жертва от усердия • Животные • Жребий • Жрецы • Жук • Журавль З   Завад • Завдий • Завеса • Завет • Завулон • Завуф • Заем • Закалывание • Закваска • Заклинатели • Заклятие или заклятое • Закон • Законники • Закон Моисея • Закхей • Залог • Замзумимы • Замврий • Заноах • Западное море • Запечатление Духом • Записи Гада прозорливцаЗаписи Ииуя, сына Ананиева • Записи Нафана пророка • Записи Самея пророка и Адды прозорливцаЗаписи Хозая • Заповеди человеческие • Запястье • Зара • Зарай • Заред • Захария • Заяц • Звезды • Зеббуда • Зеведей • Зевей и Салман • Зевул • Зелфа • Земледелие • Землетрясение • Земля • Земля горшечника • Земля крови • Земля Хамова • Зереш • Зеркала • Зерно • Зив • Зилот • Зимврия • Зимран • Зимри • Зина • Зиф • Зихрий • Змей • Знамение • Золото • Золотая кадильница • Золотой жертвенник • Золотой нарост • Зоровавель • Зохелет • Зрелище • Зузим

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Примечание. Должно, однако же, допустить, что пророки Самуил, Гад и Нафан вели и оставили после себя некоторые записки о событиях своего времени, как говорится в одном месте первой книги Паралипоменон, которое и послужило, очевидно, основанием вышеизложенного мнения: «дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца, и в записях Нафана пророка, и в записях Гада Прозорливца» 249 . Сими-то записями и воспользовался, вероятно, некоторый позднейший писатель, и совокупил их воедино в своей собственной книге. б) Относительно Третьей и Четвертой книг Царств существуют так же разноречивые мнения, указывающие различных писателей отдельных частей этих книг, начиная от царя Давида, до пророка Иеремии. Между тем, в священном тексте есть только указания на различные источники, которыми пользовался некоторый писатель, впрочем, позднейший даже и пророка Иеремии 250 . Таковыми источниками были: а) кем-то составленная история Соломона 251 . 6) Летопись царей Израильских 252 . в) Летопись царей Иудейских 253 . г) Частные записи пророков при разных царях, напр., Ахии Силомлянина 254 , прозорливца Иоиля 255 , пророка Самея и прозорливца Адды 256 , Ииуя, сына Ананиева 257 , пророка Исаии, сына Амосова 258 . д) Частные записи придворных дееписателей 259 . Кого же именно считать составителем книг Царств – по указанным источникам? С наибольшей вероятностью, можно полагать, что это был Ездра, тот знаменитый священник еврейский, который оказал такое сильное и благодетельное влияние на судьбы народа Израильского, после пленения Вавилонского. В самом деле, во всех четырех книгах Царств замечается один и тот же метод изложения, и один и тот же язык 260 . Самые же книги представляют последовательный рассказ, в котором примечается тесная связь между повествуемыми событиями. Что именно Ездре принадлежат книги Царств, – за это может ручаться уже одна образованность и ученость этого священника, кроме которого никто в тогдашнее время и не мог, конечно, с таким искусством воспользоваться многочисленными памятниками и записями, дошедшими от времен древних. Не без основания указывают и на то обстоятельство, что в книгах Царств с особенной тщательностью описывается все, относящееся до храма и религии, обрядов и празднеств церковных; поставляется на вид, преимущественно, благочестие царей, твердость пророков, гнев Божий на нечестивых и награждение праведных; между тем, на, собственно, политическую сторону событий писатель обращает второстепенное внимание и касается сей стороны, как бы, мимоходом. Кроме этого, он большую половину своих рассказов посвящает царям иудейским, о царях же Израильских не любит распространяться. Все это, вместе взятое, весьма идет к личности благочестивого священника Ездры, ревнителя дому Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3) деяния Соломона ( 2Пар. 1–9 ): мудрость и богатство Соломона, строительство храма; 4) история царей Иудеи с отпадения сев. колен до периода плена ( 2Пар. 10–36 ). Отдельные цари упоминаются мельком, тогда как религ. реформы царей Езекии и Иосии выдвигаются на передний план. Окончание К.