Эпоха 2-я, с учреждения епархии Славянской и Херсонско-Таврической 1775 год Села Елисаветградки, Св. Михайловская, дер. Бобр. у. Церковь сия в 1807 году от неизвестной причины сгорела; вместо оной, из остатков после пожара колокольни, сооружена другая, которая ныне, тщанием местного священника, совокупно с военным начальством, приведена в вид довольно благолепный. Село основано Михаилом Дымом, гораздо раньше построения первой церкви; оттого и называлось Михайловским. От Дыма село перешло во владение князя Потемкина, а Потемкин водворил в нем Козаков; почему Елисаветградка и называлась иначе «Михайловскою казацкою станицею». Ныне Елисаветградка состоит под военным поселением. Села Суботницкого, Сретенская, дер. Бобр. у. Церковь сия есть третья в селе Суботницком. Первая, как пишется в подлинных актах, построена была лет за 20 предсказанною, что выходит около 1755 года; она сгорела. Почему вместо оной сооружена была другая церковь , также Сретенская, которая в 1769 г. разграблена и сожжена Татарами. В следствие сего построена третья, коей начало тоже относится, по всей вероятности, к 1775 г. Село это, сначала оседлости, быв. Елисаветградской провинции, принадлежало Хорватову полку, переименованному после в Черный гусарский полк. Села Краснопольского, Димитриевская, кам. Александрийск. у. Построена по ходатайству помещика Ивана Календы. До выстройки же храма, находился в Краснополе молитвенный дом, освященный во имя Великомученика Димитрия. 1776 год Села Знаменки, Богородицкая, дер. Бобр. уезда. Села Ново-Архангельска, Михайловская, дер. Бобр. у. Построена прихожанами Сербской нации. Прежде этой церкви находилась тут другая Великомучен. Варвары, которой начало неизвестно. Села Павлиша, Сретенская, Бобр. уезда. Города Ново-Миргорода, Рождество-Богородичная. Сия церковь была деревянная, упразднена в 1823 году; находилась среди крепости, срытой в сем же году. Церковь перевезена в село Буличево-Петровку. Села Цыбулева, Архангело-Михайловская, дер. Бобр. у., поселено до Сербов. 1777 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

27 VII-й вселенский собор назвал, этих монахов корифеями и вождями монашества (Migne SG. t., 114, vita S. Theodosii). 28 Полное согласие данной формулы с святоотеческим учением доказывает подробно на основании свидетельств свв. Афанасия и Кирилла Александрийск., Григория Богослова и особенно Прокла, Константинопольского, дословно употреблявшего эту формулу, Иоанн Максентий в сочинении De-Christo professio (Migne SG t. 86 I, c. 80 – 82). 29 Mansi : Santorum conciliorum collectio, t. 7. c. 1110 и далее: письма епископов: Квинтилиана, Иустина, Памфила, Фавста к Петру Фулло. 30 В «Хронике Виктора, еп. тупуненского читаем: «Виталиан, военачальник, войдя с сильным войском в Константинополь, ... не иначе соглашался на мир с импер. Анастасием, как если тот возвратить из изгнания и восстановить на своих кафедрах сосланных защитников Халкидона и возобновить общение восточной церкви с западной» (Bibliotheca Vet. Patr., Gallandii t. XII, p. 227). 34 Migne, t. 86 I, с. 1229С. Иустин, своим указом о возвращении сосланных ранее за признание Халкидонского собора епископов на свои кафедры и повелением внести собор в диптихи (Coteleriï Ecclesiae graecae monum... t. 3. p. 326), вполне заслужил такое наименование. 