Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 4 июня и 18-19 июля 1999 года В заседании Священного Синода 4 июня 1999 года под председательством Патриарха Слушали: доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Высокопреосвященного Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Феодосия и состоявшемся 13 мая сего года отпевании почившего. Постановили: 1. Вознести моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Высокопреосвященного Архиепископа Токийского Феодосия, Митрополита всей Японии. 2. Выразить соболезнование клиру и пастве овдовевшей Японской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 3. Управление Японской Автономной Православной Церковью до соборного избрания нового Предстоятеля принимает на себя Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 4. Епископу Читинскому и Забайкальскому Иннокентию поручается от имени Патриарха Московского и всея Руси осуществлять архипастырское попечение о приходах Японской Автономной Православной Церкви и совершать в них богослужения до вступления в управление Церковью ее нового Предстоятеля. В расширенном заседании Священного Синода 18 июля 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Доклад Святейшего Патриарха Алексия о целесообразности проведения в год 2000-летия Рождества Христова юбилейного Собора Русской Православной Церкви. Постановили: 1. Одобрить предложение Святейшего Патриарха Алексия II. 2. Провести юбилейный Архиерейский Собор во второй половине 2000 года в Москве. 3. Дату и программу юбилейного Архиерейского Собора, согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви (III, 9), определить Священному Синоду. 4. Считать своевременным включение в повестку дня Архиерейского Собора вопрос о причислении к Собору новомучеников и исповедников Российских новых святых для общецерковного почитания.

http://mospat.ru/archive/86369-opredelen...

     17 октября 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в в зимней сессии (сентябрь-февраль) приглашены: митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий, митрополит Челябинский и Миасский Григорий, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Сурожский Матфей. ЖУРНАЛ 125 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу. ПОСТАНОВИЛИ: Принять заявление Священного Синода . ЖУРНАЛ 126 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Санкт-Петербург. Справка: 14 октября 2019 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл по прибытии в Санкт-Петербург направился на Большеохтинское Георгиевское кладбище, где совершил заупокойную литию, на могиле своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. 15 октября 2019 года, в день 90-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Патриаршего наместника Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Феодосийского и Керченского Платона, митрополита Новгородского и Старорусского Льва, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа; архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Боровичского и Пестовского Ефрема, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, епископа Юрьевского Арсения, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

http://pravoslavie.ru/124778.html

Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года 30 августа 2019 г. 15:29 30 августа 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются:  митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в сегодняшнем заседании приглашены следующие временные члены Синода:  митрополит Челябинский и Миасский Григорий ,  митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий ,  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий ,  епископ Волгодонский и Сальский Корнилий ,  епископ Сурожский Матфей .   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 7 июля 2019 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь Выборгской епархии, где совершил чин великого освящения верхнего храма собора Рождества Пресвятой Богородицы, после чего возглавил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, Патриаршего Экзарха Юго-Востока Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима, духовенства Выборгской епархии, Санкт-Петербурга и Татарстанской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5492005.ht...

В 2014 году меня назначили на читинскую кафедру. Был поражен громадными просторами епархии, своеобразным менталитетом местных жителей и спецификой церковной жизни. На всю колоссальную площадь  Читинской епархии тогда насчитывалось лишь два десятка священников с учетом столицы региона! В Чите действовал единственный храм — бывший католический костел. Прежде целую эпоху Забайкальский край был отдаленным уголком Иркутской епархии . Кое-где священнослужители оказались предоставлены сами себе, и это не могло не повлиять на устроение церковной жизни: на практике она отставала от современных реалий на несколько десятилетий. Пришлось наверстывать упущенное — открывать храмы и монастыри, восполнять необходимое количество священнослужителей на приходах, поддерживать православную гимназию, заниматься вопросами возвращения церковной собственности и даже ставить памятники: у кафедрального собора открыли монумент святому благоверному князю Александру Невскому. — Два с половиной года вы занимали кафедру еще в одной из дальневосточных епархий — Хабаровской .  Владивостокская  от нее чем-то принципиально отличается? — Когда я прибыл в Хабаровск, трудами моих предшественников уже было сделано немало: возведены новый кафедральный собор, современное здание духовной семинарии, целый ряд необходимых городу храмов. Одна из важнейших задач, стоящих перед хабаровскими архиереями, — окормление духовной семинарии, которая готовит священнослужителей для всего Дальнего Востока. Необходимо позаботиться, чтобы обучение проходило на высоком уровне, найти квалифицированных и опытных преподавателей и профессоров, создать условия для продуктивной образовательной и научной деятельности. Прямая обязанность любого архипастыря — делать все возможное для полноценного развития приходской жизни в регионе. Именно с целью более эффективного управления ради пользы церковной как раз в те годы из Хабаровской епархии была выделена новая — Ванинская , которая также входит в Приамурскую митрополию наряду с Амурской епархией и Николаевским викариатством . В Приморской митрополии тоже три епархии, но центральная — Владивостокская — осталась самой обширной, ее территория простирается от Японского моря до границы Хабаровского края. Несмотря на наличие федеральной автотрассы и железной дороги, даже в пределах епархии из отдаленных церковных округов священникам бывает проблематично добираться во Владивосток — например, на расширенные заседания епархиального совета. Затяжные ливни, ледяные дожди, ураганы и иные природные катаклизмы в Приморье не редкость. В таких случаях взаимодействовать помогает опыт организации дистанционных совещаний и онлайн-конференций, полученный во время пандемии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5835071...

Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владимир (Петров Иван Петрович), архп. Казанский и Свияжский Родился 29 мая 1828 года в Донской обл. Федосеевской станице. Сын простого казака, впоследствии бывшего священником на Алтае. В 1849 году окончил Воронежскую духовную семинарию и в 1853 году Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. 19 марта 1853 года принял монашество, будучи на последнем курсе академии. 22 окт.1853 года рукоположен во иеромонаха и определен преподавателем философии и психологии в Орловской духовной семинарии. Здесь он вместе с тем исполнял обязанности помощника инспектора семинарии и библиотекаря. Был главным редактором, издателем и даже корректором по составлению «Историко-статистического описания Орловской епархии». При последних работах он несколько раз был командирован в уездные церковные и монастырские архивы: Карачевский, Брянский, Дмитровский, Крымский, Севский и др. С 30 апр.1857 года – инспектор Иркутской духовной семинарии. С 13 июля 1858 года – инспектор Томской духовной семинарии. И в Иркутске и в Томске он трудился по историко-статистическому описанию епархий. С 13 сент.1861 г. – инспектор и экстраординарный профессор СПБ духовной академии в сане архимандрита. Будучи инспектором, читал лекции по Догматическому богословию. В то время он принимал живое участие в учреждении в Петербурге Миссионерского Общества для содействия миссии Алтайской и Забайкальской, и 24 ноября 1865 года накануне открытия этого Общества, он был назначен начальником Алтайской миссии. 16 марта 1880 г. хиротонисан во епископа Бийского, вик. Томской епархии ( в составе Свят.Прав.Веер.Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 год, стр.29 ошибочно указана дата хиротонии 1879 год. См. " Прав. Собес.» 1897 г., ноябрь, стр.539.) Хиротонию совершали два архиерея: епископ Томский, Петр и епископ Курский, Ефрем, ехавшие из Тобольска. В г. Вписке он открыл епархиальное женское училище. В 1881 г. избран почетным членом Казанской духовной академии. С 6 авг.1883 г. – епископ Томский и Семипалатинский. В Томске учредил Братство св. Димитрия Ростовского и достроил кафедральный собор, организовал выделку свечей и ввел воскресные чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Кафедральный собор в честь Богоявления в Иркутске. 1718–1746 гг. Фотография. 2000 г. В соответствии с указом 1727 г. территория новообразованной Иркутской епархии была значительно меньше территории соответствующей провинции. 8 сент. 1727 г. находившийся в Иркутске надзиратель Тобольского архиерейского приказа Н. Словцов по поручению Тобольского митр. Антония (Стаховского) передал в ведение 1-го самостоятельного Иркутского архипастыря свт. Иннокентия (Кульчицкого) 43 храма и 3 мон-ря: в Иркутске 7 храмов и 2 мон-ря ( иркутский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь и жен. Знаменский), в Иркутском дистрикте 15 храмов, за Байкалом Посольский в честь Преображения Господня муж. мон-рь (в совр. Бурятии) и 21 церковь на территории от Удинска (позднее Верхнеудинск, ныне г. Улан-Удэ) до Нерчинска (ныне в Забайкальском крае). Спасо-Преображенский мон-рь в Якутске и Усть-Киренский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , а также храмы городов Илимска (совр. Иркутская обл., затоплен при строительстве Усть-Илимского водохранилища), Киренска (совр. Иркутская обл.) и Якутска, приносившие значительный доход, Тобольский митрополит оставил в своей юрисдикции. Забайкальский Селенгинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь (на территории совр. Бурятии), расположенный в центре вновь образованной Иркутской епархии, также остался под управлением Тобольского митрополита. Особый статус имел основанный в 1706 г. на территории Иркутского и Нерчинского вик-ства нерчинский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь . По указу Петра I Алексеевича от 17 апр. 1706 г. первенствующая роль в управлении монастырем принадлежала вкладчикам; «архимандритам и игуменам того монастыря» предписывалось «крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию… и служебное правило». Несмотря на то что мон-рь не был назван в указах, утверждавших юрисдикцию Иркутского архиерея, в апр. 1728 г. свт. Иннокентий назначил туда игуменом своего духовника Нафанаила. Указ Петра I о Нерчинском мон-ре стал причиной борьбы вкладчиков и настоятелей за власть, что привело к закрытию обители в 1773 г.