П. служит прологом к описанию возвращения из плена. Два последних стиха К.П. ( 2Пар 36 и след.) почти дословно соответствуют двум первым стихам Книги Ездры, в чем выявляется тесная связь между этими двумя книгами (потому и считающимися, совокупно с Книгой Неемии, летописным историч. трудом). III. АВТОР И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ Раввины и отцы Церкви предполагали, что автором К.П. был Ездра. У.Ф.Олбрайт выступил в поддержку этой традиции и определил время создания книг: 400–350 гг. до Р.Х. Другие исследователи датируют эти книги значит. более поздним временем. В пользу авторства Ездры говорит то обстоятельство, что К.П. стилистич. родственны книгам Ездры и Неемии, которые к тому же непосредств. продолжают повествование К.П. Т.о., можно предположить, что К.П. были созданы одноврем. с книгами Ездры и Неемии. IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ Многие критики сомневались в историч. достоверности сведений хрониста. У.Ф.Олбрайт, напротив, писал: «Книги Паралипоменон содержат значительное количество материала из первых рук по истории Южного царства – Иудеи, которого нет в книгах Царств и... историческое значение этого материала подтверждается археологическими находками». Ссылки Олбрайта на другие источники характеризуют его как заслуживающего доверия историка. Помимо книг Царств (не называя их, Хронист, возможно, в соотв. разделах использует и другие, парал. источники, что еще более усиливает достоверность его книг), автор использовал еще ряд материалов, а именно: книгу царей иудейских и израильских ( 2Пар. 16:11 ; 2Пар. 25:26 ; 2Пар. 28:26 ; 2Пар. 32:32 ); книгу царей израильских и иудейских ( 2Пар. 27:7 ; 2Пар. 35:27 ; 2Пар. 36:8 ); книгу царей израилевых ( 1Пар. 9:1 ; 2Пар. 20:34 ); записи царей израилевых ( 2Пар. 33:18 ); (толкования) к книге царей ( 2Пар. 24:27 ); летопись царя Давида ( 1Пар. 27:24 ); записи Самуила-провидца ( 1Пар. 29:29 ); записи Нафана-пророка (там же; 2Пар. 9:29 ); записи Гада-прозорливца ( 1Пар. 29:29 ); пророчество Ахии Силомлянина ( 2Пар. 9:29 ); видения прозорливца Иоиля (там же); записи Самея-пророка и Адды-прозорливца ( 2Пар. 12:15 ; 2Пар. 13:22 ); записи Ииуя, сына Анания, которые внесены в книгу царей израилевых ( 2Пар. 20:34 ); писания Исаии, сына Амоса, пророка ( 2Пар. 26:22 ); видение Исаии, сына Амоса, пророка, в книге царей иудейских и израильских ( 2Пар. 32:32 – так в МТ); записи Хозая ( 2Пар. 33 – в одной из греч. рукописей ВЗ – «записи провидцев»); песни Плача Иеремии ( 2Пар. 35:25 ). Вместе с тем в отдельных случаях под разными заглавиями могут выступать одни и те же источники. V. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

о Д. намного пространнее, чем о любом др. царе, цикл рассказов о Д. открывается в 1 Цар 16 и заканчивается в 3 Цар 2. 11 (см. также 1 Пар 10-29). Кроме того, в Библии упоминаются не сохранившиеся до наст. времени хроники, содержавшие сообщения о «делах царя Давида» - «Книга Праведного» (2 Цар 1. 18), «Записи Самуила провидца», «Записи Нафана пророка», «Записи Гада прозорливца» (1 Пар 29. 29), а также «Летопись царя Давида» (1 Пар 27. 24). Прор. Давид. Роспись ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Прор. Давид. Роспись ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Все библейские источники согласны в том, что Д.- младший сын Иессея ефрафянина из Вифлеема Иудейского (1 Цар 16. 11; 17. 14 и др.), 8-й в соответствии с 1 Цар 16. 10-12 или 7-й в соответствии с родословной Иессея, приведенной в 1 Пар 2. 13-15, где также указаны имена 6 его старших братьев. Возможно, что один из братьев умер бездетным и по этой причине его имя отсутствует в генеалогии. Известны имена 2 сестер Д. (1 Пар 2. 16), тогда как имя его матери не упоминается. Подробная, восходящая к Иуде родословная Д. содержится в книгах ВЗ (Руфь 4. 