39 На это указывает письмо православных епископов, посланное папе Агапиту от Константинопольского собора 536 г., где об импер. Иустиниане говорится: «и ради этого он установил четыре св. собора в божественных и святых празднованиях, чтобы их провозглашали св. проповедники... И после чтения Евангелия, когда по обычаю совершается мисса, по прочтении Символа веры , когда делается переход к диптихам, тогда происходит!, обряд провозглашения вселенских соборов». Migne, t. 86 II, с. 2723 прим. 44. 43 Либерат утверждает, что совет об издании такого эдикта был подан Иустиниану Феодором Аскидою, который в качестве, оригениста и акефала ненавидел Феодора Мупсуестийского, – несторианина и антиоригениста, это во-первых. Во-вторых же, Аскида думал этим маневром отвлечь внимание Императора от монофиситов и оригенистов. Те и другие надеялись и не без основания, конечно, поправить свои дела и укрепить свои позиции этим начавшимся походом против сподвижников Нестория и противников. Оригена . Hefele. Op. cit. S. 967.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Основатель князь Сергей Голицын, населивший село Малороссиянами из Подольских, ему принадлежащих, деревень. Села Любашевки, Михайловская, кам. Александрийск. у. Построена по данному от поручика Любинского прошению, которому в 1811 году и выдана архипастырская грамота. 1812 год Села Николаевки, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Села Белоусовки, Покровская, кам. Бобр. у. О постройке сей церкви дело началось еще в 1799 году; следовательно и селение основалось гораздо раньше нынешней каменной церкви. Села Верблюжки, Николаевская, кам. Бобр. у. Церковь сия отделилась от состоящей в том же селе Верблюжке Успенской церкви, по размножению жителей сего села, которые в одной церкви помещаться не могли. Дело началось о построении сей новой церкви в 1807 году, по прошению прихожан. Села Ново-Красного, Успенская, молитвенный дом, Бобр. у. 1813 год Села Славяно-Сербки, Св. Апостола Луки, кам. Одесск. у. Селение сие потому так названо, что в нем водворены Славяно-Сербы гг. Никшичи, из-за границы вышедшие, в 1807 г. в числе 101 души о. п., и для которых в сказанный год церковь построена на казенный счет. Села Семенонастовки, Николаевская, кам. Бобр. у. 1814 год Колонии Кубанки, Троицкая, кам. Одесск. у. Обселена Болгарами, в 1801 году из-за границы вышедшими, кои и построили церковь собственным своим тщанием. Города Одессы, единоверческая Успенская, кам. Сначала церковь сия не была прямо церковью, но раскольничьею часовнею. В 1814 году прихожане оной почувствовали свое заблуждение, и, дабы часовня обращена была в единоверческую церковь , вошли к экзарху Гавриилу, митрополиту Кишиневскому и Хотинскому, с убедительным прошением. Как в прошении их помещены были условия, крайне неосновательные; то в оном и последовал им отказ. Изменив силу своего домогательства, и подкрепясь ходатайством Херсонского военного губернатора, Одесского градоначальника, Еммануила Осиповича Дюка-де-Ришелье, писавшего между прочим к преосвященному, «что Одесское старообрядческое общество утомилось беспокойствами, коими преследовано всегда было за имение у себя беглых попов», часовенные прихожане опять притекли к архипастырю, и покорность их ознаменована исполнением их желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Евангелие. (Парем. общие Преп.) – Пр. Михаила Клοпского, Христа ради юродивого. Апостол. Евангелие. 12. Мчц. Татианы. Мч. Петра, нариц. Авессаламита. – Св. Саввы, архиеп. Ссрбского. Сл. Святит. 13. Муч. Ермиила и Стратоннка. Пр. Иакова, еп. Нисивийск. 