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир ЖМП 7 июль 2021 /  11 августа 2021 г. 17:40 Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир: «Александро-Невский храм воспарит над островом Русский» PDF-bepcuя. Три новых церкви ежегодно — Ваше Высокопреосвященство, вы принадлежите к тем молодым епископам Русской Церкви, которые возглавили кафедры в последнее десятилетие. В какой мере вас подготовило к этому длительное служение на вашей родной рязанской земле? — Начинал священническое служение я еще больничным пастырем — в корпусе Рязанской клинической больницы имени Н. А. Семашко, освобожденном врачами и переданном Церкви для обустройства временного Никольского храма. Затем в городе Скопине — тогда еще центре не епархии, а благочиния — мне довелось быть настоятелем кладбищенского Никольского храма, куда я ходил в детстве. Потом исполнял послушание благочинного. Поэтому проблемы современной приходской жизни знаю не понаслышке. Когда позднее в Рязанской митрополии выделили Скопинскую епархию и меня поставили правящим архиереем, тот опыт, конечно, сильно пригодился. Казалось бы, по числу муниципальных районов — всего десяток — та епархия не самая большая. Но там служила сотня клириков на 120 приходах, действовало пять монастырей. Управление родной Скопинской епархией обогатило меня бесценным опытом, помогло лучше узнать реальные проблемы на местах. Пожалуй, одна из наиболее болезненных среди них — поддержание ветшавших храмов в вымирающих или, увы, вымерших селах Средней полосы.  В 2014 году меня назначили на читинскую кафедру. Был поражен громадными просторами епархии, своеобразным менталитетом местных жителей и спецификой церковной жизни. На всю колоссальную площадь Читинской епархии тогда насчитывалось лишь два десятка священников с учетом столицы региона! В Чите действовал единственный храм — бывший католический костел. Прежде целую эпоху Забайкальский край был отдаленным уголком Иркутской епархии. Кое-где священнослужители оказались предоставлены сами себе, и это не могло не повлиять на устроение церковной жизни: на практике она отставала от современных реалий на несколько десятилетий. Пришлось наверстывать упущенное — открывать храмы и монастыри, восполнять необходимое количество священнослужителей на приходах, поддерживать православную гимназию, заниматься вопросами возвращения церковной собственности и даже ставить памятники: у кафедрального собора открыли монумент святому благоверному князю Александру Невскому.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 После крушения армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919–20 гг. в Китай хлынула толпа русских изгнанников, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию (некоторые источники называют цифры 500000 чел.) 1 . Были закрыты Посольство и Консульства Российской Империи. Прервалась связь с церковным центром — Москвой. Российская Духовная миссия в Китае, как и другие заграничные учреждения Русской Православной Церкви, временно подчинились Зарубежному архиерейскому Синоду на основании постановления Святителя Тихона Московского, Священного Синода и Высшего Церковного совета от 7(20) ноября 1920 г. Определением Зарубежного Синода была образована новая епархия — Пекинская и Китайская. Ее возглавил владыка Иннокентий в сане Архиепископа, а позднее — Митрополита Пекинского и Китайского. Таким образом, миссия, сохранив старое название, стала первой епархией на территории Китая. Были образованы викариатства в Шанхае во главе с епископом Симоном, будущим Начальником 19-й миссии, и Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) во главе с преосвященным Ионой, епископом Ханькоуским — в 1922 г. Духовная миссия стала правящим центром в этой епархии. Была образована также и Харбинская епархия, которую возглавил архиепископ Мефодий; на территории Маньчжурии оказались архиепископ Забайкальский Мелетий, архиепископ Камчатский Нестор, архиепископ Димитрий Хайларский. Епар­хия была непосредственно подчинена Зарубежному Синоду и не зависела от Пекина. Самоотверженная помощь беженцам из революционной России привела миссию к полному упадку. Лишенная денежных средств, лишенная помощи из России от Синода и правительства, от своих подворий в Москве и Петрограде, обремененная долгами, миссия пришла почти к совершенному разорению. Бывшее при Начальнике 18-й миссии, владыке Иннокентии, на недосягаемой высоте материальное положение миссии впоследствии пошатнулось и под натиском неприятелей владыки.

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010