18-22; 1 Пар 2. 1-15) и НЗ (Мф 1. 2-6; Лк 3. 31-38). Библейское повествование о Д. можно разделить на возвышение Д. (1 Цар 16 - 2 Цар 5. 10) и царствование Д. в Израиле (2 Цар 5. 11 - 3 Цар 2. 11). 1-й разд. открывается кратким прологом (1 Цар 16. 1-14 ), в к-ром предвосхищается вся дальнейшая история буд. царя: прор. Самуил , опечаленный непослушанием Саула , получает повеление от Господа помазать на царство младшего сына Иессея. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его... и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар 16. 13-14). Библейское предание сохранило краткое описание внешности юного Д.: «...он был белокур (букв. «рыжий».- Л. Г.), с красивыми глазами и приятным лицом» (1 Цар 16. 12); а также его психологический портрет: «...храбрый, воинственный, и разумный в речах, и видный собой, и Господь с ним» (1 Цар 16. 18). Как младший из братьев, он пас семейный скот (1 Цар 16. 11), проявляя незаурядную силу и смелость (1 Цар 17. 34-35). Д. овладел игрой на киноре (1 Цар 16. 18), что, по версии, изложенной в 1 Цар 16. 14-23, стало причиной его появления при дворе царя Саула: Саул, возмущаемый злым духом, повелел отыскать человека, искусно играющего на киноре, к-рый своей игрой мог бы успокоить его; выбор пал на Д., «и пришел Давид к Саулу и служил перед ним и очень понравился ему и сделался его оруженосцем... и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв кинор, играл,- и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар 16. 21, 23).

http://pravenc.ru/text/168470.html

К известиям богослужебного характера принадлежат: список левитов, которые несли ковчег завета ( 1Пар.15:2–28 ); хвалебная песнь Давида при перенесении ковчега на Сион, список левитов, назначенных на служение при скинии ( 1Пар.16:4–43 ); распоряжения Давида относительно построения храма ( 1Пар 22.1 ); разделение левитов для служения при храме ( 1Пар 23.1 – 26:1 ); последние распоряжения Давида в присутствии старейшин ( 1Пар.28:1–29 ); описание светильников, столов и дворов при храме ( 2Пар.4:6–9 ); пение и игра левитов при освящении храма ( 2Пар.5:12–14 ); описание медного амвона, на котором молился Соломон ( 2Пар.6:12–13 ); поглощение жертв и всесожжений упавшим с неба огнем ( 2Пар.7:1–3 ); жертвоприношение Соломона и чреды священников и левитов при их служении в храме ( 2Пар.8:13–16 ); восстановление законного культа при Асе вследствие речи пророка Азарии ( 2Пар.15:1–15 ) и при Иосафате ( 2Пар.19 ); идолопоклонство после смерти Иоддая, обличительная речь пророка Захарии и ее последствия ( 2Пар.24:15–22 ); уничтожение идолопоклонства при Езекии ( 2Пар.29–31 ) и при Иосии ( 2Пар.34:3–7,35:2–19 ). Все указанные случаи уклонений кн. Паралипоменон дают полное право считать их, по крайней мере в области дополнений и пропусков, независимыми от кн. Царств. Но самостоятельность в этом отношении заставляет предполагать, что и параллельные отделы кн. Паралипоменон не извлечены из кн. Царств, как думают Ветте и Шрадер. За это ручается между прочим различие в плане и распределении однородного материала в данных книгах (ср. 1Пар.10 и 1Цар.31 ; 2Пар.2 и 3Цар.5:15–32 ). Не представляя компиляции кн. Царств, кн. Паралипоменон составлены на основании общих с ними источников, откуда и их взаимное сходство. Что же касается различия, то оно объясняется тем, что автор Паралипоменон пользовался неизвестными писателю кн. Царств источниками, которые цитируются им в конце царствования каждого царя (записи Самуила-прозорливца, пророков Иафана и Гада, записи Нафана, пророчество Ахии Силомлянина и видения прозорливца Иедо, книга царей иудейских и израильских).