14. Преп. Отец, в Синаи и Раифе избиеинных: Исаии, Саввы Моисея, Иосифа, Домна, Иеремии, Павла, Адама, и др. – Пр. Феодула. Апостол. Евангелие. – Отдание праздн. Богоявления. Сл. праздп. (кроме Пар. и Ев. у.) а преп. Отец служба отправл. 13-го Января. 15 Преп. Павла Фивейск. и Преп. Иоанна кущника. Апостол. Евангелие. 16 Поклонение вериг Ап. Петра. Апостол. Евангелие. Муч. Спевсинна, Елевсиппа и Мелевсиппа, и бабы их Мчц. Леониллы, и иже с ними. 17+ Преп. Антония великого Апостол. Евангелие. (Парем. Преп.) 18 Св. архиеп. Александрийских Афанасия велик. и Кирилла. Апостол. Евангелие. 19 Преп. Макария Египетского. Сл. Препод., см. 14 Янв. Пр. Макария Александрийск. Мучц. Евфрасии дев. 20 Пр. Евфимия вел. Сл. см. 17 Янв. 21. Пр. Максима исповедника . Апостол. Евангелие. Мч. Неофита. Муч. Евгения, Кандида, Уаллериана н Акилы. Мчц. Агнии дев. 22. Апост. Тпмофея. Апостол. Евангелие. И Пр. мч. Анастасия Персского. Преп. муч. Анастасия Печерск. 23. С-мч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела и проч. Апостол. Евангелие. Св. Павлина, еп. Нолаиского. 24. Пр. Ксении Римляныни. Мч. Вавилы Сикилийского и др. 25+ Св. Григория Богослова , патр. Кон. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) Мчц. Филицаты и сынов ее. 26. Преп. Ксенофонта, дружины его Марии, и сынов их Аркадия и Иоанна. 27+ Перенесение мощей св. Иоанна 3латоустого (Сл. Ноября 13). 28 Пр. Ефрема Сирина . Сл. Преп. Апостол. Евангелие. – Преп. Ефрема Печерск. и Пр. Ефрема Новоторжского, чуд. Преп. Палладия пустынника. – Пр. Феодосия Тотамского, чуд. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Евангелие. Преп. Лаврентия, затворн. Печерского. Муч. Романа, Иакова, и др. 30+ С.мч. Ипполита, папы Римск. и с ним Кенсорина, Савина, Хрисии дев., и др. – Св. отец: Василия вел., Григория Богослова и Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Были мы в лазарете Большого дворца сегодня днем с Алексеем и было удивительно скучно и слабо, так как мы и сестры стояли у одного дерева, а раненые у другого, и долго не могли разойтись. А после сыграли в теннис в первый раз после Твоего отъезда. Четыре сета по-разному, и я все проиграла. Погода была чудная, и солнце сильно припекало, так что понемногу начинаем загорать, а вечера совсем свежие, так что в платье холодно сидеть. Здесь, на балконе, стало очень уютно, так как Мама приобрела новую соломенную мебель, сделанную инвалидами, и горят две лампы. Сейчас принесли чайный стол, и Галкин усердно пихает Аню в кресле под столом. Папа душка, я много о Тебе думаю эти тревожные дни. Бог даст, все скоро пройдет и «будет легче», как Григорий всегда говорит. Ах, да! Были мы четыре, Иза, Кира 431 и Вильчковский в Колпине 432 вчера днем. Там гораздо теплее, чем здесь, и очень красиво около реки. Мы были в шести лазаретах и церкви, где находится образ Св Николая Чудотворца (чудотворный). Там было довольно много рабочих и между инженер-механиками Соловов – помнишь его на яхте, а потом на «Абреке». Извиняюсь за только что сделанную кляксу. У нас в лазарете находится Коленкин – у него нарыв в левом ухе, но уже лучше. Прибыл он в Александрийск только неделю, но его уже очень полюбили, и он рвется обратно. Ну, теперь кончаю. Храни Тебя, Папа, ангел мой. Целую и люблю Тебя крепко, крепко. Твой верный Елисаветградец. Кланяюсь Николаю Павловичу. Из дневника Татьяны Николаевны Вторник, 30 июня Утром поехала с Ольгой к «Знамению», оттуда в лазарет. Была операция под местным наркозом Грамовичу, вырезали пулю из груди. Подавала инструменты. Потом Андреевскому, разрез сделали на пятке. Перевязывала Прокошеева 14-го Финляндского полка, рана грудной клетки, рана щеки и глаза. Перевязывала потом Иванова, Мелик-Адамова, Таубе, Малыгина. Между сидела в коридоре с Ираклием [Вачнадзе], Снарским и другими. Завтракали с Папа, Мама и Дмитрием. Был урок. Пошли пешком в Большой дворец. Каталась на байдарке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Села Паркан, Николаевская, кам. Тираспольск. у. О дозволении построить сию церковь , с помощью вкладов, в 1792 году просил архиепископа Амвросия житель сего села Евстратий Винтул, которому в том и не было отказано. С тем вместе определен и священник, некто Добрилов, который до сего времени состоял священником в одном из селений Бендерского округа. Но как то селение осталось после войны в Турецком владении, то сей священник и просил о переводе его в новозаводимое против Бендер, как писал он, «местечко Парканы». Ныне, по ведомостям значится церковь в Парканах существующею с 1826 года. Села Березовки, Иосифовская, дер. Александрийск. у. Села Ремеровки, Иоанно-Предтеченская, дер. Тирасп. у. Церковь сия была плетневая, вместо которой в 1820 году построена новая. Селение основалось по завоевании Очаковской области и жители его Молдаване. Слободы Гидирим, Богородицкая, дер. Тираспольск. у. Села Перелет, Михайловская, дер. Ананьевск. уезда. Сии церкви в 1791 и 1792 годах, с дозволения преосвященного Гавриила, за крайнею их ветхостию, были починяемы. Следовательно основание их должно отнести к раньшему времени. В Перелетской церкви есть антиминс с подписью преосвященного Иоакима. Села Флор, Николаевская, плетневая, Ананьевск. у. За крайнею ветхостью и переводом жителей церковь закрыта. Села Окон, Успенская, дер. Тираспольск. у. Плетневая и самая ветхая, вместо которой, в 1840году, владельцем села построена новая каменная, с применением к Византийскому вкусу. Что касается до обселения, то оно существовало еще раньше цервой церкви. Замечательны здесь водяные ключи, в коих из глубины, никому неизвестной, вода поднимается вверх; видом Они подобны окнам; отчего и село называется «окны» или «окошки». Села Дойбановки, Михайловская, кам. Тираспольск. у. До сей церкви была другая плетневая. Селение существовало еще при владении Турков и жили Молдаване. Села Бирзул, Иоанно-Богословская, дер. Ананьевск. у. Плетневая, до которой была другая церковь деревянная и на другом месте, того же наименования, построенная еще при владении Турков; жители были Молдаване, каковые и теперь тут. Ныне церковь в Бирзулах с 1823 года каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

890 Ап. кан. 62, I Всел. соб. кан. 10, Анк. 1, 2, 3, 12; Петра Александрийск. 10, 11, 12, 14; посл. Афанас. к Руфиниану; Григ, Нисск. 2, Вас. Вел. 1 и 81. 906 Ε μγε ρα συσταη, τι παρ αρετισν χει τν χειροτοναν, τος γρ παρ τν τιοτων βαπτισθντας, χειροτονηθντας ο τε πιστος, ο τε κληρικος ε ναι δνατον. Аф. Синт., II, 87. Таких священнослужителей каноны называют просто лжесвященниками ( ψευδιερες). Ап. кан. 47. 908 Напр.: кафаров (I Всел. соб. кан. 8), донатистов (Карф. 68), энкратитов (Вас. Вел. I), мессалиан (Акты Ефесск. собора. Harduini, I, 1542). 909 II Всел. соб. кан. 4 и 6; ср. ап. 31, Ант. 5, Гангр. 6 и послание Никейского I Всел. собора Александру (ар. Socrat. Hist. eccl. I, 9). 