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В двух рассказах говорится о появлении Давида при дворе Саула: согласно 1Цар 16, 14–23 Давид приглашен играть на гуслях перед Саулом, а по 1Цар 17, 12 – 18, 2 Давид взят Саулом на службу при дворе после победы над Голиафом. Дважды Давид щадит жизнь Саула/1 Цар гл.24 и гл.26/и дважды ищет убежища у Анхуса, филистимского царя/l Цар 21,11–16 и гл.27/. Два раза сообщается о смерти Саула/1 Цар гл.31 и 2Цар 1, 1–16 /. Примеры дублетных повествований свидетельствуют о том, что автор, во-первых, использовал различные источники, и, во-вторых, он очень дорожил дошедшими до его времени циклами преданий о Самуиле, Сауле и Давиде, которые имели авторитет древности, и поэтому старался соединить их вместе без существенных изменений. Литературный анализ книги выявил следующие источники, использованные при написании книги: а/ 1Цар 1–3 : из предания о судьях; б/ 1Цар 4–7 (плюс 2Цар 6–7 ): из истории Ковчега Завета; в/ 1Цар 8–12 : две версии о происхождении монархии; г/ 1Цар 13–15 : две версии об отречении Саула; д/ 1Цар 16–17 : две версии первой встречи Давида с Саулом; е/ 1Цар 18–31 ; 2Цар 1–5; 8 ; из разных источников; ж/ 2Цар 9–20 : из хроники дома Давида, произведения очень информированного автора-пророка, современника событий; з/ 2Цар 21–24 : шесть кратких повествований, вероятно, заимствованы из царских летописей. 3. Вопрос авторства и времени происхождения. Иудейское предание утверждает, что автором 1–2 книг Царств был пророк Самуил (Бава батра 15а). Это свидетельство полностью не может быть принято, поскольку в 1 Царств 25, 1 и 28, 3 говорится о смерти Самуила; следовательно, он не мог быть автором следующих далее глав, повествующих о конце царствования Саула и о правлении Давида, но можно предполагать, что он был автором источников большей части 1 Царств. Важное свидетельство об авторстве содержится в 1Пар. 29, 29 : «Деяния царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка, и в записях Гада прозорливца». Поскольку Самуил жил почти до конца царствования Саула, а Нафан и Гад пережили Давида, их записи являлись летописями современников и очевидцев событий. Самуил был главой пророческой школы, к которой известное отношение могли иметь также Нафан и Гад. Пророческие школы при Самуиле (l Цар 10, 5, 10; 19, 18–21) и после него ( 4Цар 2, 3–7, 15–18; 4, 38–44; 6, 1–7 ) представляли собой общины истинных ревнителей ягвизма, руководимые пророками, и в них, по мнению ортодоксальных исследователей, должны были сохраняться источники: подлинные записи пророков и более ранние священные писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Однако Моисей не записал всего, хранившегося до него в Свящ. Предании. Нет в книгах Моисея, например, пророчества Еноха, которое на основании Ветхозаветного Священного Предания записал уже в Новом Завете ап. Иуда ( Иуд. 1:14–16 ) 4 нет указаний на прообразовательное значение ветхозаветных жертв, что находим в послании ап. Павла к Евреям; нет указания на участь ангелов, «не сохранивших своего достоинства», что находим в посланиях ап. Иуды ( Иуд. 1:6,9 ) и ап. Петра ( 2Пет. 2 и 4 ст.), сообщающих об этом на основании Ветхозаветного Священ. Предания; нет имен двух египетских чародеев, противившихся Моисею, каковых на основании Ветхозаветного Священного Предания назвал ап. Павел – это Ианний и Иамерий ( 2Тим. 3:8 ). И нигде в Священном Писании Ветхого Завета не записан спор Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея, что записал ап. Иуда ( Иуд. 1:9 ), на основании Ветхозаветного Священного Предания. Да и не все ветхозаветные священные книги сохранились. Нет, например: «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:18 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 11:41 ), «Книга Царей Израильских» (1 Парал. 9:1), «Летописи Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана пророка и Гада Прозорливца» (1 Парал. 29:29) с описанием царствования Давида; «Записи Нафана пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» с описанием царствования Соломона (2 Парал. 9:29). Вот почему Моисей повелел хранить передаваемое устно (Второз. 