910 Монтанисты, павлнкиане, ариане, македониане и другие подобные еретики: если же приходившие к церкви от них были достойны священства, таковых рукополагали, не обращая внимания на рукоположение, полученное ими со стороны еретических епископов (I Всел. соб. кан. 19, Лаод. 8). 911 «Святой и Вселенский собор предписывает, что если некоторые служители церкви, или миряне, или епископы из Италии, пребывающие в Азии, или Европе или Ливии, были отлучены, или извергнуты, или преданы анафеме самим святейшим папою Иоанном, то они должны считаться отлученными и преданными анафеме и извергнутыми и святейшим патриархом Константинопольским Фотием . И которых клириков, или мирян, или лиц архиерейского и иерейского чина, Фотий, святейший патриарх наш, в какой бы то ни было области, подвергнет отлучению или извержению или анафеме, то это должен признавать в полной силе, под страхом того же осуждения и святейший папа Иоанн, а с ним и святая римская церковь Божия». На соборе, издавшем этот канон, было 383 епископа, которые все, совместно с легатами римской церкви, подписали его и утвердили. И после конечного разделения церквей (1053 г.), лучшие канонисты восточной церкви признавали каноничность римско-католического рукоположения. См. ответы (1 и 2) Иоанна Китрского архиеп. Константину Кавасиле (Аф. Синт., V, 403) и Дмитрия Хоматина, архиепископа болгарского (конца XII и начала XIII века), канонические ответы этому же Кавасиле (Аф. Синт., V, 430 sq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Евфросиния Муромская, 255. Евфросиния Сузд-ская (Полоцкая), св., 251, 252, 255. Екатерина Сиенская св., 254. Елена равноапост. царица, 14, 64. Елисавета Венгерская, 254. Енифаний Кипрский св., 300. Епифаний Премудрый , 15, 86, 98, 110–113. Ефрем, 54, 55, 56. Ефрем Переяславск. святит., 75. Ефрем Сирин св., 58, 300, 349. Ефросин open., 134. Зосима св., 132–133. Зосима Московский Митр,, 162, 176. Иаков, 64. Иаков Железноборовский, 119. Иаков монах 22. Игнатий св., 57. Игнатий Лойола св., 26, 43, 320, 337, 413. Иероним блаж., 271, 300. Иларион инок, 34. Иннокентий Иркутский святит, 79, 115. Иннокентий Комельский св., 225. Иоанн Большой Колпак юрод., 245, 248 Иоанн Властный юрод, 245. Иоанн Дамаскин св., 14, 219, 300. Иоанн Коломбини блаж., 249. Иоанн Златоуст св., 14, 33, 55, 76, 82, 145, 191, 211, 300, 303, 349. Иоанн Затворник, 48. Иоанн Лествичник св., 38, 191, 227, 300, 303, 350 362. Иоанн Многотерпеливый, 50. Иоанн Тобольский , 79, 115. Иоанн Угличский, 27. Иона Московский митрп. св., 79, 81, 82, 127, 147. Иосиф Волоколамский, 16, 158, 159– 168, 189, 194–222, 228, 229, 234, 261, 227, 281, 290, 411. Исаакий, 48, 49, 99, 242. Исаак Сирин, 191. Исаия Ростовский свят., 78, 115. Исидор Пелусиот св., 300., Исидор Московский митрп., 81. Исидор блаж. юрод., 244. Иулиания Вяземская св., 255. Иулиания Лазаревская св. прав., 254, 257, 258–264. Кассиан игумен, 132, 225. Киприан св., 300. Киприан Московск. митр. 167. Кирилл Александрийск., 217. Кирилл Белозерский, 16, 120–127, 135, 169,  189, 190, 199, 209, 214, 228229, 234, 348. Кирилл Новгородский, 232. Кирилл Туровский , 78. Кирилл Скифопольский , 55. Константин царь. св. равноап., 64. Константин Ярославович Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, 166. Корнилий Комельский преп., 127, 266–232. Ксения блаж. юрод., 247–248, 250, 255. Кукша св., 52, 115. Лаврентий игумен, 231. Лев папа св., 300. Леонтий Ростовский святит., 78, 115. Леонид Оптинский, 365–369. Лука Новгородский, 78.. Макарий Египтск., 37. Макарий Колязинский, 133.       

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Или предположим, если угодно, что и они, будучи поражены зрением Воскресшего Иисуса, были-бы принуждены нарещи Его своим Господом. Что-же бы последовало? – Вместе с Петром, который так восхвален за исповедание Христа Сына Божия, вы увидели-бы Христовым исповедником и Каиафу, изобретателя Христоубийства; он пришёл-бы таким образом в царство Христово, не как покаявшийся и желающий исправления грешник, но как уловленный преступник, не имеющий, куда бежать. Таких-ли сынов царствия ожидает царствие небесное, которых и земное царство не признаёт достойными себя членами, когда знает их расположение? Итак, премудр Господь в том, что не хочет до времени явиться миру в славе Своего воскресения: Он даёт о Себе столько знамений, чтобы желающие могли познать и обрести его; но не поражает всех чудесами, чтобы с достойными сынами царствия, приемлющими Его искренно и свободно, не смешать неключимых рабов, только принуждённо и притворно покоряющихся. О сем предварил Он Апостолов, когда сказал: не приидет царствие Божие со усмотрением ( Лук. 17:20 ). Наконец, можно ещё полагать не без основания, что Господь щадит сынов мира, когда им не является. Ибо может-ли сухая трава также выдержать присутствие огня, как выдерживает золото, которое им очищается и совершенствуется? Не превратит-ли Он её мгновенно в пепел и прах? Подобно сему присутствие Божественного Иисуса, которое слабых в вере укрепляет, верных и праведных более и более очищает, и просвещает, если бы открылось неверующим и тлеющим во грехах, не попалило-ли бы нас, и не разрушило-ли бы своею чистотою и силою?». Слова и Речи, т. 2-й стрр. 266–268. 311 Т. R. читает ποιησμεν (вместе с A E G H K U S Π), Tischendorf вместе с A 1 B D L X – ποιησμεθα. Св. Кирилл Александрийск. пишет: «заметив, что Ученик не очень Его понимает, Он вновь возвращается к сказанному вначале и ясно научает, что не чрез одно только видение воспринимаемое знание откроется для Своих Ему, но что оно будет представлять некоторый особенный для них и для других незнакомый род просвещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Больной приобщается «запасными Св. Дарами», которые хранятся в дарохранительнице на престоле и приносятся больному священником в дароносице. Мирянам же приобщать самих себя запрещено (V Всел. Соб., прав. 58, и Лаод. Соб., прав. 14). Равно не дозволено сего и диаконам (Ставленическ. диаконск. грамота). Нет ограничения времени, чрез которое можно снова причащать больного во время одной и той же болезни. Древние христиане и в здоровом состоянии приобщались каждый воскресный день, в болезни же может быть и более частое приобщение Святых Таин 1158 . Аще же кто отходит от жизни, то человеколюбие отцов повелевает, да причастится Святых Таин, и да не без напутствия отпущен будет в последнее и дальное странствование (Книга правил апост. и Соборов, прав. 5-е Григория Нисск.). Больных позволяется приобщать и по вкушении ими пищи, дабы без причастия кто не умер (Кормч. кн., ч. П. Никифорова, П. Констант. Исповед. прав. 7-е. Номоканона пункт 166-й), но не дозволяется приобщать лишенных ума и беснуемых до выздоровления, кроме смертных случаев (Служебн. Извест. учит., о подаянии и приятии божественных Таин). Впрочем, по правилу (3-му) Тимофея, Архиепископа Александрийского, дозволяется приобщать, по временам, и беснуемых, если они в бесновании не богохульствуют (Кормч. кн., ч. I. См. в «Руководстве для сельск. пастырей», 1872 г., 29: «Совет священнику относительно лиц, одержимых злым духом»). Хотя женщинам, по правилам церковным (Извест. учит, в Служебн. и Тимофея Александрийск., прав. 6), в период месячного или родильного очищения не дозволяется ни в церковь входить, ни причащаться, но если им случится впасть в такое время в болезнь, нет причины лишать их причащения тела и крови Господней. Естественная нечистота – есть явление, не зависящее от их воли. Правила же, запрещающие им причащение, имеют в виду женщин здоровых, а не больных и умирающих. Равно и находящихся в смертной болезни со рвотою, нет правила лишать их святого причащения. Их обыкновенно причащают с тою предосторожностью, какая предписана иерею в Учительном Известии, именно: Аще по причащении Святых Таин абие приключится иерею изблевати, блевотины да сберутся в льняные сгребия и в чистый сосуд да вложатся и в текущую реку да измещутся (Извест.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010