4:9–10; 32–33; 32:6–7). И праведный Иов говорит: «спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их... они научат тебя, скажут тебе, и от сердца своего произнесут слова» (8:8–10). Также и Псалмопевец пишет: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты совершил во дни их, во дни древние» ( Псал. 43:2 ), «что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» ( Псал. 77:3–4 ; орав, прор. Иоиля 1:3). Так, у евреев наряду со Священным Писанием сохранялось и Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Принимая не библейское, а церковно-богослужебное разделение у евреев ветхозаветных книг на три части, ВСЕХБ в своем распределении ветхозаветных книг по частям не упомянул даже канонических книг: Руфь, 1-я и 2-я книги Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемии, Есфирь, Екклезиаст и Песнь Песней!.. Куда же их отнести. Вопреки самочинному распределению сектантами Ветхозаветных книг по «трем частям», по свидетельству предания иудейской Церкви и иудейского историка Иосифа Флавия, а также по свидетельству ев. отцов и учителей древней христианской Церкви, канонические и неканонические книги Ветхого Завета у евреев распределялись так: к «закону» («Тора») относились пять книг Моисея, к «пророкам»: 16 книг пророческих (Исаии, Иеремии о добавлением к книге пр. Иеремии книг Плач Иеремии, Послание Иеремии и пр. Варуха; затем пр. Иезекииля, Даниила и 12 книг малых пророков), Иисуса Навина, Судей, 4 книги Царств; к «священным писаниям»: три книги Ездры, Неемии, Иудифь, Товита, Руфь, три книги Маккавейские, Иова, Псалтирь, две книги Паралипоменон, Есфирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова. Известно, что после того, как Ездра с последними пророками (Аггеем, Захариею и Малахиею) и членами основанной им ученой «Великой Синагоги» (444 г. до Р. Хр.) собрал священные еврейские книги и занес их в «канон» 43 , священная письменность у евреев продолжалась. Так появились «неканонические» книги, т.е. не вошедшие в «канон», или каталог Ездры. Этим названием евреи отнюдь не отвергали значения «неканонических» книг в делах веры, а только удостоверяли появление их после канона Ездры. Вот почему когда 70 толковников переводили священные книги евреев на греческий язык (в 270 г. до Р. Хр.), то, будучи сами учеными евреями и притом назначенными для этого Иерусалимским первосвященником Елеазаром, они дополнили канон Ездры, внеся в свой перевод и так называемые «неканонические» книги. Этим они от имени духовных вождей еврейского народа засвидетельствовали священное достоинство неканонических книг. Если из неканонических книг одна только книга пр. Варуха была написана до канона Ездры, то она не вошла в канон Ездры потому, что в то смутное для евреев время не была найдена, как не были в распоряжении Ездры и другие священные книги, название которых встречается в Библии, как, например, «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:12 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 2: 41 ), «Книга Царей Израильских» (1Парал., 9:1), «Книга Летописей Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана Пророка и Гада Прозорливца» (1Парал. 29:29), «Записи Нафана Пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» (2 Парал., 9:29) и др,.. Книга пр. Варуха была написана на еврейском языке и притом учеником и сотрудником прор. Иеремии. И если бы она была в руках Ездры, то, несомненно, вошла бы в его канон, В перевод же 70-ти толковников она была внесена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Ст. 26–30. В заключительных стихах главы делается примечание о числе лет царствования Давидова (40 лет) 780 , и о мирной кончине его после продолжительной и славной жизни, а также и об исторических документах, откуда заимствовано повествование о деяниях Давида. Это были записи Самуила провидца (очевидно, о молодости Давида, ибо Самуил скончался раньше вступления Давидова на престол Израильский) 781 , а также, записки Нафана пророка и Гада прозорливца. Все эти документы не сохранились до нашего времени. б) Из второй книги Паралипоменон Глава 6–7. Исполнение Соломоном завещания Давидова о построении храма, молитва в день освящения храма, и предречение Божие о судьбе дома его и народа Гл. 6. а) Успокоительные слова Соломона насчет мглы, наполнившей храм (ст. 1–2). б) Речь его к народу с кратким изложением воли Божией насчет построения храма рукою именно его – Соломона (ст. 3–11). в) Молитва Соломона перед жертвенником на возвышенном амвоне впереди всего собрания Израильтян (ст. 12–42). Гл. 7. а) После молитвы Соломоновой ниспадение огня с неба на разложенные жертвы (ст. 1–4). б) Количество жертв, принесенных Соломоном при трубных звуках священнических и музыкальных орудий левитских (ст. 5–7). в) Семидневный праздник освящения храма (ст. 8–11). г) Явление Господа ночью Соломону с ответом на молитву его (ст. 12–22). 6:1. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле… Этими словами торжествующий, хотя и сам пристрашный, царь израильский хочет успокоить народное собрание, вострепетавшее при виде таинственной мглы, наполнившей храм, по внесении в него ковчега и поставлении под крылья херувимов. Царь объясняет это знамение в смысле ощутительного и наглядного присутствия Божества, осенившего новосозданный храм. В доказательство этого, он приводит на память народу, как при Моисее Господь неоднократно являл Свое присутствие в виде облака, как бы, давая тем знать, что тьма была обычным Его покровом и всегдашним способом Его проявления 782 , и что, в сем смысле, она может быть даже названа обычным местом обитания Божия, как символическая форма, выражающая неприступность и непостижимость существа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Все приведенные факты и соображения заставляют думать, что генеалогический отдел книг Паралипоменон составлен на основании точных, всегда тщательно веденных у Евреев, генеалогических списков и вполне достоверен 124 . Следующий отдел книги Паралипоменон, описывающий правление Давида ( 1Пар.10–29 гл.), также не может вызывать недоумения древностью событий и позднейшим периодом жизни писателя. Последний замечает, что жизнь Давида: «дела царя Давида первые и последния», описаны были «в записях Самуила провидца, и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его и мужество его и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами» ( 1Пар.29:29–30 ). Очевидно, эти обширные записи принадлежали авторитетным лицам, пророкам, современникам Давида, и очевидцам событий эпохи Давида. И если писатель Паралипоменон жил долго спустя после Давида, то эти историки и всем известная их историография были очень древни. Писатель же кн. Паралипоменон очень точно излагал свое повествование. Он замечает: «все эти слова и все это видение точно в таком виде пересказал Нафан Давиду» ( 1Пар.17:15 ), т.е. свящ. историк передал речь Нафана собственными его словами, как она, вероятно, была записана самим пророком в его «записи». И действительно, все обстоятельства и речь Нафана и молитва Давида ( 1Пар.17:1–27 ) носят следы очевидца и участника событий и точности свящ. историка. Еще пример: «и не вошло то счисление в летопись царя Давида» ( 1Пар.27:24 ). Очевидно, летопись Давида была общеизвестным обширным историческим памятником, определенного содержания и назначения, в который не внесено счисление Иоавово. Итак, кроме записей Самуила, Нафана и Гада, была еще летопись царя Давида с разными точными счислениями и именными списками, которых также помещается немало в кн. Паралипоменон ( 1Пар.11–12,15,23 –25гл.). С содержанием этой древней летописи был близко знаком писатель кн. Паралипоменон. Она велась, без сомнения, современниками Давида. В следующем отделе, истории Соломона ( 2Пар.1 –9гл.), точно также свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010